Управление виртуальной памятью в современных ос алгоритмы подкачки и вытеснения
Стратегии управления виртуальной памятью, так же как и стратегии управления физической памятью, разделяются на три категории: стратегии вталкивания, стратегии размещения и стратегии выталкивания.
Целью стратегий вталкивания является определить, в какой момент следует переписать страницу или сегмент из вторичной памяти в первичную.
Целью стратегий размещения является определить, в какое место первичной памяти помещать поступающую страницу или сегмент.
Целью стратегий выталкивания является решить, какую страницу или сегмент следует удалить из первичной памяти, чтобы освободить место для помещения поступающей страницы или сегмента, если первичная память полностью занята.
Большинство стратегий управления виртуальной памятью базируется на концепции локальности, суть которой заключается в том, что распределение запросов процессов на обращение к памяти имеет, как правило, неравномерный характер с высокой степенью локальной концентрации.
Свойство локальности проявляется как во времени, так и в пространстве.
Локальность во времени означает, что к ячейкам памяти, к которым недавно производилось обращение, с большой вероятностью будет обращение в ближайшем будущем.
Локальность в пространстве означает, что обращения к памяти, как правило, концентрируются так, что в случае обращения к некоторой ячейке памяти с большой вероятностью можно ожидать обращение к близлежащим ячейкам.
Свойство локальности наблюдается не только в прикладных программах, но и в работе программ операционной системы. Свойство это скорее эмпирическое (наблюдаемое на практике), чем теоретически обоснованное. Локальность никак нельзя гарантировать, однако ее вероятность достаточно велика. Самым важным следствием локализации является то, что программа может эффективно работать, если в первичной памяти находится подмножество, включающее наиболее “популярные” ее страницы или сегменты.
Для оценивания эффективности стратегий управления памятью в операционных системах применяют показатель “пространство-время”, вычисляемый по формуле
где S - показатель “пространство-время”; V - объем первичной памяти, занимаемый процессом; T - длительность ожидания процессом подкачки необходимой страницы или сегмента.
Уменьшение значения показателя S за счет снижения периодов ожидания процессом нужных ему страниц или сегментов является важнейшей целью всех стратегий управления памятью.
Стратегии вталкивания (подкачки)
Для управления вталкиванием применяются следующие стратегии:
· вталкивание (подкачка) по запросу (по требованию);
· вталкивание (подкачка) с упреждением (опережением).
Вталкивание (подкачка) по запросу предполагает, что система ждет ссылки на страницу или сегмент от выполняющегося процесса и только после появления такой ссылки начинает переписывать данную страницу или сегмент в первичную память. Подкачка по запросу имеет положительные и отрицательные стороны.
К положительным сторонам относятся:
- гарантировано, что в первичную память будут переписываться только те страницы (сегменты), которые необходимы для работы процесса;
- накладные расходы на то, чтобы определить, какие страницы или сегменты следует передавать в первичную память, минимальны.
К недостаткам подкачки по запросу относится тот факт, что процесс в этом случае накапливает в первичной памяти требуемые ему страницы (сегменты) по одной. При появлении ссылки на каждую новую страницу (сегмент) процессу приходится ждать, когда эта страница (или сегмент) будет передана в первичную память. В зависимости от того, сколько страниц (сегментов) данного процесса уже находится в первичной памяти, эти периоды ожидания будут, как это следует из формулы (4.5), обходиться все более дорого, поскольку ожидающие процессы будут занимать все больший объем памяти.
Вталкивание (подкачка) с упреждением предполагает, что система пытается заблаговременно определить, к каким страницам или сегментам будет обращаться процесс. Если вероятность обращения высока и в первичной памяти имеется свободное место, то соответствующие страницы или сегменты будут переписываться в первичную память еще до того, как к ним будет явно производиться обращение. При правильном выборе страниц (сегментов) для упреждающей подкачки удается существенно сократить общее время выполнения данного процесса и уменьшить значение показателя “пространство-время”.
К недостаткам стратегии подкачки с упреждением можно отнести тот факт, что, согласно теории вычислимости, точно предсказать путь, по которому будет развиваться процесс, в общем случае невозможно. Поэтому вполне возможны ситуации, когда решения о выборе станиц (сегментов) для упреждающей подкачки будет в большинстве случаев приниматься неверно для одного или нескольких процессов, развивающихся в системе, что в свою очередь приведет к резкому снижению скорости работы этих процессов из-за увеличения времени ожидания необходимых им страниц или сегментов.
Стратегии размещения
В системах со страничной организацией виртуальной памяти решение о размещении вновь загружаемых страниц принимается достаточно просто: новая страница может быть помещена в любой свободный страничный кадр.
Для систем с сегментной организацией виртуальной памяти применяются такие же стратегии размещения, какие используются в системах распределения памяти переменными разделами (см. П.4.2), а именно:
· размещение с выбором первого подходящего свободного участка;
· размещение с выбором самого подходящего свободного участка;
· размещение с выбором наименее подходящего свободного участка.
Подробное описание действий для реализации перечисленных стратегий размещения приведено в п.4.2.3.
Стратегии выталкивания
В мультипрограммных системах вся первичная память бывает, как правило, занята. В этом случае программа управления памятью должна решать, какую страницу или какой сегмент следует удалить из первичной памяти, чтобы освободить место для поступающей страницы или сегмента. В настоящее время применяются следующие стратегии выталкивания (откачки) страниц (сегментов):
- выталкивание случайных страниц или сегментов;
- выталкивание первой пришедшей страницы или сегмента (FIFO);
- выталкивание дольше всего не использовавшихся страниц или сегментов (LRU);
- выталкивание наименее часто использовавшихся страниц или сегментов (LFU);
- выталкивание не использовавшихся в последнее время страниц или сегментов (NUR).
Стратегия выталкивания случайных страниц или сегментов является наиболее простой в реализации, обладает малыми издержками и не является дискриминационной по отношению к каким-либо процессам, работающим в системе. В соответствии с этой стратегией любые страницы или сегменты, находящиеся в первичной памяти, могут быть выбраны для выталкивания с равной вероятностью, в том числе даже следующая страница или сегмент, к которым будет производиться обращение (и которые, естественно, удалять из памяти наиболее нецелесообразно). Поскольку подобная стратегия, по сути, рассчитана на “слепое” везение, в реальных системах она применяется редко.
Стратегия выталкивания первой пришедшей страницы или сегмента (FIFO-стратегия) реализует принцип “первый пришел - первый ушел”. В этом случае в момент поступления каждой страницы (сегмента) в первичную память ей (ему) присваивается метка времени. Когда появляется необходимость удалить из первичной памяти какую-либо страницу (сегмент), выбирается та страница (сегмент), у которой метка времени имеет наименьшее значение. Аргументом в пользу такой стратегии выталкивания является довод, что у данной страницы уже были возможности “использовать свой шанс”, и пора дать подобные возможности другой странице. Однако стратегия FIFO с большой вероятностью будет приводить к удалению из первичной памяти активно используемых страниц (сегментов), поскольку тот факт, что страница (сегмент) находится в первичной памяти в течение длительного времени, вполне может означать, что эта страница или сегмент постоянно находится в работе.
Стратегия выталкивания дольше всего не использовавшихся страниц или сегментов (LRU-стратегия) предусматривает, что для выталкивания следует выбирать те страницы (сегменты), которые не использовались дольше других. Стратегия LRU требует, чтобы при каждом обращении к страницам (сегментам) их метки времени обновлялись. Это может быть сопряжено с существенными издержками, поэтому LRU-стратегия, несмотря на свою привлекательность, в современных операционных системах реализуется достаточно редко. Кроме того, при реализации LRU-стратегии может быть так, что страница (сегмент), к которой дольше всего не было обращений, в действительности станет следующей используемой страницей (сегментом), если программа к этому моменту очередной раз пройдет большой цикл, охватывающий несколько страниц или сегментов.
Стратегия выталкивания реже всего используемых страниц или сегментов (LFU-стратегия) является одной из наиболее близких к рассмотренной выше LRU-стратегии. В соответствии с LFU-стратегией из первичной памяти выталкиваются наименее часто (наименее интенсивно) использовавшиеся к данному времени страницы или сегменты. Здесь контролируется интенсивность использования страниц (сегментов). Для этого каждой странице (сегменту) назначается счетчик, значение которого увеличивается на единицу при каждом обращении к данной странице (сегменту). LFU-стратегия, будучи интуитивно оправданной, имеет те же недостатки, что и стратегия LRU: во-первых, велика вероятность того, что из первичной памяти будут удалены страницы или сегменты, которые потребуются процессам при следующем обращении к памяти и, во-вторых, ее реализация может быть сопряжена со значительными затратами на организацию контроля интенсивности использования страниц или сегментов.
Стратегия выталкивания не использовавшихся в последнее время страниц или сегментов (NUR-стратегия) также является близкой к стратегии LRU и характеризуется относительно небольшими издержками на свою реализацию. Согласно NUR-стратегии из первичной памяти выталкиваются те страницы (сегменты), к которым не было обращений в последнее время. В соответствии со свойством локальности во времени (см.п.4.4.1) к страницам (сегментам), не использовавшимся в последнее время, вряд ли будет обращение в ближайшем будущем, так что их можно заменить на вновь поступающие страницы.
Поскольку желательно заменять те страницы (сегменты), которые в период нахождения в основной памяти не изменялись, реализация NUR-стратегии предусматривает введение двух аппаратных бит-признаков на страницу (сегмент):
· бит-признак b0 обращения к странице (сегменту);
· бит-признак b1 модификации страницы (сегмента).
Первоначально все b0 и b1 устанавливаются в 0. При обращении к странице (сегменту) соответствующий бит-признак b0 устанавливается в 1. В случае изменения содержимого страницы (сегмента) соответствующий бит-признак b1 устанавливается в 1. NUR-стратегия предусматривает существование четырех групп страниц (сегментов), показанных в табл. 4.5.
Таблица 4.5.Группы страниц (сегментов)
Группа | b0 | b1 |
В первую очередь из первичной памяти выталкиваются страницы (сегменты), принадлежащие группам с меньшими номерами.
Учет времени, в течение которого к страницам (сегментам) не было обращений, осуществляется периодическим сбрасыванием в 0 всех битов-признаков, выполняемым операционной системой.
Практически любая стратегия выталкивания страниц (сегментов) не исключает опасности нерациональных решений. Это объясняется тем, операционная система не может точно прогнозировать будущее поведение любого из процессов, поступивших к ней на обработку.
Контрольные вопросы
1. Часто единственным достоинством виртуальной памяти называют возможность обеспечить для процесса объем виртуального адресного пространства, превышающий объем реальной памяти. Назовите другие достоинства виртуальной памяти.
2. В чем достоинства и недостатки преобразования виртуальных адресов в реальные во время выполнения программы? Какая часть работы по этому преобразованию выполняется аппаратным обеспечением, а какая - ОС?
3. Иногда считают, что виртуальная память может быть обеспечена только в системах с аппаратной поддержкой динамической трансляции адреса. Докажите, что это не так.
4. Почему при поиске свободной памяти стратегия "самый подходящий" оказывается хуже, чем "первый подходящий".
5. Сравните сегментную и страничную модели виртуальной памяти. Какая из них представляется Вам лучшей и почему?
6. Дополните приведенные в разделе 3.5. соображения по поводу выбора размера страницы.
7. Смоделируйте ситуацию применения дисциплины вытеснения FCFS, в которой увеличение числа реальных страниц приведет к увеличению числа страничных отказов.
8. Что такое кластерная подкачка страниц? Почему в современных ОС она становится все более популярной?
9. Каким образом ОС может определять, к каким страницам будут обращения в ближайшее время?
10. Большой размер виртуальной памяти процесса может приводить к тому, что даже таблица страниц не будет помещаться в реальной памяти. Какими путями решается эта проблема в современных ОС?
11. Каким образом снижение стоимости памяти влияет на дисциплины управления памятью?
12. Какие принципиальные изменения в концепции памяти может повлечь за собой увеличение разрядности адреса?
Лекция 6. Планирование процессов
6.1 Основные понятия планирования процессов
Планирование- обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору.
Планировщик - отвечающая за это часть операционной системы.
Алгоритм планирования - используемый алгоритм для планирования.
Ситуации, когда необходимо планирование:
- Когда создается процесс
- Когда процесс завершает работу
- Когда процесс блокируется на операции ввода/вывода, семафоре, и т.д.
- При прерывании ввода/вывода.
Алгоритм планирования без переключений(неприоритетный) - не требует прерывание по аппаратному таймеру, процесс останавливается только когда блокируется или завершает работу.
Алгоритм планирования с переключениями (приоритетный) - требует прерывание по аппаратному таймеру, процесс работает только отведенный период времени, после этого он приостанавливается по таймеру, чтобы передать управление планировщику.
Необходимость алгоритма планирования зависит от задач, для которых будет использоваться операционная система.
Основные три системы:
- Системы пакетной обработки - могут использовать неприоритетный и приоритетный алгоритм (например: для расчетных программ).
- Интерактивные системы - могут использовать только приоритетный алгоритм, нельзя допустить чтобы один процесс занял надолго процессор (например: сервер общего доступа или персональный компьютер).
- Системы реального времени - могут использовать неприоритетный и приоритетный алгоритм (например: система управления автомобилем).
Задачи алгоритмов планирования:
- Для всех систем
Справедливость - каждому процессу справедливую долю процессорного времени
Контроль над выполнением принятой политики
Баланс - поддержка занятости всех частей системы (например: чтобы были заняты процессор и устройства ввода/вывода) - Системы пакетной обработки
Пропускная способность - количество задач в час
Оборотное время - минимизация времени на ожидание обслуживания и обработку задач.
Использование процесса - чтобы процессор всегда был занят. - Интерактивные системы
Время отклика - быстрая реакция на запросы
Соразмерность - выполнение ожиданий пользователя (например: пользователь не готов к долгой загрузке системы) - Системы реального времени
Окончание работы к сроку - предотвращение потери данных
Предсказуемость - предотвращение деградации качества в мультимедийных системах (например: потерь качества звука должно быть меньше чем видео)
Планирование в системах пакетной обработки
6.2.1 "Первый пришел - первым обслужен" (FIFO - First In Fist Out)
В этой статье содержатся основные сведения о реализации виртуальной памяти в 32-битных версиях Windows.
В современных операционных системах, таких как Windows, приложения и многие системные процессы всегда ссылаться на память с помощью виртуальных адресов памяти. Виртуальные адреса памяти автоматически переводятся на реальные (RAM) адреса с помощью оборудования. Только основные части ядра операционной системы обходят этот адрес и используют реальные адреса памяти напрямую.
Виртуальная память всегда используется, даже если память, необходимая всем запущенным процессам, не превышает объем оперативной памяти, установленной в системе.
Процессы и пространства адресов
Всем процессам (например, исполняемым приложениям), работающим в 32-битных версиях Windows, назначены виртуальные адреса памяти (виртуальное пространство адресов), в диапазоне от 0 до 4 294 967 295 (2*32-1 = 4 ГБ), независимо от того, сколько оперативной памяти установлено на компьютере.
В конфигурации Windows по умолчанию для личного использования каждого процесса назначаются 2 гигабайта (ГБ) этого виртуального адресного пространства, а остальные 2 ГБ делятся между всеми процессами и операционной системой. Как правило, приложения (например, Блокнот, Word, Excel и Acrobat Reader) используют только часть 2 ГБ частного адресного пространства. Операционная система назначает кадры страниц оперативной памяти только тем виртуальным страницам памяти, которые используются.
Расширение физического адреса (PAE) — это функция 32-битной архитектуры Intel, которая расширяет адрес физической памяти (RAM) до 36 бит. PAE не меняет размер виртуального адресного пространства (которое остается на уровне 4 ГБ), а только объем фактической оперативной памяти, который может быть рассмотрен процессором.
Перевод между 32-битным виртуальным адресом памяти, используемым кодом, работающим в процессе, и 36-битным адресом оперативной памяти обрабатывается компьютерным оборудованием автоматически и прозрачно в соответствии с таблицами переводов, которые поддерживаются операционной системой. Любая виртуальная страница памяти (32-битный адрес) может быть связана с любой физической страницей оперативной памяти (36-битным адресом).
В следующем списке описывается количество оперативной памяти различных Windows версий и выпусков (по данным на май 2010 г.):
Версия Windows | ОЗУ |
---|---|
Windows NT 4.0 | 4 ГБ |
Windows 2000 Professional | 4 ГБ |
Windows 2000 Standard Server | 4 ГБ |
Windows 2000 Advanced Server | 8 ГБ |
Windows 2000 Datacenter Server | 32 ГБ |
Windows XP Professional | 4 ГБ |
Windows Веб-издание Server 2003 | 2 ГБ |
Windows Сервер 2003 выпуск Standard | 4 ГБ |
Windows Сервер 2003 выпуск Enterprise | 32 ГБ |
Windows Выпуск центра обработки данных Server 2003 | 64 ГБ |
Windows Vista | 4 ГБ |
Windows Server 2008 Standard | 4 ГБ |
Windows Server 2008 Enterprise | 64 ГБ |
Windows Server 2008 Datacenter | 64 ГБ |
Windows 7 | 4 ГБ |
Файл подкачки
Оперативная память — это ограниченный ресурс, в то время как для большинства практических целей виртуальная память не ограничена. Может быть много процессов, и каждый процесс имеет свои собственные 2 ГБ частного виртуального адресного пространства. Если память, используемая всеми существующими процессами, превышает доступную оперативную память, операционная система перемещает страницы (4-КБ частей) одного или более виртуальных адресных пространств на жесткий диск компьютера. Это освободит раму оперативной памяти для других применений. В Windows системах указанные страницы хранятся в одном или Pagefile.sys файлах в корне раздела. В каждом разделе диска может быть один такой файл. Расположение и размер файла страницы настроены в System Properties (нажмите кнопку Advanced, щелкните Производительность и нажмите кнопку Параметры).
Пользователи часто задают вопрос о том, насколько большим должен быть этот pagefile? На этот вопрос нет единого ответа, так как он зависит от количества установленной оперативной памяти и от объема виртуальной памяти, требуемой рабочей нагрузкой. Если других сведений нет, то обычная рекомендация в 1,5 раза больше установленной оперативной памяти является хорошей отправной точкой. В серверных системах обычно необходимо иметь достаточно оперативной памяти, чтобы не было недостатка и чтобы не использовался pagefile. В этих системах это может не служить никакой полезной цели для поддержания большого pagefile. С другой стороны, если дискового пространства достаточно, сохранение большого pagefile (например, в 1,5 раза больше установленной оперативной памяти) не вызывает проблем, и это также устраняет необходимость беспокоиться о том, насколько большим он должен быть.
Производительность, ограничения архитектуры и оперативная память
На любой компьютерной системе по мере увеличения нагрузки (количество пользователей, объем работы) производительность снижается, но нелинейно. Любое увеличение нагрузки или спроса за определенной точкой приводит к значительному снижению производительности. Это означает, что некоторые ресурсы в критическом дефиците и стали узким местом.
В какой-то момент ресурс, который находится в дефиците, не может быть увеличен. Это означает, что архитектурный предел был достигнут. Некоторые часто сообщалось об архитектурных ограничениях в Windows включаем следующие:
- 2 ГБ общего виртуального адресного пространства для системы (ядра)
- 2 ГБ частного виртуального адресного пространства за один процесс (режим пользователя)
- 660 МБ системного хранилища PTE (Windows Server 2003 и ранее)
- 470 МБ хранилища пула страниц (Windows Server 2003 и ранее)
- 256 МБ неоплаченного хранилища пула (Windows Server 2003 и ранее)
Это относится к Windows Server 2003 в частности, но это может также применяться к Windows XP и Windows 2000. Однако Windows Vista, Windows Server 2008 и Windows 7 не разделяют эти архитектурные ограничения. Ограничения на память пользователя и ядра (цифры 1 и 2 здесь) одинаковы, но ресурсы ядра, такие как PTEs и различные пулы памяти, динамически. Эта новая функция позволяет использовать как страницу, так и неоплаченную память. Это также позволяет PTEs и пул сеансов расти за пределы, которые были рассмотрены ранее, до точки, где все ядро исчерпано.
Часто находятся и цитируются такие утверждения, как следующие:
С помощью терминалного сервера 2 ГБ общего адресного пространства будут полностью использоваться до использования 4 ГБ оперативной памяти.
В некоторых случаях это может быть верно. Однако необходимо следить за системой, чтобы узнать, применяются ли они к вашей конкретной системе или нет. В некоторых случаях эти утверждения являются выводами из определенных сред Windows NT 4.0 или Windows 2000 и не обязательно применимы к Windows Server 2003. В Windows Server 2003 были внесены значительные изменения, чтобы снизить вероятность того, что эти архитектурные ограничения будут фактически достигнуты на практике. Например, некоторые процессы, которые находились в ядре, были перенесены в неядерные процессы, чтобы уменьшить объем памяти, используемый в общем виртуальном пространстве адресов.
Мониторинг использования оперативной памяти и виртуальной памяти
Монитор производительности является принципиальным средством для мониторинга производительности системы и определения расположения узких мест. Чтобы запустить монитор производительности, нажмите кнопку Начните, нажмите панель управления, нажмите административные средства, а затем дважды щелкните Монитор производительности. Вот сводка некоторых важных счетчиков и то, что они вам говорят:
Memory, Committed Bytes: This counter is a measure of the demand for virtual memory.
Это показывает, сколько bytes было выделено процессами и к которым операционная система совершила раму страницы ram или слот страницы в pagefile (или возможно оба). По мере того, как количество совершенных bytes будет больше, чем доступная оперативная память, будет увеличиваться и размер используемой страницы также увеличится. В какой-то момент действие paging начинает существенно влиять на производительность.
Process, Working Set, _Total: Этот счетчик является показателем виртуальной памяти в активном использовании.
В этом счетчике показано, сколько оперативной памяти требуется, чтобы виртуальная память, используемая для всех процессов, была в оперативной памяти. Это значение всегда составляет несколько 4096, то есть размер страницы, используемый в Windows. Так как спрос на виртуальную память увеличивается за пределами доступной оперативной памяти, операционная система регулирует объем виртуальной памяти процесса в рабочем наборе, чтобы оптимизировать доступное использование оперативной памяти и свести к минимуму потери данных.
Paging File, %pagefile in use: This counter is a measure of how much of the pagefile is actually being used.
Используйте этот счетчик, чтобы определить, является ли pagefile подходящим размером. Если этот счетчик достигает 100, страница заполнена, и все перестает работать. В зависимости от волатильности рабочей нагрузки, возможно, необходимо, чтобы эта страница была достаточно большой, чтобы она использовалась не более чем на 50-075 процентов. Если большая часть страницы используется, наличие более одного на разных физических дисках может повысить производительность.
Memory, Pages/Sec. Этот счетчик является одним из наиболее непонимаемого.
Высокое значение для этого счетчика не обязательно означает, что узкое место производительности связано с нехваткой оперативной памяти. Операционная система использует систему paging для других целей, кроме замены страниц из-за чрезмерной приверженности памяти.
Memory, Pages Output/Sec. На этом счетчике показано, сколько страниц виртуальной памяти было записано на страницу, чтобы освободить кадры страниц оперативной памяти для других целей каждую секунду.
Это лучший счетчик, чтобы отслеживать, если вы подозреваете, что paging является узким местом производительности. Даже если установленный объем оперативной памяти превышает установленный объем оперативной памяти, если выход страниц/сек в основном низкий или нулевой, существенной проблемы производительности из-за недостаточной оперативной памяти не возникает.
Память, кэш-bytes, memory, Pool Nonpaged Bytes, Memory, Pool Paged Bytes, Memory, System Code Total Bytes, Memory, System Driver Total Bytes:
Сумма этих счетчиков — это показатель того, сколько из 2 ГБ общей части виртуального адресного пространства с 4 ГБ фактически используется. Используйте эти данные, чтобы определить, достигает ли ваша система одного из обсуждающихся ранее архитектурных ограничений.
Память, доступные MBytes. Этот счетчик измеряет, сколько оперативной памяти доступно для удовлетворения потребностей виртуальной памяти (либо новых выделений, либо для восстановления страницы с страницы).
При дефиците оперативной памяти (например, количество совершенных bytes превышает установленный объем оперативной памяти), операционная система будет пытаться сохранить определенную часть установленной оперативной памяти доступной для немедленного использования путем копирования виртуальных страниц памяти, которые не используются на странице. Таким образом, этот счетчик не достигнет нуля и не обязательно является хорошим показателем того, не хватает ли вашей системе оперативной памяти.
Файл подкачки. Терминология.
Файл подкачки (pagefile.sys) — это системный файл на жестком диске (как правило на системном диске) компьютера, который служит как бы дополнением (расширением) к оперативной памяти. Также эту дополнительную память называют виртуальной памятью компьютера.
Виртуальная память — метод управления памятью компьютера для выполнения программ требующих большие объемы оперативной памяти, чем есть реально на компьютере. Недостающую оперативную память такие программы получают из файла подкачки. Другими словами, файл подкачки разгружает оперативную память в периоды её сильной загрузки.
Оперативная память в разы быстрее чем память файла подкачки. Если одновременно запустить несколько приложений в системе, которые потребляют много оперативной памяти, то данные неиспользуемых из них будут выгружены из оперативной памяти в менее быструю виртуальную память. Активные же приложения будут обслуживаться непосредственно оперативной памятью (RAM). Также, если например свернутое приложение развернуть, то данные из виртуальной памяти вновь перейдут в RAM.
Как настроить файл подкачки и изменить его размер?
Грамотная, правильная настройка файла подкачки поможет значительно ускорить работу компьютера. Этим грех было бы не воспользоваться. Где можно его настроить?
- Для Windows XP:
Пуск > Настройка > Панель управления > Система > Дополнительно > Быстродействие > Параметры > Дополнительно > Изменить - Для Windows 7/8/Vista:
Пуск > Настройка > Панель управления > Система > Дополнительные параметры системы > Быстродействие > Параметры > Дополнительно > Виртуальная память > Изменить
- В самом верху окна снять галочку с пункта Автоматически выбирать объём файла подкачки.
- Выберите раздел (либо физический диск) для которого настраивается файл подкачки.
- Поставьте переключатель в пункт Указать размер , укажите Исходный размер и Максимальный размер (указывается в мегабайтах)
- Обязательно нажмите на кнопку Задать.
Для отключения файла подкачки поставьте переключатель в пункт Без файла подкачки.
Размер файла подкачки Windows. Какой правильный?
- оптимальный размер файла подкачки для 512 Mb оперативной памяти, - 5012 Mb ;
- оптимальный размер файла подкачки для 1024 Mb оперативной памяти, - 4012 Mb ;
- оптимальный размер файла подкачки для 2048 Mb оперативной памяти, - 3548 Mb;
- оптимальный размер файла подкачки для 4096 Mb оперативной памяти, - 3024 Mb;
- оптимальный размер файла подкачки для 8 Гб оперативной памяти, - 2016 Mb;
- оптимальный размер файла подкачки для 16 Гб оперативной памяти (и больше), - без файла подкачки .
Конечно, это субъективный взгляд и данные показатели не могут быть абсолютно точными, рекомендуемыми, но на практике именно они давали эффект. Вы можете сами поэкспериментировать и найти лучшее сочетание для вашего компьютера. Тут есть и некоторые примечания.
- Некоторые приложения требуют наличия файла подкачки. Отключение его может привести к ошибкам в работе таких приложений. При отключении виртуальной памяти на системном диске, также станет невозможной запись дампа памяти при BSOD'ах (Синий экран смерти).
- Если вы, как правило, сворачиваете несколько приложений оставляя их запущенными, а сами переключаетесь на другие, то тут вам тоже может понадобиться большой объём файла подкачки, так как данные свернутых приложений записываются именно в него. Хотя, и здесь все зависит от объема RAM.
Правильное расположение файла подкачки. На каком диске включить?
Если у вас на компьютере несколько физических дисков, то устанавливать файл подкачки нужно на наиболее быстром диске. Считается, что файл подкачки делить на 2 части:
- Первая часть на системном диске (разделе) (как раз для записи информации отладочной записи при синих экранах смерти)
- Вторая часть на самом быстром диске
При этом система во время работы обращается к наименее загруженному разделу, не трогая первый.
Также рекомендуется, под файл подкачки создавать отдельный раздел, с объёмом памяти равной либо близкой размеру файла подкачки (например 2024мб). Эта хитрость позволяет избавиться от фрагментации данного файла.
Итоги:
Надеюсь приведенные в статье советы помогут вам правильно настроить файл подкачки на вашем компьютере и оптимизирует его работу. Если есть вопросы пишите в комментариях, постараюсь дать на них исчерпывающие ответы.
Виртуальная память является подкачкой (дополнением) оперативной памяти. Она присутствует практически во всех операционных системах.
При запуске ресурсоемких программ у нас постоянно возникает потребность в виртуальной памяти. По этому сегодня мы рассмотрим подробный обзор «что это такое?» и как мы можем ее изменить в лучшую сторону.
Что такое виртуальная память?
Виртуальная память (Virtual Memory, ВП) — это метод управления памятью компьютера, использующий для работы файл подкачки (swap file). При недостатке существующего объема ОЗУ, позволяет запускать на ПК более ресурсозатратные программы. В таком случае данные приложения автоматически перемещаются между основной памятью и вторичным хранилищем.
Виртуальная память так же обладает рядом достоинств:
- Работает полностью в автоматическом режиме и не требует от пользователя постоянного управления основным пространством.
- Значительно повышает безопасность использования программного обеспечения (снижает вероятность вылетов, критического завершения работы, потери данных).
- Позволяет запускать и использовать на ПК больше памяти, чем это доступно физически.
За счет ее использования компьютер способен изолировать запущенные процессы друг от друга и рационально распределять RAM.
Она расходуется только для хранения активно используемых областей. Виртуальная память может включать важные для пользователя пароли, логины и другую информацию. Эта возможность используется сотрудниками спецслужб и хакерами для получения доступа к остальным компонентам компьютера. Сделать это можно как аппаратно, так и системно.Как узнать объем файла подкачки (swap file)
Файл подкачки хранится на винчестере компьютера. Если для работы устройства используется несколько жестких дисков, то он будет расположен на самом быстром из них. Определить объем ВП можно с использованием стандартных средств Windows или специального софта.
Размер свапа подкачки можно узнать через штатную утилиту «Системный монитор».
Для этого:
- Откройте меню «Пуск» и начните вводить название приложения для мониторинга.
- Появится новое окно. Здесь вы найдете основную информации о свапе, пиковые значения подсчета обмена страниц, процент использования системой и размер.
При определении размера ВП система исходит не из объема ОЗУ, а из задач, которые выполняются на устройстве. Поэтому для определения размера необходимо запустить приложения и компоненты, которые обычно используются компьютером и посмотреть пиковое значение свапинга в течение этого сеанса. Он и будет определять величину файла подкачки.
Узнать объем ВП и другие параметры системы можно используя специальную утилиту Vmmap.exe. Она доступна для бесплатной загрузки на официальном сайте Microsoft и не требует установки. Поставляется в виде исполняемого файла, полностью на английском языке.Dump File и его типы
Swap используется не только для расширения физической памяти, но и для создания аварийных дампов при возникновении «внештатных» аварийных ситуаций.
Как это работает:
- Во время первоначального запуска системы, Windows создает и сохраняет на жестком диске специальную карту секторов, которые занимает на HDD свап.
- Если происходит сбой, то операционная система изучает созданную карту на наличие неисправностей. В идеале она должна быть целостной. Если это так, то данные переписываются на винчестер и в свап по созданной карте секторов.
- При следующем перезапуске компьютера SMSS анализирует ВП и проверяет его на наличие дампов, если он есть, то данные копируются из файла подкачки в специальный dump file. Дополнительно обновляется системный журнал. Поэтому открыв его можно узнать, была ли проведена эта операция.
Таким образом при автоматическом выборе размера свапа, Windows руководствуется настройками для создания аварийного дампа.
Загрузка и восстановление
Дампы можно разделить на 4 типа:
В него записывается все содержимое RAM на момент незапланированного завершения работы. С учетом этой информации файл подкачки должен иметь размер равный физической памяти компьютера +1 МБ (используется для создания записи в системном журнале).
Выбирается системой автоматически только в том случае, если общий объем физической памяти 4 ГБ и менее.В него записывается только информация и память, выделенная для ядра операционной системы. Он занимает сравнительно меньше места и его объема достаточно, чтобы Windows могла определить причины аварийного завершения работы.
Выбирается по умолчанию, если размер RAM превышает 4 ГБ. При выборе дампа памяти ядра важно следить, чтобы минимальный размер для файла подкачки составлял хотя бы ⅓ от общего объема физической.Записывает только самую необходимую информацию для выявления причин аварийного сбоя. Здесь находится стоп-код и описание самой ошибки, дополнительно указываются загруженные на устройство драйвера и перечень запущенных процессов.
Необходимый размер файла подкачки для него —не менее 2 Мб.Доступен только для операционных систем семейства Windows начиная от восьмерки и выше, либо Server 2012. Представляет собой аналог дампа ядра, но с тем отличием, что система может постоянно менять размер файла подкачки, позволяя ей выбирать оптимальный для работы вариант.
Размер свапа будет напрямую зависит от объема RAM и выбранного типа дампа. Дополнительно стоит учитывать и версию операционной системы. Это касается серверных и обычных сборок.Как изменить Dump File
Перед тем, как менять размер виртуальной памяти, необходимо правильно определить и выбрать тип дампа. Сделать это можно используя штатные инструменты Windows. Для этого выполните следующие действия:
- Правой кнопкой мыши кликните по значку «Мой компьютер» и выберите меню «Свойства» . Найдите пункт «Дополнительные параметры» . Откроются свойства системы.
- Попасть в них можно и другим способом. Откройте диалоговое меню: «Выполнить» и в нем наберите:
- На вкладке «Дополнительно» найдите категорию, которая посвящена загрузке и восстановлению системы. После чего нажмите на кнопку «Параметры» .
- В блоке «Отказ системы» найдите графу запись отладочной информации и выберите подходящий тип дампа. Для Windows 10 по умолчанию используется Автоматический.
Загрузка и восстановление
- По желанию дамп можно отключить. Для этого в выпадающем списке выберите «Нет» . После этого система не будет делать резервные копии.
Нажмите «Ок» , как только внесете все необходимые изменения, чтобы они вступили в силу. Как только тип дампа будет выбран, можно приступать к изменению объема виртуальной памяти.
Как изменить объем виртуальной памяти через быстродействие
Запустите системную утилиту «Выполнить» одновременным нажатием клавиш Windows+R или откройте ее через Пуск. После этого:
и нажмите «Ок» .
- Перейдите на вкладку «Дополнительно» и найдите здесь категорию «Быстродействие» .
- Кликните по серой кнопке «Параметры» . Откроется новое окно. Здесь перейдите на вкладку «Дополнительно» .
- В нижней части экрана будет указан объем виртуальной памяти. Нажмите «Изменить» , чтобы ввести другой параметр и увеличить, либо уменьшить размер файла подкачки.
По умолчанию система определяет размер полностью в автоматическом режиме. Это наиболее оптимальная опция для Windows. При изменении объема свапа вручную важно, чтобы новый размер виртуальной памяти был не менее существующего, в противном случае возможны сбои в работе ПК.
После увеличение размера свапа перезагрузка не требуется. Если же он был наоборот уменьшен, то устройство необходимо обязательно перезапустить.Как добавить виртуальную память на Windows
Как правило, среднестатистическому пользователю достаточно того объема ВП, которая выделяется устройством автоматически. Если на ПК мало физической RAM, то увеличить ее объем можно за счет свапа.
Для этого:
- Правой кнопкой мыши кликните по значку «Мой компьютер» и в выпадающем списке выберите графу «Свойства» .
- Откроется окно для работы с параметрами. В левой части экрана найдите надпись «Дополнительный параметры системы» .
- Здесь найдите «Быстродействие» и через меню «Параметры» откройте дополнительные свойства. На отразившейся вкладке выберите «Изменить» напротив «Виртуальная память» .
- Уберите галочку напротив графы «Автоматически выбирать объем файла подкачки» . После этого станут доступны остальные пункты.
- Выберите диск, на котором много свободного места и чьи ресурсы будут использоваться для создания файла подкачки.
- Отметьте пункт «Указать размер» , после чего добавьте значение в пустое поле. При этом число в поле «Максимальный» должно быть в 1,5 раза, чем в поле «Исходный» .
Как только закончите работу, подтвердите действия нажатием кнопки «Ок» . Все изменения автоматически вступят в силу.
В некоторых случаях увеличение Virtual Memory помогает повысить скорость работы ПК, увеличить общее быстродействие.Рекомендации по использованию виртуальной памяти
Если вы не знаете, какой оптимальный объем для свапа выбрать и на что это будет влиять, то далее мы предлагаем ознакомиться вам с небольшими советами, которые помогут увеличить быстродействие ПК.
Итак, рассмотрим ряд советов:
- Если на устройстве используется несколько HDD или SSD, то для свапа указывайте тот диск, который не являетсясистемным. Здесь не должна быть установлена операционная система. В итоге это значительно повысит общую скорость работы.
- Создавать можно несколько файлов подкачки. Если вы используете дамп, то хотя бы один свап должен находиться на системном диске. Для всех остальных случаев делать это не обязательно.
- Если у вас несколько винчестеров с разными физическими параметрами, то выбирать следует тот, который отличается лучшими показателями скорости работы. Узнать это можно из технических характеристик HDD.
- Если жесткий диск разбит на несколько разделов, то для файла подкачки следует выбирать тот, который является основным (первым). К этому участку есть мгновенный доступ, что серьезно влияет на скорость работы.
- Не бойтесь указать слишком большой размер для файла подкачки. Если физический размер HDD позволяет это сделать, то выделите ВП от 4 объемов от существующей RAM. Слишком низкий показатель может привести к появлению ошибок, критическому завершению работы некоторых приложений (с потерей данных).
- Старайтесь ограничивать минимальный объем swap файла. Это позволит избежать его постоянной фрагментации. Если вы используете компьютер для работы с ресурсозатратным ПО или он работает в качестве сервера для хранения баз данных, то размер файла подкачки должен составлять 2-3 полных объема ОЗУ. Во всех остальных случаях он должен быть равен RAM или быть больше в 1,5 раза.
После манипуляций с настройками компьютера и изменением размера ВП лучше перезагрузить компьютер (хотя это не всегда обязательно) и запустить специальную утилиту для дефрагментации. Это поможет переместить его ближе к началу раздела, чтобы система получала к нему моментальный доступ.
Так же подробно про ВП можно посмотреть в видеоролике ниже:
Виртуальная память или файл подкачки
В видео рассматривается оптимальный размер файла подкачки
Сегодня мы ответили на вопрос «Виртуальная память, что это? И для чего она нужна?». Она помогает значительно повысить быстродействие системы и используется для хранения информации при сбоях. По умолчанию объем файла подкачки регулируется Windows полностью в автоматическом режиме.
Если пользователь хочет указать его самостоятельно, то для этого необходимо учесть выбранный тип дампа (либо отключить его). Объем виртуальной памяти зависит от дампа и общего объема RAM.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Менеджер памяти - часть операционной системы, отвечающая за управление памятью.
Основные методы распределения памяти:
Без использования внешней памяти (например: HDD)
С использованием внешней памяти
6.2 Методы без использования внешней памяти
6.2.1 Однозадачная система без подкачки на диск
Память разделяется только между программой и операционной системой.
Схемы разделения памяти:
Схемы разделения памяти
Третий вариант используется в MS-DOS. Та часть, которая находится в ПЗУ, часто называется BIOS.
6.2.2 Распределение памяти с фиксированными разделами.
Память просто разделяется на несколько разделов (возможно, не равных). Процессы могут быть разными, поэтому каждому разделу необходим разный размер памяти.
Системы могут иметь:
общую очередь ко всем разделам
к каждому разделу отдельную очередь
Распределение памяти с фиксированными разделами
Недостаток системы многих очередей очевиден, когда большой раздел может быть свободным, а к маленькому выстроилась очередь.
Алгоритмы планирования в случае одной очереди:
выбирается задача, которая максимально займет раздел
Также может быть смешанная система.
6.2.3 Распределение памяти динамическими разделами
В такой системе сначала память свободна, потом идет динамическое распределение памяти.
Распределение памяти динамическими разделами.
Перемещаемые разделы
Это один из методов борьбы с фрагментацией. Но на него уходит много времени.
Рост разделов
Иногда процессу может понадобиться больше памяти, чем предполагалось изначально.
Настройка адресов и защита памяти
В предыдущих примерах мы можем увидеть две основные проблемы.
Настройка адресов или перемещение программ в памяти
Защита адресного пространства каждой программы
Решение обоих проблем заключается в оснащении машины специальными аппаратными регистрами.
Базовый (указывает начало адресного пространства программы)
Предельный (указывает конец адресного пространства программы)
6.3 Методы с использованием внешней памяти (свопинг и виртуальная память)
Так как памяти, как правило, не хватает. Для выполнения процессов часто приходится использовать диск.
Основные способы использования диска:
Свопинг (подкачка) - процесс целиком загружается в память для работы
Виртуальная память - процесс может быть частично загружен в память для работы
6.3.1 Свопинг (подкачка)
При нехватке памяти процессы могут быть выгружены на диск.
т.к. процесс С очень большой, процесс А был выгружен временно на диск,
после завершения процесса С он снова был загружен в память.
Как мы видим процесс А второй раз загрузился в другое адресное пространство, должны создаваться такие условия, которые не повлияют на работу процесса.
Свопер - планировщик, управляющий перемещением данных между памятью и диском.
Этот метод был основным для UNIX до версии 3BSD.
Управление памятью с помощью битовых массивов
Вся память разбивается на блоки (например, по 32бита), массив содержит 1 или 0 (занят или незанят).
Чтобы процессу в 32Кбита занять память, нужно набрать последовательность из 1000 свободных блоков.
Такой алгоритм займет много времени.
битовые массивы и списки
Управление памятью с помощью связных списков
Этот способ отслеживает списки занятых (между процессами) и свободных (процессы) фрагментов памяти.
Запись в списке указывает на:
занят (P) или незанят (H) фрагмент
адрес начала фрагмента
Четыре комбинации соседей для завершения процесса X
Алгоритмы выделения блока памяти:
первый подходящий участок.
следующий подходящий участок, стартует не сначала списка, а с того места на котором остановился в последний раз.
самый подходящий участок (медленнее, но лучше использует память).
самый неподходящий участок, расчет делается на то, что программа займет самый большой участок, а лишнее будет отделено в новый участок, и он будет достаточно большой для другой программы.
6.3.2 Виртуальная память
Основная идея заключается в разбиении программы на части, и в память эти части загружаются по очереди.
Программа при этом общается с виртуальной памятью, а не с физической.
Диспетчер памяти преобразует виртуальные адреса в физические.
Страничная организация памяти
Страничные блоки - единицы физической памяти.
Х - обозначает не отображаемую страницу в физической памяти.
Страничное прерывание - происходит, если процесс обратился к странице, которая не загружена в ОЗУ (т.е. Х). Процессор передается другому процессу, и параллельно страница загружается в память.
Таблица страниц - используется для хранения соответствия адресов виртуальной страницы и страничного блока.
Таблица может быть размещена:
в аппаратных регистрах (преимущество: более высокое быстродействие, недостаток - стоимость)
Типичная запись в таблице страниц
Присутствие/отсутствие - загружена или незагружена в память
Защита - виды доступа, например, чтение/запись.
Изменение - изменилась ли страница, если да то при выгрузке записывается на диск, если нет, просто уничтожается.
Обращение - было ли обращение к странице, если нет, то это лучший кандидат на освобождение памяти.
Информация о адресе страницы когда она хранится на диске, в таблице не размещается.
Для ускорения доступа к страницам в диспетчере памяти создают буфер быстрого преобразования адреса, в котором хранится информация о наиболее часто используемых страниц.
Страничная организация памяти используется, и в UNIX, и в Windows.
Хранение страничной памяти на диске
Статическая область свопинга
После запуска процесса он занимает определенную память, на диске сразу ему выделяется такое же пространство. Поэтому файл подкачки должен быть не меньше памяти. А в случае нехватки памяти даже больше. Как только процесс завершится, он освободит память и место на диске.
На диске всегда есть дубликат страницы, которая находится в памяти.
Этот механизм наиболее простой.
Статический и динамический методы организации свопинга.
Динамическая область свопинга
Предполагается не выделять страницам место на диске, а выделять только при выгрузке страницы, и как только страница вернется в память освобождать место на диске.
Этот механизм сложнее, так как процессы не привязаны к какому-то пространству на диске, и нужно хранить информацию (карту диска) о местоположении на диске каждой страницы.
Читайте также: