Стационарные компьютеры уходят в прошлое
Примерно десять лет назад Стив Джобс заявил о скорой смерти персональных компьютеров. И был поддержан множеством отраслевых экспертов, журналистов, предпринимателей рангом пониже. Но миновало десятилетие, не стало уже и самого Стива Джобса, а персональные компьютеры по-прежнему живее всех живых. Правда, некоторые тревожные тенденции для рынка настольных ПК все-таки прослеживаются: продажи настольных ПК падают на протяжении всего десятилетия, и сейчас, в сравнении с 2011 годом, их продается примерно на 30% меньше.
То есть, Джобс был не так уж неправ? Похоже, какое-то рациональное зерно в его высказывании было. Но истина, как водится, оказалась где-то посередине – рынок просто трансформировался, доля персональных компьютеров стала несколько меньшей, но по многим параметрам наши настольные рабочие станции все ещё не знают себе равных и вряд ли собираются полностью уходить в небытие.
Но внезапно заговорили о другой угрозе: по мнению некоторых экспертов, уже через десять лет на рынке может появиться следующее поколение ПК, а именно квантовые компьютеры. И их превосходство надобычными будет так велико, что наши нынешние кремниевые любимцы быстро сдадут позиции и станут анахронизмом.
Квантовые компьютеры вещь довольно странная и малопонятная, как и все, впрочем, что связано с квантами. Недаром ведь существует даже термин «квантовая запутанность». Да, он имеет довольно точное научное значение, но нам обычно кажется, что он определяет все это направление научной мысли: если дело касается чего-то квантового, то там точно все запутанно и совершенно непонятно…
Обычному человеку достаточно того, что квантовые компьютеры будут значительно мощнее своих предшественников. Предполагается, что они смогут в считанные минуты решать задачи, на которые нынешним суперкомпьютерам требуются месяцы, а то и годы. И уже есть потенциальные потребители таких систем, которые, как говорится, за ценой не постоят: военные, спецслужбы, ученые.
Появление квантовых компьютеров обещает революцию в криптографии, то есть, любой нынешний сложнейший шифр можно будет взломать если не за минуты, то максимум за недели. А это один из важнейших вопросов безопасности, поэтому вопрос «нужен ли нам квантовый компьютер?» вообще не стоит: если мы не хотим, чтобы секретные коды наших военных и спецслужб легко взламывались спецслужбами иностранными, нам волей-неволей придется обзавестись собственным квантовым компьютером. Причем, очевидно, что шифры, которые использовались ранее и используются сейчас, все-таки будут взломаны, и нынешние секреты станут известны тем, кому это интересно. Но благодаря квантовым компьютерам удастся вывести на новый уровень и само шифрование, сделав нечитаемыми хотя бы шифры будущего.
Эта тема важна хотя бы как иллюстрация того, что в квантовой гонке ведущие мировые игроки не могут остановиться и проиграть. Это слишком серьезно. Поэтому, повторимся, интерес к данной тематике будет в любом случае, а значит, будут и государственные инвестиции, и государственные заказы, и госпрограммы, и лучшие умы человечества будут биться над тем, чтобы заставить кубиты работать на благо человека. А следом, как уже множество раз было в истории, подтянется и коммерческий сегмент, и некогда нечто секретное и недоступное станет обыденностью на каждом рабочем столе.
Так в чем же превосходство квантового компьютера перед обычным, с кремниевыми транзисторами, объединенными с процессоры? На самом деле это очень непросто для понимания, и все-таки попробуем проиллюстрировать вопрос самыми простыми аналогиями.
Информация в обычном компьютере хранится в так называемых битах. То есть, базовая ячейка информации может содержать информацию в неких противоположных значениях – да или нет, плюс или минус. В отличие от бита, квантовый компьютер может оперировать кубитами. Это уже более сложная ячейка информации, которая может одновременно значить и «да», и «нет», и некие промежуточные положения, вроде «может быть» и «весьма вероятно».
Понятнее не стало? Хорошо, давайте вспомним об азбуке Морзе. Там, как вы помните, информация передается с помощью всего двух операторов – точки и тире. Каждая буква имеет свое обозначение в этом двоичном коде, и часто для передачи всего одной буквы используется сразу несколько точек и тире. Соответственно, любое слово, переданное азбукой Морзе, превращается в довольно длинный набор символов.
А чтобы хотя бы отдаленно понять, что такое кубит, давайте представим себе любой наш пароль, скрытый звездочками при наборе. Каждая звездочка может скрывать одну из букв алфавита, причем, в двух регистрах, цифру или какой-то знак препинания. Суммарно под одной звездочкой в поле набора пароля может скрываться несколько десятков, а то и сотен, вариантов. Соответственно, если в вашем пароле десяток знаков, то сам пароль предполагает, грубо говоря, десять в десятой степени вариантов перебора.
Конечно, кубит содержит существенно меньше вариантов, поэтому он потенциально не так информативен, как звездочка в поле набора вашего пароля. Но в сравнении с обычным битом его информативность очень велика.
Есть, разумеется, и другие отличия, и отличия очень существенные, влияющие, в том числе, и на производительность, но давайте, наверное, ограничимся только этим пояснением, чтобы не сойти с ума от всей этой квантовой запутанности. Констатируем лишь, что ученые не так уж неправы, возлагаю на квантовые компьютеры такие большие надежды…
Кстати, нужно сказать, что квантовые компьютеры постепенно перестают быть чисто теоретической умозрительной игрушкой ученых. Так, компанияGoogleв прошлом году продемонстрировала свой квантовый процессор, который за три с половиной минуты справился с задачей, на которую у самого производительного современного компьютера ушли бы недели. И это зримое, практическое подтверждение так называемого квантового превосходства наглядно показывает, что ученые правы в своих теоретических изысканиях. А кроме того, понятно и то, что важнейший шаг к разработке уже не экспериментальных, а промышленных квантовых процессоров сделан, и теперь эту гонку не остановить.
В связи с этим очень интересно, как же обстоят дела с этим в России. Увы, гонку за кремний мы проиграли с треском, буквально в одни ворота, и не случится ли так, что проиграем и квантовое сражение? Вопрос не праздный, ибо последствия могут быть весьма плачевными, вплоть до частичной утраты обороноспособности государства.
Но у нас, как ни странно, пока все не так уж и плохо, как можно было ожидать. Или уже все не так уж и плохо, это смотря как трактовать информацию…
В 2010 году по инициативе Сергея Белоусова, создателя IT-компании Acronis, и Михаила Лукина, физика, профессора Гарвардского университета, в России был создан Российский квантовый центр. К работе он приступил в 2011 году, став одним из первых резидентов Сколково. РКЦ занимается широким спектром задач, связанных с прикладными аспектами квантовой физики: квантовой оптикой, созданием квантовых материалов, квантовой информатикой, сверхпроводимостью и так далее.
Центр сотрудничает с ведущими научными организациями России, в том числе с ведущими университетами страны от Санкт-Петербурга до Новосибирска, планируются с серьезные совместные проекты с РАН. И результаты не заставили себя долго ждать: в 2015 году специалисты Центра, совместно с МФТИ, МИСиС и ИФТТ РАН создали первый в России сверхпроводящий кубит. А в 2017 году результатом их деятельности стало создание первого в мире квантового блокчейна.
Разумеется, и другие научные центры страны, сами или под эгидой Российской академии наук, ведут исследования в области квантовой физики, в том числе в части, касающейся квантовых вычислений. И результаты довольно впечатляющие: по словам людей, близких к данному процессу, за последние годы Россия сократила минимум десятилетнее отставание от признанным мировых лидеров в области квантовой физики. А десять лет для сравнительно новой области знаний и исследований – срок просто огромный.
Вместе с тем, мы все-таки должны помнить о том, что квантовый компьютер весьма специфичен, и лучше всего подходит для решения математических задач, вычислений, вероятностных прогнозов и т. п. Приспособить его для потребительского сегмента весьма непросто: пока не факт, что для компьютерных игр или других популярных у пользователей задач он будет подходить лучше, чем нынешние кремниевые ПК. Кроме того, он требует совершенно новой информатики, а значит, разработки новых операционных систем, служебных приложений, графических движков и так далее. А это само по себе – огромная работа, которая начнется только тогда, когда промышленность будет готова к созданию первых образцов квантовых компьютеров для массового сегмента. А это ещё, как минимум, десятилетие до того момента, как обычный пользователь перестанет ощущать разницу в комфортности и удобстве между обычным ПК, и квантовым.
Поэтому рискнем утверждать, что до смерти ПК в его нынешнем виде ещё очень далеко. И если вы вдруг задумались о том, стоит ли покупать компьютер сейчас, или подождать немного, подкопить сразу на квантовый, оставьте сомнения: если не собираетесь ждать и копить двадцать лет, берите компьютер смело. Обычный, с кремниевым чипом. Для ваших задач конкурентов у него не появится ещё долго…
Игровая индустрия – это, не побоимся громких слов, одно из самых быстроразвивающихся направлений бизнеса за всю историю существования человечества. Видеоигры уже переплюнули кино по количеству собираемой прибыли почти в 3 раза и, по данным аналитиков, в ближайшее время разрыв будет только увеличиваться. За один только 2017 год игровая индустрия заработала более $116 млрд., в то время как киношники заработали лишь $38 млрд. Кто там еще не верит в светлое будущее интерактивных развлечений? Такие сумасшедшие деньги стали возможны в нашей с тобой любимой индустрии благодаря глобальному переходу игр в интернет. Нравится тебе это или нет, но за такую активную популяризацию игр стоит благодарить, в первую очередь, именно ММО, игры-сервисы и прочие онлайновые развлечения. Хардкорные игроки могут возразить: «Да эти онлайн-гриндилки вытеснили нормальные игры! Сейчас каждый второй проходимец с мобилкой говорит, что он геймер, хотя пробовал только Angry Birds и Clash of Clans. Задолбали эти ваши игры-сервисы!». С одной стороны, да, сингловых игр сейчас хочется особенно сильно, а онлайна развелось слишком много, с другой, пока в индустрии вращаются такие бешеные бабки, она будет развиваться и иногда все-таки подкидывать милые сердцу однопользовательские приключения.
В прошлом году продажи игр на ПК практически сравнялись с консольными. Причиной тому большое количество крутых мультиплатформенных игр, которые можно запустить на "печке" с более крутым графоном
Первопроходцем онлайн-игр был ПК. Долгое время все самые крутые ММО и другие мультиплеерные забавы выходили именно здесь, но лет 6 назад ситуация начала кардинально меняться. Множество хардкорных геймеров перешли на консоли, а новички открывали для себя игры благодаря смартфонам. Разработчики это разумеется заметили и активно принялись заполнять самые популярные платформы ММО-играми. Из-за подобной ориентации на массовый рынок, сам жанр ММО начал меняться, ветвиться, порождать новые поджанры. В частности, разработчики стали искать наиболее удачные геймплейные формулы и способы адаптации управления под сенсорный экран и геймпады.
Пускай Ричард Гэрриот изобрел жанр ММОРПГ еще в 90-е, популяризировать такие игры впервые смогла именно Blizzard в 2004 году
Если переход на мобилки произошел относительно легко, то вот ради консолей разработчикам пришлось попотеть: там, где казуалам со смартфонами будет достаточно переделок оригинальных игр с урезанной графикой, однообразных гриндилок, всевозможных клонов Diablo и стратегий с асинхронным мультиплеером, хардкорным владельцам консолей нужно предоставить действительно качественный контент. Задача усложнялась еще и тем, что людей, готовых играть в классические ММО, становилось все меньше. И крупные студии принялись смешивать жанры.
Вышедший совсем недавно Fallout 76 – это один из тех онлайн-гибридов, которые идеально подходят консольным любителям ММО: не совсем классическая РПГ, не совсем MMO, не совсем шутер и не совсем выживач. На примере новой игры от Bethesda очень хорошо прослеживаются многие черты, характерные подобным проектам, пускай и сделаны они в данном случае далеко не лучшим образом.
Смена управления
Геймпады не располагают тем же количеством кнопок, что и клавиатура, соответственно при разработке консольных ММО разработчики не могут себе позволить сделать огромные бары с десятками активных способностей, многослойные замороченные меню и point-and-click-управление. Сложно назвать интерфейс и управление в Fallout 76 удобными, однако в сравнении с классическими онлайн-РПГ для ПК, очень многие элементы UI были упрощены или вовсе вырезаны в виду своей архаичности. На смену тоннам меню пришел один универсальный прибор (Pip-Boy), в котором и происходит весь менеджмент предметов и ресурсов. Полосу с перками, предметами и баффами, которая в некоторых компьютерных ММО простирается от одного края монитора до другого, заменили удобным колесом быстрого использования предметов, повешенным на крестовину. На отдельные кнопки вынесены лишь самые основные действия: использование чего-либо (А), открытие инвентаря (В), выстрел (RT), прицел (LT), V.A.T.S. (LB), удар прикладом/бросок гранаты (RB), перезарядка (X) и прыжок (Y). Отсюда следует вторая характерная черта.
На ПК удобному круговому меню противопоставлен старый-добрый ряд циферок. Ну тут уж кому как удобнее
Ориентация на экшеновый геймплей
Принципиально отличаясь от ПК, консольная схема управления требует принципиально другого геймплея, ведь с удобным контроллером в руках хочется более активных действий, нежели однообразное закликивание одной кнопки. К концу нулевых даже хардкорным ПК-задротам ММОРПГ надоело бесконечно клацать мышку, отдавая приказы персонажу. Игрокам захотелось больше тактильных ощущений от онлайновых игр. Именно поэтому всевозможные Destiny, The Division, TES Online и Warframe пользуются сейчас такой популярностью, обгоняя даже такую нетленку как WoW. Более того, в онлайн-играх игрокам хочется безостановочного экшн-геймплея, а не часовых разговоров за жизнь с NPC. Fallout 76 стал таким, какой он есть, не просто так. Bethesda очень тщательно подходит к сбору статистики и фидбека от игроков, чтобы при создании своей следующей игры отталкиваться от пожеланий самых преданных фанатов. Отсутствие замороченных квестов, больший фокус на перестрелках, собирательстве и строительстве поселений – это не мокрая больная мечта Тодда Говарда, а предпочтения самих игроков. Прибыль от продажи ММО-экшенов заметно превосходит прибыль от классических ММО, поэтому в подобном эксперименте во вселенной Fallout, на самом деле, нет ничего удивительного.
Что Fallout 76, что Destiny, что The Division - все нынешние ММО-экшены стараются зацепить игрока бесконечным контентом, гриндом и крутой механикой стрельбы. Другое дело, что не у всех получается
Уменьшение масштаба
Масштабные миры, где одновременно носится несколько сотен человек, где особо одаренные засранцы убивают низкоуровневых бедняг ради забавы, где люди толпятся в городах, чтобы продать/купить шмот или собрать пати в рейд, уходят в прошлое. Им на смену приходит уютный, удобный, а главное более сконцентрированный сессионный гейминг. Fallout 76 не стал исключением: потолок игроков на карте достигает лишь 24 человек, а путешествовать по пустоши предлагается в пати с тремя своими друзьями. Пускай в новый «Фолыч» можно успешно играть одному, однако все намекает на то, что игра рассчитана именно на кооперативные приключения и групповые потасовки с живыми игроками. Количество монстров, удобное взаимодействие с игроками, персональный лут и защита от «токсичных игроков» как бы говорит: «этот мир только для тебя и твоих друзей, а остальные живые игроки нужны лишь для поддержания атмосферы». Вроде бы и любителям кооператива угодили, и любителям ММО. Хотя, надо признать, 24 человека для такой гигантской карты действительно очень мало.
Судя по многочисленным стримам, в компании друзей Fallout 76 действительно может быть дико угарным развлечением
Разработчики стараются привлечь в онлайн как можно больше людей, и поэтому активно идут по пути упрощения и осовременивания старых идей. То, что мы сегодня называем «ММО», уже совершенно не похоже на то, что мы имели ввиду под этими заветными тремя буквами еще 7 лет назад. Кто мог подумать, что исконно компьютерный жанр будет так сурово захватывать консольный рынок? Разумеется, ПК-фанатам ММОРПГ бояться нечего: выпускать онлайновые игры только на консолях совсем не выгодно, а разработчиков, преданных старой школе ММО, до сих пор очень много. Но факт остается фактом: жанр меняется и будет меняться все сильнее. Скажем жуткую вещь, за которую ты можешь сожрать нас с потрохами, - из современных игр-сервисов, Fallout 76 ближе всех подобрался к идеальному сочетанию ММОРПГ и шутера. Пойми нас правильно, Bethesda действительно конкретно облажалась: большинство механик работает плохо, действительно интересного контента в игре, мягко говоря, не много, а последним гвоздем в крышку гроба Fallout 76 стала позорная оптимизация. Мультиплеерный «Фолыч» - это самая сырая игра Bethesda в истории (за исключением, может быть, TES2: Daggerfall). Но у тех идей, которые авторы вложили в игру, у того фундамента, на котором выстроена хлипкая и корявенькая лачуга под названием Fallout 76, есть ГИГАНТСКИЙ потенциал. Его просто не смогли использовать как надо.
С появлением всё новых и новых устройств, которые намного легче, компактнее и самое главное мобильней стационарного компьютера, среди экспертов раздаются голоса, что эра «персоналок» скоро закончится. Ещё чуть-чуть и настольные компьютеры уйдут в прошлое, а на их смену придут: ультрабуки или планшеты, которые уже сегодня начинают догонять стационарные машины. И эта ситуация чётко видна по рынку продаж вычислительных устройств, где обычные компьютеры с каждым годом уступают позиции новым мобильным устройствам, 2014 год также подтвердил эту тенденцию. Стремление человека делать лучше и меньше привело к появлению ноутбуков, а потом и планшетов, которые сегодня в мире мобильного интернета пользуются большим спросом, чем стационарный компьютер.
Эра персональных компьютеров: когда ждать конца?
Сегодня вычислительные устройства можно разделить по функциональному типу:
Стационарный компьютер и планшет изначально создавались для разных целей. Один был придуман для создания программ и контента, а другой – это естественная эволюция первого, он просто потребляет созданный контент. Современные тенденции – это просто отражение потребности людей.
Из всего этого следует, что на сегодняшний день сформировалось общество людей, большая часть которых потребляют, чем создают что-то новое. Для этого нужны устройства, которые будут просты в обращении и помогут своим владельцам одним нажатием на экран проверить почту, написать комментарий, посетить страничку любимой социальной сети.
Самое первое, что нужно владельцам современных гаджетов – это мобильность и удобство в обращении, то есть масса, размер, время работы заряда аккумулятора и современная операционная система. А современные беспроводные технологии передачи данных сделали подобные устройства просто универсальными - теперь можно выходить в интернет в любой точке города, главное нужно иметь с собой планшет или смартфон. Отпадает даже надобность в ноутбуках, которые также сегодня становятся прошлым поколением, только уже мобильных устройств.
Так стоит ли ждать завершения миссии персонального компьютера?
Обычный компьютер сегодня считается больше инструментом для создания того контента, который потребляется большими массами людей. Он, прежде всего, необходим для той части человечества, которая создаёт контент. Для нормальной работы гораздо удобней пользоваться мышкой и клавиатурой. Большинство программ сегодня пишутся с помощью определённого числа языков программирования, среда разработки устанавливается на ОС, применяющаяся только на ноутбуках или компьютерах. То есть для программистов и людей, создающих любой другой контент, всегда нужны будут устройства по функционалу равные стационарному компьютеру.
В ближайшем будущем планшеты и смартфоны не смогут заменить домашний компьютер. Учёные, программисты, профессиональные геймеры вряд ли перестанут использовать в своём деле стационарный компьютер.
Воплощая в себе радикально новую концепцию, ROG Mothership нацелен на продвинутых пользователей, которые способны оценить реализованные в нем инженерные решения. Данный ноутбук меняет представления о том, на что способны портативные игровые машины. ROG Mothership поступит в продажу во втором квартале 2019 года.
Поиск новых путей
Ноутбуки класса «замена настольному ПК» предлагают высокую вычислительную мощность в формате портативного устройства, однако их традиционный форм-фактор накладывает ограничения как на систему охлаждения, так и на возможность для пользователя выбирать наиболее удобное положение перед экраном.
Каждый год дизайнеры, инженеры и другие эксперты ASUS собираются для мозгового штурма, в результате которого рождаются идеи для следующих поколений продуктов под маркой Republic of Gamers. Концепция ROG Mothership появилась именно на такой встрече, состоявшейся почти три года назад. Было понятно, что высокопроизводительным ноутбукам не хватает воздуха для вентиляции, поскольку между нижней панелью и поверхностью стола слишком мало пространства. Тогда инженеры задумались, что будет, если ключевые компоненты поместить позади дисплея и обеспечить их улучшенной подачей воздуха сквозь его заднюю панель. При такой вертикальной ориентации корпуса температура компонентов действительно снизилась. Это подтвердили тесты, поэтому проекту Mothership был дан ход.
Революционный форм-фактор
Дальнейшие исследования сфокусировались на том, как именно геймеры применяют свои ноутбуки класса «замена настольному ПК». Выяснилось, что многие подключают внешние клавиатуру и монитор, однако в этом случае традиционный ноутбук занимает на столе слишком много места. Кроме того, геймеры предпочитают располагать клавиатуру чуть сбоку и под углом – с классической ноутбучной клавиатурой такого положения добиться практически невозможно. В качестве решения этой проблемы была разработана отсоединяемая клавиатура, которую не только можно размещать как угодно, но и при желании полностью заменить.
Когда ноутбук ROG Mothership устанавливается на стол, из его корпуса автоматически выдвигается подставка. Ее бесступенчатый шарнир позволяет легким прикосновением изменять положение устройства, и если вы хотите возвышаться над полем виртуального боя, то можете откинуть дисплей назад.
Корпус ноутбука, как и большая часть клавиатуры, изготавливаются из цельных алюминиевых заготовок на высокоточном фрезерном станке. Весь процесс занимает 114 этапов общей длительностью почти 20 часов. Такая тщательность необходима для того, чтобы идеально выполнить все мельчайшие детали. Затем осуществляется полировка и анодирование, чтобы получить стильно выглядящую текстуру поверхности. Результат – прочный корпус, который позволит ноутбуку легко выдержать все тяготы повседневного использования в мобильных условиях.
Высокоэффективная система воздушного охлаждения
В ноутбуках серии ROG, начиная с модели GX700, успешно применялись водяные системы охлаждения. Такое решение рассматривалось и при разработке проекта Mothership, однако в конечном счете инженеры остановились на воздушном. Для эффективной работы системы водяного охлаждения потребовался бы большой внешний радиатор, резко ухудшающий портативность устройства. Этого удалось избежать, построив компактную конструкцию, пропускающую большое количество воздуха для удержания температуры центрального и графического процессоров под контролем. Благодаря уникальному форм-фактору толщину корпуса удалось уменьшить до 29,9 мм – на 10 мм тоньше, чем у оригинального прототипа.
Вертикальная ориентация ноутбука облегчает подачу воздуха к паре 12-вольтных вентиляторов, которые представляют собой лишь часть сложной системы, от эффективной работы которой напрямую зависит комфорт пользователя. Выхлопные вентиляционные отверстия сделаны в верхних углах корпуса, чтобы теплый воздух выбрасывался подальше назад, а размещение компонентов позади экрана означает, что клавиатура всегда остается холодной, сколько бы за этим ноутбуком ни играли — в отличие от мобильных компьютеров традиционной компоновки. Чтобы тепло, производимое центральным и графическим процессором, не влияло на дисплей, они отделены от него специальной защитной переборкой.
Чипы с фабричным разгоном становятся весьма горячими во время работы, поэтому центральный и графический процессоры, а также видеопамять и силовые элементы обслуживаются сразу восемью тепловыми трубками, переносящими тепло к четырем радиаторам, расположенным у граней корпуса и состоящим из 375 медных ребер толщиной всего 0,1 мм. Стоит также отметить, что вертикальная ориентация корпуса ноутбука способствует тому, что в него попадает меньше пыли со стола, а те частицы, которые все-таки оказываются внутри, выбрасываются наружу с помощью специальной пылезащитной системы. В результате радиаторы меньше загрязняются, что обеспечивает высокую эффективность охлаждения в долгосрочной перспективе.
Установленные в ноутбук вентиляторы могут работать в трех режимах, переключение между которыми осуществляется нажатием специального сочетания клавиш. Самым агрессивным является режим Turbo, в котором вентиляторы вращаются на максимальной скорости, чтобы обеспечить стабильную работу ноутбука на самых высоких частотах. Если же приоритетом является тишина, следует активировать режим Silent. Также имеется промежуточный сбалансированный режим, подходящий для игр. Кроме того, пользователь может сам создавать собственные профили с настройками частоты работы компонентов и скорости вращения вентиляторов.
Фабричный разгон и NVMe-накопители в массиве RAID0
ROG Mothership поставляется с уже разогнанными центральным и графическим процессорами. При задействовании всех шести ядер (исполняющих 12 вычислительных потоков), процессор Intel Core i9-8950HK обычно работает на частоте до 4,3 ГГц, однако в режиме Turbo его частота поднимается до 4,8 ГГц – почти на 12%. Такое большое количество ядер, работающих на повышенных частотах, позволяет ноутбуку легко справляться с тяжелыми задачами, от рендеринга сложных трехмерных сцен и насыщенных спецэффектами видеороликов до запуска требовательных игр параллельно со стримингом, записью игрового процесса и голосовым общением в чате.
Процессор дополнен 64 гигабайтами энергоэффективной памяти DDR4, что будет полезным для работы над объемными мультимедийными проектами и многозадачного режима. Кроме того, он напрямую обменивается данными с массивом RAID0, состоящим из NVMe-накопителей. Твердотельные накопители обычно подключаются к чипсету, который в свою очередь подключается к процессору по шине DMI, чья пропускная способность равна четырем линиям PCIe 3.0 – как у одиночного высокопроизводительного накопителя в слоте M.2. Вот почему два из трех устройств, составляющих установленный в ноутбуке ROG Mothership массив HyperDrive Extreme, обходят шину DMI за счет прямого подключения к процессору, позволяя достичь пропускной способности до 8700 МБ/с. Все три накопителя оснащаются радиатором, удерживающим их температуру на надлежащем уровне под высокими нагрузками.
Инновационная видеокарта GeForce RTX 2080
Графическая подсистема представлена новейшей видеокартой GeForce RTX 2080 с 8 гигабайтами видеопамяти GDDR6. Основываясь на инновационной микроархитектуре NVIDIA Turing и платформе разработки приложений NVIDIA RTX, она позволяет использовать вместе трассировку лучей в режиме реального времени, функции искусственного интеллекта и программируемые шейдеры, чтобы добиться в компьютерной игре более реалистичной передачи освещения, затенения и отражений. Кроме того, RT-ядра графического процессора могут применяться для целого ряда других приложений, например, при создании мультимедийного контента, научном моделировании, глубоком обучении, что делает ROG Mothership полноценной портативной рабочей станцией.
Графический процессор подключен к дисплею формата Full-HD с технологией NVIDIA G-Sync, которая в режиме реального времени синхронизирует частоту создания кадров в игре с частотой их вывода на экран. Это повышает качество картинки и уменьшает задержку отображения.
Оригинальной функцией, реализованной в ноутбуке ROG Mothership, является возможность переключения между дискретной видеокартой и встроенным в процессор графическим ядром – для этого достаточно лишь сделать несколько щелчков мышью и перезагрузить систему. В первом режиме, который называется G-Sync, обеспечивается максимальная игровая производительность, а во втором (Optimus) – длительное время автономной работы.
Высококачественная аудиосистема
Благодаря инновационному форм-фактору ноутбук ROG Mothership может похвастать великолепным звуком: четыре 4-ваттных фронтальных динамика направлены прямо на пользователя, при этом интеллектуальная регулировка выходной мощности защищает их от перегрузки. Результат – чистое звучание с увеличенным динамическим диапазоном и мощными басами.
Цифроаналоговый преобразователь с усилителем для наушников ESS Sabre обладает сертификацией Hi-Res Audio, что означает поддержку формата 24 бита / 192 кГц. Высококачественные аудиокомпоненты дополняет программное обеспечение Sonic Studio III, с помощью которого можно получить эффект пространственного звучания при использовании наушников, VR-шлемов и даже внешних ЦАП с интерфейсом USB.
Для записи звука используется микрофонный вход или встроенный микрофонный массив, который расположен рядом с веб-камерой. Встроенное решение отфильтровывает фоновый шум, например, от нажатий на клавиши или звуки игры, чтобы более чисто передавать голос пользователя, а веб-камера умеет записывать видео в формате 1080p со скоростью 30 кадров/с – она прекрасно подходит для стриминга, а также используется для авторизации по распознаванию лица (функция Windows Hello).
Клавиатура с двумя вариантами подключения
Клавиатура ноутбука откидывается вниз под удобным для набора текста углом. Она держится на магнитном креплении – ее можно легко отсоединить и сложить для экономии места. Одной из наиболее сложных задач при разработке устройства была необходимость скрыть экранный шарнир внутри алюминиевого корпуса клавиатуры, и инженеры ASUS успешно с ней справились. В отсоединенном виде клавиатура подключается к ноутбуку по беспроводному интерфейсу 2,4 ГГц или с помощью прилагаемого кабеля USB Type-C. Таким образом, у пользователя есть выбор не только в том, как разместить клавиатуру, но и как ее подключить. Традиционные игровые ноутбуки с жестко заданным положением клавиатуры такую свободу не предлагают.
Каждая клавиша обладает оптимальной глубиной хода (2,5 мм), а технология Overstroke обеспечивает их ускоренное срабатывание. Их переключатели рассчитаны на 20 миллионов нажатий. Вогнутая поверхность клавиш, широкая клавиша пробела, промежутки между группами функциональных клавиш – все это гарантирует больший комфорт для пользователя, а расположенный справа от клавиатуры тачпад может по одному нажатию превращаться в цифровой блок.
Индивидуальная настройка подсветки каждой клавиши позволяет с гибкостью подбирать цвета и визуальные эффекты под различные игры и приложения. Для выделения важных сочетаний клавиш достаточно сделать несколько щелчков мышью в приложении ROG Armoury Crate. В нем же задается режим работы цветной подсветки, встроенной в корпус ноутбука под экраном и позади подставки. Подсветку можно синхронизировать с совместимыми периферийными устройствами с помощью технологии Aura Sync, чтобы добиться гармоничного внешнего вида всей игровой конфигурации.
Современные интерфейсы
Для подключения к проводной сети ноутбук ROG Mothership оснащается контроллером Realtek стандарта 2.5G Ethernet, пропускная способность которого более чем в два раза превышает возможности обычных решений. Он дополнен беспроводным контроллером следующего поколения Intel Wi-Fi 6 AX200 (802.11ax) с пиковой скоростью передачи данных до 2,4 Гбит/с при идеальных условиях. В этом новейшем беспроводном стандарте используются технологии, позаимствованные из мира мобильных сетей, для оптимизированного управления сетевым трафиком и повышения эффективности работы в условиях высокой загрузки.
Запатентованная технология ROG RangeBoost обеспечивает интеллектуальное переключение между двумя парами встроенных антенн, чтобы добиться максимально сильного сигнала при передаче данных по беспроводной сети, расширить ее зону покрытия и устранить «мертвые» зоны.
ROG Mothership умеет работать сразу с тремя внешними мониторами, подключаемыми по интерфейсам HDMI 2.0, Thunderbolt 3 и USB-C. Причем последний напрямую связан с видеокартой и поддерживает режим VirtualLink, используемый VR-шлемами нового поколения. Также имеются три порта USB 3.1 Gen2 и один Gen1 – хватит для любой периферии.
Наступила пост-PC эра, о чём мечтал Стив Джобс? Я думаю, что так оно и есть. Вы давно обновляли свой компьютер, а телефон? Готов поспорить, среди читателей сайта намного больше тех, кто покупал новый смартфон за последнее время, чем тех, кто заказывал себе новый комп.
Смартфоны убили компьютеры
Телефон нужен каждый день, с ним не расстаёмся с утра до самой ночи, возможностей даже среднего по мощности устройства хватает за глаза. Напечатать небольшой текст, отредактировать, добавить картинки и сверстать статью на сайт? Запросто. Можно оформить презентацию, найти информацию в интернете и подготовить нужные документы, отредактировать видеоролик или скачать музыку, фильмы, книжки. Можно и не перечислять, все и так знают.
Конечно, сидя за большим монитором, работать удобнее, но мир стал быстрее и мобильнее. Больше информации, больше данных, всё нужно сделать и везде успеть, зачем таскать с собой ноутбук, если для этого хватает телефона с большим экраном? Если взять планшет, например, iPad Air 2 и дополнить его клавиатурой, получаем ещё один удобный вариант универсального устройства. 2 приложения на одном экране, куча приложений для работы, при этом планшет весит намного меньше ноута, он дольше работает и берёт на себя львиную долю работы.
Какие варианты?
Я думаю, что падение продаж продолжится и дальше. Лет 15-20 назад компьютер был центром дома, но потом технологии стали дешеветь, простой системный блок стоил долларов 300, покупаем к нему монитор, мышку, клавиатуру, вот и всё, что нужно для погружения в интернет или работу. Ноутбуки тоже подешевели, бюджетные стоят долларов 300, а за $1000-1500 можно купить что-то универсальное, даже поиграть можно.
Чем компьютер 10-летней давности хуже современного, если не брать в расчёт развлечения? Разве что проблемы с 4К видео будут, но вы его часто смотрите? Думаю, что нет. А значит, если прикинуть все возможные сценарии использования устройств, нет и желания обновлять технику. Она работает, выполняет свои обязанности, зачем что-то менять и переделывать, копаясь в большой пыльной коробке с железяками под столом.
К слову, про игры. По сути, двигателем прогресса были игрушки с постоянно растущими требованиями к графике. Можно ещё вспомнить специфические ниши вроде монтажа видео или расчёты в сфере HPC, но это уже сугубо профильные занятия, не массовый сегмент.
Не знаю, как вы, а я однажды устал от этих бесконечных требований Windows к драйверам, необходимых обновлений и глюков в играх. Потом я ушёл в мир приставок, там всё легко и просто. Никаких апгрейдов, никаких лишних телодвижений, вопрос лишь в одном, где найти столько времени на развлечения? Но тем же путем пошли очень многие, связка ноутбук+приставка решает все вопросы с играми, это бюджетно, практично и долгосрочно.
Конечно, остаются фанаты игрушек на компьютерах, я и сам люблю посмотреть на этих игровых монстров с несколькими здоровенными видеокартами и блоком питания. Но игровые системы на фоне приставок смотрятся, как джип-внедорожник и паркетник. На одном можно в теории выехать месить грязь, но на практике этим мало кто занимается, а на относительно простой машине пределы асфальта редко кто покидает. Заехали в лес рядом с шоссе за грибами по осени, вот и все внедорожные приключения. Поэтому большинство выбирает удобство и комфорт, так и растёт спрос на консоли, а мир компьютеров затухает. Хорошо покупают игровые ноутбуки, но это слишком специфические, совсем не массовые, весьма дорогие устройства.
Говоря о развлечениях, не могу не упомянуть виртуальную реальность. Для VR-шлемов нужны мощные конфигурации компьютеров. Вроде как это должно стимулировать продажи среди обеспеченных поклонников технологий, но по факту происходит иначе. Люди не готовы раскошеливаться на дорогие устройства, кроме того, сами производители VR-шлемов стараются адаптировать разработки под относительно слабые системы, как показала недавняя презентация Oculus. Да и приставки поджимают, там всё проще, нет такого зоопарка конфигураций, как в игровом Windows-мире.
Мы стали другими
Нельзя забывать о том, что поменялся образ поведения людей. 20 лет назад не было соцсетей, а теперь мы окружены пабликами, группами и рассылками. Не надо искать информацию, она сама найдёт, её столько, что остаётся только скроллить странички, тыкать на ссылки, смотреть тексты и при желании оставлять комментарий. Мало кто старается придумать что-то своё, в большинстве своём люди читают, смотрят и делятся тем, что понравилось в соцсетях. Ну и зачем нужен компьютер, когда можно смотреть сайты или листать паблики с картинками, когда на это способен телефон или планшет?
Вы скажете, ну ок, 20 лет назад соцсетей не было, 10 лет назад появился Вконтакте, а продажи компьютеров падают всего 2 года, где тут связь? А она в том, что выросло поколение людей, которые не понимают, как можно было жить без электронного устройства в руке, оно всё подскажет и расскажет. Для всего хватает телефона, всё меньше желающих покупать лишние устройства.
Так всё-таки компьютеры никому не нужны?
Мы всё больше зависим от интернета, это уже и наркотик, и образ жизни, и помощник. Каждый находит для себя в нём то, что помогает каждый день. Таким же образом развиваются и системы, данные уходят в облака, по сути, всё упирается в качество связи и покрытие, а необходимость в мощных компьютерах пропадает сама по себе.
До сих пор, например, выпускают калькуляторы, хотя провести расчёты поможет встроенное приложение на Windows или macOS, можно купить прогу для смартфона или использовать стандартный софт от производителя. Но факт в том, что устройства по-прежнему живут, хотя казалось, кому они нужны, если всё то же самое может сделать телефон, который лежит в кармане.
Умрут ли компьютеры? В ближайшие 5-10 лет они никуда не денутся, надо же за чем-то работать. Но когда телефон сможет заменить громоздкую штуку, всё изменится. Lumia с отдельным блоком тому пример. Подключили всё, что нужно, и занимаемся делами. Пока концепция неудобная, но всё идёт в эту сторону.
Читайте также: