Райя и последний дракон рисованный или компьютерный
Сходил сегодня на этот мультфильм и кроме очень хорошего саундтрека, унылого и слабого сценария и нарратива, который перемежается отдельными классными сценами, захотелось отметить неочевидный аспект, который заявлен в заголовке.
Мы живем в мире, где Китай одна из самых богатых и влиятельных стран, и сейчас осуществляет многоплановую политику давления на весь мир, включая культуру.
Этот мультфильм создан при патронаже китайской диаспоры в США и гарантированно будет выдвигаться на Оскар. И для людей с минимальным багажом знаний предлагается открытая философия современной политики Китая в Азии. Но это не стоит рассматривать как пропаганду каких-то идей, так как их попросту нет. Мультфильм попросту озвучивает намерения современного Китая с помощью сюжетных параллелей. Они очевидны и ясны. Я лишь приведу их здесь.
Сюжет начинается с рассказа предыстории о неком едином государстве людей Кумандра(Азиатский регион — основная цель влияния Китая), которое быстро распадается после войны с друунами, мистической угрозой, которая возникает из-за зла в людях. Победу в войне даруют драконы(Небесный мандат — философское и политическое обоснование власти в Китае), которые "погибают" в процессе. На месте старого государства появляются пять новых, каждое из которых очевидным образом симолизируют основные государства в азиатском регионе, которые важны для внешней политики Китая.
Ужас. Мир населен одними азиатами. Это тоже стратегия Китая.Сердце — сам Китай. Тут все очевидно. География, культура и явно отсылают к этому.
Клык — Япония. Столица государства находится в изоляции за счет воды, а основная философия — рационализм, причем такой, который может вести к жертвам.
Хребет — Монголия. На это указывает дизайн внешности персонажей и характеристика "варваров" внутри произведения. Что характерно, географическое расположение этого государства позволяет рассматривать это государство как аллюзию на Великую Тартарию, историческую и географическую область Азии, охватывавшую в том числе и территории России.
Коготь — Сингапур. Водное торговое государство с тоталитаризмом и сильной экономикой.
Хвост — Корея. Именно в данном регионе нам показывают единственный труп в виде скелета правителя данного государства. Что естественным образом символизирует недавнее положение дел в Южной Корее.
Казалось бы, просто аллюзии, а что дальше? По ходу сюжета Райя собирает вокруг себя представителей всех государств, собирает драконий кристалл, изгоняет плохих друумов и возрождает драконов. И тут требуется понять очень интересный нюанс: сама Райя символизирует не просто Китай, а Тайвань. Исторические параллели очевидны. Чан Кайши с позиции современной истории КНР был не просто представителем контр-революционных сил гоминьдана, но и подвел материковый Китай договорами с Японией, что привело с их точки зрения к катастрофе во Второй Мировой Войне. В данном случае роль Райи совпадает с ролью Тайваня в идеи "Одна страна, две системы", которая должна была бы объединить КНР и Тайвань.
И здесь мультфильм предлагает единственный логичный вариант: все эти страны должны пожертвовать собой для общего блага, а потом снова возродиться в составе единой страны. С точки зрения Китая, было сделано все для мирного урегулирования вопроса, и теперь такие шаги ожидаются от правительств других стран. И очевидно, что в следующий раз будут выпускаться уже не мультики
Анимационная полнометражка «Райа и Последний дракон» — один из наиболее оригинальных диснеевских проектов. Конечно, в мультфильме можно увидеть уши и мультсериала Аватар, и диснеевской же Моаны, и даже Моих Маленьких Поняшек. Но сценаристы явно поработали над миром и придумали что-то своё, а не просто взяли существующий первоисточник и оболванили, как в случае с какой-нибудь Русалочкой.
Другое дело, что просто поработать — это не всегда достаточно…
Давным-давно, в далёкой-далёкой Кумандре.
На случай, если трейлеры ввели вас (как и меня) в заблуждение, поиски Райей последнего дракона занимают от силы минут двадцать. Причём большая часть этого времени — флэшбэк, где показано как был разбит «Драконий самоцвет» и выпущены на свободу монстры-друуны, превращающие людей в каменные статуи. Райа тогда была ещё маленькой (и слишком доверчивой) девочкой, которая спаслась с одним из осколков магической реликвии лишь потому что её отец пожертвовал собой.
Теперь, шесть лет спустя, Райа превратилась в девушку-воительницу, которая не доверяет никому, кроме своего ездового, гм… броненосца(?) по имени Тук-тук. И следуя легенде они наконец находят и пробуждают к жизни того самого последнего дракона, который, точнее которая пятьсот лет назад использовала ныне разбитый магический самоцвет чтобы изгнать друунов.
Собственно с этого и начинается основной сюжет, в ходе которого Райа и няшка-дракон по имени Сису ищут остальные осколки Драконьего самоцвета, которые теперь находятся в руках вождей четырёх из пяти племён страны Кумандры. Пятую нацию, разумеется, представляет сама Райа — ведь она у нас принцесса, как и все диснеевские героини.
Дисней во всей красе
Вообще, в мультфильме довольно много типичных для Диснея моментов. Красивая 3D картинка, в немного более реалистичной манере, чем у Pixar. Периодические шутки для поднятия настроения. Колоритные персонажи второго плана.
Причём персонажи приобретают особенную глубину, если задуматься. Да, девочка-младенец, возглавляющая банду вороватых обезьянок — это смешно, но как бы ещё выжил ребёнок, семья которого превратилась в камень, как не повзрослев и не выработав нечеловеческую ловкость? То же самое с квадратным амбалом, на проверку оказывающимся начитанным философом. Он ведь не просто так пытается напустить страху на незнакомцев — если что, в деревне он остался один.
А вот центральные персонажи, по всё той же диснеевской традиции — обычные сборники клише. Даром что клише эти не «беззащитная принцесса ждущая принца» и «ужасный хохочущий злодей» родом из девяностых. «Суровая принцесса-воительница», «наивная няшка-дракон» и «злодейка, которая на самом деле добрая, просто её никто не понимает» — вот новый стандарт для диснеевской формулы.
Причём в случае с антагонисткой, принцессой Намаари, как обычно Дисней ещё и разбросал намёки на лесбийскую линию с Райей. Совсем немного намёков — ровно столько, чтобы отхватить похвалу от ЛГБТ+ сообщества, но не схлопотать по ушам от консерваторов.
Впрочем, проблема с Намаари не в нескольких сценах, где можно углядеть лёгкий флирт. Она гораздо глубже, и касается морали всей картины.
Ахтунг, спойлеры!
Мораль нового мультфильма — «доверяй ближнему своему». И по большей части раскрывается она тут неплохо. Райа и Сису не раз спорят о доверии, поскольку находятся на противоположных полюсах в данном вопросе. И не раз Райа, встретив незнакомцев переходит в глухую защиту лишь за тем, чтобы потом найти общий язык и получить нового союзника. Что младенец-воровка, что амбал, что паренёк, который возит героев на своей лодке-плавучей забегаловке — все они осознают, что у них общая цель. И лишь доверяя друг другу они смогут преуспеть в своей миссии собрать Самоцвет и победить друунов.
А вот с Намаари эта формула не работает.
в отличие от упомянутых паренька, девочки с обезьянками и амбала-философа, которые не на словах, а на деле доказывают не только свою пользу, но и свою лояльность, принцесса-антагонист только и занимается тем, что предаёт Райю и охотится за ней на протяжении всей картины.
Даже сцена, где Райа идёт на поводу у своих эмоций и атакует Намаари (у которой между прочим в руках арбалет, нацеленный в сердце Сису), отнюдь не выглядит однозначным просчётом нашей героини. Да, мы как зрители видели сцену, где Намаари выказывает уважение драконам. Но даже мы не можем быть до конца уверены, что «принцесса-антагонист» не спустила бы курок. В конце-концов она же достала тот самый арбалет, чтобы предать Райю второй раз.
И вот в конце, после целых двух предательств, Райа каким-то образом осознаёт, что должна довериться именно Намаари. Почему? Как?! Собственно сам факт, что для возрождения магии самоцвета нужно доверие уже притянут за уши на столько, что «магия дружбы» из MLP и «любовь, которая сильнее гравитации» из Интерстеллар выглядят на на его фоне твёрдой фантастикой.
Но даже с таким допущением абсолютно не понятно, почему довериться надо было именно Намаари, а не уже проявившим свои качества другим героям. И такая мораль финала выглядит ещё более дико для того, чтобы учить ей детей. Ведь в реальном мире как раз именно такое безусловное доверие к тем, кто раз за разом его обманывает позволяет обманщикам выходить сухими из воды.
Доверие всегда должно быть взаимным. Да, кто-то должен сделать первый шаг, но сделать первый шаг — вовсе не означает пройти всю дорогу. И если в ответ на первый шаг тебе всаживают нож в спину — разумно как минимум остановиться. А вот финал мультфильма «Райа и Последний дракон» как бы говорит обратное. Почему?
Однозначного ответа у меня нет. Однако кое-какие мысли возникают, если вспомнить что выпустившая «Райю» компания Disney последние несколько лет только и делает, что обманывает доверие своей аудитории. Вначале Мыш подвёл нас со Звёздными Войнами, потом поползли слухи о переводе MCU на рельсы «соц.справедливости», теперь ещё подписчики Disney+ то и дело находят в своих каталогах «сюрпризы» в виде удалённых или отцензуренных материалов.
Как-то весьма своеобразно смотрится заявление «доверьтесь другим, ведь кто-то должен сделать первый шаг» от тех, кто постоянно лицемерит и обманывает… Хотя может я просто слишком глубоко копаю и всё на самом деле объясняется обычной спешкой при подготовке сценария. В конце-концов, это же Дисней.
Как создавался мультфильм и какие культурные особенности использовались
4 марта на экраны российских кинотеатров выходит долгожданный мультфильм «Райя и последний дракон», в котором нам покажут совершенно новую диснеевскую принцессу. Она будет совсем не похожей на героинь, которых мы видели до этого, а на фоне пандемии и вовсе кажется инновационной.
Редакции Тлум.Ру удалось взять интервью у создателей мультфильма: с нами пообщались режиссёры Дон Холл и Карло Лопес Эстрада, сценаристы Ки Нгуйен и Адель Лим и продюсерка Оснат Шурери. Они ответили на самые животрепещущие вопросы. Осторожно, возможны спойлеры к сюжету картины .
В мультфильме большое внимание уделяется числу 5: пять земель, пять частей драконьего камня, пять героев пяти разных возрастов. Почему вы выбрали именно пять, а не другое число?
Всё это началось именно с количества земель, и с тех пор число пять стало значимым. Нам хотелось, чтобы в мультфильме было по одному представителю от каждой земли и по одному представителю разного возраста. А дальше мы подумали: «что, если драгоценных камней тоже будет пять?».
Также мы прежде всего думали логически. Если бы всего было меньше пяти, мы бы не смогли вместить так много мифического мира Райи. Всё в дизайне мультфильма было вдохновлено тем, как люди смотрят на мир, их культурными традициями. Камень раскололся на пять частей, потому что у нас было пять земель, но также то, как мир был создан, во многом было вдохновлено различными традициями, в которых у числа пять было определённое значение.
Обычно аниматоры Disney посещают страны, о которых говорится в мультфильмах. Ваша команда ездила в Китай? В условиях пандемии.
Не думаем, что наши художники посещали именно Китай, но некоторые члены съёмочной группы ездили в другие страны Юго-Восточной Азии, чтобы найти вдохновение для нашего фэнтезийного мира Кумандра. Таких путешествий было несколько.
Художники консультировались с людьми из самых разных стран Юго-Восточной Азии, чтобы передать их историю и культуру как можно более достоверно.
Глаза Райи и других людей в мультфильме меньше, чем глаза Моаны, они более реалистичные. Но в дизайне животных остались более «диснеевские» глаза. Почему вы решили разделить эти стили?
Мы всегда ищем наиболее привлекательную версию персонажа, и особенно это касается «молчаливых» героев, таких, как Тук-Тук. Большие глаза помогают сделать персонажа более милым и привлекательным.
В нашем мультфильме у всех человеческих персонажей разные типы тел, цвета кожи, формы глаз, которые отражают их происхождение. А фэнтезийные создания формировались с ноля — конечно, в том, что касается дракона, у нас было на что опираться. Тук-Тук… он просто стал милее. Дизайнеры решили: «а что, если у него будет мягкая шерсть? Это будет мило! И добавим ему маленькие веснушки».
Ожидаемый вопрос о Сису и Эльзе из «Холодного сердца». Они действительно выглядят похожими. Вы ещё не устали от таких вопросов?
Лично нам ещё не задавали такой вопрос, но мы много читали в Интернете о том, что Сису и Эльза имеют одинаковые черты лица. Почему так? Забавно, но раньше нам не приходили в голову такие мысли, но потом мы взглянули на изображение Эльзы и Сису и мысленно сравнили их. Вероятно, всё дело в том, что преобладающий цвет для каждой героини — голубой. И они обе обладают ледяными и водными силами. Но мы можем с точностью сказать, что это сходство — чистая случайность.
Вопрос о песнях. Это первый раз, когда у диснеевской принцессы нет своей песни. Почему?
Разве? Получается, это действительно первая официальная диснеевская принцесса без песни. Я думаю, дело в том, что этот мультфильм — приключенческое фэнтези, в котором музыка не сыграла бы так хорошо. Музыкальные номера были бы слишком для такого реалистичного и местами грустного мультфильма. Это другой вид истории с иными персонажами. Некоторым персонажам проще выражать себя через песни, но для Райи мы решили выбрать множество других способов. На самом деле, она выражает себя через сражения.
Когда мы начали думать о приключенческом мультфильме, нам в голову пришло, что персонажи внезапно остановят своё путешествие, чтобы спеть: «давайте-ка я вам спою перед тем, как спасти мир». Так что мы решили полностью отдаться экшену и приключениям.
Доверие — одна из важнейших тем фильма. И это очень актуально для всех нас, нашему миру нужно больше доверия. Когда вы начали работать над этим проектом, знали ли вы, насколько актуальной будет эта тема?
Пожалуй, эта тема актуальна не только сейчас — она была такой и десять, и двадцать лет назад. Мир становится намного лучше, если мы доверяем друг другу. Но мы даже не представляли, насколько важной эта тема может оказаться — во многом из-за пандемии, к тому же, в США за последнее время произошло много важных для социума событий. Каждый день казалось, что эта тема становится всё более важной.
Как велась работа в условиях пандемии? Как вы работали удалённо?
На второй-третьей неделе марта 2020 года все работники студии были вынуждены разойтись по домам, забрав с собой всё необходимое для работы: компьютеры, мониторы, гарнитуры. И с тех пор мы все до сих пор работаем из дома. Все создали из своих домов офисы. Четыре-пять раз приходилось встречаться, чтобы проверить всё на профессиональном оборудовании. Наша команда отлично справилась с адаптацией к такой работе. Дон сказал, что это оказалось самой профессиональной и новаторской работой студии Disney: нам удалось создать мультфильм, работая из 400−500 разных домов.
Как вы работали с актёрами озвучивания в условиях пандемии?
Дома. Весь мультфильм мы сделали, сидя по домам, так что с актёрами получилось также. Мы прислали им микрофоны и попросили записывать из шкафа — буквально — для лучшего звука. Мы встречались в Zoom. Однажды нам даже пришлось прислать Аквафине (актрисе озвучивания Сису) звуконепроницаемую палатку, потому что в её гостиной было слишком большое эхо. Это было так забавно — когда она начинала запись, кот начинал мяукать, птицы начинали петь, но в итоге удалось записать всё.
Момент, когда Райя окаменела, был очень смелым и эмоциональным. Как вам пришла в голову эта идея?
Мы собрались в одной комнате и пытались решить, каким будет финал мультфильма. Нам нужно было решить, как собрать все фрагменты драконьего камня вместе, как заставить это работать. Всё казалось очень надуманным и очевидным. И мы подумали: «каким мог бы быть самый храбрый и отчаянный поступок?». И Дон предложил: «Что, если бы Райя отдала свой камень отрицательному герою и превратилась в камень?». Я никогда не видел такого в фильмах раньше, и, как ребёнок, я бы никогда не ожидал увидеть такое. Мы просто увидели финал, который хотели бы получить, он казался таким правильным, поэтому мы решили оставить его.
Наш сорежиссёр Джон Рипа, который визуализировал это, превратил слова в картинку. И у него получилось идеально воплотить нашу задумку, кадр за кадром. Мы создали финал заранее, поэтому в процессе работы над мультфильмом мы поняли, что должны «заслужить его»: проект обязан был логически развиться к этому моменту, так что нас ждало много работы, особенно в плане отношения персонажей. И многие моменты мультфильма были очень эмоциональными для нас — мы часто плакали. Приятно знать, что у нас не выработался иммунитет к трогательным моментам в мультфильмах.
Мы знали, что у нас должен быть сильный момент, в который Райе придётся выучить свой урок. Тема мультфильма — доверие, и, в отличие от традиционных историй, когда герой использует свои разрушительные силы для победы над злодеем, мы решили добавить очень уязвимый момент. Это то, что определяет настоящего лидера. Лидер будет рисковать собой, вдохновляя других делать то, что правильно. Именно поэтому Райя и превратилась в камень. А объединённые силы всех членов команды, когда мир так расколот, спасают мир.
Драконы — очень важная тема в анимации. Что вдохновляло вас на создание дракона?
Для начала — кому не нравятся драконы? У нас была земля вокруг драконьей реки, а сам дракон был вдохновлён южно-восточными мифическими драконами, которые были связаны с водой. Мы провели много времени за изучением региона, и в итоге решили, что всё будет основываться на реке. Живые существа стараются селиться рядом с водой, а дракон происходит из воды. Мы даже не представляли, как можно сделать эту историю без дракона. Река — это сердце земли, а дракон — сердце истории.
В западных историях дракон всегда изображается определённым образом: они всегда огнедышащие, они всегда забирают себе красивую девушку, они очень разрушительны для людей. В восточных сказаниях драконы изображаются иначе, так что у нас была возможность представить персонажа по-другому.
Как создавался Тук-Тук, и как он так сильно вырос за 6 лет?
Райе нужно было на ком-то ездить, ей нужен был аналог лошади, но в фэнтезийном сеттинге. Есть такое животное — жук-шарик, что-то вроде мокрицы, которая может сворачиваться в шарик. Нам хотелось сделать что-то такое в смеси с броненосцем или панголином, у которого будет своя броня. Изначально Тук-Тук был только средством передвижения главной героини, но мы поняли, что нам хочется от него большего.
Это отличный пример того, как работают сценаристы и художники по персонажам. Всем настолько понравился Тук-Тук, что решено было сделать его компаньоном для Райи в этом сломанном пугающем мире. Тук-Тук всегда был рядом с ней, так что Райя не была одна. А что касается его стремительного роста — что ж, возможно через четыре года он будет размером с дом.
Пожалуйста, скажите что-нибудь российской аудитории. «Душа» собрала 1 миллиард рублей, это рекорд.
Что я хочу сказать российской аудитории, так это то, что мы очень взволнованы и рады были снимать этот мультфильм. Нам очень хочется верить, что «Райя и последний дракон» очень понравится вам. Мы так рады представить проект, который вдохновлён Азией. Учитывая, что сейчас мы все сидим по домам, это шанс совершить путешествие.
Восточная сказка студии Disney уже успела снискать любовь зрителей и высокие оценки критиков. Настало время заглянуть за кулисы! «Миру фантастики» удалось вдоволь пообщаться с создателями фильма — о принцессах и драконах, коллективном творчестве, восточной философии и боевых искусствах. На наши вопросы отвечают режиссёры Дон Холл и Карлос Лопес Эстрада, сценаристы Адель Лим и Куи Нгуйен, а также продюсер Оснат Шурер.
Наш обзор
«Райя и последний дракон». Почему дивная восточная сказка Disney не станет хитом (а жаль!)
Нам показывают прекрасный волшебный мир — но как же ему тесно в рамках одного фильма!
Оснат Шурер и Адель Лим (фото: Walt Disney Television, CC BY-ND 2.0)
Райя — персонаж нетипичный. Она замкнута, с недоверием относится к миру и другим героям. Вы не боялись, что зрителям будет непросто проникнуться к ней симпатией?
Адель Лим (сценаристка): Отличный вопрос! По ходу сюжета Райя проходит немалый путь. И мы хотели с самого начала показать, как сильно на неё повлиял расколотый мир Кумандры. Райю окружают раздоры и разорение, так что она поневоле ожесточилась. Но при этом нам было важно показать её обаяние и мастерство, её теплые отношения с отцом. Рассказать, почему он так важен для неё.
Оснат Шурер (продюсер): Это была очень привлекательная идея. Познакомить зрителя с Райей-девочкой до того, как с её миром случилась трагедия. Мы видим, каким хорошим человеком она могла бы стать — и надеемся, что ей удастся вернуться в это состояние к финалу фильма.
Лим: Знаете, сейчас в боевиках так много «сильных» героинь, которые все из себя суровые и невозмутимые, вообще без чувства юмора. Но мы сразу решили: Райя не такая. И это видение разделяла вся наша команда. Даже сцены поединков мой коллега-сценарист Куи старательно разбавлял шутками.
Райю официально признали «диснеевской принцессой». Этот типаж с нами уже почти сто лет — и за это время успел сильно измениться. Какие требования у вас сейчас к принцессам?
Шурер: Действительно, времена меняются! Но мне кажется, Disney всегда расширял границы того, какими могут быть героини. На современный взгляд, конечно, ко многому можно придраться. Но эти героини тоже нарушали границы в свое время. Каждая из них отражает свою эпоху, своих создателей и то, что они привносят в характер персонажей. Та же Моана была совершенно нетипичной диснеевской принцессой: она самостоятельно проходит свой путь героя. Ей необходимо спасти мир, и не так уж важно, женщина она или нет. В этом они с Райей похожи.
Быть принцессой — значит нести ответственность, и это ключевая тема фильма, весьма актуальная для наших дней. Райя ответственна за то, чтобы вновь объединить мир. Но сперва ей необходимо преодолеть свои недостатки, снова научиться доверять другим. В этом смысле она действительно сильный (то есть, интересный) женский персонаж и достойная принцесса.
Роль Райи исполнила Келли Мари Тран, звезда «Звёздных войн». На съёмках Эпизода VIII она запомнилась тем, что постоянно интересовалась процессом создания фильма. Подходила ко всем, от создателей реквизита до монтажёров, и расспрашивала их о том, чем они занимаются. На съёмках «Райи» она была столь же любознательной?
Карлос Лопес Эстрада (режиссёр): О да, Келли — просто чудо. Уже на первой сессии звукозаписи мы с ней разговорились и рассказали, что на следующей неделе прибудет группа из Лаоса, которая проведёт для нас церемонию Баси (традиционный буддистский обряд «привлечения душ» для удачного начинания — прим. «МирФ») . Праздничный ритуал, чтобы сблизить нашу команду перед началом работы. И Келли сказала, что хочет к нам присоединиться, хотя обычно с актёрами мы пересекаемся только на записи. Но она хотела пережить этот опыт вместе с нами, познакомиться с художниками и аниматорами, поговорить с ними.
И так продолжалось на всём протяжении создания «Райи». Келли посетила каждый из производственных отделов, обо всём их расспросила. Команде было чрезвычайно приятно видеть, что наша главная звезда интересуется не только самим фильмом, но и теми, кто его создаёт. Это было особенно ценно, когда грянула пандемия и мы начали работать из дома.
Дон Холл (режиссёр): Думаю, если бы мы не ушли на карантин, нам бы просто пришлось выделить Келли отдельный кабинет на студии. Она бы реально там поселилась — и никто не был бы против! [смеется]
Кстати, о церемониях. «Райя» под завязку набита мифологией, персонажами и различными культурами. Никогда не было желания схватиться за голову: мол, боже, как мы вообще всё это уместим в два часа хронометража?!
Холл: Какие два часа? Полтора! Два часа — это было бы счастье. Но нет, нет. Материала действительно было много, что лишь показывает мастерство и талант всех причастных. От руководства студии до художников из vis-dev (visual development, то есть «визуальной разработки» — прим. «МирФ») . Я никогда раньше не видел настолько детальной, глубокой и богатой проработки мира. Мы показали лишь вот столечко [сводит вместе пальцы], а придумали совершенно необъятную вселенную [разводит руки в стороны].
Но не сказал бы, что меня это пугало. Иногда думал: «Блин, очень хочется вот это вот показать подробнее, но в первую очередь мы должны думать об истории». В любом случае приятно знать, что за кадром существует огромный, живой и богатый на детали мир Кумандры, который, возможно, нам ещё удастся рассмотреть поглубже.
Эстрада: Мне кажется, настолько проработанную вселенную можно создать только в кино при участии великого множества людей, каждый из которых занимается какими-то своими аспектами. Мы как режиссёры можем только наметить дорогу, обозначить общие черты мира, который нам нужен. Но затем дело подхватывают художники по локациям, специалисты по тканям и одежде, по цвету и свету. Они наполнили Кумандру объёмом, текстурами и деталями. Без них этот мир не смог бы существовать и не казался бы настолько масштабным. Каждый внёс свой вклад, свои маленькие детали.
Тогда поговорим о том, кто что привнёс. Вот вы, например, Карлос, пришли из игрового кино и музыкальных клипов — при этом «Райя» совсем не мюзикл. Как вам удалось адаптироваться?
Эстрада: Некоторым вещам пришлось учиться, да. Но принципы в целом неизменны. Режиссура, создание истории, работа с актёрами — в этом плане «живое» кино и мультфильмы почти не отличаются друг от друга.
И у каждого из нас свой бэкграунд. Я снимал клипы, Куи работал в театре и занимался сценическим боем, а Дон уже давно творит чудеса в анимации. А ещё нужно учитывать всех остальных художников, так или иначе работавших над «Райей». Мы дополняли и развивали идеи друг друга, отталкиваясь от нашего уникального опыта.
Следующий вопрос для Куи. Помимо сценария вы занимались постановкой боёв в фильме. Расскажите, как вы определились с тем, каким оружием будет пользоваться Райя, и как это отражает её характер.
Куи Нгуйен (сценарист): По ходу фильма Райя использует два вида оружия. В детстве она сражается палками по технике эскрима — это боевое искусство с Филиппин, также известное как арнис или кали. А ещё отец обучает её приёмам, основанным на малазийской борьбе пенчак силат. Я хотел, чтобы культура Райи отличалась сложностью и изяществом. Её народ живет в относительной безопасности, поэтому они могут позволить себе совершенствовать свои навыки. А вот у антагонистов, племени Клыка, стиль более жестокий, рассчитанный на большую силу ударов в духе муай-тай.
Ещё у Райи, конечно же, есть свой клинок. Это наше «фирменное» оружие, наш световой меч. Я хотел использовать нечто, что отдаёт дань уважения культуре и истории Юго-Восточной Азии, но при этом по-своему их трактует. Меч Райи вдохновлён кинжалом крис, которым пользуются в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах. Это оружие характерно для определённого региона, но у нас оно ещё может превращаться в хлыст и крюк-кошку — такого в реальности вы точно не найдете! [смеется]
При этом, несмотря на фэнтезийный сеттинг, бои в целом поставлены реалистично. Почему?
Холл: [скептически пожимает плечами]
Холл: Ещё одна причина заключается в том, что вся магия в фильме сосредоточена у драконов. Это важный мотив сюжета. Герои-люди, простые смертные, живут в мире волшебных водяных божеств. И между ними — большая разница, которую мы не хотели размывать, давая людям чудесные «улучшенные» способности.
Интересно, что на Западе и на Востоке очень разный подход к драконам. Чем ваша Сису отличается от привычных нам «мудрых огнедышащих ящеров»?
А ещё она довольно стеснительная, не верит в собственные силы.
Лим: Именно так! Нам показалось, что это очень удачная метафора. Люди часто надеются, что вот сейчас появится какая-нибудь внешняя сила и всё исправит. Но магия Сису не ограничивается её физическими возможностями. Она вдохновляет Райю, пробуждает в ней любовь и радость жизни, интерес к людям. Она учит её доверяться миру. И в этом — главный посыл нашего фильма. Не так-то просто поступать, как правильно. Тебя могут предать. Что-то может пойти не так. Но даже несмотря на всё это, необходимо хранить надежду. Вот какой урок наша драконица преподносит Райе и её спутникам.
Шурер: Такой персонаж не каждому по плечу. Мы пытались вложить в Сису одновременно величие и мудрость, но также сомнения, чудаковатость и чувство юмора. Сценаристы провели совершенно героическую работу. Но всё сложилось лишь тогда, когда к нам присоединилась Аквафина.
Неудивительно! Аквафина — актриса с очень своеобразной, яркой энергетикой. Её характер легко узнается даже в дизайне Сису-человека. А ещё она славится своими навыками импровизации. Вы позволяли ей придумывать собственные шутки?
Шурер: Да, в комнате звукозаписи всегда стоят камеры, чтобы потом аниматоры могли равняться на игру актёров. Поэтому мимику и жесты Аквафины можно считать не только в человеческом, но даже в драконьем облике Сису. Конечно, мы серьёзно прорабатываем сценарий, делаем раскадровки и анимацию — всё это долгий и кропотливый процесс. Но даже в заданных рамках мы обожаем импровизацию. С ней персонаж сразу оживает. Кажется, недавно кто-то сравнил Аквафину с Робином Уильямсом в «Аладдине».
И да, у нас осталась куча потрясающих роликов с озвучки, на которых Аквафина нас смешит — возможно, когда-нибудь мы их опубликуем. Однако, мы не только смеялись, но и плакали. Аквафина — мощная драматическая актриса, хорошо передающая сильные эмоции.
У неё есть совершенно потрясающая работа в фильме «Прощание», просто до слёз.
Шурер: О да!
Лим: Вы ухватили самую суть нашего фильма. Мир «Райи» вдохновлён целым множеством культур Юго-Восточной Азии. Там перемешано очень много народностей и традиций. Но всех их объединяет одно — прочная связь между людьми. Понимание важности сообщества, необходимости заботиться друг о друге.
Мне кажется, прямо сейчас меняются нормы драматургии. Мы больше не ограничены рамками традиций западной сказки. Поэтому, когда мы создаём новые мультфильмы, мы не пытаемся делать сюжеты «универсальными», не упрощаем их — а, наоборот, пытаемся отразить специфику. Выносим свои особенности и различия на передний план, чтобы привлечь самых разных людей. Но в основе этих историй всё равно лежит наша общая человеческая природа. Все мы плачем, и смеемся, и мечтаем об одном и том же. Надеюсь, «Райя» сможет преподать зрителям этот урок. Да, Кумандра — сказочная страна, но она опирается на реальную культуру. Кому-то эта культура может показаться чужой, но, если присмотреться, в ней можно обнаружить много знакомого, наши общие желания и мечты.
Шурер: Я уверена: чем выше точность в деталях, тем более универсальной получится история. И это особенно важно сейчас, когда мир столкнулся с беспрецедентным кризисом и когда люди должны объединиться ради общего блага. Для меня посыл «Райи» одновременно актуален и направлен в будущее: «Эй, давайте верить друг другу! И вместе мы сможем изменить мир к лучшему».
Читайте также: