Психологические проблемы работы с компьютером
Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал.
История болезни: от 80-х годов до современности
Начавшаяся в 1980-х годах массовая компьютеризация привела к появлению людей, которые стали уделять ПК куда больше времени, чем того требовали работа или отдых. Взрослые и дети стали много времени проводить за играми, и до появления Интернета и гаджетов именно игровая компьютерная зависимость (не путать с зависимостью от азартных игр) была наиболее распространена. Ситуация усугубилась с развитием глобальной паутины в середине 90-х — форумы и чаты всё чаще стали заменять реальное общение, а также стало набирать популярность бесцельное брожение по сети (интернет-сёрфинг).
Ещё большее погружение в виртуальный омут принесли миру 2000-е — время активного развития социальных сетей и гаджетов, которое продолжается и до сих пор. Если раньше уткнувшийся в телефон человек вызывал сочувственную улыбку у окружающих, сегодня «гаджетоманов» в городах едва ли не больше, чем тех, кто не зависит от своего «виртуального друга». Появился даже специальный термин — «гаджет-зависимость», подчёркивающий пристрастие человека к мобильным устройствам, от которых ему тяжело оторваться, а печальнее всего то, что более половины гаджетоманов — это дети и подростки.
Несмотря на то, что официальное признание проблема цифровой зависимости получила только в последние годы (до начала 2010-х всерьёз рассматривали только пристрастие к азартным играм), некоторые психологи забили тревогу уже давно: ещё в середине 1990-х годов американка Кимберли Янг обратила внимание соотечественников, а затем и всего мира, на киберзависимых людей (термин самой Янг), а в 1995 году она основала в Пенсильвании Центр интернет-зависимости.
Признаки и опасность виртуальной зависимости
Сильнейшими маркерами этого психического расстройства являются три поведенческих особенности, которые чаще всего встречаются вместе:
- Постепенное увеличение «дозы», то есть времени, проводимого за компьютером или гаджетом.
2. Изменение формы поведения, когда виртуальная реальность начинает подменять собой активность в реальной жизни.
3. Ухудшение эмоционального состояния без интернета, что Янг назвала «синдромом отмены».
Согласитесь, картина весьма похожа на другой вид зависимости — наркотическую. В жизни наркомана точно так же всё, кроме наркотиков, становится неважным, и он чувствует себя хорошо только после очередной дозы. Также и у тех, и у других зависимых наблюдаются изменения ритма жизни, ограничение круга общения, небрежное отношение к себе и своим обязанностям (но только если это не является «естественной» привычкой, то есть не было замечено ещё до плотного знакомства человека с виртуальным миром).
Всё это ведёт к деградации личности: снижаются умственные способности, реальные цели в жизни подменяются виртуальными, ухудшается психическое и физическое здоровье. Вместо реальных встреч в моду входят виртуальные вечеринки, когда люди собираются в видеочатах, стремление к романтическим отношениями и свиданиям заменяются на пристрастие к порнографии, причём этим страдают не только одинокие люди, но и семейные мужчины и женщины. Живое общение вытеснили переписки в мессенджерах и соцсетях, а личные встречи уже воспринимаются многими как подвиг. Словом, осталось дождаться появления соответствующей технологии — и сюжет фильма «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом может обрести вполне реальные очертания, когда по улицам будут бродить безликие клоны, а реальные люди, потерявшие способность к общению, будут сидеть дома в своих креслах, не в силах оторваться от своих виртуальных я.
При этом «цифровизация» может оказать крайне негативное влияние на неокрепший детский мозг, да и для остальных она не всегда полезна. Авторы исследований на эту тему указывают до полутора десятков негативных факторов, а самые опасные среди них следующие:
Утрата навыков письма и способности к творчеству
Люди, которые быстро пишут от руки, быстро читают и лучше воспринимают текстовую информацию и наоборот. А ещё письмо от руки стимулирует воображение и развивает творческие способности, поскольку пишущий человек лучше печатающего представляет себе в уме то, о чём он пишет.
Утрата способности воспринимать большие объёмы информации
Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла. В результате статьи в угоду пользователям становятся всё короче и короче, что приводит к массовому отуплению, поскольку в коротких статьях объяснить самые важные и полезные для ума вещи просто невозможно, а писать длинные стало занятием бессмысленным, ведь их почти никто не читает.
Зависимость от экрана
Настоящим цифровым наркотиком стали гаджеты, оторвать от которых человека бывает очень сложно. Учёные, занимающиеся исследованием деятельности головного мозга, называют экраны планшетов (и компьютеров) «электронным кокаином», поскольку при их использовании у людей в большом количестве вырабатывается дофамин — гормон удовольствия, что вызывает всё большую зависимость от этих устройств.
Снижение навыков общения, ухудшение речевой функции
Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться. При более тяжёлых формах зависимости человек вообще перестаёт испытывать потребность в общении и становится замкнутым, получая удовольствие только от виртуальных занятий.
Повышение агрессии и раздражительности
Излишние «цифровые дозы» негативно влияют на психику даже взрослого человека — что уж говорить о детях! А причина неадекватного поведения заключается как раз в том, что гаджет или компьютер становится наркотиком, от которого не оторваться, а реальные цели подменяются виртуальными — соответственно, если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры.
Ухудшение умственных способностей
Речь о прогрессирующем явлении, которое учёные называют «цифровым слабоумием». Автор термина и книги с одноимённым названием, немецкий профессор Манфред Спицер на основе многолетних исследований сделал вывод о том, что цифровые технологии избавляют человека от умственной работы, а как известно, орган, который не задействуется (в данном случае мозг), постепенно отмирает. В мозге это проявляется ослаблением и исчезновением множества нейронных связей. Получаемая из интернета информация не усваивается, а слепо копируется, почти не обрабатываясь мозгом. В результате не задействуется способность мозга к критическому мышлению и память — важнейшие функции, благодаря которым человек познаёт мир и взаимодействует с ним. Стоит ли говорить, насколько это важно для ребёнка?
Ухудшение здоровья
При постоянном нахождении за компьютером или гаджетом человек может испытывать головные боли, а в отдельных случаях наблюдается ухудшение зрения. Не проходит бесследно такое снижение активности и для физического состояния организма: снижается тонус мышц, накапливаются жировые отложения, а это, в свою очередь, приводит к возникновению целого ряда не только неприятных, но и опасных заболеваний сердца и внутренних органов.
Что делать родителям в цифровую эпоху?
Если взрослый может помочь себе сам, сознательно ограничив свою виртуальную активность, дети — иное дело: без помощи родителей выбраться из «цифровой ловушки» им будет сложно. И вот что нужно знать родителям:
Правило первое: ограничьте время ребёнка за экраномдо приемлемого значения в зависимости от возраста, рекомендуемого ВОЗ.
Правило второе: подталкивайте детей на полезные для них занятия в «офлайне» и поощряйте за это. Это может быть любое хобби (спорт, творчество), отдых на свежем воздухе, общение со сверстниками.
Правило третье: следите за тем, чем ваш ребёнок занимается в интернете, и корректируйте при необходимости — возрастной рейтинг для игр и видео придуман отнюдь не зря. Если же какая-то игра или ролик вызывает у ребёнка истерики, настоятельно рекомендуется оградить ребёнка (особенно маленького) от такого контента любым уместным способом (пусть даже и хитростью).
Правило четвёртое: следите за своими привычками, ведь дети копируют поведение родителей. Поэтому, если телефон или компьютер у вас не для работы, а для бесцельного времяпрепровождения, не удивляйтесь, что такая же привычка появится и у вашего чада.
Правило пятое: гаджет ни в коем случае не должен быть «затычкой», когда ребёнку его дают только чтобы отвязался, ведь таким образом вы своими руками лепите малолетнего гаджетомана.
Да-да-да, мы снова все умрем. Вагон и маленькая тележка бездоказательных штампов.
"имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал" – что такое мощность мозга? в чем измеряется? В вашем случае полагаю, что в лошадиных силах. Что значит "полноценно раскрывать свой умственный потенциал"? – телекинез, левитация, регенерация? И причем здесь психологи? Насколько я понимаю исследованиями работы мозга занимаются нейробиологи.
"Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться" – человек социальное животное и ему действительно нужно общаться. Но с какого фига общение в соцсетях является суррогатом? А общение по телефону является суррогатом? А электронные или бумажные письма?
"Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла." – в моем детстве не было интернетов, но баранов, которые не понимали смысла примерно 95% (цифра взята от балды).
"если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры." – кто бы мог подумать! Ах, какая сволочь, он не о трояке по русскому переживает, а о потерянном луте.
Короч, ребят. Я понимаю, что на клинике или курсах по "освобождению" от тырнет-зависимости вполне можно заработать. Сам вчера о таком думал. Но аргументацию нужно прорабатывать тщательней
Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности".
При этом само "технократическое мышление" определяется как "мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целю, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства".
"Технократическое мышление это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее. Особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. (Заметим, что уже появился термин "искусственная интеллигенция". К сожалению, не только термин. )".
Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные авторы в конце 1970-х - начале 1980-х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но "к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)", - пишет Ф. Блэкслер.
Рассуждая о перспективных задачах развития информационных технологий, Ф. Блэкслер ставит в чем-то риторический вопрос: какова роль психолога при внедрении новых информационных технологий (ИТ)? Если раньше акцент делался на адаптацию машин к пользователю, то в настоящее время выдвигаются новые задачи: более широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре - человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать "консерватизм" в организации труда.
При этом обозначились и новые сложности при разработке и внедрении ИТ (на основе переоценки дел в области ИТ): короткий жизненный цикл ИТ-систем и ограничения, свойственные современным видеотерминалам (даже несмотря на "гибкость" ИТ); поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп - разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, когда многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, возможен обман - якобы "недоделанная система"); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т.е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий.
Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем на 1990-е гг. сводились к следующим:
- 1) научиться прогнозировать возможные последствия внедрения ИТ (прогнозы 1970-1980-х гг. в целом не оправдались);
- 2) расширить рамки контекста, в котором работают психологи (необходим комплексный подход и обогащение идеями из других наук);
- 3) разработать практическую теорию в области ИТ (разработка простых и понятных теоретических положений, позволяющих осваивать ИТ непрофессионалам);
- 4) разработать стратегии профессионального вмешательства (согласовать методы управления системами ИТ и общие стандарты менеджмента).
По мнению ряда авторов, перспективным представляется деятельностный подход к разработке систем "человек - компьютер". В частности, Р. А. Ру отмечает, что "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек - компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами". При этом сравниваются деятельностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем "человек - компьютер":
- 1) инженерный подход (восходит к Ф. Тейлору (1911 г.)). Суть подхода сводится к детальному анализу поведения работника и объединение его элементарных действий в "однородную группу структурированных по определенному признаку задач". Но, к сожалению, все это трудно применить к умственным действиям;
- 2) социотехнический подход. Суть данного подхода - в максимальном разделении труда в организации и определение функций и структурных особенностей его основных составляющих. Но это сложно при разработке простых, конкретных заданий, т.е. сложно в плане постановки таких заданий;
- 3) поведенческий подход. Суть подхода - в персонализированной всесторонней оценке труда, что может использоваться и при получении исходных данных для пересмотра задач, т.е. для разработки новых заданий. Ограниченность подхода связана с отсутствием перечня необходимых признаков задач и с тем, что акцент делается больше на мотивационную составляющую, чем на исполнительскую;
- 4) системный эргономический подход. Здесь предлагаются ясные идеи по структуре проектирования и специфические нормы и рекомендации, связанные с физическими параметрами интерфейса (т.е. системы) "человек - компьютер". Но данный подход не касается когнитивных аспектов мыслительной деятельности;
- 5) как считает Р. А. Ру, более перспективный подход - "разработка действующих систем". Принципиальное различие между системами "человек - машина" (СЧМ) и "человек - компьютер" (СЧК) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные задачи", как интерпретация, анализ, подпроблемы и др. Главное при этом - оптимальное распределение функций между человеком-оператором и компьютером (с учетом их возможностей). Цель разработки - "получение целостной оптимально действующей системы, даже если это предполагает не самое удачное выполнение компьютером отдельных подзадач", - отмечает Р. А. Ру.
Выделяются основные критерии разработки "действующих систем" (эргономические критерии): 1) функциональный критерий - эффективность, результативность, скорость, качество, надежность (в различных условиях); 2) ограничительные критерии - безопасность, сохранение здоровья, удобство эксплуатации (отсутствие скуки, бессмысленности, стресса, социальной изоляции); сохранение квалификации работника (достаточный уровень творчества) и др.
Важную роль в деятельностном подходе при разработке систем "человек - компьютер" играет выделение основных принципов теории действия - по Хаккеру:
- 1) поведение работника - это комплекс отдельных действий. Это упорядоченная система сенсорных, когнитивных и двигательных процессов, направленных на достижение определенной цели. Сама программа действий имеет определенную иерархию. Действия - это самые маленькие "единицы" деятельности, направленные на независимые и осознанные цели;
- 2) действия, ведущие к одной и той же цели, могут иметь разный состав и структуру. Важны индивидуальные различия в действиях и динамические отличия в структуре поведения одного и того же человека;
- 3) структура действий является окончательным продуктом процессов регуляции. Выделяются: подготовительные шаги программы действий и шаги по реализации программы. Нередко шаги, связанные с реализацией, одновременно являются и шагами по подготовке новых действий (например, если задача сложная, то в ходе ее реализации обнаруживаются новые проблемы и т.п.);
- 4) регулятивные процессы, рассматриваемые с психофизиологической точки зрения, протекают на разных уровнях: сенсомоторная регуляция (основана на навыках) - в основном это бессознательная регуляция; перцептивно-концептуальная регуляция (основана на определенных правилах) - многое зависит от готовности оператора воспринимать определенные сигналы (информацию); интеллектуальная регуляция (основана на знаниях) - происходит осознанно, целенаправленно, с использованием обратной связи;
- 5) во время выполнения одного и того же процесса все три уровня регуляции (см. выше) могут чередоваться. Обычно управление идет на сенсомоторном уровне, но если квалификации недостаточно, то происходит переход на более высокий уровень. В экстремальных ситуациях - управление на интеллектуальном уровне (хотя иногда важны и отработанные, тренированные для этих случаев автоматизированные навыки. - Е. Я.);
- 6) наблюдается общая тенденция к повышению эффективности деятельности (человек самообучается в процессе своего труда, а также - за счет оптимизации самого труда: сокращение лишних операций и т.п.);
- 7) регуляция действий зависит от функционального состояния человека, т.е. важна оптимальная нагрузка на работника. При чрезмерной нагрузке происходит перенапряжение. При недостаточной нагрузке - атрофия интеллектуальных способностей: даже если работник компенсирует монотонный труд воображением и игрой, производительность падает;
- 8) для выполнения действий у человека есть несколько психофизиологических механизмов, каждый из которых
имеет свои возможности и ограничения (по вниманию, мышлению, памяти);
- 9) каждый человек располагает широким спектром поведенческих реакций и знаний. Все это ведет к значительным индивидуальным различиям, т.е. к индивидуальному стилю выполнения одинаковых заданий;
- 10) включенность и выполнение определенных видов деятельности имеет ряд последствий для работающей личности: в плане вознаграждения (оправданные или неоправданные надежды, а может, и реализованные/нереализованные смыслы), в плане повышения своего опыта и квалификации. Но есть и явно негативные последствия: стресс, дефицит времени и самое страшное - профессиональные деструкции.
Р. А. Ру выделяет основные показатели, которые важно учитывать при проектировании "действенных систем":
- 1) ориентация на задачу (полная информация о целях);
- 2) обратная связь (своевременность информации о процессе);
- 3) изменение в программе действия и уровне регуляции (возможность своевременного прерывания и корректировки процесса в случае непредвиденных обстоятельств);
- 4) обеспечение деятельности по контролю (информация об уже выполненном действии, но такая информация не должна прерывать основной процесс);
- 5) повышение эффективности работы (своевременная поддержка, например, если работник готов выполнять две задачи одновременно);
- 6) стремление поддерживать оптимальную нагрузку работы (возможность регулировать уровень нагрузки самим работником);
- 7) стремление уравновешивать возможные различия между пользователями в области знаний, квалификации, способностей и стилей работы (но не как стремление к стандарту и единообразию, а как создание системокомплексов, обеспечивающих выполнение работы и взаимодействие между работниками. - Е. П.).
Р. А. Ру выделяет также основные требования к пользователям компьютерных систем:
Информационные технологии сильно повлияли на наш мир и изменили его до неузнаваемости. Практически каждый современный человек имеет персональный компьютер, который является важной частью его жизни. Для детей же компьютер стал естественной частью детства. Представители подрастающего поколения воспринимают компьютер как интересную игрушку, которая способна развлечь их и отвлечь от не всегда приятной реальности.
Никто не спорит с тем, что ПК является важным и полезным изобретением, которое в разы облегчает жизнь современного человека. Но если регулярно проводить за монитором много времени, то это негативно отразится не только на физическом, но и на психическом здоровье среднестатистического человека.
Как именно компьютер влияет на психику взрослых людей и детей? Пришло время детально разобраться в этих вопросах и найти на них правильные ответы, ведь предупрежденный человек точно знает, как ему необходимо вести себя, чтобы минимизировать негативные последствия.
Влияние компьютера на психику взрослого человека
Если взрослому человеку приходится много времени проводить за компьютером, то рано или поздно это негативно скажется на многих функциях его организма. Если юзер не соблюдает несложные правила пользования персональным компьютером, то у него портится зрение, появляется варикозное расширение вен на ногах, возникают проблемы с иммунитетом, эндокринной, костной и репродуктивной системами.
Эти проблемы могут возникнуть и без компьютера. Если вы ведете неправильный и малоподвижный образ жизни, мало отдыхаете, много нервничаете, злоупотребляете алкогольными напитками и вредной едой, то проблемы со здоровьем вам гарантированы! Дело в том, что систематическое использование компьютера – это всего лишь еще одна причина, провоцирующая возникновение проблем со здоровьем, но причина эта очень весомая.
Вышеперечисленные заболевания, которые могут возникнуть из-за того, что человек много времени проводит за монитором компьютера, не могут не повлиять на его психику. Но больше всего на нашу психику влияет не сам системный блок, монитор, клавиатура или мышь, а патологическое увлечение интернетом, видеоиграми и т.д. Именно чрезмерное увлечение виртуальным миром может вызвать серьезную зависимость. Человек, попавший в зависимость от компьютера, не хочет и уже не может самостоятельно избавиться от неё, так как думает, что без ПК его жизнь потеряет всякий смысл. Чем больше времени пользователь проводит за компьютером, тем меньше ему хочется возвращаться в реальный мир и решать реальные проблемы. Сидя на работе, обедая с семьей, встречаясь с друзьями, зависимый от интернета человек думает только о том, как бы побыстрее вернуться в виртуальный мир, где он чувствует себя по-настоящему счастливым.
Компьютер по-разному влияет на психику пользователей, вынужденных из-за работы каждый день по нескольку часов подряд проводить за монитором ПК, и психику людей, которые праздно проводят время в виртуальном мире, играют в онлайн-игры, смотрят бесполезные видео, лайкают фотографии, сидят в чатах и на форумах и т.д.
Нервная система первой категории компьютерных юзеров может пострадать из-за вирусов, потери важных данных, зависания или неправильной работы ПК и других похожих компьютерных проблем. К эмоциональной усталости и перенапряжению первой категории пользователей приводит и большой поток информации, которая зачастую оказывается ненужной и бесполезной.
Психика второй категории людей, регулярно проводящих много времени за компьютером, страдает из-за того, что они не могут представить свою повседневную жизнь без ПК. Практически все люди, которые попадают в эту категорию, имеют психологические проблемы. Психологи утверждают, что зависимым от интернета и компьютерных игр пользователям необходимо социальная поддержка, так как они являются застенчивыми и неприспособленными к жизни личностями с массой комплексов и низкой самооценкой. В реальности им сложно общаться с другими людьми и найти свое место в жизни, а вот в виртуальном мире таких проблем у них практически не возникает, ведь здесь можно воплотить все фантазии о собственной исключительности и стать кем угодно. Зависимые от интернета люди искренне верят в то, что виртуальный мир является безопасной для них средой, где все их проблемы решаются сами собой.
Практически у любого среднестатистического взрослого юзера, психика которого страдает от негативного влияния компьютера, очень часто проявляются следующие психологические симптомы:
Пользователь, психика которого пострадала от влияния компьютера, чувствует себя счастливым только тогда, когда он проводит время за монитором своего ПК. В такие моменты он испытывает настоящее чувство эйфории! В остальное же время такой человек чувствует себя рассеянным, несобранным, неуравновешенным, безразличным к себе самому, своим родным и близким. Внутренние ориентиры и привычные моральные ценности для зависимого от интернета юзера больше не имеют никакого значения.
Влияние компьютера на психику ребенка
Специалисты пока не готовы дать однозначную и целостную оценку влияния компьютера на детскую психику. Если использовать компьютер с умом, то он может стать полезным и эффективным инструментом для улучшения координации рук и глаз, терапии различных расстройств. Правильно подобранные компьютерные игры побуждают малыша к размышлениям, стимулируют его воображение, благотворно влияют на мозг и нервную систему ребенка.
Но если малыш будет каждый день много часов проводить за ПК, то это может негативно повлиять на его психику, вызвать различного рода нарушения. Если ребенок все свободное время тратит на форумы, чаты, просмотр видео и онлайн-игры, то у него может развиться психологическое привыкание, которое становится причиной смены сферы социальных контактов, интересов и эмоций. Многие психологи замечают, что у представителей подрастающего поколения, которые знакомы с компьютерами с самого рождения, возникают проблемы с ответственностью и эмоциональной зрелостью.
Зависимый от интернета ребенок отказывается выходить на улицу, не хочет встречаться и общаться с друзьями, сверстниками, не желает заводить новые знакомства, перестает мечтать, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Малышу становится неинтересен реальный мир, ведь в виртуальном мире он чувствует себя намного счастливее и увереннее в себе.
Если родители запрещают такому ребенку проводить время за компьютером, то у него может появиться синдром отмены, который характеризуется тревожно-депрессивным состоянием, бессонницей, повышенной потливостью, дрожанием рук и т.д.
Проводя много времени за компьютером и играя в видеоигры, малыш начинает перенимать некоторые демонстрируемые там модели поведения. Если ребенок играет в агрессивные компьютерные игры, то он может начать переносить агрессивные реакции на те или иные ситуации, которые возникают в реальной жизни.
Если дети в компьютерных играх одерживают победу, то их чувство успеха и собственного достоинства заметно укрепляются, если же победить не удалось, то представители подрастающего поколения начинают испытывать гнев, раздражительность и повышенную тревожность. Дети, на чью психику негативно повлиял компьютер, чувствуют себя потерянными и одинокими, когда они находятся далеко от своего ПК.
Ребенок, постоянно играющий в агрессивные компьютерные игры, становится агрессивным, раздражительным и подозрительным, имеет низкую моральную чувствительность, не признает моральные ценности. В будущем такой малыш превратится в трудного подростка с девиантным поведением, личность которого можно будет назвать психопатической и асоциальной.
Благодаря компьютеру дети получили доступ к сайтам аморального характера, которые пропагандируют секс, насилие, нецензурную лексику, агрессивное поведение и т.д. Когда ребенок сталкивается с таким контентом, его неокрепшая психика очень сильно страдает.
Но родителям не стоит запрещать ребенку проводить время за компьютером, так как без знания ПК в современном мире найти свое место под солнцем практически невозможно. Не нужно забывать, что компьютер может быть не только заклятым врагом ребенка, но и его верным помощником. Следите за тем, чтобы малыш использовал ПК только в познавательных и образовательных целях, тогда никаких проблем с детской психикой не возникнет!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Использование информационных технологий в образовании требует научного анализа психологических проблем, возникающих у пользователей при взаимодействии с компьютером. В данной обзорно-аналитической статье рассмотрены сущность, структура, виды компьютерной тревожности и компьютерной самоэффективности, анализируются условия, позволяющие уменьшить негативное влияние компьютерной тревожности в процессе освоения информационных технологий.
Введение
Процесс информатизации образования в настоящее время можно рассматривать как одно из направлений социализации и развития человека. Бесспорным является тот факт, что применение компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности как для педагогов, так и для обучающихся. Использование информационных технологий позволяет реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Студентам применение компьютерных технологий открывает перспективы для творчества, обретения и закрепления профессиональных компетенций, дает возможность повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.
В то же время массовое распространение информационных технологий в образовании требует научного анализа эффектов компьютеризации, противоречивый характер которых рассматривается многими исследователями [2], [4], [7]. Развитие компьютерных технологий сопровождается увеличением количества индивидов, испытывающих психологические проблемы при взаимодействии с компьютером. Во многом это является следствием технократического подхода к компьютеризации, до сих пор господствующего в обществе и сознании потенциальных пользователей. Несмотря на значительное количество исследований психологических проблем использования компьютерных технологий за рубежом, данные вопросы практически не исследовались в отечественной науке. На сегодняшний день не существует диагностических инструментов, позволяющих измерить степень выраженности тех или иных психологических переменных, влияющих на эффективность освоения информационных технологий. Цель данной статьи исследовать психологические проблемы, возникающие в процессе работы с компьютерными технологиями и определить факторы, влияющие на эффективность восприятия и использования информационных технологий пользователями.
Феномен компьютерной тревожности
- Дискомфортный пользователь: достаточно функционален при обращении с компьютером, но испытывает беспокойство и тревогу при работе вне своей зоны комфорта, например, с новыми программами или при приобретении новых навыков. В целом, не нуждается в персональном консультировании.
- Когнитивный технофоб: внешне спокоен, но внутри испытывает дискомфорт. У него возникают негативные мысли и переживания по поводу использования компьютера, например, «Все, кроме меня знают, как делать это» и «Я могу нажать неправильную кнопку и потерять все данные».
- Беспокоящийся технофоб: демонстрирует классические признаки тревожности на психофизиологическом уровне при использовании компьютерных технологий: влажные ладони, сердцебиение, головокружение, повышение кровяного давления [17].
Компьютерная самоэффективность
- личный опыт, связанный с выполнением работы,
- опосредованный опыт, включающий наблюдение за другими людьми, успешно овладевшими навыком,
- словесное убеждение
- эмоциональное возбуждение (телесные ощущения и эмоциональные состояния), связанное с действием [3].
Компьютерная самоэффективность ссылается на “суждение человека о способности использовать компьютер” [5]. Проведенные исследования выявили, что компьютерная самоэффективность положительно коррелирует с готовностью человека выбирать и участвовать в связанных с компьютером действиях, ожиданием успеха в таких действиях, выборе эффективных моделей поведения при столкновении с трудностями в обращении с компьютером (Compeau & Higgins, 1995; Gist, Schwoerer, & Rosen, 1989; Murphy, Coover, & Owen, 1989) [6],[10]. Обнаружено, что компьютерная самоэффективность положительно влияет на восприятие непринужденности использования информационных технологий [16] и отрицательно воздействует на компьютерную тревожность [5].
Исследователи предполагают, что люди, у которых высокий уровень компьютерной самоэффективности, вероятно, имеют более положительные верования об информационных технологиях и часто используют информационные технологии в жизнедеятельности [6].
Выделяют различные виды компьютерной эффективности. Самоэффективность по отношению к компьютеру может осмысляться на двух уровнях общий и определенный для задачи. Общая компьютерная самоэффективность обращается к верованиям людей об их способности использовать компьютер в общих ситуациях. Самоэффективность, определенная для задачи, обращается к верованиям людей об их способности использовать определенную информационную технологию, программное обеспечение. Данный вид компьютерной самоэффективности может возрастать под влиянием обучения или опыта [9].
Thatcher, Gundlach, McKnight & Srite (2007), основываясь на теории атрибуции, выделяют индивидуальную компьютерную самоэффективность, и компьютерную самоэффективность с участием человека [15]. Согласно теории атрибуции, люди могут приписать компьютерные верования самоэффективности внутренним и внешним источникам. Верования людей о местоположении причинной связи влияют на восприятие своей работы в различных ситуациях. Внешнее приписывание связано с тем, что люди полагают, что их способность выполнить действие (такое как использование информационных технологий) базируется на внешних факторах (зависит от внешней помощи и поддержки), либо на внутренних (зависит от них самих) [1]. Применив теорию атрибуции к компьютерной самоэффективности, исследователи выделили два ее вида. Индивидуальная компьютерная самоэффективность означает веру о способности самостоятельно и независимо выполнить задачу на компьютере. Компьютерная самоэффективность с участием человека означает веру о способности выполнить задачу на компьютере с поддержкой от другого человека. Установлено, что люди с внутренними атрибуциями выражают больше уверенности в своей способности выполнить задачу, и сообщают о более позитивных верованиях и отношениях чем, люди с внешними атрибуциями [1],[3].
Взаимосвязь компьютерной тревожности и самоэффективности
Беккер и Шмидт (2001) рассматривают шестифакторную модель компьютерной тревожности, включающую компьютерную грамотность, самоэффективность, физическое возбуждение, вызванное компьютерами, эмоции, возникающие в процессе взаимодействия с компьютерами, верования о благоприятных воздействиях компьютеров, и верования об их аспектах дегуманизации (Рис. 1).
Рис. 1. Шестифакторная модель компьютерной тревожности (Beckers and Schmidt (2001)) |
Недостаточный опыт и компетентность в использовании компьютеров и недостаточная самоэффективность вызывают как телесные (учащенное сердцебиение, дрожь), так и эмоциональные реакции (страх, гнев, раздражение) при взаимодействии с компьютером. Данные состояния, в свою очередь, влияют на верования о компьютерах. Ассоциации с негативным эмоциональным и физическим состоянием в процессе взаимодействия с компьютером закрепляет убеждение о негативном влиянии информационных технологий. Эти результаты предполагают, что программы обучения, которые увеличивают самоэффективность и компьютерную грамотность, могут уменьшить компьютерное беспокойство [4].
Чтобы управлять процессом личностно-ситуативного взаимодействия с компьютером, необходимо проанализировать, какие элементы ситуации провоцируют тревожность, условия, при которых эти элементы связываются с предыдущим опытом тревожности, пути преодоления ситуативного неблагополучия.
В настоящее время за рубежом используется несколько диагностических инструментов, позволяющих произвести такое измерение. Для диагностики компьютерной тревожности используется шкала компьютерной тревожности (ComputerAnxietyRatingScale CARS), разработанная в 1987 году (Heinssen, Glass& Knight, 1987). Для измерения компьютерной самоэффективности используют методику «Мера компьютерной самоэффективности» (Computer Self-Efficacy Measure), разработанную Compeau & Higgins (1995), сосредоточенную на измерении самоэффективности при выполнении компьютерных задач. Известна также Шкала компьютерной эффективности (Computer Self-Efficacy Scale) , разработанная Murphy (1989), которая выявляет степень самоэффективности в выполнении базовых, продвинутых и специальных компьютерных навыков. Разработаны также шкалы самоэффективности для диагностики специальных компьютерных навыков. К сожалению, данные инструменты не доступны для практического использования, так как они не проходили адаптацию на русскоязычной выборке.
Заключение
Психологический анализ индивидуальных особенностей ситуации освоения и использования информационных технологий позволяет выявить стрессогенные компоненты ситуации взаимодействия, определить методы и индивидуальные пути преодоления психологических проблем.
Существует несколько возможностей уменьшения компьютерной тревожности у студентов, изучающих информационные технологии. Первым шагом может стать диагностика компьютерной тревожности и компьютерной самоэффективности, позволяющая выявить студентов, имеющих высокий уровень тревожности и низкий самоэффективности. Далее такие студенты должны иметь возможность получать консультации либо от преподавателя, либо от компетентного студента. Значимой оказывается и атмосфера занятий. Важно, чтобы она была спокойной и доброжелательной. Учитывая, что дефицит времени увеличивает компьютерную тревожность, необходимо устанавливать такие сроки выполнения заданий, которые студентам не казались бы невыполнимыми. Необходимо обеспечить успешный опыт взаимодействия с компьютером, особенно на ранних стадиях освоения технологии. В частности, этому способствуют игровые или исследовательские задания. Переход к более трудным задачам должен быть сделан постепенно и быть настолько безболезненным, насколько возможно.
Дальнейшие перспективы исследования психологических проблем использования компьютерных технологий могут быть связаны с разработкой либо адаптацией надежных и валидных диагностических методик, позволяющих определить уровень компьютерной тревожности и самоэффективности пользователей, что в свою очередь позволит наметить пути повышения эффективности освоения информационных технологий в образовательном процессе.
Список литературы
Скворцова Лариса Леонидовна,
преподаватель кафедры коммерческой деятельности и международных экономических отношений Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, магистр психологии, s_tarling (at) tut by
Читайте также: