Портастудия или звуковая карта что лучше
Приветствую всех поклонников качественного звука! На этот раз хотелось бы поговорить о таких звуковых устройствах, как ЦАП и звуковая карта.
У многих зачастую возникает вопрос, что все таки лучше приобрести "ЦАП или звуковую карту"? Вопрос вполне резонный и естественный, но давайте для начала разберемся, что из себя представляют данные звуковые устройства и для чего они в принципе нужны.
Звуковая карта
Звуковые карты в основной своей массе изготавливаются для внутреннего расположения в ПК, но на рынке также в изобилии присутствуют и внешние устройства.
В качестве основных интерфейсов подключения присутствуют Rca, Coaxial, Spdif, 3.5 разъем для наушников, 3.5 разъем для микрофона (это отличительная особенность звуковых карт от внешних ЦАПов, потому что в них есть АЦП), многие карты оснащены звуковыми выходами 5.1 для просмотра кинофильмов, которые также отсутствуют у внешних ЦАПов.
Программное обеспечение у звуковых карт более обширное и продвинутое, но это не гарантирует высокое качество звука, ведь для звуковых карт с их обилием подключения (разъемов) характерно столь огромное ПО.
Звуковые карты и внешние цифро-аналоговые преобразователи являются весьма заманчивыми устройствами, так как они легки в настройке и управлении, но существуют и специализированные звуковые карты со своими особенностями и преимуществами, поэтому стоит точно определиться со своими потребностями перед приобретением данного вида продукта.
Внешний ЦАП
В качестве основных разъемов для передачи звука у внешних ЦАПов присутствуют Rca, Coaxial, Spdif и 3.5 разъем для наушников.
Внешний ЦАП не имеет разъема для подключения микрофона и прочих интерфейсов для передачи объемного звучания (5.1; 7.1). Такое устройство предназначено для прослушивания музыкальных произведений только в стерео звуке (2.0).
У данного вида устройств, как правило в 80% процентов случаев полностью отсутствует программное обеспечение или оно минимально.
В чем же заключается разница между ЦАП и звуковой картой?
ЦАП — это цифро-аналоговый преобразователь. Чтобы фактически слышать звук с любого цифрового устройства (например, компьютера или музыкального плеера и т. д.), Вы должны преобразовать цифровой сигнал в аналоговый аудио сигнал.
Звуковая карта, как правило относится к компьютерному железу (зачастую ее располагают в самой материнской плате) и она содержит в себе ЦАП, и другие элементы для передачи звука с ПК в виде аналогового аудиосигнала. А также аналого-цифровой преобразователь (АЦП) служащего для преобразования аналогового звука (к примеру с микрофона) поступающего на ПК в цифровой.
Звуковые устройства в которых объединено все в одном
Абсолютно все звуковые карты содержат в себе ЦАП и большинство из них оборудуются устройством АЦП, а также вероятность встретить "сырой" ЦАП вне звуковой карты крайне мала.
Существуют внешние устройства усиления звука с интерфейсом USB которые имеют на своем борту ЦАП и выполняют функцию звуковой карты.
Однако, такие внешние усилители я не советую покупать (где есть внутри ЦАП + усилитель + усилитель для наушников и т.д.) ведь они используют общее питание, наводки и шумы друг на друга опять же не избежать – звучание на выходе довольно «дешевое».
Разница между встроенной (в материнскую плату) звуковой картой и внешней
Практически во всех случаях "внешняя" звуковая карта будет иметь гораздо лучший звук и производительность (как минимум уровень шумов будет ниже), чем встроенное устройство, так же не маловажное значение имеет источник звукового сигнала (сервер, смартфон и т.д.).
Плюсы/минусы звуковой карты и ЦАП
Лучшие образцы звуковых карт способны выдавать звук с вашего ПК с невероятной насыщенностью, чистотой и точностью, создавая впечатление как будто вы слушаете музыку на высококачественном ЦАПе, но такие устройства довольно дорогие.
Встроенная звуковая карта отнимает некоторую вычислительную мощность у материнской платы, но внешняя звуковая карта помогает получить общее качество звука вашего ПК, даже если она небольшая и дешевая.
Одним из основных преимуществ звуковой карты предназначенной для установки в компьютер является ее программное обеспечение, оно специализированное и открывает обширные возможности (добавлять различные эффекты, создавать объемный звук, удалять вокал из треков и т. д.) которые не возможно получить от внешнего ЦАП.
Применяемое экранирование вокруг внутренней звуковой карты уменьшают некоторый шум, фон, шипение и треск, но всё-таки внешний ЦАП будет являться лучшем решением в борьбе с этими нежелательными шумами, так как аудио сигнал поступает с вашего компьютера напрямую в ЦАП.
Объемный звук (5.1) и стерео (2.0)
Если вам важно наличие объёмного звучания, то желательно приобрести звуковую карту преимущественно специализирующуюся в этом направлении, так как она с большой эффективностью будет справляться с таким звуком, а внешний ЦАП нет.
Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.
Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?
Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.
Что используется в ПК для вывода аудиопотока
Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.
Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук. При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.
И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple— не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx.
Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio.
Замеры качества аудиотракта Realtek
Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R:
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -92.5
Динамический диапазон, дБ (А): 91.8
Гармонические искажения, %: 0.0022
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.9
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0075
Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.
Результаты сравнительных тестов
К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.
Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi. Поскольку они касаются схемотехники — оставим проверку на ваши плечи.
А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.
Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона — 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.
А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует — смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.
Мнение экспертов
Моя карта плохо звучит. Что делать?
Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств — настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.
Рекомендую и вам не заморачиваться — в Mac он реализован очень неплохо. Для сборных платформ стоит почитать тесты на тему качества реализации аудиотракта.
А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции:
Все остальное — работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего — ЦАП.
Что в итоге?
Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества — только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности.
Николай Маслов
Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
hirax
Member
C наступившим годом (даст Бог - не последним) всех форумчан!
У меня простой и наивный вопрос к профи. Хочу записать одновременно несколько инструментов, плюс микрофон.
Выходы на инструментах (это синтезаторы без секвенсора) джековые. Оптики нет. На компьютерной аудио карте недостаточно входов для аналогово подключения. Да и не хочется постоянно быть привязанным к компьютеру.
Подумал, может портастудию? К примеру, Tascam DP-24 SD, Zoom R16. Но, если не ошибаюсь, портастудия Tascam имеет 8 моно входов.
Мне же нужно как минимум 3 стерео пары - если брать звук буду с синтезаторных выходов R и L, ну, или 3 стерео гнезда - если с выхода наушников.
Это не для студийной профессиональной работы, а исключительно для домашних любительских записей музицирования.
Что посоветуете из подобных аппаратов менее 40 тыс?
dim3740
Active Member
Но, если не ошибаюсь, портастудия Tascam имеет 8 моно входов.
Мне же нужно как минимум 3 стерео пары
Не совсем понятно. 8 моновходов, это, мне кажется, уже 4 стерео пары. Вообще, когда я выбирал свой Zoom R24 (для таких же задач, как у Вас), был удивлен, что на рынке есть или 2-х входовые, или сразу 8 и более. Надо было на 4-5 моно, но взяв 8 входовую - не жалею. Более того, пришлось даже расширять внешним сумматором. Цена в 40 тыс? Да это "с горкой")) А если БУ, то еще дешевле. Автономность портостудии мне нравится, но это субъективно, ибо вообще не сторонник софта.
hirax
Member
А-а, ну если так - разложить стерео сигнал синт-ра на 2 входа студии. Я-то думал, что запись дорожки студии идентична секвенсорной дорожке синтезатора, которая способна писать стерео. Т.е., если даже я соединю выход наушников инструмента и один вход студии "стерео-джеками", сигнал она будет писать в моно?
Вообще, очень полезная вещь, эта портастудия. Никогда не имел с ними дело, но сейчас, чем больше присматриваюсь к ним, тем более привлекательными они представляются для работы, особенно когда оброс всякими инструментами.
А если ещё и эквалайзеры, и эффекты на каждый канал имеются.
"на рынке есть или 2-х входовые, или сразу 8 и более" Кстати, вот попалась 4-канальная BOSS BR 800.
По качеству/надёжности что на Ваш взгляд будет предпочтительнее: Roland(Boss)/ Tascam/Zoom ??
digilab2
Well-Known Member
-мне лично кажется что все портастудии ( если только не надо таскать с собой) это напрасная трата денег,
слишком примитивного качества ( с точки зрения комплектации и конвертеров) все внутри
-лучше все-таки многоканальный интерфейс , например zoom uac8 , примерно за такую цену и качество
средне-выше, единственно к сожалению у него usb3.0
-второй вариант ( если только для музицирования) любой примитивный микшер ( хоть на резисторах)на входе карты
hirax
Member
если только не надо Tascam с собой Это тоже возможно.
zoom uac8 - читал и про неё, тоже дельная вещь. Вот только с компьютером хочется меньше общаться.
digilab2
Well-Known Member
-напрасно , по сравнению с любой портастудией , возможностей на порядок а то и два больше,
я уже не говорю про точность и разрядность вычислений
-а компьютер можно и ноутбук ( есть аккумуляторное питание, для особо ответственных вещей)
-портастудии это все таки если смотреть с точки зрения нынешнего времени(по такой цене), где-то
продукт для "пионеров", либо для переносных вариантов
dim3740
Active Member
Я почти уверен, что все портостудии имеют только монофонические гнезда. Про надежность\качество не скажу, нет сравнения. Моя ZOOM не подводит, + много чего на борту (см.описание). Спрашивайте. Я взял ее, ибо "достал" шум от винта (ССД дороговато для аудиопроектов), и почему-то еще от движения мышкой также были помехи в наушниках. М.б. просто не столь крутой комп((((
Nuts_
Active Member
портастудии равно как и многоканальные рекордеры, а до кучи, и цифровые микшеры имеют немало поводов для существования. Размеры. Удобство. Стабильность. Никаких плясок с драйверами, межблочными кабелями. Разрабытывать софт под это дело в чемто проще так как нет замудреностей с драйверами и всяких левых обвесов.
Но я так понимаю что топовые АЦП-ЦАП с грамотной схемотехникой ставят только в дорогие девайсы.
для поставленных условий можно подобрать Zoom или Tascam многоканальные. хоть портастудиями нзазывать их, хоть рекордерами
Nuts_
Active Member
так же за 40 можно купить вполне навороченный интерфейс с кучей приличных каналов к ноуту. опять же tascam. кстати с кучей стереопар. или focusrite
Портастудия или «портативная студия» вполне соответствует своему названию: обычно в этом небольшом многоканальном устройстве совмещаются студийные приборы, которых бывает достаточно для создания законченного микса или трека. Они поддерживают высокое разрешение до 24 бит и высокую частоту дискретизации – до 192 кГц (но бывает и меньше, разумеется). Обычно такого устройства бывает достаточно для создания высококачественной демозаписи или записи с концерта. Подчеркнем, что сейчас мы говорим исключительно про цифровые устройства: аналоговые портастудии давно отошли в прошлое, и новых таких устройств вы сейчас не найдете.
Но именно с них всё и начиналось: первая портастудия была представлена компанией TASCAM в 1979 году и носила название Portastudio 144: она позволяла записывать инструментальные и вокальные партии на разные дорожки, а затем сводить их в стандартный двухканальный рекордер. Потом модели стали четырёхканальными: TASCAM и здесь был первопроходцем, выпустив в 1982 году Portastudio 244; помимо улучшенного дизайна и качества звука, там было и несколько уникальных для того времени функций, включая шумоподавитель dbx и масштабируемые эквалайзеры. Четырёхканальные модели особенно полюбились профессионалам от мира звука, хотя вскоре появились шести- и даже восьмиканальные модели, причем некоторые из них записывали все 8 каналов на обычную компакт-кассету.
Как следствие из этого, можно сказать, что в портастудии совмещаются микшерный пульт с возможностью автономного питания, несколько линейных, инструментальных и микрофонных входов (на XLR, TRS, TS, на комбинированных XLR/TRS), широкий набор канальных и общих регуляторов, включая канальные фейдеры и транспортную панель. Могут быть и встроенные высококачественные микрофоны, иногда даже стереофонические. Индикаторы уровня бывают и светодиодными общими/канальными, и могут отображаться на встроенном графическом ЖК-дисплее, которым обычно оснащена каждая портастудия.
Есть, как правило, и блок встроенных эффектов, куда включают как разнообразные эффекты сами по себе, так и такие вещи, как эмуляторы гитарных кабинетов и комбоусилителей.
Бывают также и такие портастудии, которые вмещают в себя совершенно посторонние устройства ради большей компактности. Среди таких устройств можно отметить сэмплер или драм-машину: в случае последней нередок и набор динамических пэдов, которые можно переназначать как на сэмплы, так и на какие-то встроенные эффекты или звуки драм-машины.
Запись в портастудии производится, как правило, на полноформатные SD-карты объемом до 32-128 ГБ и выше в формат WAV (реже – MP3). Раньше для этих целей в аналоговых портастудиях использовались традиционные жесткие диски, компакт-диски, минидиски и компакт-кассеты (это в совсем древних аналоговых устройствах, которые, однако, можно ещё найти в продаже), но прогресс не стоит на месте, и теперь их заменили более надежные и бесшумные флэш-технологии. Хотя вполне можно найти в продаже портастудии с записью на CD.
Иногда в портастудии также встраивают совсем сторонние устройства – например, метрономы или гитарные тюнеры для настройки этого струнного инструмента.
В комплекте может идти лицензия на DAW для окончательной доработки трека на компьютере, причем часто можно управлять DAW прямо с консоли портастудии, что повышает удобство работы. Поэтому почти все портастудии снабжаются USB-выходом, который можно использовать для прямого переноса трека на компьютер. Часто в портастудиях встречаются и разъёмы для футсвитча или интерфейсы управления RS-422 или RS-232: с их помощью можно управлять теми или иными функциями устройства удаленно.
Портативные рекордеры
В отличие от портастудий, рекордеры предназначены для высококачественной записи звука вне студий в теле- и радиовещании, а также кинопроизводстве без обработки или с минимумом её. По сути такое устройство можно назвать профессиональным диктофоном, поскольку оно делает то же самое (записывает звук), но с гораздо более высокими параметрами, более высоким качеством – до 24 бит и до 96/192 кГц. Они сильно отличаются друг от друга по набору входов и выходов, количеству микрофонов и их расположением друг относительно друга, микрофонных/линейных входов (для подключения дополнительных источников), предусилителями, числом одновременно записываемых дорожек, АЦП/ЦАП и т.д.
История таких устройств также коротка, как и у портастудий: первый прототип рекордера по имени NAGRA I был изготовлен в 1951 году, в 1953 поступил в продажу магнитофон (да, именно магнитофон) NAGRA II, а в 1971 году рынки захватил NAGRA IV-S. Почему магнитофоны? Потому что именно с магнитофонов NAGRA началась эпоха портативных рекордеров: внешне они были похожи на уменьшенные копии профессиональных и бытовых катушечных магнитофонов с измерителем уровня звука на лицевой панели. Портативные рекордеры были аналоговыми и вели запись на катушки, как обычные магнитофоны – но с измерителем уровня на лицевой панели – правда, на более высокой скорости, которая составляла 19,05 м/с. Была реализована возможность синхронизации с киносъёмочным аппаратом, для чего на отдельную дорожку записывался специальный пилотный тон, замененный впоследствии тайм-кодом. В NAGRA IV-S уже были лимитер, эквалайзер и регуляторы уровня.
Помимо базовых характеристик, портативные цифровые рекордеры обладают и такими, которые вы никогда не встретите в обычном цифровом диктофоне, не говоря уже про повышенное качество записи:
Цифровые входы/выходы, выходы HDMI
Расширенные возможности по word-синхронизации
Цифровая обработка сигнала эквалайзером, компрессором, ревербератором и т.д.
ЖК-дисплей (иногда даже цветной)
Подсветка для ночного режима работы
Встроенная камера (и даже с ночным режимом работы)
Возможность записи в WAV или MP3
Записывать современный цифровой портативный рекордер предлагает во внутреннюю твердотельную память или на флэш-карту: благодаря этому запись происходит совершенно бесшумно. Более ранние цифровые же рекордеры умели записывать на «соневскую» DAT-плёнку, которая не нашла широкого распространения; и на минидиски, тоже производства компании Sony. В своё время они были популярными, но сейчас, с распространением и удешевлением твердотельных носителей записи, они практически полностью ушли в прошлое.
Основное отличие портастудий от портативных рекордеров заключается в том, что в портастудии вы создаете законченную композицию или микс, а запись с рекордера потом все равно нужно обрабатывать. Хотя рекордеры дня сегодняшнего и содержат какие-то минимальные средства обработки наподобие эквалайзеров, лимитеров или раздельных регуляторов уровня входного сигнала (см.выше).
Заключение
В нашем каталоге присутствуют как портастудии, так и портативные рекордеры. Выбирайте их в зависимости от ваших потребностей: нужна ли вам полноценная портативная студия, или же только устройство для высококачественной записи звука с дальнейшей минимальной обработкой (или вовсе без неё).
Также в нашем каталоге представлены различные комплекты аксессуаров для портативных рекордеров и портастудий: наборы кабелей, ветрозащиты, адаптеры, пульты ДУ и т.д.
Читайте также: