Пользовательские файлы что это
Попробуем разобраться, как устроено дерево каталогов Linux, где и что в нем можно найти. Фрагмент дерева каталогов типичной файловой системы Linux ( Some Linux , которую использует Мефодий) приведен на рис. 3.1. Мефодий решил обследовать свою файловую систему , начиная с корневого каталога : Гуревич посоветовал использовать для этого команду ls каталог , где каталог - это полный путь к каталогу : утилита ls выведет список всего, что в этом каталоге содержится:
Утилита ls вывела список подкаталогов корневого каталога. Этот список будет примерно таким же в любом дистрибутиве Linux. В корневом каталоге Linux-системы обычно находятся только подкаталоги со стандартными именами. Более того, не только имена, но и тип данных, которые могут попасть в тот или иной каталог , также регламентированы этим стандартом. Данный стандарт называется Filesystem Hierarchy Standard ("стандартная структура файловых систем ").
Опишем кратко, что находится в каждом из подкаталогов корневого каталога . Мы не будем приводить полные списки файлов для каждого описываемого каталога , а Мефодий сможет просмотреть их при помощи команды ls имя каталога .
Стандартное размещение файлов позволяет и человеку, и даже программе предсказать, где находится тот или иной компонент системы. Для человека это означает, что он сможет быстро сориентироваться в любой системе Linux (где файловая система организована в соответствии со стандартом) и найти то, что ему нужно. Для программ стандартное расположение файлов - это возможность организации автоматического взаимодействия между разными компонентами системы.
Мефодий уже успел воспользоваться некоторыми преимуществами, которые дает стандартное расположение файлов : на предыдущих лекциях он запускал утилиты, не указывая полный путь к исполняемому файлу , например, cat вместо /bin/cat . Командная оболочка "знает", что исполняемые файлы располагаются в каталогах /bin , /usr/bin и т. д. - именно в этих каталогах она ищет исполняемый файл cat . Благодаря этому каждая вновь установленная в системе программа немедленно оказывается доступна пользователю из командной строки. Для этого не требуется ни перезагружать систему, ни запускать какие-либо процедуры - достаточно просто поместить исполняемый файл в один из соответствующих каталогов .
Рекомендации стандарта по размещению файлов и каталогов основываются на принципе размещения файлов , которые по -разному используются в системе, в разных подкаталогах . По типу использования файлы можно разделить на следующие группы:
Пользовательские файлы - это все файлы , созданные пользователем и не принадлежащие ни одному из компонентов системы. О пользе разграничения пользовательских и системных файлов речь уже шла выше.
К неизменным файлам относятся все статические компоненты программного обеспечения: библиотеки, исполняемые файлы и т. д. - все, что не изменяется само без вмешательства системного администратора. Изменяющиеся файлы - это те, которые изменяются без вмешательства человека в процессе работы системы: системные журналы , очереди печати и пр. Выделение неизменных файлов в отдельную структуру (например, /usr ) позволяет использовать соответствующую часть файловой системы в режиме "только чтение", что уменьшает вероятность случайного повреждения данных и позволяет применять для хранения этой части файловой системы CD-ROM и другие носители, доступные только для чтения.
Это разграничение становится полезным, если речь идет о сети, в которой работает несколько компьютеров. Значительная часть информации при этом может храниться на одном из компьютеров и использоваться всеми остальными по сети (к такой информации относятся, например, многие программы и домашние каталоги пользователей). Однако часть файлов нельзя разделять между системами (например, файлы для начальной загрузки системы).
Полный путь к каталогу формально ничем не отличается от пути к файлу , т. е. по полному пути нельзя сказать наверняка, является его последний элемент файлом или каталогом . Чтобы отличать путь к каталогу , иногда используют запись с символом " / " в конце пути: " /home/methody/ ".
Попробуем разобраться, как устроено дерево каталогов Linux, где и что в нем можно найти. Фрагмент дерева каталогов типичной файловой системы Linux ( Some Linux, которую использует Иван) приведен на рис. 3.1. Иван решил обследовать свою файловую систему, начиная с корневого каталога: Гончаров посоветовал использовать для этого команду ls каталог , где каталог - это полный путь к каталогу: утилита ls выведет список всего, что в этом каталоге содержится:
Пример 3.2. Стандартные каталоги в /
Утилита ls вывела список подкаталогов корневого каталога. Этот список будет примерно таким же в любом дистрибутиве Linux. В корневом каталоге Linux-системы обычно находятся только подкаталоги со стандартными именами. Более того, не только имена, но и тип данных, которые могут попасть в тот или иной каталог, также регламентированы этим стандартом. Данный стандарт называется Filesystem Hierarchy Standard (FHS, “Стандарт иерархии файловой системы”).
Опишем кратко, что находится в каждом из подкаталогов корневого каталога. Мы не будем приводить полные списки файлов для каждого описываемого каталога, а Иван сможет просмотреть их при помощи команды ls имя_каталога .
/bin Название этого каталога происходит от слова ”binaries” (”двоичные”, ”исполняемые”). В этом каталоге находятся исполняемые файлы самых необходимых утилит. Сюда попадают такие программы, которые могут понадобиться системному администратору или другим пользователям для устранения неполадок в системе или при восстановлении после сбоя.
/boot ”Boot” - загрузка системы. В этом каталоге находятся файлы, необходимые для самого первого этапа - загрузки ядра - и, обычно, само ядро. Пользователю практически никогда не требуется непосредственно работать с этими файлами.
/dev В этом каталоге находятся все имеющиеся в системе файлы-дырки: файлы особого типа, предназначенные для обращения к различным системным ресурсам и устройствам (англ. ”devices” - ”устройства”, отсюда и сокращенное название каталога ). Например, файлы /dev/ttyN соответствуют виртуальным консолям, где N - номер виртуальной консоли. Данные, введенные пользователем на первой виртуальной консоли, система считывает из файла /dev/tty1; в этот же файл записываются данные, которые нужно вывести пользователю на эту консоль. В файлах-дырках в действительности не хранятся никакие данные, при их помощи данные передаются. Подробнее о работе с файлами-дырками речь пойдет в лекции 11.
/home Здесь расположены каталоги, принадлежащие пользователям системы - домашние каталоги, отсюда и название ”home”. Отделение всех файлов, создаваемых пользователями, от прочих системных файлов дает очевидное преимущество: серьезное повреждение системы или необходимость обновления не затронет наиболее ценной информации - пользовательских файлов.
/lib Название этого каталога - сокращение от ”libraries” (англ. ”библиотеки”). Библиотеки — это собрания стандартных функций, необходимых многим программам: операций ввода/вывода, рисования элементов графического интерфейса и т. д. Чтобы не включать эти функции в текст каждой программы, используются стандартные функции библиотек - это значительно экономит место на диске и упрощает написание программ. В этом каталоге содержатся библиотеки, необходимые для работы наиболее важных системных утилит (размещенных в /bin и /sbin ).
/mnt Каталог для монтирования (от англ. ”mount”) - временного подключения файловых систем, например, на съемных носителях (CD-ROM и др.). Подробно о монтировании файловых систем речь пойдет в лекции 11.
/proc В этом каталоге все файлы "виртуальные" - они располагаются не на диске, а в оперативной памяти. В этих файлах содержится информация о программах (процессах), выполняемых в данный момент в системе.
/root Домашний каталог администратора системы - пользователя root. Смысл размещать его отдельно от домашних каталогов остальных пользователей состоит в том, что /home может располагаться на отдельном устройстве, которое не всегда доступно (например, на сетевом диске), а домашний каталог root должен присутствовать в любой ситуации.
/sbin Каталог для важнейших системных утилит (название каталога - сокращение от "system binaries" ): в дополнение к утилитам /bin здесь находятся программы, необходимые для загрузки, резервного копирования, восстановления системы. Полномочия на исполнение этих программ есть только у системного администратора.
/tmp Этот каталог предназначен для временных файлов: в таких файлах программы хранят необходимые для работы промежуточные данные. После завершения работы программы временные файлы теряют смысл и должны быть удалены. Обычно каталог /tmp очищается при каждой загрузке системы.
/usr Каталог /usr - это ”государство в государстве”. Здесь можно найти такие же подкаталоги bin, etc, lib, sbin, как и в корневом каталоге. Однако в корневой каталог попадают только утилиты, необходимые для загрузки и восстановления системы в аварийной ситуации - все остальные программы и данные располагаются в подкаталогах /usr. Прикладных программ в современных системах обычно установлено очень много, поэтому этот раздел файловой системы может быть очень большим.
/var Название этого каталога - сокращение от ”variable” (”переменные” данные). Здесь размещаются те данные, которые создаются в процессе работы разными программами и предназначены для передачи другим программам и системам (очереди печати, электронной почты и др.) или для сведения системного администратора (системные журналы, содержащие протоколы работы системы). В отличие от каталога /tmp сюда попадают те данные, которые могут понадобиться после того, как создавшая их программа завершила работу.
Стандарт FHS регламентирует не только перечисленные каталоги, но и их подкаталоги, а иногда даже приводит список конкретных файлов, которые должны присутствовать в определенных каталогах. Этот стандарт последовательно соблюдается во всех Linux-системах, хотя и не без горячих споров между разработчиками при выходе каждой новой его версии.
Стандартное размещение файлов позволяет и человеку, и даже программе предсказать, где находится тот или иной компонент системы. Для человека это означает, что он сможет быстро сориентироваться в любой системе Linux (где файловая система организована в соответствии со стандартом) и найти то, что ему нужно. Для программ стандартное расположение файлов - это возможность организации автоматического взаимодействия между разными компонентами системы.
Иван уже успел воспользоваться некоторыми преимуществами, которые дает стандартное расположение файлов: на предыдущих лекциях он запускал утилиты, не указывая полный путь к исполняемому файлу, например, cat вместо /bin/cat . Командная оболочка ”знает”, что исполняемые файлы располагаются в каталогах /bin , /usr/bin и т. д. - именно в этих каталогах она ищет исполняемый файл cat. Благодаря этому каждая вновь установленная в системе программа немедленно оказывается доступна пользователю из командной строки. Для этого не требуется ни перезагружать систему, ни запускать какие-либо процедуры - достаточно просто поместить исполняемый файл в один из соответствующих каталогов.
Рекомендации стандарта по размещению файлов и каталогов основываются на принципе размещения файлов, которые по-разному используются в системе, в разных подкаталогах. По типу использования файлы можно разделить на следующие группы:
- Пользовательские/системные файлы Пользовательские файлы - это все файлы, созданные пользователем и не принадлежащие ни одному из компонентов системы. О пользе разграничения пользовательских и системных файлов речь уже шла выше.
- Изменяющиеся/неизменные файлы К неизменным файлам относятся все статические компоненты программного обеспечения: библиотеки, исполняемые файлы и т. д. - все, что не изменяется само без вмешательства системного администратора. Изменяющиеся файлы - это те, которые изменяются без вмешательства человека в процессе работы системы: системные журналы, очереди печати и пр. Выделение неизменных файлов в отдельную структуру (например, /usr ) позволяет использовать соответствующую часть файловой системы в режиме “только чтение”, что уменьшает вероятность случайного повреждения данных и позволяет применять для хранения этой части файловой системы CD-ROM и другие носители, доступные только для чтения.
- Разделяемые/неразделяемые файлы Это разграничение становится полезным, если речь идет о сети, в которой работает несколько компьютеров. Значительная часть информации при этом может храниться на одном из компьютеров и использоваться всеми остальными по сети (к такой информации относятся, например, многие программы и домашние каталоги пользователей). Однако часть файлов нельзя разделять между системами (например, файлы для начальной загрузки системы).
Полный путь к каталогу формально ничем не отличается от пути к файлу, т. е. по полному пути нельзя сказать наверняка, является его последний элемент файлом или каталогом. Чтобы отличать путь к каталогу, иногда используют запись с символом ”/” в конце пути: ”/home/ivan/”.
Все существующие файлы условно можно разделить на две основные группы: системные и пользовательские. Очевидно, что системные файлы являются составляющими элементами самой системы, содержат в себе библиотеки, алгоритмы, команды, обеспечивающие работоспособность операционной системы. Пользовательские файлы являются виртуальным достоянием пользователя и для их чтения или редактирования требуются соответствующие программы.
Операционная система определяет тип файла по его расширению. Расширением называется последняя часть имени файла, которая следует после точки. Точек в названии может быть несколько, поэтому расширением считается часть имени файла, следующая за последней точкой в его названии. Пример: filename.txt
От расширения файла зависит — какой программой будет производиться чтение или редактирование данного файла.
Здесь возникает некоторая сложность в понимании для новичка. Дело в том, что операционная система, по умолчанию, настроена так, что известные системе расширения файлов не отображаются. В этом случае, пользователь видит только название самого файла. Видимо, создатели ОС посчитали, что пользователю нет смысла вдаваться в технические подробности.
Увы, без знания технических подробностей, полноценное взаимодействие с компьютером невозможно. По той причине, что расширения файлов остаются скрытыми, многие пользователи даже не подозревают о том, что в одной папке (каталоге) не может существовать двух файлов с одинаковыми названиями. Каждое название файла индивидуально для каждой конкретной папки.
Заблуждение возникает по той причине, что один файл может называться filename.txt, а второй файл может называться filename.jpg. Для системы, оба этих названия являются разными из-за разных расширений в имени, а пользователь, если расширения не отображаются, видит два одинаковых имени файла в одной папке и думает, что такое вполне возможно.
Рассмотрим типы пользовательских файлов. Условно их можно разделить на четыре основные группы:
1. Текстовый документ
Основным типом пользовательских файлов является текстовый документ. Данное утверждение не требует объемных доказательств, достаточно напомнить о том, что ни один сайт в интернете не обходится без текста. Кроме того, никакая электронная отчетность, ведение бухгалтерии, логистики, заключение договоров — тоже не могут обойтись без набора текстовых символов. Текст в компьютерном мире является, пусть не самым красочным, но самым основным источником информации. Графические изображения, как правило, являются дополнением к основному текстовому файлу, если содержат графики, чертежи, иллюстрации или фотографии.
Текстовый документ может содержать в себе обычный или форматированный текст. Если текстовый документ содержит неформатированный текст, такая запись, по сути, является единой строкой, содержащей определенный набор символов. Приложения, работающие с текстовыми документами, для удобства чтения автоматически располагают текст в окне в несколько строк, осуществляя перенос по словам.
Неформатированный текст содержит только основной набор символов, без указания типа и размера шрифта. Программы, работающие с текстом, отображают неформатированный текст размером и шрифтом выбранным пользователем. Таким образом, неформатированный текст, на двух разных компьютерах, может выглядеть совершенно по-разному, сохранится только основной логический смысл данного текста.
В операционной системе Windows, для чтения и создания простых текстовых файлов без форматирования, существует гениальное приложение "Блокнот". Данное приложение позволяет создавать простые текстовые файлы без форматирования. Кроме того, приложение позволяет открывать и редактировать некоторые системные файлы, содержащие техническую текстовую информацию. Также возможно создание или редактирование страниц интернета в формате HTM или HTML .
Форматированный текст имеет заданный и описанный в самом файле тип и размер шрифта, разбивку на абзацы, страницы, отступы текста от краев страницы, что подразумевает дальнейший вывод текста на печать с помощью принтера. Также форматированный текст может иметь таблицы, гипертекстовые ссылки, позволяющие осуществлять переход прямо из текстового документа на указанный ресурс в сети Интернет.
Наиболее известная программа, которая используется для работы с форматированным текстом, разработана компанией Microsoft и называется Word.
Некоторые пользователи полагают, что программа Word является неотъемлемой частью операционной системы Windows .
На самом деле, данное приложение является отдельным продуктом компании и устанавливается дополнительно. Приложение разработано специально для работников офиса, которым постоянно приходится работать с отчетами, сметами, счетами, договорами и другими аналогичными документами.
Текст без иллюстраций, фотографий или иконок выглядит слишком сухо и скучно. Иногда рисунки просто необходимы для наглядности. Все изображения, используемые в цифровой среде, можно разделить на две основных группы: растровая и векторная графика. Разница между этими двумя группами значительна и заключается в принципах построения, сохранения и чтения изображения.
Растровые изображения появились раньше и пока остаются наиболее популярными. Связано это с тем, что создавать и редактировать растровые изображения гораздо проще. На сегодняшний день существует множество различных программ, доступных широкому кругу пользователей, которые созданы для работы с растровой графикой.
Общий принцип растрового изображения заключается в том, что оно состоит из точек — пикселей. Такой принцип продиктован устройством самих мониторов, где также используются трехцветные пиксели. Каждый пиксель монитора состоит из трех ячеек, которым заданы базовые цвета: красный, зеленый и синий.
От яркости свечения каждой цветной ячейки, входящей в состав одного пикселя, зависит его общий суммарный цвет. Одинаковое свечение красного и зеленого порождают желтый цвет, одинаковое свечение зеленого и синего — дают голубой, а все три цвета в сумме дают белый. Разное процентное соотношение трёх базовых цветов — создает всю богатую палитру не только виртуального, но и окружающего мира.
Качество растрового изображения зависит от количества пикселей. Чем больше пикселей, тем выше может быть качество изображения. Пиксели в графическом рисунке образуют горизонтальные строки и вертикальные столбцы. Любое растровое изображение имеет четкий размер по ширине и высоте, который также указывается в пикселях.
Основной недостаток растрового изображения заключается в том, что изменение исходного размера изображения приводит к ухудшению качества. Связано это с тем, что при уменьшении изображения соседние пиксели суммируются и сливаются в один. При увеличении изображения добавляются новые пиксели, которым присваивается промежуточное значение соседних.
Если исходное изображение не уменьшать, а сразу увеличивать, то и в этом случае, за счет появления промежуточных пикселей теряется исходная четкость изображения. Наименьшие потери качества происходят при увеличении изображения на коэффициент кратный четырем: в два, в четыре, в восемь или шестнадцать раз.
В этих случаях, каждый пиксель просто увеличивается в четыре раза, либо в восемь, шестнадцать раз, но не появляются пиксели с промежуточными значениями.
Помимо растровой графики, существует векторная графика . Принцип построения векторного изображения заключается в том, что в исходном файле сохраняется сама форма каждого элемента изображения, в процентном соотношении от общей площади изображения. Подобное сохранение информации обеспечивает четкость изображения при любом изменении размера.
Векторное изображение, созданное на дисплее обычного компьютера, не потеряет своё качество даже в том случае, если его растянуть до размеров многоэтажного дома. Объем файла векторной графики зависит от количества элементов, используемых в рисунке.
Возможность воспроизведения звука на компьютере не является такой важной и необходимой составляющей, как текст или графическое изображение, но делает цифровой мир более совершенным и многогранным. Если же рассматривать техническую составляющую, компьютер, лишенный возможности работы со звуком, стал бы бесполезной игрушкой для композиторов, музыкантов, аранжировщиков и других специалистов, чья творческая или трудовая деятельность связана непосредственно со звуковыми файлами.
Для того чтобы понять структуру звукового файла, обратимся к базовым понятиям возникновения звука в природе. Известно, что любой звук это волна, которая порождается источником звука с помощью колебаний. От частоты колебаний источника звука зависит частота звуковой волны. Частота колебаний выражается в Герцах. Один Герц (Гц или Hz) означает одно колебание в секунду. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 20 колебаний в секунду (20 Гц) до 20 000 колебаний (20 кГц).
Некоторые источники утверждают, что человеческое ухо слышит не от 20, а от 30 Герц. Так или иначе, но всё, что ниже слышимого диапазона — принято считать инфразвуком, а диапазон свыше 20 000 Герц — принято считать ультразвуком.
Звуковой файл, по своей сути, это цифровая запись колебаний источника звука. При воспроизведении звукового файла, считывается запись колебаний, а сигнал, сгенерированный в соответствии с записью, подаётся на усилитель мощности, а уже затем воспроизводится динамиками звукового устройства.
Запись звука можно представить в виде графика. Для простоты восприятия, на графике изображена частота равная одному колебанию в секунду, что соответствует 1 Герц. Естественно, человеческое ухо не может услышать такую частоту, но на данном примере проще объяснить общий принцип звучания частот.
Когда мы слышим музыку, мы можем различать звучание множества различных музыкальных инструментов. Все они звучат на разных частотах, но запись подобного звучания выглядит в виде всего одной звуковой дорожки. Возникает вполне справедливый вопрос: Каким образом одна звуковая дорожка может содержать запись нескольких музыкальных инструментов?
Чтобы ответить на данный вопрос, воспользуемся двумя графиками. На одном графике изображена частота 1 Герц, на втором графике изображена частота 10 Герц. Как будет выглядеть график, если две этих частоты суммировать в один график?
Примитивная математика здесь бессильна и 1 плюс 10 Герц не будет равняться 11 Герцам. Полученный график будет сочетать в себе обе частоты, которые, при воспроизведении будут слышаться по отдельности. То есть, не сольются в единый звук. Однако, следует заметить, что суммируется громкость частот.
Подобным образом происходит наложение и слияние многих частот. В конце-концов, человеческое ухо — также имеет всего одну мембрану (барабанную перепонку), которая воспринимает всё многообразие звуков реального мира.
Видеофайлы являются наиболее "тяжелыми" по своему объему и наиболее сложными для воспроизведения на компьютере. Впрочем, для любого компьютера нет ничего страшнее, чем качественная видеоигра с трехмерной графикой и массой реалистичных эффектов: дым, туман, падающие тени от объектов и многие другие эффекты, которые создают максимальную нагрузку для видеокарты, заставляя её просчитывать весь виртуальный мир трёхмерной сцены.
Игровой режим с 3D-графикой наиболее опасен для ноутбуков потому, что система охлаждения обслуживает одновременно главный процессор и видеочип. Однако, скорость вращения кулера зависит от температуры главного процессора. Видеоигра может давать незначительную нагрузку для главного процессора при максимальной нагрузке видеочипа. В этом случае, кулер работает на пониженных оборотах, видеочип нагревается сильнее, чем главный процессор, но не получает достойного охлаждения, из-за чего значительно сокращается срок службы видеочипа.
Если учитывать нагрузку, которую создаёт трехмерная игра, то воспроизведение видеофайлов можно считать пустяком, который создаёт нагрузку процессора в пределах от 25-30% до 67-75%. Конечно, процент загрузки зависит ещё от мощности самого процессора. Чем мощнее процессор, тем проще ему работать. Для видеокарты-же нагрузка остается минимальной, поскольку, вся работа заключается в просчете плоского, двухмерного изображения, имеющего лишь ширину и высоту кадра.
Как говорилось ранее, видеофайл представляет собой серию последовательных, графических рисунков, сопровождающихся аудиодорожкой. Объем видеофайла напрямую зависит от размера и количества кадров. Правда, помимо этих параметров, существуют и такие, как интерлейсинг, битрейт, сжатие.
Известно, что человеческий глаз воспринимает движение на экране в том случае, если скорость смены кадров не ниже 24 кадров в секунду. Однако, некоторые цифровые форматы имеют настройку от шести с половиной кадров в секунду и выше. Как такое возможно?
Всё дело в том, что в подобных случаях смена кадра происходит так же быстро и резко, но время показа одного кадра на экране значительно увеличено. Конечно, чем больше кадров в секунду мы видим, тем плавнее воспринимается движение на экране.
Есть ещё такое заблуждение, что 24 кадра в секунду это максимум для человеческого глаза, а повышать количество кадров не имеет смысла. На самом деле, видео, воспроизводимое со скоростью 30 кадров в секунду, воспринимается глазом более плавно и кажется более натуральным, а 60 кадров в секунду создаёт ещё более плавный и реалистичный эффект движения.
Заключение
По своей сути, любой файл содержит запись, состоящую из набора символов. Разница лишь в том, что значения символов, в разных типах файлов, имеют разное значение. Текстовые файлы появились одними из первых, ещё на заре развития компьютерной техники. Они могут иметь простое или сложное форматирование, подразумевающее отступы текста от краёв, разбивку текста на отдельные страницы, если подразумевается вывод документа на печать.
Вторым по значению можно смело назвать графический рисунок. К этой категории относится любое растровое изображение, будь то фотография, сделанная с помощью цифровой камеры или рисунок, созданный от руки. Для компьютера не имеет значения, каким образом был создан графический рисунок, для него это просто файл, в котором описано количество точек по вертикали и горизонтали, а также указан цвет каждой точки. Открывая изображение для просмотра, компьютер должен прочитать графический файл от начала до конца и затем, в соответствии с его содержимым, отобразить область рисунка указанными цветами. Пользователь видит картинку или фотографию.
Если графические файлы содержат информацию о количестве и цветах точек, из которых состоит рисунок, то аудиофайл содержит в себе запись частоты колебаний мембраны динамиков или наушников. Компьютер, считывая информацию аудиофайла, генерирует необходимые частоты и передает их на предварительный усилитель громкости, с которого сигнал поступает на усилитель мощности и далее начинает звучать в наушниках или динамиках.
Самым "тяжелым" и сложным для обработки и чтения является видеофайл, который состоит из двух частей: видеоряд и звуковая дорожка. По своей сути, видеофайл это объединение графического рисунка с аудиофайлом, с той разницей, что видеофайл подразумевает не один рисунок, а целую серию графических рисунков, которые сменяются со скоростью 12.5, 15, 25, 29.9 или 30 кадров в секунду. Скорость смены кадров также указана в самом видеофайле. Следует учитывать, что воспроизведение видеоряда должно ещё сопровождаться синхронным воспроизведением аудиодорожки. Из-за такой сложности, на слабых компьютерах нередко возникает рассинхронизация потоков, когда видеоряд отстает от аудиодорожки, либо наоборот: опережает её.
Компьютер был создан, чтобы хранить и воспроизводить большое количество информации. Операционная система распознает информацию в двоичном коде, который обычный человек прочесть не сможет. Поэтому в качестве посредника между человеком и компьютером был создан файл — «контейнер» для разного рода информации.
Тип файла зависит от его содержания. Чаще всего обычному пользователю достаточно файлов в формате текст, звук, видео, изображение, таблица. Но существуют и другие форматы, понятные специалистам программирования. Например, HTML файлы, системные или файлы образа диска. После того, как происходит кодирование, система распознает файлы, чтобы определить, какая программа сможет их прочитать. Формат — это более общее понятие, чем расширение или тип файла. Например, в графическом формате существует несколько типов файлов: GIF, JPEG, TIFF и много других.
Расширения файлов
Расширение файла всегда указывается в его названии после точки и состоит из трех букв. Например, работая с файлом Word, мы можем увидеть расширение doc или docx. Благодаря расширению операционная система понимает, какой программой можно воздействовать на файл — открыть, редактировать и т.п.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Если расширение не указано в названии файла, значит это заложено в настройках операционной системы, которые можно поменять.
Как правило, расширение пользователю показывается графически — картинкой, которой обозначен файл. Если на месте иконки отображается чистый белый лист, значит файл не распознается. В этом случае система предложит выбрать программу для работы с файлом вручную из списка установленных.
Особенности пользовательских файлов
Текстовые документы
Файлы этого типа входят в группу наиболее используемых. Для работы с текстовыми документами в операционной системе Windows установлено приложение Word. Расширения для работы с текстом в этой программе — doc, docx, txt, rtf. Выбор зависит от назначения файла. Например, в файлах типа doc, docx, rtf можно работать с исходным текстом, добавлять таблицы, рисунки, схемы и т.д. Отформатированные тексты можно распечатывать на принтере. Для упрощенной записи без форматирования используется расширение txt в приложении «Блокнот».
Приложение Word не единственная программа для чтения и работы с текстами. Документы можно читать и редактировать в программах OpenOffice, LibreOffice. Они близки к Word, но отличаются интерфейсом и некоторыми возможностями.
Сканированные документы можно читать с помощью программ WinDjView (расширение djvu), Acrobat Reader, Foxit Reader (расширение pdf). Файлы в формате pdf можно редактировать в соответствующем приложении и включать в него векторные или растровые изображения.
Тексты для интернет-страниц создаются в формате HTML.
Рисунки
Расширений для файлов с графическими изображениями больше, чем для текстовых документов. Их можно разделить на две группы: растровые и векторные.
Растровые изображения
Растровые изображения более востребованы обычными пользователями из-за простоты в использовании. К ним относятся такие расширения, как BMP, GIF, JPEG, PNG, PSD (файлы для работы в программе Photo Shop), TIFF и другие. Отличаются они не только программным обеспечением, которое может с ними работать, но и некоторыми свойствами:
- BMP — не подвержены сжатию;
- GIF — позволяют создать анимацию небольшого объема;
- JPEG — наиболее подходящий формат для передачи и хранения цифровых фотографий, так как файлы этого расширения можно подвергать сжатию;
- TIFF — расширение свойственно изображениям высокого качества.
Векторные изображения
Векторная графика используется для профессиональной работы с изображениями. Векторные рисунки сохраняют свои пропорции при любом изменении. Файлы этого формата используют дизайнеры и иллюстраторы разных направлений. Расширения векторных изображений: AI ( Adobe Illustrator ), CDR ( Corel Draw ), EPS ( Encapsulated PostScript format ), SWF ( Adobe Flash) и другие. Все они созданы для обработки в специальных программах — графических редакторах.
Аудиофайлы
Аудиофайлы содержат цифровую запись звука. Форматы звуковых файлов отличаются по свойствам сжатия, цели использования, объему.
Современному пользователю знакомы аудиофайлы с расширениями aac, wma, ac3, ogg, m4a, ape, flac, mp3:
- AAC — аналогичен mp3, но в отличие от него при преобразовании меньше теряет в качестве. Наиболее популярное приложение для работы с файлами ААС — Winamp.
- WMA — чаще можно встретить в сети Интернет, создан для проигрывателя Windows Media Audio компанией Microsoft.
- WAV — аудиоформат, более предназначенный для записи качественного несжатого звука. Непригоден для передачи и хранения, так как занимает большой объем памяти.
- FLAC — аудиофайлы в этом расширении обладают высоким качеством, могут подвергаться сильному сжатию. Прослушивание файлов требует специальных плееров на компьютере, не подходят для передачи.
- MP3 — один из наиболее распространенных форматов. Совместим со многими аудиоустройствами, но по сравнению с flac качество звучания у таких файлов низкое. Еще один минус — mp3-файлы не годятся для редактирования.
Видеофайлы
Видеофайлы могут отличаться по нескольким параметрам: разрешение, ширина потока, частота кадров, качество изображения и глубина цвета. Разные расширения видеофайлов отличаются уровнем качества по каждому из этих параметров. Среди популярных форматов на сегодняшний день файлы типа mp4, avi, mkv, wmv, flv, mpeg, swf:
- AVI — распространенное расширение для просмотра видео. Не подходит для воспроизведения объемного звука.
- MKV — имеет широкий функционал. Например, в файлах этого типа есть возможность воспроизведению меню. Требует установки специальных программ для воспроизведения на компьютере.
- MPEG — несколько форматов видеофайлов, среди которых самым востребованным и универсальным является MPEG4. Расширение имеет высокий стандарт сжатия и подходит для использования как на ПК, так и в сети.
- FLV — предназначено для воспроизведения и хранения видеороликов в интернете.
Другие распространенные форматы файлов
Для сжатия и передачи файлов используются специальные приложения-архиваторы, которые упаковывают файлы в один контейнер. После этого файл становится меньшим по объему и получает расширение архиватора. Самые распространенные расширения rar, zip.
Если пользователь устанавливает новую программу, то она будет иметь формат exe. Считывая такое расширение, система получает команду установить приложение.
Для работы с таблицами нужны файлы в формате xls, xlsx. Они входят в офисный пакет Windows.
Еще одно популярное расширение файлов — ppt, pptx. Оно позволяет создавать и редактировать презентации.
Не могу понять,как отличить системный файл от пользовательского в Linux.Как понять,что файл, находящийся в системной директории создан или принадлежит системе,а не пользователю?
В общем случае - никак. Но можно попробовать посмотреть на то, кому пренадлежит (это уже тавтология) файл - ls -al имя-файла . Системные файлы обычно пренадлежат руту. Пользовательские файлы принадлежат пользователю. Но если рут - тоже пользователь, тогда это не подходит.
Также можно спросить у пакетного менеджера о файле. В случае убунту/дебиана это apt-file find <имя файла> . В случае gentoo - equery belong <имя файла> .
В общем случае задача очень похожа на классическую задачу по поиску руткитов. И решается она соответствующим образом - на свежеустановленной системе делается снимок файловой системы с hash-сумами. А потом аккуратно сравнивается.
Да, и не стоит забывать о дате модификации. Хотя при постоянных обновлениях оно уже и не так эффективно.
106k 6 6 золотых знаков 85 85 серебряных знаков 151 151 бронзовый знак Можете объяснить роль apt в выяснении вопроса о "принадлежности файлов пользователям". Такой пример: был установлен vsftpd от UUID=0 создали пользователей в /etc/vsftpd.d/ - кому в этом случае принадлежат файлы; системе или пользователям? И как это выяснить при помощи пакетного менеджера. apt знает, какие файлы он ставил. Также, обычно, в пакетах есть информация о том, какие файлы этот пакет может создать, что бы потом при удалении пакета подчистить. Но как я сказал в самом ответе, иногда вопрос, кому принадлежит файл очень и очень неоднозначен. Поэтому, я обычно считаю, что файлов, которые принадлежат системе нет. Есть рутовые файлы и пользовательские. В нормальных системах рут не создает просто так обычные файлы, обычно он создает "системные файлы". ещё раз пишу для тролей. По факту, пользовательские файлы находятся в домашних каталогах пользователей и принадлежат им. "Системные файлы" (да, я в кавычках специально пишу) принадлежат руту (пользователь root). Но это все очень и очень относительно. ОченьКак понять,что файл принадлежит системе,а не пользователю?
Вопрос, с точки зрения люниха, абсолютно несуразный. Любой (я подчёркиваю - любой!) файл в ФС принадлежит одному и только одному ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. Кому именно принадлежат файлы в некоторой директории легко узнать с помощью команды ls -l. Другое дело, что пользователи бывают разные. С разными правами. И есть один - суперпользователь с абсолютными правами - root. Но не все "системные" файлы принадлежат ему. Например, очень важный "системный" файл syslog принадлежит пользователю syslog из группы adm.
Но владельцем любого файла в любом месте может быть (в принципе) любой пользователь. Понятий
- Системный файл
- Пользовательский файл
В люнихе просто не существует. Автор вопроса, по всей вероятности, пытается виндовозную идеологию применить к ФС люниха. Они - разные! Сильно разные.
Можно привести некую аналогию в файловой структуре директорий, рекомендуемой в люнихе:
- /bin - Программы, обеспечивающие функционирование самой системы - например - bash
- /usr/bin - Программы, обеспечивающие работу пользователя на всех компах. Например - почта, браузеры, компилляторы
- /usr/local/bin - Программы, которые нужны пользователю только на этом компе
Здесь есть некая анадлогия с виндовозными папками ProgramFiles и System32/ Впрочем - достаточно далёкая аналогия.
Никакой пользователь (кроме root) не сможет записать файл в папку, принадлежащую не ему, если хозяин не предоставил ему соответствующих прав. Дело не в том, кто владелец файла, а в том, какие права он дал посторонним.
Читайте также: