Описание памятника пушкину в лицейском саду
Гликерия не любила этот памятник. Может быть, она одна на всём белом свете его так не любила. Сначала, лет в пять, когда карточку с вольно сидящим на скамейке Поэтом, Лике передавали тёплые руки её бабушки, памятник этот был данностью - и всё. Был Великий Поэт, к которому почему-то с особым трепетом относились в её семье, был ему памятник, его показывали ей - с каким-то значением, которого она не понимала. Ей тогда он, пожалуй, нравился. Красивый. И она чувствовала его чугунную, литую значимость.
Потом - когда ездила на экскурсии по Ленинграду-Петербургу, - останавливалась перед ним в каком-то недоумении, которое не успевала отрефлексировать, поскольку надо было садиться в автобус и катить в Павловск, или Петергоф, или Ораниенбаум. Было недоумение, было какое-то разочарование, - и всё, - не более.
И только в ту поездку, когда Лика остановилась в гостинице в самом Царском Селе, когда можно было спокойно ходить вокруг и размышлять, она поняла, чем ей не нравится памятник А.С. Пушкину в Лицейском садике. Тем, что он там сидит ОДИН. А мальчиков было поначалу вроде бы тридцать. Вы скажете, что нам из них интересен один: Пушкин? Гликерия так не считала. Она считала: если вам из них интересен один Пушкин, то вы его не знаете, не любите; вас просто очаровывает его Слава - и всё. Потому что тогда, когда они - двенадцати-тринадцатилетние мальчишки - собрались в первый раз в этом садике, они все были равны. Не было ещё ничьей Славы. "Я вышел на арену с равными мне", - повторял Пушкин за Цицероном; и по отношению к тем мальчишкам он навсегда остался просто "нумер 14". Потому и разрыдался перед ними на последнем своём "19 Октября", потому и в предсмертной тоске искал их руки. Это было равенство и братство - то самое, которое только провозглашала Великая Французская Революция, а у них оно случилось, произошло - здесь, в этом святом Лицее. А он сидит тут - один - как Наполеон какой-то! ..
Гликерия в мечтах своих видела совсем другое. Памятник этот она бы отсюда вынесла: ему здесь не место. Куда? Остроумнее всего было бы поставить его на берегу пруда, на другой стороне от Александровского дворца. "Ты и я" такое композиционное получилось бы. "Ах, да!" - тут же, поморщившись, подумала Лика. Теперь этот дворец ведь в основном связывают с нашим последним царём и его семьёй, а вовсе не с Пушкиным и Александром! Не поймут "прикола". А жаль! С другой стороны - ну и пусть не понимают. А скамеечка с поэтом над этим прудом, и он, задумчиво как бы смотрящий на "свои" скульптуры, выглядели бы всё равно композиционно завершённо. Гораздо лучше, чем здесь, в этом тесном и пустом садике.
А вот садик Лика "населила" б скульптурами тех мальчишек. Здесь, конечно, тоже был бы Саша Пушкин, - но он встал бы вровень с ними, одним из них, - неотличимым от них. Может быть, стоило бы вылепить сценку, когда мальчики играли в снежки. Но лучше всего было бы поставить их всех по периметру садика, взявшихся за руки. Памятник лицейскому братству. Ах, вот это было бы хорошо, и правильно, и Пушкин бы был доволен. А так - он наверняка бесится от этакого глупого и претенциозного истукана!
Но - ленинградцы традиционны, почти как англичане. Не захотят они Ликиных нововведений. Припомнят Войну, как Его хранили, как закапывали, как раскапывали. Всё это волнует сердце. Может - когда-нибудь, - следующие, свободные, поколения. Будем ждать и надеяться, раз уж в этом - вся мудрость жизни. Быть так!
© Copyright: Елена Шувалова, 2016
Свидетельство о публикации №216011402149
КТО И ЗАЧЕМ УБИЛ СССР Зачем было разрушать СССР, если уровень жизни народа снижается? Неужели .
Крым в изобразительном искусстве Друзья, на днях мы обновили и дополнили подборку роликов, объ.
Забытые имена - последний директор императорской "Публички". 14 янва.
Куда спешит "Охтенка"? Памятник Охтенке-молочнице в Петербурге "Встает купец, и.
Пикалов мост – место силы. Место силы – это область, имеющая особую энергетику, которая.
-Я - фотограф
-Метки
-Рубрики
- Ботанический сад им. Комарова В.Л. (26)
- Морские пейзажи. (24)
- А.С.Пушкин. (20)
- Гатчина, Можайская (19)
- Сестрорецк, Зеленогорск, Репино. (11)
- Город Сосновый Бор. (7)
- Стрельна. (6)
- Египет. (6)
- В мире животных. (176)
- Весна. (75)
- Город Пушкин, Царское село, Павловск. (45)
- Грибы. (35)
- Зарубежная живопись и рисунок. (24)
- Канарские острова. (18)
- Крокусы. (4)
- Кронштадт. (24)
- Лунный календарь. (52)
- Майкл Джексон (14)
- Моя анимация. (77)
- Новогодние поздравления. (31)
- Ораниенбаум. (53)
- Осень. (78)
- Открытки. (68)
- Париж. (3)
- Петергоф. (95)
- Политика. (14)
- Рецепты блюд и напитков. (88)
- Родители и дети. (2)
- Розы. (28)
- Россия. (74)
- Русская живопись: классика и современность. (69)
- Санкт - Петербург. (107)
- Сергиевка. (16)
- Советы от Лии. (5)
- Тесты. (40)
- Флешки. (41)
- Фото-календари. (37)
- Цветы. (100)
-Фотоальбом
-Музыка
-Видео
"Goa Sanset". Музыка Карунеша. 30.03.2019 --> Смотрели: 4 (0) Кo Дню рождения великого поэта: А.С.Пушк 06.06.2016 --> Смотрели: 15 (1) Прекрасные цветочные натюрморты от худож 02.03.2016 --> Смотрели: 29 (4) Две свечи для двух сердец. Эрнесто Корт 14.02.2016 --> Смотрели: 22 (0) Владимир Высоцкий. "Прощание с горами". 25.01.2016 --> Смотрели: 27 (2)
-Ссылки
-Поиск по дневнику
-Друзья
-Сообщества
-Статистика
В начале Второй мировой войны памятник Пушкину был снят и закрыт на территории Лицейского сада. После войны его установили на прежнее место.
Существует традиция, появившаяся в 1949 году, связанная с этим памятником, – сюда приходят поэты и читают свои стихи.
Памятные места в г. Пушкине (Царском Селе)
Памятник А. С. Пушкину
Есть старое лицейское предание, что еще при Энгельгардте был возле Лицея поставлен дерновый памятник кубической формы с белой мраморной доской: на доске золотыми буквами вырезана была надпись Genio loci — т. е. гению-хранителю. Имя Пушкина как-то само собой приурочилось потом к этому местному памятнику, и царскосельские лицеисты окружали свой палладиум благоговением. Прошло без малого 30 лет, Лицей перевели в Петербург, и куда девался памятник, я не знаю. Но истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять: "Он между нами жил".
Памятнику посвящено стихотворение "Бронзовый поэт" ("Трилистник в парке"). Отклик на него — стихотворение Э. Ф. Голлербаха "Голос "Бронзового поэта"".
О памятнике говорится также в стихотворении "Л. И. Микулич" ("Там на портретах строги лица. ").
Царское теперь просто — пустыня, и в тех местах, где можно бы было, кажется, ожидать особого движения, напр , у памятника Пушкина, царит какая-то жуткая тишина; редкие прохожие, чахлые белобрысые детишки — все это точно боится говорить даже. Все открыто, выметено, нарядно даже, если хотите, — и во всем какая-то "забвенность", какое-то жуткое отчуждение. Мне почему-то кажется, что нигде не чувствовал бы я себя теперь так хорошо, как здесь.
С. Н. Вильчковский
Царское Село
Источник: Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. С.-Петербург. 1911. C. 67-68 (2-е издание, 1-е – 1910) ; репринт – ТИТУЛ, С.-Петербург, 1992.
Несколько шагов по Лицейскому садику приводят к памятнику Пушкина, заложенному 26 мая 1899 года, в день столетней годовщины рождения поэта, воспитывавшегося в Императорском Царскосельском Лицее.
Расход на памятник был частью покрыт путем добровольных пожертвований домовладельцев и жителей города.
Проект памятника представили скульпторы Чижов, Бах, Позен и Беклемишев. Государь Император утвердил эскиз Р. Р. Баха. Фигура отлита из бронзы в мастерской Н. Штанге. На памятнике поэт изображен в форме лицеиста, сидящим на скамье.
На гранитном цоколе золотыми буквами высечены следующие строфы:
Младых бесед оставя блеск и шум,
Я знал и труд, и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединенное волненье.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Друзья мои, прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
В прежние времена здесь кончалась березовая роща и начинался сад придворной церкви, огороженный железным забором в каменных столбах.
На фотографии в источнике не виден один элемент памятника, который за прошедшие более ста лет привлекал особое внимание некоторых граждан — с одной стороны, а с другой — был не очень заметен большинству посетителей. Это лицейская фуражка Пушкина, размещённая скульптором справа на скамье, если смотреть от его фигуры.
На странице памятника в Википедии читаем главку "Похищенный картуз":
И действительно — на моих фотографиях памятника осени 2009 г. (выше) фуражки нет. Так ли уж это было незаметно, особенно местным жителям, — сомневаюсь. А Андрей Леонидович Рыкованов, замечательный мастер микроживописи, присылал изображение своего удивительного портрета ИФА, сделанного на косточке алычи из Царскосельского сада, к 160-летию.
Вот ведь какая штука: одни ломают и тащат, другие делают и восстанавливают. Имена первых неизвестны (хотя странно — почему; ведь нужно время, чтобы оторвать кусок памятника), действия необъяснимы и выгода непонятна (цена металла такого веса ничтожна). Может быть, фуражка мешала посидеть рядом с образом великого творца (это давняя традиция у памятника). Ну, или для сувенира себе любимому. Таких людей, к прискорбию, много.
И ведь это не в первый раз. Вот что читаю в конспекте доклада, читанного в Пушкинском Доме в ранние советские годы:
"Памятник Пушкина работы Баха в садике, едва ли не лучший памятник поэту и по замыслу и по выполнению, сохранился, но бронзовая лицейская фуражка со скамьи исчезла"
( Устимович П. М. Пушкинские уголки // Записки Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. 1924. No 68. С. 7 ).
В нашем веке семь лет не было шапки у царскосельского бронзового Пушкина. И тишина. Фотографии без вопросов расходились по Интернету и даже по печатным изданиям. Пока не нашлись другие люди — и здОрово, что мы их знаем — кто действует без распоряжений, проектирования, поставленной задачи и сметы. Чтобы было как надо и всем на благо.
Открытки с фуражкой: дореволюционная и 1961 г.
В. Н. Смирнов, Э. Э. Рабин
Прогулки по старому городу
фрагмент книги
Источник текста: Смирнов В. Н., Рабин Э. Э. Прогулки по старому городу. Серия "Прогулки по городу Пушкину". СПб.: Серебряный век, 2006. С. 29, 31.
В 1899 г., в связи с празднованием столетия со дня рождения Пушкина, его земляки-царскоселы объявили cбop средств на создание и установку памятника великому поэту. Был открыт конкурс, в котором приняли участие четыре известных скульптора. Лучшим был признан проект P.P. Баха. В мае 1899 г. в лицейском садике наметили место для памятника и к нему проложили дорожки. После установки памятника, его обнесли низкой чугунной оградой. Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1900 г. Автор одного из лучших памятников Пушкину — академик P. P. Бах — царскосельский житель*. Он изобразил юного поэта задумчиво сидящим на чугунной парковой скамье в распахнутом лицейском мундире, подперев рукой кудрявую голову.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
31 (на стр. 30 фото памятника)
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне. **
В источнике напечатано так — криках.
Активнейшее участие в организации сбора средств на памятник принял директор царскосельской мужской гимназии поэт И. Ф. Анненский. Он давал советы P. P. Баху, выбрал цитаты из произведений поэта, помещенные на постаменте. С ранней весны до поздней осени идут к памятнику советские и зарубежные гости, несут цветы, роскошные и скромные полевые, перечитывают давно знакомые строки:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
В начале Великой Отечественной войны, когда городу угрожала опасность, памятник был снят и зарыт на территории лицейского садика. Фашисты искали его, но не нашли. Весной 1945 г, памятник был извлечен, реставрирован и вновь установлен на постамент. В день рождения Пушкина, по установившейся с 1949 г. традиции, маститые и начинающие поэты читают у памятника стихи, как бы возлагая к нему свои поэтические цветы.
* Роберт Робертович Бах (1859 – 1933) — скульптор, действительный член Академии художеств.
** Так в восьмой главе "Евгения Онегина" писал А. С. Пушкин о начале своего поэтического пути.
О Царском Селе и А. С. Пушкине в творческом пространстве И. Ф. Анненского см. также:
26 мая 1899 года в связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Царском Селе в Лицейском садике был торжественно заложен памятник поэту. Как и многие российские памятники культуры, этот памятник был сооружен в основном на деньги, собранные по подписке. Инициатором и одним из организаторов подписки был директор Царскосельской Николаевской мужской гимназии, поэт Иннокентий Анненский. Скульптор — Р. Р. Бах, бронзовая отливка изготавливалась в мастерской Н. Штанге.
Въ тЪ дни въ таинственныхъ долинахь,
Весной, при кликахъ лебединыхъ,
Близь водь, сiявшихъ въ тишинЪ,
Являться муза стала мнЪ.
Перед этим памятником видишь — явление пушкинской музы. Она не изображена, но ее присутствие ощущается во всем. Памятник в Царском Селе — это памятник не только Пушкину, но и всему чарующему волшебству российской поэзии, вдохновляемой необъятной широтой российских просторов и такой же неохватностью русской души.
Читайте также: