Нужен ли дибокс при записи гитары в звуковую карту
В мире проаудио, существует большое количество предметов, которыми стремятся обладать музыканты. Для гитариста или бас-гитариста предметом вожделения является «еще одна гитара», новая педаль, новый эффект в рэке. Барабанщику для счастья не хватает новой пары палочек или новой эффект-тарелки. DJ ищут новые плагины, пластинки или приборы для создания нового и современного «звука». Однако зачастую музыканты забывают про очень важные для выступления или записи устройства. Речь идет о DI боксах. Об этих устройствах не только не мечтают, но и зачастую слабо осведомлены о их функционале и возможностях. Однако, часто именно из-за их отсутствия в звуковом тракте, выступление в клубе может быть испорчено. Нередко случается наблюдать отсутствие элементарных пассивных DI боксов на небольших площадках или их недостаточное количество.
SOS!
Нет необходимости изобретать велосипед, просто возьмите с собой на концерт или в студию приборы от Samson серии S-Max. Direct Box позволит подключить электро-гитару, бас, предусилитель, педалборд, драм-машину, барабанный модуль, клавишный инструмент, компьютер с «подкладом» и т.д. напрямую в микшерную консоль или мультикор.
Что внутри?
По сути DI бокс представляет из себя трансформатор. Не вдаваясь в технические подробности, он должен находиться в цепочке приборов после устройств формирования звука, а выход должен подаваться на микшерную консоль или в устройство записи. Внутри происходит преобразование из небалансного высокоомного сигнала в балансный и низкоомный. По большому счету в этом состоит основная задача и роль этих устройств. На сегодняшний день можно встретить несколько видов DI боксов: пассивные и активные, моно и стерео, модели специально разработанные для использования с электронными устройствами, ноутбуками и пр.
Для чего использовать DI бокс?
Находясь на сцене или в студии важно отдавать себе отчет, что формирование звука и передача его в основную звукоусилительную систему очень важный момент. Использование DI бокса зачастую решает вопрос корректного усиления звука и передачи полного диапазона до слушателей в зале. Выступая в небольших клубах часто единственным способом подключиться к системе звукоусиления является микрофонный вход, что так же бывает распространено при использовании аналоговых или цифровых мультикоров. Тут на помощь и приходят DI боксы.
Кроме этого, в ряде случаев в сигнале может появиться значительный фон с частотой 50 Гц. Решением этой проблемы так же является использование DI бокса.
Когда DI бокс не нужен.
Современные аудиоинтерфейсы оснащают комбинированными разъемами, в которые могут быть подключены инструменты с высоким сопротивлением. В случае записи звука гитарного комбоусилителя или кабинета, звук «снимается» при помощи инструментального микрофона который подключается в микшерную консоль или в USB-аудиоинтерфейс. При таком способе подключения микрофон соединен с консолью при помощи балансного кабеля и передает только полезный сигнал, без помех. В таком случае можно смело обойтись без использования дополнительных устройств.
Надежный помощник
Приборы от Samson серии S-Max, как и вся продукция Samson, гарантируют длительный срок службы и высокую надежность. Корпусы приборов этой серии выполнены из 2 мм стали и покрыты прочной износоустойчивой краской. Использование высококачественных трансформаторов и других электронных компонентов, обеспечивает бескомпромиссное качество звука.
Сквозной выход
Разрыв земли
Соединение нескольких электронных инструментов, как гитарный усилитель и микшерная консоль, иногда создает вероятность образования т.н. земляных петель, что проявляется в появлении дополнительных наводок и нежелательных шумов. Функция «Разрыв земли» позволяет избавиться от прямого электрического контакта между приборами.
Аттенюатор
Разные инструменты обладают различным выходным уровнем. Например классические американские электрогитары со слабыми синглами имеют достаточно низкий выходной уровень. Гитары и бас-гитары с активной электроникой имеют гораздо более мощный выходной сигнал. И если говорить о приборах оснащенных внешним источником питания, как то: предусилители, барабанные модули, клавишные инструменты – имеют различный уровень выходного сигнала. В некоторых случаях динамический диапазон таких инструментов бывает достаточно широк и может перегружать вход DI боксов, особенно это может быть заметно при работе с активными приборами.
Пассивный DI бокс Samson S-Max MD1 Pro позволяет работать с различными инструментами и приборами, т.к. оснащен переключателем понижения уровня сигнала со значениями 0,-15 и -30 дБ.
Стерео приборы
Использование в музыке стерео источников сигнала, зачастую сопряжено с проблемой корректной передачи сигнала на микшерный пульт. Использование переходников и кабелей типа Y (в обиходе-штаны), не гарантирует корректной коммутации. Тут будут полезны стерео приборы от Samson. Которые оснащены всеми необходимыми разъемами: 3,5 мм jack, RCA-тюльпаны, 6.3 TRS Jack. И дополнительно оснащены функцией суммирования стерео сигнала.
Высококачесвтенные компоненты
Весь звуковой тракт который формирует звук вашей группы/коллектива должен состоять из качественных компонентов. Стоит только внести в цепь приборов один низкокачественный компонент, как весь результат может быть испорчен. Приборы Samson серии S-Max оснащены экранированными трансформаторами STL/STLX.
Активные приборы
Приборы выполненные по пассивной схеме не требуют дополнительного внешнего питания. Активные, требуют либо использования встроенного питания, реализуется с применением батарей 9В (типа Крона), либо использования фантомного питания от пульта. Технически, активные DI боксы выполняют роль предусилителя. Но зачастую при использовании активного DI бокса с инструментами с мощным выходным сигналом, он может перегружаться.
Звук любого инструмента должен быть правильно усилен и донесен до слушателя. Samson предлагает большой выбор устройств, которые станут достойными элементами вашего звукового тракта.
Сегодня мы поговорим о незаменимом для звукорежиссеров и музыкантов устройстве – директ-боксе (ди-бокс или DI-BOX). Оно помогает избежать многих проблем с согласованием уровней и типов разъемов при работе на сцене, а также в студии при записи гитар и других устройств с несимметричным входом/выходом.
На фото – классический ди-бокс (директ-бокс)
Если вы новичок и никогда ранее не пользовались этим устройством, то выбор моделей разных производителей с различными функциональными возможностями вас удивит. Как не запутаться в этом многообразии и сделать правильный выбор, будем разбираться вместе.
Кому и зачем нужен директ-бокс?
Основная задача, которую выполняет директ-бокс – удобное и безопасное подключение инструмента на сцене напрямую к остальному звуковому оборудованию (обычно микшерному пульту). Директ-бокс преобразовывает небалансный высокоомный выходной сигнал в низкоомный балансный, что позволяет использовать длинные соединительные кабели без риска получения дополнительных шумов.
Обычно директ-боксы имеют один вход (иногда выполненный на двух разъемах, XLR и TRS) и два выхода:
• Сквозной (директ) – для инструментального усилителя.
• Усиленный (микрофонного уровня) – для дальнейшего подключения к вещательной системе (в микшерный пульт или в звуковую карту для записи).
Функции директ-боксов
1. Гальванической развязки (изолирования) аудиосигнала от электрической сети, которая не позволит гитаристу на сцене получить удар током при коротком замыкании или смене фазы и избавит от гула на частоте 50 Гц. Данная функция важна для работников сцены.
2. Согласования разъемов входного и выходного уровней, которое позволяет подключить между собой устройства с небалансным (несимметричным) и балансным (симметричным) разъемами. Эта функция директ-бокса незаменима при работе в студии.
Немного о входах для разных устройств
Выходной сигнал электрогитары, в отличие от микрофонов небалансный, с типичным динамическим диапазоном – от 30 до 0 dBu, а для активных бас-гитар – до +10 dBu. Сопротивление источника звука высокое: от 5 до 20 кОм. Для пьезозвукоснимателей, используемых в акустических гитарах, еще выше.
Чтобы звук с гитары передавался правильно, она должна быть подключена ко входу с достаточно большим сопротивлением нагрузки, которое может достигать 1 мОм на входе гитарного усилителя. Нежелательно, чтобы это сопротивление составляло меньше 250 кОм.
Цепь между усилителем и гитарным звукоснимателем достаточно сложная, и обычно имеет резонансную частоту около 2–3 кГц. Сопротивление нагрузки определяет силу этого резонансного пика: меньшее сопротивление глушит этот пик, а большее делает его более ярко выраженным, что в свою очередь делает звук более ярким и читаемым.
Что касается синтезаторов и драм-машин, то они обычно выдают такой же динамический диапазон от -30 до +10 dBu, но их выходное сопротивление очень низкое и составляет около 100 Ом. Им достаточно сопротивления нагрузки чуть больше нескольких кОм.
Из вышесказанного следует, что обычный микрофонный вход микшерного пульта не подходит для большинства инструментов – его входное сопротивление слишком низко, что влияет на тембр звука, а чувствительность слишком высока. То есть предусилитель микшерного пульта легко можно перегрузить. Большинство концертных микшерных консолей имеют XLR- или TRS-разъемы, рассчитанные на балансный микрофонный сигнал. Подключать устройства с небалансным сигналом к ним нельзя.
Вывод напрашивается однозначный: необходимо преобразовать инструментальный сигнал в балансный, сопоставимый по уровню с микрофонным.
Что делает директ-бокс?
• Разделяет сигнал для одновременной подачи звука на усилитель на сцене и на микшерную консоль.
• Выравнивает уровень сигнала до микрофонного уровня.
• Преобразует небалансный сигнал высокого сопротивления в балансный низкого сопротивления, подходящий для микрофонного предусилителя консоли.
• Изолирует источник звука, исключая возможность появления нежелательного «земного» шума.
Cхема подключения директ-бокса
Виды директ-боксов
Директ-боксы (ди-боксы) бывают двух видов: активные и пассивные, они обладают одинаковым функционалом, но пассивные работают с активными источниками сигнала, активные – с пассивными. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Активный директ-бокс
Активные директ-боксы представляют собой предусилители и обладают целым набором опций: смена полярности выходного сигнала, ВЧ-фильтр и другими, выход на «футсвич» для отключения звука (Mute), дополнительный активный или трансформаторный выход на второй усилитель, записывающее устройство. Дополнительно они могут иметь два входных разъема с независимыми регулировками уровней сигналов, что полезно для использования одного прибора в стереоподключении.
На фото – разъём для подключения директ-бокса
Главная задача таких директ-боксов – обеспечение большего входного сопротивления, по сравнению с трансформаторным, для «поддержки» инструментов со слабым сигналом.
Активные директ-боксы запитываются от батареи (или за счет фантомного питания микшерного пульта) и предназначены для записи инструментов, не имеющих собственного встроенного питания. Например, при подключении электроакустической гитары активные директ-боксы выделяют высокие частоты, что хорошо для записи слэпа или других видов техники, в которых большое значение имеет не только тональная составляющая звука, но и атака.
Для энергичной и резкой игры на гитаре или бас-гитаре, отличающихся высоким уровнем выходного сигнала, лучше выбрать директ-боксы, способные работать с высоким входным напряжением, они позволят не опасаться искажений.
В активных директ-боксах на входе применяется буферная схема, что позволяет звукоснимателям гитары работать, передавая должный тембр и сустейн. В некоторых активных директ-боксах – выходной трансформатор, чтобы предоставить необходимую гальваническую изоляцию. В более дешевых моделях – электронная схема без него.
Цепь подключения директ-бокса
Гальваническая развязка может пригодиться при работе с неизвестной или ненадежной акустической системой, а также при проведении выступлений на открытом воздухе с использованием отдельного генератора. Активный директ-бокс с подходящим выходным трансформатором может стать хорошим средством защиты, если что-то произойдет с акустической системой или другим оборудованием на сцене. Директ-боксы с качественно разработанной выходной схемой в большинстве случаев превосходят по данным трансформаторные, имея больший запас максимально допустимого уровня входного сигнала и большую выносливость к искажениям. Они меньше, легче, дешевле, потому что для их работы не требуется массивный и тяжелый трансформатор.
Пассивный директ-бокс
Пассивный директ-бокс по сути представляет собой трансформатор, который играет роль посредника между входом и выходом, осуществляя связь при помощи электромагнитной индукции. Сигнал передается через общее магнитное поле, потому вход отделен от выхода по причине отсутствия проводной связи, что помогает уничтожить гул переменного тока частотой 50 Гц. Пассивные директ-боксы, в отличие от активных, не искажают сигнал при возникновении перегрузки. Источник питания для пассивного директ-бокса не требуется.
Директ-бокс пассивного типа
Однако работа пассивных директ-боксов со слабым сигналом не всегда хороша, так как у них недостаточно мощности для его раскачки. Поэтому используют данные устройства обычно с инструментами, выдающими сильный сигнал, например для инструментов со встроенным предусилителем, работающим от батареи. Пассивные директ-боксы могут вам пригодиться при возникновении проблем с шумом.
Путем подбора отношения числа витков и сопротивления трансформатор может обеспечить достаточно высокое выходное сопротивление (до 150 кОм), позволяя при этом снизить выходное напряжение на 20 dB, обеспечивая полностью балансный выход с низким сопротивлением, подходящим для подключения к микрофонному предусилителю.
Цепь подключения пассивного директ-бокса
Трансформатор также является гальванической развязкой. В хорошем трансформаторе электрическая изоляция может выдержать тысячу вольт и более. А это, в свою очередь, дает достаточный запас прочности и предотвращает возможный выход из строя оборудования, находящегося как на сцене, так и в зале.
Часто бывает необходимо, чтобы сигнал от источника звука, например электрогитары, одновременно поступал на гитарный усилитель на сцене и на микшерную консоль. Для этого в директ-боксах существует функция разделения сигнала. Оно достигается с помощью параллельного подключения входного (Input) и сквозного (Through) разъемов. Разделение сигналов помогает избежать нежелательной «земли».
Пассивные директ-боксы оснащены входным (Input) и сквозным (Through) разъемами
Некоторые директ-боксы могут выполнять функции активных и пассивных устройств, что особенно нужно в тех случаях, когда нет определенности в вопросе, с каким источником сигнала придется работать.
О стоимости директ-боксов
Стоимость директ-боксов различных моделей и производителей может существенно отличаться. Она зависит от конструкции устройства, от качества используемых материалов, сборки и бренда.
Если в двух словах, то более дорогие модели обычно сделаны более качественно, что делает их более прочными и гибкими в настройках. Обычно они звучат лучше, имеют меньшее число искажений, обладают большим запасом максимально допустимого уровня входного сигнала, с меньшим количеством шумов и большим частотным диапазоном.
Как выбрать директ-бокс?
1. Самое главное правило: ориентируйтесь на звучание. Выбирайте устройство, которое понравилось вам больше всего. Обычно пассивные директ-боксы выдают более округлое звучание, тогда как активные дают звук, насыщенный высокими частотами. Эти особенности очень схожи с разницей в звучании ламповых и транзисторных предусилителей.
2. Помните, что пассивные директ-боксы работают с активными источниками сигнала, активные – с пассивными. Хотя стоит отметить, что существуют некоторые активные устройства, которые хорошо функционируют с активными источниками, особенно в случае их специального проектирования для работы с более высокими уровнями напряжения.
3. В хорошем директ-боксе должны быть инструментальный вход и балансный выход (желательно, чтобы он был с разъемом XLR), переключатель ground-lift и хороший трансформатор.
4. Цена пассивного директ-бокса в основном определяется качеством трансформатора, который он содержит. Поэтому обращайте внимание на его характеристики (класс А, линейная АЧХ и т. д.).
Несколько полезных функций директ-боксов
• Pad – понижает мощность входного сигнала, что позволяет работать с очень мощными сигналами без перегрузки директ-бокса.
• Thru-put – нужна для подключения инструмента к усилителю параллельно с подключением к пульту.
• Polarity reverse – используется для комбинации разных по фазе сигналов.
• Ground-lift – переключатель, используемый в DI, как и во многих других приборах, который отключает «землю» сигнала от «земли» прибора.
• Isolated line outputs – это питание с помощью развязывающего трансформатора (floating-transformer-isolated). Выход не соединен с землей или с другими выходами, что обеспечивает максимальную электрическую изоляцию. Такой способ питания уменьшает шумы.
Несколько советов по использованию директ-боксов.
• Если вам необходимо избавиться от шума, подключите директ-бокс между проблемными устройствами.
• Для получения чистого и хорошего звука попытайтесь записать микрофонный и линейный сигнал на два канала с последующим их сведением. При этом применяйте переключатель смены фазы, которым должен быть оснащен директ-бокс.
• Если при использовании небалансного линейного выхода микшерного пульта слышится гул от сети питания, поэкспериментируйте с пассивным директ-боксом, имеющим развязывающий трансформатор и переключатель ground-lift. Поместите его между выходящим из пульта небалансным кабелем и кабелем мониторов. Если шум не прекратился, воспользуйтесь переключателем ground-lift – шум исчезнет.
• Если вы используете пассивный директ-бокс для подключения гитары одновременно к комбику и к пульту, никогда не кладите его на комбик или усилитель. Магнитные поля, которые генерируют трансформаторы питания усилителя, могут негативно влиять на изолирующие свойства устройства, взаимодействуя с его собственным трансформатором. В результате вы получите шум фазы и сдвиг сигнала.
Директ-бокс нельзя размещать на комбике или усилителе
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что ди-бокс хоть и небольшая вещица, но весьма полезная. Выступаете вы на сцене или работаете в студии, качество звука вашего инструмента должно быть в приоритете, не говоря уже о безопасной работе всего музыкального оборудования. Качественный директ-бокс – это почти вечное устройство. Вложившись в него однажды, вы сможете избежать многих проблем с коммутацией на сцене и в студии.
В каких случаях при записи требуется директ-бокс для гитары? Среди гитаристов часто встречается мнение, что практически всегда при студийной или домашней записи гитары нужно использовать эту «волшебную» коробочку. Давайте разбираться.
Директ-бокс на сцене
Одно из распространенных применений этого устройства – во время концертных выступлений. Некоторые музыкальные инструменты, такие как электрогитара, традиционно подключаются к оборудованию при помощи несимметричного кабеля. Даже очень качественный кабель такого типа неминуемо пропускает достаточно заметные электромагнитные наводки, которые после прохождения через цепи «перегруза» в гитарном усилителе становятся слышны в динамике гитарного кабинета и громкость таких помех может быть сравнимой с громкостью полезного сигнала. Разумеется, можно воспользоваться гитарным шумоподавителем, но это устройство не может считаться панацей и фактически маскирует шумы только в паузах.
Пассивный директ-бокс для гитары DBX dB10
Поскольку наблюдается прямая связь между длиной гитарного кабеля и уровнем электромагнитных помех, которые он улавливает, существует естественное ограничение на длину кабеля. Вы можете возразить, что длинный кабель легко заменим радиосистемой. Но гитарные радиосистемы высокого качества до сих пор стоят довольно дорого и доступны не для всех гитаристов. К тому же не во всех случаях их использование удобно для звукорежиссера концертной площадки. В том случае, если на сцене отсутствуют гитарный или бас-гитарный усилитель, а такое встречается в небольших клубах, гитара или бас гитара включается напрямую, либо через педаль эффектов, в микшерный пульт (в том числе – через мультикор). Но поскольку микшерный пульт даже в небольшом клубе может быть расположен на значительном расстоянии от сцены, требуется решить проблему проникновения наводок через несимметричный кабель. Похожая ситуация возникает, когда гитара подключается к гитарному усилителю, но требуется также параллельно передать необработанный гитарный сигнал на пульт, например для записи и последующего реампинга. И вот тут на помощь приходит директ-бокс (ди-бокс или di-box). Основная функция этого устройства – преобразование несимметричного сигнала звуковой частоты в симметричный.
Разъемы XLR для передачи звукового сигнала по симметричному (балансному) каналу
Для справки: симметричный (balanced) метод передачи звукового сигнала позволяет избавиться от значительной части помех благодаря использованию в кабеле дополнительного проводника. Если в несимметричном кабеле применяются только два проводника: сигнальный и земляной, то в симметричном их 3: прямой, инверсный и земляной. Благодаря тому, что полезный сигнал одинакового уровня передается по прямому и инверсному проводникам в противофазе, электромагнитные помехи в приемнике балансного сигнала (это может быть трансформатор, либо полупроводниковое устройство) просто взаимно вычитаются.
Коммутация может быть реализована так: через симметричный кабель (в том числе в составе мультикора) к мишерному пульту подключается директ-бокс. А уже к директбоксу кабелем длиной до нескольких метров подключается электрогитара, бас-гитара, либо другой электромузыкальный инструмент, не имеющий симметричного выхода.
Директ-бокс для записи гитары
Второе свойство этого устройства – способность согласовывать электромузыкальные инструменты и устройства обработки звукового сигнала с различным сопротивлением. Что это означает на практике? Если вам нужно подключить электрогитару к звуковой карте, на которой, помимо микрофонного входа, имеется только линейный вход, при подключении к этому линейному входу вы получите недостоверную передачу звукового сигнала. Выражаться это может, например, в падении уровня низких частот. Если звуковая карта оборудована дополнительно специальным «инструментальным» входом высокого сопротивления – то проблем нет, подключайтесь и записывайтесь. Но если, всё же, такого входа нет? В этом случае можно воспользоваться директ-боксом, подключив его к симметричному микрофонному входу. Гитара, соответственно подключается к директ-боксу через несимметричный вход. Проблема устранена: ди-бокс согласовывает устройства с различным сопротивлением. Зачастую при этом требуется уменьшить уровень сигнала от электрогитары. Это делается при помощи переключателя аттенюатора, которым обязательно должен быть оснащён ди-бокс для применения в подобной ситуации.
По какой-то причине некоторые гитаристы решили, что директ-бокс – просто обязательный элемент, используемый между гитарой и звуковой картой при записи звука напрямую, без гитарного усилителя или гитарного процессора. Но это не так. Если звуковая карта оборудована инструментальным входом, и расстояние от источника звукового сигнала до звуковой карты – всего несколько метров, нет никакой необходимости в применении di-box.
Виды ди-боксов
Сегодня директ-боксы выпускаются под самыми разными брендами в различных ценовых категориях. Но разделить их можно, прежде всего, на 2 вида: пассивные и активные
Пассивные директ-боксы
В основе конструкции такого устройства – трансформатор. Пассивные ди-боксы не требуют питания. Считается, что они отличаются лучшей перегрузочной способностью по сравнению с активными моделями. Также принято считать, что пассивные ди-боксы не очень подходят для работы с источниками слабого звукового сигнала. Можно ли таковым источником считать электрогитару? Не всегда. Современные звукосниматели позволяют получать сигнал вполне достаточного уровня для нормальной работы с пассивным di-box. Но возможны и исключения, например, работа на крупных концертных площадках, где используемый симметричный кабель может быть достаточно длинным, что предполагает заметное падение уровня сигнала при передаче.
Пассивный ди-бокс DBX: вид со стороны симметричного (балансного) разъёма
Пассивный ди-бокс DBX: вид со стороны несимметричных (небалансных) разъёмов
Активные директ-боксы
Активные ди-боксы, являются, по сути, еще и предусилителями. Эти устройства питаются от батареи, либо фантомного питания. Соответственно, при работе с источниками слабого сигнала звуковой частоты такие di-box – отличный вариант. Впрочем, использование активных дибоксов с источниками относительно мощного сигнала также вполне возможно. При записи гитарного di-сигнала через относительно недорогой активный директ-бокс с целью последующего реампинга будьте готовы к тому, что при сильном «перегрузе» гитарного усилителя вы услышите в динамике ярко выраженное шипение. Такое возможно из-за применения недорогой элементной базы, и, соответственно, невысокого отношения сигнал/шум в активных di-box нижнего ценового диапазона.
Активный директ-бокс для гитары и других инструментов Radial J48
Дополнительные функции
Помимо упомянутого выше аттенюатора (англ. Pad), позволяющего ослаблять сигнал при необходимости, в ди-боксе могут быть предусмотрены следующие функции:
Тhru – дополнительный выход, позволяющий подключать гитару к усилителю через несимметричный канал одновременно с подключением к другому устройству (микшерному пульту, звуковой карте) через симметричный канал.
Polarity Invert – функция позволяет изменять фазу сигнала на противоположную.
Ground-lift – переключатель, позволяющий отключить «землю» прибора от «земли» сигнала. На практике это может помочь избавиться от гула, который слышен в динамиках из-за возникновения так называемой «земляной петли».
Filter – как правило, так обозначается фильтр высоких частот, позволяющий, при включении, ослабить НЧ-составляющую сигнала.
На этом, пожалуй, можно заканчивать. Надеемся, теперь у вас не осталось вопросов по поводу того, что такое директ-бокс для гитары, и когда он нужен.
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
-
(желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
- DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
- VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
-
— эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
- Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP; и полезных вещей от NI Kontakt;
- Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS.
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
- 4 Гб ОЗУ (рекомендуется 8 Гб)
- Двухъядерный процессор с минимальной частотой 1.5 ГГц (рекомендуется 2.0 ГГц)
- 500 Мб на диске
Пошаговая инструкция:
- Загрузить DAW (например, Reaper) и зайти в настройки девайса для записи, сменив драйвер на ASIO4ALL.
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
- Гитара звучит тускло, невыразительно, с завалом баса и высоких частот;
- Съедается атака по струнам, риффы звучат ватно;
- Задержки при игре мешают исполнять быстрые партии;
- Гитара с мощными датчиками звучит сразу с овердрайвом из-за клиппинга;
- В сигнале присутствуют хрипы, скрипы, гудение, писк, различные наводки, а порой сквозь лирические переборы пробивается радио «Маяк».
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
- Инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением не менее 1 Мом. Это нужно, чтобы мощные гитарные датчики не перегружали преамп.
- Кнопку Pad, уменьшающую уровень входного сигнала на 20 Дб. Необходимая вещь для любителей бить по струнам со всей силы.
- Драйвера с поддержкой ASIO 2.0, чтобы можно было выставить минимальный уровень буфера и играть без задержек.
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
- Многие современные гитарные процессоры, например, Line 6 серии Pod HD, Helix и GO, Kemper Profiler, Axe FX, Boss GT-1000 и другие, можно использовать как аудиоинтерфейс. Они подключаются по USB и позволяют записывать аудио в высоком разрешении, на них можно заниматься сведением, так что необходимость в отдельной аудиокарте отпадает.
- Некоторые микшеры поддерживают ASIO, позволяют подключить их к ПК и использовать в качестве аудиоинтерфейса, например, Peavey PV 6 BT.
- Симуляторы кабинета — отдельная категория гитарных приборов, многие из которых имеют ЦАП\АЦП на борту, к примеру, Two Notes Torpedo C.A.B., AMT Pangea и другие.
- Наконец, аудиоинтерфейс можно найти даже в современных комбиках (Boss Katana) и ламповых усилителях (Peavey 6505 MH).
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.
Читайте также: