Назначение частей компьютера 4 класс
Конспект урока информатики во 2 (4) классе по теме: «Устройство компьютера».
Материалы могут быть использованы как во 2 классе, так и в 3-5 классах, в зависимости от программы изучения предмета. Предназначены для знакомства обучающихся с основным инструментом обработки информации – компьютером. Закрепление изученного материала проведено в форме простого теста-исследования.
Наглядность при изучении темы «Устройство компьютера», позволяет плавно вводить понятия по темам «Ввод информации», «Носители информации». Иллюстрации теста позволят систематизировать полученные знания в форме схем. Тест-исследование позволяет самостоятельно открывать новое и по-новому представлять, классифицировать вводимые понятия. Таким образом, сложная терминология в наглядной форме формирует личностный опыт каждого ребенка, развивая как учебно-познавательную, так и исследовательскую компетенции ребенка.
Тип урока: комбинированный.
Обозначения, принятые в статье
Рефлексия, вопросы для размышления |
Цели: Формирование представления об устройстве персонального компьютера, компетенции по элементам учебно-познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- учебная – формирование представления об устройстве компьютера, теоретических основ по базовой конфигурации компьютера и периферийных устройств, компетенции по элементам учебно-познавательной и исследовательской деятельности;
- развивающая – развитие внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры;
- воспитательная – способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Оборудование и программное обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер c установленным приложением пакета Microsoft Office- Microsoft PowerPoint2010, Проигрыватель Windows Media, динамики, приложения:
- Презентация1.pptx
- Приложение1.mp3
- Презентация2.ppsm
- Приложение2.pptx
- Приложение3.docx
- Приложение4.pptx
План урока:
- Организационный момент.
- Активизация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
Запуск приложения Презентация 1
(слайд 1)
Учитель: Вы узнали этого персонажа?
Действительно, Маша пошла в 1 класс.
Кто еще является главным героем этого мультфильма?
Мишка решил сделать ей подарок. Он решил подарить необходимое устройство для обучения – компьютер.
(слайд 2)
Как Вы думаете, почему Маша получила столько коробок? Мишка так расщедрился и решил подарить Маше не один, а несколько компьютеров? |
Учитель: Ребята, давайте мы с Вами поможем Маше разобраться с подарком.
Как Вы думаете, что нам необходимо знать (изучить) сегодня на уроке для того, чтобы помочь Маше?
(слайд 3)
- Из каких элементов состоит компьютер?
- Как работают и какие функции выполняют его элементы?
III. Закрепление.
Тест- исследование.
1. Подготовка.
Обучающие разбиваются на группы или пары в зависимости от уровня готовности для работы на компьютерах.
- Каждый обучающийся получает раздаточные материалы из приложения Приложение 2
- Внутри пары (группы) задания могут быть распределены для каждого участника.
На машинах обучающихся открыть приложение Презентация 2
2. Правила работы с приложением.
(слайд 25)
Навигация.
- Необходимые материалы для заполнения Схемы 1, размещены в Задание №1.
- Необходимые материалы для заполнения Схемы 2, размещены в Заданиях №2-5.
- Дополнительное Задание №6- для обучающихся, которые справились с заданиями № 1-5( раздается после заполнения предыдущих материалов).
ВАЖНО! Для удобства при демонстрации навигации программы учителю на своем компьютере необходимо запустить приложение Презентация 2
Навигация меню.
(слайд 2)
- Для выбора любого из заданий на странице Вам достаточно кликнуть мышью по цифре, соответствующей номеру задания, в левом поле каждой страницы. Например, для Задания №1 выберите , либо нажмите кнопку на странице главного меню.
- Для перехода в главное меню на всех страницах есть специальная кнопка- .
Навигация страницы задания.
Например, рассмотрим слайд №4
(слайд 4)
«Основные устройства». Следовательно, будем выбирать основные устройства компьютера и заполнять первую часть Схемы 1.
- Для выбора любого устройства выполните клик мышью по выбранному элементу.
- Для возврата к заданию выполните клик по кнопке .
Правила выбора:
Если выбор сделан верно, то объект будет отображен на фоне желтого цвета, иначе объект будет отображен на фоне красного цвета.
- После выполнения каждого задания выбираем задание со следующим номером.
ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.
3. Выполнение работы.
Возможно выполнение Задания 1 совместно с учителем.
Учитель: Мы узнали, из каких элементов состоит персональный компьютер. Давайте вместе попробуем разбить комплектующие компьютеры на группы и представить наши знания в виде схем. Давайте попробуем заполнить эти схемы. Для этого мы с вами проведем небольшое исследование. В этом нам поможет программа, установленная на ваших машинах.
Задание 1.
(слайд 4)
Обучающиеся исследуют предложенные материалы, и верные ответы заносят в свои схемы, выполняя классификацию элементов компьютера по группам основные и дополнительные устройства.
По окончании выбора в каждом задании предусмотрен контроль, который становится доступным при нажатие на кнопку .
Правильность выполнения Задания 1 можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. ( см. Слайд 2).
ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.
Далее обучающиеся выбирают, исследуя предложенные материалы Дополнительных устройств компьютера, и выполняют работу без в парах (группах) без помощи учителя. Учитель лишь координирует работу пар(групп).
Задание 2.
(слайд 12)
Обучающиеся исследуют предложенные материалы, и верные ответы заносят в Схему 2, выполняя классификацию элементов компьютера по группам: устройства обработки информации, устройства хранения информации, устройства для ввода информации, устройство для вывода информации.
По окончании выбора в каждом задании предусмотрен контроль, который становится доступным при нажатие на кнопку .
Правильность выполнения Задания 2 можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. (см. Слайд 2).
ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.
Учитель координирует работу пар(групп).
4. Подведение итогов работы.
Обучающиеся проводят презентацию своих результатов исследования и их защиту, демонстрируют составленные схемы. Сравнивают свои предположения с контрольными таблицами (Слайд 45-46)
Задание 3.
(слайд 44)
При достаточном количестве времени выполняется в классе, либо переходи как задание на дом. Задания выполняются в раздаточном материале. Контроль выполнения можно осуществить на следующем уроке.
(слайд 47)
IV. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как можно классифицировать (на какие группы можно разделить) элементы компьютера?
- Какие действия выполняет компьютер с информацией?
V. Рефлексия.
Рефлексию можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. (см. Слайд 2).
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Компьютер как система"
Согласитесь, ребята, что компьютер – это вещь хорошая и полезная, если им пользоваться в меру, конечно. Я знаю некоторых мальчиков и девочек, которые сидят аж по несколько часов, не отрываясь от монитора. Так делать нельзя. Я думаю, вы это помните. Ведь мы уже изучали с вами и как нужно правильно сидеть за компьютером, и как часто нужно делать перерывы – каждые пять минут.
И упражнения разные тоже рассматривали.
Ну а сегодня давайте вспомним, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем ему нужны компьютерные программы и какими они бывают.
Компьютер – это электронное устройство, созданное руками человека. У компьютера много разных функций, то есть он может удовлетворять разные информационные потребности человека. Ведь человеку необходимы сведения о том, что происходит сейчас в окружающем его мире. Эти сведения могут пригодиться ему для принятия решений и совершения каких-либо действий. Мы можем смело утверждать, что компьютер – это искусственный источник информации.
Компьютер предназначен для получения, обработки, хранения и передачи данных.
Но сначала данные нужно ввести в память компьютера. А уж только после этого
их можно хранить, обрабатывать, выводить на экран или распечатывать на бумаге.
Для ввода, вывода, хранения и обработки данных существуют специальные устройства.
К устройствам ввода данных относятся: клавиатура, микрофон, сканер.
К устройствам хранения данных относятся: внутренняя и внешняя память.
Процессор относится к устройствам обработки данных.
Монитор, принтер, колонки, наушники – это устройства вывода.
Ну а компьютерная мышь позволяет управлять экранными объектами.
Одни устройства мы видим: вот монитор, клавиатура, это мышь, это колонки, сканер, принтер, микрофон с наушниками. Другие устройства нам не видны, так как они расположены внутри системного блока. Например, внутренняя память и процессор.
Но если системный блок разобрать, то и память, и процессор увидеть можно. Но делать этого не стоит. Разбирать системный блок должен специалист и только при необходимости.
Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.
Есть устройства, которые можно подключать к компьютеру при необходимости. Они расширяют его возможности. Например, принтер выводит на печать различные изображения и тексты. А сканер позволяет вводить в память компьютера рисунки, числа и тексты. Ещё дополнительными и вспомогательными устройствами могут быть звуковые колонки, микрофон, веб-камера и другие устройства.
Ребята, посмотрите на наш стол. Как вы думаете, можно ли это назвать компьютером? Нет. В данный момент это просто отдельные устройства, которые стоят рядом друг с другом на столе. Компьютер – это взаимосвязанные между собой устройства, то есть подсоединённые друг к другу с помощью проводной или беспроводной связи. Каждое устройство выполняет свою функцию. Но все устройства вместе составляют целое. Поэтому компьютер – это система.
Ведь системой называется целое, которое состоит из частей, связанных друг с другом.
Если у системы убрать какую-нибудь часть, то она уже не сможет выполнять своё назначение.
Да-а-а, в данном случае у нас точно не получится ни почитать, ни посмотреть.
В принципе, любое техническое устройство представляет собой систему из взаимосвязанных частей (деталей). Будь то самолёт, велосипед, пылесос. Каждая деталь в любом техническом устройстве выполняет своё назначение. Например, руль в велосипеде изменяет направление движения. Шасси самолёта обеспечивают его стоянку и передвижение по аэродрому.
Запомните, ребята, что компьютер – это система, где каждое устройство выполняет свою функцию. И все устройства важны.
Все процессы, связанные с обработкой данных в компьютере, были бы невозможны без программ. Программа – это не устройство, как процессор, клавиатура. Программа представляет собой набор команд, которые написаны на специальном языке – языке программирования. Программы называют программным обеспечением компьютера.
Без них невозможно было бы даже фильм посмотреть.
Программа – это совокупность команд-инструкций на языке программирования, описывающих порядок действий с данными.
В памяти компьютера находятся разные программы, ведь как мы помним, данные бывают разные: текстовые, графические, числовые и звуковые.
Компьютерные программы делятся на: системные, инструментальные и прикладные.
Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.
Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.
Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создания рисунков, текстов, таблиц и так далее.
Для создания текстов и дальнейшей работы с ними предназначены текстовые редакторы.
С помощью графических редакторов создаются и обрабатываются графические объекты.
Музыкальные произведения можно создавать и обрабатывать с помощью музыкальных редакторов.
Числовые данные обрабатывают электронные таблицы и программный калькулятор.
А создают такие компьютерные программы, конечно, люди.
Ну вот, ребята, на сегодня и всё. Осталось выделить главные моменты из нашего урока.
Компьютер выполняет различные действия с данными: ввод, вывод, обработку, хранение.
Компьютер – это система, так как он состоит из взаимосвязанных устройств.
Основными устройствами компьютера являются: процессор, память, монитор, клавиатура и мышь.
Код ОГЭ: 1.4.1. Основные компоненты компьютера и их функции.
Компьютер — это электронное устройство для программной обработки информации.
Архитектура компьютера описывает его организацию и принципы функционирования его структурных элементов. Она включает в себя основные устройства компьютера и структуру связей между ними. Состав ПК еще называют конфигурацией.
Базовая конфигурация — минимальный состав компьютера, достаточный для начала работы с компьютером. В базовую конфигурацию обычно входят системный блок, монитор (дисплей) и клавиатура.
Системный (базовый) блок — это основной узел компьютерной системы; он содержит наиболее важные компоненты, осуществляющие обработку данных. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, — внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода, обмена и длительного хранения данных, называют периферийными.
Монитор (дисплей) компьютера предназначен для отображения информации, передаваемой в виде сигналов от видеоконтроллера (видеокарты).
Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации в виде алфавитно-цифровых символьных данных.
Системный блок содержит материнскую плату, накопители на магнитных и лазерных дисках, блок питания с вентилятором. В системном блоке также могут быть установлены звуковая карта, видеокарта и др.
Материнская (системная) плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой располагаются все необходимые компоненты для работы компьютера. Она обеспечивает обмен информацией между устройствами с помощью различных шин. На ней расположены разъемы (слоты) для подключения разных устройств: процессора, модулей памяти, адаптеров и контроллеров, соединенных системной шиной. Материнская плата осуществляет основные функции по объединению этих компонентов компьютера в согласованно работающее устройство.
Процессор (центральный процессор, ЦП) выполняет все действия по обработке информации и управляет работой компьютера. Производительность процессора зависит от его частоты и разрядности. Тактовая частота — количество операций, которые процессор производит за секунду. Она измеряется в мегагерцах (МГц) и гигагерцах (ГГц): 1 МГц означает выполнение 10 6 (миллион) операций за секунду, 1 ГГц — 10 9 (миллиард) операций за секунду. Разрядность — длина двоичного кода, который процессор может обработать или передать целиком одновременно. Современные ПК обычно оснащены 32– или 64–разрядными процессорами; существуют процессоры с разрядностью 128 бит. Современные процессоры — многоядерные, они содержат несколько (до 32) процессорных ядер в одном корпусе. Однако частота процессора намного важнее количества ядер. Так что одноядерный процессор с 3,6 ГГц лучше 4 ядерного процессора с 1,5 ГГц.
Основная память компьютера состоит из оперативной памяти (ОП, ОЗУ, оперативного запоминающего устройства) и постоянной памяти (ПП, ПЗУ, постоянного запоминающего устройства). Оперативная память — это набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен (после его выключения содержимое ОЗУ теряется). В ней сохраняются команды и промежуточные результаты, с которыми компьютер работает в данный момент. Постоянная память — это микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе когда компьютер выключен. Она сохраняет постоянную информацию, которая записывается лишь один раз в заводских условиях и не может быть изменена пользователем. Самой важной характеристикой памяти является ее объем. Современным программам, например, требуется оперативная память объемом 128, 256 Мбайт и больше.
Обмен данными между отдельными элементами компьютера осуществляется через системную шину (магистраль). Шина — это кабель, состоящий из множества проводников. Обычно шина управляется специальной программой — драйвером.
Внешние устройства (клавиатура, монитор, дисководы, мышь и др.) подсоединяются к системной шине через адаптеры и контроллеры, которые обеспечивают функционирование этих устройств.
Устройства внешней памяти называются накопителями. Они предназначены для длительного сохранения информации. К ним относятся накопители на жестких, гибких и оптических дисках, флеш–память и др. Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД, HDD — Hard Disk Drive, он же «винчестер») — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ практически всех современных компьютеров. Одна из основных характеристик жесткого диска — емкость (количество данных, которые могут храниться накопителем; для современных устройств достигает нескольких терабайт). Гибкие магнитные диски были вытеснены компакт–дисками (оптическими дисками) и DVD, а затем — флеш-памятью (твердотельными носителями данных), которые имеют значительно большую емкость и надежность. В настоящее время существуют не только внутренние, но и внешние дисководы, имеющие удобное подключение к настольному ПК, ноутбуку, нетбуку.
Звуковая карта (звуковая плата) — это плата, которая позволяет работать на компьютере со звуком.
Видеокарта (графическая плата, видеоадаптер) — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.
Периферийные устройства
Периферийные устройства — устройства для ввода или вывода информации: принтеры, клавиатуры, мыши, сканеры и т. д. Подсоединение их к компьютеру производится через специальные разъемы — порты ввода/вывода. По способу передачи информации различают последовательные (информация передается последовательно) и параллельные (несколько битов информации передается одновременно) порты. В настоящее время они вытесняются шиной USB и беспроводными технологиями передачи информации.
Устройства ввода информации
Клавиатура. Сегодня существует огромное количество различных клавиатур: мультимедийные и веб–клавиатуры, эргономичные и игровые, беспроводные и гибкие, виртуальные лазерные и др. По методу подключения к системному блоку различают проводные (все чаще подключаемые с помощью USB) и беспроводные клавиатуры.
Мышь — устройство управления манипуляторного типа. По сути, это датчик координат, определяющих положение указателя на экране. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Комбинация монитора и мыши обеспечивает наиболее современный тип интерфейса пользователя — графический. С помощью мыши пользователь изменяет свойства графических объектов и приводит в действие элементы управления компьютером.
Существуют мыши мало распространенного механического (шарикового) типа и современные — оптического типа, а также беспроводные мыши. В шариковой мыши ее движение передается в компьютер благодаря встроенному металлическому шарику, покрытому резиной, который вращается при перемещении мыши. В оптической — датчик улавливает свет, излучаемый встроенным диодом и отражаемый от поверхности стола. В лазерных мышах вместо диода установлен лазер, благодаря чему свет почти не рассеивается и достигается большая точность. Беспроводные мыши используют радиосвязь или инфракрасный порт.
Трекбол — встроенный в клавиатуру или мышь шарик, вращение которого вызывает перемещение курсора (по сути, это «перевернутая» шариковая мышь).
Сенсорная панель (тачпад) — сенсорная пластина, реагирующая на движение пальца пользователя по поверхности. Удар пальцем по поверхности тачпада воспринимается как нажатие кнопки.
Трекпойнт — специальная гибкая клавиша на клавиатуре, прогиб которой в нужном направлении перемещает курсор на экране дисплея.
Графический планшет — используется для рисования, а также для ввода рукописного текста с помощью специальной ручки.
Джойстик — рукоять с кнопкой. При вращении рукояти перемещается курсор на экране.
Сканер — устройство для переноса печатного текста и графических изображений (схем, рисунков, графиков, фотографий и др.) с бумаги в компьютер. Считывающая головка сканера равномерно движется над изображением, а специальное устройство преобразует его в цифровые коды.
Цифровая фотокамера — устройство для ввода фотоснимков в память компьютера.
Звуковая карта и микрофон — устройство для ввода звуковой информации.
Устройства вывода информации
Монитор. Основным компонентом мониторов обычно является матрица жидкокристаллических (ЖК) элементов, реже — электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Перспективными моделями считаются плазменные, проекционные и OLED–мониторы (в основе которых — органические светоизлучающие диоды).
Монитор подключается к компьютеру через устройство сопряжения — видеоадаптер. Основные параметры мониторов:
Плоттер (графопостроитель) — устройство печати сложных графических изображений — чертежей, схем, графиков, карт, диаграмм;
Акустические колонки и наушники — устройство для прослушивания звука.
Обобщение сведений о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств.
Знакомство с классификацией компьютерных программ.
Развитие любознательности ребенка, формирование информационной культуры.
Привитие навыков управления компьютером.
познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;
добиться понимания всеми учащимися назначении устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: выводом, обработкой, хранением, выводом;
познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере;
знать состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, хранения, обработки данных);
знать основные виды компьютерных программ для обработки данных;
уметь работать в обучающей программе «Клавиатурный тренажер»;
знать основные правила техники безопасной работы с компьютером.
Примерный план урока:
Организационный момент. Минута релаксации.
Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении.
Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии с действиями с информацией.
Мультимедийная презентация «Устройство компьютера». Правила техники безопасности (параллельно).
Обобщение и подведение итогов.
1. Организационный момент.
Приветствие. Введение в тему урока.
Мотивация учащихся.
- Для чего нужен компьютер?
- Может компьютер самостоятельно принимать решения, а не выполнять команды, которые мы ему даем?
- Что значит редактировать и форматировать текст?
Всему этому вы научитесь сегодня на уроке, а именно:
вспомните состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
узнаете назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, хранения, обработки данных);
познакомитесь с основными видами компьютерных программ для обработки данных;
выучите основной ряд клавиатуры;
вспомните основные правила техники безопасной работы с компьютером.
2. Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении.
- Что такое компьютер?
- Для чего нужен компьютер?
3. Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии действий с информацией.
- Из каких частей состоит компьютер?
- Давайте вспомним определение компьютера. Откройте стр. 37 учебника и прочитайте определение.
- Опираясь на основную функцию компьютера - ввода, вывода, обработки и хранения информации предусмотрены специальные устройства:
Устройства ввода – клавиатура, микрофон, сканер.
Устройства хранения данных – внешняя и внутренняя память.
Устройство обработки данных – процессор.
Устройство вывода – монитор, принтер, колонки, наушники.
Манипулятор для управления экранными объектами – мышь.
4. Мультимедийная презентация «Устройство компьютера».
Техника безопасности.
- Какие правила техники безопасности при работе с данными устройствами вы знаете?
Физкультурная минутка «Упражнения для глаз».
5. Компьютерные программы.
- Может ли компьютер самостоятельно принимать решения? (Нет, он выполняет команды, которые дает человек.)
Для обработки данных существуют разные компьютерные программы, которые создают люди.
Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.
Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.
Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создание текстов, рисунков, таблиц и т.д.Например текстовый редактор, графический редактор.
7. Закрепление материала.
1) Выполнить на интерактивной доске задания (см. Приложение 3).
2) Отгадать термины, о которых говорится в стихотворении.
Физкультурная минутка.
Мы по клавишам стучали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять стучать начнем.
7. Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер (используем обучающие программы СD-диска «Мир информатики»).
Читайте также: