Куда поставить колонки от компьютера
Многие пользователи активных акустических систем задаются вопросом: стоит ли менять кабели на колонках для улучшения звука? Отвечаем: если АС относятся к классу мультимедиа, то штатного «шнурка» вполне достаточно. Для улучшения качества звука лучше оптимизировать установку колонок на столе (об этом ниже), позаботиться об акустике помещения и качественной звуковой карте. Всё это способно оказать на звук огромное влияние. В отличие от кабеля.
Владельцы высококлассных активных АС (студийных мониторов) также часто интересуются, какой кабель приобрести. Вопрос этот уже не праздный, потому что в комплекте с мониторами обычно никаких проводов, кроме сетевых, не прилагается. Поэтому есть два пути: идти в магазин бытовой аппаратуры Hi-Fi за красивыми толстыми и очень дорогими кабелями либо в магазин профессиональной аудиотехники. Мы советуем второе. И дело даже не в том, что в случае «профессиональных» кабелей покупатель не переплачивает за понты (имидж производителя, упаковку, рекламу, дизайн, позолоту разъёмов, сладкие речи консультантов). Просто оборудование класса professional изначально рассчитано на работу с недорогой проводкой, которая совершенно не ухудшает её характеристик, если, разумеется, эта проводка сделана по правилам и из соответствующих материалов. Для коммутации аудиооборудования и звуковой карты (или микшерного пульта) с колонками могут быть использованы «профессиональные» кабели двух типов: «инструментальные» и «микрофонные». В первом случае конструкция провода коаксиальная: сигнальная жила в экране. Во втором – две жилы, переплетённые косичкой, в общем экране.
«Инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)
Звук на ПК: «инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)
Кабели первого типа применяются для небалансного подключения при помощи коннекторов RCA («тюльпаны») или моно-jack. Кабели второго типа используются для балансного подключения. Они же служат для передачи низкоамплитудного сигнала от микрофонов до предусилителей, ими же выполняется коммутация всего аудиооборудования в студиях звукозаписи. Средняя цена метра хорошего «инструментального» или «микрофонного» кабеля составляет $1-2, разъёмы продают в среднем по $2-6 за штуку, в зависимости от их типа и качества. И если «профессиональный» кабель спаян правильно, то по своим характеристикам он будет превосходить хай-файный, несмотря на существенно меньшую стоимость. Из известных компаний – производителей кабелей и разъёмов для студийной коммутации можно вспомнить японскую Canare, немецкую Cordial и итальянскую Proel.
Балансное или небалансное подключение?
Если речь идёт о коммутации звуковой карты и колонок, то тип подключения – с точки зрения влияния на качество звука – значения не имеет. Тем более в мультимедиасистемах возможно только небалансное подключение. Пользователям же студийных мониторов, в которых предусмотрены оба варианта, советуем не заморачиваться на типе коммутации. При длине кабеля 1-2 метра разницу между «балансом» и «небалансом» вы, скорее всего, не заметите. Но если у вас много различного оборудования в помещении, если длина кабелей предполагается более значительная, чем 2 метра, то балансное подключение предпочтительнее, поскольку практически не восприимчиво к внешним электромагнитным помехам. Как это происходит: в выходном каскаде аппарата (звуковой карты, микшерного пульта и так далее) сигнал разделяется на две «копии», только одна из них остается как есть (в фазе), другая инвертируется в противофазе. Обе «копии» синхронно передаются по «микрофонному» кабелю: одна «копия» в каждой сигнальной жиле. После попадания в другой аппарат (мониторы, например) одна из «копий» сигнала снова инвертируется и сигнал суммируется. Поскольку после смены фазы одной из «копий» и суммирования попавшие одновременно на оба сигнальных кабеля наводки получаются в противофазе, они взаимовычитаются, то есть самоустраняются. Благодаря таким свойствам балансного подключения его крайне желательно использовать в тракте записи (сигнал от микшерного пульта до звуковой карты, от микрофона до микшера) – это сведёт к минимуму помехи и шумы. В воспроизводящем же тракте применение «баланса» необязательно.
Расстановка акустических систем
Акустика 2.0 (стереоколонки)
Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (
160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (
15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.
Акустика 2.1 (трифоник)
Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.
Акустика многоканальная
На схеме ниже приведена идеальная расстановка АС вокруг слушателя. Центральная и фронтальные колонки должны быть, по идее, на одном горизонтальном уровне, который, в свою очередь, должен находиться на высоте головы слушателя. Тыловые колонки следует располагать чуть выше головы. Их можно повесить на противоположную стену (если позволяет геометрия комнаты) или установить на подставках. Сабвуфер размещается по принципу, описанному в предыдущем фрагменте про акустику 2.1. Если озвучивать предполагается одно рабочее место, то в многоканальной системе можно запросто обойтись без центрального спикера, выставив в настройках режим 4.1. Причина: обычно редко кому удаётся правильно установить «центр». Под монитор – слишком низко, плюс будет сильный «эффект стола». На монитор – высоковато. А вреда от неправильно установленной АС центрального канала будет больше, чем от её отсутствия вообще.
Звучание интерьерной акустики определяется не только качеством колонок, но еще и их корректным расположением в помещении. Расстановка «на авось» может нивелировать преимущества самой дорогой аппаратуры, а правильное размещение – выжать максимум даже из бюджетной системы.
Любая комната работает как резонатор: стены, потолок, пол и предметы интерьера задают определенные частоты колебаний, звуковые волны пересекаются и отражаются от поверхностей, звучание искажается. Полностью избавиться от резонанса невозможно, остается только минимизировать его влияние при помощи правильной расстановки колонок.
Расположение колонок 2.0
В идеале звуковая волна должна дойти до слушателя, прежде чем она отразится от поверхностей или предметов. Для этого колонки устанавливают на короткой стороне помещения и поворачивают к слушателю под углом примерно 30 градусов. Но если комната значительно вытянута, громкоговорители лучше расположить вдоль длинной стены. Это позволит избежать излишнего подчеркивания басов, появления звона и грохота при воспроизведении музыки.
При установке важна не только физическая, но и акустическая симметрия. Например, если на левой стене есть окно, а на правой – полки с книгами, частотный баланс аудиоканалов будет нарушен. Ситуацию исправят плотные шторы.
Высокочастотный динамик располагают на уровне глаз сидящего человека, если это невозможно – чуть выше. На такое положение ориентируется большинство производителей. Отклонение от этой схемы чревато искажением амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), особенно это заметно на высоких частотах.
Для акустики с задним расположением фазоинвертора оптимальное расстояние от стены составляет 20-40 см, точная цифра устанавливается опытным путем. Более близкое расположение негативно сказывается на звучании: низкочастотные волны намного сильнее отражаются от стен, басы становятся более навязчивыми и «бубнящими».
Зона прослушивания
Сабвуферы систем 2.1 устанавливают в том же направлении, что и колонки. Хотя при правильной настройке их местоположение роли не играет, чаще всего сабвуферы находятся в передней части комнаты.
Как расставить акустическую систему 5.1
Передние колонки, сабвуфер и зону прослушивания располагают по той же схеме, что в системах 2.0 и 2.1. Для остальной аппаратуры действуют следующие правила:
● Центральная колонка находится над или под телевизором. При этом высокочастотный динамик располагается на уровне ушей слушателя. Если не удается добиться такого положения, оборудование следует наклонить в нужном направлении.
Как правило, акустические системы (АС) ставят на специальные полки, стойки или прямо на пол в случае с крупными напольными системами. Для достижения хорошего звукового эффекта тыловые и фронтальные колонки должны располагаться в одной плоскости. Оптимальная высота составляет от 0,5 до 1,5 метров. Расстояние от каждого громкоговорителя до головы слушателя должно быть примерно одинаковым.
Важно:
Не рекомендуется размещать колонки в углах комнаты, хотя это и кажется самым удобным решением. При такой расстановке проявляются значительные фазовые искажения (эхо) и сильные стоячие волны. Пространство между элементами АС должно быть пустым.
Как быть, если не получается расставить АС по схеме
Многие производители дают рекомендации по расстановке элементов акустической системы, но в стесненных условиях квартир не всегда удается следовать предложенным схемам. Особое внимание стоит уделить расположению передней и фронтальных колонок, а с тыловыми можно поэкспериментировать. На практике бывает достаточно поиграть настройками баланса, немного изменить расположение громкоговорителей, добавить текстиля в интерьер. Проверяя звучание акустической системы, лучше стоять к ней спиной.
Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.
1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.
2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.
3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.
4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.
5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).
6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.
7. Снимаем грили
Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.
8. Развязываем колонки от пола
Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.
9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.
10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.
Установлены ли ваши звуковые колонки для компьютера так, чтобы звучать на свои деньги? Вопрос актуален не только для обладателей шикарных B&W, но и для тех, кто раскошелился на пару шестиканальных активных «полочников» с логотипом Sven. По уровню исполнения и особенностям звучания некоторые из этих «середнячков» вполне способны вписаться в нижнюю границу Hi-Fi, и отличаются той же капризностью по части места расположения, что и модели с куда более солидными габаритами и ценниками.
Для получения качественного звука необходимо осуществить грамотное размещение акустики, а значит, вам придется слегка попотеть над их «пропиской» в комнате, но не волнуйтесь, муки себя окупят.
Внимательно прочитав наш совет, вы, возможно, проникнитесь уважением к своим старым колонкам и откажетесь от идеи покупки чего-нибудь более дорогого и более престижного или же модного.
Немного теории
Что дает правильное размещение акустики и почему качество звучания ваших звуковых колонок для компьютера так зависит от условий их размещения?
Все дело в физических законах распространения звуковых колебаний. Законы таковы, что звук от динамиков распространяется во все стороны сразу: если вы считаете, что ваши колонки стараются исключительно ради вас и ваших ушей, то вы заблуждаетесь — звуковые колонки для компьютера подвергают всю вашу комнату акустической «ковровой бомбардировке».
почему отраженный звук вызывает искажения? Дело в том, что он исходит от динамика под углом по отношению к его оси и с самого начала имеет заведомо ухудшенное качество (примерно так же ухудшается качество изображения ЖК-телевизора при его просмотре под углом к экрану).
Как показывают измерения, отраженный сигнал сильнее всего искажает звучание баса, загрязняя низкие частоты в районе от 30 до 300 Гц крайне неприятным для слуха гулом. «Середка» страдает в несколько меньшей степени, «верх» остается нетронутым вовсе, так что если все, что вас интересует — это правильное «цыканье» тарелочек, остаток текста можете не читать. Ставьте звуковые колонки для компьютера где и как угодно, главное — «лицом» к себе, и счастье будет вам обеспечено.
Если же вам важен не только «верх», но и все остальное — необходимо правильное размещение акустики, а значит, готовьтесь к серьезной работе. И не надейтесь схалтурить, подправив частотные характеристики эквалайзером: как ни терзай его настройки, разницу между «прямым» и отраженным звуком устранить не удастся — скорее всего, все станет лишь хуже.
Самым простым и надежным решением был бы переезд со своими колонками куда-нибудь в филармонию: гам об устранении отражений уже позаботились архитекторы. Архитекторы же вашего жилища заботились о чем угодно, но только не об этом. Кстати, а каково, оно, ваше жилище? Это тоже имеет немалое значение.
Куда вас деть?
Ваши уши — самый главный компонент вашей стереосистемы, без них она не имеет абсолютно никакого смысла. Как и все компоненты стереосистемы, ваши уши нуждаются в правильном размещении.
Во-первых, они должны располагаться примерно на уровне высокочастотных динамиков. А лучше — немного ниже. Большинство напольных колонок так и устроено — пищалки расположены на уровне головы человека, сидящего в кресле. С «полочниками», естественно, все по-другому. Ставить такие звуковые колонки для компьютера на стол обеденный стеклянный, либо на пол, не стоит ни в коем случае. На полки, вопреки названию, тоже — чрезмерно близкое размещение акустики к стенам может не лучшим образом отразиться на звуке, к тому же мебель, оказавшись под ними, имеет неприятное свойство резонировать. Оптимальный вариант — подставки.
Вернемся, однако, к вам. Выбирая место, где вы будете обычно располагаться при прослушивании музыки, держите в уме несколько моментов.
Во-первых, лучшие шансы услышать глубокий бас у вас будут, если вы разместитесь неподалеку от задней стенки: вблизи стен — самое высокое звуковое давление. Слишком близко к ней, однако, садиться тоже не стоит: отраженные звуковые волны будут бить вас прямо в затылок, портя впечатление от музыки (если уж вы не мыслите себе комфорт без опоры — повесьте за собой ковер: и затылку будет мягче, и ушам приятней).
Во-вторых, расстояние от вас до колонок не должно быть меньше расстояния между самими колонками — это требуется для сохранения целостности музыкального образа.
В-третьих, дистанция между вами и колонками не должна быть слишком большой — чем длиннее путь, который звук поделывает до ваших ушей, тем сильнее он успевает исказиться.
Ну и, в-четвертых, лучше всего находиться на равном удалении от колонок — если только вы не туги на одно ухо.
Займемся дизайном
Осуществили размещение акустики по всем правилам? Мы рады за вас, но открывать шампанское рановато.
Пора приняться за улучшение акустических свойств вашей комнаты. Вы помните, что она отражает звук? С этим определенно надо что-то делать. Предлагаем вам несколько советов, можете пользоваться не всеми из них.
Для начала разберемся с отражениями на средних частотах. Худший вариант — абсолютно голые стены, отражающие звук почти так же, как зеркала — свет. Если вы повесите на стены картины или книжные полки — будет уже неплохо, но лучше — небольшие ковры: они хорошо поглощают акустические колебания на средних частотах.
Не стоит вешать тряпки, где попало: ваша задача — «убить» первые, самые сильные отражения звука колонок от стен. Значит, нужно найти те места, в которых звуковые волны от динамиков преломляются и попадают в вас.
Для того чтобы вычислить эти точки, можете воспользоваться уже нарисованным планом вашей комнаты, повторяя про себя, как молитву, «угол падения равен углу отражения», а можете обойтись и без расчетов.
Для этого усядьтесь в кресло и попросите кого-нибудь медленно перемещать вдоль стены большое зеркало. Когда звуковые колонки для компьютера вы увидите в зеркале, пометьте место крестиком — это и есть то, что вам нужно: звук отражается по тем же законам, что и свет. Вот сюда вы и повесите коврик.
Теперь пройдемся по нижним частотам. Тут дело немного сложнее: ковры не помогут. Придется прибегнуть к помощи крупных панелей, которые под действием мощного баса будут колебаться подобно мембранам, поглощая звуковую энергию. Установка таких панелей — занятие трудозатратное и дорогостоящее.
Слава Богу, есть довольно дешевый и эффективный компромисс: слой гипсокартона на деревянных направляющих (если вы поместите сзади еще и слой пенопласта — будет еще лучше).
всю эту возню, вокруг, низких частот стоит начинать лишь в том случае, если ваши звуковые колонки способны на глубокий и массивный бас: обладатели компактных «полочников» могут этот этап со спокойной душой пропустить.
Теперь остались сущие пустяки: разобраться с вторичными отражениями. Больших сил на всю эту мелочь тратить не стоит. Просто поставьте в углы помещения что-нибудь такое, что встанет на пути звуковых волн и ослабит эхо: этажерку, кресло, статую богини Венеры, в конце концов — просто кадку с фикусом.
Ну вот, осуществив рекомендованное нами размещение акустики, то есть, установив звуковые колонки для компьютера грамотно, можете, наконец, отдохнуть и насладиться «правильной» музыкой.
Читайте также: