Клавиатурное сопрано что это такое
Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы.
Содержание
Разновидности
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей сопранового голоса:
- колоратурное сопрано
- лирико-колоратурное сопрано
- лирическое сопрано
- лирико-драматическое сопрано
- драматическое сопрано
Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако, в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация (См.: en:Fach, en:Soprano).
Классические оперные партии сопрано
-
: Имогена («Сомнабула», «Пират») Норма («Норма») : Микаэла («Кармен») : Ярославна («Князь Игорь») : Изольда («Тристан и Изольда»), Зиглинда и Брунгильда («Валькирия») : Джильда («Риголетто»), Виолетта («Травиата»), Аида («Аида»), Дездемона («Отелло») : Антонида («Иван Сусанин», она же «Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила») : Маргарита («Фауст»), Джульетта («Ромео и Джульетта») : Наташа («Русалка») : Анна Болейн («Анна Болейн»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Мария Стюарт («Мария Стюарт») : Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Церлина («Дон Жуан»), Амина, Царица ночи («Волшебная флейта»), Деспина («Так поступают все женщины») : Наташа Ростова («Война и мир») : Манон («Манон Леско»), Мими («Богема»), То́ска («То́ска»), Чио-чио-сан («Мадам Баттерфлай»), Турандот («Турандот») : Снегурочка («Снегурочка»), Волхова («Садко»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Марфа («Царская невеста») : Тамара («Демон») : Татьяна («Евгений Онегин»), Лиза («Пиковая дама»), Иоланта («Иоланта»).
- Чилеа: Андриенна Лекуврёр Андриенна Лекуврёр : Саломея («Саломея»), Электра («Электра»).
Партии сопрано в опереттах и мюзиклах
Выдающиеся певицы сопрано
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Колоратурное сопрано" в других словарях:
Колоратурное сопрано — высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения. См. Сопрано … Музыкальная энциклопедия
КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО — (см. СОПРАНО, КОЛОРАТУРА) … Музыкальный словарь
Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия
СОПРАНО — Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому … Музыкальный словарь
сопрано — неизм. [итал. soprano] I. ср. 1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с. 2. ж. Разг. Певица с таким голосом. II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении. ◁ Сопрановый; сопранный, ая, ое … Энциклопедический словарь
Одна из моих постоянных читательниц как-то невзначай спросила меня про колоратурное меццо и колоратурное контральто. Ну и я решила поделиться с вами тем, что думаю на этот счёт и что изучила.
Вместо оккультного фейспалма пусть сегодня будет мой хэллоуиновский волчок из инсты :) Вместо оккультного фейспалма пусть сегодня будет мой хэллоуиновский волчок из инсты :)Итак, по-настоящему колоратурный голос, по сути, один. И это колоратурное сопрано. Называется оно таковым не из-за "волшебной абилки" петь гаммочки, а из-за высокой тесситуры. Банально это просто самый высокий голос.
А что касается "волшебной абилки".
Нет, способность выпевать пассажи - это то, что требует обучения и практики. Банально нарабатываемый скилл (точно так же, как и у инструменталистов это - дело техники, а никакое не природное строение пальцев).
Потому колоратурное меццо и колоратурное контральто (ёпырысыты. почему не колоратурный бас-то. ) - это не потому что эти люди имеют природно низкий голос и при этом умеют "виртуозно чирикать".
В качестве пруфа, кидаю вам ссылку на мою любимую "Stride" в исполнении Бруны Кастаньи.
Является ли она колоратурным меццо? Нет, это обычное меццо, просто очень хорошей выучки. Может ли она петь мелкие нотки? Конечно, может (будет возможность, ещё примеры найду).
Кто обычно считает себя колоратурным меццо?
Часто это голос, по каким-то причинам либо недоразвитый вверх, либо вниз, либо и то, и другое.
Нередко отличительными чертами "колоратурных низких голосов" являются следующие.
- Невозможность в принципе издать "большой звук". Здесь скажу так: 99,9% маленьких детишек в возрасте "покакусиков" способны очень и очень пронзительно вякать, кричать и все это без вреда для голосового аппарата и с идеальной опорой. Так что эта "характерная черта" - скорее, приобретенная учебой (кстати, так часто бывает в хоре, но мне повезло, у меня была очень крутая хормейстер, которая не портила голоса).
- Предпочтение камерному, старинному репертуару, нежели оперному. Якобы, и оркестр маленький, и помещения подразумеваются маленькие, ну и т.д. По сути, часть такого репертуара невероятно сложна (из-за фиоритуры в том числе), требует идеальной балансировки регистров. Но, увы и ах, часто это все исполняется "колоратурными низкими голосами" путем читерства: вавкающая фиоритура , задранная гортань, почти тванг (если технически смотреть) и др. Изначально большое количество такого репертуара писалось для кастратов. Помимо того, что их голос был приближен к женскому меццо-сопрано по тесситуре, кастраты имели опупительную выучку. Их начинали учить довольно рано и очень качественно, плюс, конечно же, количественно, потому композиторы 18 века писали материал, который максимально может показать их "скиллы", которые были приобретены не благодаря каким-то "природным данным", а благодаря обучению и вложенному труду.
Сейчас этот репертуар поется женщинами, которые не хотят быть сопрано (кстати, правда, пруфы не найду, но если пороюсь в хистори, то поищу, М. Хорн и Т. Берганца заявляли, что быть меццо - это был их личный выбор, обе говорили, что могли учиться и развиваться как сопрано, но не стали).
Лёгкое меццо и высокое меццо.
Значит так, с точки зрения музыкальной акустики, что такое "лёгкие нижние ноты" - это шепчащие и шуршащие нижние ноты. На любом музыкальном инструменте, чем ниже ноты, тем они "тяжелее", это банально физика и характеристика частотных колебаний. Соответственно, что такое "лёгкое меццо"? Это просто "пришептывающий голосок", не более того, так как лёгкого низа не бывает в принципе.
Что касается высокого меццо, это же существует вполне. По сути, это нормальное человеческое меццо, которое также тянет и сопрановый репертуар и имеет хороший верх. Высокое меццо не обязано быть "лёгким", оно вполне себе может быть тяжёлым.
В качестве пруфов, предлагаю вам пройти по ссылочкам и послушать исполнение произведения "Сирень" Рахманинова (которое написано для лирического сопрано) в исполнении меццо-сопрано.
По сути, ни та, ни другая певица не являются никаким "лёгким меццо". Обе обладают хорошим грудным регистром и большим голосом, способны исполнять в том числе произведения в контральтовом регистре. Более нежное и лиричное исполнение "Сирени" обусловлено не более "лёгкой" природой голоса (как я говорила уже выше, их голоса - далеко не "лёгкие"), а грамотной филировкой звука и грамотным piano, умением создавать это без напряжения и зажатия звука (и это, ребятки, капец, какой сложный скилл).
На этом всё. Надеюсь, развеяла часть мифов. И да. Спасибо, что читаете меня, подписываетесь на канал, лайкаете и комментируете публикации, также спасибо Яне за тему поста :))).
Существует много вокальных женских диапазонов в музыке, но в этом материале разберем особенности одного, самого высокого, – сопрано, и все виды женских высоких типов голоса. Типичный диапазон – от ноты A ниже среднего C (A3) до ноты F или G на 2 октавы выше (F6 или G6), что составляет диапазон от 2 плюс 3 октавы. Конечно, это приблизительное измерение. Сопрано имеет яркий тон, сильный головной голос, но относительно слабый средний.
Сопрано
Драматическое сопрано
Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.
Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.
Вершиной этого типа является «вагнеровское сопрано»: регистры исполнительницы идеально сбалансированы, а голос полный и плотный, слышимый в смешанном хоре из 80-100 человек.
Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.
Лирическое сопрано
Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.
Однако стандартная тесситура остается глубоко укоренившейся в средней и нижней частях верхнего регистра.
Колоратурное сопрано
Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.
Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.
- Сфогато довольно редки, но легко берут звук выше F6. Такие певцы становятся известными благодаря своей способности проникать в альтиссимо-регистр, который начинается с G5.
- Для колоратурного леггеро характерны голоса с очень теплым звуком. Цена этого тепла – потеря крайних верхних частот, так как диапазон обычно достигает пика около E6.
- Спинто имеет вокальные качества лирическими и драматическими колоратурами. Иными словами, как тяжелая лирика или более легкая драматургия.
Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.
Некоторые исполнители, особенно леггеро и спинто, могут с легкостью переключаться с лирических ролей на драматические.
Лирико-драматическое сопрано
Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.
Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).
Лирико-колоратурное сопрано
Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.
Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.
Женщины с высокими голосами
Анна Нетребко
Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.
Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.
Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.
Уникальная колоратура и великолепная техника в сочетании с особым стилем исполнения и личной харизмой сделали Светлану Феодулову одной из самых популярных русских певиц.
Има Сумак
Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.
Ядро голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.
Рене Флеминг
Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.
Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.
Однако главным наследием Флеминг всегда будет красота ее вокального инструмента, которая даже сейчас остается чудесным образом сохраненной.
Джорджия Браун
Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.
Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.
Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.
Полезное видео по теме:
Колоратурное сопрано – это самый высокий женский голос, который отличается подвижностью в верхнем регистре, чистотой и прозрачностью звучания. Какой это диапазон голоса - колоратурное сопрано? В среднем он составляет 2 или 2, 5 октавы – от «до» первой до «фа» третьей октавы. Некоторые исполнительницы берут и более высокие ноты.
Что такое колоратура
Слово «колоратура» переводится с итальянского как «украшение». Она появилась в оперной музыке Италии и Франции в семнадцатом веке. Присуща стилям: классицизм, барокко, романтизм. Это – всевозможные украшения мелодии типа форшлага (краткое захватывание соседнего звука), трели (долгое чередование соседних звуков), мордента (быстрый переход на соседний звук и возвращение к основному). Исполнение таких элементов требует особого навыка, утонченности, виртуозности и абсолютного слуха.
Колоратуру исполняют не только женщины, но и мужчины. Ее можно встретить в музыке Моцарта, Доницетти, Вивальди, Генделя, Пуччини, Верди. Первоначально колоратуру исполняли певцы-кастраты, позже – певицы с сопрано. Сравнительно недавно ее стали петь мужчины с контратенором.
Самым известным и сложным примером исполнения колоратуры является ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Основные черты колоратурного сопрано
Певицы с колоратурным сопрано чаще всего исполняют сложные украшения в мелодии, так как их голос лучше всего звучит в верхних регистрах. Колоратурное сопрано отличается легким тембром, изящным и хрустальным звучанием, которое по характеру напоминает звуки флейты или скрипки.
Слушая исполнителей колоратурного сопрано, создается ощущение, что чем более высокие ноты они берут, тем легче и свободнее чувствуют себя в верхней тесситуре. Низы при исполнении звучат слабее по сравнению с верхними нотами.
Самые яркие представительницы мировой оперы с колоратурным сопрано:
- Amelita Galli-Curci (Амелита Галли-Курчи).
- Natalie Dessay (Натали Дессе).
- Kathleen Battle (Кэтлин Бэттл).
- Sumi Jo (Суми Йо).
- Бэла Руденко.
- Madeleine Marie Robin (Мадо Робен).
- Lucia Popp (Луция Попп).
- Beverly Sills (Беверли Силс).
- Rita Streich (Рита Штрайх).
- Ruth Ann Swenson (Рут Энн Свенсон).
Список певиц с колоратурным сопрано можно дополнить и представительницами из России. Это оперная дива Альбина Шагимуратова, а также советская и российская оперная певица Ольга Бородина.
Исполнение сложных вокальных партий требует от певца больших усилий. Чтобы защитить голосовые связки от перенапряжения и не допустить потери голоса во время репетиций или выступлений, используйте препарат Гомеовокс.
С Гомеовоксом Ваш голос будет звучать чисто и ярко, а речевой аппарат всегда будет под надежной защитой!.
Читайте также: