Картина молитва за урожай
Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин.
Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря ученым сегодня удается вернуть картинам их первоначальный вид.
Однако на этом сюрпризы картины не закончились.
В 1959 к ней впервые в истории применили рентгеновское исследование и сразу обнаружили новую сенсацию. Оказалось, что Рафаэль вообще рисовал женщину без атрибутов и животных, она, кстати, была гораздо старше, а питомца к ней на руки посадили позднее, скорее всего эту дорисовку сделал один из учеников мастера. Он же добавил на картину колонны, парапет и сами руки. В этом варианте дама держала собачку – символ супружеской верности. Еще через несколько десятилетий песика почему-то превратили в единорога. Возвращать собачку ученые не стали, так как этот живописный слой очень плохо сохранился.
В 2017 году во время серьезной реставрации картины голландского художника под слоем краски на пустой стене за девушкой был неожиданно обнаружен Купидон. Оказывается, по авторскому замыслу, полотно должно быть гораздо более эмоционально насыщенным – картина с богом любви на заднем плане явно добавит в него символизма. Вероятно, голый Амурчик на стене был закрашен гораздо позднее из этических соображений, поэтому сейчас идет долгий процесс восстановления первоначального варианта. Пока очищено около половины скрытого изображения.
"Жизнь" Пабло Пикассо
Эта картина интерпретируется как аллегория цикла жизни, но скрывает гораздо больше. На снимке Карлос Касагемеас, друг Пикассо, который покончил жизнь самоубийством, пережив любовное разочарование своего партнера Жермена.
Рентген показывает, что на самом деле Пикассо был изображен рядом с Жерменом, с которым у него был роман раньше. Возможно, он решил удалить себя и заменить себя Касагемасом, пострадавшим от случившегося.
"Лоскут травы" Ван Гог
"Натюрморт с луговыми цветами и розами" Ван Гога
"Портрет Рамона Сатуэ". Франсиско де Гойя
В 1823 году Франсиско Гойя написал портрет своего друга судьи Рамона Сатуэ. После соответствующего рентгенографического анализа и сканирования ученые выяснили, что под портретом скрыто изображение еще одного мужчины в военном мундире. Черты лица не прорисованы, поэтому нельзя с уверенностью сказать, кто на картине.
Если обратить внимание на мундир, то можно предположить, что первоначально художник задумывал писать портрет Жозефа Бонапарта, брата Наполеона Бонапарта, которого тот назначил королем Испании. Тогда подобный парадный мундир могли надевать только король и его генералы.
После того, как власть Жозефа Бонапарта была свергнута, Франсиско Гойя побоялся заканчивать портрет опального короля. Поэтому он закрасил картину и написал поверх нее портрет своего дона Рамона Сатуэ.
Черный квадрат. К. Малевич, 1915 год.
Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени
Эпплтон по неизвестным причинам не купил картину, и она в течение десяти лет переходила из рук в руки, время от времени появляясь на выставках. Ее простота и пафос благочестия завораживали зрите-лей, и вскоре почти в каждом французском доме появилась репродукция этой работы.
В 1889 году, когда картину вновь предложили к продаже, за нее яростно боролись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, отдав за полотно Милле рекордную по тем временам сумму (580 000 франков). Однако через несколько недель Альфреду Шошару, издателю журнала, посвященного истории Лувра, удается откупить у американцев картину за 800 000 франков. Общественное мнение называет этот поступок патриотическим жестом, достойным истинного гражданина. Согласно завещанию мецената, картина будет находиться в Лувре до 1909 года. Сегодня она украшает собой экспозицию парижского Музея Орсе.
Среди ярых поклонников картины был испанский художник Сальвадор Дали. Он учился в школе, стену которой украшала репродукция картины Милле. Фигуры картины вдохновили его на собственные копии и интерпретации образов полотна, в том числе и в духе сюрреализма. Заинтересовала Дали и чрезвычайная печаль пары во время молитвы.
Он обратился к администрации Лувра с просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна. Рентгенограммы сделали, и выяснили, что первоначально это была не молитва за урожай картофеля, а похороны младенца молодой пары. Отсюда и такая печаль в фигурах крестьян.
Спасибо, Алина.
Печаль за душу берёт.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
На этой картине мы видим молодую пару, которая совершает молитву на закате солнца. Они собрали картофель и уложили его в корзину, но радости по поводу урожая эти люди совсем не испытывают. Состояние их кажется подавленным, в воздухе чувствуются тоска и безнадёжность. Какая же трагедия скрывается за обычным сбором картофеля?
Секрет сюжета
Картину очень любил Сальвадор Дали, который вдохновлялся ей при создании своих работ. Однако мастер обратил внимание на чрезмерную грусть крестьян, не характерную для молитвы. Ему показалось странным, что во время благодарности Богу мужчина и женщина так подавлены.
В конце концов Дали обратился в музей с просьбой сделать ретгенограмму картины. Чутьё не подвело художника — у полотна обнаружился второй слой.
Оказывается, первоначально вместо корзины картофеля, над которой склонились крестьяне, был нарисован крошечный гроб. Вероятно, картина задумывалась как сюжет о похоронах маленького ребёнка, которого не успели даже крестить, из-за чего ему не нашлось места на христианском кладбище. Именно этим и объясняется такая грусть героев и общий подавленный настрой картины.
Удивительно, что до Сальвадора Дали никто не имел претензий к сюжету. Вероятно, такая чувствительность художника связана с историей из его прошлого. Родители мастера потеряли своего первого ребёнка, которому было всего 9 месяцев. Когда родился второй, его назвали тем же именем — Сальвадор, то есть сделали его "замещающим ребёнком". Сам Дали очень страдал от этого и говорил:
Возможно, именно личная трагедия Дали позволила ему разгадать тайну знаменитой картины, которая умалчивалась долгие годы.
Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря ученым сегодня удается вернуть картинам их первоначальный вид.
Однако на этом сюрпризы картины не закончились. В 1959 к ней впервые в истории применили рентгеновское исследование и сразу обнаружили новую сенсацию. Оказалось, что Рафаэль вообще рисовал женщину без атрибутов и животных, она, кстати, была гораздо старше, а питомца к ней на руки посадили позднее, скорее всего эту дорисовку сделал один из учеников мастера. Он же добавил на картину колонны, парапет и сами руки. В этом варианте дама держала собачку – символ супружеской верности. Еще через несколько десятилетий песика почему-то превратили в единорога. Возвращать собачку ученые не стали, так как этот живописный слой очень плохо сохранился.
На пейзаже голландского художника люди прогуливаются вдоль моря. После реставрации, проведенной специалистами, в море обнаружили небольшой странный предмет, похожий на треугольный парус. Рентгеновское исследование показало, что изначально на картине был изображен кит, выбросившийся на берег. Так смысл прогулки всех, собравшихся в плохую погоду на песчаном пляже, становится более понятен. Закрашен кит был, вероятно, в XVIII или XIX веке, чтобы не вызывать возмущение публики из-за мертвого животного.
Несколько лет назад французский ученый Паскаль Котте заявил, что ему удалось найти еще один портрет под самой известной картиной Леонардо Да Винчи. Этот материал вызвал споры у исследователей, однако его опубликовали многие каналы, в том числе и BBC. Котте исследовал портрет около десяти лет, применяя разработанную им технологию усиления слоев изображения (Layer Amplification Method). Лицо дамы, скрытой под верхним слоем краски, более вытянуто и на нем нет знаменитой и загадочной улыбки. Возможно, что полученное изображение – это просто результат авторских этапов работы над картиной.
В 2017 году во время серьезной реставрации картины голландского художника под слоем краски на пустой стене за девушкой был неожиданно обнаружен Купидон. Оказывается, по авторскому замыслу, полотно должно быть гораздо более эмоционально насыщенным – картина с богом любви на заднем плане явно добавит в него символизма. Вероятно, голый Амурчик на стене был закрашен гораздо позднее из этических соображений, поэтому сейчас идет долгий процесс восстановления первоначального варианта. Пока очищено около половины скрытого изображения.
Перуанский антрополог Луис Миллонес Сантагада — автор более 30 книг, основанных на его многолетних исследованиях культуры древних предков. Он убежден, что завоевание Империи инков испанскими конкистадорами в 1535 году, привело к столкновению двух цивилизаций и двух религий. Однако, языческие перуанские боги, проигравшие сражение, не исчезли в забвении, а сохранились в других формах. И похоже, что одной из них стал захваченный завоевателями картофель.
Тревогой наполнена и атмосфера картины «Уборка урожая картофеля«. Грозные облака, надвигающиеся на фигурки людей, вызывают отстраненное сходство с полотном «Последний день Помпеи«. (Древнеримский город, погребенный под вулканическим пеплом, в свою очередь стал предметом антропологических исследований). Полотну Милле удачно соответствует строчка из поэмы бельгийского поэта Эмиля Верхарна: «Снизу, словно из глубины веков, поднималась какая-то огромная неведомая сила, ее суровое мощное дыхание сотрясало воздух«.
Ван Гог не скрывал, что находился под сильным влиянием работ французского художника. У Милле он перенял мрачную тональность и позаимствовал позы крестьян, которые то ли проникнуты молитвенной религиозностью, то ли поклоняются картофельным грядкам, как неведомые им древние индейцы Южной Америки.
Картофельные сюжеты в кинематографе
С появлением кинематографа, картошка перебралась на экраны кинотеатров, при этом не утратив своей сакральности. Порой пугающей, а порой обнадеживающей, как например, в наполненной (уже христианской! ) духовностью драме « Вера, как картошка «. Ее снял южноафриканский кинорежиссер Регард ван ден Берг. По сюжету фильма шотландец Ангус (почти Анжелюс) попадает в далекий край, где постоянные проблемы и лишения наполняют его злостью, страхом и жаждой разрушения. Но посещение местной церкви полностью меняет его мировоззрение. После искренних молитв, обращенных к Богу, с ним происходят сверхъестественные события, о чем он свидетельствует, разъезжая по окрестным городам. Так он становится фермером-проповедником и собирает тысячи людей на стадионе для совместной молитвы за нацию и землю. После этого, вопреки предсказаниям ученых о большой засухе, Ангус сажает картофель в сухую почву, веря, что его ведет Господь. И, когда приходит время сбора урожая, на его поле появляется урожай гигантского картофеля.
Читайте также: