Как ускорить работу 3ds max
Меня зовут Тимур. Далее я хотел написать длинное вступление на тему того для чего и почему я написал этот урок… короче к делу.
ГЛАВА НОМЕР РАЗ: «Настройка интерфейса»
Правило №1: «Чем большую площадь на мониторе занимает вьюпорт, тем лучше!»
- Удаляем все ненужные и мало используемые панельки.
- В свойствах рабочего стола делаем следующее:
Правило №2: «Берегите свои глаза»
- Черный цвет снижает нагрузку на глаза, особенно сильно это ощущается на ЭЛТ мониторах.
- Так же нужно раз и навсегда поменять способ вращения камеры относительно объекта:
С настройкой интерфейса закончили.
ГЛАВА НОМЕР ДВА: «Навигация во вьюпорте»
Вот мое крео на данную тему:
Из всей это галереи вытекает следующее правило:
Правило №3 «Ваш большой палец отдыхает на кнопке Alt»
Размещать выбранный объект на весь экран нужно кнопкой Z. Не в коем случае кнопкой в углу экрана. Забудьте про нее, отныне там не существует никаких кнопок кроме «Field of View».
ГЛАВА НОМЕР ТРИ: «Горячие и очень горячие клавиши»
Юзатели прошлых версий Макса видели HotKeyMap встроенный в заставку загрузки. Сейчас этого нет. Выглядит она так:
И лежит она в корневой папке 3dMax в виде флешки. Тут указанно большинство нужных кнопочек, но мы остановимся только на «очень горячих» кнопочках.
1) Разворачивать нужный нам вьюпорт на весь экран необходимо так: Alt+W
Правило №4 «Ваш указательный палец отдыхает на кнопке W»
2) Выбор между инструментами Select/Move/Rotate/Scale осуществлять клавишами Q/W/E/R, что подтверждает правило №4.
3) Копирование объектов (в том числе копирование с одновременным перемещением/вращением/скалированием осуществляется с помощью зажатой клавиши Shift. Так же необходимо «выращивать» новый полигон из грани в инструменте Editable Poly. Но это не повод убирать большой палец с кнопки Alt!
4) Для приличия напишу, что отменять действие надо кнопками CTRL+Z, а возвращать Ctrl+Y.
5) Далее список тех клавиш, которые вы обязаны знать и использовать. Все остальные горячие клавиши можете посмотреть в hotkeymap от производителя.
- 1,2,3,4… (кнопки над буквами) переходят в подобъект модификаторов. Ими же снимается выделение с выбранного подобъекта. Снять выделение со всех подобъектов в модификаторе Editable Poly можно и нужно кнопкой с цифрой «6». Пример: выделяем объект, жмем правой кнопкой мыши/convert to/edit poly, и балуемся цифрами 1-6.
- 8 (кнопка над буквами) открывает меню Environment.
- F2 (просто тестируем) выделяем объект, жмем правой кнопкой мыши/convert to/edit poly, жмем цифру 4 (отныне мы только так переходим в режим редактирования полигонов), выделяем любой полигон, балуемся кнопкой F2.
- F3, F4, F10 (без комментариев) Пользоваться только ими! Никаких там контекстных меню!
- Shift+Q или F9 (по вкусу) Не знаю в чем там разница, сам пользую F9. Шутко :) F9 рендерит тот вид, из которого был сделан предыдущий рендер. Shift+Q рендерит активный вид. Но F9 действительно удобнее.
- X (самая вредная для новичков кнопка) Тестим: выделяем объект, жмем W (или E/R), балуемся кнопкой X.
- Alt+Q (пригождается в сложных сценах) Убирает с экрана все невыделенные объекты.
- Shift+F показывает область рендера. Всегда юзать при выставлении камеры!
- Shift+S (не то чтобы очень нужная кнопка, просто эту комбинацию часто нажимают по ошибке) Скрывает сплайны.
- Ctrl+S сохраняет файл. Юзать всегда и часто! (кстати, это тоже не повод убирать большой палец с кнопки Alt)
- M вызывает редактор материалов. Никакими другими способами его вызвать невозможно!
- Отменить операцию во воьюпорте Shift+Z.
ГЛАВА НОМЕР ЧЕТЫРЕ: «Привязки»
Многие не использую привязки просто потому, что не умеют их правильно настраивать и правильно с ними работать.
Это мой урок, поэтому мой вариант работы с ними ПРАВИЛЬНЫЙ и не обсуждается.
1) Вращение. Тут все просто. Жмем кнопку привязки, и теперь угол поворота фиксирован. Мне нравится значение в 5 градусов, значит и вам тоже. Настройка вызывается нажатием по иконке правой кнопкой мыши.
У меня эта привязка включена всегда. Выключать ее нужно редко, но только кнопкой A.
2) Скалирование. Тут все просто. Жмем кнопку привязки, и теперь скалирование происходит в заданных процентах.
(параметр Percent в той же менюшке)
3) Перемещение. Тут все сложно. Жмем на иконке правой кнопкой мыши:
Обратите внимание что кнопка привязки не нажата. Включать ее нужно непосредственно перед применением. Если быть точным то включать ее нужно за 0.01 секунды до акта привязки и потом сразу же выключать. Как это происходит в жизни:
- создаем другой бокс.
- переходим в режим W (move). Жмем кнопку S, перетаскиваем бокс в любое место относительно первого бокса, наблюдаем как привязка срабатывает на вертексах и середине граней. Сразу же после того как вы выбрали нужный пункт привязки и отпустили кнопку мыши снова жмем S. Операция завершена. В качестве бонуса скрин:
Обратите внимание на то, что привязка перетаскиваемого объекта может совершаться относительно центра объекта, относительно середины любой грани объекта, относительно любого вертекса объекта. Так же перемещение идет только в выбранной вами оси или плоскости.
Почему нельзя держать привязку всегда включенной? Потому что она мешается и отвлекает взгляд от нужных вещей. Например, с включенной привязкой трудно выбрать нужную ось передвижения объекта. Можно конечно пользоваться кнопками F5, F6, F7, F8 для выбора оси, но это не отменяет того факта, что включенная привязка раздражает.
Усложняем. ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО. Теперь предположим нам надо скопировать некий объект и подогнать его к границе другого объекта.
- Жмем Shift, перетаскиваем объект в нужном направлении (или в нужной плоскости) в сторону цели. Отпускаем shift. Появляется меню с подтверждением. Если указанные данные нам подходят, то нажимаем ПРОБЕЛ (не надо тратить время на перемещение мышки и клик). Теперь у нас есть скопированный объект, у которого уже выбрана нужная ось или плоскость.
- Снова нажимаем пробел. Теперь выделение и выбранная ось заблокированы. Поэтому вы можете включить привязку (s), выбрать нужное место для привязки и перетащить за него к объекту цели, привязав выбранным местом к выбранному месту объекта цели. Снимаем блок.
Данный метод может показаться слишком сложным или высосанным из пальца, НО, при достаточном ускорении всего этого процесса с течением времени мы получаем универсальный и безошибочный инструмент подгонки объектов друг к другу с безупречной точностью! (кстати, тут вы можете нечаянно нажать сочетание клавиш shift+s, которое скроет все сплайны)
Если привязка объекта происходит относительно Pivot point (точка опоры объекта, его локальный центр координат), то фокус с пробелом не нужен.
В общем, суть всего этого сводится к умению быстро включать привязку и блок.
4) В тему с привязками хочу пропихнуть нужное окно для точных перемещений/вращений/скалирований. Вызывается правой кнопкой мыши по иконке move или rotate или scale.
ГЛАВА НОМЕР ПЯТЬ: «Таргетинг»
Другими словами select/deselect объектов и их частей.
1) Выделение нескольких объектов производится нажатием кнопки ctrl, исключить объект можно так же зажав кнопку ctrl или alt. Удалить выделение с группы объектов можно зажав кнопку alt. (разумеется, все это знают, я просто для объема написал)
2) Выделять объекты удобно в специально предназначенном для этого месте по адресу: кнопка H.
3) Иногда нужно снять выделение со всех объектов. Ctrl+D (когда ускоритесь вообще не сможете жить без этой комбинации)
4) Иногда проще сделать deselect чем select. Например, можно сначала выделить все (ctrl+a), а потом с зажатым alt снять выделение с лишнего.
- Нужно выделить грань на конце очень тонкого объекта. Проще выделить все окружающие его грани, а потом сделать deselect лишним. Остается нужный нам таргет (цель) в 2 клика. Т.е. мы экономим кучу времени на приближении, выделении и отдалении.
5) Выделяем нужное в Editable Poly.
- Все знают про кнопки:
- Не все знают про кнопки:
Хотя очень часто удобно выделить грани и конвертировать выделение в вертексы или полигоны. И т.д. Учимся комбинировать средства менюшки selection (в EditPoly) с контекстным меню Convert to.. и разумеется с deselect.
ГЛАВА НОМЕР ШЕСТЬ «Точки опоры»
Чтобы хоть как то увеличить смысловую нагрузку этого «урока» добавляю руководство по точкам опоры.
Смысла описывать каждую функцию не вижу. Просто обязан написать что можно манипулировать объектами как относительно их общего центра, так и относительно их личных точек опоры (pivot point). Так же если ваш объект повернут на нестандартный угол, то можно использовать локальные координаты объекта, координаты родительского объекта и т.д.
Изменить положение точки опоры (pivot point) можно тут:
ГЛАВА НОМЕР СЕМЬ «Контекстные менюшки»
Раз уж перед нами стоит цель максимально увеличить свою производительность. То надо использовать максимум возможностей по сокращению «пробега» мышки. Для этого существуют контекстные меню, вызываемые правой клавишей мыши и сочетаниями клавиш Ctrl, Alt, Shift.
Например, создавать примитивы проще так (Ctrl+RMB):
Тут же можно вызвать числовой ввод координат перемещения/вращения/скалирования.
Так же очень полезна комбинация Alt+RMB.
ГЛАВА НОМЕР ВОСЕМЬ «Переходим на новый уровень»
Научившись использовать все горячие клавиши и все выше перечисленные приемы выделения, создания, навигации и редактирования можно переходить на высшую ступень развития юзера 3dsMax: Expert mode. Причем делать это надо так:
- Жмем на иконку программы в панели задач windows, сворачивая 3ds max
- Разворачиваем обратно и наслаждаемся своей крутизной.
Правило №1: «Чем большую площадь на мониторе занимает вьюпорт, тем лучше!»
Правило №2: «Берегите свои глаза»
Правило №3 «Ваш большой палец отдыхает на кнопке Alt»
Правило №4 «Ваш указательный палец отдыхает на кнопке W»
Правило №5 «Минимизируйте пробег мышки и развивайте пальчики»
Далее ваши друзья это контекстные меню и быстрые клавиши. Теперь вы можете создавать и редактировать геометрию на совершенно новом уровне и самое главное с феноменальной скоростью. Вы EXPERT!
Если вы, как и я, активно используете 3ds max каждый день, по многу часов и уже стерли не одну мышку (в борьбе с вылетами и зависаниями этой программы) моделируя и рендеря красивые картинки - то рано или поздно, наверняка у вас возникают мысли об оптимизации работы и ускорении рабочих процессов. Не возникают? Ну, у меня они возникли давно. И вот однажды я наконец-то сел и заставил себе перестроить некоторые свои рабочие процессы под бОльшую оптимизацию и ускорение. И оно того стоило, с хоткеями и правильными скриптами работается значительно быстрее, гарантирую это. Всего-то нужно определиться для себя, какие инструменты используются чаще всего.
Итак, если запустить рендер и пойти налить чашку чая, сесть и подумать, то можно обнаружить, что 80% всех операций в максе приходится на одни и те же базовые операции и действия. И их оптимизировать и ускорять можно двумя способами:
- назначая и активно используя хоткеи на все основные операции, это отлично работает с инструментарием для моделирования
- и используя дополнительные скрипты, ускоряющие однотипные операции и уменьшающие количество кликов мышкой для выполнения этих операций.
Я буду показывать все это на примере 3ds max 2018, но принципы те же самые и для других версий.
1. “Горячие клавиши”.
Начнем с горячих клавиш(или хоткеев, или шорткатов).
Для начала, как в максе эти самые горячие клавиши найти и редактировать?
Идем в меню Customize -> Customize User Interface
И в появившемся окошке выбираем вкладку Keyboard, далее нужную категорию, например All commands, и кликаем внутри появившегося списка. Теперь на клавиатуре можно начать набирать название нужной команды, например Swift Loop - и она автоматически выберется в списке. Ну или вручную промотать список до нужной команды. Дальше все просто: кликаем в поле HotKey, чтобы там начал мигать курсор, далее на клавиатуре нажимаем нужную комбинацию клавиш, которую хочется назначить на данную команду, и нажимаем Assign. Если вдруг эта комбинация уже назначена на какую-то другую операцию, то 3ds max нас об этом известит показав в поле Assigned To на какую операцию уже назначен этот хоткей. Если все прошло успешно, то в списке команд слева рядом с именем команды появится назначенный shortcut.
Для примера я приведу список основных команд и хоткеев, которые я им назначаю и к которым уже привык, и часть уже имеющихся в максе предустановленных шорткатов, которые собственно нам понадобятся.
В категории All Commands:
Swift Loop - Shift+W (для быстрой интерактивной нарезки лупов. Кстати, советую ознакомиться подробнее с фишками этого инструмента, он работает немного по разному,в зависимости от нажатого Shift, Ctrl, Alt или их комбинации. Так при нажатых Shift+Ctrl он удаляет луп, а при нажатом Alt позволяет двигать выбранный луп вдоль граней)
Cut (Poly) - Alt+C (cut, нарезка граней вручную. Предустановленный по умолчанию шорткат)
Target Weld (Poly) - Alt+T(прицельная сшивка вертексов)
Collapse (Poly) - Alt+Ctrl+C (collapse смежных вертексов, предустановленный)
Center Pivot - Num 5 (выравнивание пивота по центру объекта)
Affect Pivot Only - Insert (вкл/выкл режим редактирования пивота, предустановленный)
Align Tool - Alt+A (инструмент выравнивания объектов относительно друг друга Align, предустановленный)
Group - Ctrl+G (группировка выбранных объектов)
Еще можно назначить шорткат на Chamfer, но я предпочитаю использовать чамфер в виде модификатора, так как это дает больше гибкости. Тоже можно сделать и для операций Slice и QuickSlice.
Ну и в целом, советую пройтись взглядом по списку команд и посмотреть, какие там уже назначены горячие клавиши. Конечно, вы можете назначить на команды, которые вы часто используете,свои сочетания клавиш.
2. Скрипты.
Дальше пойдет речь о некоторых бесплатных полезных скриптах упрощающих жизнь тридэмаксера. Архиполезная штука, благо скриптов для макса написано уже огромное количество на все случаи жизни.
Rapid Tools.
Устанавливаем скрипт, просто перетащив mzp файл в окно макса. После установки он появится в виде отдельного пункта меню Rapid Tools в верху окна 3ds max. Там уже будут доступны все полезные функции этого скрипта, но мы же хотим назначить горячие клавиши на некоторые из них, да?
Тогда все так же идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Keyboard, и в выпадающем списке Category ищем новую категорию Rapid Tools. Если вдруг там ее нет, после установки скрипта, возможно просто нужно перезагрузить 3ds Max!
Советую глянуть видео по всем функциям этого полезного скрипта.
Я очень активно использую отсюда команды Extrude и Bridge, вместо аналогичных стандартных максовских. Просто назначаю на них горячие клавиши, у меня это Shift+Eна Extrude и Shift+B на Bridge.
Мне нравится, как здесь реализован fastExtrude - выбрал нужные полигоны, нажал горячие клавиши и тащишь мышкой на нужное расстояние сразу в нужном направлении, без лишних окошек настроек.
fastBridge - создает “мостик” из полигонов между гранями единой дырки без лишних окошек настроек.
Так же из этих скриптов очень часто бывает полезен инструмент rapidQCap, для закрытия дырок. Советую предварительно посмотреть видео, как им лучше пользоваться, там есть некоторые нюансы работы с ним.Я назначаю на него комбинацию Alt+P пере-назначая стандартный максовский Cap Hole.
Часто бывают нужна функция fastAttach, чтобы быстро присоединять к выбранному полигональному объекту другой полигональный объект, делая их единым Editable Poly объектом. На эту команду у меня назначена Shift+=
Учитывайте, что она не работает,если выбранные объекты являются частью какой-то группы. Это должны быть именно отдельные, независимые объекты.
Остальные функции в этом скрипте не менее полезны, просто посмотрите видео и описание на официальном сайте.
Copy and Paste Objects
Полезный скрипт, реализующий функцию копирования и вставки объектов из одной открытой сцены в другую.
Устанавливается так же просто перетаскиванием mcr файла в окно макса.
Находим его в категории CG_Tools.
Я обычно назначаю на команду копирования Copy objects to File горячие клавиши Ctrl+Shift+C,а на вставку Paste Objects from File - Ctrl+Shift+V
И вуаля, функция которую пользователи просят внедрить в 3ds max на форуме Автодеск вот уже несколько лет подряд - реализована! Пусть и посредством внешнего костыля-скрипта)
Relink Bitmaps
Хэй,я думаю тут никому не надо представлять этот мега-полезный скрипт? Позволяет находить и прописывать пути к потерянным текстурам. Достаточно ему указать папку, в которой искать нужные текстуры,и он сам найдет и пропишет пути.
Устанавливается так же просто: перетаскиваем mzp файл в окошко 3ds max. Далее, можно назначить горячую клавишу, но я предпочитаю вытаскивать иконку этого скрипта на отдельную панель в окне 3ds max.
Давайте посмотрим, как это можно сделать.
Все так же идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Toolbars, в ней в выпадающем списке Category ищем пункт ColinScripts. Далее желательно создать новую панельку для нашего скрипта, хотя можно его перетаскивать и на имеющиеся уже панели в окне 3ds max. Чтобы создать новую панель, кликаем на New, обзываем как нам нужно и перетаскиваем в ново-созданную панель иконку нашего скрипта Relink Bitmaps. И все! Можно эту панельку перетащить, зажав курсор мыши на ее изголовье, и пристыковать к какой-нибудь из имеющихся панелей в окне 3ds max.
Как пользоваться этим скриптом? Все просто.
Закидываем какую-нибудь модель в сцену. Видим окошко тридэмакса Missing External Files с предупреждением о ненайденных путях к текстурам, используемым в сцене. Заранее сохраняем эти текстуры в нужную нам папку.
Далее кликаем на иконку Relink Bitmaps, указываем путь к нужной папке и нажимаем Relink! И, о чудо, скрипт находит карты и прописывает к ним пути. Причем, можно указать путь к папке с подпапками в ней,и скрипт автоматически просмотрит все подпапки на наличие в них нужных файлов. Круто, да?) Говорим спасибо создателю данного скрипта!
Что удобно, этот скрипт запоминает все пути, в которых вы производили поиски, и они будут отображаться в списке Saved Paths. Можно туда добавлять новые нажимая на плюсик под списком,или удалять уже имеющиеся. Выбирая в списке один или несколько путей,мы указываем скрипту искать именно в этих путях к папкам.
Batch Merge
Данный скрипт позволяет быстро закинуть в сцену много отдельных моделей всего в пару кликов мыши. Достаточно заранее эти модели сохранить в папку, в виде max, obj или fbx файлов.
Как установить этот скрипт:
1. Скачиваем zip-архив и распаковываем его во временную папку.
2. В 3ds Max открываем пункт меню MAXScript -> Run Script и открываем из временной папки распакованный туда файл "BatchMerge v1.03.ms"
3. Далее Customize -> Customize User Interface
4. Выбираем вкладку "Toolbars" и в выпадающем списке Category находим пункт ColinScripts
5. Перетаскиваем иконку Batch Merge по уже изученному нами выше способу, на нужную панель.
Как им пользоваться?
Нажимаем Browse, указываем папку куда скинули все модели. Скрипт подгрузит все найденные файлы в виде списка. Далее можно или вручную выбрать построчно нужные файлы, или просто нажать All, чтобы выбрать все файлы в списке. Нажимаем Merge, скрипт некоторое время подгружает все файлы в сцену, и все. Если перед этим нажать галочку Group Merged objects, то при загрузке моделей все объекты из каждого файла будут группироваться в одну группу.
Очень полезный скрипт, когда нужно быстро подгрузить в сцену с десяток другой моделей.
SoulBurn Scripts
Один из старейших и известнейших наборов скриптов на просторах интернета. Кажется, этому сборнику скриптов уже больше десяти лет, при этом автор до сих пор его обновляет и добавляет в него новый функционал. И в нем есть весьма мощные и удобные скрипты.
1. Скачиваем zip-архив и распаковываем его во временную папку.
2. Далее все что распаковали копируем прямо в корневую папку 3ds max (обычно это C:\Program Files\Autodesk\3ds Max 20XX)
3. Далее Customize -> Customize User Interface
4. Выбираем вкладку "Toolbars" и в выпадающем списке Category находим пункт SoulBurnScripts
5. Перетаскиваем иконки нужных нам скриптов по уже изученному нами выше способу, на нужную панель.
С функционалом всех скриптов советую ознакомиться по ссылке, я из этого набора чаще всего использую следующие скрипты:
InstanceFinder - выбирает в сцене все инстансы с текущего выбранного инстанса.
Object Attacher - аналог fastAttach из RapidTools. Объединяет выбранные объекты в единый Editable Poly.
Object Detacher - разделяет Editable Poly состоящий из раздельных элементов на отдельные Editable Poly объекты, то есть каждый элемент в отдельный Editable Poly.
SelectionRandomizerUI - позволяет делать рандомные выборки из группы выбранных объектов, по заданным параметрам - например, выбрать рандомное количество плиток или цветочков (Именно с UI в конце, там есть просто SelectionRandomizer, он без настроек).
TransformRandomizerUI - позволяет делать рандомные смещения,вращения и масштабирования среди выбранных объектов в заданных осях и в рамках min и max значений.
3. Контекстное меню вызываемое по правой кнопке мыши.
Это меню тоже можно изменять, ага.
Обычно, я в нем ничего не трогаю, только добавляю туда инструменты для работы с группами. Так намного удобнее и быстрее.
Например, мне нужно сгруппировать объекты. А группировать постоянно что-то приходится. Если обычно для этого мне нужно тянуться в левый верхний угол экрана, нажимать там на пункт меню Group и уже там выбирать нужную операцию, то тут у меня сразу под рукой, по нажатию правой кнопки мыши, будут доступны те же самые команды.
Экономия времени на перемещение мышки в далекий левый угол, особенно когда экран 4К)
Как редактировать это контекстное меню? Когда мы нажимаем правой кнопкой мыши, то выпадающие квад-меню могут немного отличаться друг от друга,в зависимости от того, в каком контексте была нажата правая кнопка мыши. Но, как правило, у нас всегда доступна в нем часть меню Display, где находятся команды заморозки, скрытия объектов и прочее. Вот в это меню я обычно добавляю инструменты для работы с группами.
Снова идем в Customize -> Customize User Interface, выбираем вкладку Quads.Чтобы получить доступ к его редактированию, нужно нажать на один из четырех квадратиков - правый верхний. И у нас перед глазами появится список с пунктами этого квад-меню.
Учитываем, что пункты в нем расположены в обратном порядке. Я обычно добавляю все из меню Group в самый верх этого квад-меню. Поэтому, в этом списке, мне нужно добавить команды меню Group в конец списка. Перед этим я могу разделить квад-меню с помощью сепаратора - это такая черная разделительная линия в контекстном меню,разделяющая логически группы команд в нем. Для этого берем в списке слева и перетаскиваем пунктирную линию под надписью Separator в конец нашего меню Display. Далее выбираем в Category пункт Groups и перетаскиваем оттуда нужные нам команды для работы с группами.
Много слов, проще на гифке показать все это быстро и наглядно)
Если вдруг где-то напортачили, что-то не туда добавили, можно правой кнопкой нажать на нужном пункте квад-меню и выбрав Delete Menu Item удалить ненужное.Если вдруг совсем все сломали, можно нажать кнопку Reset - и пункты меню вернутся к установкам по умолчанию.
4. Наборы модификаторов Modifier Set.
Еще один способ ускорения и оптимизации - вытащить наиболее часто используемые модификаторы в виде списка кнопочек в комманд панель справа. Чаще всего нужные модификаторы мы грузим через выпадающий список в коммандной панели, тратя время на поиск нужного модификатора в этом списке. Делается это через маленькую еле заметную кнопочку Configure Modifier Sets.
Чтобы настроить этот список, нажимаем на эту кнопочку, выбираем пункт Configure Modifier Sets. Открывается окошко настройки списков, с каким-то уже предустановленным сетом модификаторов. Далее все просто: из списка слева перетаскиваем нужные нам модификатор в список модификаторов справа. Прямо поверх уже там имеющихся. Если нужно добавить новые пункты, то увеличиваем количество кнопок в пункте Total Buttons. Например, У меня список наиболее используемых модификаторов состоит из 15 пунктов, соответственно, я там задаю цифру 15. И последовательно перетаскиваю в этот список нужные мне модификаторы. После того как настроим нужные нам пункты, кликаем прямо на выпадающий список Sets, курсор должен начать мигать там,и вводим нужное нам имя для нашего сета модификаторов. И нажимаем Save. Если нужно удалить какой-то сэт - то соответственно кнопка Delete нам в помощь.
После того как сохранили наш набор, снова кликаем на кнопку Configure Modifier Sets, ставим галочку на Show Buttons и после, снова кликнув на эту кнопочку, выбираем наш список. Теперь он будет отображаться в виде кнопок с модификаторами в комманд-панели справа.
По правде, это гораздо удобнее, чем каждый раз искать нужный модификатор в выпадающем списке. Через некоторое время привыкаешь, и рука с мышкой уже автоматически тянется к нужной кнопке с нужным модификатором, так что не нужно тратить лишнее время на прокручивание списка со всеми модификаторами. И лишь редко используемые модификаторы можно раз в пол года найти и выбрать из выпадающего списка.:)
На этом пока все. В этой статье я показал возможности по настройке 3ds max под себя и как ускорить свой рабочий процесс с помощью горячих клавиш и полезных скриптов.
По правде, переучить себя не так сложно. Горячие клавиши, например, однажды настроив под себя, я распечатал на листочке и повесил перед собой. Где-то через 3-4 дня я уже использовал их наизусть, не глядя в листочек.Сейчас мне даже не требуется задумываться,какие клавиши нажать,чтобы вызвать fastExtrude или Swift Loop, что уже экономит время. Скорость моей работы с тех пор ощутимо выросла, особенно в моделинге.
Напоследок, советую вам сохранить все изменения в отдельном workspace, чтобы они при следующей загрузке программы автоматически подгрузились.
Для этого достаточно выбрать Manage workspaces, в появившемся окне выставить все галочки на Loads, задать желаемое имя в Name и нажать Save as New Workspace. в списке слева должен появиться новый пункт с именем вашего workspace. Если его выбрать и нажать Save Default State, то это сделает ваш выбранный workspace как выставленный по умолчанию, то есть он автоматически будет подгружаться при запуске 3ds max, а вместе с ним и все ваши настройки горячих клавиш, все вынесенные иконки скриптов на рабочие панели и настройки квад-меню и наборы модификаторов. Впоследствии, если вы будете что-то еще настраивать и изменять под себя,не забывайте пересохранять workspace, для этого достаточно снова зайти в настройки Manage Workspaces и выбрав ваш workspace нажать Save Default State.
Удачной вам работы в 3ds Max, цените ваше время и оптимизируйте процессы!
PS. Статья написана с опорой на многолетний опыт, возможно что-то я забыл. Возможно что-то можно сделать лучше, быстрее и оптимальнее - напишите в комментах об этом, буду рад обратной связи и полезным советам!
Доброго времени суток!
На данный момент 3ds max запускается 1 минуту 8 сек (3ds max 2017). Возможно ли как то ускорить запуск. Использую макс чисто для моделирования архитектуры и ландшафта. Может можно как то вырезать ненужные плагины которые дефолтные в максе для анимаций и прочего? Или может еще как то можно!? В настройках вьюпорта стоит Директ 11 нитрус или как там его.
Простой 3 комментария
wulfdog, статья ни о чем, лишь субьективные размышления вслух о корпоративной политике, что никак не относится к возможностям продукта.
Ну, если от проекта много не требуется, то конечно можно и Блендером обойтись.
wulfdog, Ну у меня кроме "мыслей" еще 20 лет работы с 3д графикой, во всех возможных областях и во множестве пакетов. И я могу с увернностью сказать, что 3дсмакс это мега комбайн, пускай и со своими недостатками. И я всячески желаю развития и светлого будущего Блендеру, хотя для больших проектов его не могу рекомендовать, особенно, если в работе требуется выходить за рамки возможностей пакета.
У меня что 2018й, что 2020й полторы минуты запускаются. Это у всех так.
Не знаю, в чем имеено дело. Да, конечно продукт построен на устаревшей архитектуре, но причина думаю в ином. Например, может тратит много времени на старте на подключение к серверу для проверки лицензии.
Не думаю, что можно что-либо изменить (у меня то SSD с 1.5ГБ/с чтением и 64ГБ оперативы), и данная проблема поднималась на форумах пару лет назад, и решения нет (ну кроме удаления/переустановки MAXtoA, что в моем случает ни на что не повлияло).
Методичка по настройке 3D Max перед работой
1. Настраиваем системные единицы
Перед началом работы необходимо учитывать важный момент: в каких единицах измерения вы будете строить сцену.
Самым оптимальным значением будут мм.
Это действие достаточно будет выполнить один раз, в дальнейшем при запуске новой сцены по умолчанию сохранятся эти настройки.
Как это сделать:
Customize → Units Setup → Metric: millimeters → System Unit Setup → 1Unit = 1 millimeters → OK
2. Настраиваем количество отменяемых действий
По умолчанию программой задано 20 возможных шагов «назад». Как показывает практика, этого недостаточно, потому лучше увеличить данный показатель:
Customize → Preferences… → General →Levels:100 → OK
3. Настраиваем автосохранение
Все понимают важность данного действия. Поскольку в 3ds max вылеты и «падение» сцен довольно распространённая проблема, то Auto Backup для многих просто спасение.
Customize → Preferences… → Files → Number of Autobak files: количество автосохранённых файлов.
Backup Interval (minutes): интервал времени автосохранений Auto Backup File Name: имя автосохранённого файла.
4. Путь автосохранения
После того, как мы настроили режим автосохранений, нужно понимать, где искать эти файлы.
Для этого заходим в: Customize → Configure User Paths… → во вкладке File I/O видим путь в Project Folder, по которому сохраняются наши файлы. Этот путь, конечно же, вы можете изменить на своё усмотрение, нажав троеточие … .
По умолчанию Auto Backup-файлы нужно искать на диске С → Документы → 3dsMax → autoback
5. Убираем резкие тени и настраиваем угол обзора в окне перспективы
Во вьюпорте перспективы в левом верхнем углу заходим в Standard:
Убираем затенение: Per-View Presets → Default Lights: 2 Default Lights
Настраиваем угол обзора: Per-View Preferences → Perspective Field of View: 90°
6. Как узнать количество полигонов в сцене
Важно следить за количеством полигонов в сцене. Рано или поздно при наполнении сцены, мы сталкиваемся с проблемой подтормаживания во вьюпорте, и связано это напрямую с увеличивающимся количеством полигонов.
Данный режим отображения включается клавишей "7"
7. Беспокоит периодическое автопереключение вида в режим отображения "рёбра/сетка"?
Отключайте эту кнопку. Но будет иногда подвисать. Эта кнопка как раз для того, чтобы облегчать нагрузку на комп в тяжёлые моменты за счёт переключения в режим видимости только рёбер.
8. Убираем кубы вращения ViewCube
Пользоваться горячими кнопками и определённым сочетанием клавиш для вращения гораздо удобнее (список этих сочетаний можно увидеть в конце методички). Потому эти кубики лучше скрыть, чтобы они нас не отвлекали.
Нажимаем alt+B → вкладка ViewCube → снимаем галочку с Show the ViewCube → Ok
9. Как вращать объект в сцене
На панели инструментов в правом нижнем углу находим пиктограмму Orbit SubObject, появится орбита вращения, наведя на которую, можно вращать объект левой кнопкой мыши.
Чтобы сбросить эту орбиту, достаточно нажать правой кнопкой мыши во вьюпорте. Более удобный способ вращения с помощью сочетания следующих клавиш: alt+скролл мыши.
10. Если скрыли панель справа, как ее вернуть
Такое бывает с каждым. Как правило, происходит это машинально при работе.
Решение простое: ctrl +х (сочетание клавиш, которое вернет панель на место). Также можно это сделать, наведя на черточку у другой панели, нажимаем правой кнопкой мыши, появится контекстное меню, где выбираем Command Panel ..
1 1. Если исчезла панель сверху, как ее вернуть
Необходимо сверху на белом поле нажать правой кнопкой мыши и выбрать из выпадающего списка: Main Toolbar.
1 2. Как архивировать сцену
Самый удобный способ не потерять текстуры и настройки – это архивировать сцену в самом 3д максе. Тогда можно не переживать, откроется ли сцена на другом ПК без каких-либо потерь.
Делаем это следующим образом: File → Archive… → после того, как выбрали путь сохранения, появится чёрное окошко архивации (его не трогаем, просто терпеливо ждём). Когда окошко исчезнет, архивация сцены завершена.
1 3. Если мешает подсвечивающая рамка при наведении на объект
В более ранних версиях макса этой подсветки не было и она может показаться непривычной, мешать при работе (или отвлекать).
Отключить подсветку при наведении на объект можно так: Customize → Preferences… → Viewports → Selection/Preview Highlights Preview → → снимаем галочку в Outline → Ok
14 . Как добавить пункты V-ray, если их не оказалось в контекстном меню
Такое случается при работе сразу после установки V-ray. При нажатии правой кнопкой мыши, вы можете не обнаружить необходимые для работы пункты.
C появлением панели инструментов ToolbarVray вынесена кнопка V-Ray menu registration, нажав на которую, проблема уходит и все пункты появятся на своих местах. Добавить их можно 2-мя способами.
V-Ray menu registration, нажав на которую, проблема уходит и все пункты появятся на своих местах
registerVRayMenus () →Enter
15. Как удалить анимацию в сцене
Может случиться так, что вам понравилась модель (к примеру, дерево), а оно создавалось с анимацией. Программа в определённый момент выдаст информацию о том, что в сцене присутствуют анимированные объекты.
И если ваша сцена статична, правильнее будет удалить анимацию. Как это сделать? Нажимаем сочетание клавиш ctrl+A, тем самым выделяя все объекты в сцене. Находим на верхней панели Animation → Delete Selected Animation.
Если случилось так, что при приближении к объекту колёсиком мыши этот шаг скачкообразный и слишком большой, вполне вероятно предположить, что в сцене есть объекты, которые находятся довольно далеко от центра координат.
Проверить это просто, нажав ctrl+A (выделятся все объекты в сцене) и затем нажимаем Z, что позволит центрировать эти объекты во вьюпорте. Вы сможете сразу заметить, какой же объект так далеко «убежал» и не даёт нашей сцене стать в центре вьюпорта. Решение очевидно: приблизить отдалённые объекты поближе к центру или при необходимости вовсе удалить их со сцены.
17. Что делать, если стрелки перемещаются отдельно от объекта
Частый вопрос среди новичков, т.к стрелки приобретают необычный вид и двигаются сами по себе, никак не сдвигая объект с места. Справа на панели необходимо найти кнопку Hierarchy → отжать кнопку Pivot.
18. Как изменить размер осей
Не всегда удобно работать с мелкими (или наоборот, слишком крупными) осями. Их можно уменьшать или увеличивать с помощью клавиш "+" и "-" . Если одна из осей подсвечена, вам не обязательно браться за саму ось, чтобы перемещать объект в ее направлении.
Вы можете браться за любое место объекта и перемещать его. Переключение между осями также можно делать с помощью клавиатуры. Клавиши F5, F6, F7 отвечают за оси x, y, z соответственно и клавиша F8 отвечает за переключение по двум осям одновременно.
19. Как запустить интерактивный рендер
В версии вирея 3.60.03 довольно просто это сделать нажатием пары кнопок. На панели V-Ray Toolbar выбираем Last VFB и из появившегося окна фреймбуфера, запускаем интерактив нажатием чайничка с зеленой стрелкой.
20. Как зафиксировать камеру
Если камера постоянно куда-то « улетает» и смещается, ее нужно просто зафиксировать. Важно выделить камеру вместе с Target (целью). Включаем все галочки. Соответственно, если камеру необходимо подвинуть, галочки снимаем.
21. Как избавиться от градиента и заломов стен
Часто это случается после действий с булиевыми операциями. Выделяем проблемный объект и применяем к нему модификатор Smooth .
22. Как включить пакетный рендер из нескольких камер (Batch render)
Замечательная функция в максе, о которой не все знают. Как же поставить рендеры в очередь один за другим, не просыпаясь по ночам и не запуская новый рендер из новой камеры вручную?
Rendering → Batch Render… → Add… (добавляем все ракурсы) → Output Path … (выбираем путь, куда будут сохраняться рендеры) → Camera (выбираем к каждому ракурсу свою камеру) → Render (очередь из рендеров запущена в просчет).
23. Как при batch render задать каждому кадру свои размеры?
(речь о разрешении кадра: ширина/высота)
Необходимо после добавления камеры, выделив её, поставить галочку override preset.
В открывшиеся настройки width height, вписываем необходимые значения. Скажем, для горизонтального ракурса - 3000 на 2000.
24. Что делать, если закончились свободные слоты в Material Editor
Мы с легкостью можем очистить одним махом все слоты сразу (при этом материалы, которые были в сцене, останутся на своих местах на объектах). Если возникнет необходимость отредактировать какой-то из этих материалов, можно снять его пипеткой с объекта, и он снова покажется в слоте.
Итак, очищаем шарики: Utilites → Reset Material Editor Slots
25. Как включить отображение текстуры на шарике
Может случиться такое, что на объекте текстура видна, а на шарике в слоте не отображается. Снимаем галочки в следующих окнах:
- Customize → Preferences… → General → Texture Coordinates: □ Use Real-World Texture Coordinates
- Material Editor → Bitmap → □ Use Real-World Scale
- в модификаторе UVW Map, примененном на объект → □ Use Real-World Map Size
Произойти такое может, если вы машинально зафиксируетесь на объекте замочком. Снимите выделение и все объекты будут снова доступны для работы.
Если выбран какой-то из режимов работы ниже (выберете All и сможете работать со всеми объектами в сцене).
Возможно, что объект просто заморожен и не поддаётся никаким действиям. Нажимаем правой кнопкой мыши во вьюпорте → Unfreeze All (размораживаем тем самым объект и работаем с ним дальше).
27. Как отключить красную подсветку полигонов
При работе с полигонами эта красная подсветка может отвлекать, потому можно отключить её, оставив только подсвечивающиеся ребра в пределах выделенных полигонов. Делаем это нажатием клавиши: F2
28. Делаем объект прозрачным без использования материалов
Данная функция полезна, когда вы строите модель по фото и вам нужно видеть подлежащий слой с изображением. Для прозрачности достаточно нажать сочетание клавиш alt+x или включить галочку в Display → See-Through
Если этой прозрачности оказалось недостаточно, можно прибегнуть ко второму варианту, который более гибкий в настройке. Выделяем объект, нажимаем правой кнопкой мыши → Object Properties… → Visibility- уменьшаем это значение (чем ниже, тем прозрачнее объект) → Ok
29. Улучшаем качество картинки во вьюпорте
Частая проблема при занесении в сцену чертежа в формате PDF. Не видны или отображаются пиксельно размеры и надписи. Сложно читаются и воспринимаются.
Это качество улучшить можно, нажав сочетание клавиш alt+B → Display Perfomance → Maximum задаем значения 5000/5000/5000 → Ok
30. Как удалить картинку с фона
Когда мы собираем сцену по референсу, строим по Perspective Match, во вьюпорте на общем фоне в качестве бэкграунда у нас находится картинка, которую можно удалить следующим образом: нажимаем сочетание клавиш alt+B → Background →
1)Находим внизу имя файла и нажимаем в этой строке Remove.
2)Второй вариант – переключить радикнопку на Use Customize User Interface Gradient Colors.
F1 – Help
F2 – Переключение затенения выбранных граней
F3 – Переключение между Wireframe и Shaded режимом отображения
F4 – Переключение между Shaded и Shaded + Edged Faces режимом отображения
Q – Выбор
W – Выбрать и Переместить
E – Выбрать и Повернуть
R – Выбрать и Масштабировать
H – Выбрать по Имени
G – Скрыть / Показать сетку
J – Переключить отображение угловыми скобками
CTRL-A – Выбрать всё
CTRL-D – Снять отметку со всего
Пробел – Переключения Блокировки выделения
От 1 до 5 – Элементы Editable Poly
1 – Вершина (Vertex)
2 – Ребро (Edge)
3 – Граница (Border)
4 – Полигон (Polygon)
5 – Элемент (Element)
7 – Счетчик полигонов
8 – Открыть диалог Environment and Effects
F – Переключиться на вид спереди (Front)
T – Переключиться на вид сверху (Top)
L – Переключиться на вид слева (Left)
P – Переключиться на перспективный вид (Perspective)
B – Переключиться на вид снизу (Bottom)
C – Переключиться на вид камеры (Camera)
V – Открыть меню видов
Z – Приблизиться к выделенному объекту
Ctrl-X – Показать / скрыть меню Command
Alt-Q – Изолировать объект
Alt-Shift-Q – Разизолировать объект
O – Переключение Adaptive Degradation
X – Переключение манипулятора (Transform Gizmo)
D – Делает окно неактивным, пока в него не переключишься (тыкнув мышкой)
+ и – Увеличение/уменьшение размера манипулятора (Gizmo)
F9 – Рендерит то окно проекций, которое было отрендерино в последний раз. В первый раз рендерится выбранное окно проекций.
Shift-Q – Быстрый рендер выбранного окна проекций.
F10 – Настройки рендера
M – открывает редактор материалов
CTRL-V – клон объекта
Alt-L – Выбрать петлю ребер
CTRL-Пробел – Скрыть объект
CTRL-SHIFT-Пробел – Раскрыть все объекты
CTRL-G – Объединить выбранные объекты в группу
CTRL-SHIFT-G – Разгруппировать
ALT-A – Выровнять объект относительно другого
Выполняя крупные заказы, будь это анимация, видеоролик или визуализация интерьеров, время играет большую роль как для заказчика, так и для исполнителя. Как поступить, если нужно отрендерить сцену несколько раз, но находиться у компьютера беспрерывно не выходит? В такой ситуации есть отличный помощник, встроенный в оболочку 3ds Max, под названием Batch Render.
Стоит отметить, что все настройки и манипуляции, связанные с Batch Render в 3ds Max, совместимы с рендер–движком Corona
Содержание
Разбор функционала Batch Render
Итак, давайте разберёмся как это работает. Для начала, чтобы открыть окно с Batch Render вам нужно проделать несколько шагов:
- Открываете сцену в 3ds Max
- Находите вкладку Rendering
- Кликаете по пункту Batch Render… в низу списка
Быстро пробежимся по кнопкам и функциям:
- Add… – нажатие данной кнопки добавляет одну из камер или другие имеющиеся виды в очередь
- Duplicate – нажатие данной кнопки создает копию уже имеющегося вида, добавленного вами ранее
- Delete – нажатие данной кнопки удаляет выделенный вами вид
Selected Batch Render Parameters
Настройки и параметры Batch Render
Собственно вот и раздел с основными настройками Batch Render. Давайте рассмотрим и их:
- Override Preset – наличие галочки позволяет проигнорировать настройки добавленного вами вида в очередь, заменив их другими. Следующие пункты как раз и будут этими настройками.
- Frame Start – настраиваемый параметр, позволяющий выбрать кадр, с которого нужно произвести рендеринг (применимо в основном при рендеринге анимации).
- Frame End – настраиваемый параметр, позволяющий выбрать кадр, который будет заключительным в процессе рендеринга (применимо в основном при рендеринге анимации).
- Width – настраиваемый параметр, отвечающий за ширину кадра.
- Height – настраиваемый параметр, отвечающий за высоту кадра.
- Pixel Aspect – настраиваемый параметр, отвечающий за рендеринг в особых размерах для отличимых по пикселям устройств.
- Name – название вашего вида, добавленного в очередь.
- Output Path – указанный вами путь сохранения ваших отрендеренных сцен. По этому пункту стоит отметить свои нюансы:
Для выбора формата файла лучшего всего подходит OpenEXR Image File (.EXR, .FXR). Он включает в себя самое объемное количество информации для нужных манипуляций с готовым изображением и удобен в редактировании. В любом случае, опирайтесь на ваш опыт и выбирайте то, что нужно именно вам.
В подразделе Gamma стоит также учитывать свои тонкости. Оставляйте выставление гаммы автоматически программой только в тех случаях, если вы уверены в её корректности и уже проверяли это тестовыми прогонами сцены. Иначе можете столкнуться с тусклым или некорректным отображением деталей на итоговом рендере.
Также, можете выбрать параметры гаммы вручную, нажав на Override и выставив нужное вам значение. Всегда знайте, что вы делаете, если боитесь что–то сломать, но это не отменяет того факта, что вы можете экспериментировать с настройками. Учиться на своих ошибках – тоже учеба. Только предварительно сохранитесь перед этим ;)
- Camera – позволяет выбрать одну из камер в вашей сцене для различных манипуляций в Batch Render.
- Camera – позволяет выбрать одну из камер в вашей сцене, если таковую нужно изменить
- Scene State – удобная функция, позволяющая задать определенные параметры одной и той же сцене, не меняя кардинально всю сцену. Допустим, можно изменить освещение для одного определенного ракурса, не заменяя его у других. Позволяет значительно ускорить работу без всяких “костылей”. Отмечу, что выбрать настройку по данному пункту, нужно предварительно сохранить её в отдельном разделе:
Откроется вот такое окно, где вы сможете производить различные манипуляции с вашей сценой, сохраняя, удаляя и редактируя различные параметры, для последующего их использования в определенных видах в Batch Render.
Данный функционал очень полезен, если вы работаете по одному и тому же шаблону от проекта к проекту и вбивать каждый раз нужные настройки затратно по времени. Это значительно сэкономит ваше время и позволит восстанавливать все нужные ваши настройки без нужды их ручного ввода.
- Preset – позволяет выбрать заранее заготовленный пресет настроек и параметров для всех ваших видов в очереди.
- Net Render – поставив галочку по данному пункту, рендеринг будет осуществляться посредством соединения с другими вашими компьютерами в сети, настроенными для сетевого рендеринга. Оставляйте неактивным, если вы собираете рендерить сцену только на одном вашем рабочем компьютере.
- Export to .bat… – нажатие данной кнопки создаст файл формата .bat в указанном вами месте. Открыв данный файл в дальнейшем, вы сможете автоматически применить все настройки, указанные ранее в Batch Render, и запустить процесс рендеринга.
- Render – собственно главная кнопка, по нажатии которой начнется автоматический процесс рендеринга поочередно каждого вашего вида, указанного в параметрах.
Рекомендации по работе с инструментом
Данный инструмент очень полезен, если вы уверены в правильности всех выставленных настроек сцены и готовы переложить ответственность на машину. Так или иначе, будьте готовы к различным правкам, так как потраченное время уже не отмотать назад. Заранее выставите все нужные вам настройки в разделе Rendering вашего движка рендеринга и убедитесь в их корректности. Будьте максимально осторожны и лучше всего проделайте черновые рендеры, чтобы убедиться в правильности заданных вами параметрах. Никто не запрещает вам познакомиться с данным инструментом прогнав в нем ваши сцена просто для изучения. Не откладывайте этот процесс когда уже приспичит, а времени на все тестирования просто не будет.
Одна голова хорошо, а Batch Render лучше. Пока есть возможность, то изучите функционал данного инструмента поплотнее. Это бесплатно :D
Остались вопросы, наткнулся на статью случайно и не понимаешь что происходит, но явно что–то интересное? Заглядывай в 3D CLUB и регистрируйся на бесплатный курс по 3D–моделированию и визуализации. Познакомишься с очень перспективной профессией и наконец–то вольешься в 3D–тусовку, о которой давно мечтал!
Читайте также: