Как сделать трибьют
Иосиф Бродский рассказывал, что ненавидит, когда люди поют стихи под музыку, а одному человеку, решившемуся исполнить стихи самого Бродского, поэт разбил голову его собственной гитарой.
Такое признание — мы его знаем со слов литературоведа-русиста Бенгта Янгфельдта — кажется чересчур жестоким даже для поэта, у которого, как известно, все святое. Но с тех пор, как Бродский не может отбиться, появилось немало доводов, помогающих его понять — от речитатива Земфиры через попытку Басты притвориться Гребенщиковым до монструозного альбома из семнадцати песен в исполнении Олега Митяева.
Не то чтобы стихи именно Бродского как‑то особо не дружили с музыкой, но большая часть примеров заставляет поежиться от кринжа.
Пока российское государство то пассивно, то агрессивно враждует с Украиной, Грузией и Прибалтикой, музыканты разных стран игнорируют эту вражду, объединяются, создавая на уже давно не русскоязычном пространстве мандельштамоязычное.
Строки Ахматовой не растворяются в этих песнях и не высвечиваются новыми красками, а неловко лежат, накинутые сверху на музыку, никак с ними не взаимодействующую.
Вообще же в альбоме сложно выделить хотя бы одну песню, которая запомнится: это очевидные тексты, спетые очевидными певицами под очевидные аранжировки. По-настоящему хороших треков тут нет, зато и по-настоящему плохой только один. Если и есть жанр, по-настоящему достойный в 2021 году быть похороненным, — это хриплая мелодекламация с придыханием под фортепианные переливы. Если составители сборника нарочно поставили Ах Астахову в финале, чтобы остальная пластинка на фоне этих мучительных 70 секунд показалась не такой заурядной, то им почти удалось.
Значит ли все это, что хватит уже записывать сборные альбомы на стихи поэтов? Мне кажется, что нет. Такие эксперименты могут актуализировать наследие запылившихся классиков, вывести на передний план недооцененных (было бы очень интересно услышать трибьют Николаю Олейникову, Зинаиде Гиппиус и Семену Кирсанову). В конце концов, стихи могут стать элементом, связывающим воедино размежеванную культуру: ну кто еще, кроме Мандельштама, способен объединить Оксимирона с Агутиным.
Главное — делать это так, чтобы поэту не захотелось дать вам инструментом по голове.
Немалую роль в популяризации трибьютов сыграла Мировая Мекка интертейнмента – Лас Вегас: сегодня в расписании почти каждого уважающего себя заведения значатся ежевечерние выступления Мадонны, Элвиса Пресли, Майкла Джексона и других легенд. И, пожалуй, именно Вегас привнес в это явление шоу-элементы, тем самым превратив его во вполне самостоятельное и коммерчески успешное направление индустрии развлечений.
Соответственно, и требования к артистам-участникам шоу предъявляются высочайшие: рядовой лидер трибьют-шоу сегодня непременно должен обладать внешними сходствами с оригиналом, иметь вокальное образование и, более того, знать все нюансы речи и вокала артиста, чтобы довести собственную манеру исполнения до 100% -го совпадения с оригиналом.
Многие музыканты представили альтернативные прочтения любимых треков — например, группа ЛСП, Даня Милохин, Монеточка, Алёна Швец, Манижа, французская певица Imany и даже Алла Пугачёва с Софией Ротару.
Другие не согласились с подобными претензиями, напомнив о мировой славе скандального бэнда, который, по их мнению, поддерживал ЛГБТ-сообщество.
Большинство каверов сильно отличаются от оригинальных версий и представляют собой скорее симбиоз авторских стилей. Многие меломаны нашли это очаровательным и похвалили самых оригинальных исполнителей — ЛСП, Алёну Швец, Монеточку и Imany.
Poison Prince
Мне нравится, что много треков очень отличаются от оригиналов. Потому что слушать копии, как у Веры Брежневой, скучно. Хороший сборник. Моя Мишель, Манижа, White punk, ЛСП, Монеточка — пока главный топчик.
В комментариях люди активно делят впечатлениями и анализируют, что нового принёс каждый из исполнителей.
Крис О'брайан
Можно тогда просто все строчки изменить и называть это произведение кавером. Кавер на то и есть кавер, что текст не переделывают. Это неуважение к первоисточнику.
Однако позже некоторые пользователи соцсетей отметили, что многие треки, в том числе и Манижи, были написаны задолго до выхода трибьют-альбома. Так что, вполне возможно, критика в сторону исполнителей необоснованна.
Также слушатели трека Оксимирона запустили шуточный флешмоб. В нём пользователи Сети ищут убийц борща и Ванессы Рысь.
В 2014 году коллектив The BeatLove впервые появился на российской сцене. В тот вечер музыканты выступили в образах легендарной ливерпульской четверки и исполнили их песни. С тех пор творчество ребят постоянно сопровождают разговоры о плагиате. Впрочем, подобная участь ожидает все трибьют-группы. Royal Cheese пытается разобраться, справедливо ли считать кавер-коллективы ворами.
Миссия Tribute Band
Конечно, молодые парни разодетые в костюмы групп The Beatles или AC/DC иногда напоминают радикальных фанатов, но на самом деле это трибьют-группы. Нота в ноту музыканты исполняют версии песен того коллектива, чей образ они взяли. Их не стоит путать с группами-подражателями, ведь артисты придерживаются заданного амплуа и стараются максимально точно исполнить оригинал. По сути, их миссия — дать возможность людям, не заставшим творчество кумиров, окунуться в атмосферу их концерта.
Некоторые исследователи считают , что трибьют-группы — ключевые участники повсеместного развития популярной музыкальной культуры. Они способствуют подъему исторического сознания в музыке. Но серьезные фанаты могут негативно отнестись к такому творчеству, ведь прошлое популярной музыки заслуживает внимательного отношения и уважения к наследию. Дело в том, что не все трибьют-бенды качественно отыгрывают аккорды, передают особенности вокала и сценического образа. В итоге их попытка, может быть воспринята как жалкая пародия, а самых матерых фанатов это даже оскорбит.
Зарождение культа
Конечно, в музыкальной индустрии предпочтительнее развивать собственную индивидуальность, ведь за костюмами людей, которые уже стали великими, у артиста нет никакой возможности заявить о себе. Однако существует аудитория, заинтересованная в концертах-оммажах на легендарных исполнителей.
Когда возник феномен и кто стал главным вдохновителем его создания — спорный вопрос. Скорее всего, первыми трибьют-группами были ярые поклонники The Beatles, например, недолговечная группа The Buggs или кто-то из двойников Элвиса. Кстати, изначально подобные коллективы создавались в честь оригинальных групп, но некоторые из них перерастали поклонение и начинали обзаводиться собственной аудиторией и фанатами. Группа Only One Direction , например, устроила собственный гастрольный тур по Англии.
Еще один случай произошел в 2009 году, когда Джон Бон Джови подал в суд на женскую группу Blonde Jovi. Коллектив распался в 2010 году.
Трибьют женственности
Не только мужчины собирают группы, чтобы отдать дань своим кумирам. По сей день существуют коллективы, в которых играют исключительно женщины. Причем они действительно выделяются из массы, потому как не являются полной копиркой великих. К ним относятся Iron Maidens, AC/DShe, Aerochix, Joanne Joanne (трибьют Duran Duran) и Lez Zeppelin.
Сергей Родыгин — русский Джон Леннон
Сергей, когда и как появилась идея создать трибьют-группу?
Идея витала в воздухе давно. Я с детства люблю Битлз и всегда горел желанием играть их песни. Спусковым крючком послужил концерт Пола Маккартни в Олимпийском (2011 год). В тот момент рядом со мной оказались несколько музыкантов-единомышленников и как-то завертелось.
Почему выбор пал именно на The Beatles?
В разные периоды своей жизни я слушал совершенно разную музыку — от тяжелого рока до джаза. Но к битлам я всегда возвращался как к родным берегам. Их песни любимы и популярны до сих пор, хотя группы нет уже полвека.
Как прошел первый концерт коллектива? Чем ответила публика?
Первый концерт прошел в невероятно теплой атмосфере. Пришло много друзей, а также незнакомых людей, многие из которых впоследствии стали нашими друзьями.
Что самое сложное в деятельности трибьют-коллектива?
Сложно вжиться в чужой образ, перевоплотиться на сцене в другого человека, и при этом чувствовать себя естественно.
Почему оммаж-концерты пользуются популярностью, и в чем заключается миссия трибьют-групп?
Никто уже никогда не сможет посетить концерт настоящих битлов, увидеть любимых артистов живьем. Мы даем людям возможность почувствовать, как это было. Хоть на миг поверить в то, что перед ними настоящая ливерпульская четверка.
Часто ли приходится сталкиваться с обвинениями в плагиате со стороны тех, кто не понимает цели подобного творчества?
Недоброжелателей у нас хватает. Стараемся не обращать на них внимания. А для тех, кто обвиняет в плагиате, у нас есть ответ — в 2014 году группа получила официальное разрешение правообладателя на исполнение песен The Beatles.
Опиши вашу аудиторию.
От мала до велика. На наших концертах можно встретить как подростков, так и людей в возрасте. Часто приходят семьями — дедушка с бабушкой, мама с папой и дети. Три поколения битломанов.
Расскажи о самой интересной реакции на ваше творчество во время концерта.
Иногда люди плачут, рассказывая о том, что мы исполнили их мечту. Это невероятно трогает и вселяет веру в то, что мы занимаемся правильным и нужным делом.
Существует ли конкуренция среди трибьют-групп?
В мире существует огромное количество трибьют-коллективов, но для нашей страны этот жанр пока в диковинку. Несмотря на это, у нас уже появляются последователи.
Ты бы не хотел в будущем попробовать создать трибьют на другой коллектив?
Тем, кто попал сюда впервые, стоит понять разницу между "трибьютом исполнителя" и "концертом исполнителя".
Итак, Tribute (дословно: коллективный дар) — дань уважения коллективу и его творчеству, в формате творческого вечера. Цель подобных мероприятий — дать возможность музыкантам отдать дань уважения группе путем исполнения их песен в специальных обработках (каверы) или оригинальных версиях, а всем желающим зрителям — услышать любимые песни, пусть не из уст кумира, но (зачастую!) в красивом, качественном или просто интересном и необычном исполнении.
Помимо творческой и сценической составляющей, есть еще и духовная: мы собираем на таких концертах по 80-100 человек ценителей творчества группы и, конечно же, знакомимся друг с другом. Невероятно, но на таких вечерах многие находят не только друзей, но и любовь! :)
Группа, как правило, не имеет к трибьюту никакого отношения, т.к. организация подобных мероприятий — полностью инициатива фан-клуба. Актуальный график концертов любимой группы вы можете найти на официальном сайте, в официальном сообществе или где-нибудь еще, но не здесь. Мы — неофициальные слушатели и любители творчества группы.
Читайте также: