Как сделать трафарет для шелкографии без эмульсии и экспонирования
Затем ее приклеивают к трафаретной раме, к которой она должна вплотную прилегать. На больших трафаретных ситах для этого используют грузы. Для небольших рам, например, для печати на дисках, проблему решить гораздо сложнее, потому что из-за небольшой величины рамы грузы трудно расположить. Если груз расположить неправильно, в середине трафаретного сита может возникнуть сильное прогибание и недостаточный контакт сетки и рамы.
Для приклеивания сетки хорошо зарекомендовали себя два вида клея: бесцветный Kiwobond 1001 НМТ и Kiwobond 1000 НМТ, окрашенный в красный цвет. Эти два клея абсолютно идентичны по своим свойствам. Бесцветный клей Kiwobond 1001 НМТ разработан специально для печати на CD. А при использовании клея Kiwobond 1000 НМТ проблема состояла в том, что красный пигмент был виден, особенно при печати белой подложки (после 10 тыс. отпечатков белый цвет приобретал розоватый оттенок).
При печати любого цвета, кроме белого, можно использовать клей Kiwobond 1000 НМТ или Kiwobond 2000 Color (окрашенный). Последняя версия интересна тем, что позволяет маркировать сита для каждой краски: голубой, зеленой, красной и желтой. Клей Kiwobond 2000 Color не рекомендуется использовать для печати белой подложки.
Обязательной процедурой является обезжиривание. До натянутой трафаретной сетки кто-то может случайно дотронуться руками, и в местах прикосновения эмульсия держаться не будет.
Обезжиривать сетку обязательно нужно специальными средствами.
Средства для обезжиривания Kiwo Pregan NT 9 и Kiwo Pregan NT-Paste относятся к экологически чистым продуктам, так как изготовлены на основе природного сырья, и после их применения отходы можно слить в канализацию.
Хотелось бы обратить ваше внимание на продукт Kiwomesh X-CEL. Это новая разработка, сделанная совместно с некоторыми фирмами-производителями сетки. Помимо обезжиривания это средство одновременно подготавливает сетку для изготовления трафарета. В процессе обезжиривания вокруг нитей сетки образуется тонкий слой, который способствует тому, чтобы эмульсия лучше держалась на сетке, снижался электростатический заряд и краска лучше протекала через сетку. И, наконец, если сетка была обработана Kiwomesh X-CEL, то при повторном использовании сита вы избегаете двойных изображений. Это средство можно применять при изготовлении трафаретов с помощью капиллярной пленки.
После того, как сетка обезжирена, на нее нужно нанести фотоэмульсионный копировальный слой. В настоящее время используются две системы нанесения: копировальный слой и капиллярная пленка. Трафарет также может быть комбинированным, т.е. состоящим из копировального слоя, нанесенного на сетку и капиллярной пленки. Для работы на больших тиражах и повышения тиражестойкости KIWO рекомендует изготовление комбинированного трафарета. Если тираж небольшой, то можно использовать капиллярную пленку, однако в 9095% случаев для печати по дискам используют прямое нанесение эмульсии.
В состав основы для построения копировального слоя входят поливинилалкоголь (ПВА), смесь из ПВА и сенсибилизатора SBQ, смолы и дисперсия из различных искусственных материалов. Эта смесь разбавляется водой (40—70% состава эмульсии). Для того чтобы эмульсия работала, она должна содержать сенсибилизатор, это может быть Diazo, SBQ- соли и смолы, восприимчивые к УФ-излучению. В состав эмульсии также входят красящие пигменты (красный/зеленый, коричневый, синий), средства для растекания (помогают равномерно нанести эмульсию на сито), пластификатор для гибкости и антивспениватель для предотвращения образования пузырьков.
Все эмульсии подразделяются на три основные группы:
Первая группа Kiwocol — это двухкомпонентные диазоэмульсии, содержащие ПВА. Перед применением в них нужно добавить сенсибилизатор и другие добавки.
Большинство эмульсий, которые используют для печати на CD, относятся ко второй группе Diazo-УФ-полимер (Azocol). Эти эмульсии позволяют получить высокое разрешение и качество печати, а также лучшее перекрытие нитей сетки.
В третью группу входят однокомпонентные эмульсии — SBQ-фотополимеры (Polycol). Они применяются в больших фотопроекционных камерах, требуют минимальное время для засвечивания, однако для производства CD они не подходят.
У всех эмульсий различается время засвечивания. У белой сетки допуск очень маленький, у окрашенной он увеличивается, особенно это заметно при использовании фотоэмульсии Diazo или Diazo-УФ-полимер. Это значит, что можно слегка недосветить сетку или, наоборот, пересветить, — результат готового трафарета будет хорошим.
У фотополимера SBQ этот допуск очень маленький — всего несколько секунд, поэтому если недосветить или сильно пересветить сетку, могут возникнуть проблемы с адгезией эмульсии.
Более подробно рассмотрим Diazo- УФ-полимеры, используемые для печати на CD продукта — Azocol Poly-Plus S и Azocol X-Cel — дают самое лучшее разрешение при полноцветной печати из всех эмульсий KIW0. Некоторые потребители используют эмульсии Azocol Z1 и Azocol Z8.
После выбора фотоэмульсии ее нужно правильно нанести на сетку. Существует два способа: с помощью автоматов для нанесения эмульсии Kiwomat или с помощью ручной ракель - кюветы. Ручной ракель для нанесения эмульсии называется KIWO TwinCoater и имеет два разных края: круглый и острый.
TwinCoater выпускается длиной 2 м, поэтому его можно разрезать на удобный размер и закрепить по краям заглушками. Для изготовления трафаретов для CD применяют специальные машины, например, Kiwomat CD 4 — конструкцию для автоматического нанесения эмульсии на CD- рамы, позволяющую одновременно наносить эмульсию на четыре готовых сетки практически одинаковым слоем. Однако многие до сих пор пользуются ракелем.
При использовании ракель-кюветы с закругленным кантом (радиус канта — 1,25 мм) можно нанести эмульсию намного быстрее, заполнить ячейки эффективнее, а слой эмульсии получается толще. При применении кюветы с острым кантом (радиус закругления — 0,50 мм) кювета протягивает эмульсию по сетке, не заполняя ячейки трафарета. Это нужно для того, чтобы слой эмульсии получился максимально ровным.
Для того чтобы абсолютно ровно построить поверхность, избежать высокого значения Rz (шероховатости поверхности готового трафарета) и получить хорошие отпечатки, нужно выбрать оптимальную толщину трафарета.
В процессе сушки трафаретной печатной формы температура в сушильном шкафу должна быть не выше 40 °С (иначе эмульсия начинает портиться), максимальная влажность — 45%. Для этого необходимо поддерживать хорошую циркуляцию воздуха в сушильном шкафу, отвод влажного и приток свежего воздуха. Кроме того, важно наличие фильтра для улавливания пыли.
Вместо прямого нанесения эмульсии можно использовать капиллярную пленку. Наносить ее на форму можно несколькими способами:
Первый способ, самый простой и известный — нанесение с помощью воды, когда сетка сначала обезжиривается с помощью Kiwomesh X-CEL, разворачивается капиллярная пленка и наносится на водяную пленку, затем на сите защитный полиэстеровый слой снимается с эмульсии.
При втором способе сначала распыляется мелкодисперсная вода, а затем наносится капиллярная плена. В этом случае трафарет еще мокрый, рамка с капиллярной пленкой находится на столе, и за счет того, что на сетке есть вода, эмульсия на капиллярной пленке втягивается и соединяется с водой. Далее с помощью ракеля убирают лишнюю воду и кладут трафарет в сушильный шкаф. Это достаточно простой способ нанесения капиллярной пленки.
Третий способ заключается в следующем: берут сухое сито и помещают капиллярную пленку со стороны печати. С помощью электростатического заряда пленка прикладывается и закрепляется. После этого с помощью распылителя ее смачивают. Точно так же за счет капиллярного эффекта происходит соединение капиллярной пленки с сеткой. Это очень хороший и чистый способ изготовления трафарета.
Итак, мы натянули трафаретную сетку на раму, прикрепили, нанесли эмульсию, высушили. Теперь с помощью УФ-излучения нужно закрепить эмульсию на сетке. Какую бы эмульсию мы ни взяли, процесс будет один и тот же. Спектр засветки находится в пределах от 300 нм до 400 нм — это невидимое УФ-излучение. Существуют разные источники засвечивания, но выбираем металлогалогеновую лампу, так как самая большая мощность излучения у нее именно в этом диапазоне. Оптимальный источник света для засвечивания — точечный: он дает минимальное светорассеивание на линзе. Есть некоторые фирмы, которые засвечивают формы источником рассеянного света (неоновыми лампами), например, для печати по текстилю. При печати по CD это не допустимо, потому что происходит большое рассеивание света и адгезия эмульсии к сетке ухудшается.
Для оптимального результата важно четко определить время засвечивания. Можно применить пошаговую засветку с помощью тестовых пленок, но это довольно продолжительная процедура. Самый оптимальный вариант — использовать калькулятор для засветки KIWO ExpoCheck. Он содержит фильтр, состоящий из участков, пропускающих разное количество света (от 10% до 100%). На этот фильтр сверху кладут позитивную пленку. Делая засветку через фильтр, сразу имеем результат десяти вариантов засвечивания — от 100%-го засвечивания через прозрачный участок пленки до 10%-го через темный участок. Получается симуляция различного времени засветки. Использование ExpoCheck экономит огромное количество времени.
Следствием короткого времени засветки будет незаконченная фотохимическая реакция, в результате чего не образуется полимерная сетка и произойдет вымывание эмульсии со стороны ракеля. Оптимальное время засветки достигается в том случае, если УФ-излучение проходит через весь выстроенный слой эмульсии, после чего он полностью засвечивается, и при печати получаются резкие контуры, линии и точки.
В случае пересвечивания, эмульсия в нижней части начинает разрушаться точно так же, как при недосвечивании, в результате этого получаются неровные контуры.
В настоящее время на рынке появился еще один способ изготовления трафаретов — система Computer-to-Screen (CTS), которая применена в приборе KIW0 Screen Setter для производителей CD и DVD. Эта машина производит прямую засветку цифровых данных на трафарете с обычной эмульсией или капиллярной пленкой с помощью УФ-излучения. Основу прибора светового модулирования (DMD) составляет чип Digital Light Processing (DLP), в котором содержится 1,3 млн небольших зеркал, размер каждого зеркала —17 мкм. Для сравнения: размер человеческого волоса — 55—60 мкм. В зависимости от рисунка, который должен быть засвечен, эти небольшие зеркальца открываются или закрываются, и таким образом происходит засвечивание.
Для засвечивания имеются машины двух моделей. При использовании KIW0 ScreenSetter 2820 CD/DVD бир на стол можно одновременно положить шесть трафаретов.
Новая модель KIW0 ScreenSetter 2820 CD/DVD Combo 6/6 отличается тем, что одновременно можно изготовить шесть трафаретов или положить офсетную пластину. В машине можно делать комбинированную засветку: три трафарета и три офсетных пластины в один заход. На рис. 10 показано, от каких операций можно отказаться, используя CTS. Черные треугольники обозначают операции, которые нужно проделать при традиционном способе изготовлении трафарета; оранжевые показывают операции, которые выполняют, используя технологию CTS. Система легко устанавливается и проста в обращении. Надо сказать, что машины очень дорогие, но за счет экономии времени и материалов они окупаются достаточно быстро. Уверен, что за системой CTS будущее, так как пленки становятся все более дорогими, от их применения, скорее всего, откажутся в ближайшее время.
После засвечивания трафарет нужно проявить. Проявление трафарета происходит вручную очень аккуратно: сначала со стороны ракеля, под небольшим давлением воды, чтобы сделать копировальный слой более мягким, затем берется душ с интенсивной подачей воды или используется насадка KIWO Profiwash. Копировальный слой вымывают и проявляют до тех пор, пока не станет видно каждую линию и точку. Промывание нужно делать обязательно со стороны печати, потому что со стороны ракеля можно продавить эмульсию на сторону печати, в результате чего эмульсия может вымыть сторону печати.
Измерение и контроль трафаретных печатных форм очень важны при печати оптических дисков. Для того чтобы измерить толщину эмульсионного слоя, требуется измерить расстояние от сетки до края этого слоя. Для печати УФ-крас- ками толщина эмульсионного слоя над сеткой должна составлять 3—5 мкм. Для получения такого слоя нужно использовать капиллярные пленки толщиной 15—18 мкм, потому что более чем две трети ее эмульсионного закрепляется на сетке. Оставшаяся треть, т.е. 3—5 мкм, остается на поверхности сетки и формирует необходимый для печати слой.
Важно знать значение Rz, а также насколько ровным получился слой со стороны печати. Чем более ровным будет эмульсионный слой, тем более ровные четкие края у точек и линий можно пропечатать. Существует специальный прибор для измерения шероховатости — алмазная игла, которая считывает эти неровности со стороны печати и оценивает качество поверхности трафарета. Чем ниже значение Rz, тем более ровная поверхность и тем лучше качество печати. Такого результата можно достичь в результате заключительного нанесения эмульсии после промежуточной сушки с помощью ракель-кюветы с заостренным краем, заполняя неровности со стороны печати. Нужно получить то, что называется каналом для протекания краски и, соответственно, абсолютно гладкую поверхность со стороны печати. При высокой шероховатости краска затекает в углубления, и четкого края линии и четкой точки не получается.
Непосредственно после печати нужно удалить краску с формы, потому что она быстро воспринимает УФ-излучение и засыхает на трафарете. Можно также удалить и эмульсионный слой, хотя при печати CD этим практически не пользуются. Но если вы решили использовать сетку повторно, эмульсия должна быть снята. Важно сразу после того, как прошла печать, убрать трафарет в темное помещение. Для удаления нанесенной эмульсии вручную нужно сделать несколько операций:
смочить трафарет с обеих сторон и нанести средство для удаления эмульсии;
специальной щеткой нанести средство для удаления копировального слоя с обеих сторон трафарета и оставить на некоторое время для воздействия на эмульсию;
При механических повреждениях сетки, потере степени натяжения, затвердевании двухкомпонентных красок не имеет смысла регенерировать сетку — ее просто выбрасывают. После удаления эмульсии существует опасность возникновения двойных изображений при печати из-за остатков краски, Diazo, фотоэмульсии или из-за механических повреждений. Удалить их практически невозможно и возникает вопрос, а нужно ли делать регенерацию с использованием большого количества агрессивной химии. Скорее всего, это нецелесообразно, вредно для людей и окружающей среды.
Восстановить сетку, на которой остались изображения, возможно. При наличии остатков Diazo используют хлорсодержащие продукты, например, Pregan Antignost Extra. Если осталась краска, то применяют щелочные продукты, например, Pregan Megaclean X-Tra. Для этих целей существуют различные виды щеток: № 1 — белая для обезжиривания с очень тонкой щетиной, № 2 — голубая для смывки остатков краски, № 3 — зелёная для удаления слоя эмульсии, № 4 — красная с более прочной и стабильной щетиной для удаления эмульсии с помощью пасты.
Шелкография – метод нанесения рисунков или текста на любые поверхности с помощью трафарета. Чаще всего с помощью этой техники украшают одежду. Но и металлические, пластмассовые и прочие объекты тоже подойдут. Шелкографию не трудно освоить. Вам не нужны специальные навыки и дорогостоящее оборудование. Только доступные каждому материалы, внимательность и пара минут на прочтение этой статьи.
Рамка
Первое, что вам понадобится – это трафаретная рамка.
Самые дешевые рамки для шелкографии делают из дерева. Их часто продают в канцелярских или художественных магазинах в виде заготовок. Алюминиевые аналоги слегка дороже, но они не боятся химикатов, дольше служат и не деформируются.
Если планируете пробовать трафареты разного размера, то выберите рамку побольше – для универсальности (от 30×45 см и больше). Вдобавок, она не должна быть слишком тяжелой, чтобы после завершения работы руки не ныли от усталости.
Сетка
Главное, что вам нужно знать о сетке перед покупкой – ее плотность. Чем больше нитей приходится на см 2 , тем она выше. Показатель в пределах 16-20 подходит для большинства задач. Если хочется, чтобы принт выглядел винтажно потрепанным, выберите сито с плотностью 12. Если собираетесь отпечатать рисунок на пластиковой поверхности или на бумаге, остановитесь на варианте 30-40.
К слову, готовая рамка с сеткой может продаваться в специализированных магазинах (для художников, для хобби и т.д.). Правда, цены на них зачастую завышают, и в таких случаях выгоднее сделать сито самостоятельно.
Остальные ингредиенты
Разумеется, понадобится краска. Рассмотрим популярные разновидности:
- Сольвентная. Резко пахнет и имеет в составе токсичные соединения, которые не лучшим образом влияют на здоровье. Зато отлично отпечатывается на дереве и стекле.
- На водной основе. Безвредная. Подходит для шелкографии на футболках и бумаге. Из минусов: стирается быстрее аналогов, хуже переносит влажную среду.
- Фритты. Красящие вещества на керамической основе, с помощью которых обычно украшают стекла.
- Пластизольная краска. Пожалуй, самая удачная и сбалансированная. Не воняет. Создает яркие, насыщенные принты. Хорошо переносит стирку, способна формировать объемные рисунки (вместе с примесями). Идеальна для текстиля.
Далее понадобится фотоэмульсия, которая подходит к конкретной краске. Она поставляется вместе с сенсибилизатором – добавкой, которая повышает светочувствительность.
Наконец, понадобятся еще несколько инструментов. Молоток и гвозди (либо степлер) – для того чтобы скрепить сетку и рамку. А также ракель – скребок, который помогает пропустить краску через отверстия в сетке и удаляет ее остатки.
Трафарет
Для первого раза подберите что-нибудь простое, вроде элементарной геометрической фигуры. Так вам будет проще работать с незнакомой технологией и материалами на первых порах. Ведь чтобы отпечатать большое количество деталей, нужны опыт и сноровка. Учтите, что в домашних условиях за раз получится сделать рисунок только с одним цветом. Если вам нужен разноцветный принт – наносите разные цвета слой за слоем после того, как высох предыдущий.
Приступаем к работе
Сначала проверьте, хватит ли размера сетки для рамки. Натягивайте ее плотно, чтобы не осталось неровностей и рисунок не исказился. Но не переусердствуйте, чтобы не порвать. Затем используйте степлер или старый добрый молоток. Интервал между скобками (либо гвоздями) – от 2.5 до 5 см. В конце обрежьте излишки сетки.
Важно: лучше покрывать эмульсией плоскую сторону сита.
Засвечиваем рамку
Пока сито сушится, найдите лампу (на этот раз – не красную). В инструкции к эмульсии должны быть прописаны рекомендуемая мощность, расстояние до источника света (обычно – от 30 до 60 сантиметров) и время сушки. Положите рамку на черную поверхность (например, на кусок ткани) и оставьте сушиться под прямым светом лампы. Не трогайте ее в течение всего процесса.
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
После того как эмульсия нанесена на сетку, часто считают, что дело сделано, больше ничего произойти не может. Но сушка эмульсии сильно влияет на качество и характеристики формы. Эмульсию нужно сушить в горизонтальном положении ракельной стороной вверх (рис. 1), в помещении, где нет пыли и отсутствуют источники белого света. Это предотвращает провалы эмульсии в ячейки сетки при усадке, улучшая равномерность поверхности формы (Rz). Хотя ткань должна быть покрыта эмульсией с обеих сторон, для наилучшей стойкости трафарета на ракельной стороне не должно быть возвышающегося над сеткой слоя эмульсии. Другими словами, если по какой-либо причине сушка происходила ракельной стороной вниз, это могло привести к увеличению слоя эмульсии на внутренней его стороне.
В результате возникают следующие трудности:
На рис. 2 (а, b) видны результаты неправильного положения рамы при сушке, выражающиеся в значении Rz и состоянии слоя эмульсии со стороны печати. Не стоит напоминать, что рамы с сеткой и нанесённой эмульсией нужно сушить в специальном сушильном шкафу с регулятором температуры и эффективной вытяжкой для удаления водяных паров. Максимальная безопасная температура сушки трафаретов 40 °С. Те же требования распространяются и на самостоятельно изготавливаемые печатниками шкафы для нестандартно больших рам. Если дополнительно применяется тепловентилятор, его положение относительно рамы нужно регулярно менять, чтобы избежать местного перегрева и обеспечить равномерную сушку.
Примечание
Слишком сильный нагрев может сделать эмульсию нерастворимой, что в первую очередь скажется при промывке тонких деталей сюжета. Очень важно, чтобы нанесённая эмульсия была тщательно высушена перед экспонированием, особенно при работе с эмульсиями фотополимерными или предназначенными для проекционного экспонирования. Остаточная влага сильно снизит светочувствительность, полноценное отверждение станет невозможным.
При обдуве трафаретов вентилятором без подогрева воздуха необходимо, чтобы относительная влажность не превышала 60%, иначе форму будет сложно высушить. Можно оценивать количество влаги в эмульсии с помощью прибора Aquacheck. После того как эмульсия стала сухой на ощупь, он прикладывается к поверхности сетки с нанесённой эмульсией. Индикатор даёт точную информацию о количестве влаги и готовности эмульсии к экспонированию. Если стрелка лежит в красной или оранжевой зоне, эмульсия ещё не высохла.
Примечание
Плохо высушенная эмульсия будет: а) неправильно экспонирована; б) иметь плохую адгезию во влажном состоянии, низкое разрешение, чрезвычайно плохую стойкость и низкую резкость.
Анализ параметров трафаретной формы
Трафаретные формы играют решающую роль в определении качества печати. Их рабочая поверхность, получаемая с помощью жидких фотоэмульсий, будет иметь неравномерную толщину и шероховатость (важнейшие характеристики), если предварительно не стандартизовать техпроцесс, обеспечивающий стабильные и качественные результаты.
Толщина трафаретной формы
Равна толщине слоя эмульсии, возвышающегося над поверхностью сетки на печатной стороне. Для точной оценки параметра необходимо замерить общую толщину трафарета (сетка плюс эмульсия) и вычесть толщину ткани.
Примечание
Для получения корректных результатов необходимо, чтобы эмульсия была высушена ракельной стороной вверх. В противном случае реальная толщина эмульсионного слоя будет больше на величину слоя на этой стороне.
Пользуясь прибором, толщину трафаретной формы, создаваемой для стандартной графической печати, следует выдерживать в пределах 10 мкм, а лучше — от 4 до 8 мкм. Слишком толстая форма препятствует нормальному проходу краски, а с быстросохнущими возникнут проблемы со стабильностью на сетке, т. к. краска будет оставаться и засыхать в элементах формы.
На толщину трафаретной формы также влияют:
Неровность поверхности формы
Вплоть до конца 80-х годов печатники имели два средства оценки качества трафаретной формы: микроскоп и сам оттиск. Хотя первый идеален для оценки чёткости кромок и разрешения, им нелегко определить степень неравномерности эмульсионного слоя. Оценка по оттиску — наилучший метод, если не нужен экспресс-анализ качества трафарета.
В начале 90-х промышленность приняла на вооружение прибор, используемый в машиностроении для измерения профилей поверхности материалов — профилометр (рис. 3), с помощью нескольких замеров оценивающий неравномерность (шероховатость) поверхности (Rz) в микронах. Небольшие значения соответствуют приемлемому уровню неровности, большие — сильной неравномерности. Профилометр измеряет разницу между самой высокой и самой низкой точками поверхности, т. е. между вершинами и впадинами эмульсионного слоя (рис. 4). Потому не следует путать эти значения с толщиной трафаретной формы: эмульсионный слой небольшой толщины может иметь как высокое, так и низкое значение Rz в зависимости от способа производства трафарета. Марок профилометров для работы с трафаретами много, но все работают по одному принципу, делая до 5-ти замеров на поверхности и вычисляя среднее значение. Большинство можно подключать к принтеру, распечатывающему результаты в виде графика и численных значений (рис. 5). При значениях Rz 5–10 мкм большинство стандартных трафаретов дают хорошее качество печати. Значения Rz для трафаретов, изготовленных с помощью эмульсии двойного отверждения и предназначенных для печати рекламных щитов, приведены в табл. 2.
Примечание
По норме, установленной Европейской ассоциацией производителей трафаретной печати ESMA, прибор при измерении значения Rz следует располагать под углом 22° к нитям ткани. В противном случае его показания могут быть неверны.
Обработка прямых трафаретных форм
Экспонирование
Все прямые фотоэмульсии экспонируются в вакуумной раме с мягким резиновым полотном, которое принимает форму рамы, плотно прижимая к ней плёночный позитив и сетку с нанесённой эмульсией. Для наилучших результатов эмульсионная сторона позитива должна быть обращена к эмульсии на сетке. Эмульсия экспонируется УФ-излучением заданного спектра, для изображений с тонкими деталями следует применять окрашенную ткань. Подробнее экспонирование рассматривается в следующих разделах.
Важно помнить, что трафаретные формы с высоким значением Rz, скорее всего, не обеспечат плотного контакта между плёночным позитивом и слоем эмульсии (рис. 6). Итог — рассеяние света и более низкое разрешение даже при использовании окрашенных тканей.
Проявка
Проявлять трафарет следует после экспонирования как можно скорее. В промывочной кабине его следует располагать вертикально, желательно с задней подсветкой жёлтыми или оранжевыми флюоресцентными лампами. Промывать тщательно с обеих сторон струёй холодной или тёплой (но не горячей) воды под средним давлением (высокое давление не допускается). После того как изображение проявилось, остатки воды нужно осторожно вытереть качественной замшей (рис. 7) либо чистой впитывающей газетной бумагой. Ещё лучше воспользоваться промышленным пылесосом — аспиратором. Хотя химическое отверждение эмульсии произошло, до полного высыхания её легко повредить. При работе с трафаретами, содержащими мелкие детали или полутона, нельзя направлять шланг аспиратора на их печатную сторону.
Примечание
Используя бумагу для сбора влаги, учтите, что это должен быть сорт, не оставляющий пыли. Если бумага прилипает к эмульсии на внутренней (ракельной) стороне трафарета, это признак недостаточного экспонирования, в результате которого могут быть ухудшены разрешение изображения и стойкость формы.
Резюме
Для обеспечения высокого разрешения трафаретная форма должна иметь эмульсионный слой минимальной толщины со стороны печатной основы.
Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.
Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу.
Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.
Так выглядит термопресс
Как подготовить фотоизображение или изображение с полутонами:
Открываем изображение в Adobe Photoshop:
Меняем цветовую модель на Grayscale (Image — Mode — Grayscale) Затем аналогично меняем цветовую модель на Bitmap, поскольку для цветных изображений эта операция не активна (Image — Mode — Bitmap) В диалоговом окне указываем разрешение для будущего изображения (300 или 150 dpi) и выбираем Halftone Screen В настройках указываем частоту, угол и форму для “пикселизации” — здесь можно “поиграться” с цифрами чтобы добиться желаемого эффекта Результат
В процессе “пикселизации” стоит избегать слишком мелких деталей и точек, так как они могут не пропечататься. Оптимальные размеры мелких деталей должны быть “заметны” на глаз.
Подготовленное цифровое изображение можно распечатать самостоятельно на любом, даже домашнем, принтере на специализированной прозрачной пленке (например, такой).
Если такой возможности нет, мы распечатаем изображения у нас в студии. Для этого нужно прислать нам заранее файл в формате JPEG, PDF или TIFF.
Финальная распечатанная пленка или подготовленный файл должен быть размером А4 (ширина 210 мм, высота 297 мм, разрешение 300 dpi).
Косвенный способ изготовления печатных форм
Изображение с диапозитива копируется на специальный материал, с копии удаляют незадубленные печатающие элементы, а затем переносят на подготовленную сетку, натянутую на раму. Перенесенную копию высушивают, а временную подложку удаляют. Копировальные материалы для изготовления трафаретных форм косвенным способом имеют бумажную или пленочную основу. Материал может быть очувствленным или неочувствленным. Копировальные слои могут различаться по толщине, светочувствительности, сроку службы и способности прилипать к сетке трафаретной формы. Способность копировального слоя, задубленного на пробельных элементах, прилипать к сетке является решающим фактором для обеспечения тиражестойкости печатной формы.
Очувствление копировального материала обычно проводят раствором бихромата аммония. Оно может быть выполнено как мокрым, так и сухим способом. При мокром способе очувствление проводят в водном или спиртовом растворе бихромата аммония в течение 1-3 минут, а затем экспонируют диапозитив без высушивания копировального материала. При сухом способе очувствления на копировальный материал наливают водно-спиртовой раствор бихромата аммония, выдерживают 2-3 минуты, а затем высушивают при температуре не выше 30 o C. Диапозитив экспонируют на высушенный копировальный материал.
При незначительном улучшении качества печати косвенный способ изготовления печатных форм является более сложным в процессе изготовления и более дорогим, при этом тиражестойкость печатных форм значительно меньше, чем при прямом способе.
Трафарет
Для первого раза подберите что-нибудь простое, вроде элементарной геометрической фигуры. Так вам будет проще работать с незнакомой технологией и материалами на первых порах. Ведь чтобы отпечатать большое количество деталей, нужны опыт и сноровка. Учтите, что в домашних условиях за раз получится сделать рисунок только с одним цветом. Если вам нужен разноцветный принт – наносите разные цвета слой за слоем после того, как высох предыдущий.
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
Читайте также: