Как сделать таблицу в паскале
Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:
В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:
После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.
Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.
write( ‘этот текст выведен на экране’ );
этот текст выведен на экране
В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:
write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S);
В результате получим на экране результат:
Величина площади равна: S = 50
А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:
write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S, ‘ кв.м’ );
После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:
Величина площади равна: S = 50 кв.м
✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.
Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года
Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши первые шаги.
Перед чтением данной статьи Вы должны быть уверены в том, что у Вас есть какие-либо знания по программированию.
Содержание
Программы в данной IDE строятся так:
В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:
Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:
Тип строка — это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:
Операция | Описание |
---|---|
s1 + s2 | Объединение строк |
s1*n | Дублирование строки n раз |
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a div b | Целочисленное деление |
a mod b | Остаток от деления |
Декларация переменной типа real:
Пример присваивания переменной данного типа:
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a — b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a / b | Частное чисел |
Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:
Комментарий — это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:
Массивы — это именованный список элементов одного типа.
P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.
Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:
, где N — длина массива.
Матрица — это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер — ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:
, где N, M — количество строк и столбцов соответственно.
Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:
Декларация N-мерной матрицы:
, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.
Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.
Пример объявления массива: | Статический | Динамический | Вызов SetLength (для динамического массива) |
---|---|---|---|
Векторный |
Индекс массива — это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N — 1], где N — количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:
Составим таблицу, которую следует запомнить:
Где i, j, k — индексы.
Индексом может быть значение элемента массива:
Вывести текст — это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:
Вывод значений произвольного количества переменных:
Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.
Чтение с клавиатуры — это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:
Общий синтаксис условного оператора if:
Команды . будут выполнены только при истинности условия.
Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:
Общий синтаксис сравнения двух величин:
Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:
Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin — end не нужны, если после двоеточия только один оператор.
Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.
Если второе значение меньше первого — используйте downto вместо to.
Для выхода из цикла можно использовать break:
Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.
Общий синтаксис описания функции:
Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.
Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:
- Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
- Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
- В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
- В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
- В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители
Паскаль для начинающих – основные понятия
Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.
Рабочая область
Как выглядит рабочее пространство?
Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.
Алфавит Паскаль
Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.
Что к ним относится:
- Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
- Арифметические символы (0, 1, 2…).
- Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
- Неделимые символы (:=, ˃=…).
- Служебные слова:
- and – и;
- array – массив;
- begin – начало;
- do – выполнить;
- else – иначе;
- for – для;
- if – если;
- of – из;
- or – или;
- procedure – процедура;
- program – программа;
- repeat – повторять;
- then – то;
- to – до;
- until – до (= пока);
- var – переменная;
- while – пока.
Структура программы
По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:
Структуру можно представить так:
Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.
Операторы write, writeln, read, readln
Выясним, как происходит вывод и ввод информации.
Вывод
Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.
В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.
Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).
Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).
Целый тип данных
Выделяют 3 основных вида:
С ними также проводят простые действия:
Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).
Вещественные типы данных
К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.
Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:
С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:
- квадратный корень – sqrt;
- абсолютная величина – abs;
- квадратичная функция – sqr;
- синус – sin;
- косинус – cos;
- арктангенс – arctan;
- натуральный логарифм – ln;
- экспонента – exp.
Обработка данных
Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:
- целая часть числа – int;
- дробная часть числа – frac;
- получение целой части числа – trunc;
- округление до целого – round;
- преобразование порядкового типа – ord;
- преобразование кода в символьный тип – chr;
- определение предыдущего значения величины – pred;
- определение последующего значения величины – succ.
Математические операции
Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.
Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?
Простые включают в себя подтипы:
- целые – integer;
- логические – boolean;
- символьные – char;
- перечисляемые;
- интервальные;
- вещественные.
Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.
Структурированные делят на:
- массивы – array;
- записи – record;
- множества – set;
- файл – file.
Для каждого типа характерны свои наборы операций.
Условия
Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.
Схема представлена на рисунке ниже.
Логические операции
Операции основаны на истине факта или его лжи.
Выделяют 3 вида таких функций:
- Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
- Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
- Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).
Функции управления программой
Какие еще существуют процедуры:
- Inc – увеличение числа;
- Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
- Uses crt – запуск clscr;
- Length – возвращение длины строки;
- Val – преобразование строки в число;
- Pos – отыскать в строке первое преобразование;
- Assign – связывание переменной с файлом;
- Upcase — перевод строчных букв в заглавные.
Заключение
Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.
В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:
Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:
Тип строка - это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:
Операция | Описание |
---|---|
s1 + s2 | Объединение строк |
s1*n | Дублирование строки n раз |
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a - b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a div b | Целочисленное деление |
a mod b | Остаток от деления |
Декларация переменной типа real:
Пример присваивания переменной данного типа:
Операция | Описание |
---|---|
a + b | Сложение чисел |
a - b | Разность чисел |
a * b | Произведение чисел |
a / b | Частное чисел |
Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:
Комментарий - это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:
Массивы - это именованный список элементов одного типа.
P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.
Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:
, где N - длина массива.
Матрица - это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер - ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:
, где N, M количество строчек и столбцов соответственно.
Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:
Декларация N-мерной матрицы:
, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.
Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.
Индекс массива - это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N - 1], где N - количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:
Составим таблицу, которую следует запомнить:
Где i, j, k - индексы.
Индексом может быть значение элемента массива:
Вывести текст - это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:
Вывод значений произвольного количества переменных:
Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.
Чтение с клавиатуры - это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:
Общий синтаксис условного оператора if:
Команды . будут выполнены только при истинности условия.
Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:
Операция | Эквивалент в Паскале |
---|---|
≤ (меньше или равно) | |
≥ (больше или равно) | >= |
> (больше) | > |
= (равно) | = |
≠ (не равно) | <> |
Общий синтаксис сравнения двух величин:
Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:
Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin - end не нужны, если после двоеточия только один оператор.
Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.
Если второе значение меньше первого - используйте downto вместо to.
Для выхода из цикла можно использовать break:
Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.
Общий синтаксис описания функции:
Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.
В следующем примере создается несколько строк, которые пакет разработчика ресурсов использует для описания параметров меню. Он показывает, как легко работать со строковыми ресурсами с помощью редактора строк Пакета разработчика ресурсов.
Без пакета разработчика ресурсов вам пришлось бы использо- вать для создания этих строк следующие записи ресурсов:
Предшествующие каждой строке алфавитно-цифровые строки в верхнем регистре представляет собой уникальный идентификатор стро- ки. Как и в случае других ресурсов Windows, каждая строка требует целочисленного идентификатора. Без Пакета разработчика ресурсов вам пришлось бы отдельно определять соответствующие целочисленные идентификаторы для всех таких идентификаторов в файле заголовка (для программы на Си) или во включаемом файле или модуле (для программы Паскаля).
С помощью Пакета разработчика ресурсов вы можете создавать примеры строк следующим образом:
Перед тем как строковый редактор позволит вам перейти к следующей строке, он проверяет целочисленный идентифика- тор строки, который вы только что добавили. Во-первых, он проверяет то, что вы набрали в строке ID Source. Если вы ввели целое число, строковый редактор помещает то же це- лое число в столбце ID Value.
Повторите шаги 4 - 11, чтобы определить три другие строки, показанные в начале данного раздела: MI_FILENEW, MI_FILEOPEN и MI _FILESAVE. Попробуйте изменить последовательность, нажимая после ввода каждого имени идентификатора вместо Tab Enter.
Как вы можете заметить, для каждой строки строковый редактор увеличивает числовое значение идентификатора на 1 (по сравнению с предыдущим идентификатором). Вам не требуется выбирать значение целочисленного идентификатора, для удобства строковый редактор помещает его сам.
Когда вы закончите создание четырех строк, ваша строковая таблица будет выглядеть следующим образом:
В качестве последнего шага вы можете закрыть данную строко- вую таблицу, дважды щелкнув кнопкой "мыши" на управляющем блоке окна строкового редактора. Строковый редактор присваивает новой таблице имя первого идентификатора в таблице. Если первая запись ID Source представляет собой число, то это число станет именем строковой таблицы. Имя таблицы можно изменить только изменяя пер- вую запись ID Source в таблице.
Это соглашение по наименованию имеет смысл, если вы вспомни- те, что строки загружаются сегментами по 16 строк, а целочислен- ный идентификатор строки указывает, где строка включается в сег- мент. Целочисленный идентификатор первой строки таблицы указывает, где в сегменте начинается таблица.
В большинстве случаев переменные описываются в блоке begin-end и описание совмещается с инициализацией:
Это решает сразу несколько проблем:
- можно не говорить о типах в первых программах или лишь упоминать их
- невозможно забыть инициализировать переменную
- переменные описываются по мере необходимости близко к месту их использования. Это улучшает читаемость. Проблема старого Паскаля, когда груда переменных описывалась до beginа, отсутствует
При таком способе возникает одна проблема: если надо накопить сумму вещественных, то такой код приведет к ошибке типов:
Для исправления этой ошибки всё равно придётся говорить о типах и инициализировать sum одним из двух способов:
Цикл for var
Переменная - счётчик цикла for всегда должна описываться в заголовке цикла:
Это делает невозможным использование счётчика цикла вне цикла
Цикл loop
Если количество повторений цикла заранее известно, но неважен номер повторения, то используется цикл loop:
Множественное описание переменных с инициализацией
Можно инициализировать сразу несколько переменных в момент описания:
Вывод
Для вывода вместо процедуры Write предпочтительно использовать процедуру Print. В отличие от Write она разделяет элементы вывода пробелами. Например:
Для вывода нескольких значений с пояснениями рекомендуется использовать интерполированные строки:
вместо режущего глаз
Ввод принято осуществлять, используя функции вида ReadInteger, ReadReal и т.д.:
Это позволяет совмещать описание переменной с инициализацией и автовыводом типа. В качестве дополнительных бонусов: можно делать приглашение к вводу как параметр функции ввода и вводить сразу несколько переменных одного типа:
Для ввода с контролем ошибок используется функция TryRead. Она возвращает False если ввод осуществлён неверно (введено не число или число выходит за границы диапазона). Типичный пример её использования:
Тип BigInteger
Для работы с длинными целыми используется тип BigInteger. Например, чтобы вычислить 100!, достаточно написать следующий код:
Константу BigInteger можно также создать, используя суффикс bi - тогда предыдущий код изменится следующим образом:
Некоторые полезные стандартные процедуры, функции и операции
Для обмена значений двух переменных a и b используйте стандартную функцию Swap(a,b) :
Разумеется, первый раз необходимо показать, что обмен значений осуществляется через третью переменную:
Но далее следует использовать Swap.
Минимальное и максимальное среди множества значений можно вычислить, используя стандартные функции Min и Max:
Для возведения в степень используется операция ** :
Возведение в целую степень оптимизировано и работает быстрее стандартной функции Power(a,n) .
Для проверки принадлежности диапазону используется конструкция x in a..b :
Эта операция эффективна и переводится в
Диапазоны также можно использовать для вещественных значений и для символов:
Для проверки принадлежности множеству значений используется либо множество:
Мы рекомендуем второй способ - он существенно более эффективен по скорости и по памяти.
Условная операция
Если переменной необходимо присвоить значение в зависимости от условия, то вместо условного оператора иногда нагляднее использовать условную операцию:
Методы в стандартных типах
Например, чтобы вывести значение переменной базового типа, можно использовать метод Print:
Из других интересных методов для начинающих для целых типов отметим:
Например, в следующей программе вычисляется количество четных двузначных из 10 введённых:
Для вещественных значений полезными являются методы
В частности, удобно использовать цепочечную точечную нотацию:
Для всех числовых типов также определены константы MinValue и MaxValue. Чтобы обратиться к ним, следует использовать имя типа:
Кортежи
Кортежи представляют собой способ объединить несколько значений в одно целое. Значения типа Кортеж записываются в круглых скобках: (1,2,3) или ('Иванов',15) . с помощью кортежей можно выполнять одновременные присваивания нескольким переменным:
Присваивание (a,b) := (b,a) позволяет поменять значения двух переменных.
Использование кортежей даже в начальных задачах крайне многообразно.
Пример 1. Нахождение наибольшего общего делителя
Пример 2. Числа Фибоначчи
©2022 PascalABCNET Team. All rights reserved.
Page last updated: 19.12.2020
Site last generated: Jan 29, 2022
Читайте также:
- Как сделать локализацию
- Как сделать углубление для динамика
- Как сделать так чтобы не переедать
- Как сделать клиентский чат
- Как сделать льняное масло не горьким