Как сделать свисток окарины
Коричневым обозначена заглушка трубки. Для удобства можно отрезать лишнее по пунктирной линии.
Свистковых инструментов много - почти все продольные флейты - блок-флейты, пинкильо (см. ранний пост - фото свистка), дудочки, окарины, глиняные игрушки-свистульки и т.д. и т.п. - принцип один - суженая струя воздуха направляется на острый угол (чаще всего около 30 град) - сам размер свитска особой роли не играет, от его качества только зависит насколько инструмент будет легко дуться и передуваться - т.е. чем лучше свисток тем легче и громче будет играть - меньше усилий потребуется, особенно при длительной игре.
Сделать свистковую флейту / дудочку просто - взяли трубу, сделали в ней отверстие свитска (просверлили, выточили плоским натфилем скос или вырезали стамеской), выточили пробку и двигая пробку (для удобства движения пробу лучше сделать чуть длиннее - потом лишнее отрезать) настроили свисток до наилучшего звучая. Все - от отверстия расчитали необходимую длину для выбраной трубки, отрезали с запасом - настроили по тюнеру нижнюю ноту, расчитали отверстия на получившуюся длину, сделали их, подогнали по тюнеру.
Такую флейту я сделал из металлопластика - и это была ошибка. У металлопластиковой трубы внутри идет полиэтиленовый слой - очень скользкий, пробка потом ездила, плюс дети погнули саму трубу. Также мягкий металлопластик не дал острого среза, тем более когда дети затолкнули пробку загнулся край выточки и флейта вообще перестала играть. Ну как сделал на скору руку без всякой настройки так потом и выбросил через неделю :)
Пинкильо видно делали по другому - сделали всю флейту - т.е. вклеили заглушку с каналом в готовую трубу с заглушенным концом с маленьким отверстием, стамеской вытачивая свистковое отверстие настроили свисток - у разных образцов длина свистка разная. Увеличивая отверстие в заглушенном конце задали строй флейты.
В инете попалась простая свистковая флета со свистком такой конструкции:
Токой вариант подходит только для тонкостенных труб - труб у которых толщина сравнима с высотой канала вдувания (2 - 2.5 мм). Заглушка берется круглая, в трубе делается выточка на всю длину от самого края, сверху надевается кусочек другой трубки (можно этой же только разрезанной - тогда надевать разрезом вниз), конец выточки затачивается - можно плоско, можно на окружность. Настройка свитска на максимум громкости прозводится смещением верхней трубки. Угол выточки можно делать как внутрь трубы так и на ружу - попробуйте, как больше понравится.
Народный мастер из Вологодской области Алексей Федорович Бондарь - участник выставок "Вологодская керамика", "Гончары России", "Русские головоломки", призер первого Международного фестиваля гончаров в городе Скопине. В школьные годы занимался в кружке живописи и рисунка. Закончив институт, получил специальность инженера-электромеханика. В 1994 году увлекся гончарным ремеслом, да так, что оно стало второй профессией. Теперь мастер работает педагогом дополнительного образования, передает свой опыт школьникам. Написать статью в журнал "Наука и жизнь" о том, как добиться чистого звука у глиняных свистулек, его просили многие, даже опытные керамисты. В книгах по технологии изготовления народной игрушки этих сведений, к сожалению, нет.
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".
Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.
Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.
"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.
Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.
Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.
Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.
Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.
Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.
Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.
И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.
Мы уже публиковали несколько подборок необычных музыкальных инструментов (1, 2, 3), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.
Всё это — примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.
Окарина
Панфлейта
Этот инструмент сейчас не очень широко распространен, но у него богатая история — он даже фигурирует в известном древнегреческом мифе. Нимфа Сиринкс (или Сиринга) спасалась от влюбленного в неё бога Пана и попросила помощи у речного бога. Тот превратил её в тростник, из которого Пан сделал себе флейту и назвал именем возлюбленной. Отсюда и древнее название флейты — сиринга.
Хроматическая свирель (или сопилка)
История инструмента (в том или ином виде) уходит корнями в Киевскую Русь. Сопилка — название украинского музыкального инструмента с похожей на свирель конструкцией. У сопилки традиционно 6 отверстий, но существуют вариации. Одна из них — конструкция Дмитрия Деминчука с десятью отверстиями разных размеров. Эта система превращает инструмент с традиционно диатоническим звучанием в хроматическую свирель с полутонами.
На такой свирели можно сыграть самые разные мелодии, причем не только народные, в разных ладах и тональностях. И звучание будет более точным — не нужно частично зажимать отверстия, чтобы получать разные тона, как в случае с блокфлейтой.
Фото elPadawan CC
Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника — редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.
Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.
Мундштук-воздуховод может быть легко вылеплен на конце корпуса или как часть окарины. Вам нужно скосить кончик деревянной палочки от эскимо, чтобы сделать ее эффективным режущим инструментом (рисунок 1). Используйте заточные инструменты или обработайте его наждачной бумагой на плоской поверхности.
Рис. 1 Заточите кончик палочки ножом или наждачной бумагой.
Рис.2 Форма мундштука имеет прямоугольную форму с небольшим конусом от задней стенки к передней. Стенки должны быть достаточно толстыми, чтобы вставить палочку для устройства воздуховода.
После того, как вы сделали корпус, нужно вылепить мундштук приблизительно 2,5 см в ширину и 2 см толщиной и 3 см в длину. Он должен иметь подквадратные стороны и слегка сужаться от задней стенки к передней (рисунок 2).
Рис.3 Осторожно вставьте палочку с легким давлением, чтобы создать воздуховод. Будьте осторожны, следите, чтоб палочка проходила через мундштук параллельно верхней и нижней поверхностям мундштука.
Используйте медленное равномерное давление.
Рис.4 В то время, пока первая палочка находится на месте, используйте другую скошенную палочку, чтобы вырезать отверстие.
Отверстие вырезается на нижней стороне окарины, и оно должно быть расположено как раз внутри внутренней части стенки корпуса. Сделайте отверстие квадратным и удалите небольшой кусочек глины. Сделайте чистые, квадратные надрезы на всех четырех сторонах. Далее, развернув скошенный край палочки вниз, сделайте квадратный надрез под углом 45 °, двигаясь в направлении мундштука. Нажимайте на палочку, пока она не достигнет другой палочки. Ваша цель состоит в том, чтобы создать острую скошенную кромку на стороне, самой дальней от отверстия мундштука. Эта острая кромка разделяет воздух из воздуховода и создает звук.
Рис.5 Приложите мундштук к губам и проведите тестовый свист. Если окарина свистит, вы можете завершить свой инструмент путем размещения отверстий для пальцев на корпусе окарины или не вовсе не делать отверстий.
Тщательно проверьте свисток на звук (рисунок 5). Если нет свиста, снова вставьте палочку в воздуховод и проверьте остроту скоса. Посмотрите в воздуховод на просвет. Вы должны увидеть скошенный край прямо в середине воздуховода. Если вы его не видите, снова вставьте палочку в воздуховод окарины на столе с плоской стороной вниз. Нажмите вниз на корпус и мундштук, чтобы гарантировать выравнивание. Удалите палочку и перепроверьте звук.
как сделать деревянную окарину / how to make a wooden ocarina diy
в данном видео я покажу как легко и просто сделать такой замечательный музыкальный инструмент как окарина, Классическая окарина обычно делается из глины и имеет несколько октав, в данном видео инструмент будет изготовлен из дерева и иметь одну октаву.
Читайте также: