Как сделать сумерки
БЛЕДНАЯ КОЖА
Каждый день во время съёмок Роберту Паттинсону, как и остальным "вампирам", приходилось накладывать грим около двух часов, чтобы сделать его кожу достаточно бледной, но в некоторых сценах можно заметить, как краснеют уши актёра, что совершенно несвойственно вампирам.
ГЛАЗА ВАМПИРА
Все вампиры в фильме носили линзы - красные, золотистые или чёрные. Красные линзы означали, что вампир питается человеческой кровью, золотистые – кровью животных, а чёрные показывали, что вампир очень зол. Актрисе Кристен Стюарт также приходилось надевать линзы, потому что её родной цвет глаз - зелёный, а глаза Беллы – карие.
ВОЛЧЬЯ СИЛА
В любовном треугольнике тяжелее всего пришлось актёру Тейлору Лотнеру, исполнителю роли оборотня Джэйкоба, мало того, что именно его любовь отвергла главная героиня, так ещё и по сценарию он должен быть крепким и сильным и большую часть фильма бегать с голым торсом, поэтому поддерживать физическую форму и сидеть на специальной диете актёру приходилось на протяжении всей франшизы.
НАСЛЕДИЕ ВАМПИРА
Для создания истощённого вида беременной героини Кристен Стюарт, актрисе делали грим и специальные накладки, чтобы добиться впалости щёк, создать эффект торчащих наружу суставов, иссушить кожу, а также зрительно уменьшить её вес с 50 до 31 килограмма. Для сцены родов создали специальный манекен, повторяющий фигуру актрисы. Эта точная копия скрывала внутри специальный механизм, которым, в зависимости от требований той или иной сцены, управляли двое специалистов. А для имитации крови новорождённого клубничное варенье смешивали со сливочным сыром.
Феноменальная популярность франшизы позволила заработать её создателям за четыре года почти $2,5 млрд. Продюсеры рассчитывают, что сборы заключительной части саги составят не менее полумиллиарда, что позволит ей войти в десятку самых кассовых кинофраншиз в мире.
Долой диктатуру 55-й параллели
Скриншот программы Starcalc
Но что такое моменты, от которых мы отсчитываем начало дня и ночи, то есть собственно восходы и заходы? С ними все совсем непросто.
Избегание горизонта
Вечер 18 мая 2019 года был невероятно ясным. В нашем климате такое редкость: облака любят кучковаться на западе, и вечеров с чистыми закатами за год наберется от силы десяток, а в 2020-м и пяти таких вечеров не было. Я никогда не упускаю возможность сфотографировать эталонный закат, благо в моем распоряжении – эталонный же горизонт, близкий к математическому (линия, отстоящая на 90 градусов от зенита). Первое фото сделано в 20 часов 45 минут, когда Солнце вроде бы коснулось горизонта. Но именно вроде бы: чем ближе к горизонту, тем больше нижняя кромка Солнца принялась изгибаться и как бы избегать касания с ним. На втором фото – оно сделано в 20 часов 47 минут – Солнце кажется рассеченным пополам. Точно сказать нельзя, поскольку светило превратилось в замысловатую сплющенную фигуру. Итак, за две минуты светило прошло половину диаметра, стало быть, вторую половину пройдет тоже за две? Ничего подобного: третье фото сделано в 20 часов 52 минуты, и еще минуты четыре после этого светило мучительно догорало и просвечивало сквозь отдаленный лес. Заход оказался нелинейным процессом!
Солнце касается горизонта нижним краем. Условный астрономический заход (центр Солнца пересекает горизонт) Верхний край Солнца пытается скрыться за горизонтом
Дело, конечно же, в рефракции. Мы смотрим на небо через атмосферу, а она преломляет свет. Атмосферная рефракция как бы приподнимает светила над горизонтом. Ты еще видишь Солнце, а на самом деле его уже нет. Интернет-сервисы не лгут: Солнце в самом деле село именно в 20 часов 40 минут, и все это время мы наблюдали как бы мираж, призрак Солнца. Считается, что в зените рефракция нулевая (свет поглощается атмосферой, но световой пучок не отклоняется). У горизонта средняя рефракция составляет 35 угловых минут. Штука в том, что у горизонта огромен и градиент рефракции: верхняя точка Солнца рвется вверх не так сильно, как нижняя, форма диска светила искажается.
Огни, удаленные на 120 км, наблюдаются на горизонте летом 2019 года
Сага о сумерках
В двух словах картина такая: Солнце скрывается за горизонтом, но еще освещает атмосферу, а она – нас. Преобладают два вида рассеяния: на атомах воздуха (рэлеевское) и на твердых частицах. Чем темнее, тем важнее второй механизм. Это хорошо видно по причудливым изменениям в поляризации сектора зари (поэкспериментируйте как-нибудь с полярифильтрами). Краски заката определяются как преломлением, так и, когда стемнеет, собственным свечением атмосферы, например, желтыми линиями натрия. Однажды мне удалось сфотографировать свечение линий натрия в спектре заката, и я был очень удивлен, потому что тогда об этом эффекте не знал.
Линии собственного излучения атмосферы, сфотографированные самодельным спектроскопом
Появление земной тени и "пояса Венеры" в области, противоположной закату
Тень моей руки от серебристых облаков летом 2020 года
Добавим красок (скорее серости) в эту картину: плотные тучи полностью съедают сумерки и сокращают световое время на часы.
Из транзисторов и палок
Как-то я перебирал завалы, и нашел простые китайские стрелочные часы. Мелькнула мысль: хорошо бы запитать их не от батарейки, а от солнечной панели. Самой простой, из садового светильника. Ночью ставишь часы на 12. Утром батарея освещается, часы начинают идти. Когда вечером они останавливаются, то показывают продолжительность реального светового дня. Понятно, что в такой простоте схема работать не будет. Солнечная панель генерирует от милливольт в сумерках до более двух вольт на свету. Кварцевый генератор в часах хочет получать стабильные 1,5 вольта. Тем не менее, задачу я поставил так: схема должна включать в себя аналоговые часы и простую солнечную панель (не фотодиод, не фоторезистор), без микроконтроллеров и прочих Ардуино. Почему так? А почему не так? Купить какой-нибудь самопишущий люксметр вообще-то не проблема. Но это не круто.
На ум сразу приходил транзисторный ключ. Но транзистор открывается при 0,3-0,5 вольт. Часы оживали, когда уже заметно рассветало.
Погуглив, я обнаружил подростка из сельской Америки, который для научной ярмарки мастрычил что-то подобное и шаг за шагом описывал свои мучения. В итоге он задействовал блок питания садового светильника целиком. Вечером схема зажигала светодиод. Он активировал фоторезистор, а тот через реле останавливал часы. Красиво, но нельзя ли проще? Решение подсказал мне влогер Дмитрий Компанец из Владивостока (позор, конечно, что не додумался сам): каскад транзисторов. Сигнал сначала усиливается, и лишь потом открывает транзисторный ключ. Транзисторы взял из старой лампы-экономки. Не то, чтобы экономил, просто валялись без дела.
Принципиальная схема устройства
Дальше – калибровка. Ее делал на ясном закате. Три транзистора и три батарейки дали срабатывание при высоте Солнца минус 3 градуса в помещении, и минус 6 градусов (точно гражданские сумерки) на улице. Отличный результат. Плохая новость: эффективность китайских солнечных панелей сильно разнится от экземпляра к экземпляру даже в пределах партии. Вам придется, если задумаете повторить, калибровать дивайс по своему экземпляру.
Собственно, что получилось
В итоге получился небесполезный прибор, нечто вроде гелиографа. Такие еще можно встретить кое-где в обсерваториях. Стеклянный шар, за ним утром кладут бумажную ленту. Солнце, если светит ярко, прожигает в бумаге след, если не светит – не прожигает. Вечером исследователь вынимает ленту, подписывает дату, и кладет в архив. Длинный ряд показаний нашего прибора был бы небезынтересен. Такого ряда у меня пока нет, но результаты показательные. Облака, как и ожидалось, крадут часы освещенности, бросается в глаза и то, насколько отличаются сумерки от ночи к ночи.
Кристен Стюарт и Девид Слэйд
Паттинсону наводят красоту. Во время съемок всех частей саги ему приходилось проводить немало времени в кресле гримера, чтобы сделать прическу (или надеть парик), высветлить лицо, накрасить губы и надеть цветные линзы.
Келлан Латс за работой: съемки экшн-сцен.
Вольтури отдыхают в перерыве между съемками.
Реквизит, среди которого можно разглядеть браслеты Калленов, медальоны Вольтури и обручальное кольцо Беллы.
В кадре: Брайс Даллас Ховард и Ксавьер Сэмюэль играют в любовь.
Съемки сцены сражения Эдварда и Виктории — множество спецэффектов, вырывание деревьев с корнем, зеленый экран…
… и обезглавленное тело вражины на фоне счастливого Каллена.
Одной из главных интриг фильма стало свадебное платье главной героини. Поклонники саги долго думали и гадали, каким же будет подвенечный наряд Беллы и, наконец, увидели его. Правда он оказался ненастоящим, потому что был лишь плодом воображения невесты и существовал только в ее сне. На фото платье из кровавого сновидения, а о настоящем свадебном платьем, дизайн которого разработала сама Каролина Эррера , можно почитать здесь.
Свадебная церемония нестандартной пары состоялась в нестандартном месте — на лесной опушке. Полевые цветы, еловые ветки, пеньки — более оригинального декора для свадебной церемонии и придумать сложно. Потрясающе!
Райский остров Эсме, где провели свой недолгий медовый месяц молодожены, в действительности оказался не таким уж красивым — зеленый экран в помощь!
Актеры с режиссером Биллом Кондоном
Для того, чтобы Кристен Стюарт не пришлось худеть до состояния скелета для съемок сцен беременности своей героини, была создана кукла — точь-в-точь исхудавшая актриса.
Гримеры колдуют над внешностью Стюарт, превращая ее в изможденную Беллу Свон на последних сроках беременности.
Кульминацинный момент — рождение Ренесми. Как и во всех фильмах, новорожденного младенца сыграл довольно крупный, 1.5 месячный малыш, но в нашем случае это закономерно — ведь согласно первоисточнику, вампирское дитя развивается очень быстро.
Первое появление Беллы в обличье вампира. Перемены не значительны, но они есть. На фото: Стюарт, Паттинсон и режиссер Билл Кондон.
В жизни вампира не без трюков. Подозреваю, что самые сложные прыжки-взлеты-падения выполняли каскадеры, хотя Кристен нередко сама порывалась забацать несколько небезопасных трюков.
Тейлор Лотнер и компания получают наставления от режиссера
Забавный момент. Думаю, Келлану Латсу пришлось очень постараться чтобы изобразить усилие и беспомощность в схватке с хрупкой Кристен.
Несмотря на то, что роль Ренесми исполнили в фильме целых девять юных актрис (не считая младенцев и жуткого аниматронного ребенка), прославилась благодаря ей начинающая модель и актриса Маккензи Фой, лицо которой чаще других мелькало на экране. Во время съемок у девочки была специальная банка, в которую актеры клали деньги за каждое нецензурное выражение. К концу съемок в ней набралась приличная сумма, которую пожертвовали на нужды одной из детских больниц.
Не знаю, чего больше всего ждали в этом фильме вы, но лично я надеялась поскорей увидеть новых вампиров и демонстрацию их волшебных способностей. Выбор режиссера меня не разочаровал — несмотря на некоторые расхождения с первоисточником и недосказанности, образы вампиров получились очень интересными. Больше всего меня порадовал тот факт, что на роли кровососов были выбраны не люди с идеальной внешностью, а актеры, обладающие очень запоминающимися лицами и харизмой. Вот один из них — Джо Андерсон в образе кочевника Алистера.
Читайте также: