Как сделать спираль в архикаде
Многие дизайнеры приходят к тому, чтобы на первых этапах работы над проектом не делать клиенту фотореалистичные 3D-эскизы в цвете, с текстурами, реальными моделями. Потому что во-пе рвых это долго, а во-вто рых, сначала надо согласовать с заказчиком "геометрию", а лишние цветные подробности и детали очень часто отвлекают заказчика, уводят работу по неправильному руслу, заказчик с дизайнером вязнут в том, о чём на первом этапе думать не надо, и теряют время и нервы. Лень писать подробно об этом, сошлюсь на Алёну dvervleto_me , кото рая как раз недавно об этом писала. Станислав О рехов, кото рого я часто у себя в жу рнале упоминаю, тоже на этом моменте часто делает акцент в своих лекциях, и на сайте у него вот здесь в пункте 2.2 па ру слов об этом и п риме ры таких белых ка ртинок. Многие так делают.
А ещё можно использовать такой подход не только на пе рвом этапе работы, а, если заказчику итак всё понятно и он не хочет т ратить в ремя и лишние деньги на цветную фото реалистичную 3D-визуализацию (а это ОТ 5 долла ров за квад ратный мет р), то на таком ва рианте можно и остановиться.
Как такую подачу сделать? Ва рианты есть разные: на рисовать руками или пост роить на компьюте ре. Те, кто работает в а рхикаде, это могут сделать очень п росто и быст ро, п риложив минимум усилий. Там есть 2 способа - техника "эскиз" (выглядеть может так, или как в посте у Алёны, или с д ругими па рамет рами, но стиль вот такой, как будто эскизный рисунок ) и техника 3D-визуализации с эффектом белой модели. О том, как делать подачу в технике эскиза рассказываю ЗДЕСЬ (для 16 а рхикада) и ЗДЕСЬ (для 19 а рхикада). А вот о технике 3D-визуализации с эффектом белой модели рассскажу сейчас. Выглядит ка ртинка, выполненная в этой технике, так:
Делается так:
Отдельное видео мне снимать лень, ну может когда-то и сделаю, но, по большому счёту, в нём нет нужды. Вот моё видео по технике эскиза (для 19 а рхикада):
До 4:39 делаете всё, как в этом видео. Потом я там гово рю выб рать режим скетч, а вы не выби райте, а слушайте дальше - я гово рю как задать разме ры - это делайте. А вот потом, после того, как задали разме ры и ве рнулись к вкладке с па рамет рами, останавливаетесь и не делаете то, что я гово рю, а делаете следующее:
1. Убедитесь, что выб ран тот режим, кото рый я обвела к расным п рямоугольником.
2. Если хотите, чтоб светило солнце - оставьте как есть в этом окне изначально (100%) или наст ройте больший или меньший п роцент. На ка ртинке у меня солнце отключено (0%).
3. Светильники по умолчанию отключены. Если хотите, чтоб они светили - наст ройте как у меня 100% (подче ркнуто к расной линией) или больше, или меньше.
4. Поставьте галочку Эффект Белой Модели (показано к расной ст релкой).
5. После того, как па рамет ры наст роены, нажимаете кнопоку с каме рой внизу окна и ждёте, пока ка ртинка от рисуется (кстати, это может быть не очень быст ро, надо поте рпеть).
6. Когда ка ртинка готова, пе рематываете моё видео на 12:39 и сох раняете этот рисунок так, как я рассказываю. А дальше уже делате с готовым рисунком что хотите. Всё очень п росто.
Затруднительные ситуации при черчении и моделировании
Одним из самых надежных критериев удобства и скорости черчения является возможность выходить из затруднительных ситуаций. Например, построить линию (или смоделировать стену) заданной длины достаточно просто (рис. 1).
Построить примыкание линий или стен уже немного труднее. Еще более сложные ситуации возникают, когда нужно:
- расположить точку стены (или линии) на одной прямой с другим элементом модели, не прерывая текущей команды;
- выполнить штриховку или заливку с одинаковым отступом от наружных стен помещения;
- поместить осветительный прибор по центру помещения; построить окно посередине двух других компонентов стены; переместить группу объектов относительно центра группы, причем в этом центре объекты отсутствуют (рис. 2).
Обычно в таких случаях наносят вспомогательные линии и выполняют построения, привязываясь к ним. Затем вспомогательные линии удаляют. Но так ли это просто и удобно? Сначала нужно строить линии, потом удалять. При этом можно случайно удалить нужные объекты или, наоборот, оставить на чертеже лишние.
Мы предлагаем решение получше: научиться использовать скрытые возможности черчения прямо в Archicad.
Настройка рабочей среды
Для начала вспомним, что внешний вид и поведение интерфейса Archicad задаются настройками рабочей среды. Вы можете изменять их так, как вам нужно, и сохранять для последующего использования. Помните, что интерфейс не зависит от файла проекта. В поставку Archicad включены три набора настроек, они же профили. Профиль Стандартный формирует простой и интуитивно понятный интерфейс, который идеально подходит для начинающих (рис. 3).
По мере освоения Archicad вы можете захотеть перенастроить элементы интерфейса. Гибкие настройки позволяют легко сделать это по вашему усмотрению.
В интерфейсе Archicad есть две панели инструментов, которые по умолчанию скрыты. Именно в них содержатся инструменты черчения, которые порой помогают выходить из затруднительных ситуаций. Активировать эти панели можно, выбрав из меню Окно пункт Панели. Панели Координаты и Панель управления обеспечивают удобный доступ к мощным средствам черчения (рис. 4).
Активировав эти две панели, необходимо выбрать место, где их удобнее всего разместить. Например, в нижней части экрана (рис. 5).
Поговорим подробнее о некоторых командах Панели управления, поскольку в дальнейшем мы будем рассматривать ситуации, в которых необходимо использовать вспомогательные линии.
Работа с Панелью управления
Панель управления содержит мощные команды черчения и обеспечивает удобный доступ к ним. В компактном режиме (включенном по умолчанию) команды сгруппированы по типу. В расширенном режиме каждая команда отображается отдельно. Если в рабочей области достаточно места и вы хотите, чтобы все 24 команды отображались в виде кнопок, такой режим — именно то, что вам нужно. В противном случае рекомендуем включить компактный режим. Щелкните правой кнопкой мыши в области панели. Откроется контекстное меню (рис. 6).
Для нас наиболее важны группы команд Параметры направляющих линий, Электронные рейсшины, Варианты проецирования курсора и Позиционирование в специальных точках. Давайте рассмотрим использование этих групп для решения чертежных задач.
Ситуация первая: привязка стены относительно произвольной точки
При построении стены мы можем легко задать ее начало, длину и направление. Но что же делать, если стена наклонная и требуется привязать один из ее концов к уже существующему элементу, при этом его не касаясь?
Для этого в Archicad предусмотрена группа команд Варианты проецирования курсора:
- Перпендикулярное выравнивание;
- Выравнивание по оси Х;
- Выравнивание по оси Y (рис. 7).
Рис. 7. В процессе построения объектов пользователь может управлять режимом проецирования курсора
Варианты привязки активируются при задании направления отрезка: нажмите и удерживайте клавишу SHIFT или нажмите ALT/OPTION-A. Остается выбрать требуемый тип выравнивания и опорный элемент (рис. 8).
Ситуация вторая: построение окна посередине между дверным проемом и углом стены
Хотя это не такая уж большая проблема, мы попробуем поместить окно без использования вспомогательных линий. Воспользуемся другим набором команд Панели управления, так называемыми электронными рейсшинами (рис. 9).
Рис. 9. Электронные рейсшины Archicad
С их помощью тот или иной элемент строится с привязкой относительно других элементов, то есть параллельно, перпендикулярно и по биссектрисе. Первые три команды используются довольно редко, поскольку то же самое можно сделать с помощью направляющих линий. А вот следующие три команды этой группы очень востребованы, и вызвать их можно только из Панели управления. Это команды Смещение, Повторяющееся смещение и Позиционирование в специальных точках. Мы вкратце рассмотрим команду Смещение, но для решения нашей задачи будем применять позиционирование в специальных точках. Эта команда широко применяется при размещении окон, дверей, светильников Кроме того, ее можно использовать для задания опорной точки при перемещении группы элементов, что избавляет от необходимости создавать вспомогательные линии.
-
задайте требуемое значение специальной привязки (рис. 10);
Рис. 10. Выбираем режим привязки по центру
Рис. 11. Настраиваем режим привязки окна — по центру
Рис. 12. Кнопка Позиционирование в специальных точках — быстрый способ нестандартной привязки объектов
Окно вставлено в нужное место. Такой способ можно использовать практически везде — например, при построении объекта в центре помещения, выбрав два его противоположных угла.
Ситуация третья: создание штриховки с заданным смещением относительно стен
Теперь перейдем к решению третьей, самой простой задачи. Активировав Панель управления, мы получили доступ к команде Смещение. Рассмотрим эффективность этой команды в Archicad на конкретном примере. С помощью смещения вы можете создать любой элемент на основе уже имеющейся геометрии. Можно указывать любую траекторию, использовать любую опорную геометрию и даже автоматически выбирать замкнутые пространства — например, помещения. Создание нового элемента с помощью команды Смещение состоит их четырех этапов:
- задайте свойства создаваемого элемента. В нашем случае это штриховка (рис. 15); Рис. 15. Настраиваем параметры штриховки
- нажмите кнопку Смещение либо Повторяющееся смещение (рис. 16);
Рис. 16. Выбираем рейсшину Смещение
Итак, мы очень быстро создали штриховку с заданным отступом от стены помещения.
Резюме
Надеюсь, вам пригодятся методы черчения, которые мы здесь рассмотрели. Панели управления и координат помогут повысить производительность и гибкость проектирования в Archicad. Закрепите их в рабочем пространстве, чтобы они всегда были под рукой.
Небольшая памятка для начинающих, но склонных к углубленному изучению предмета архикадчиков. Горячие клавиши в программе ArchiCAD меняются от версии к версии, но основная часть все-таки остается неизменной как раз для того, чтобы их можно было запомнить. Кроме того, сами клавиатурные комбинации довольно простые, в отличие от того же фотошопа, работая в котором крутой дизайнер рискует вывихнуть пальцы.
Список горячих клавиш длинный как удав, поэтому постараюсь сразу сориентировать, что стоит учить. Полезно запомнить кнопки включения волшебной палочки, пипетки и шприца, подрезки линейных элементов, навигации в 3D окне и плане этажа, вызова окна настройки параметров слоев. После освоения этого джентельменского набора остальные команды подтянутся сами.
Настраиваемые клавишные команды
Не настраиваемые клавишные команды
Имя команды | Комбинация клавиш | Описание |
---|---|---|
Операции отмены | Esc | При вводе: отменить операцию. Направляющие линии: удаление всех направляющих линий. Выбранные элементы: отменить выборку. Элементы, выбранные бегущей рамкой: удалить рамку. Если ничего не выбрано: переключиться к инструменту Указатель. |
Backspace | При вводе: отменить операцию. Выбранные элементы: удаление. | |
Воспринять параметры | Alt | Параметры указанного элемента становятся параметрами по умолчанию. |
Передать параметры | Ctrl + Alt | Параметры по умолчанию присваиваются указанному элементу. |
Переключатель быстрого выбора | Клавиша пробела | Временное активирование/деактивирование выбора элементов по их поверхностям. |
Волшебная палочка | Клавиша пробела | Оперативное активирование инструмента волшебной палочки вместе с другими инструментами. |
Переключение позиционирования элемента | Клавиша пробела | Когда позиционирование элемента включено: происходит переключение между перемещаемыми позиционируемыми точками элемента. |
Отмена позиционирования курсора при позиционировании на элементе | Клавиша пробела | Отменяет позиционирование курсора при перемещении на элемент при включенном позиционировании на элементе. |
Углы фиксации мышки / Направляющие линии | Shift | Ограничение по горизонтали, вертикали, под фиксированным или специальным углом. Ограничение по направляющим линиям. |
Оперативный инструмент Указатель | Shift | Производит временное переключение к инструменту Указатель, когда активным является другой инструмент. |
Выделение элемента | Shift | Выделение обнаруженного элемента. |
Выбор/Отмена выбора элемента | Shift + щелчок | Если активен инструмент Указатель: добавляет/удаляет элементы в/из выбранных. |
Переключение выделением | Tab | Происходит переключение между перекрывающимися элементами с помощью выделения (выборка или ввод элементов). |
Отсечение | Ctrl + щелчок | Если нет выборки: отсекает ту часть элемента, на которой был сделан щелчок за конечной точкой или точкой пересечения. |
Разделение и Выравнивание | Ctrl + щелчок | Выравнивает короткие элементы и разделяет длинные вдоль непараллельного ребра, на котором был сделан щелчок. Если активным является инструмент, отличающийся от выбранных элементов: создаются узловые точки Если активным является инструмент Указатель: ничего не происходит. |
Деление элемента | Ctrl + щелчок | Выравнивает короткие элементы и разделяет длинные вдоль непараллельного ребра, на котором был сделан щелчок. Если активным является инструмент, отличающийся от выбранных элементов: создаются узловые точки Если активным является инструмент Указатель: Пересекающийся элемент, на котором был сделан щелчок, будет подрезан выбранным элементом. |
Возвышение крыши | Ctrl + щелчок | Если выбран инструмент Крыша: открывается диалоговое окно Возвышение крыши. |
Переместить пользовательское начало координат | Alt + Shift | Производится перемещение пользовательского начала координат к вершине существующего элемента. |
Отменить последнюю вершину | Backspace | Удаление последней вершины при вводе многоугольника. |
Удаление элементов | Удаление | Удаление выбранных элементов. |
Справка | F1 | Открывает справку ArchiCAD. |
Отмена выделения выборки | Ctrl + пробел | Отменяет выделение подсветкой выбранных элементов. |
По размеру окна | Двойной щелчок колеса мышки | Изменение размеров изображения с тем, чтобы представить все видимые элементы. |
Временный режим орбиты | Shift + щелчок колеса мышки | В 3D: временная имитация режима орбиты. |
Предыдущее увеличение | Щелчок кнопкой слева (мышка с 5 кнопками) | Возврат к предыдущему уровню увеличения. |
Следующее увеличение | Щелчок кнопкой справа (мышка с 5 кнопками) | Переход к следующему уровню увеличения. |
Настройка клавишных команд
Создание разверток внутренних стен помещений — довольно распространенная задача для тех, кто занимается дизайном интерьеров и проектированием жилых домов. В Архикаде версии 19 предусмотрен инструмент, предназначенный для удобного создания разверток.
Познакомимся с ним поближе.
Как создать развертки стен в ArchiCAD
Предположим у вас есть начерченное помещение с дверями окнами и несколькими образцами мебели. Создадим ортогональные проекции стен этого помещения. Сейчас вы убедитесь, насколько это просто.
Полезная информация: Горячие клавиши в ArchiCAD
Щелкните в углу комнаты и повторным щелчком зафиксируйте прямоугольную область в противоположном углу. Таким образом создается развертка, включающая все стены помещения.
Вы увидите четыре прямых линии, которые удаляются или приближаются к стенам. Это линии сечения. Они определяют область помещения, в которую будут попадать объекты внутри комнаты. Щелкните в подходящем для вас месте.
У нас получился вот такой объект развертки со специальным маркером.
Сами же развертки теперь можно найти в навигаторе. При щелчке на них будут открывать окна с развертками.
Переместите линии-проекции развертки так, чтобы они не пересекали мебель, но так чтобы мебель попала в развертку (оказалась между стеной и линией проекции).
Также, как в разрезах и фасадах, на развертку можно нанести размеры.
Вот так выглядит процесс создания и редактирования разверток в Архикаде. Надеемся, этот урок был для вас полезным.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Читайте также: