Как сделать сольфеджио
Наша статья посвящена тому, как научиться слышать и отгадывать интервалы или аккорды на слух.
Пожалуй, каждому ребенку нравится учиться там, где у него получается. К сожалению, сольфеджио часто становится нелюбимым предметом в силу своей сложности для некоторых учащихся. Тем не менее, это предмет нужный, хорошо развивающий музыкальное мышление и слух.
Наверное, каждому, кто когда-либо обучался в музыкальной школе, знакома такая ситуация: на уроке сольфеджио одни дети с легкостью анализируют и выполняют музыкальные задания, другие же, напротив, не понимают происходящее из урока в урок. В чем тут причина – в лени, неумении шевелить мозгами, непонятном объяснении или в чем-то еще?
Можно даже со слабыми данными научиться строить аккорды и гаммы, можно научиться считать ступени. Но вот что делать, когда дело доходит до отгадывания звуков на слух? Что делать, если ну никак не откладывается в голове звучание разных нот и все звуки похожи один на другой? Некоторым умение слышать дается от природы. Не все такие счастливчики.
Как в любом деле, чтобы появился результат, важна система и регулярные тренировки. Поэтому необходимо внимательно слушать объяснения педагога с первой минуты. Если же время упущено и на уроках у вас не получается распознать интервалы или аккорды, то другого варианта, как вернуться к началу изучения темы, нет, т. к. незнание азов не позволит освоить разделы более сложные. Лучший вариант – нанять репетитора. Но не все могут или захотят это себе позволить.
Есть еще одно решение – поискать подходящий тренажер в интернете. К сожалению, найти понятный и удобный тренажер не так-то просто. Предлагаем познакомиться с сайтом Идеальный слух. Это один из немногих ресурсов, который посвящен именно отгадыванию на слух и очень прост в использовании. Как им пользоваться, можно посмотреть здесь.
Попробуйте начать с малого – например, научитесь отгадывать два-три интервала на этом тренажере и вы поймете, что слуховой анализ – это не так уж и сложно. Если будете уделять хотя бы пару раз в неделю подобным тренировкам минут по 15-30, со временем пятерки по слуховому анализу обеспечены. Тренироваться в данной программе интересно. Это похоже на игру. Единственным минусом является отсутствие функции определения в тональности. Но это уже мы слишком многого хотим…
Сольфеджио - это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.
1. Первое, что нужно знать, - это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.
7-я - СИ (H, также могут подписывать B)
- пример на клавишах фортепиано.
Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.
- вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.
Что такое октава?
Октава - музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:
- до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.
Звукоряд - это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.
Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.
Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:
Всего на фортепиано 88 клавиш - 52 белых и 36 черных.
Ключи
Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.
Всего их есть 3:
- Скрипичный - самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
- Басовый - второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
- Альтовый - обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.
Альтерация
Повышение или понижение ступени ноты.
Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:
- диез - повышение на полтона,
- бемоль - понижение на полутон,
- бекар - отмена знаков при ключе.
Знаки альтерации делятся на 2 типа:
- ключевые - пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
- случайные - ставятся перед нотой.
Полутон - это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон - это 2 полутона.
Интервалы
Интервал - 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.
Нижний звук интервала является его основанием, а верхний - вершиной.
Интервалы делятся на 2 типа:
- мелодичные - нотки, которые взяты последовательно,
- гармоничные - одна и та же нота, взятая одновременно.
Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:
- Прима (1)
- Секунда (2)
- Терция (3)
- Кварта (4)
- Квинта (5)
- Секста (6)
- Септима (7)
- Октава (8)
Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)
- Малая секунда (1 полутон)
- Большая секунда (2 полутона)
- Малая терция (3 полутона)
- Большая терция (4 полутона)
- Чистая кварта (5 полутонов)
- Увеличенная кварта (6 полутонов)
- Чистая квинта (7 полутонов)
- Уменьшенная квинта (6 полутонов)
- Малая секста (8 полутонов)
- Большая секста (9 полутонов)
- Малая септима (10 полутонов)
- Большая септима (11 полутонов)
- Чистая октава (12 полутонов)
Длительности
Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.
Итак, разберемся в названиях и обозначениях:
- целая нота - самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
- половинная нота - в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
- четвертная нота - ритмически идёт на каждый удар метронома.
- восьмая нота - ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
- шестнадцатая нота - естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.
Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:
Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.
Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.
Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.
Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.
О теоретической части занятий
Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.
Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении. В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.
К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.
Многое в музыкальном языке измеряется числами.
Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.
С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.
О практической части занятий
В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.
Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.
Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.
Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.
Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.
Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.
Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.
Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
О сольфеджировании
Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.
Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.
В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.
Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.
Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.
О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать
К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.
Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.
То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.
Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.
Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.
О самой большой беде
О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы
В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.
Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.
Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!
Лучшая группа в рунете посвященная сольфеджио и теории музыки
Здесь вы найдёте:
- видеоуроки по сольфеджио
- таблицы с теорией
- развивающие передачи
- увлекательные лекции
- учебные пособия
- мультфильмы
- немного юмора
Сольфеджио Online запись закреплена
Подборка правил по сольфеджио для печати в формате pdf
Сохрани на стену, чтобы не забыть
- Правила по сольфеджио 1-й класс
Показать полностью.
- Правила по сольфеджио 2-й класс
- Правила по сольфеджио 3-й класс
- Правила по сольфеджио 4-й класс
- Правила по сольфеджио 5-й класс
- Правила по сольфеджио 6-й класс
- Правила по сольфеджио 7-й класс
Татьяна,
Сольфеджио Online запись закреплена
Арсений Горбаруков
И здесь эти уродцы.
Арсений, изначальное значение слова "урод" - первый ребенок в семье, поэтому поводу говорят, что в семье не без урода.
Даааа
Сольфеджио Online запись закреплена
Зоя Очирова
Сольфеджио Online запись закреплена
Арсений Горбаруков
Сольфеджио Online запись закреплена
Мы не ищем легких путей.
А так все ж интересней и композиторней!Юнные,инновационные теоретики подрастают!Браво маэстро.
Сольфеджио Online запись закреплена
Союз композиторов России
Интервью: композитор Дмитрий Курляндский рассказывает о новых инициативах, которые помогают современным композиторам исполняться, а слушателям — воспитывать вкус и узнавать новое.
Читайте также: