Как сделать сольфеджио 4 класс
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
4 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Гаммы с 4 диезами
Цель: Познакомить учащихся с гаммами Ми мажор и до-диез минор
Задачи: 1. Образовательная:
Гаммы Ми мажор и до-диез минор – буквенное обозначение и ключевые знаки.
Построить и спеть гамму Ми мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, мелодический оборот: II - I , III - II - I , IV - III - II - I , V - VI - VII - I ; T 5/3- T 6- T 6/4- S 5/3- D 5/3- D 7- T 3.
Игра на ф-но последовательности аккордов в тональности E - dur : T 5/3- T 6- T 6/4- S 5/3- D 5/3- D 7- T 3.
Ритмическая группа: пунктир.
№ 339 ( I ч.) – простучать ритм, сольмизация, пение с листа (пунктир).
№ 73 ( II ч.) – c петь с листа 1 и 2 голос.
Мелодический диктант № 92 по теме: пунктир, тональность D - dur , размер 2/4
Подбор аккомпанемента к № 92, используя пройденные аккорды.
2.Воспитательная : воспитать у учащихся осознанное отношение к интонации аккордов, музыкальных примеров..
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал : клавиатуры, простые карандаши, ластики.
Название ресурса : учебно-методический и дидактический материал.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Ч. I . Одноголосие. – М.: Музыка, 1985.
Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Ч. II . Двухголосие. – М.: Музыка, 1985.
Перечень учебно-методических материалов
2.Карточки: пунктирный ритм.
Спеть гамму Ми мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, мелодический оборот: II - I , III - II - I , IV - III - II - I , V - VI - VII - I ; T 5/3- T 6- T 6/4- S 5/3- D 5/3- D 7- T 3.
1.Гаммы Ми мажор и до-диез минор – буквенное обозначение и ключевые знаки.
2.Построить гамму Ми мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, T 5/3- T 6- T 6/4- S 5/3- D 5/3- D 7- T 3.
4.Игра на ф-но последовательности аккордов в тональности E - dur : T 5/3- T 6- T 6/4- S 5/3- D 5/3- D 7- T 3.
5. Пунктирный ритм - чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к основной длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется.
Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура при исполнении превращалась в или и др.
Например: Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1.
Сольфеджирование и пение с листа
№ 339 ( I ч.) – пение с листа (пунктир).
№ 73 ( II ч.) – c петь с листа 1 и 2 голос.
Воспитание чувства метроритма
Ритмическая группа пунктир:
№ 339 ( I ч.) – простучать ритм, сольмизация (пунктир).
Воспитание творческих навыков
Подбор аккомпанемента к № 92, используя пройденные аккорды.
Мелодический диктант № 92 по теме: пунктир, тональность D - dur , размер 2/4
Урок №3.Тональность Ля мажор.
Пропеть Т53,затем пропеть гамму.
Далее записать в тетрадь гамму,не забываем написать знаки при ключе. подписать ступени, далее устойчивые, не устойчивые, главные, вводные ступени.
Обязательно посмотрите видео, пропойте несколько раз и только после этого запишите без ошибок в тетрадь.
Разучить песни №214,215
30.11. урок№4 Продолжаем работу в тональность Ля мажор.
Настроившись: Сыграем гамму,трезвучие Т53.спеть следующие ступени I,III, II,I; I,V,VI,V,I,I.
от ноты ля построить все интервалы.
И жду от вас видео номеров песен213, 214 и 215. смотрите выше.
Если у кого-то возникнут трудности в выполнении задания звоните, пишите мне, вместе мы, ОБЯЗАТЕЛЬНО, разберемся.
Повторение. Тональность Ля мажор. Записать в тетрадке, а потом пропеть указанные ступени и интервалы. верхний голос поем, нижний играем и наоборот. номера 253-255 простучать ритм, пропеть интервалы, петь с дирижированием
25.05.21.Добрый день всем. Ребята, мы с вами знаем четыре вида трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное- эти трезвучия мы можем построить от любых ноток, то есть вне лада. А сегодня мы с вами познакомимся с главными трезвучиями лада. их всего три. Помните главные ступеньки. Вот на этих ступенях мы будем строить трезвучия: Тоническое, субдоминантовое и доминантовое. В мажоре они будут мажорными, а в миноре- минорными.
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по праву в 10 классе "Нарушение и защита прав человека"
Разработка урока по праву с использованием мультимедийной презентации.
"Трудовое право" - урок по праву в 11 классе
Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека.
Правила по Сольфеджио
В работе кратко изложены правила по разделу Теория музыки, необходимые ученикам ДМШ в курсе изучения Сольфеджио.
План- конспект открытого урока по сольфеджио 4 класс "Главные гармонические функции в ладу".
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
План- конспект открытого урока
Сольфеджио 4 класс.
Преподаватель: Локтева Н.В.
Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами русской и западно-европейской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.
Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.
Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь a cappella трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.
Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.
Задачи урока:
Образовательные:
- научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записывать, слышать, проигрывать;
- применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.
Развивающие:
- расширять слуховые представления о гармонических оборотах, уметь их анализировать;
- закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений.
Воспитательные:
- повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;
- поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии.
- развивать творческие способности.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений.
Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)
Формы работы:
Опрос учащихся в устной и письменной форме.
Методы обучения:
Методическая база урока:
3.Г.Ф.Калинина Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., 2012 г.
Музыкальный материал:
3. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.
Материалы и оборудование.
Наглядный материал:
4.Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений
6.Карточки гармонических оборотов
Оборудование:
- нотные тетради, карандаши, ластики,
-учебные пособия учащихся
Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.
Краткая характеристика группы:
В открытом уроке участвуют учащиеся 4 класса фортепиано семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.
План урока:
Вводный раздел (5 минут)
- вступительное слово преподавателя;
- организационный момент: проверка готовности учащихся к работе.
2. Основной раздел (50 минут)
Проверка домашнего задания (15 мин):
- расположение главных трезвучий лада и их обращений;
- пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;
Изучение нового материала (10 мин):
- роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут):
- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;
- пение гармонических последовательностей.
3. Заключительный раздел (5 минут)
- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;
- запись домашнего задания.
Этапы работы
Вступительное слово преподавателя.
Настрой учащихся на учебную деятельность(5 мин):
Проверка готовности группы, отметка в журнале присутствующих и объявление темы урока.
Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.
Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.
2.Опрос учащихся по домашнему заданию
Проверка домашнего задания (15 минут):
2).Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T64, S64, D64.
Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D.
Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.
3).Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:
- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4;
- пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками;
- пение цепочек ступеней с ручными знаками ;
- пение трезвучий главных ступеней и их обращений
Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.
Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.
3.Изучение нового материала
Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Рассказать о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень (вместе с учащимися проанализировать звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).
Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: Т-S, D-T. ( Наглядно показать движение Субдоминанты от Тоники в соединении T –S64, и движение Доминанты к Тонике в соединении D-T64, подчеркивая их функциональное значение).
Обратимся к музыке.
4.Закрепление учебного материала
Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.)
Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:
- П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома (фрагмент).
(Учащиеся, прослушивая музыкальные фрагменты, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)
Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.
Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.
В конце игры определяется команда-победитель.
2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)
- пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени;
- определение и запись гармонических функций;
- определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.
- исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;
- транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.
Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.
Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.
3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)
На примере фрагментов музыкальных произведений определить три наиболее часто звучащих гармонических оборота: T-S-T , T-D-T, T-S-D-Т. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях.
Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.
Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.
5.Задание на дом
Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)
Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.
Читайте также: