Как сделать смешной репортаж
Репортаж — это рассказ очевидца об актуальных событиях. Главная задача репортажа — перенести читателя туда, где он сам не смог побывать, и рассказать о самом важном и ярком из того, что происходило.
Попали на знаковое мероприятие? Расскажите о нем сообществу Хабра.
Как подготовиться
В идеале вам нужны камера и диктофон, а ещё — блокнот или смартфон, где вы будете вести заметки. Даже если у вас хорошая память, не надейтесь, что запомните все, делайте записи — пишите тезисно, что вас зацепило прямо там, на месте. Так впечатления будут живее.
Но хватит и просто любого актуального смартфона. Качество фото и видео будет ниже, чем с классической камеру, но все же вполне приемлемым. Диктофон в телефоне не такой чувствительный и надежный, но тоже подойдет — главное включайте авиарежим на длинных записях. Цифровые заметки, в отличие от бумажных, синхронизируются с облаком и точно не потеряются.
Как писать
Пишите только о самом важном. Как все собирались, какого цвета были шторы, кто встал первым, каким было вступительное слово, — обычно это всё лишнее и неинтересное. Если только первым встал не Линус Торвальдс, а вступительное слово не сказал Тим Кук.
В репортаже в отличие от новостной заметки есть место личной оценке происходящего. Т.е. писать можно не только о фактах, но и о том, что вы думаете по этому поводу, что вы чувствовали.
Нормально
… а потом всем раздали Google Glass 2 и дали потестировать 15 минут.
Хорошо
… а потом всем раздали Google Glass 2 на 15 минут. Это было лучшее, что я видел из VR и AR — картинка такая четкая, будто смотришь 8K OLED-телевизор. Но за это время очки натерли мне переносицу.
Хотя вы и рассказываете о самом важном, не забывайте о деталях, которые вам запомнились. Если на мероприятии мобильного оператора не работала сотовая связь или Wi-Fi — это интересная подробность. Но не переборщите, если подробностей будет слишком много, у читателя замылится глаз.
О чем писать
Старт продаж Яндекс.Ноутбука, конференция Google или Apple, закрытый митап разработчиков гигантских человекоподобных роботов, научная конференция, съезд экспертов по безопасности, открытие музея, запуск ракеты — нужное подчеркните или придумайте сами.
Сколько писать
Не считайте знаки. Пишите столько, сколько нужно, чтобы погрузить читателя в событие. Важное оставляйте, второстепенное отсекайте.
Иллюстрации
Находясь на мероприятии, сразу подумайте о картинке, которую поставите первой. Сделайте такое фото, которое пригласит читателя посмотреть, что же дальше. И не жалейте карту памяти — снимайте много и часто, чтобы потом можно было проиллюстрировать то, что сложно описать словами.
Съемку любых репортажей, будь то свадьбы, спортивные мероприятия, корпоративы или праздники в школе и детском саду, можно стилистически отнести к фотожурналистике, основными свойствами которой являются объективность, привязка ко времени и последовательность.
Это направление предполагает совершенно особенный стиль работы. На мой взгляд, это гораздо сложнее, чем создавать постановочные фотографии, даже в студии, потому что, по сути, у вас нет возможности смоделировать реальность, выбрать себе освещение и попросить участников принять позу, которая лучше всего подойдет вашему кадру.
Преимущество репортажа состоит в том, что вам не нужно выдумывать сюжет – он уже готов. В случае со съемкой в театре или на концерте за вас даже свет продумывают.
В данной статье я предлагаю рассмотреть принципы съемки репортажей практически любых событий, за исключением двух крупных блоков:
2. Новостная фотожурналистика – данное направление имеет ряд отличительных особенностей, в т.ч. повышенный уровень риска для фотографа и абсолютную непредсказуемость развития событий. В этой статье мы собираемся поговорить несколько об ином.
Что же у нас остается? Да что угодно: дни рождения, семейные праздники, свадьбы, благотворительные вечера, выставки, корпоративные праздники, концерты, модные показы и многое другое. Свадьбы, однако, следует рассматривать обособленно, поскольку они комбинируют в себе постановочную и репортажную съемку и развиваются по определенному сценарию.
Лично я куда больше люблю постановку, потому что она дает мне возможность творить, делать мир таким, каким я его хочу видеть, репортаж же – фактическая картинка, которую надо красиво, четко, оперативно и максимально достоверно зафиксировать. Простора для творчества маловато, зато спрос на репортажи обычно выше. А, как известно, кушать захочется, еще не то сделаешь. Стоит, правда, отметить, что порой репортажи снимать бывает чрезвычайно интересно.
Итак, лирику в сторону, что же надо иметь при себе и что необходимо уметь, чтобы эффективно работать в данной сфере?
Что надо иметь
Камера
Конечно, действительно желательно, чтобы камера была с полноразмерной матрицей. Хотя я довольно-таки успешно долгое время снимала репортажи на камеру с кроп-фактором. Большинству заказчиков эти фотографии нужны не для того, чтобы фотообои из них мастерить, а просто на память. В последний раз меня вообще попросили отобрать как можно меньше снимков с трехчасового мероприятия, около 200 штук, и сжать их, потому что времени просматривать 500-800 кадров, и тем более скачивать их в виде архива весом больше гигабайта, у моих клиентов не было – это были профессионалы высокого уровня, которые хотели потратить не более 10 минут на то, чтобы просто просмотреть лучшее из лучшего, и сохранить для себя лучшее из лучшего из лучшего. Если вы думаете, что кто-то способен внимательно рассмотреть все 3000 отснятых вами кадров, по 10 Мб каждый, должна вас расстроить – это маловероятно. Думаю, вы их сами-то с трудом разобрать сможете.
Впрочем, у full-frame камер есть одно преимущество, действительно весомое при съемке репортажа – они обычно выдают лучший результат при съемке на больших ISO, по сравнению с камерами с кроп-фактором. Подавляющее большинство мероприятий проходит в помещении, зачастую – вечером, и без хороших возможностей матрицы в плане восприятия и фиксации информации на высоких значениях ISO, обойтись сложно. Один корпоратив я снимала на две камеры: мой простенький Canon 400D с кроп-фактором и Mark II, который мне выдали на пробу. Должна отметить, что ISO 400 на Canon 400D выглядят примерно так же, как ISO 1600 на Mark II.
Объективы
Вспышка
Как я уже упоминала выше, большинство мероприятий, на которые вас могут пригласить поработать, проходят в помещении. Я не люблю вспышки, но, тем не менее, порой без них обойтись крайне сложно, потому следует все же прихватить с собой одну. Модификаторы для вспышек помогут вам получить более мягкий и рассеянный свет. Если же вам повезло снимать репортаж на улице днем – просто наслаждайтесь, хотя необходимость во вспышке может возникнуть даже в таком случае – в качестве способа подсветки теней в солнечную погоду.
Штатив?
По моему опыту, фотограф крайне редко может позволить себе роскошь снимать со штативом репортаж. От вас требуется максимальная мобильность и незаметность, а если вы тащите целую систему с тяжелым разложенным штативом за собой, быть подвижным и никого не снести не так уж просто.
Аксессуары
В зависимости от продолжительности мероприятия и условий его проведения рассчитайте, сколько примерно батареек для вспышки и аккумуляторов для камеры вам может понадобиться, и возьмите с запасом. Обычно на съемочный день около 12 часов НЕ на холоде я беру 3 аккумулятора для камеры и зарядное устройство, чтобы по возможности разыскать розетку и зарядить один, пока снимаю на запасные. На вспышку я беру один комплект аккумуляторов и еще пачку запасных батареек.
Карт памяти стоит брать побольше, поскольку в течение дня у вас не всегда будет возможность остановить съемку и начать удалять неудачные кадры. К слову, хотя формат RAW обеспечивает вам большую гибкость, если вы понимаете, что мероприятие очень масштабное, и в итоге вы получите более 3-5 тысяч снимков, лучше фотографируйте в JPEG. Так вы сэкономите место на карте памяти и свое время на пост-обработку. Это, конечно, вопрос личного выбора, но я предпочитаю делать именно так.
Иногда я фотографирую часть мероприятия в RAW (какие-то ключевые моменты, снимки которых потом потребуют особенно тщательной художественной ретуши), а часть – в JPEG (промежуточные этапы мероприятия, имеющие ценность лишь в плане полноты обзора).
Должна отметить, что вам нужно постараться не перегружать себя и не тащить лишнего. Отражатели, студийный свет, штативы – это то, что вам, скорее всего, не понадобится, а носить их придется весь день. Берите только то, без чего вы действительно не сможете выдать качественный результат. На мой взгляд, репортажная система должна быть относительно легкой и удобной.
Фотосумка
Хотя фоторюкзаки очень удобны и вмещают в себя больше техники, в данном случае они не актуальны. Во-первых, потому, что мы ставим своей целью минимизировать необходимый набор, а во-вторых, из-за его относительной труднодоступности во время съемки – батарейки и карты памяти вы еще можете сложить в карман, а вот чтобы поменять объектив, вам придется останавливаться и стаскивать рюкзак. Я бы советовала использовать наплечную сумку, поскольку она обеспечивает легкий доступ к сменным объективам и аксессуарам.
Что надо уметь
Говорить
Еще до начала съемки вам следует по возможности обсудить с организатором все детали: где будет проходить съемка, в какое время, какие на месте окна и насколько мощные светильники, если речь идет о помещении. Идеально, если вам покажут пару тестовых фотографий будущего места съемки, или же если вы сами сможете предварительно побывать там и осмотреться. Так вы получите шанс заранее просчитать, какое оборудование будет необходимо взять с собой в этот раз.
Выясните план мероприятия: что, когда, кто и почему будет делать, и что из этого действительно важно. На тех же корпоративах часто существует определенный распорядок вечера, основные пункты которого вам необходимо зафиксировать.
Не стесняйтесь говорить с организатором и задавать вопросы. Не стоит пытаться самим додумывать, что важно, а что не важно, лучше по возможности это обсудить. Иначе в конце съемки может выясниться, что та прекрасная дама, пламенную речь которой вы столь усердно фиксировали, всего лишь уборщица Феня, а тот неприметный маленький мужичок с тихим голосом, на которого вы потратили кадра два с половиной – генеральный директор.
Наблюдать
Поймите, что на самом мероприятии, каким бы оно ни было, уже ни у кого не будет времени с вами что-то обсуждать, поэтому теперь все в ваших руках. Наблюдайте, смотрите вокруг, подмечайте детали. Следите за перемещениями людей на месте проведения мероприятия. Если вы вдруг услышали, что в каком-то конце помещения уровень шума усилился, и люди направились туда, стоит сходить и проверить, что там происходит.
Любопытство – неотъемлемая черта репортажника. Стоит только помнить, что в случае заказной съемки все любопытство может быть ограничено законом о неразглашении коммерческой тайны, например. Некоторые компании-заказчики заранее подписывают с фотографом договор о конфиденциальности.
Быстро реагировать
Во время репортажной съемки вы всегда должны быть крайне внимательны и готовы действовать оперативно. Ждать вас или повторять интересные моменты никто не будет, к сожалению, и в этом репортаж явно проигрывает постановке. Впрочем, в этом азарте и вся прелесть. Если научиться не упускать момент, во время подобных съемок можно получить такие фотографии, о которых на постановочной сессии и мечтать не приходится.
Понимать, когда можно сделать паузу
Большую часть времени вы должны быть в тонусе, чтобы ничего не упустить. Однако не менее важно понимать, когда можно немного сбавить обороты и отдохнуть. Если люди, например, сели кушать, стоит перестать бегать вокруг и дать им возможность спокойно поесть. Все равно жующие лица в фотографическом плане особого интереса не представляют, а просто отойдя и сев в сторонке, вы, определенно, поспособствуете качеству их пищеварения.Крайне сложно трапезничать, знаете ли, когда над вами висит человек с камерой, а вам надо постоянно думать, как вы выглядите в этот момент и пытаться проглотить застревающие в горле куски.
К тому же, если вы не будете делать передышек, а мероприятие затянется, вы рискуете потерять концентрацию и упустить что-то действительно важное и интересное.
Быть тенью
Это особенно актуально в случае съемки праздника: не мешайте людям, не толкайте того, кто не дает вам пройти, постарайтесь заранее отметить удобные места для съемки, чтобы потом не мчаться туда, сломя голову, через всю комнату, переворачивая стулья и разбивая бокалы.
Назойливый фотограф или оператор могут просто убить все веселье. Тут самое время вспомнить про телеобъектив с переменным фокусным расстоянием – он позволит вам поменьше бегать и снимать в том масштабе, в каком вам необходимо.
Правильно оценивать свои возможности
Здесь снова всплывает важность предварительной беседы с организатором или обзор предполагаемого масштаба мероприятия в интернете (если вы идете на некий общественный праздник или митинг). Если вам говорят, что корпоративная вечеринка будет проходить в ресторане, рассчитанном на 300 персон, и предполагаемое количество гостей приближается к этой цифре – просто представьте себе эту кучу людей.
В данном случае стоит объяснить заказчику, что вы с радостью возьметесь за работу, но, при всем желании, чисто физически не сможете осветить такое масштабное празднество в одиночку, нужен второй фотограф. Лучше сразу оценить свои возможности, и если вы понимаете, что в данных условиях не сможете обеспечить получение качественного и полноценного материала, либо пробуйте скорректировать условия, либо отказывайтесь от работы.
Если вы выполните ее плохо – вас просто больше никогда не пригласят, и не факт, что только этот заказчик, потому что сарафанное радио работает быстро. Хорошая репутация создается годами, а рушится за минуты.
Видеть настройки
Помнить о творчестве
Заключение
Съемка репортажа, даже если это утренник в детском саду – дело нелегкое и, прямо скажем, на любителя. Для себя я вижу в этом способ развития фотографической реакции. Право же, пара репортажей – и ловить мимолетные выражения и эмоции на лице модели в постановочной съемке становится в разы легче. Будьте внимательны, подвижны, любопытны, и, кто знает, может и призы в World Press Photo не за горами?
Алексей Мараховец, блогер, фотограф и путешественник, на основе своего опыта составил краткий курс о том, как научиться делать живые репортажные фото, ловить ключевой момент съёмки. Спешим поделиться этой заметкой с вами и ни секунды больше не смеем отрывать вас от процесса совершенствования собственных навыков репортажной съёмки.
Не стоит думать, что репортажная съёмка — самая простая из всех. Вроде бы, дави себе на кнопку, лупи, как из пулемёта, и всё будет хорошо. Но нет, при таком подходе вы просто получите огромную кучу никому не интересных снимков и впустую уменьшите ресурс затвора. Репортаж — довольно сложный жанр. В нём необходимо соблюдать все правила и законы фотографии, но при этом учитывать фактор времени, который всегда играет против вас.
При этом не забывая обо всём остальном, что нужно выполнить, чтобы получить технически приемлемый снимок. Умение выбрать и поймать решающий момент приходит с опытом, и это как раз есть то, что принято называть талантом — об этом вам лучше расскажет творчество мастера репортажа Анри Картье-Брессона. Но несколько простых советов помогут вам подняться на одну ступеньку выше в совершенствовании своих навыков репортажной съёмки.
Перед съёмкой прокрутите в голове, что бы вы сами хотели рассказать об этом мероприятии, и делайте снимки уже по этому тексту, как бы дополняя его и усиливая. Сделайте для себя план-задание. А вот внеплановые интересные сцены только украсят ваш репортаж.
Будьте мобильным. Вам нужно быть одновременно в нескольких местах. Однако хорошо планируйте маршруты передвижений, чтобы не мешать зрителям и другим фотографам. Помните: хороший фотограф как вампир — он не отражается в зеркале и на фотографиях других фотографов.
Заранее планируйте места съёмок и то, какими объективами будете оттуда снимать. Лучше всего иметь универсальный объектив, покрывающий все необходимые фокусные расстояния. В этом плане работа репортёра мало чем отличается от ремесла снайпера и киллера.
Снимайте происходящее не только на сцене, но и в зрительном зале. Без эмоций зрителей трудно передать атмосферу мероприятия. Обратите внимание на трансляцию концертов и КВН по телевизору — лица наиболее эмоциональных зрителей из зала составляют довольно большую часть планов.
Обязательно делайте общие планы, средние и крупные. Это один из основных постулатов репортажа.
Правила композиции работают для всех видов фотографии, включая репортажную. Не забывайте правила третей и другие композиционные правила.
Не используйте вспышку при съёмке концертов в помещениях без отражающих поверхностей: она портит продуманное специалистами световое оформление сцены. К тому же вспышка имеет свойство тормозить, и вы рискуете сделать снимок удачного момента тогда, когда она будет не готова.
Помните о текущем фокусном расстоянии объектива и установленной выдержке. Для длиннофокусных объективов нужна очень маленькая выдержка. Помните о формуле: выдержка максимальная = 1 / текущее фокусное расстояние — и делайте запас в сторону её уменьшения.
Помните, что штатив делает вас менее мобильным и не спасает от смазов при съёмках динамичных сцен в малоосвещённом помещении. В крайнем случае можно использовать монопод, чтобы избавиться от доли смазов по причине тряски рук и камеры.
Не забывайте о кадрировании — это ваш верный друг, который может сделать из вроде бы неудачной фотографии отличный снимок.
Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: разнообразие форматов поможет потом лучше скомпоновать блок из фото.
Снимайте только в RAW. Из внутрикамерного JPEG уже ничего путного не вытянуть при необходимости.
Не забудьте сделать несколько кадров, которые привязали бы ваш будущий репортаж к месту действия. Скажем, в эти кадры должны попасть узнаваемые всеми здания, памятники, предметы.
Делайте как можно больше дублей сцены всегда. Замечали, как трещат затворы профессионалов на пресс-конференциях? Одна и при этом технически неудачная фотография крайне удачного момента — это epic fail фоторепортёра, можно делать сэппуку.
Да, и не забудьте купить несколько вместительных и самых быстрых карт памяти, класса 10 как минимум. Про запасной аккумулятор вы уже, скорее всего, знаете.
Когда корреспондент ведет репортаж у него есть одно самое уязвимое место - это задний план. Потому что какой-нибудь придурок может неожиданно влезть в кадр и начать исполнять всякие нелепости, как и происходит с героями нашей статьи. Смешная подборка таких ситуаций, когда одни попадают в кадр случайно, а другие наоборот лезут в камеру чтобы выставить себя идиотом.
Читайте также: