Как сделать скульптуру из известняка
Скульптуры из бетона – прекрасное решение для украшения двора загородного дома, приусадебного участка, территории дачи. Несмотря на то, что настоящие скульпторы не очень любят бетон ввиду некоторых особенностей, для самостоятельного изготовления простых скульптур в домашних условиях материал подходит как нельзя лучше.
Правильно залитая скульптура из бетона получается прочной и долговечной, может быть окрашена в любой оттенок, не боится воздействия внешних агрессивных факторов, обладает большим весом, что делает невозможным кражу изделия. Немаловажно и то, что производство бетонных скульптур обходится сравнительно недорого, а для всех этапов работ не понадобятся какие-то особые навыки, знания, инструменты, материалы.
Все, что нужно для изготовления фигуры из бетона своими руками, можно найти в мастерской или купить в ближайшем супермаркете. Технологий создания скульптур из бетонного раствора существует несколько и каждый мастер выбирает ту, что больше всего подходит для его целей и позволяет получить наилучший результат.
Получить простые и незамысловатые фигурки из бетона сможет каждый мастер. Главные этапы – приготовление всего необходимого, правильный замес бетонного раствора, быстрая и качественная заливка, сушка в оптимальных условиях. После набора монолитом прочности он уже не боится ничего и будет стоять долго, сохраняя идеальный внешний вид.
Необходимые материалы
До того, как сделать скульптуру из бетона, необходимо позаботиться обо всем, что может понадобиться в процессе работы: инструменты, материалы, эскизы, емкости, дополнительные средства.
- Выбор эскиза и метода создания скульптуры – начинать лучше с простых и доступных вариантов, так как реализация масштабных проектов далеко не всем под силу. При выборе фигуры обязательно учитывают величину и ландшафт территории, дизайн архитектурного ансамбля, возможность гармонично вписать скульптуру в экстерьер. Так, для детских площадок делают милые фигурки гномов или зверей, для сада – грибы и подставки под цветник, для ворот часто выбирают львов и т.д.
- Создание самого эскиза – если нет способностей, желательно нарисовать будущую фигуру хотя бы схематически. Чем точнее будет передана задумка на бумаге, тем проще потом будет рассчитывать размеры, определять порядок действий.
- Опытные мастера советуют создавать 3d-модели фигур в уменьшенном виде из пластилина, куска глины. Так удастся более реально представить процесс создания фигуры, все верно рассчитать, точно определить размер и масштаб.
- Инструменты – бетономешалка и емкости для приготовления бетонной смеси (либо миксер, специальная насадка на дрель), лопатки различного размера, шпатель, мастерок, кусачки, плоскогубцы. Если планируется скульптуру заливать, понадобится форма (можно купить или сделать самостоятельно).
- Материалы – вода, песок, цемент, пластификатор для приготовления бетонной смеси, полиэтиленовая пленка для защиты двора, стальная или алюминиевая проволока для производства каркаса объемных фигур, грунтовка и краска для придания фигуре эстетичного вида.
Технологии производства
Планируя создание будущей скульптуры из бетона своими руками, важно правильно выбрать подходящую технологию производства. В домашних условиях реализовать можно три метода: лепка вручную, каркасная, заливка в формы.
Лепка вручную – способ, который не требует особых приспособлений и инструментов, но предполагает наличие определенных навыков и важность приготовления раствора правильной консистенции. При условии, что смесь не слишком жидкая и не очень густая, из нее удобно и хорошо лепить, вполне возможно создать небольшие поделки. Обычно такой вариант выбирают для создания массы мелких фигур для украшения сада, цветочных горшков, подставок под клумбы и т.д.
Каркасный метод наиболее сложный, но зато дает возможность создавать настоящие шедевры. Так, сначала из проволоки создают объемный каркас будущей фигуры, потом его покрывают бетонной смесью (облепливают, грубо говоря), придают смеси форму, ждут высыхания и раскрашивают, придавая нужный цвет, рисуя те или иные элементы (при создании зверушек – рисуют глаза, уши, нос и т.д.). Метод подходит для создания скульптур любого размера.
Технология заливки в форму самая простая, так как требует лишь наличия формы и четкого соблюдения всех этапов. Важно правильно и точно залить в емкость бетонный раствор, потом выждать высыхания и аккуратно достать готовое изделие. После ему позволяют полностью набрать прочность, окрашивают по желанию и т.д.
Формы можно сделать самостоятельно или купить уже готовые. Обычно такой метод используют для создания фигур небольшого размера, но высокой сложности.
Тонкости каркасного способа
Каркасное изготовление скульптур, несмотря на наличие определенных нюансов, не предполагает каких-то особых сложностей. Скульптуру делают на базе конструкции из проволоки, выступающей основой изделия. Модель из проволоки обычно повторяет лишь основные элементы конструкции, так как преследует цель создания основы, на которой можно вылепить все нужные детали.
Несмотря на то, что часто для создания фигур используют любые ненужные элементы (ящики, тряпки, древесину), лучше всего делать каркас из алюминиевой/стальной проволоки. Способов создания модели существует несколько. Маленькие и средние по размеру фигуры делают из алюминиевой основы, используя обычную связку благодаря эластичности материала.
А вот стальная проволока предполагает реализацию комбинированного метода – определенные части каркаса связывают плоскогубцами, другие соединяют методом сварки. Лучше всего делать фигуры по каркасной технологии пустотелыми.
- Возможность сэкономить материалы – когда речь идет про производство больших фигур, бетона понадобится слишком много (при выборе заливки и внутри тоже).
- Легкость – при необходимости транспортировки фигуры изделие весом в несколько сотен килограммов придется передвигать с привлечением спецтехники.
- Более эффективное покрытие каркаса бетоном, аккуратность.
Бетонная скульптура по каркасной технологии создается достаточно просто: сначала делают каркас из проволоки, его обтягивают строительной сеткой с точной передачей объемов и форм. Потом на каркас мастерком и шпателем наносят бетон. Новый слой добавляется лишь после высыхания предыдущего. Наносить бетон на скульптурный каркас нужно аккуратными и легкими движениями.
Потом бетону дают полностью высохнуть и набрать прочность. Если есть какие-то недочеты, их исправляют до окончательного схватывания смеси – удаляют подтеки, неровности и т.д.
Заливка в готовые формы
Бетонную смесь можно залить в форму, которая позволит получить фигуру определенного объема, конфигурации. Готовые формы можно купить или сделать из каких-то емкостей своими руками. Чаще всего мастера сами делают то, что им нужно, так как ассортимент в магазинах достаточно сильно ограничен. Как и в случае с каркасом, вовсе не обязательно заливать в формы какие-то сложные конструкции – достаточно сделать общую форму, а потом все остальное выполнить вручную.
Так, небольшие грибы заливают с использованием старого таза, пластиковой бутылки. Шапка заливается в таз, ножку делают путем заливки смеси в пластиковую бутылку (после затвердения материала достаточно просто разрезать бутылку). Проявив смекалку и воображение, из подручных средств можно создать самые разные интересные фигуры, которые потом достаточно просто обработать.
- Песок тщательно просеивают, чтобы исключить вероятность попадания в раствор крупных фракций, мусора.
- Песок и цемент смешивают в пропорции один к трем, если есть возможность выбрать между серым/белым цементом учитывают пожелания по цвету. На белой основе все краски смотрятся более яркими и насыщенными, но серый цемент стоит меньше.
- В смесь песка и вяжущего постепенно доливают чистую воду, можно добавить пластификатор (исходя из пропорции 200 миллилитров на 50 килограммов цемента).
- Раствор перемешивают очень аккуратно и тщательно, по консистенции готовая смесь должна быть похожа на густую сметану.
После того, как бетон залит в форму, ее накрывают пленкой и дают высохнуть в течение 12 часов. Желательно защитить от влаги, дождя. Потом изделие можно достать из формы, позволить ему набрать прочность и покрасить.
Идеи поделок для начинающих
Начинать стоит с самых простых фигур и скульптур. Это могут быть грибы, гномы, звери, разные персонажи из сказок. Причем, когда речь идет о ярких фигурках, учитывать стоит не столько сложность выполнения самой скульптуры, сколько придание ей яркости и соответствия эскизу. Так, обычный гриб – это ножка и полукруг, а вот схожесть с задумкой ему придает правильное окрашивание.
То же касается животных и персонажей из сказок – сами формы несложные, а вот красиво расписать сделанные фигурки умеют не все. Ниже представлено множество вариантов простых поделок, с которых можно начать создание скульптур и изделия из бетона.
Бетонный грибок
Грибы тоже бывают разными – из бетона можно сделать боровик или мухомор, украсив сад и приусадебную территорию. Точную копию модели грибов получить вряд ли получится, да это и не нужно. Грибы ведь не идеальны в природе. Гораздо важнее добиться сходства фигурки с самой идеей и придать ей красивый вид. Для скульптуры используют бетон, по консистенции напоминающий чуть подтаявшее сливочное масло.
- В песке сделать глубокой миской углубление.
- Положить на дно лист лопуха (он сделает поверхность шероховатой).
- Взять пластиковую бутылку либо свернутый в трубку рубероид/линолеум.
- Залить обе части бетоном.
- После того, как все элементы подсохли, можно залить новым раствором верхушку и объединить оба элемента.
- Выждать 2 дня до полного высыхания, на протяжении которых статуэтка должна быть накрыта пленкой.
Обычно для полноценной композиции создают несколько грибов разного размера и размещают их по территории. Можно сделать настоящие грибные поляны, которые очень красиво смотрятся на зеленом газоне.
Использование листьев
Для создания фигур из бетона можно использовать листья мальвы, ревеня, лопухов и иных растений. Таким образом получаются красивейшие заготовки из бетона. И вовсе не обязательно искать формы по всей Москве – часто в магазинах представлен гораздо более скудный ассортимент, чем может придумать человеческая фантазия.
- Замешивание раствора из 1 части портландцемента и аналогичных по объему трех частей песка, добавление воды до тех пор, пока смесь не получится по консистенции напоминающей творог.
- Засыпка в миску невысокой горки из песка, укладка сверху целого листа растения.
- Заливка листа цементным раствором.
- Отделение листа после высыхания и получение красивой рельефной поверхности.
- Покрытие изделия краской в соответствии с задумкой.
Таким же образом получают бетонные шары, имитации валунов, фигурки в виде полусфер.
Важно потом правильно окрасить изделие, чтобы оно получилось действительно красивым и оригинальным. Так, листья красят не только зеленой, но и золотой краской, делая шикарные подставки под клумбы.
Создание скульптуры из бетона – это возможность не только сэкономить на покупке готового изделия, но и интересный, увлекательный процесс. При условии соблюдения технологии и выполнения всех этапов фигурки получаются прочными, надежными и красивыми.
В продолжение начатой темы (часть 1) хотелось бы поговорить об основных материалах, используемых для изготовления скульптур — тема, с которой небезынтересно ознакомиться перед тем, как купить скульптуру либо изготовить современную скульптуру на заказ.
Скульптура из камня.
Камень был одним из первых материалов, используемых скульпторами.
В практическом смысле многие виды камня очень прочны и не подвержены значительным изменениям под воздействием природных факторов.
Камень – это распространенный материал, причем всегда можно найти глыбу нужного размера.
И разумеется, камень служит основным материалом при возведении архитектурных сооружений, с которыми исторически была тесно связана скульптура.
Для изготовления скульптур часто используются такие породы камня, как магматические (гранит, диорит, базальт, обсидиан), осадочные породы (песчаник, известняк, алебастр) и метаморфические породы (например, мрамор, который есть ни что иное как кристаллизованный известняк).
Натуральный цвет камня – одна из его характеристик, искусно используемая скульпторами.
Например, Каррарский (или тосканский) мрамор практически чистого белого цвета и словно имеет внутреннее свечение, за что высоко ценится желающими купить скульптуру.
Гранит может быть практически любых цветов и оттенков: белым, черным, серым, розовым и даже красным.
Песчаник имеет всегда теплую цветовую гамму, а частицы ископаемых в известняке могут создавать интересный рисунок на поверхности скульптуры.
Полудрагоценные камни также могут быть материалом для небольших статуэток: горный хрусталь, кварц, аметист, агат, яшма. Особенно известны статуэтки из нефрита, популярные в Древнем Китае, у народа Майя и других племен в Мексике.
Скульптура из металла.
Практически одновременно с открытием человечеством технологий плавки металла активно развивалась и искусство изготовления скульптур из металла.
Небольшое количество древних скульптур из металла объясняется не отсутствием популярности таковых, а тем, то большая часть таких скульптурных произведений, как правило, переправлялась на военные или хозяйственные нужды.
Бронза (справ меди и олова), золото, серебро, алюминий, сталь, медь, латунь , свинец и железо – вот только небольшой перечень излюбленных материалов скульпторов по металлу.
Большинство металлов чрезвычайно прочны и дают практически неограниченную свободу творчества. Цвет, блеск и светоотражение – одни из уникальных свойств металла, которые особенно ценятся скульпторами.
Литье, прессование, ковка, гибка, резка, сварка и чеканка – это только небольшой перечень из известных на сегодня техник работы по металлу.
Художники часто используют нержавеющую сталь для скульптуры в современном, абстрактном стиле — материал, подходящий не только для малой интерьерной скульптуры, но и для садово-парковой, городской скульптуры.
Сталь позволяет реализовывать достаточно масштабные лаконичные проекты, для которых иные материалы применить либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Для целей применения в городском пространстве в России распространено изготовление скульптуры из бронзы .
С практической точки зрения бронза — удобный материал в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, что необходимо в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня.
Наконец, для произведений, предназначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности- патину.
Благодаря богатой, естественной бархатистой фактуре охристого цвета кортеновская сталь получает всё большее распространение в России как в архитектуре, так и при создании различных малых архитектурных форм и скульптур в частности.
Кортен поддерживает и задает современную стилистику сада, а контрастный по отношению к зеленым насаждениям цвет современной скульптуры великолепно подойдет для любого сада.
Скульптура из композитных материалов и смолы .
В настоящее время при производстве современных скульптур все большее распространение получают композитные материалы, в частности, стеклопластик — материал из стекловолокнистого наполнителя (армирующего материала) и связующего вещества (полимера).
Стеклопластик красится, декорируется, гальванизируется, покрывается плёнками ПВХ и натурального шпона, прекрасно поддаётся всем видам механической обработки.
При этом по своим физическим характеристикам он значительно более устойчивый к воздействиям погодных условий, чем иные материалы, поэтому всё чаще помимо малой скульптуры из стеклопластика изготавливают садово-парковую скульптуру и различные уличные арт-объекты.
Композитный материал представляет скульпторам широчайший простор для реализации своих творческих идей, поскольку позволяет изготавливать объекты любой формы и с различным финишным покрытием, в том числе имитирующим металл, фарфор, камень, дерево.
Неизменно привлекают всеобщее внимание и вызывают восхищение современные скульптуры, изготовленные из смолы.
Данный материал подходит только для использования в интерьере, используется также как альтернатива работы из стекла.
Скульптуры из стекла
Из муранского стекла и ранее и в наши дни стеклодувы изготавливают потрясающие арт- объекты: нежнейшие прозрачные иллюзии создаются руками мастеров.
Работая над реализацией идеи, художник использует пластические свойства расплавленного стекла, которые дают ему возможность создавать объекты довольно сложные по форме и декоративному эффекту.
Стеклодувную скульптуру может выполнять только художник, в совершенстве владеющий всеми тонкостями техники, при этом совершенно исключена возмо жность появления двух одинаковых скульптур, каждый объект получается по-новому, уникальный.
Скульптуры из дерева и МДФ.
Главным материалом для изготовления скульптур как племен Африки, Океании и Северной Америки, так и многих более развитых цивилизаций всегда служило дерево. Структура дерева дает скульптору более широкие возможности и свободу, чем камень. Дерево чаще используется для создания произведений, размещаемых в закрытых помещениях, где они защищены от воздействия влажности, температуры, насекомых и грибка.
Благодаря структуре волокон дерева и разнообразию его цветов и оттенков скульптуры из дерева отличаются яркой индивидуальностью. Среди видов дерева особо популярны среди скульпторов дуб, красное дерево, липа, орех, вяз, сосна, кедр, самшит, груша, эбеновое дерево и др. Дерево продолжали использовать в своей работе и именитые скульпторы 20 века– Эрнст Барлах, Осип Цадкин, and Генри Мур.
Из МДФ также изготавливают скульптуры, для чего используется только натуральная древесная смола и прессованный древесноволокнистый материал- на 100 % экологичное решение.
Скульптура из искусственного камня и бетона.
Искусственный камень используется не только в облицовочном камне (производится из бетона) и в хорошо знакомым многим кухонных столешницах, но и при изготовлении скульптур, для чего помимо бетона может использоваться синтетический материал на основе смолы и наполнителя из крошки природного камня.
Фибробетон — это особо прочный вид бетона, армированного по всей своей площади металлическими и неметаллическими волокнами – фиброволокном, равномерно армирующим бетон во всех плоскостях, повышающим марку бетона, прочность, водонепроницаемость, ударостойкость и снижающим образование усадочных трещин.
Добавление в состав различных цветных наполнителей либо окрашивание готовой фигуры позволяет получить объект требуемого цвета.
В настоящее время данный вид материала —помимо строительства — используется для производства имеющих широкое распространение садовых фигур, фасадного декора.
Объемные садово-парковые скульптуры изготавливают из качественного арт-бетона.
При этом не стоит сравнивать с индивидуальными садовыми скульптурами, изготовленными мастерами из бетона или искусственного камня на заказ, те низкокачественные бетонные садовые фигуры, продаваемые на строительных рынках: качество и состав материала, детальность проработки принципиально разные; при производстве широко тиражируемых объектов скульптор не участвует вообще.
Скульптуры из глины.
Глина – самый распространенный и легко обрабатываемый материал. Человечество начало лепить фигурки людей и животных из глины намного раньше, чем научилось изготавливать и обжигать глиняные горшки.
Мокрая глина – самый пластичный материал из всех, в полусухом состоянии на глину можно наносить рисунки, жидкую глину можно отливать в любых формах, а при обжигании при температуре свыше 700 градусов глина застывает и становится прочной.
Мы обязательно продолжим наш разговор о современной скульптуре , используемых материалах и техниках, читайте последующие части.
Скульптура из природного камня – долговечное и изысканное произведение искусства. Это абсолютно уникальный элемент архитектуры или ландшафта, обладающий эстетической ценностью, как правило, имеет и сильную смысловую наполненность. С помощью каменной скульптуры задается тон всему проекту, расставляются акценты.
Создавая проект скульптуры, следует четко понимать – что мы хотим получить в итоге: утонченную интерьерную статую, сюжетную композицию для сада, миниатюрные статуэтки или же крупный монумент. Также важно: где будет находиться скульптура – в помещении или под открытым небом? Какая основная идея изделия, смысловой посыл: мифологическое существо, скульптура человека или животного, растительный орнамент, геометрическая фигура…
Скульптура от Камнемира
Создание скульптуры – процесс трудоемкий и дорогостоящий. Он требует профессионализма и максимальной концентрации на каждом этапе творения. Несмотря на развитие технологий в камнеобработке (3D моделирование и высокая точность резьбы на станках), изготовление скульптуры все также требует творческого подхода и многих этапов ручной работы мастера. Ведь создание истинного произведения искусства не возможно в условиях полной автоматизации.
Виды скульптур
- Круглая: статуя, фигура. То есть скульптура, которую можно обойти вокруг и рассмотреть со всех сторон;
- Скульптура на плоскости: орнамент, барельеф, горельеф. Используется для украшения фасада или же внутренних стен;
- Скульптурная композиция. Монументальная скульптура, сюжетная композиция для дворцово-парковых ансамблей;
- Малая скульптура: миниатюрные статуэтки, вазы, посуда или декоративные детали из камня. Такие изделия востребованы на рынке сувенирной продукции.
Современная скульптура
Работы уже ставшего легендой японского художника Хиротоши Ито, работающего в жанре миниатюрной скульптуры. Эти остроумные работы выполнены из речной гальки и обычного подножного булыжника.
Этапы создания скульптуры
На каждом этапе создания скульптуры проектировщик и художник продуктивно общаются с заказчиком, совместно ищут идеальное воплощение идеи.
- Первичное обсуждение с Вами. Постановка задачи;
- Разработка эскиза, рисунка;
- Изготовление макета в полный размер (из пенопласта или оргалита);
- Выбор сорта природного камня;
- Утверждение проекта с Вами;
- Создание скульптуры;
- Доставка, монтаж;
- Обработка скульптуры защитной пропиткой.
Выбор камня для скульптуры
Что касается камня, подходящего для вырезания скульптур, то его выбор зависит от сложности резьбы, расположения скульптуры и эстетических особенностей камня. Как правило, используются мрамор, гранит, известняк, травертин, реже – полудрагоценный минерал малахит. Именно выбор подходящего камня в сочетании с профессиональной работой скульптора и гарантируют красоту и долговечную сохранность скульптурной композиции.
Деревянный пень-подставка под вазу в виде бетонного лебедя окончательно сгнил и настало время изготовить искусственный валун, который пошел бы ему на замену. Эта идея возникла совсем недавно, когда для пробы поставили лебедя на большой камень, некогда выкопанный на участке.
Валун смотрелся довольно неплохо и возник вопрос: как бы его повторить, хотя бы близко по размеру и очертаниям.
Почитав статьи и посмотрев видео на эту тему, убедились, чтобы изготовить искусственный валун используются в основном три метода:
- На металлическом каркасе с сеткой с нанесением бетонной смеси, также как изготавливаются бетонные скульптуры.
- С помощью монтажной пены, нанесенной на металлическую сетку или на собранный не металлический каркас.
- С использованием синтетической смолы, стеклоткани и опалубки.
Но хотелось попробовать что-то другое. Вспомнился метод изготовления ваз из ткани. Старой ткани на выброс накопилось достаточно (используем в качестве ветоши) и было решено взять этот метод за основу и немного его доработать, так как ваза-лебедь очень тяжелая и искусственный валун должен быть достаточно прочным, чтобы ее выдержать.
Искусственный камень из ткани
Процесс его изготовления состоял в следующем. Большой камень, на который временно устанавливали вазу, решили использовать как форму для нашего будущего валуна.
Сначала нашли отрезок рыхлой ткани, который нам подходил по размеру, так как накрывал полностью весь камень.
Лишние части ткани обрезали. Ткань замочили в воде и, выжав, поместили в заранее подготовленный цементный раствор.
Полоща и выжимая ткань, добиваемся полной ее пропитки цементом.
Для защиты камня накрываем его полиэтиленовой пленкой.
На нее кладем, разравнивая, пропитанную цементным раствором ткань.
Ее также накрываем полиэтиленовой пленкой и ждем сутки.
Дождавшись этого времени, снимаем пленку и равномерно наносим на затвердевшую ткань тонкий слой обычной бетонной смеси (1:3), но так, чтобы он не стекал и оставался на ткани.
Перед этим мы (также как с первой тканью) вымачиваем обрезки старой ткани (которая хорошо впитывает) в цементном растворе.
Затем в произвольном порядке накладываем их на нашу болванку. Таким образом формируется заготовка в два слоя ткани.
А так пока выглядит будущий искусственный валун с лицевой стороны.
Искусственный валун и декоративный бетон
Теперь настал момент подготовки декоративного бетона, близкого по составу тому, который мы применяли при изготовлении вазы для фонтана.
В данном случае необходимо получить другие физические характеристики смеси и главные из них — липкость и пластичность (как при строительстве бетонной скалы). Прочностные свойства, в отличие от вазы для фонтана, у нас дополнительно создаются за счет тканевой арматуры. Поэтому сэкономим и не будем добавлять в смесь золу, микрокремнезем и белый цемент. Но для повышения липкости добавим РПП в количестве 2% от веса цемента. Подробнее о составах сухих строительных смесей можно прочитать по этой ссылке.
Соотношение цемента и песка сделаем 1:1, микротальк, фибра и ЭЦ останутся в старых пропорциях.
Вместо предыдущего суперпластификатора используем обычный Fairy (0,25%). Соотношение воды и вяжущего примем равным 0,4.
Полученную сухую смесь разделим пополам и в одну из них добавим красно-коричневый железоокисный пигмент (около 3%). Можно добавлять и другие цвета, всё зависит от того, какой оттенок камня Вы хотите получить. Добавляем воды и готовим растворы.
Хотелось бы отметить, что обработка декоративного бетона (на примере бетонной скалы или дорожки из бетонных лепешек около бассейна) совсем другая по сравнению с обычным бетоном, с которым можно работать только через несколько часов, когда он начинает застывать. Только после этого его можно осторожно резать, ковырять, штамповать и проделывать другие операции по формированию поверхности.
В зависимости от состава обычного бетона (качество и зернистость песка, марка цемента, тип и количество пластификатора) это время может значительно различаться и его надо «ловить«.
Основное преимущество декоративного бетона (его в зависимости от применения еще называют скульптурным, художественным, архитектурным) как раз заключается в том, что этого делать не нужно.
Инструменты и этапы работы с декоративным бетоном
В нашем случае (искусственный валун) для предстоящей работы будем использовать в качестве инструментов (по ссылке в конце статьи) мастерок, щетку с жесткой щетиной и кар-щетку.
Мастерком поочередно набрасываем на поверхность болвана подготовленную бетонную смесь. Как вариант ее можно предварительно смешать, сделав несколько оборотов лопаткой (как это делали при изготовлении вазы для фонтана).
Толщину слоя делаем разную, грубо формируя основные очертания и форму камня.
Искусственный валун после начальной формировки поверхности
После того, как поверхность сформирована, оставляем ее сохнуть на одни сутки. Желательно, как и на предыдущих этапах, на это время искусственный валун накрыть полиэтиленовой пленкой.
Через сутки продолжаем обработку поверхности с помощью кар-щетки. После этого камень приобретает следующий вид.
Далее готовим несколько красок на сером цементе, добавляя в него пигменты: кирпичного цвета, черного и серо-желтого.
С помощью щетки с жесткой щетиной путем набрызга и штампования добиваемся требуемой цветности.
Через полчаса можно еще раз слегка пройтись по поверхности камня кар-щеткой.
На этом наша работа закончена. Установив на наш валун-подставку вазу-лебедя (как делается форма для лебедя), наблюдаем, что в итоге получилось.
Многие после окраски искусственного камня покрывают его защитным лаком. Но мы этого делать не будем, так как нет такой необходимости благодаря примененному способу окраски бетона.
Для воплощения этой по-настоящему удивительной дизайнерской идеи потребуется совсем немного: желание, старание и, конечно же, фантазия. А если у мастера есть талант скульптора, то из-под его рук могут выйти настоящие произведения искусства.
Приготовление раствора для скульптур
Для изготовления скульптур используют гипс или бетон. Бетон делают так: смешивают цемент и песок в соотношении 1 к 3. Затем небольшими порциями добавляется вода, составляющая примерно половину объёма цемента. Процесс замеса напоминает приготовление теста.
Чтобы пластичность бетона была выше, к обычному составу добавляют ПВА. Влагостойкость готового изделия повышают, внося в смесь жидкие гвозди.
Готовность раствора проверяют так: сжимают в кулаке немного смеси, ладонь раскрывают и чем-нибудь делают углубление. Если в ямке выступает вода, значит, её в бетоне излишки. В этом случае добавляют в смесь цемента.
Иногда кусок сразу же начинает крошиться. Это означает то, что необходимо добавить в раствор воды.
Формовочный способ изготовления фигурок
Даже самые не искушённые в лепке люди могут сделать из бетона или гипса грибную полянку или весёлого лесовика в грибной шляпке, божью коровку или черепаху, шагающую вдоль дорожки.
Используя формовочный метод, легко изготовить бетонное полушарие. После небольшой дополнительной работы над заготовкой, добавления деталей и окрашивания, мастер получит милую фигурку для украшения своего участка.
В качестве формы для получения полушария можно использовать половинку резинового мяча. Для этого его следует разрезать пополам и положить в тазик с песком. Только тогда можно приступать к заливке формы бетоном либо гипсом. Если же положить резиновое полушарие на пол или землю, то снизу на подсохшей детали получится выемка.
Для формирования панциря черепахи и некоторых видов грибов можно использовать тазик. Но для удобства изъятия детали лучше всего положить на дно формы полиэтилен.
Изготовление гриба
После заливки формы-полушария для гриба нужно поставить и слегка утопить в бетон пластиковую бутылку со срезанным горлышком.
Баклажка тоже заливается массой. Но сначала в неё следует установить металлический стержень так, чтобы он немного выступал над срезом. Потом будет удобно устанавливать фигуру вертикально, втыкая его в землю.
Через некоторое время, когда бетон в полукруглой форме схватится, бутылку нужно вынуть – должна остаться выемка. Мяч снимается с бетонной детали-шляпки. Если на поверхности будущей шляпки появились трещины или пустоты, их можно замазать раствором либо шпаклёвкой. Деталь ещё немного досушивается до абсолютной твёрдости.
С ножки тоже нужно снять бутылку. Её можно разрезать острым ножом. Также трещины и пустоты следует зашпаклевать.
Поскольку грибы обычно растут семьями, то можно сделать сразу несколько заливок разных размеров. Понадобятся мячи чуть меньшего диаметра. Или нужно будет заливать бетона в другую половину чуть ниже прошлого уровня. В качестве формы для ножки можно использовать одноразовые полулитровые стаканы.
Когда детали приобрели необходимую твёрдость, их покрывают грунтовкой и соединяют в общую фигуру. Затем, где-то через час, можно приступить к раскрашиванию. Для придания фигурке блеска мастер может покрыть её лаком.
Изготовление черепахи
На панцире черепахи после изъятия его из формы нужно начертить рисунок палочкой. Пока деталь не совсем высохла, это сделать возможно. Если рисунок выходит некачественным, можно наложить тонкий слой раствора или шпаклёвки и уже по свежему нанести шестигранники на панцирь или выложить его камешками, сделать мозаику из кусочков стекла.
При желании можно долепить ей лапки, хвостик, голову. Но тогда уже во время заливки в раствор вставляют металлические штыри. На них позднее будут налепляться конечности и шея с головой.
Каркасная скульптура
Отливать крупные фигуры довольно сложно. Тем более трудно найти нужную форму. Поэтому для создания таких скульптур используют каркасы.
Материалы, необходимые для создания каркасной скульптуры
Если принято решение собственноручно изготовить бетонные фигуры, мастеру нужно запастись
- бетоном;
- алюминиевой проволокой или сеткой-рабицей для каркаса;
- полиэтиленовой плёнкой;
- пенопластом, старыми вёдрами, ваннами, металлическими бочками для облегчения веса фигуры и уменьшения объёма используемого бетона;
- шпателем;
- распылителем с водой;
- краской, используемой для наружных работ;
- тонкими резиновыми перчатками;
- маской, защищающей дыхательные пути от цементной пыли и испарений краски;
- пилой с алмазными кругами для обработки готовой фигурки.
Рукотворный камень-валун
Сделать такое украшение участка сумеет практически любой. А выглядит валун на участке довольно экзотично. Особенно красиво камень смотрится недалеко от водоёма, бассейна, в зоне отдыха, вдоль дорожек.
Также на валунах могут крепиться сидения скамеек. Может он служить подножием стола со столешницей, которая как бы пересекает его верхнюю часть.
Процесс изготовления с проволочным каркасом
Из проволоки делают каркас камня.
Готовят раствор цемента.
Небольшими лепёшками налепляют на каркас бетон.
После некоторого времени первый слой цемента схватится. Тогда нужно сделать раствор пожиже и вторично обмазать камень, сглаживая неровности при помощи шпателя.
Затем верхнюю часть камня оборачивают полиэтиленом и оставляют немного просохнуть.
Когда верхушка камня схватилась, заготовку переворачивают и обмазывают раствором подошву валуна.
Изготовление валуна при помощи мешковины
В жидкий раствор бетона опускают мешковину, отжимают. Затем её накладывают на каркас.
Густым бетоном обмазывают заготовку. Алгоритм накладывания раствора повторяется – небольшими лепёшками фигура облепляется сверху, как и на проволочном каркасе.
Края мешковины подворачивают внутрь.
После высыхания камень раскрашивают, покрывают лаком.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: