Как сделать саундтрек своими руками
*Уточнение
Эта статья предполагает, что вы уже писали музыкальные произведение раньше, используя компьютерные технологии, у вас уже есть некоторое представление о том, что такое аккордовая прогрессия, вы получили знания в написании мелодии и понимаете основы ритма. Если же у вас есть проблемы с теорией музыки и сочинением композиций, рекомендуем пройти один из наших курсов, чтобы улучшить свои навыки и стать настоящим профессионалом!
Создание музыки для игр и видео
Создание оркестровой и электронной музыки для видео игр и кино.
Саунд-дизайн для игр и видео
Создание звуков для видео игр и кино.
Студенты, которые приходят к нам, часто асимметричны с точки зрения их набора навыков. Они или очень технически подкованы, но у них нет понятия о музыке или наоборот. Не важно, какая сторона у вас сильней развита, вам понадобятся они обе!
С точки зрения технологий, вы должны чувствовать себя как дома в своем цифровом аудио рабочем пространстве (DAW), используя виртуальные инструменты и создавая готовые миксы вашей музыки. Вам нужно знать как использовать все основные функции вашей DAW максимально продуктивно.
Технологии.
Вам понадобится цифровая аудио рабочая станция или DAW. Это может быть полнофункциональная профессиональная программа, такая как Cubase, Logic, ProTools или Reaper. Вы даже можете начать работу с GarageBand, если вы привыкли там работать.
Обзор рабочего процесса.
Шаг первый. Проект.
Первое, что вам нужно сделать, это узнать о деталях проекта. Изучите жанр, к которому он принадлежит, его создателей, продюсеров или режиссера.
Шаг второй. Краткое изложение.
Затем вы должны разобраться, чего хочет продюсер или режиссер. Он объяснит, чего ждёт от вас и вашей музыки. Некоторые из них очень подробны и детальны в своих объяснениях, а другие, честно говоря, понятия не имеют, как все должно выглядеть в итоге.
Шаг третий. Поиск основного музыкального концепта.
Это процесс принятия решения о том, какая будет музыка и какую функцию она будет выполняет. Это вы делаете с режиссером, пока смотрите фильм, но всё чаще это делается удаленно. В итоге вы получите длинный список идей: отдельные музыкальные наброски, которые в последствии составят партитуру для фильма.
Шаг четвёртый. Озвучивание фильма.
Открывайте DAW и импортируйте файл фильма, чтобы было удобно синхронизировать вашу музыку с определенной сценой из него. Вы выбираете набросок из вашего списка и начинаете его дорабатывать. Конечно, вам придется потратить некоторое время на аранжировку, чтобы все звучало так, как вы задумали, но многие из ваших набросков будут короткие, поэтому вы просто погрузитесь в процесс и начнете играть ваши идеи при просмотре фильма.
И так, давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее!
Шаг первый. Проект.
С самого начала стоит сказать, что в данной статье мы рассмотрим подход с точки зрения коммерческого проекта, где композитор делает то, что ему говорит продюсер или режиссер. Если вы работаете над неоплачиваемым проектом, вы можете быть более равноправным партнером и, следовательно, иметь гораздо больше права голоса в отношении направления музыки. В любом случае, вам нужно уточнить много основных вещей в работе над фильмом.
Какова цель фильма?
Это коммерческий фильм, предназначенный чтобы выйти в прокат и получить прибыль, арт-хаус, инди фильм, малобюджетный или студенческий проект? Все эти вещи имеют значение.
Какая длительность фильма?
Какой жанр у фильма?
Какой творческий подход выбрать?
Вы должны понимать, какой по настроению фильм: веселый и современный, или может быть снят в стиле классического Голливудского фильма, арт-хаус в атмосфере инди-фильмов или немного пошлый? Это то, где нужно понять режиссерский подход. Изучите режиссера на IMDB или найдите его веб-сайт или страницу в соц. сетях. Разузнайте, с какими композиторами он раньше работал.
Технические (но важные) детали. (Краткий обзор процесса по порядку)
- Разработка: проработка основной идеи, привлечение финансирования, кастинг ключевых актеров и размер съемочной группы и помощников.
- Пре-продакшн: детальная разработка сценария, проработка локация для съёмок, найм недостающих членов команды и оборудования, составление детального расписания съёмок.
- Продакшн: время, когда фильм снимается.
- Пост-продакшн: редактирование фильма, музыки и звуков.
- Дистрибуция: распространение фильма в прокат по всему миру.
Стадии монтажа фильма.
Первый монтаж называется “сборка” (assembly) и обычно он на 50 процентов длиннее, чем финальный результат. Далее идет “черновой вариант” (rough cut). Он уже ближе к финальному монтажу, но некоторые сцены всё же могут быть переделаны. Потом идёт так называемое “запирание” (locked cut) и “финальный монтаж” (final cut). В этой точке (теоретически) фильм перестает изменяться и над ним уже можно работать композитору и саунд-дизайнеру.
Шаг второй. Краткое изложение.
Режиссёр фильма должен дать вам краткое изложение общего направления музыки и того, какой она должна быть. Это могут быть любые слова вроде “круто”, “современно”, “агрессивно”, до очень конкретных ссылок на определенные стили музыки. У некоторых режиссёров нет идеи, чего они конкретно хотят или наоборот, у них есть идея, но они хотят услышать ваши идеи первыми. Так что вы можете ожидать, что вам придётся делать все без помощи режиссёра и наоборот, иметь дело с чётким представлением музыки в фильме, вплоть до детально проработанных музыкальных образов.
Часто при монтаже может быть использована обычная коммерческая музыка, которой не будет в финальной версии, но это очень хорошо может вам понять то, что хотел бы слышать режиссер фильма. Но композиторы не очень любят использовать коммерческие треки в фильмах. По возможности поговорите с директором и познакомьтесь с ним, узнайте его музыкальный вкус. Старайтесь избегать неопределенных описаний и слов и больше привязывайтесь к конкретному примеру. Например, не говорить “Сделаем это круто и эпично”, а сказать “Ты имеешь ввиду звук, как в фильме Кристофера Нолана “Начало”? Используйте музыкальные примеры, которые вы оба знаете, чтобы общаться. Это позволяет избежать двусмысленности и понять что режиссёр хочет с самого начала вашего диалога. Это естественно и принесет больше пользы обеим сторонам.
На этом мы завершим первую часть. В следующей статье вы узнаете о поиске музыкального концепта и деталях работы при озвучивании фильма.
Спасибо за ваше время! Удачных сочинений!
Даты проведения онлайн-курсов:
- "Музыкальный саунд-дизайн" - 10 января 2022 года;
- "Введение в саунд-дизайн" - 20 января 2022 года;
- "Саунд-дизайн для игр и видео" - 15 февраля 2022 года;
- "Реверс-инжиниринг и синтез" - 16 марта 2022 года;
- "Работа со звуком в Unreal Engine" - 28 марта 2022 года;
- "Сведение и мастеринг" - 31 марта 2022 года;
- “Интерактивный звук и движки” - 19 апреля 2022 года;
- "Музыкальный саунд-дизайн" - 24 мая 2022 года;
- "Введение в саунд-дизайн" - 26 июня 2022 года;
- "Создание музыки для игр и видео" - 16 июля 2022 года;
Для того чтобы не пропустить набор на курсы, мы подготовили для вас телеграм-бота, в котором будет вся актуальная новостная информация!
При написании звуковой дорожки к игре помните, что это не просто музыкальное произведение, в основе которого лежит песня, создавайте некое оформление, способное подчеркнуть геймплей игры. Не переусердствуйте, не надо стремиться перетянуть внимание на музыку.
Саундтрек должен соответствовать видеоряду. Чтобы этого добиться, вы должны четко понимать, чего хотите получить от своей музыки. При работе над музыкальным сопровождением учитывайте множество факторов: постарайтесь вызвать у геймера правильные ассоциации с различными объектами мира, представленными в игре.
Одним из главных моментов является то, что саундтрек должен четко передавать настроение, причем в реальном времени. Для этого начните сотрудничать с другими создателями игры, начиная с ее разработки. Так вы сможете прочувствовать основную идею, изначально дополненную предварительными скриншотами, графическими образами.
Прочитав сценарий компьютерной игры, составьте дизайн-документ, в котором четко пропишите количество необходимых мелодий, стилистику и их продолжительность.
При написании музыкального оформления главное - создать правильную атмосферу. Если ее не будет, то даже при хорошей музыке полноценного саундтрека не получится.
Полезно знать, как устроено то, что тебе нравится. Любое искусство становится в разы интереснее, если ты в курсе, как работают его произведения изнутри. Заменяя дурацкое созерцание на исследование, мы, в целом, становимся умнее. И если раньше для изучения искусств требовалось слишком много всего, то теперь достаточно лишь компьютера с парой аксессуаров — и вот ты уже готов сделать что-то своими руками. Например, освоить базовые навыки сочинения музыки, которую потом, может быть, кто-нибудь захочет послушать. Или купить.
Ничего не получится, потому что у меня нет образования
Во-первых, ты слишком стар, чтобы поступать в детскую музыкальную школу, а во-вторых ничему хорошему тебя там, скорее всего, не научат. Статистически большая часть людей, окончивших ДМШ, выкинула инструмент в окно сразу после выпускного концерта и вспоминает все эти бесконечные упражнения с ненавистью и тяжелыми вздохами.
Конечно, теоретическая часть крайне полезна, но к ней можно перейти позже, когда поймешь, что степень твоего интереса подразумевает соответствующее погружение в вопрос.
Я не умею читать с листа
Запомни простую вещь: нотное письмо придумали в ту пору, когда у человечества не было даже намека на технологии звукозаписи.
Для великих композиторов все эти крючки, точки и полосы были единственным способом зафиксировать только что придуманную мелодию и передать ее исполнителям.
Даже 10 лет назад это еще было проблемой, но теперь можно записывать музыку хоть на айфон, а потом собирать из черновиков что-то вменяемое.
Тем не менее, знание нотной грамоты — тоже очень полезный теоретический навык. Оставь его на потом.
Базовый комплект
Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.
Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.
Что делать дальше
Просто. Нажимай. На кнопки
Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.
Не относись к этому слишком серьезно
Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.
А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.
Стандартный кинофильм длится полтора часа. Кинокомпозиторам обычно заказывают столько музыки, чтобы можно было покрыть ею половину саундтрека – то есть около 40-50 минут. На все это дается от двух недель до двух месяцев, в зависимости от того, сколько времени остается до релиза ленты.
Пишет музыку каждый так, как ему удобней, – кто-то по старинке вооружается карандашом и покрывает значками нотный лист, а заготовки мелодий исполняет режиссеру на пианино. Кто-то творит в программах вроде Digital Performer, Logic Pro или Cubase, а результаты своей работы шлет заказчику в виде MIDI-файлов. Требования к музыке могут быть самыми разными – нередко они продиктованы конкретным историческим периодом или местом действия, а также внутренним состоянием героя, его увлечениями и другими вещами, с которыми саундтрек должен гармонично сочетаться. Поэтому кинокомпозитору надо быть гибким, уметь выражать через музыку любую эмоцию, оперировать десятками музыкальных инструментов и подстраиваться под любой стиль (который, если того требует сюжет, может меняться каждые 10 секунд, перетекая из рока в регги или джаз, а из электроники в оркестровку). Ни один композитор не признается, что он чего-то не умеет, поэтому, получив заказ на музыку в ямайском стиле, сочинитель первым делом пойдет в Интернет – слушать Боба Марли. Можно не любить регги, но если того требует заказчик, ничего не остается, кроме как понять этот стиль, прочувствовать и написать что-то подобное.
Сделанные аранжировщиком ноты распечатываются по количеству инструментов в оркестре. Для записи американских саундтреков может быть привлечен как Голливудский симфонический оркестр (или его аналог Hollywood Studio Symphony, работающий с сессионными музыкантами), так и зарубежные оркестры: Лондонский симфонический, оркестр Би-би-си либо Пражский симфонический. Записывать музыку за рубежом считается нормальным не только в силу высокого профессионализма тамошних оркестров, подтвержденного десятилетиями качественной работы, но и потому, что это экономит бюджетные деньги. Во время записи на большом экране в зале транслируется смонтированный фильм (если только это не тот случай, когда готовая запись нужна заказчику еще до начала съемок), сигналы о необходимости смены темпа подаются музыкантам специальными щелчками, а дирижирует оркестром зачастую сам автор музыки.
Читайте также: