Как сделать рукопись для издательства
UPD: Дорогие авторы АТ, информация в посте собрана на основе интервью с редакторами, издателями, их постов в соцсетях, статьях на сегодняшний день. Если не лень, вы можете прошерстить инет и проверить, насколько актуальна данная информация - все в открытом доступе. Собрала то, что работает на сегодняшний день, знаю, одни из вас молча используют и скорее всего получат результат, другие - пожалуйста, в комменты, всегда рада вашим "фи" на то, что я делаю для талантливых писателей, чтобы их книги были изданы.
Написали книгу, что дальше? Дальше очень многие авторы зависают. Начинается неприятная, скучная подготовка рукописи к рассылке в издательства. Один синопсис чего стоит. А поиск издательств – зайти к каждому на сайт, найти контакты, подготовить файл по требованиям - у одного такие требования, у другого – другие. Ну, разослали в парочку издательств, что на слуху, и ждем, а потом отчаиваемся, теряем веру в себя, вдохновение и само писательство. Подготовила памятку для авторов о том, как рассылать в наши российские издательства рукопись.
КУДА РАССЫЛАТЬ:
Литературные журналы: литературные журналы, фыркнете вы, кто их читает? Тем не менее, издание в журнале может стать пропуском в одну из наших российских премий, а оттуда в издание, или необязательно через премию. Плюс, если ваши рассказы, повести, эссе, романы будут напечатаны в лит.журналах в следующей рассылке вы сможете указать список изданий, в которых вас напечатали, что существенно прибавит вес вашего письму.
Конкурсы: писательские группы вконтакте, в фейсбуке часто обновляют инфо о литературных конкурсах. Участвуйте снова и снова. Это оттачивает писательский опыт, закаляет от критики, а главное, это пополняет ваш портфель наград и достижений, с которым вы затем будете обращаться в издательства.
КАК ЧАСТО РАССЫЛАТЬ: Очень приятно получить хотя бы отказ от издательства, потому что куда неприятнее полное молчание в ответ на рассылку, что бывает чаще всего. Но мы посмотрим на это дело с позитивом. Раз рукопись не рассмотрена, то через 2-3 месяца можно с полным правом делать еще одну такую вот рассылку. И более того вам скажу, если вы разослали всего один раз ваш текст в 20-30 издательств – считайте, вы сидели сложа руки и ничего не сделали. Вот вам год, вот вам каждые 2-3 месяца, пожалуйста, занимайтесь обиванием виртуальных порогов издательств. За год не случилось чуда – меняйте рукопись, меняйте синопсис, пишите новую книгу, участвуйте в конкурсах, работайте с профессиональными бета-ридерами, редакторами, действуйте, продолжайте становится писателем.
НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ:
Чем качественнее оформлена книга, тем охотнее её будут покупать. Поэтому автору-заказчику важно знать как можно больше об оформлении издания перед тем, как обращаться в типографию. Тираж, способ верстки, особенности печатных машин, свойства бумаги, оформление обложки – и другая информация, которая будет полезна автору, который раздумывает над тем, как издать книгу.
Текст: Алина Назарова
Конкуренция на рынке типографских услуг сегодня высока. И чтобы привлечь заказчика, типографии предлагают всё больше различных услуг и вариантов печати. Знания о них пригодятся авторам, собирающимся издать своё произведение. Ведь именно они должны суметь объяснить типографии – каким они хотят видеть итоговый результат. То есть если вы собираетесь издавать книгу за свой счет, вам обязательно нужно узнать о нюансах издания и подготовиться к встрече с менеджером типографии.
Тираж
В первую очередь, автор-заказчик должен определиться с тиражом издания. Многие крупные типографии могут попросту отказаться печатать книгу из-за слишком маленького, или наоборот – чересчур большого тиража. Сегодня некоторые типографии готовы печатать тираж в 10 экземпляров и даже меньше. Правда, стоимость печати одного экземпляра при малом тираже будет в разы выше, чем в случае заказа большого тиража (от 500-1000 экз.). Как правило, 1500 экземпляров – это уже масштабы издательства. Для начинающего автора, собирающегося самостоятельно заняться распространением, 500-1000 экземпляров будет достаточно.
Для печати книжных изданий, в типографиях используются специальные печатные машины, от технологических характеристик которых зависит конечный результат печати и качество всего тиража. Для начала, следует ознакомиться с их видами и основными характеристиками. После выбора объёма тиража, заказчик может определиться и с выбором печатной машины.
Технологические особенности печатных машин:
1. Рулонная печатная машина: в машинах этого типа бумага подаётся с непрерывно вращающегося рулона, а разрезается в процессе изготовления тиража. Чаще всего используется для печати больших тиражей с высокой скоростью. Но такая печатная машина не всегда сможет обеспечить высокое качество из-за большой скорости печати. В такие моменты может происходить деформация бумаги и подающей ленты, вследствие чего может быть нарушена приводка (операция, обеспечивающая точность совмещения оттисков и краски на бумаге). Процент потери бумаги на таких машинах составляет 10-15%, что является довольно высоким показателем. Чаще всего используется для книжно-журнальной продукции с большим тиражом и печатается офсетным способом.
2. Листовая печатная машина: в этих машинах осуществляется подача уже подготовленных листов определённого формата. Скорость печати в них ниже, чем в рулонных машинах. Следовательно, процент потери бумаги в таких машинах тоже довольно мал. Если тираж небольшой (например, до 1000 экземпляров), то рациональнее будет выбрать именно эту машину и цифровую печать.
Вёрстка
Основным требованием к полиграфическому воспроизведению текста, кроме передачи точного содержания, являются удобочитаемость, экономичность и хорошее зрительное восприятие. Поэтому, перед тем, как относить рукопись в типографию, следует сесть за компьютер и определиться: стоит ли делать вёрстку своими руками, или же отдать её профессионалам? Конечно, если автор самостоятельно определит размер желаемого шрифта, его тип и подобные характеристики (например, начертание, интерлиньяж, цвет и т.п.), в типографии будут рады такому заказчику. Но бывает и так, что заказчику сложно сверстать текст самостоятельно, в этом случае услуги вёрстки и создания макета можно заказать в типографии. Обязательно стоит уточнить – предлагает ли выбранная типография вёрстку издания, что именно она будет включать, а также окончательную стоимость услуги. Если издание предполагает наличие любых изображений, схем или формул, то здесь уже придётся прибегать к усложнённой вёрстке.
Особенности книжной вёрстки:
Иногда автор, желая сэкономить на окончательной стоимости тиража, сокращают объём книги за счёт уменьшения кегля шрифта. В результате, читатель с не очень хорошим зрением не сможет прочитать книгу без очков.
Иллюстрации
Выбор бумаги
Свойства бумаги:
1) Оптические – белизна, глянец, непрозрачность, оттенок;
2) Структурно-механические – деформация на сжатие, растяжение, деформация на излом;
3) Печатно-технологические – гладкость, прочностные свойства (прочность поверхности к выщипыванию), деформация под действием влаги.
Соответственно, для каждого вида печати существует свой тип рекомендуемой бумаги. Но заказчику следует знать классификацию таких бумаг:
– по способу печати (офсетная, высокая, глубокая, цифровая);
– по составу волокна;
– по массе м2 (толщине):
20-50 г/ м2
60-150 г/ м2 — обычная
150-250 г/м2 – тяжёлая;
– по белизне:
60-70 % – дешёвая с ограниченным сроком годности
85-88 % – для книжно-журнальных изданий
90-98 % – для многокрасочных изданий
– по виду отделки поверхности (гладкость, отлив бумаги);
– по назначению/виду печатной продукции;
– по наличию покровного слоя.
Данные свойства и классификации можно найти в спецификациях на сайтах производителей бумаги. Соответственно, изучив их, заказчик сможет точно определить – подойдёт ли выбранная бумага к печати тиража.
Скрепление
Вид переплёта
Перед финальным оформлением издания обязательно стоит определиться с видом его переплёта. Он может быть твёрдый или мягкий – обычная обложка. Не стоит забывать про экономическую и временную составляющие. Иногда, изготовление издания в мягком переплёте может сравняться в цене и времени исполнения с изданием в твёрдом переплёте.
Оформление обложки
Оформление обложки – последний этап оформления издания. Сегодня дизайнеры типографии могут реализовать фактически любую мечту заказчика, издающего книгу за свой счет. Оформление обложки может быть любым, важно соблюдать баланс между размером шрифтов и иллюстрациями, а также помнить о том, что обложка – это лицо издания, большинство покупателей первое впечатление о книге и авторе будут составлять именно по обложке. Помимо имени-фамилии автора и названия книги на обложке может быть напечатан краткий отзыв на книгу или фрагмент аннотации. Все, что размещено на обложке (текст, картинки, инфографика и т.д. ), а также характер этого размещения (способ верстки) работают на одну цель – привлечь внимание покупателя и склонить его к приобретению книги.
Исполнение обложки: почти все типографии предлагают сегодня услуги ламинирования и лакирования обложек или переплётов. Заказывая твёрдый переплёт, можно выбрать следующие материалы: бумвинил (имитирует кожу, но делается на бумажной основе), коленкор (х/б материал), кожа или бумага. При печати книги в твёрдом переплёте, можно использовать гравировку и тиснение.
Разумеется, итоговое оформление издания будет зависеть от финансовых возможностей заказчика. Типография сделает всё возможное, но в рамках своих технологических особенностей и бюджета заказчика. И если у автора появятся вопросы о том, какой будет книга, есть смысл обговорить все моменты, вызывающие сомнения, до заключения договора на печать тиража.
Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!
Как я посылал книгу в издательства?
Так как никаких реестров и списков официально нет, то издательства, принимающие так называемый самотек искал при помощи банального тыркания в Гугл и Яндекс.
В какие издательства посылать книги автору?
В итоге я выбрал издательства, куда можно послать мой супергеройский боевик. В число таких вариантов вошли:
Далее я принялся ходить по сайтам издательств как по битым стёклам, и выяснять, как именно туда рукопись мою бренную отослать-то можно.
Честно скажу, я столкнулся с некоторой долей маразма. В первую очередь, меня поразило то, что самое крупное издательство страны Эксмо рассматривает рукописи до 1 года! Вы серьезно? Послал так свою книгу, подождал годок… Потом еще пару раз так. И жизнь подошла к логическому финалу.
Как посылать книгу в издательство?
Далее меня поразило то, что почти у каждого издательства своя политика в плане подачи рукописей.
Например, все то же Эксмо предлагает интерактивную форму отправки рукописей. Заполняешь специальные поля, прикладываешь файл с текстом и нажимаешь на священную кнопку. Выскакивает утвердительный ответ, и на почту приходит письмо о том, что всем спасибо и все свободны соответственно.
Также есть запросы на характеристики главных героев. Некоторые просят предоставить авторское портфолио. В некоторых местах необходимо писать отличительные особенности книги. В общем, мозги от всего этого сворачиваются в британское знамя.
Мои дальнейшие действия
На этот раз я взял примерно те же издательства, и добавил к ним пару вариантов, где принимают литературу для саморазвития. Ведь поиск второй половинки — это еще какое саморазвитие.
Надо сказать, что такие издательства, где требуется околонаучная стряпня, превосходят по маразму всех и вся.
В некоторых из них мне предлагалось указать мою учетную степень. Ну, это еще ничего. Я самопровозглашенный профессор психологии. Сегодня в моде все само провозглашенное. Так что я как раз вот и самопровозгласился на фоне этого….
Также надо было указывать на основе какой научной литературы создавалась книга, и какую научную ценность она несет, и прочий бред идиота.
На этот раз я решил не добиваться вывиха мозга и просто отправлял рукопись, аннотацию, содержание, контактные данные и описание полезности книги для читателя.
В остальном же с ответами, как и с приветами, было глухо.
И с первой книгой ситуация не изменилась. Стабильность. Главное стабильность!
Что писать в заявке для издательства?
- Приветствие. Привет, я Владимир Мухин, вот моя книга. Примите шедевр и все прочее, только более культурно;
- Полный текст книги;
- Аннотация;
- Синопсис;
- Описание героев;
- Немного об авторе;
- Контактные данные;
- Проблемы, поднимаемые в книге;
- Ориентировочная целевая аудитория.
Сделал я это быстро, легко и даже с песней. После сих манипуляций прошел месяц. Но ничего кроме вакуума я не получил.
Вместо завершения
Болтается где-то моя первая книга, болтается и вторая. А вместе с ними и третья.
И кажется мне, что этим издательствам, как и всем остальным издательствам, глубоко наплевать на простых авторов. Они все до свиного визга забиты самотеком. А системы в нашей стране по обработке всех этих творческих масс нет.
Ведь писательство — это вам не воровство. Туда так просто не пробиться. А как мне кажется, что не пробиться вообще…
И мы еще смеем критиковать Запад, где к творческим людям относятся хотя бы чуть, но получше, чем к бродячим дворнягам.
В общем, такой мой личный опыт. Я буду им делиться и далее. Может это хоть кому-то будет интересным и важным.
А пока пойду, наверное, банан в задницу вставлю и на Ютуб выложу. Ведь это великое искусство, за которое сегодня дают деньги и популярность, а не то, что какое-то там написание книжек.
Как же сделать так, чтобы ваше произведение заметили, отметили, высоко оценили и издали? Мы решили задать этот вопрос начинающим писателям. Кто-то не раз отправлял свои труды в издательство на протяжении нескольких лет, пока на него не обратили внимание, а кто-то получил предложение о сотрудничестве случайно, приняв участие в литературном конкурсе. Историями успеха с нами поделились Альбина Нури, Влада Юрьева, Андрей Олех и Ирина Грин.
За этот срок я укрепилась в мысли, что в профессиональном смысле хочу только одного: писать книги. Не для всех, даже не для ограниченной аудитории — для себя.
Я не могу сказать себе: всё, стоп! Раз меня не хотят издавать, то зачем писать? Точно знаю, что писать буду, пока жива — прошу прощения за пафос. Это мое удовольствие, моя радость, мой способ жить и ощущать себя нормально в этом мире.
К тому моменту, когда в марте прошлого года из издательства пришел договор на издание первых книг, я написала еще три романа, три детских пьесы и две — для взрослых, сценарий, больше десятка рассказов.
Увы, отказ пришел и на вторую рукопись, и на третью. Можно было попрощаться с мечтой, а можно было понять, что мечта — это тоже работа.
Сюжет — работа. Стиль — работа. И даже вдохновение, которым любят прикрываться некоторые творческие личности, — это работа. Если не получилось с первого раза, нужно здраво оценить, сколько у тебя осталось упрямства, и двигаться дальше.
С момента отправки рукописи до выхода книги прошло девять месяцев. Пришлось пособирать документы для договора, но в этом нет ничего невыполнимого. За работу над текстом хочу выразить огромную благодарность моему редактору Валерии Ахметьевой, благодаря которой процесс издания был таким легким. Самое сложное — написать хорошее произведение, которое будет интересно не только автору. Все остальное — вопрос времени. Ну, и немного удачи.
Исходя из собственного опыта, могу порекомендовать начинающим авторам конкурсы, их множество, маленьких и больших. Участвуйте везде. Если вы талантливы — вас обязательно заметят.
Точно не стоит ждать, что мир непостижимым образом залезет в ваш письменный стол, прочитает рукопись и найдет ее гениальной. Не бойтесь делиться своим творчеством!
Ирина Грин
Все это время я не переставала писать. Когда я пишу, герои живут рядом со мной, предлагают те или иные варианты развития событий. Стоит остановиться — и герои уходят, а чтобы они вернулись, нужно очень постараться.
Сегодня я с уверенностью могу сказать: издаться — реально. Главное — верить в это и никогда не отступать, не предавать своей мечты.
Читайте также: