Как сделать разнесенный вид в компасе
Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.
Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:
- выдавливания;
- вращения;
- по траектории;
- по сечениям.
Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.
Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.
С чего начать создание детали
Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.
Пошаговая инструкция построения детали
Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:
За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.
- операция выдавливания основания;
- операция построения на основании усеченного конуса;
- операция вычитания четырех сквозных отверстий;
- операция вычитания глухого отверстия.
С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.
Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:
Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:
Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.
Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.
В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.
Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.
Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:
Либо указав её в Дереве модели:
Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости
Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости
После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.
После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.
При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.
После простановки размера появляется окно:
В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.
Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:
Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:
Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.
После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.
Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.
После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.
Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.
Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.
Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:
В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями
На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз
Деталь должна выглядеть следующим образом:
Осталось указать на детали скругления и фаски.
Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:
· освоить приемы построения ассоциативных чертежей деталей с основными, местными видами и выносными элементами.
Особенности построения твердотельных моделей деталей
Любую деталь можно представить как совокупность различных геометрических тел, приемы построения твердотельных моделей рассмотрены в уроке №3.
1. Выберем плоскость проекций, на которой будет вычерчен эскиз основания детали.
На горизонтальной плоскости вычертим эскиз основания – прямоугольник по центру с высотой 60 мм и шириной 100 мм (рис.85), который выдавим на 30мм (рис.86). Любая операция (выдавливания, приклеивания, вырезания и т.д.) завершается нажатием на кнопку Создать объект.
2. Для построения верхнего элемента детали - прямоугольной четырехгранной призмы на верхней плоскости основания вычертим эскиз - квадрат со сторонами 40 мм (рис.87) и приклеим призму выдавливанием на 50мм (рис.88).
| |
Рис.87 Эскиз призмы | Рис.88 Операция приклеивания элемента |
3. Для создания цилиндрического отверстия на верхней грани призмы вычертим эскиз отверстия – окружность радиусом 15 мм (рис.89) и вырежем отверстие выдавливанием на глубину 40 мм (рис.90).
4. Для построения ребер жесткости на фронтальной плоскости проекций построим эскиз (рис.91), для которого предварительно сделаем вспомогательными прямыми разметку. Эскиз обязательно следует вычерчивать отрезком (тип линии – основная), вспомогательные прямые служат только для предварительных построений.
5. Для построения ребер жесткости служит кнопка Ребро жесткости. На панели свойств команды (рис.92) закладка Толщина позволяет выбрать Толщину ребра жесткости. Закладка Параметры позволяет определить:
· Положение ребра жесткости относительно плоскости эскиза (рис.93);
- переключатель В плоскости эскиза используется если необходимо построить ребро жесткости, средняя плоскость или одна из боковых граней которого должна располагаться в той же плоскости, что и его эскиз. Выберем этот переключатель.
- переключатель Ортогонально плоскости эскиза означает, что ребро будет расположено перпендикулярно плоскости его эскиза.
В плоскости эскиза
Обратное направление
Рис.93 Построение ребра жесткости
- Направление построения ребра жесткости определяется с помощью переключателя
- Направление (Прямое/Обратное). Выбираем Обратное направление.
На экране направление показывается фантомной стрелкой в окне модели. Для построения второго ребра жесткости все построения повторяем (рис.94).
Рис.94 Деталь с построенными ребрами жесткости
6. Для того чтобы скруглить вертикальные углы основания детали, используем кнопку Скругление (рис.95), на панели свойств задаем радиус скругления 10 мм и указываем курсором ребро основания. Затем нажимаем кнопку Создать объект.
Рис.95 Построение скругления ребер
7. Для поочередного вырезания выдавливанием на глубину 15 мм двух отверстий, расположенных на ребрах жесткости, построим эскизы – окружности радиусом R 3 мм. Указав наклонную плоскость, на которой будет вычерчиваться эскиз, выберем ориентацию – Нормально к … (рис.96).
Рис.96 Эскиз отверстия
Построенная модель детали представлена на рис.84.
СОЗДАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТАЛИ
Рассмотрим приемы редактирования построенных видов. Перемещение видов с разрушением проекционных связей рассмотрено в уроке №3.
Удаление и разрушение видов
Для того чтобы удалить или разрушить вид следует выполнить следующие действия:
1. Выделить вид, для чего следует щелкнуть по габаритной рамке вокруг вида. Признаком выделения вида является наличие вокруг него подсвеченной зеленой габаритной рамки.
2. Щелкнуть правой клавишей мыши внутри габаритной рамки для вызова контекстного меню (рис.97).
Рис. 97 Контекстное меню редактирования вида
Переключатель контекстного меню Удалить вид позволяет стереть выделенный вид.
Переключатель Разрушить вид позволяет ранее существовавший как единый объект вид разрушить на отдельные примитивы (отрезки, окружности и т.д.). Только у разрушенного вида можно стереть, изменить или переместить отдельные элементы.
Построение дополнительных видов по стрелке
Для построения дополнительного вида следует выполнить следующие действия:
1. Сделаем активным вид спереди.
2. Изобразим стрелку взгляда с помощью кнопки Стрелка взгляда расположенной на странице Обозначения Компактной панели (рис.98).
Вначале указывается начальная точка (острие) стрелки, затем – вторая точка, определяющая направление стрелки. Третья точка определяет положение надписи. Надпись создается автоматически, в поле Текст на Панели свойств внизу экрана отображается предлагаемая системой буква для обозначения стрелки взгляда, можно выбрать другую букву из контекстного меню этого поля.
Чтобы зафиксировать изображение, нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
3. Построим ассоциативный вид по стрелке с помощью кнопки Вид по стрелке, расположенной на странице Ассоциативные виды (рис.99).
Рис.99 Кнопки панели Ассоциативные виды
После указания стрелки взгляда на экране появится фантом вида в виде габаритного прямоугольника. Вид по стрелке располагается в проекционной связи со своим опорным видом, что ограничивает возможность его перемещения (рис.100). Связь отключается кнопкой Проекционная связь на вкладке Параметры.
Рис.100 Построение вида по стрелке
Построение местного вида
Таким образом, местный вид создается путем усечения изображения имеющегося вида модели.
Построим местный вид по следующей схеме:
1. Сделаем построенный вид по стрелке текущим.
2. Ограничим участок с отверстием на виде по стрелке окружностью произвольного радиуса. Радиус окружности выбирается из следующих соображений: на построенном местном виде останется только часть вида внутри окружности, а все, что будет вне окружности, не изображается.
Рис.101 Построение местного вида
3. С помощью кнопки Местный вид на странице Ассоциативные виды (рис.99) строим местный вид, для которого можно выбрать свой масштаб, например, 2:1 с помощью контекстного меню редактирования вида (рис.97), которое вызывается щелчком правой кнопкой мыши на выделенном виде. При изменении масштаба следует изменить обозначение местного вида: А (2:1).
Построение выносного элемента
В тех случаях, когда на основных видах невозможно показать мелкие элементы детали со всеми подробностями, применяют выносные элементы.
Выносным элементом называют дополнительное отдельное изображение в увеличенном виде какой-либо части детали.
В качестве примера рассмотрим построение выносного элемента, позволяющего более подробно изобразить проточку у крышки на рис.102. Для построения выносного элемента следует выполнить следующие действия:
1. Начертим контур, ограничивающий выносной элемент с помощью кнопки Выносной элемент, расположенной на странице Обозначения (рис.98). Вначале укажите точку центра контура, ограничивающего выносной элемент, затем задайте размеры конура и укажите точку начала полки т2.
Рис.102 Построение выносного элемента детали
Форму контура, ограничивающего выносной элемент, можно выбрать с помощью кнопки Форма на закладке Параметры (рис.103), направление полки также можно установить с помощью кнопки Полка (рис.104).
Рис. 103 Выбор формы контура Рис.104 Выбор направления полки
2. С помощью кнопки Выносной элемент на панели Ассоциативные виды (рис.99) строим выносной элемент. Масштаб увеличения выбирается из одноименного окна на панели Параметры (рис.105).
КОМПАС 3D
В этой статье – как сделать вид в компасе.
Видео – как сделать вид в компасе
Чтобы узнать как в компасе сделать вид, вы можете посмотреть
Видеокурсы по обучению программе КОМПАС-3D
Другие статьи по теме КОМПАС-3D
Кроме этой статьи, на сайте есть другие советы по работе в компас 3d. Здесь вы найдёте много интересного о работе в КОМПАС-3D и других программах.
Приглашаем в наш канал на youtube:
Чтобы не пропустить новые статьи, добавьте наш сайт в закладки.
Была ли эта информация полезной? Оставьте комментарий и поделитесь с друзьями.
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
В этой статье, состоящей из нескольких частей, мы разберём на практике, как использовать сопряжения в сборке.
В первой части статьи мы соберём часть экструдера, которая в металлургии и в ювелирном производстве называется волокой или фильерой, а в 3D-печати — хот-эндом или термоголовкой.
Создаем новую сборку.
MakerGear Ceramic Insulation.m3d
MakerGear Heater Barrel.m3d
MakerGear Heater Core.m3d
MakerGear PEEK Cap.m3d
MakerGear PEEK Mount.m3d
Если вы не знаете, как пользоваться этой командой, посмотрите урок 4:
Получилась хаотичная группа деталей.
е) установочные и присоединительные размеры; ж) технические характеристики изделия; з) координаты центра масс (при необходимости).
Создадим чертеж сборки, поместив на него разрез (Рис. 9.1). Сохраним файл.
Справ. ¹ Перв. примен.
Èíâ. ¹ ïîäë. Ïîäï. è äàòà Âçàì. èíâ. ¹ Èíâ. ¹ äóáë. Ïîäï. è äàòà
À À
Рис. 9.1 – Неверная штриховка разреза.
Проставим габаритные размеры. Не забываем, что размеры и прочие обозначения можно проставлять только на активном (синем) виде. Дорисуем тонкими линиями резьбу на болте.
Рис. 9.2 – Указание неразрезаемых компонентов.
10. Простановка посадок
Теперь пришла очередь посадок. Вспомним ЕСКД: посадка состоит из двух квалитетов и определяет взаимное положение полей допусков двух деталей. Посадки бывают с натягом, с зазором и переходные. Посадки подшипников обозначаются особым образом (так указывается класс точности подшипника, ибо он сам, разумеется, не обрабатывается). Посадки к тому же бывают в системе вала и в системе отверстия.
В нашем соединении диаметр болта фиксирован – это стандартная деталь. Поэтому посадка должна выполняться в системе вала, хотя обычно предпочитают систему отверстия (гораздо проще изготовить вал нужного диаметра, чем просверлить отверстие, так как для сверления под каждый диаметр нужен свой мерный инструмент, а на токарном станке вал любого диаметра точится одним и тем же резцом). В нашем соединении зазор составляет 1мм на сторону (диаметр болта 10мм, отверстия – 12мм). По справочнику находим, что в интервале диаметров от 10 до 18мм зазору в 1,1мм соответствует 16-й квалитет. Очевидно, что при посадке с зазором диаметр отверстия должен идти в плюс от номинала, что соответствует положению поля допуска от K до ZC , а вала – в минус, что обозначается буквами от k до zc . В
данном соединении вполне подойдет симметричная посадка вида M6 . Но как ее приделать к m6
вставляем одну из распространенных посадок (скажем, H 7 ) и редактируем g6
Рис. 10.1 – Окно редактирования размерной надписи.
Рис. 10.2 – Кнопки выравнивания позиций.
Для выравнивания выделите выравниваемые позиции (с зажатой клавишей Ctrl), переключите кнопку (долгим нажатием мыши на ней) и укажите точку, через которую будет проходить воображаемая горизонтальная или вертикальная линия выравнивания. Результат показан на Рис. 10.3.
Рис. 10.3 – Готовый вид сборочного чертежа.
11. Синхронизация позиций
Пока позиции на нашем чертеже не имеют ничего общего с позициями в спецификации. Нам нужно, во-первых, связать файл чертежа с файлом спецификации, а, во-вторых, для каждой детали указать, какая выноска указывает на нее.
Рис. 11.1 – Связывание спецификации и сборочного чертежа.
Рис. 11.2 – Редактирование геометрического состава объекта спецификации.
12. Эскизы в сборках
Рис. 12.1 - Сборка подшипника
Рис. 12.2 – Эскиз в сборке.
Рис. 12.3 – Наложение сопряжения на элемент геометрии эскиза.
После этого шарик зафиксируется в нужном месте, но будет вращаться вокруг своего центра – что и требовалось.
13. Массив по образцу
Рис. 13.1 – Массив по образцу.
Рис. 13.2 – Готовая сборка с массивом по образцу.
А теперь самое интересное: если в исходной детали поменять число элементов в массиве, то и в сборке автоматически изменится количество болтов и гаек! Поэтому массив по образцу – очень мощное и удобное средство.
14. Формообразующие операции в сборке
КОМПАС можно выполнять ряд операций формообразования при помощи эскизов уровня сборки (мы уже умеем их создавать). Кроме того, можно строить разрезы, применять фаски, скругления и булевские операции над компонентами сборки – все эти операции аналогичны операциям при редактировании деталей.
15. Разнесенный вид сборки
Рис. 15.1- Окно разнесения компонентов
Разнесение выполняется по шагам. Для добавления шага нажимаем кнопку . Затем указываем компоненты, участвующие в шаге разнесения, и параметры этого шага. Чтобы
Читайте также: