Как сделать противопоставление
Антитеза заостряет противоречие, подчеркивает контраст, усиливает выразительность.
Термин происходит от греческого ἀντίθεσις - противоположение, противопоставление. Ударение ставится на третий слог: антит е́ за.
Антитеза может оттенять один образ за счет другого, показывать альтернативу, она способна добавить произведению глубины и парадоксальности.
Как вам представить, кто я? Сам не знаю.
Я ваша ложь, я выдумка пустая.
Я свет дневной, и я же тьма ночная.
Песчинка я и океан без края.
Витаю в небе, по земле блуждая.
Ищу свой рай, из рая убегая.Франсуа Вийон
Автор может противопоставлять вроде бы не связанные явления - например, антитеза пейзажа и настроения героя.
Антитеза может играть важную роль в композиции литературного произведения. Бывают стихотворения, рассказы и даже романы, целиком построенные на антитезе - противопоставлении персонажей, событий, явлений.
При этом рассказ можно воспринимать и в метафорическом смысле. Рассказчик, после страшного зрелища разлюбивший дочь полковника Вареньку - это еще и человек, разочаровавшийся в вере. Как известно, сам Лев Толстой в определенный момент отпал от православия. Избиение солдата палками происходит в Прощеное воскресенье - это можно воспринять как символ религиозного лицемерия, критику официального христианства.
Ярчайшая антитеза романа - фигуры Наполеона и Кутузова. Полководцы показаны антиподами: Бонапарт самодоволен и активен, Михаил Илларионович - неуклюж и неспешен. При этом в Кутузове скрыто противоречие между негероической внешностью дряхлого старика и силой духа, миссией спасителя Отечества. В Наполеоне, наоборот, - претензия на величие и внутренняя пустота.
Эпическим сценам войны и наполеоновского вторжения противопоставлены камерные сцены семейной жизни. Величественная и гармоничная природа контрастирует с суетой и приземленностью людей: например, небо Аустерлица или старый дуб на пути князя Андрея.
Толстой с помощью антитезы ищет ответы на вопросы о добре и зле. С другой стороны - показывает, что в жизни они сплетены неразрывно. Не зря среди центральных героев романа - Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые в поисках истины проходят через заблуждения и неудачи, а в итоге освобождаются от эгоизма, познают ценности любви, простоты, смирения.
Приём контраста в литературе
Контраст – это важный художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров героев книги. Он часто используется авторами при формировании сложной системы образов в литературных произведениях. Художественный приём, основанный на противопоставлении образов, событий, явлений, характеров – один из способов восприятия писателем действительности.
Что такое прием контраста в литературе
Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.
Виды контраста
Контраст в литературе – многогранное определение.Существуют перечисленные ниже виды этого стилистического приёма:
Роль контраста в произведениях
Основные функции такого художественного приема, как контраст, – текстообразующая и стилеобразующая. Его использование может способствовать реализации разнообразных стилевых черт – образности, субъективности, динамизма.
В стихотворении
Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.
Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
В повести
Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.
Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом [1] .
Антитеза в литературе [2]
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Кто был никем, тот станет всем!
У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан!
У людей кумовья — ребятишек дарят,
А у нас кумовья наш же хлеб приедят!
У людей на уме — погутарить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:
Вновь пернатый вожак заскучает о лете
и, скликая, поднимет подруг.
Словно двух разобщённых родителей дети,
то на север они, то на юг.
Им, наверное, нравится жизнь кочевая,
раз ни там не сидится, ни здесь.
Словно есть на земле и чужбина родная,
и чужбинная родина есть.
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса):
Твой символ — роза ветров,
Мой — ржавый гвоздь.
Но ради бога давай не выяснять,
Кто из нас гость.
Примечания
Ссылки
Риторические фигуры | |
---|---|
Фигуры речи |