Как сделать продакшн
Продакшн — широкий термин, в переводе с английского (production) буквально означающий “производство”. Чаще всего используется в отношении киноиндустрии, медиа, видеорекламы, видеоконтента, последнее время и в IT-сфере. Об этом заимствованном термине и поговорим.
Глобально производство любого творческого продукта (съемка видеофильма, создание анимации, выпуск телевизионной программы, разработка корпоративного кино) делится на три главных этапа:
-
— это стадия, когда вы готовитесь к производству.
- Продакшн — это стадия непосредственного производства. — это стадия превращения всего произведенного контента в итоговый продукт (фильм, мультфильм, музыкальный клип, трейлер к видеоигре и т.п.).
В свою очередь эти три ключевых этапа делятся на более мелкие.
Продакшн, по сути, подразумевает создание некоего медиапродукта (еще не финального) либо определенный этап работы над ним.
Если речь идет о видеосъемке, продакшн — это сам процесс записи видео и аудио. Это работа, которой занимаются режиссер, операторы, ассистенты, актеры, осветители, звукорежиссер и другие специалисты.
Если речь о компьютерной графике и анимации, продакшн — это процесс создания с нуля видеоряда и аудио. Это работа супервайзеров, моушн-дизайнеров, арт-директора, 3D моделлеров, иллюстраторов, звукорежиссера и других.
Прояснилось? Еще не сломали мозг? Тогда поехали дальше!
ВидеоЗаяц — агентство видеопроизводства со специализацией на CG, поэтому разберем этапы продакшена на примере видеороликов с графикой и анимацией.
Кстати, специалиста, который организовывает производство творческого продукта, называют продюсер. Не путать с режиссером — главным “художником”, который руководит уже организованным производственным процессом.
Когда пре-продакшн закончен (сценарий анимационного видео утвержден, визуальный концепт выбран и смета согласована), начинается основная творческая и техническая работа — продакшн.
1. Дикторское озвучивание
Производство видеопродукции — линейный процесс, каждый этап делается вслед за предыдущим, но некоторые этапы идут параллельно и озвучка — один из них.
Как правило, озвучивание видеоряда делается сразу после согласования Клиентом сценария.
Диктору отправляется техническое задание, где прописан закадровый текст и прилагается инструкция по работе с ним. В задании актеру озвучания должны фигурировать:
- хронометраж каждой сцены;
- примеры, схожие по подаче и интонации;
- цели и задачи видео или аудиоконтента;
- целевая аудитория и с кем диктор говорит.
Если рекламный ролик снимают, то помимо дикторской озвучки звукорежиссер записывает все звуки и диалоги на съемочной площадке, чтобы работать с ними на последнем этапе — во время постпродакшена.
Все участники команды: моушн-дизайнеры, аниматоры, VFX-художники и моделлеры проводят свой собственный R&D. Чем дальше развивается CG-индустрия, тем больше времени уходит на R&D.
На сложных проектах этот этап полностью или частично проводят еще во время препродакшена, чтобы заранее оценить трудозатраты на воссоздание эффектов и правильно рассчитать смету.
3. Создание графики (стайлфреймов, иллюстраций)
Если говорить о 2D графике, работают иллюстраторы и графические дизайнеры под руководством арт-директора. Сначала на основе раскадровки рисуют 2-3 иллюстрации для согласования стилистики графики и персонажей. После чего прорисовывают остальные сцены.
Если разрабатывается 3D графика, вместо иллюстраций здесь так называемые стайл-фреймы — статичные шоты с финальным уровнем картинки, где Заказчик сразу видит итоговый визуал проекта. Термины чуть разные, суть одна и та же.
4. Анимация
Пришла пора “оживить” всю картинку в кадре. Этот этап называется анимацией и он также делится на две части: черновую и чистовую анимацию.
Для начала, создаем аниматик будущего ролика. Это черновой вариант без детализации, текстур, освещения, теней. Аниматик нужен, чтобы Клиент увидел, как выглядит будущий ролик в динамике и оценил движения объектов, траектории полета камеры, тайминги, насколько гармонично видеоряд сочетается с музыкой:
Главное, что можно посоветовать на этом этапе — разумно расходуйте ресурсы. Денег, времени и рук всегда будет не хватать, неважно, какой у вас бюджет и сроки. Если что-то пошло не так, не паникуйте и не пытайтесь все начать заново. Не бросайте проект, когда половину уже отсняли. Лучшее, что вы можете сделать для вашего видео в такой ситуации — доделать его. Дальше будет другой проект и вы не повторите прошлых ошибок.
Снимайте все за один день
Почти все участники съемок — операторы, звукорежиссеры, режиссеры, осветители — получают деньги за смену. Оборудование тоже арендуется на день. Смена — это 8 рабочих часов. Если бюджет ограничен, из этого дня нужно выжать максимум. Снимать два дня — в два раза дороже.
Организуйте съемку так, чтобы успеть все за день: договоритесь c героями, соберите реквизит. Если у вас несколько героев, распланируйте все так, чтобы они снимались один за другим.
Снимайте много роликов за один раз
Если снимать пулами по несколько роликов — сезонами, — то за один день вы получите контент для публикации на протяжении недель, а то и месяцев. Каждая следующая серия будет в той же стилистике, что и предыдущая, и выглядеть они будут как сериал.
Снимайте на одной локации
Неважно где, в студии, офисе или на улице, большая часть времени на съемках уходит на то чтобы разгрузить, расставить и настроить оборудование, а потом собрать, упаковать и погрузить его. Cнимать на нескольких локациях — очень затратно по времени.
Используйте универсальную световую схему
Если вы снимаете в помещении, в начале съемки выставляйте свет так, чтобы его не нужно было потом менять. Вы сможете передвигать только объекты в кадре и саму камеру по нескольким осям, но это быстрее и проще, чем двигать световое оборудование.
Берите две камеры
На съемках всегда нет времени. На документальных съемках времени еще меньше: герою нужно уйти, локация закрывается, погода испортилась, одна камера не заработала и нужно ее починить на месте — и еще миллион причин. Выручает вторая камера. Еще она поможет вам набрать больше материала за то же время и добавить динамики в ролик: вы сможете менять планы, даже если снимаете один объект.
Как видите, на съемки можно потратить 100 000 за несколько часов, а можно — 20 000 за несколько дней. Всегда все зависит от задачи и ресурсов. Если сравнить между собой эти видео, вы увидите разницу. Но она не так бросается в глаза, как разница в их стоимости. То есть видео за 250 000 не обязательно в 2,5 раза лучше чем видео за 100 000. А ролик за 15 000 может быть не хуже, чем видео за 100 000. Ваш результат во многом зависит от креатива, истории и подхода, а не только от бюджета.
Выбирая продакшн для создания фото и видео, заказчик не всегда легко может разобраться в уровне профессионализма исполнителя, оценить адекватность затрат в смете и, что уж говорить, понять язык, на котором с ним общаются. Чтобы помочь лучше понять этот процесс, аккаунт-менеджер Everypixel Studio Полина Рунг рассказала об основных этапах производства фото и видео.
Почему клиенту важно знать внутреннюю кухню продакшна?
Скорее всего, отдать задачу по производству контента в продакшн-студию и забыть обо всем до получения итогового продукта не получится. На многих этапах продакшна требуется участие заказчика: выбрать концепцию, утвердить локацию, согласовать промежуточный вариант и иногда даже присутствовать на самих съемках.
Безусловно, нужно полагаться на опыт исполнителей и доверять им. Но хотя бы общее понимание, как должно быть, очень важно — это поможет вам и оценить компетенции при выборе исполнителя, и аргументировать свою позицию при приемке работ.
Процесс создания любого визуального контента делится на три больших блока: препродакшн, продакшн и постпродакшн.
Препродакшн
На этом этапе вырабатывается общее видение продукта и подбираются ресурсы для его реализации.
Для видео определяется креативная концепция, создается сценарий и при необходимости раскадровка. Далее происходит поиск актеров и локации, идет формирование продакшн-команды для работы над проектом и закупка реквизита.
Полина Рунг
продюсер Everypixel Studio
Для фотосъемки на стадии препродакшна создается концепция — стилистика, свет, цвета, набор объектов в кадре и т.д. После согласования закупается реквизит, определяется состав команды и назначается дата съемки.
Каждая из этих задач по-своему интересна и имеет свои тонкости. Например, в видео ниже продюсер Everypixel Studio Зира Касимова рассказывает, как осуществляется поиск локации для съемки.
Длительность: от 2-3 недель — в зависимости от сложности проекта.
Команда (видео): арт-директор, сценарист, администратор проекта.
Команда (фото): арт-директор, администратор проекта.
Продакшн
На этом этапе осуществляется фото-, видеосъемка на основе выбранной концепции.
Длительность: 1-3 дня (в несколько смен), но тоже зависит от сложности проекта и объема работ.
Команда (видео): администратор проекта, продюсер, режиссер, оператор-постановщик, ассистент оператора-постановщика, оператор аэросъемки, техник камеры, светотехник, визажист, стилист, актеры, массовка, статисты.
Команда (фото): координатор съемки, фотограф, ассистент фотографа, стилист, визажист, модели.
Постпродакшн
На этапе постпродакшна происходит отбор и обработка отснятого материала.
1. Подготовка к обработке
Сначала отснятые материалы выгружаются на сервера и жесткие диски и производится первоначальный отбор подходящих кадров — убираются смазанные, пересвеченные и бракованные кадры. После этого материалы отбирает арт-директор — он смотрит на соответствие задачам и концепции, выбранной стилистике. И уже отобранное им передается в обработку.
Длительность: 2-3 дня.
2. Обработка и согласование
Для видео на этой стадии осуществляется черновой монтаж без цветокоррекции. После согласования чернового монтажа команда начинает работать сразу по нескольким направлениям. Пока производится цветокоррекция видео и очищение его от визуальных дефектов, параллельно создается графика, подбирается и утверждается музыка и диктор, записывается дикторский голос и т.д. После этого осуществляется финальный монтаж, внесение правок и итоговое согласование.
Для фотографий производится ретушь, цветокоррекция и согласование.
Длительность: зависит от объема и сложности задач, но в среднем от 1 месяца.
Команда (видео): монтажер, саунд-дизайнер, диктор, графические дизайнеры (2D, 3D), колорист.
Команда (фото): арт-директор, графический дизайнер.
После всего этого готовый продукт отправляется клиенту в нужных форматах и разрешениях, а увидеть результат можно на странице с нашим портфолио (туда попадают наши проекты, на которые не наложено NDA).
Когда компания принимает решение о том, что она хочет производить видеоконтента, возникает закономерный вопрос - КАК? С чего начать, в какой последовательности происходит создание того или иного видео продукта? В этой статье мы ответим на эти вопросы.
Видеопродакшн не терпит параллельной работы на нескольких этапах, только завершив работу на одной стадии, вы можете переходить к следующей
1 этап. Разработка.
Весь цикл видеопродакшена начинается со сбора информации от клиента, заказчика, базисного субъекта. Помните! Если в вашей компании вы создали отдел контента, или же отдали заказ на аутсорс, вам необходимо обеспечить исполнителей всей имеющейся информацией, касающейся вашей компании, типа ролика, который вы хотите, целей ролика, стилистики исполнения, предыдущие видео, буклеты, маркетинговые, рекламные и пиар материалы, т.е. все то, что поможет понять, чем занимается базисный субъект и чего он ждет от будущего видео. Необходимо заранее обсудить все существующие нюансы, чтобы работы исполнителя протекала наиболее быстро и продуктивно.
После сбора необходимой информации пишется черновой вариант сценария в виде синопсиса.
На этапе разработки так же оговариваются сроки реализации, пожелания, учитываются комментарии заказчиков / базисных субъектов. Важно вникнуть в особенности базисного субъекта как бизнеса или организации и ответить на вопросы: какое уникальное торговое предложение (УТП) предлагает фирма, кто в организации принимает решение о контроле и одобрении видеопродукта, кто принимает решение об оплате выполненной работы. Учитывая все вышеизложенные пункты, составляется договор и бюджет. Когда все менеджерские задачи будут улажены, а черновой сценарий принят, можно переходить ко второму этапу.
2 этап. Пре-продакшн.
На этом этапе разрабатывается концепция, идея будущего ролика.
Идея - ментальная конструкция, которую можно понять, оценить, сохранить и под влиянием которой можно измениться. Идея - это все, что может изменить восприятие мира. Прописывается литературный сценарий в виде детального наброска, после чего формируется мотивация главных героев или персонажей видео, описывается окружающий мир героев видео. Далее пишется технический или режиссерский сценарий с раскадровкой.
Режиссерский сценарий. Для удобства создания видео-контента, мы предлагаем вам пользоваться режиссерским сценарием. Эта такая таблица, в которой отражены все важные детали съемочного процесса, все в одном документе. Преимущество такого метода работы в том, что вся съемочная группа, сам режиссер, сценарист, оператор, монтажер и актеры могут работать слаженно, экономя время и нервы.
Читайте также: