Как сделать платный подкаст
В этой статье мы рассмотрим лучшие курсы по созданию и продвижению подкастов с нуля в 2022 году. Всего — 5 платных и бесплатных материалов для новичков. Также в курсах поднимается тема заработка денег на подкастах.
ТОП-3 платных курса по созданию подкаста
Сначала давайте рассмотрим платные курсы по созданию подкаста с нуля. Это обучающие программы от известных онлайн-школ: Skillbox, Нетология и SkillCup. В рамках обучения вы запустите свой первый подкаст и узнаете, как привлечь целевых слушателей.
Название курса | Цена |
Запуск подкаста с нуля [Skillbox] | от 1872 ₽/мес. |
Создание подкаста: от идеи до запуска [Нетология] | от 1869 ₽/мес. |
Как делать подкасты, чтобы их слушали [SkillCup] | 3999 руб. |
В подборке указаны цены курсов, которые актуальны на момент написания статьи. Есть вероятность, что сейчас стоимость того или иного обучающего материала изменилась — стала выше или ниже. Поэтому точную стоимость любого онлайн-курса вы узнаете на официальном сайте.
Более того, онлайн-университеты проводят акции и скидки, из-за чего цены часто меняются.
Раньше мы слушали радио, теперь слушаем подкасты. Подкаст — это аудиоблог. От радио он отличается отсутствием прямого эфира — материал записывается заранее, поэтому пользователи могут послушать его в любое удобное время. А от аудиокниг — тем, что его проще и дешевле создать. Благодаря этому подкасты всё чаще и успешнее используют компании в качестве корпоративных медиа.
В статье расскажу, почему подкасты набирают популярность, какие компании уже заняли своё место на этом рынке, может ли подкаст стать самостоятельным медиаканалом, как измерять его эффективность и как можно на этом заработать.
Дарья Дундукова
Почему подкасты набирают популярность
Татьяна Котова
Подкасты — мощная штука для саморазвития в пути: едешь, например, в метро и слушаешь подкаст про американскую литературу. Это интересно
Кроме того, подкасты легко подстраиваются под актуальные темы и запросы слушателей. При этом темы могут быть абсолютно любыми, а участвовать в них могут как именитые эксперты, так и простые люди.
Мария Савотикова
Люблю подкасты за возможность легко выбрать подходящую тематику и слушать разные интересные истории во время прогулок или поездок в метро. А ещё люблю истории разных людей — интересно слушать, как кто-то делится опытом на важные для меня темы.
Мария Эльзенбах
С точки зрения создания подкасты стоят дешевле аудиокниг — нет необходимости покупать дорогое оборудование, организовывать высококачественный звук, привлекать множество людей, начитывать, редактировать, записывать и проводить финальную обработку. РБК утверждает , что за создание 20 часов аудиокниги придется заплатить от $3 тыс. до $15 тыс. Для подкаста на старте понадобятся лишь микрофон и выход в интернет.
Кроме того, сейчас появилось много удобных сервисов для подкастинга. Прямо в них можно создавать, распространять, анализировать и монетизировать свои подкасты.
Сергей Капличный
Можно стартовать абсолютным нулём. Я даже рекомендую на старте ничего не покупать, особенно если подкаст для вас — эксперимент и пока непонятно, что из этого выйдет. Можно арендовать студию, они сейчас недорогие, и за 1 500 рублей записать там свой эпизод. Или даже несколько эпизодов. Запишите, запустите, посмотрите, насколько это релевантно вашей аудитории, насколько это интересно, насколько хорошо у вас это получается. И если отклик хороший, то тогда уже можно потратиться на микрофон, специальный софт и прочее. Порог входа для чего-то непрофессионального максимально низкий.
Полина Накрайникова
Сейчас мы снова ищем в команду новых людей: спрос на подкасты растёт, кроме того, нам просто очень нравится над ними работать. Основные наши траты — это зарплаты сотрудников, дополнительные — это покупка музыки и джинглов и размещение на некоторых площадках вроде SoundCloud
Какие российские компании делают подкасты
Топ самых популярных российских подкастов по версии ВКонтакте — это:
Полина Накрайникова
Может ли подкаст стать самостоятельным медиаканалом для компании
Рынок подкастов в России ещё не сформировался и похож на YouTube 2008 года: недавно появился, мало кто про него знает — в декабре 2019 года аудитория подкастов в нашей стране составляла 5,1 млн человек, пользоваться неудобно — единой площадки с подкастами до сих пор нет. Поэтому говорить о том, что подкаст прямо сейчас может стать самостоятельным медиаканалом для компании, не приходится. Скорее всего, такой подход — это работа вдолгую и на перспективу.
Мария Савотикова
Основной минус подкастов в отсутствии единой платформы для размещения. Я слушаю подкасты через Google.Подкасты, но там доступно не всё. Кто-то, например, публикует подкасты в Яндекс.Музыке или SoundCloud. Хотелось бы собрать их в одном месте.
Читать также
Более успешная стратегия сейчас — это продвижение подкастов на площадках, у которых уже есть собственная аудитория. Например, Медуза и Arzamas в подкасты конвертируют свою аудиторию с сайта.
Полина Накрайникова
Сейчас одного подкаста недостаточно: чтобы завоевать максимальное количество аудитории, компании лучше присутствовать сразу на нескольких платформах.
Сергей Капличный
При этом у подкастов большой потенциал: по прогнозам IAB Russia российская аудитория подкастов будет активно расти и достигнет 10,5 млн в месяц в декабре 2020, а в декабре 2024 — 27,9 млн человек. Поэтому отказываться от идеи запустить собственный подкаст не стоит.
Курс
Создание подкаста ?
Узнать больше
- Определитесь с целью, темой и форматом подкаста
- Освоите технические навыки: запись, монтаж, написание джингла и обработка обложки
- Узнаете, как продвигать и монетизировать подкаст
Метрики, применяемые в подкастах
Чтобы подкаст нашёл своего слушателя, его нужно загрузить на хостинг — специальный сервис, позволяющий пользователям размещать информацию в интернете. После загрузки хостинги сами распространяют подкасты по приложениям и сайтам, где их можно найти и послушать, а обратно получают статистику для авторов.
В этом механизме кроется ключевая проблема сбора подкастной аналитики — разные хостинги могут иметь разный набор статистических данных о загруженных подкастах и в целом считать статистику по-разному, а некоторые площадки, например ВКонтакте или Яндекс.Музыка, и вовсе не отдают свои метрики хостингам — авторам подкастов нужно собирать аналитику напрямую в этих сервисах. Иногда подкасты слушают без подключения к интернету, это тоже затрудняет сбор аналитики.
В целом у подкастов могут быть следующие метрики:
- прослушивания — сколько людей включили подкаст;
- дослушивания — сколько слушателей послушали подкаст до конца. Такая матрика есть, например, у ВКонтакте и Apple;
- количество слушателей/подписчиков;
- концентрация при прослушивании — внимание и действия аудитории во время и после прослушивания;
- оценки и отзывы аудитории;
- загрузки.
Метрики для отдельных хостингов — в таблице ниже.
Полина Накрайникова
Метрики подкастов у разных хостингов
Расширенная:
— общее количество загрузок за выбранный период и количество загрузок отдельных эпизодов;
— подробная статистика по географии;
— аналитика удержания пользователей;
— устройства, с которых слушают подкаст;
— провайдеры;
— уникальные слушатели.
Кроме хостингов и отдельных площадок для размещения подкастов аналитику можно собирать и на специальных сервисах по сбору статистики, например на Chartable или Podkite .
Сергей Капличный
Как заработать на подкастах
В 2020 году есть два основных способа заработать на подкастах: реклама от прямых рекламодателей и краудфандинг — донаты от слушателей.
Реклама в подкастах — это перспективное для России направление, которое уже успешно развивается в США: по данным IAB, в 2018 году американские компании потратили на рекламу $479,1 млн, а в 2019 должны были потратить на 40% больше.
Но пока главная проблема монетизации подкастов через прямую рекламу — недоверие рекламодателей к этому формату контента. Из-за разрозненной статистики и отсутствия единой подкастной площадки рекламодатели не до конца понимают, что такое подкасты и как в них устроена реклама, а подкастеры не знают, как оценивать рекламное место и делать рекламу хорошо.
Но есть и свои плюсы: подкасты быстро развиваются, а их аудитория, как правило, очень качественная — аудиоформат предпочитают молодые люди с активной жизненной позицией. Кроме того, можно тематически таргетироваться — слушатели в большинстве случаев выбирают подкасты именно по интересным для себя темам — и попадать в конкретный контекст.
Полина Накрайникова
О чём надо подумать в самом начале
Концепция
Например, у нас подкаст про капусту. Мы посмотрим и увидим, что в мире уже существуют 10 подкастов про капусту — и все они похожи. Есть парочка крупных, все остальные — крепкие середнячки.
Чтобы на фоне эти подкастов выделиться, нужно придумать свой уникальный взгляд на капусту.
Уникальность — это сочетание нескольких факторов:
- вашей экспертности,
- вашего любопытства,
- качества того, как вы подходите к этому подкасту.
Поэтому на изначальном этапе задумайтесь, как правильно сформулировать то, о чём вы хотите вещать в своём подкасте.
15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.
Название
Оно должно быть простым.
Обложка
Посмотрите на подкасты на ту тему, на которую вы хотите говорить, — на те обложки, которые уже существуют. Если они плюс-минус похожи друг на друга, вам нужно выделиться на их фоне, поэтому придумайте что-нибудь экстраординарное и необычное.
Продолжаем историю про капусту: если все обложки имеют зеленоватый оттенок — сделайте синюю.
Описание
Когда потенциальный слушатель вашего подкаста увидел обложку, она ему понравилась и он на неё кликнул, дальше он знакомится с описанием вашего подкаста. И там нужно чётко и ёмко дать ему понять, какую ценность он получит от того, что прослушает ваши выпуски.
Это во многом похоже на питчинг.
Почему всё это важно
- Если за три минуты вы не смогли правильно сформулировать ценность вашего подкаста для слушателя (если мы говорим про интро выпуска) или потенциального слушателя — возможно, вы его потеряли.
- Люди готовы делиться классным контентом, но нужно помочь им в этом. Нужно им объяснить, почему им стоит поделиться тем, что делаете вы.
- Если у вас есть прикольная и необычная идея подкаста, то медиа, скорее всего, будут готовы взять его к себе в подборки — и вам даже ничего для этого делать не придётся.
Что нужно знать про хостинг
Это хранилище ваших выпусков.
- Он генерирует RSS-ссылку, по которой подкаст-плеер будут выгружать в себя ваши выпуски.
- Он обеспечивает сбор всей статистики от тех плееров, к которым он дает доступ.
Что кроме этих функций сейчас предлагают хостинги:
- Обычно хостинг даёт вам базовый сайт подкаста, на котором есть обложка, описание и бесконечная лента вниз с выпусками. Если вам не хочется делать отдельный сайт для подкаста, можно сделать такой сайт-заглушку, на который тоже можно вести трафик. Люди могут туда прийти и послушать то, что вы делаете.
- Хостинг даёт возможность создать плеер, который удобно вставлять на сайты и в статьи. Это достаточно удобно и позволяет конвертировать читателей в прослушивания.
- Хостинг даёт возможность разместить свой подкаст в одной из подкатегорий.
Это позволяет вам немного себя выделить, позволяет выйти в топ этой подкатегории и упрощает задачу для слушателя, когда он листает свое приложение и выискивает подкасты, которые ему интересны.
NB! Если вы используете бесплатный хостинг Anchor, не забывайте отключать его лого на обложках.
Что нужно знать про плееры
Где лучше размещать подкаст? Простой ответ — везде.
Есть классические варианты:
Что касается Spotify, то пока подкастов нет в российской версии приложения.
Как сделать подкаст заметным на площадке
Крупные плееры заинтересованы в том, чтобы продвигать качественный контент, потому что им нужно, чтобы слушатели задерживались в их приложениях.
Так, для продвижения на Apple Podcasts нужно:
- Заполнить простую форму (на английском).
- Сделать картинку по шаблону.
- Ждать ответа от редакционной команды.
- Заполнить форму.
- Ждать ответа от редакционной команды.
Можно попасть в плейлист, который курируется редакцией, или сделать красивый баннер на сайте.
Как попасть в топы и рейтинги
Топ Apple Podcasts не отражает количество прослушиваний, которые есть у вашего подкаста или его глобальную популярность. В топе может уже не быть подкастов, у которых есть стабильная большая аудитория, но которая растет не взрывными темпами, а постепенно.
То есть когда вокруг вашего подкаста возникает активность, вы врываетесь в топ.
В связи с этим нужно сделать два вывода:
- Планируйте свой запуск и будущие рекламные кампании, чтобы гнать тот трафик, который вам нужен, непосредственно на вашу ссылку, на ваш подкаст. Это позволит вам выйти плюс-минус в топ.
- Не стесняйтесь продвигать свой подкаст на платформе Apple путём тех алгоритмов, которые описаны выше, потому что так у людей появляется быстрая возможность нажать на ваш подкаст и продвинуть вас в топ.
Что делать, когда ваш подкаст уже в сети
- Рассказывайте всем друзьям о своём подкасте. Возможно, это надоест (и вы потеряете друзей), но это даст вам первые прослушивания.
- Просите друзей делиться информацией о том, что вы сделали свой проект, и обязательно собирать с них обратную связь.
- Убедитесь, что все ведущие подкаста делятся выпусками в своих социальных сетях.
Так вы подогреваете свою аудиторию, учитесь рассказывать о себе и начинаете формировать сообщество преданных фанатов вашего творчества.
Так вы собираете всех фанатов в сообщество, позволяете более широкой аудитории через гостей узнавать про ваш подкаст и готовитесь к кратному росту.
- Изучайте все медиа по вашей теме (например, о капусте) и пишите им о вашем подкасте и о том, почему он классный.
- Пишите во все профильные медиа, которые рассказывают о подкастах.
- Не забывайте общаться со своим сообществом (отвечать на вопросы, просить выкладывать сторис), потому что они становятся амбассадорами вашего подкаста.
Так вы конвертируете интересующихся в заинтересованных (готовых поделиться вашим контентом с другими).
- Обменивайтесь тизерами с другими подкастами по теме. Делайте 30-секундные ролики о том, почему ваш подкаст классный, пишите друзьям из других подкастов и ставьте тизеры в самое начало, чтобы рассказывать аудитории друг друга про существование других подкастов по схожей тематике.
- Ходите в гости в другие подкасты и дружите с подкастерами.
- Решайтесь на необычные интеграции и коллаборации.
Нетворкинг — наше всё. Помните об этом.
Как поделиться ссылкой на свой подкаст
Аудиофрагменты
Чтобы поделиться в соцсетях (например, в Instagram) фрагментом вашего подкаста и добавить визуал, можно использовать приложение headliner.app или любой видеоредактор. Это тоже поможет вам продвигать ваш подкаст.
Неклассические механизмы продвижения
Не бойтесь экспериментировать. Можно, к примеру:
- создать полноценный отдельный проект — например, аудиоспектакль, — и попиарить свой подкаст через него (и заодно попробовать себя в чем-то новом);
- добавить информацию о том, что вы создатель подкаста, в свою биографию в рабочей email-рассылке (например, если вы готовитесь выступить где-то с лекцией);
- собрать целую онлайн-конференцию под эгидой подкаста — на его тему и не только.
Кстати, это всё реальные кейсы, которые оказались успешными.
А если вдруг вы пока сомневаетесь, стоит ли вам вообще запускать свой подкаст, прочитайте вот этот текст.
Денег особо на подкастах не заработал, за всё время около 300 тысяч рублей, но и цели жесткой монетизации и выхода на крупные суммы не было.
Я пишу эту статью, чтобы поделиться своим опытом, наблюдениями по созданию подкастов, рассказать про свои ошибки. Этого материала недостаточно для того, чтобы начать делать подкасты, это мой опыт и у других он может быть кардинально иным.
ТОП10 наблюдений про подкасты от меня:
Таргет не работает.
Промо у блогеров почти не работает.
Мои микрофоны для записи подкастов
Микрофонов у меня было несколько. Главной проблемой всегда было запись двух людей одновременно в одном помещении. Покупать 2 микрофона? Покупать микшер или целый пульт? В итоге я просто отселил второго спикера и мы стали писать по Zoom (лучший и самый простой вариант), либо в два ноутбука параллельно.
1. Петличный микрофон Boya BY-M1, 1500 рублей
Бесполезный кусок пластика. Слушать первые эпизоды Полусладкого подкаста, записанные на микрофон очень тяжело. Проблема осложнялась ещё и тем, что я купил дополнительно Адаптер-микшер Boya BY-MP4 за почти 4 тысячи рублей, чтобы подключать к нему параллельно 2 петлички в моно-режиме.
Звук был отвратительный. Не рекомендую.
2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей
Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.
2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей
Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.
3. Rode NT-USB, 15000 рублей
Мой актуальный красавец, давно его хотел. Не знаю, почему именно его, но прям хотел.
Он классный, он уже во взрослой лиге и он не подходит моему голосу xD По крайней мере мне так кажется. Микрофон с радостью ловит кучу высоких частот, а у меня, как оказалось, голос не сказать, чтобы бас.
Поэтому на динамиках Macbook свистит немного, в наушниках и обычных колонках в целом всё хорошо.
Судя по Stories в Insta-профиле Ольги Кравцовой (голос Кубик в Кубике) они пишут озвучку крутых сериалов на такой микрофон, просто помещение подготовлено.
Честно, я не заметил особой разницы между предыдущим вариантом, просто хотел себя порадовать.
И знаешь что? Качество было НОРМ! Лучше, чем у петлички или AirPods. Я вообще не понимаю, кто и когда кому-то сказал, что у AirPods нормальный микрофон. Он ОТСТОЙНЫЙ!
Если нет микрофона, если жалко покупать микрофон для того, чтобы попробовать подкаст, пиши спокойно в смартфон (у iphone вроде как с микрофонами лучше дела, но я не проверял и могу ошибаться).
Работа со звуком и монтаж подкастов
Скажу сразу, я не умею работать со звуком. Я больше 2 лет занимаюсь подкастами, я записал больше 550 эпизодов и я владею примерно нулевым навыком в обработке звука.
Монтаж я пробовал делать раньше сам. В итоге сейчас эпизоды делятся у меня на 2 вида:
Научился. Говорю одним дублем и говорю, как мне кажется, неплохо. 500 записанных эпизодов только этого подкаста (раньше он публиковался только в Telegram и потом удалялся) прошли не зря.
2. Полусладкий подкаст и Продажные блогеры. В этих подкастах участвует минимум по 2 человека + гости. Каждый эпизод пишется по 1-2 часа, в финальную версию попадает не больше 40 минут.
Пишу звук в Adobe Audition 2020, не использую 99% возможностей программы, но привык к интерфейсу и чистить звук, монтировать и сводить дорожки тут можно отлично. Один из лучший вариантов. Есть ещё GarageBand, есть бесплатный Audacity с интерфейсом из каменного века. Не знаю почему, но вылетал у меня буквально постоянно на винде.
Главная тайна работы со звуком в следующем:
- Слушатель будет слушать подкаст в наушниках уровня AirPods. В 99,99% случаев, или на колонках и так далее. Лучше хороший звук, чем идеальный. Хороший звук: в меру громкий, без эхо и желательно без посторонних звуков (улица, дети, собака, хруст на фоне), если это не часть атмосферы подкаста.
На идеальный звук может уйти слишком много ресурсов и мотивация делать подкаст просто исчезнет. - Помещение с коврами лучше, чем помещение без ковров.
- Носок на айфоне не нужен, я пробовал и с ним и без него, разницы никакой.
- Всегда найдётся человек, который скажет, что ему слишком тихо, слишком громко, много вздохов, много эээ, и так далее. Ну и ладно.
Сервисы и хостинги для подкастов
За время развития своих подкастов я сменил три хостинг-платформы: soundcloud, anchor, mave.
1. mave — бесплатная, безлимитная платформа для подкастеров.
Лучшая платформа для начинающего подкастера, для опытного подкастера с несколькими подкастами и вообще для всех. По удивительному стечению обстоятельств, я сооснователь этой платформы 🙄
Если серьёзно, то у mave есть только один конкурент, Anchor, про него расскажу дальше.
Читайте также: