Как сделать отклонение в другую тональность
Отклонением называется переход из одной тональности в другую без закрепления последней. Мы можем начать играть нашу композицию в гармоническом ля-миноре, затем перейти в до-мажор, а в конце опять вернуться в ля-минор.
Отклонения широко используются в музыкальных композициях и песнях, поскольку они позволяют отразить перемены в настроении. Предположим, что куплет песни грустный - она бросила его, он бросил её, а в припеве весело поётся о том, что жизнь прекрасна, потому что в гараже стоит Ferrary. Для передачи настроения в этом случае куплет нужно сыграть грустно в минорной тональности, а припев весело - в мажорной тональности. Если при этом используются параллельные тональности, то в результате получится параллельно-переменный лад - лад в котором функцию тоники выполняет то одна ступень, то другая. Такой лад можно встретить в народной музыке, а для поп-музыки будет достаточно использовать одну тональность на всю песню, "украшенную" двойной доминантой, заимоствованными аккордами и модуляцией в самом конце.
Ниже показаны некоторые гармонические обороты в ля-миноре и до-мажоре.
Рис. 1. 4-х тактовые аккордовые последовательности
Другая группа последовательностей показана на рис. 2.
Рис. 2. 4-х тактовые аккордовые последовательности
Для простоты и наглядности аккорды даны в основном виде по причине чего гармония "скачет". Для плавного ведения голосов при смене аккордов используйте голосоведение.
Партия в музыке чем-то напоминает партию в шахматы. Как и в шахматах в музыке есть сильное и слабое начало, сильное и слабое продолжение, различные варианты развития партии и др. Чем больше различных вариантов знает музыкант, тем более разнообразно он может играть. В классической теории музыки партия аккомпанемента не существует сама по себе, а поддерживает главное - мелодию. Может ли быть композиция без мелодии? Может - это рэп. Мелодия - это то, что можно пропеть, а рэп читают.
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Итак у нас есть цепь из 7 квинт. За тонику можно принять любой из 7 звуков.
Получаем 7 натуральных семизвучных ладов (если в звукоряде выбрать тонику - получим лад). Даю их в порядке убывания мажорности(от лидийского).
Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажор C фригийский
Звукоряд пентатоники
Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладов
На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Ещё 3 новых интервала
Разберемся как образуются названия нот и интервалов.
Названия нот и интервалов
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Гамма - это схема для музыкального инструмента с делениями, позволяющая получить последовательность звуков определенной частоты. Гаммы используют как для построения звукорядов ладов так и для околомузыкальных целей(музыканты "гоняют" разнообразные гаммы на инструментах для тренировки мышечной памяти и мышц рук). Ступень гаммы — порядковый номер звука(обозначают римскими). Схема отражает последовательность интервалов гаммы от предыдущей ступени до следующей. Основной интервал гаммы — тон, на инструменте с двенадцатиступенным делением октавы занимает 2 полутона.
Так выглядит мажорная гамма на фортепиано:
Мажорная гамма от до
Уточнение разницы в понятиях
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажор
Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Базовый курс гармонии. Содержание
Модуляция (от лат. modulatio — мерность, размеренность) – это переход в другую тональность. Частным случаем модуляции является отклонение, или кратковременный переход в другую тональность.
«Изложение музыкального материала может быть однотональным или разнотональным. Однотональное изложение ограничивается на всем своем протяжении аккордами одной данной тональности. В разнотональном изложении, кроме основной (главной) тональности данного произведения или его отрезка, встречаются другие тональности – побочные, подчиненные. Главная тональность является единственной устойчивой тональностью. Остальные тональности (побочные) аналогичны неустойчивым функциям лада (это тональности D, S, DD, параллели и т. д.). Все аккорды побочной тональности также носят название побочных: побочная тоника, побочная доминанта и т.д.
Порядок чередования тональностей образует тональный план произведения. Сменяющиеся тональности можно назвать функциями высшего порядка.
Соотношение или связь тональностей в процессе развития аналогичны функциональным соотношениям аккордов в однотональном изложении. Приемы введения новой тональности создают три основных типа тональных соотношений (или последований). Это модуляция, отклонение, сопоставление.
МОДУЛЯЦИЯ есть переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Кадансовое завершение построения (периода) в новой тональности служит основным отличием модуляции от отклонения.
ОТКЛОНЕНИЕ есть кратковременный уход в побочную тональность в процессе изложения законченного однотонального или модулирующего построения (периода).
«Любая смена тональности со смещением тонального центра называется модуляцией в широком смысле слова.
Модуляцией в узком смысле слова называется один из ее конкретных видов – переход с закреплением в новой тональности полным совершенным кадансом, совпадающий с определенной гранью формы (чаще период). Это заранее подготовленный, основательный переход в новую тональность, где новая тоника утверждается убедительной каденцией.
Отклонение – кратковременное появление новой тональности (кратковременный уход в побочную тональность) с последующим возвращением в главную или переходом в другую
Разнообразные виды, формы и способы модуляций соответствуют их различным задачам в музыке… Модуляции различаются:
- по положению в форме (отклонение и собственно модуляция-переход);
- по способам перехода в новую тональность (постепенные и внезапные).
В свою очередь внезапные модуляции разделяются на:
(Абызова Е.Н. Гармония. М, 1996. С.249-250, ред.–И. К.).
Трактовка модуляции представителями петербургской музыковедческой школы.
«Под модуляцией обычно подразумевается именно тональная модуляция, то есть переход из одной тональности в другую. Впечатление перехода создает характерный для новой тональности гармонический или мелодический оборот.
«Под модуляцией понимается всякое изменение установившейся структуры. Для дальнейшего уточнения сферы действия модуляции целесообразно указывать аспект:
Задание: Найдите примеры отклонений и модуляций в произведениях собственного репертуара.
Отклонение – это кратковременный переход в другую тональность с последующим возвращением в первоначальную.
Модуляция – это переход в другую тональностьи завершение в ней музыкального построения (например, период, оканчивающийся модуляцией в новую тональность, называется модулирующим).
Модуляция совершается чаще всего в родственную тональность.
Модуляция бывает постепенная и внезапная. Постепенная модуляция осуществляется посредством общего для обеих тональностей аккорда.
(здесь будет изображение)
II. Родство тональностей.
Родственные тональности – тональности, содержащие общие элементы (например, До мажор и Соль мажор,они отличаются одним знаком (ключевой знак Соль мажора – фа-диез, отсутствующий в До мажоре), потомуони содержат много общих элементов, при этом элементы До мажора, включающие звук фа, отсутствуют в Соль мажоре, а элементы Соль мажора, включающие звук фа-диез, отсутствуют в До мажоре).В ближайшем родстве находятся параллельные тональности (тональности содними и теми же ключевыми знаками, имеющие в натуральном виде одинаковый набор звуков).
Тональности 1-й степени родства.
В мажоретрезвучия всех ступеней лада (за исключением, естественно, тонического) – главные и побочные трезвучия натурального вида, а также субдоминантовое трезвучие гармонического вида являются тоническими трезвучиями тональностей 1-й степени родства. Трезвучие VII ступени не образует тоники родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшённым, тоника же может либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной (минорным трезвучием).
В миноре трезвучия всех ступеней лада (за исключением, естественно, тонического) – главные и побочные трезвучия натурального вида, а также доминантовое трезвучие гармонического вида являются тоническими трезвучиями тональностей 1-й степени родства. Трезвучие II ступени не образует тоники родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшённым, тоника же может либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной (минорным трезвучием).
Таким образом, каждая тональность имеет 6 тональностей первой степени родства.
Задание теме: определить тональности 1-й степени родства к G-dur (Соль мажору).
Родственные тональности (1-й степени родства) к G-dur (Соль мажору):
a-moll (ля минор) – от трезвучия второй ступени Соль мажора;
h-moll (си минор) – от трезвучия третьей ступени;
C-dur (До мажор) – от трезвучия четвертой ступени (субдоминантового трезвучия);
c-moll (до минор) – от трезвучия субдоминантового гармонического;
D-dur (Ре мажор) – от трезвучия пятой ступени (доминантового трезвучия);
e-moll (ми минор) – от трезвучия шестой ступени.
(Трезвучие седьмой ступени нельзя принять за тонику родственной тональности, т. к. оно является по структуре уменьшенным, тоника же может быть либо мажорной (мажорным трезвучием), либо минорной(минорным трезвучием)).
Билет 9
Родство тональностей. Альтерация. Хроматизм. Правописание хроматической гаммы.
I. Родство тональностей.
II. Альтерация. Хроматизм.
Альтерация (от. лат. – изменять) – изменениеосновной ступени лада посредством случайного знака – знака альтерации (знаков альтерации 5 – диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар).
Хроматизм (от др. греч. – цвет, краска) – полутоновое изменение основных ступеней лада (при помощи случайного знака альтерации).
Хроматическая гамма – последовательность звуков полутонами.
Правописание хроматической гаммы.
Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежит мажорная или минорная гамма. Хроматическая гамма является усложненным видом мажорной или минорной гаммы, образуется в натуральной гамме мажораи минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.
Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.
В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений (на схеме не закрашиваются), большие секунды заполняются при восходящем движенииповышением ступеней, но понижается VII ступень(взамен повышения VI); при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением ступеней, но повышается IV ступень(взамен понижения V).
Пример (хроматическая гамма в До мажоре):
Понижение VII ступени при восходящем направлении и повышение IV ступени при нисходящем направлении необходимы для того, чтобы все измененные ступени были звуками, соответствующими ступеням родственных тональностей натурального или гармонического видов. Например, звуков ля-диез и соль-бемоль нет в родственных тональностях До мажора. Поэтому не следует в мажореповышать. VI ступень при движении вверх и понижать V ступень при движении вниз по хроматической гамме.
Правописание хроматической гаммы в миноре.Можно заметить, что при движении как вверх, так и вниз без изменения остаются I и V. Ввосходящем направлениииспользуются хроматические звуки параллельного мажора, следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен повышения I понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется как одноименная мажорная гамма.
Пример (хроматическая гамма в ля миноре):
Пример использования хроматических звуков (тональность примера – До мажор):
Читайте также: