Как сделать музыкальную школу привлекательной
Если ребенку пять-шесть лет, он целый день напевает себе под нос песни из детского сада и бренчит на папиной гитаре, скорее всего, его интересуют звуки. Но проверить мотивацию наверняка всё равно довольно сложно. Подготовительные курсы при музыкальных школах обычно длятся год и помогают понять, есть ли у ребенка способности к музыке, и не утомляют ли его занятия.
7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу
Чтобы поступить в музыкальную школу, нужно пройти прослушивание. Часто детей просят спеть песню (так проверяют слух и голосовые данные, прохлопать вслед за учителем ритм, запомнить и воспроизвести короткую мелодию, рассказать стихотворение. Варианты могут быть разными.Но никто не станет на прослушивании сурово снижать баллы за фальшь: часто ребенок не попадает в ноты не потому, что у него совсем нет слуха, а потому, что еще не научился управлять своим голосом или просто волнуется, и комиссия это увидит.
Как установить контакт с педагогом
7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу
Как распределить нагрузку и контролировать дисциплину
Без домашних занятий точно ничего не получится, поэтому дома обязательно должен стоять музыкальный инструмент, на котором играет ребенок. Музицирования по часу в неделю у родственников, где не возмущаются соседи и не спят дети, очень скоро станет мало.
Предупреждаем, останется только два-три дня в неделю, когда ребенку не нужно будет ходить в музыкальную школу. Помимо уроков по специальности, в стандартнойучебной программе как минимум — хор, занятия по сольфеджио и музыкальной литературе. Если ребенок выбрал не фортепиано в качестве специальности, тогда ему нужно будет посещать еще занятия по общему фортепиано. Скорее всего, добавятся групповые уроки — ансамбль. А если ребенку станет интересно импровизировать и сочинять музыку, готовьте еще одну нотную тетрадь для занятий по композиции.
7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу
Зачем ребенку сольфеджио, если он и так хорошо играет
Сольфеджио — предмет, который кажется безобидным, пока дети вырисовывают скрипичные ключи на нотном стане. А потом ассоциируется у ребенка с уроками математики,а некоторых просто ужасает: нужно считать количество тонов, учить законы, знать, как строятся интервалы и аккорды. Но именно сольфеджио помогает подбирать на слух мелодии, легко импровизировать и чище петь. Как только ребенок найдет применение этим навыкам, он перестанет жалеть усилий, вложенных в этот предмет.
Музыка имеет общие корни с разными науками, даже с математикой. Ребенок может не стать профессиональным музыкантом, но будет здорово, если кому-нибудь сам сможет объяснить, что некоторые произведения Баха строятся по принципу золотого сечения. На математике в школе ему об этом вряд ли расскажут, а на сольфеджио— да.
7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу
Что делать, если наскучила классическая программа и хочется бросить
За учебный год ребенок должен освоить программу из нескольких произведений, а в мае сдать экзамен или выступить на конкурсе (тогда оценка за год чаще всего выставляется автоматом). Каждое произведение в программе подбирается так, чтобы ребенокво время выступления мог продемонстрировать разные навыки: технику пальцев, умение исполнить полифонию, кантиленную пьесу и крупную форму.
7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу
Зачем нужны конкурсы, если это стресс для ребенка
Соревнование — это один из методов стимулирования в музыкальном воспитании ребенка, он особенно эффективен на начальном этапе образования, считаютспециалисты по методике музыкальной педагогики. Детям, которые уже решили сделать музыку профессией, конкурсы помогают оценить уровень своего мастерства, присмотреться к концертным программам других детей и познакомиться с преподавателями музыкальных вузов, которые обычно сидят в жюри.
В младшем возрасте привыкнуть к сцене и публичным выступлениям проще, поэтому не стоит на первых этапах специально сокращать количество концертов, боясь излишнего стресса для ребенка. Без опыта выступлений он испытает настоящий стресс в четвертом-пятом классе, когда экзамены становятся сложнее, а количество преподавателей в комиссии увеличивается вместе с количеством произведений в программе. Поэтому, кстати, во многих музыкальных школахесть традиция классных концертов: ученики одного преподавателя выступают перед своими родителями. Эта ситуация успеха (а такая благосклонная аудитория ничто не посчитает провалом) важна для мотивации ребенка и для того, чтобы обрести на сцене уверенность.
Как музыкальное образование пригодится ребенку в жизни
Михаил Казиник считает, что музыка — это универсальное средство для формирования личности ребенка. Она влияет на развитие фантазии и эмоциональное восприятие мира, тренирует память и вырабатывает самодисциплину — дети, которые занимаются в музыкальной школе, действительно становятся более собранными и внимательными. К тому же они всегда смогут поддержать беседу о классике, не растеряются, если в комнате окажется фортепиано, и будут увереннее себя чувствовать во время публичных выступлений.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
НАДО ЛИ УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ И КАК ПРИВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНУЮ
ШКОЛУ.
В мае перед администрацией школы встает задача – набрать учеников на следующий учебный год. Сами родители уже давно не ведут своих детей в музыкальную школу, потому что появилось много других возможностей развивать ребенка – это танцы, спорт, иностранные языки. Родители считают, что эти занятия больше пригодятся ребенку в будущем. Если педагоги сами не будут пропагандировать свой инструмент и агитировать детей, к нам никто не придет и инструментальная школа вымрет.
Ситуация, сложившаяся в области начального музыкального обучения в нашей стране, кризисная. Снизилась мотивация при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снизился общий интерес родителей к обучению детей музыке, отбор в школу практически отсутствует. А учиться музыке желательно всем без исключения. Зайдите на перемене в общеобразовательную школу, а затем в музыкальную. Посмотрите на детей. Те, кто учится музыке чуть- чуть другие. Их лица тоньше, взгляд осмысленнее и взрослее. Потому что, занятия музыкой формируют личность, облагораживают ее. Пусть ребенок не станет профессиональным музыкантом, но он научится прилично играть на инструменте (при желании), будет изучать сольфеджио, музыкальную литературу, что расширит его кругозор и обогатит внутренний мир.
Музыка – это воспитание чувств, благородства, доброты и сострадания. Доктор ШинициСузуки – знаменитый японский педагог, обучил тысячи скрипачей. Верил, что каждый ребенок обучаем, талант к музыке есть у многих детей, только его необходимо раскрыть и развить как можно раньше. Каждый малыш уникален, он идет своим темпом, маленькими шагами, преодолевая большой и сложный путь мастерства. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей составляют одну из главных частей метода Сузуки. Он вывел несколько принципов, следуя которым ребенок обязательно научится играть на скрипке: 1)активное слушание; 2) мотивация; 3) повторение; 4) пошаговый подход; 5) память; 6)словарь; 7) вовлечение родителей; 8) любовь.
Звуки скрипки зачаровывают своей простотой, эмоциональностью и восторженностью.Но ни для кого не секрет, что струнные инструменты самые сложные. Скрипачи и виолончелисты всегда играют на слух – надо найти ноту на грифе, неразмеченном ладами, и чисто сыграть ее.И поэтому отбор учеников на оркестровое отделение стоит наиболее остро. Но важнее всего, что музыка, как ничто другое, всесторонне развивает интеллект ребенка, и занятия музыкой окажутся полезными для любой профессии, выбранной ребенком в будущем.
Ребенок дошкольного возраста еще не знает, что он хочет, а что нет. Мудрость педагога музыкальной школы и родителей заключается в том, чтобы убедить малыша, что обучаться музыке – это здорово, круто.
Прежде чем ребенок придет в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка – чудесное светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что инструмент обладает своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят музыкальный инструмент тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен ребенку. Наша задача – поддержать этот интерес.
Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных КИРНАРСКАЯ Д. К. приводит 10 причин, по которым следует отдать ребенка в музыкальную школу.
«- несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет;
- несмотря на то, что ребенку вообще некогда – английский, секция по плаванию, танцы и так далее….
Все это надо преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:
1.Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование – это квинтэссенция, апофеоз светских манер.
2.Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
3.Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные ноты, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба. Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4.Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший словесная речь. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал ни один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
5.Музыка структурирована и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого ШинициСузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Микрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Можно добавить еще несколько причин.
11.Благотворное влияние музыки на интеллектуальное развитие детей. Ведь в процессе обучения музыки развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за интуицию, творчество, воображение, а также левое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Из этого следует, что занятия музыкой оптимизируют работу головного мозга. Музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
12.Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев, что благоприятно сказывается на умственном развитии ребенка.
13.В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и чувства ребенка. Занятия музыкой призваны помочь ему стать более уравновешенным и ответственным, разовьет его музыкальный вкус и эрудицию, что прекрасно расширит его кругозор. Главное в музыкальном образовании – научиться понимать и чувствовать музыку.
14.Малообщительные дети получат большой шанс найти друзей и работать в команде. Частые выступления на публике помогут преодолеть врожденное стеснение и сделать ребенка более общительным и готовым к успешной жизни.
«1.повышение уровня читательских навыков;
2.повышение уровня речевых навыков;
3.улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;
4.улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей;
5.улучшение концентрации внимания;
Для организации набора в музыкальные школы обычно проводят следующие мероприятия:
1.День открытых дверей.
2.Объявления о наборе.
3.Информационный блок в интернете с рассказом о деятельности школы.
4.Распространение рекламы в газете и на телевидении.
5.Концерты учащихся и преподавателей
6.Тесная связь с детскими садами и общеобразовательными школами.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА. Я тоже из года в год провожу агитационную работу по набору. У меня есть 3 детских сада и 3 школы, куда я прихожу со своими учениками.Мы даем небольшие концерты, рассказываем о школе, о своем инструменте. Обычно в концерте принимают участие ученики, которые сами ходили или ходят в этот детский сад и школу. Слушатели (дети, педагоги, воспитатели) видят, как вырос их воспитанник и чему научился; а для ребят-учеников – это возможность выступить, это - малая концертная площадка, на которой может играть любой ученик(хороший, плохой). Я считаю, что выступление на концерте, это одна из основных задач, которые стоят перед учеником и педагогом, и это то, ради чего мы учимся.
Раньше я ходила в детский сад с одним, двумя учениками 1 класса, мы играли все песенки, которые выучили за полгода; получалось что-то типа сольного концерта. Я рассказывала об инструменте, приглашала в школу, порой сразу прослушивала ребят из детского сада.
Сейчас эти выступления стали своеобразными музыкальными гостиными, в них принимают участие 6-10 учеников, которые играют соло и в различных ансамблях. Ребята-слушатели теперь не сидят пассивно, а принимают участие в действии: они поют под нашу музыку, хлопают, а порой и танцуют менуэт, вальс или водят хоровод. Это наиболее удачная форма агитации в музыкальную школу(интересно выступающим и зрителям).
Александр Казаков, 29 лет, основатель школы музыки Guitardo . Родился в Са маре, где окончил музыкальную школу и Самарское музыкальное училище имени Шаталова. Зате м уехал в Москву, окончил академию и мени Гнесиных. Создал свою методику обучения игре на гитаре. Школа музыки Guitardo открыта в 2014 году. Средний оборот в месяц – 5,5-6 млн. рублей.
Ма ма у меня профессиональный музыкант – до мра, балалайка. Она до сих пор преподаёт. Папа по образованию инженер-программист, но и он играл на гитаре. Так что и это повлияло.
У меня было всего четыре ученика, они ходили ко мне год-полтора. Они все и сейчас играют. Не профессионалы, но они читают ноты, не только играют песни по аккордам. Если встречае мся, то говорят тёплые слова. Вот с 12 лет я и преподаю, и учусь о дновре менно.
У читься играть - это ведь процесс бесконечный.
Музыка очень быстро затянула. При мерно через месяц я понял, что песни – это ещё не всё, есть и классическая музыка. Поступил в музыкальную школу. Ушёл в классическую музыку, и следующие 14 лет зани мался только ею.
В музыкальной школе я отучился четыре года, мне выдали дипло м о том, что я прошёл весь се милетний курс. Поступил в училище. Очень быстро развивался в музыкально м плане. Играл на гитаре каждый день, г отовился на конкурсы, зани мался по 6-14 часов ежедневно. Не пото му, что кто-то меня заставлял, а пото му что это был для меня чистый кайф, я вот так самовыражался. Концерты, выступления, я много ездил.
В 20 лет я закончил училище. И с эти м дипломом решил поступать в академию Гнесиных – самое лучшее место в России, где могут научить дальше играть на гитаре. Я с лёгкостью поступил, нес мотря на большой конкурс. А вот следующие пять лет были не много такие… Я перестал видеть для себя энергию в творчестве.
Хотя вообще музыкой заработать можно. Переехав в Москву, я первым дело м сразу устроился на работу в музыкальную школу. Через несколько месяцев у меня стали появляться частные ученики. Три года прожив в Москве, я и мел десять учеников в школе и двадцать частных, к которы м ходил по до мам. Я мог себя прокормить и даже ездил путешествовать.
В 2013 году, когда начался пятый курс, меня осенило: я понял, что такого бонуса как общага в моей жизни скоро не будет. Н ужно как-то заработать на съёмную квартиру.
М ысль о музыке даже не пришла мне в голову. Я не думал, что на этом можно зарабатывать больше, чем давало репетиторство. Это было настолько вне моей картины мира…
Часто, если мы хотим что-то сделать, в том числе денег заработать, особенно в первый раз, мы начинаем совершать неадекватные действия: ищем сложные пути. Даже когда я пытался продавать кубики Рубика и шил ремни для кофров, всё равно 80 процентов средств на жизнь я зарабатывал на обучении. Надо было сразу думать, как это оптимизировать, как сделать лучше. В конце концов, так и получилось.
Преподавая, я писал свою методику. Я видел, что, хотя меня учили классической гитаре и во всех школах преподают классическую музыку, но люди на са мо м деле хотят совершенно другого. Люди хотят играть известные песни, чтобы себя радовать, близких удивлять и вообще прекрасно проводить вре мя. К четвёрто му-пятому курсу я свою методику структурировал и преподавал только по ней.
Методику я делал для себя, чтобы удобнее было преподавать. Ко ммерческой идеи не было. Но когда все другие ко ммерческие идеи прогорели, я подумал – почему бы и нет?
Сначала занятия были индивидуальные. Но людей приходило больше, возникли проблемы в общежитии.
В конце марта моя знакомая Катя (в будуще м моя супруга) сказала, что у неё съехала соседка, а её ко мната оплачена ещё на месяц. Катя сказала, что я могу поселиться в этой комнате – жить и преподавать. Там я уже организовал групповые занятия. Работал по-прежнему один: до двух звонил, приглашал на занятия, с двух до одиннадцати преподавал.
Для продвижения сделал себе сайт. Так как я в это м не пони мал, то сначала нашёл в интернете бесплатные конструкторы, что-то слепил. Пото м нашёл одностраничники. И уже пошёл этим путём.
Соседи три месяца терпели, а пото м начали жаловаться. Из квартиры мы переехали. Я нашел помещение - 100 квадратных метров, четыре кабинета (потом сделали ещё пятый). Это был большой риск. Вложил всё, что заработал.
Спрос должен получить предложение. Клиента упускать нельзя, те м более, если он уже у тебя занимается – надо е му что-то новое предлагать.
Людям нужны инструменты – мы открыли магазин, где продаются инструменты хороших марок.
Три с половиной годы мы кочевали по Москве. В 2017 году школа занимала три разных по мещения. И у меня в голове крутился образ - музыкальный особняк! И в этом году мы её реализовали.
В основе нашей методики групповые занятия. Если люди начинающие, нет большого с мысла с каждым в отдельности одно и то же повторять. У начинающих у всех проблемы общие. Для нас, как для педагогов, было решением пробле мы посадить в один класс несколько человек. Но и для людей это оказалось интересно. Занятия дают э моциональный подъём, энергию. А в группе энергии гораздо больше.
Для многих наша школа - исполнение давней мечты. Например, у нас занималась Анна Се мёновна, ей было 84 года. Она захотела петь. Сказала, что мечтала учиться пению се мьдесят лет. Хотя она ходила в группу с молодёжью, её это не смущало. Работала она в своём те мпе и была очень рада исполнению мечты.
Люди вообще бывают разные. Например, мужчина пришел на пробное занятие и сказал, что придти именно в этот день именно к этому преподавателю ему велел его астролог!
У нас учатся и люди с ограниченны ми возможностями. Однажды на гитару пришла девушка, у которой не было руки по локоть! Оказалось, она сама приду мала, как играть без руки: взяла резиночку, привязала к локтю медиатор и играла в месте со все ми.
На фортепиано и на барабанах зани мается парень - он после аварии, в которой повредил позвоночник, из-за чего у него пробле мы с опорно-двигательным аппарато м. Но упорно зани мается, сам себя вытаскивает из сложной ситуации.
Если говорить о конкуренции, то, когда мы стартовали, в Москве было четыре школы. Сейчас их больше двадцати. Они разного объё ма, есть такие, где один кабинет или один педагог. Но есть и большие. Но мы активно набирали обороты, и это стимулировало весь рынок целиком: глядя на нас, люди начали копировать – сайт, наши предложения, так что рынок подрастает, мы его тянем.
Иногда спрашивают, не боюсь ли я, что украдут нашу методику. Но мы её не скрываем, она в открыто м виде. Есть методика, а есть обучение методике для педагогов. Это важнее. Любую програ мму можно скопировать, но это далеко не всё. Потому что в таком объекте, как школа, работает не только то, чему учить, но и то, как учить. И наоборот. Всё должно быть слаженно – от маркетинга до методологии. И только тогда это работает как надо. Отдельную часть можно скопировать, а целиком скопировать нереально.
Сейчас у нас в школе больше 20 педагогов. Студентов летом было 400 активных, а в пиковое время – 600-700 человек, которые ходят постоянно. Занятия идут по нескольким направлениям - гитара, укулеле, барабаны, фортепиано, вокал.
Месяц занятий два раза в неделю по полтора часа стоит в средне м 9 тысяч рублей. Это может быть чуть выше, че м где-то ещё, но сервис, который получают люди в Guitardo , лучше. Первое пробное занятие бесплатно. Поми мо просто уроков наши студенты получают концертный зал, магазин, квартирники, студию – всё под боко м, макси мально творческая атмосфера, это людя м нравится, поэтому они выбирают нас. Есть абонементы - на три, шесть, двенадцать месяцев, есть и на два года – за 200 тысяч рублей. Есть рассрочки.
Наше новое здание мы пока арендуе м . Это съедает много средств. Конкретную цифру говорить не хочу, скажу так: больше 500 тысяч, но меньше миллиона. Четверть оборота школы съедает фонд заработной платы. Оборот – в среднем по году 5,5-6 млн. рублей в месяц, но доходил и до 8,6 млн. рублей. В 2016 году прибыль доходила до 8 млн. в год.
Что можем - оптимизируем. Напри мер, чем больше становилась школа, тем больше становился объём одинаковых действий, которые необходимо совершить. Организационная сторона - клиенты, звонки, заявки, контроль за оплатой, кто сколько занятий посетил, оповещение клиентов об изменении расписания, и ещё огромная куча всего – 2,5 года назад я понял, что эти процессы надо а вто матизировать, иначе придётся держать полк администраторов. На рынке ничего подходящего мы не нашли. И решили написать свою ERP-систему. Это наше ноу-хау. У нас теперь двое ад министраторов, которые работают пос менно, а без программы их было бы как минимум восемь.
Эта програ мма легла в основу нашей франшизы, которую мы сейчас продаём. Программа позволяет из одного места видеть все наши школы и ими управлять.
Франшиза стоит 1 млн. рублей, и ещё миллион надо вложить в запуск. Роялти – 5% от оборота. Срок окупае мости – семь-восемь месяцев. Оговаривается, какое должно быть помещение – рекомендуемый фор мат 80-100 квадратных метров, три-четыре кабинета. Штат педагогов фор мируется постепенно. Основные направления – гитара, вокал, фортепиано. Это мы запускаем в первую очередь. Возможно, дальше барабаны – это зависит от амбиций франчайзи. Основа франшизы – наша програ мма управления. Также мы даём нашу методику и ряд других наработок.
Самые быстрые партнёры в Курске – они уже открылись 7 сентября. В сентябре мы запустим ещё семь франшиз: по одной в Челябинске, Ижевске, Питере, и три в Москве. Всего в Москве будет пять школ Guitardo.
Я уже три года не преподаю, сейчас я больше руководитель и предприниматель. Я постоянно учусь, это моё любимое занятие.
В 2014 году, когда я только подумал, что надо создавать бизнес, начал с мотреть разный бизнес-контент в интернете – вникал в маркетинг, продажи, управление, продвижение, узнал, что такое таргетированная реклама и как с ней работать. Появляется вопрос - можно посмотреть онлайн-ролик, взять консультацию, курс какой-то, прийти в другую школу посмотреть. Требовалось решить вопрос по бухгалтерии - чему-то са м учишься, берёшь консультации, по каким-то вопроса м ищешь бухгалтера. Когда нужно было организовать отдел продаж, нашёл курс в интернете, прочитал, пошёл учиться, внедрил.
М не нужно движение. Как только я останавливаюсь, то начинаю грустить. Я привык к загрузке в 14 часов в сутки, и когда загрузка 10 часов, я не в своей тарелке. Идеальные моменты, которые мне больше всего нравились, это когда я работал по 20 часов в сутки. Да, ты устаёшь, и человек не может в таком состоянии существовать долго. Но ты настолько заряжен от деятельности, которая тебе нравится… Возникает чувство потока, и ты не воспринимаешь это как работу, ты просто живёшь, это твоя жизнь, в этом и есть кайф.
Я постоянно исполняю свои мечты. Одна из первых – поехать на Сицилию и забраться на Этну. В первые же три месяца запуска школы я это сделал. В цело м мечт и целей много, они постоянно исполняются. Наша мечта и цель - д о нового года открыть 70 школ. Это то, что меня зажигает и заставляет работать по 20 часов в сутки.
А в цело м мне важно путешествовать, быть свободным, открывать школы. Б ыть полезны м человечеству.
Кому будет интересна тема? Учителям музыкальных школ и школ искусств, а так же всем педагогам дополнительного образования, т.к обсуждаемые причины можно приложить к любым занятиям вне школы, и, конечно же, родителям, чьи дети учатся или собираются учиться в музыкальной школе.
Итак, почему ребенок бросает музыкальную школу?
1. Потому что сложно.
Конечно! И к этому надо готовить ребенка с самого начала. Учеба в музыкальной школе требует терпения, усидчивости, старания. Это экзамены, технические, зачеты и иногда нужно просто "высидеть" за инструментом, чтобы был результат.
2. Родительская установка - "не хочешь - не ходи" или обратная "начал - будешь ходить до конца!"
Если начинать учебу с таких установок, то вероятность отказа от занятий резко возрастает.
"Не хочешь - не ходи". Как будет учиться ребенок с такой установкой? Конечно же, спустя рукава. Он же может бросить в любой момент. Если, конечно, не появится "тот самый" учитель (о котором я скажу ниже). Иначе, риск того, что перевесит п. 3 увеличивается. Даже если к учению есть все зададки.
"Начал - ходи до конца!" - эта установка сразу говорит ребенку, что выбора у него нет. Она может вызвать сопротивление, и вылиться в протест в виде "скатывания" в учебе, пропусках занятий.
3. Потому что это забирает время от более увлекательных занятий (интернет, друзья и проч).
Это корень всех зол!) Каждый, кто был ребенком и ходил на дополнительные занятия поддавался этому соблазну. Но! Всегда есть дети, которые могут себя организовать и продолжать, а есть те, кто даже не пытается или пытается слабо. Почему? Тут много факторов, но в основном из семьи: стиль воспитания, отношения с родителями.
4. Потому что не лежит душа.
Этот пункт можно вычеркнуть только тогда, когда ребенок прилежно и ответственно проучился все время, но так и не "разгорелась искра". Такое тоже случается. Но большинство детей бросает тогда, когда только начинается основная работа. Поэтому достоверно узнать: бросили они потому что поленились или потому что "не лежит душа" просто не удается.
5. Потому что ребенок перегружен и устает.
Часто, из благих побуждений о всестороннем развитии, ребенка отдают сразу на несколько направлений дополнительных занятий: музыкальная школа, хореография, рисование, спорт или моделирование. В период начальной школы большинство детей с нагрузкой справляются, но уже после пятого класса многим приходится выбирать и оставлять что-то одно. Всегда есть дети, которые успевают все и делают это успешно. Но их, к сожалению, не большинство.
Мне здесь хочется добавить, что отдавая ребенка в музыкальную школу надо изначально понимать, что это не кружок. Это школа. Будут разные предметы, будут дневники и контроль знаний, будет свидетельство об окончании. Так что, совмещать можно, но приоритеты расставить с первого дня зачисления.
Отдельно хочется сказать про фактор стиля преподавания. Сталкиваясь с трудностями, ребенок еще не имеет внутренней мотивации, тогда учитель должен стать его внешней мотивацией. И талантливые педагоги это могут! Они могут своей личностью так увлечь ребенка, что он будет "высиживать", "выигрывать", "выбирать", пока не раскроется настолько, что музыка станет частью его души и будет мотивировать его на развитие изнутри. Но есть и другие учителя, которые хорошо выполняют свою работу, но. "горят" у них только талантливые дети. Это говорит о том, что нам, учителям, помимо выполнения программы, надо учитывать индивидуальные, личностные особенности учащегося, внедрять творческий компонент в методику преподавания, создавать свой уникальный стиль педагогической деятельности в системе "учитель-ученик".
И еще немного слов родителям. Если ваш ребенок сказал "не хочу", поспешите узнать что за ним стоит. Вспомните себя ребенком: что вы чувствовали, когда не хотелось идти на занятия? По каким настоящим причинам хотели бросить? Очень часто, за детским желание броисть стоит больше, чем просто "не мое". Это может быть строгий преподаватель, которого ребенок откровенно побаивается. Как тут что-то учить, если каждый урок находишься в страхе и стрессе? А может кто-то сказал, что он хуже остальных и ему не хватает поддержки от значимых взрослых, веры в него? Или у него в принципе низкая самооценка и что бы он ни начинал, все бросает, потому что занимается самоуничижением? Откровенно, без давления, выясните что происходит. Попробуйте выяснить истинные причины. Договаривайтесь с ребенком,а не принуждайте его. В конечном итоге, если договориться не удастся, заставлять и принуждать уж точно не стоит. Это будет мучение для всех.
В любом случае, любовь к музыке не рождается с первого урока. Любовь к музыке создается в союзе с педагогом, а потом продолжает расти и развиваться в процессе совершенствования навыка. Любовь появляется тогда, когда даришь своему делу часть души, когда механический процесс заучивания превращается в процесс творчечкий.
Читайте также: