Как сделать музей
Создание музея – это масштабный и сложный проект, который невозможно осуществить без четкого определения целей, задач и этапов разработки.
В этой статье речь пойдет о том, как мы осуществляем такую работу
Цель этапа – подготовить полноценную проработанную концепцию Вашего музея, визуализировать ее в трёхмерной проекции и подготовить согласованный план производства работ. Чтобы достичь цели необходимо осуществить несколько взаимосвязанных действий.
Создание музейного архива и системы хранения
Часто бывает, что на предприятии либо уже есть музей, либо есть определенная коллекция вещей для экспонирования. Необходимо провести инвентаризацию и создать базу данных экспонатов, чтобы изначально внедрить системный подход к работе музея.
Архивный поиск данных в государственных и ведомственных архивах
Часто в истории Предприятия есть "пробелы" и неизвестные периоды. Для восстановления и расширения истории можно прибегнуть к поиску в архивах России, в которых содержится много интересной информации о Предприятии.
Формирование музейного пространства - нестандартная задача: как правило нужны особенные условия по электроснабжению, пожарной безопасности, часто требуются знания и вмешательство в конструктивные решения. В среднем строительные работы по подготовке предложенного помещения к монтажу полноценного корпоративного музея "с нуля" занимают 4-6 месяцев.
Цель этапа – реализация концепции Вашего музея в материале, в документах, в технологиях. В результате этого этапа, Ваш корпоративный музей будет готов принять первых посетителей!
В экспонатах. В зависимости от конкретного музея это: монтаж экспозиции, этикетаж, экскурсионные маршруты, музейная и конференционная мебель и оборудование, стенды, манекены, мультимедиа экраны, специальное освещение, аудиосопровождение.
В технологиях. Музей компании часто задействует специализированные технологии, которыми необходимо уметь пользоваться. В зависимости от конкретного музея это: подготовка экскурсий и экскурсоводов, разработка сценариев мастер-классов, творческих встреч и специальных событий, методика организации сменных экспозиций и так далее.
Музеи — важная часть культурного и исторического наследия времени. Они хранят память о прошлом, позволяя окунуться в другую эпоху и представить, как жили раньше. Однако сохранение культурного наследия не единственная цель — существуют тематические музеи, которые посвящены эпохам, всевозможным коллекциям и личностям.
Логичным расположением станет историческое здание в центре города — культурные места преображают городскую среду, а туристы и прохожие легко найдут музей.
Оптимальная площадь для открытия музея — 350 м2.
Число сотрудников для работы в музее — 13 человек.
В независимости от формата, музеи работают по типовой финансовой модели — продают билеты, экскурсии и сувениры.
При условном ежемесячном числе посетителей 2100 человек, из которых 1300 купят билеты для свободного посещения, а 800 закажут экскурсию с гидом, и цене за билет в 250-400 рублей.
- Сумма первоначальных инвестиций — 1 892 000 рублей
- Ежемесячные затраты — 901 500 рублей
- Ежемесячная прибыль — 134 364 рублей
- Срок окупаемости — 18 месяцев
- Точка безубыточности — 4 месяца
- Рентабельность продаж — 18%
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В музеях обычно выставляют частные коллекции, научные и познавательные материалы, переданные фондом музея и людьми в виде пожертвований. Гости посещают выставки и экспозиции, лекции и покупают сувениры в музейной лавке.
Помещение будет включать выставочный зал, кассу, гардероб и санузел. Ремонт и оформление музея должны быть стилизованы под формат. Основатель обязан выполнить все требования пожарной безопасности и получить разрешение от пожарной инспекции на ввод помещения в эксплуатацию.
- Свободные посещения
- Экскурсии и лекции
- Билеты в кинотеатр
- Продажа сувениров
Уникальной особенностью музея будет кинотеатр. В кинотеатре будут идти тематические фильмы. Арендовать фильмы можно у прокатных компаний. Средний срок аренды фильмов — 2 года.
- Касса
- Стойки для экспонатов
- Скамейки
- Проектор
- Световое оборудование
- Гардеробная зона
- Прилавок
- Зеркало
- Мебель для кассы
- Мебель для администрации
- Форма для сотрудников
- Компьютер
3. Описание рынка сбыта
В музеи ходят: родители с детьми, школьники, студенты, туристы, любители истории и искусства. Однако формат и тема музея могут повлиять на аудиторию. Дом шоколада, например, будет привлекательным досугом для детей и взрослых, а музей истории вина, станет познавательным развлечением в основном для ценителей.
Актуальная план-программа и система-скидок для детей и пенсионеров станет фактором, повышающим лояльность посетителей.
4. Продажи и маркетинг
Для рекламирования и продвижения музея лучше обратиться в рекламную компанию или найти маркетолога. Он поможет определить и настроить эффективные рекламу.
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- ТВ и медиа
- Реклама на баннерах
- Яркая вывеска
- Сарафанное радио
5. План производства
Для открытия музея потребуется:
- Зарегистрировать юридическое лицо
- Подобрать и заключить договор аренды на помещение
- Сделать ремонт
- Закупить оборудование
- Подобрать персонал
- Получить разрешения от надзорных органов
- Начать работать
На открытие музея займёт 7 недель.
После оформления документов, подберите помещение и оформите договор аренды.
Если нужно, сделайте ремонт в помещении. И подберите оборудование.
Затем наймите сотрудников.
Когда помещение будет готово, обратитесь в пожарную инспекцию и получите разрешения на ввод помещения в эксплуатацию.
алёна винокурова
Наталья Смолянская
куратор, исследователь современного искусства и авангарда
Также мы собираемся рассмотреть тему зелёных зон. Это не только парки, но и кормушки для птиц, жилища для животных, которые исчезают из города. Ими занимаются сами жители: например, делают голубятни, которые существуют всегда незаметно, потому что боятся вторжения извне.
Анна Козловская
и Татьяна Миронова
Мы начали изучение района с прогулок по нему. Выделяли разные зоны, фотографировали их и обсуждали. Мы попробовали выделить особенность, которая есть у территории, и поняли, что это обилие заградительных знаков, решёток, заборов, закрытых зон. Так и возникла отправная точка работы. Как возможно, что в районе, где живут люди, всё настолько недоступное и непроницаемое? Мы решили работать с этой проблемой, чтобы сгладить отчуждение, которое так бросается в глаза.
В процессе работы над музеем мы связывались с разными институциями. Самая эффективная договорённость — с Будёновским посёлком, где есть инициативная группа из молодых ребят, поддерживающих наши начинания и помогающих нам. Вместе с ними мы провели экскурсию по Будёновскому посёлку — рассказывали об идее соцгорода, которая лежала в основе проектирования участка. Там же мы наладили связи с местной библиотекой имени Дельвига. Её основали после войны для обмена книгами между жителями посёлка. Впоследствии она превратилась в полноценную библиотеку, которая почти не изменилась с советских времён и выглядит здорово. Мы стали обсуждать с её руководством возможность сотрудничества, и там пошли на контакт. В итоге художник Ваня Каданер сделал инсталляцию в подвальных комнатах библиотеки.
Сообщество Будёновского посёлка более-менее самоорганизованно. Но у них есть повод для этого, ведь посёлок собирались снести. Жители его отстояли, но продолжают функционировать как организованное комьюнити, активно общаясь с городскими властями. Например, они добились посадки деревьев и строительства детских площадок.
Показательно, что недавно в Басманном районе признали объектом наследия деревянную больницу то ли XVIII, то ли XIX века. Она резная, ажурная. И одновременно с этим сносят конструктивистский квартал на Погодинской. Мы же концентрировались на истории XX века. Во-первых, облик района во многом сформировали и формируют бывшие и действующие фабрики. Во-вторых, люди, которые жили и живут здесь, многое помнят и готовы рассказать то, что в интернете и книгах не найдёшь. Все, с кем мы встречались, рассказывали много интересного. И мы хотим сохранять эти личные истории, потому что это не официоз. Музей не должен быть бездушным и казённым помещением с набором объектов, его нужно наполнять живыми историями.
Объекты здесь искать сложно. Когда мы отбирали потенциальный материал для работы Саши Лысова на временной выставке, ходили по металлоломам. В интернете написано, что район просто утыкан пунктами сбора металла, но мы в итоге нашли только два. И в одном из них обнаружили самовар — и всё.
В процессе обсуждений мы поняли, что у нас сложилась идея шести частей. Сначала мы хотели, чтобы всё было закрыто дверцами и стенками, и зритель должен был сам их открывать — так проявлялись бы личные истории жителей района. Но в итоге мы решили всё сделать проще. Открытие первых разделов прошло 21 мая — в Ночь музеев. К этому сроку мы не совсем успевали, но зато дата подошла под концепцию проекта — музея и художественных интервенций в их развитии. Поэтому у нас work in progress. Когда временная выставка закрывалась, на ней стали сами по себе постепенно осыпаться фотографии, а на закрытии уронили одну работу. То есть музей продолжает развиваться, а выставка как будто естественным образом прожила полный цикл.
Лаборатория волшебства
Однажды трехлетний мальчишка играл во дворе. Под ногами, как обычно, путался вездесущий кот. Малыш решил погладить мурчащего приставалу — и отпрянул: по шерсти пробежал разряд.
Как не надо. Некоторые предприниматели запускают стартап, не проведя предварительно детального исследования рынка.
Ошибка вторая: изобретаем велосипед
Как не надо. Некоторые создатели интерактивных музеев, пытающиеся заинтересовать школьников наукой, сами при этом новациями не интересуются и игнорируют наработанный другими опыт.
Ошибка третья: этот смутный объект желания
Как не надо. Бывает, что предприниматель не слишком четко представляет себе, для какой категории населения он работает.
Ошибка четвертая: страшный зверь однообраз
Ошибка пятая: музей без друзей
Как не надо. Часто стартаперы рассчитывают только на себя и не пытаются создать партнерские отношения с государственными и частными структурами.
Ошибка шестая: потерянные в бухгалтерии
Как не надо. Иногда начинающие предприниматели выбирают организационную форму для своего предприятия, не изучив предварительно все ее плюсы и минусы.
Как надо. Екатерина Беляк: «Мы осознанно выбрали форму ИП, потому что она дает финансовую свободу. Музею все время нужны средства на текущие расходы: то на ремонт экспонатов, то на буклеты, то на закупку материалов для мастер-классов. ИП предоставляет такую возможность: через кассу прошел чек, я заплатила налог — и вот уже располагаю свободными деньгами. Это очень удобно.
Ошибка седьмая: логистический хаос
Как не надо. Не все предприниматели правильно просчитывают количество потенциальных клиентов. В результате в одни месяцы музей пустует, в другие — бывает переполнен.
Ошибка восьмая: не экономить
Как не надо. Многие переплачивают за дорогостоящие инсталляции и экспонаты — вместо того чтобы проявить креативность.
Ошибка девятая: слишком экономить
Как не надо. Не все неомузейщики щедры на скидки для неплатежеспособных посетителей: мол, сами еле выживаем, вот раскрутимся — может, тогда уж…
Как надо. Екатерина Беляк: «Представители многих социально незащищенных категорий населения посещают наш музей бесплатно, к примеру дети-инвалиды или воспитанники интернатов. Для них мы разработали специальные программы. Мы и в деревни часто выезжаем, проводим фестивали науки — тоже бесплатно, разумеется.
Читайте также: