Как сделать мраморную вуаль
У меня особенное, трепетное чувство к Даме под вуалью сложилось - я была сильно потрясена, увидев однажды в Вашингтонской Коркоран галерее искуств "Corcoran". скульптуру из мрамора женской головки, как будто живую, как будто прозрачным, струящимся шёлком обтянутую
Этот бюст миланского скульптора 19 века Джузеппе Кроффа "Монахиня под вуалью" - "The Veiled Nun" встречает Вас сразу на лестнице, при входе в галерею, я потом ещё много раз, когда приезжала в Вашингтон DC ходила на него смотреть.
Это Скульптура Весталки в Чатстворте Автор Раффаэло Монти.
Мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти (1818–1881) в 1860 году. Бюст выставлен в Minneapolis Institute of Arts, а для английской усадьбы Чатстворт скульптор сделал эту же весталку в полный рост.
Undine Rising from the Waters
ca. 1880–1882, by Chauncey Bradley Ives (1810–1894), Chrysler Museum of Art, Gallery 263
Yale University Art Gallery, New Haven, C.T., United States Of America
галлерея Йельского университета (США), автор Chauncey Bradley Ives. .
галлерея Йельского университета (США), автор Chauncey Bradley Ives
.
.
Скульптура весталки была снята в фильме "Гордость и предубеждение" 2005
Прекрасная "The Veiled Virgin", в Presentation Convent в St. John's, Newfoundland.
Белый каррарский мрамор. Скульптор В.П.Бродзский. 1881 г.
Дама из дворца Кочубея.
Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда -
Эта скульптура приводится как пример по созданию оптической иллюзии — технический приём в искусстве, целью которого является создание иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.) Эффект не пропадает под любым углом и на любом расстоянии
Жемчужина коллекции Петродворца " Дама под вуалью" Антонио Коррадини.
Скульптор прославился мастерством изображения лиц и фигур, покрытых тонкой тканью. Приобретена Петром. Эта скульптура когда то была в полный рост, но раскололась пополам и теперь выставлена вот в усеченном виде )))
Бюст Прикрытая Женщина (Puritas) 1717-25 Мраморный Museo дель Settecento Венециано, 'Rezzonico Ca, Венеция
Автор: Антонио Corradini
Скульптурный бюст "Женщина в шляпе с вуалью". Мрамор. Западная Европа. Начало ХХ в.
Пик популярности на изображение вуали в камне пришлось на 1700-е годы.
Почти двести лет спустя, в начале 19-го века, произошел еще один всплеск.
Бюст Дама под вуалью.
Антонио Коррадини.
Петродворец
veiled lady,
raffaelo monti 1860
Minneapolis Institute of Arts
Veiled Virgin
Giovanni Strazza
Biblical Rebecca, at Salarjung Museum in India.
Giovanni Benzoni
Veiled Lady
Chatsworth,
Femme Voilée (la foi?), by Antonio Corradini, early to mid 1700s, in the Louvre
The Veiled Lady. The Gibbs Museum of Art, Charleston, SC
Veiled Virgin Giovanni Strazza
Presentation Convent.St. John's
Какая тонкая работа, ведь вуаль настолько естественно смотрится, что кажется при малейшем дуновении ткань начнет шевелится.
Было несколько скульпторов, которые настолько мастерски передавали впечатление тончайшей ткани, что поражаешься – как это сделано?
Однако. Техника вуалей в скульптуре известна еще со времен Древней Греции.
Терракотовая голова женщины в покрывале, Кипр, 2 – 1 век до н.э.
Терракотовая голова женщины в покрывале, 4 век до н.э.
Древняя Греция, 4 век до н.э. Метрополитен музей.
Древняя Греция, 3 – 2 век до н. э. Бронза.
"Христос под плащаницей"
Антонио Коррадини (Antonio Corradini, 6 сентября 1668, Эсте, Падуя – 29 июня 1752, Неаполь) и Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino, 1720 — 1793) объединяет XVIII век, профессия — они оба итальянские скульпторы, и произведение "Христос под плащаницей", созданное по заказу Раймондо де Сангро (седьмого князя Сан-Северо) для капеллы Сан-Северо в Неаполе.
Первоначально князь поручил работу Антонио Коррадини, но тот успел изготовить только глиняную модель (хранится в музее Чертоза Сан-Мартино). После смерти Коррадини князь Раймондо доверил завершение работы молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино.
Антонио Коррадини
По большей части работал на венецианских заказчиков. Его скульптуры находятся на площадях и в парках, соборах и музеях Эсте, Венеции, Рима, Вены, Гурка, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги, Неаполя, где он по заказу Раймондо де Сангро работал над украшением капеллы Сан-Северо. Начатое им в капелле изваяние Христос под плащаницей (успел изготовить лишь глиняную модель) исполнил молодой и безвестный тогда неаполитанский скульптор Джузеппе Санмартино.
"Дама под вуалью"
"Девушка под вуалью"
Джузеппе Саммартино
Джузеппе Санмартино. "Христос под плащаницей"
Джузеппе Саммартино (1720-1793) - итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики.
Первая датированная работа — мраморная скульптура "Христос под плащаницей" (1753), первоначально заказанная скульптору Антонио Коррадини, в капелле Сан-Северо.
Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения. Легенда гласит, что реальная вуаль окаменела.
Рафаэлло Монти
Мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти (1818–1881) в 1860 году.
Бюст выставлен в Minneapolis Institute of Arts, а для английской усадьбы Чатстворт скульптор сделал эту же весталку в полный рост.
Скульптура изображает покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня, символизирующего центр жизни — государства, города, дома. Считалось, что в любом огне имеется частица духа Весты.
Marble Bust of a Veiled Maiden Signed By Raffaello Monti
Джованни Страцца
Разные авторы
Скульптурный бюст "Женщина в шляпе с вуалью". Мрамор. Западная Европа. Начало ХХ в.
Музей д'Орсе в Париже
Veiled Lady. Artist Rossi, Pietro. 1882
Эта скульптура Коррадини была установлена в Летнем саду Санкт-Петербурга и находилась здесь до конца XVIII века, затем она была перенесена в Георгиевский зал Зимнего дворца, где в 1837 году пострадала от пожара. Восстановить удалось лишь верхнюю часть статуи в виде бюста, названного реставраторами "Дама под вуалью". Бюст этот был установлен в садике Царицынского павильона в Петергофе
Однако, мировая известность и слава пришли к Коррадини после завершения им мраморного шедевра, хранящегося ныне в капелле Сан-Северо в Неаполе. Это статуя "Целомудрие" ("Pudizia", 1752г.), являющаяся надгробным памятником Чечилии Гаэтани, матери Раймондо де Сангри, князя Сан-Северо, умершей вскоре после родов. Вот фотография этой скульптуры и снимки отдельных её фрагментов, показывающие детали изумительно тонкой работы великого мастера в дотоле неизвестной технике обработки мрамора
Вскоре после окончания работы над "Целомудрием" Антонио Коррадини получил заказ от князя Раймондо на создание другой скульптуры, которая позднее будет названа "Христос под плащаницей". Он успел изготовить глиняную модель будущего творения, но болезнь и последовавшая за ней смерть не позволили ему завершить эту работу. Её исполнение князь доверил молодому скульптору Джузеппе Санмартино, который сохранил замысел Коррадини и внес в него лишь небольшие изменения. Завершенная скульптура - это самый удивительный и бесценный шедевр, который как и "Целомудрие" хранится в капелле князей Сан-Северо. Вызывает восхищение в этом шедевре всё - и образ Христа, и композиционное решение скульптуры и эта удивительная тончайшая мраморная вуаль плащаницы
"Христос под плащаницей" считается вершиной творчества Джуэеппе Санмартино, ничего равного этой скульптуре, по мнению специалистов и критиков, он больше создать не смог.
А у произведений Коррадини другая судьба - многие его работы, выполненные в той же технике мраморной вуали, украшают музеи, соборы и площади Венеции, Рима, Вены, Дрездена, Неаполя, Праги, Лондона и других городов. Вот одна из таких работ - бюст "Женщина под вуалью" ("Puritas", 1717г.), которая хранится в Museo del Settecento в Венеции
Прошло почти столетие, прежде чем другие скульпторы (кстати, это тоже были итальянцы) вернулись к технике мраморной вуали, безупречно освоенной ранее Коррадини и Санмартино. Среди них были Джованни Страцца и Джованни Мария Бенцони.
В середине XIX века Джованни Страцца завершил работу над бюстом "Дева Мария под вуалью" ("The Veiled Virgin"), завораживающую своей почти нереальной точностью воспроизведения в мраморе настоящей шелковой вуали. Вот снимки этого бюста, сделанные в разных ракурсах, и детализирующий снимок, показывающий эту потрясающую "почти нереальную точность"
Джованни Мария Бенцони, работавщий в Риме, создал многочисленные великолепные изваяния из мрамора в стиле неоклассицизма (его "Диану" можно увидеть в с-петербургском Эрмитаже). Но только одна из множества его скульптур выполнена в технике мраморной вуали - это скульптура "Ребекка под вуалью" (1864г). На фото - фрагмент этого творения Бенцони, хранящегося в Музее Салара Юнга в индийском Хайдарабаде
О том, как достигается эффект тончайшей вуали на мраморных скульптурах, рассказал талантливейший итальянский ваятель Рафаэль Монти (1819-1881г.г.). Он родился в Милане, обучался у скульптурному искусству у себя на родине и в Вене, но волею судьбы большую часть жизни провел в Англии, где создал значительную часть замечательных работ, выполненных в технике мраморной вуали.
Техника создания вуали, которую использовал в своей работе Монти, заключалась, по его словам, в следующем. Он подбирал для создания скульптур куски или глыбы мрамора с неоднородной двухслойной структурой - верхний слой мрамора был более прозрачен и менее плотен, а нижний - более плотен и непрозрачен. После тончайшей ручной обработки верхнего слоя он превращался в вуаль, под которой скрывалось создаваемое автором художественное изображение. По-видимому, этой же техникой пользовались и его знаменитые предшественники.
Как уже было отмечено, Монти создал значительное число скульптур в технике мраморной вуали. Среди них наиболее известны "Дама под вуалью", несколько работ под общим названием "Весталка" (весталка - девственная жрица богини Весты, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в древнем Риме), скульптура "Сёстры милосердия" и аллегория "Сон скорби и радость мечты".
Вот как выглядят эти скульптуры на фотографиях, которые расположены в том же порядке, как указано выше (фотография "Весталка" - снимок лишь одной из скульптур Рафаэля Монти с этим названием)
Очередная фотография - фрагмент этого бюста, созданного Торреджани в 1855 году
И ещё об одной мраморной скульптуре XIX века хочется рассказать. Её автор - американец Чонси Бредли Айвс (Chauncey Bradley Ives, 1810-1894г.г.). В 1844 год он переехал в Европу, жил и работал в Италии до конца жизни. Похоронен в Риме. Поэтому , пожалуй, не будет большой ошибкой отнести его к славной плеяде итальянских мастеров мраморной вуали.
Одна из его лучших скульптур была изваяна в 1880 (по другим данным в 1884) году. Называется она "Ундина, выходящая из воды". Хранится "Ундина" в галерее Йельского университета, США. Вот снимки скульптуры и отдельных её фрагментов
При завершении этого очерка, посвященного искусству итальянских скульпторов XVII-XIX веков, создавших непревзойденные по сюжетной задумке и мастерству исполнения шедевры в технике мраморной вуали, непременно нужно отметить не только необычайный талант этих мастеров. Не менее важно понять, в каких условиях создавались творения их рук. Ведь им приходилось найти для работы редкий материал - куски мрамора с неоднослойной структурой, а затем обработать их вручную, используя при этом, образно выражаясь, только молоток и долото. Талант художника и титанический труд, а ещё "золотые руки" мастера - всё это нужно для создания любых выдающихся произведений искусства, но в прежние времена, когда ещё не существовало современных технологий обработки материалов, для создателей мраморной вуали эти требования приумножались многократно. Вот почему мы с особым восхищением любуемся сейчас их творениями.
Справедливости ради нужно сказать, что и в наше время ваятели не чуждаются создания скульптур с имитацией вуального покрытия - не обязательно мраморного. Современные технологические решения и инструменты позволяют создавать подобие вуали на скульптурах, основой для которых служат глина, бронза, пластики и другие материалы.
Я хочу упомянуть здесь имена лишь двух известнейших современных мастеров этого вида изобразительного искусства, создавших десятки работ, которые хранятся и демонстрируются в музеях и выставочных залах многих стран мира.
Первый из них - Бенджамин Метью Виктор (Benjamin Matthew Viktor) родился в 1979 году в Калифорнии, работает и преподает в шт.Айдахо, США. В свои двадцать шесть лет он стал самым молодым скульптором, произведение которого было включено в коллекцию Национального скульптурного зала Капитолия (сейчас здесь находятся уже три его скульптуры). Материалы, с которыми работает Виктор - это, в основном, глина и бронза. Многие его работы созданы в стиле неоклассицизма.
Второй не менее знаменитый современный скульптор, применяющий технику создания вуали в своих творениях - Кевин Френсис Грей (Kevin Francis Gray) родился в Северной Ирландии в 1972 году, в последние годы работает и живет в Лондоне. Материалы - бронза, мрамор, стеклопластик и др. Скульптуры Грея в основном изваяны в модернистском стиле.
Для того, чтобы узнать, чего удается достичь современным ваятелям при создании вуали с помощью новейших технологий и инструментов, достаточно посмотреть на работы Бенджамина Виктора "Вирсавия" (2013 год). На первой из фотографий (спаренной) - скульптура Вирсавии, матери царя Соломона, изваянная из глины. На второй и третьей - отлитая из бронзы и её фрагмент
Нет сомнения - это великолепные образцы изобразительного искусства. Но при всем их великолепии и высочайшем таланте автора (и других современных авторов), вряд ли они могут конкурировать с творениями старых итальянских творцов мраморной вуали.
Ведь подсознание наше воспринимает не только внешние достоинства любого произведения искусства, но и чутко улавливает нечто иное, скрытое от глаз, то, что кажется нам невозможным или недоступным. Для работ старых итальянских мастеров мраморной вуали трудными для восприятия являются не только данные им свыше талант, чувство прекрасного и золотые руки, но и то, что эти руки при работе над шедевром не держали, образно говоря, ничего кроме молотка с долотом.
Какая тонкая работа, ведь вуаль настолько естественно смотрится, что кажется при малейшем дуновении ткань начнет шевелится.
Было несколько скульпторов, которые настолько мастерски передавали впечатление тончайшей ткани, что поражаешься – как это сделано?
Однако. Техника вуалей в скульптуре известна еще со времен Древней Греции.
Терракотовая голова женщины в покрывале, Кипр, 2 – 1 век до н.э.
Терракотовая голова женщины в покрывале, 4 век до н.э.
Древняя Греция, 4 век до н.э. Метрополитен музей.
Древняя Греция, 3 – 2 век до н. э. Бронза.
"Христос под плащаницей"
Антонио Коррадини (Antonio Corradini, 6 сентября 1668, Эсте, Падуя – 29 июня 1752, Неаполь) и Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino, 1720 — 1793) объединяет XVIII век, профессия — они оба итальянские скульпторы, и произведение "Христос под плащаницей", созданное по заказу Раймондо де Сангро (седьмого князя Сан-Северо) для капеллы Сан-Северо в Неаполе.
Первоначально князь поручил работу Антонио Коррадини, но тот успел изготовить только глиняную модель (хранится в музее Чертоза Сан-Мартино). После смерти Коррадини князь Раймондо доверил завершение работы молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино.
Антонио Коррадини
По большей части работал на венецианских заказчиков. Его скульптуры находятся на площадях и в парках, соборах и музеях Эсте, Венеции, Рима, Вены, Гурка, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги, Неаполя, где он по заказу Раймондо де Сангро работал над украшением капеллы Сан-Северо. Начатое им в капелле изваяние Христос под плащаницей (успел изготовить лишь глиняную модель) исполнил молодой и безвестный тогда неаполитанский скульптор Джузеппе Санмартино.
"Дама под вуалью"
"Девушка под вуалью"
Джузеппе Саммартино
Джузеппе Санмартино. "Христос под плащаницей"
Джузеппе Саммартино (1720-1793) - итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики.
Первая датированная работа — мраморная скульптура "Христос под плащаницей" (1753), первоначально заказанная скульптору Антонио Коррадини, в капелле Сан-Северо.
Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения. Легенда гласит, что реальная вуаль окаменела.
Рафаэлло Монти
Мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти (1818–1881) в 1860 году.
Бюст выставлен в Minneapolis Institute of Arts, а для английской усадьбы Чатстворт скульптор сделал эту же весталку в полный рост.
Скульптура изображает покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня, символизирующего центр жизни — государства, города, дома. Считалось, что в любом огне имеется частица духа Весты.
Marble Bust of a Veiled Maiden Signed By Raffaello Monti
Джованни Страцца
Разные авторы
Скульптурный бюст "Женщина в шляпе с вуалью". Мрамор. Западная Европа. Начало ХХ в.
Музей д'Орсе в Париже
Veiled Lady. Artist Rossi, Pietro. 1882
Читайте также: