Как сделать московский говор
Говор - это местная речь со всеми её особенностями. Наречие - группа говоров, связанных между собой рядом общих языковых, исторических и культурных явлений, неизвестных другим говорам.
орфоэпические, выражают особенности устной речи.
Несоблюдение норм в произношении является припятствием в языковом общении.
Формирование орфоэпических норм русского литературного языка шло на основе одного из среднерусских говоров - московского. Главные черты московского произношения - это его народность и традиционность.
В Древней Руси X - XI вв. функционировали два близкородственных языка: заимствованный старославянский, народный восточнославянский. Языки взаимодействовали. Смещение двух языков положило начало единой системе литературного языка, с едиными нормами.
На формирование светских стилей литературного языка восточных славян большое влияние оказала разговорная речь киевлян и новгородцев, т.к. Киев и Новгород были крупнейшими административными и культурными центрами Древней Руси.
В XIII - XIV вв. распадается древнерусская народность и её язык.
Постепенно формируется три родственных самостоятельных языка: великорусский, малорусский, белорусский.
Победа на Куликовом поле приводит к еще большему объединению и сплочению всех великорусов вокруг Москвы. Московский говор в значительной степени воспринимается как произносительная форма.
Усиление политического, экономического и культурного значения Москвы, формирование народности, централизация - всё это приводит к возвышению московского говора. Язык москвичей становиться обязательным даже в бытовом общении.
Появляются окончания - ой, молодой, злой. Москвичи первыми стали произносить слова с - ги, - ки, - хи. Оканье сменяется на аканье.
Эталоном правильного произношения издавна считалась московская речь. В настоящее время термин "московская речь" скорее относиться к старомосковской норме произношения. Однако и сегодня существует норма произношения русского языка. Эта норма называется "московский говор":
- · умеренное "аканье" молоко - малакО
- · сохранение йотации в словах, которая придаёт благозвучность русскому языку.
- · звучание и как ы при слитном произношении двух слов, если одно слово оканчивается на твёрдый согласный, а другое начинается с и, и между словами не делается паузы: без имени - безымени;
- · произнесение сочетаний ОА, ОО, АО как АА: на обочине - наабочине;
- · звучание согласного Г всегда взрывное, без примеси звука Х:
- · обязательное соблюдение закона ассимиляции: к голове - голове;
- · соблюдение верного произношения некоторых сочетаний согласных: СШ, ЗШ, как ШШ; СЖ, ЗЖ, как ЖЖ; СЧ, ЗЧ как ЩЧ: сшит - шшит;
- · смягчение согласных;
- · слово мягкий, легкий и Бог произносятся через Х;
- · ушло произношение мягкого "Р";
- · в современной речи мы не произносим окончания - БЛЬ, - ВЛЬ, как - ПЬ, - ФЬ
- · устарело произношение через Х сочетаний КТ, ТТ, КК, КГ, КЧ;
- · не звучат окончания прилагательных - КИЙ, - ГИЙ, - ХИЙ, как - КЪЙ, - ГЪЙ, - ХЪЙ;
- · окончание существительных на - А в нашей речи не произносится как - Ы.
- · произношение окончания глаголов на - АТ, - ЯТ, как - УТ, - ЮТ;
- · окончания глаголов - КИВАТЬ, - ГИВАТЬ, - ХИВАТЬ как - КЪВАТЬ, - ГЪВАТЬ, - ХЪВАТЬ в современном языке уже не звучат;
- · сегодня частицы - СЯ, - СЬ произносятся под влиянием письменности мягко.
- 7. порядок работы над прозаическим текстом.
Кроме того, работа над текстом ставит перед учащимися обязательное требование: не забывать, что действенное слово должно быть технически профессиональным, то есть быть четким (дикция), литературно правильным (орфоэпия), слышимым и звучным (дыхание и голос), точно выражать смысл каждой фразы и всего контекста (логика речи).
Последовательность работы с текстом:
- 1) Разобрать логически текст.
- 2) Установить точную последовательность всех событий. (Нельзя подойти к началу рассказа, не охватив целиком картины, о которой буду говорить, то есть я должна великолепно знать, во имя чего я рассказываю, как я отношусь к тем людям, о которых я буду рассказывать, и чего я жду от партнера).
- 3) Создать образ произведения. (Нужно своими словами рассказать себе о каждом образе, нужно представить все картины событий, чтобы при рассказе действуя на слушателя (партнера), рисовать ему свои точные видения, вызывая тем самым у него ответные видения).
- 4) Установить цель, во имя которой ведется весь рассказ.
- 5) Найти причинную связь всего отрывка и определить первую действенную причину, повод для начала рассказа.
Логический разбор О. Бергольц "Дневные звезды"
Я на мгновение остановилась, перед могучим тополем |, который всю юность заглядывал ко мне в окно и под утро голубел перед кривой калиткой палисадника. | Мой дом был цел|, но каким он стал маленьким! ` Но он был цел. ||
Переведя дыхание ' и вспомнив, что мне надо проститься с бабушкой,' которая умирает,| я пошла в наш дом. ||
…В той комнате, которую я помнила с детства |, большое трюмо в простенке между окон уже совсем ` умерло. | Было светло. ` Темной была только большущая икона Николая-чудотворца в углу. | Пахло одним из самых забытых запахов с детства-| грустным |и чистым запахом ' ладана. | Я охватила это и восприняла в одно мгновение,| прежде чем в следующее воспринять самое поразительное |: необычайное, почти торжественное спокойствие, царившее здесь |, и гордую-гордую в невероятной простоте своей умирающую ' бабушку. ||
Я почему-то стащила платок с головы и подошла к постели. | Бабушка | лежала на подушках, по-крестьянски повязанная белым платочком; | её лицо| стало совсем-совсем маленьким и морщинистым,| глаза запали очень глубоко, но смотрели из своих впадин ` умно и просветленно,| как - то особенно по-живому мерцая. || Но больше всего меня поразили сложенные на груди руки |: они казались непомерно ' громадными | - сколько узлов и мозолей было на пальцах,| такие вздувшиеся, крупные, синие вены увивали их. |Это были руки женщины,| которая из своих восьмидесяти семи лет работала ровно ' восемьдесят,| руки матери, которая родила, кормила, пеленала и поднимала ` четырнадцать человек детей и множество внуков и даже правнуков. || Я глядела на неё с небывалым трепетом,| почти со страхом, и вдруг подумала |: а я? |Что я сделала хорошего своему отцу, сестре, бабушке-| вот с этими живыми глазами, с этими руками? ||Ничего. ||
Бабушка повернула ко мне голову, долго молча глядела на меня с неизъяснимой нежностью и любовью. |
Лялечка. |дай я тебя благословлю. Не рассердишься?
Нет, бабушка,| - ответила я.
Я прижалась губами к её руке,' уже прохладной.
Москву то…тоже бомбят? |
А где она,| Москва? | Ну, в какой стороне? |
Не совсем поняв её вопрос,| я наугад указала на стену, возле которой она лежала. ||
Она чуть-чуть повернулась к стене,| подняла свою огромную натруженную руку| и небольшим крестом благословила её,| прошелестев: |
Спаси, господи, рабу твою Марию | и красную твою столицу Москву…|||
И вдруг неведомое доселе чувство,| похожее на разгорающееся зарево, начало подниматься во мне. ||
" Вот как она умирает||: не спеша,| торжественно…|Вот прощается, |благословляет…|Это все,' чем может она принять участие в войне…|Это её последний труд в жизни. | Не смерть-| последнее `деяние".
О МОСКОВСКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ. Есть один вопрос, в ответ на который любой человек скажет: -Да!
Я потом и вам задам этот вопрос.
Но, чтобы ответить на мой вопрос, вы должны знать – что такое красивая речь? Проще – из чего она состоит?
1) Бесспорно, на первом месте – чистая дикция. И это я говорю вовсе не потому, что я – логопед.
2) Красивый голос. Правильные интонации. Мелодика речи.
3) Риторически правильно выстроенная речь. (В частности, правильно построенные фразы). Богатый лексикон (словарный запас).
4) И конечно, литературное произношение и отсутствие говора.
Немного обсудим одну из составляющих красивой речи – говор, вернее, его отсутствие.
Эта проблема волнует людей, приезжающих в Москву и имеющих намерение остаться в Москве надолго или навсегда.
Говорок, пусть и не слишком заметный, режет ухо, звучит провинциально.
Для некоторых профессий и должностей – это жирный минус.
Тем не менее, лингвистика и её знаменитые представители, начиная с М.В. Ломоносова, продолжая В.И. Далем, С.И. Ожеговым, В.В. Виноградовым, Д.Н. Ушаковым и многими другими учёными, считает эталоном русского современного литературного произношения – московское произношение. Так называемый, московский говор. Поэтому – без обид.
Московское произношение лежит в основе русского литературного произношения.
Одним словом, хотите иметь речь без говора, говорите по-московски.
Это обосновано не только тем, что Москва – столичный город, многие века являющийся духовным, культурным, политическим, экономическим центром России.
Но ещё обосновано и тем, что, по утверждению великого русского учёного-энциклопедиста М.В.Ломоносова, московский говор – один из красивейших по звучанию.
Он вобрал в себя всё звуковое богатство русского языка.
И ещё – московское произношение легко и удобно слушать и понимать.
Моя семья живёт в Москве с 1880-годов. Прадедушка и прабабушка переселились в столицу из Черниговской губернии, село Фастовцы. Прадед служил в армии до 40 лет (казак), демобилизовавшись, женился на 16-летней моей будущей прабабушке и отбыл в Москву. И в Москве у них родились пятеро деток. Простая семья обычных людей.
Своих бабушек я помню. И помню, что они, родившись и прожив всю жизнь в Москве – став полноправными москвичками – иногда говорили слова с украинским акцентом (прадед с прабабкой из Чернигова). Это было редко, но – бывало.
А мама моя, закончив МГУ, став юристом, считала небезосновательно, что речь – оружие юриста. И, имея прекрасное образование, следила за своей речью и и совершенствовала её. Мамина сестра, моя тётя, став художественным редактором крупного столичного издательства, говорила идеально.
То есть – второе поколение москвичей уже говорит чисто по-московски.
Поэтому, чтобы заговорить по-московски, необходимо достаточно долго прожить в Москве, иметь неплохое образование и следить за своей речью.
Тогда у человека развивается фонематический (речевой) слух. И он начинает себя правильно слышать. Не только себя, но и окружающих людей. И уже чувствует (речевой слух – это чувство речи, его центры находятся в коре головного мозга), как надо правильно сказать. То есть – знает, как сказать по-московски, а как – нет.
Я хотела сказать, что избавление от говора и приобретение литературного произношения (каковым и является – московское произношение) – очень и очень! непростой и длительный процесс.
Как создавались нормы произношения? В процессе общения между людьми.
Из необходимости быть понятым большинством русских, населяющих пространства нашей Родины.
Отбор речевых средств происходил в течение веков. Писатели, учёные, учителя, ораторы, поэты – были теми мастерами, которые отбирали из богатой кладовой народного языка всё лучшее.
Обрабатывали и закрепляли в своих произведениях, выступлениях, учёных исследованиях, лекциях.
Так литературный язык становился достоянием народа. Сердцевиной народного языка.
Соблюдение норм литературного произношения – это один из основных признаков культуры речи и необходимость для того человека, который любит и уважает родной язык.
Литературное произношение подвержено некоторым изменениям, что свойственно всем живым языкам. Поэтому современные нормы литературного произношения отличаются в отдельных случаях от старых норм.
Но основные правила окончательно утвердились и не требуют пересмотра.
Конечно, есть. Так же, как и вологодский, новгородский и так далее. Для него характерна замена звука "о" на "а" в безударной позиции, и даже под ударением "о" произносится не четко, как бы сглаживается, - так называемое "аканье". Особенно распространено в молодежной среде, там звук "а" выделяется и растягивается до предела. Вообще я заметил, что эти различия в местных говорах сглаживаются (может быть, благодаря круглосуточно вещающим телевизорам?). Вот новгородское "оканье" уже не так ярко выражено, разве что в деревнях, а вологодское - сохраняется, даже в городах, хотя тоже уже не так "режет" слух. Говор в центральных губерниях уже мало чем отличается от московского, и если москвич в Твери или тверяк в Москве еще могут почувствовать разницу, то для новгородца, например, говор и тех, и других звучит одинаково. И наверное, я не стал бы говорить "московский акцент", это не ошибка, но чаще это особенности произношения говорящего на неродном языке, а в Москве пока говорят на русском. Хотя.
Многие жители столицы, считающие себя коренными, уверены, что московский говор - уходящая натура. Мол, уйдут старики, и не останется в устной речи знаменитого: булошная, дожжь и так далее.
ЯЗЫК СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
При этом у Малышевой есть несколько знакомых чуть за 40, которые продолжают говорить по-московски: грешневый, скушный, кнопьки.
- А что насчет булошной?
- Новое поколение и самого слова такого уже не знает. Его просто нет в активном обиходе.
И ТУТ МИГРАНТЫ
- Станет ли в будущем московская речь заметно меняться под влиянием региональных особенностей - произношения приезжих из Средней Азии или с Кавказа?
- Пока я ничего такого не замечаю, - продолжает наш эксперт. - Но при этом мы знаем, что в некоторых районах две трети классов состоят из детей мигрантов. Если какие-то новые нормы и будут формироваться, то именно в этой школьной среде.
КАК 150 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
За плечами народного артиста России Владимира Дубровского (ему 72 года) - полвека работы в театре и более 90 ролей. По его словам, старики во все времена учили молодежь, избавляя от региональных говорков.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
А еще отголоски старомосковского произношения - наше нынешнее общероссийское иканье на безударных гласных. Раньше среднестатистический городской московский человек сказал бы ровно так, как пишется слово: вЕсна, пЕтух, (деревенский выдал бы : вЯсна, пЯтух), мы же соответственно всем общепринятым нормам языка произносим вИсна и пИтух.
МНЕНИЕ ОПТИМИСТА
- Это неправда. Его используют все образованные люди вне зависимости от возраста. Я по своим студентам могу судить: на чистом литературном языке говорят и москвичи, и те, кто приехал из других регионов. Да, литературный язык сложен для изучения. Но он никуда не денется. Разве что в устной речи изменятся нормы произношения.
Цитата в тему
На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодежи.
Как разны земли моей племена, и разен язык и одёжи!
Насилу, пот стирая с виска, сквозь горло тоннеля узкого пролез.
И, глуша прощаньем свистка, рванулся курьерский с Курского!
Берёзы от леса до хат бегут, листками вороча, и чист - как будто слушаешь МХАТ, московский говорочек.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: