Как сделать ля мажор
. А сегодня – об аккордах, что это такое и как их совмещать с мелодией.
Если построить по такому принципу аккорды от всех остальных нот до-мажорной гаммы, то мы получим такой список:
* Рэ-минор
* Ми-минор
* Фа-мажор
* Соль-мажор
Я не упомянул ноту СИ, поскольку от нее ни мажорный, ни минорный аккорд не получается. Так что, пожалуй, эту тему пройдем мимо.
Подбираем аккорды
Если в музыкальной композиции использовать один аккорд – будет скучно. Гораздо веселее, когда аккордов несколько, например, три:
Первый аккорд, до-мажор , построен от тоники, первой ноты. Второй, фа-мажор , от четвертой ноты. Третий, соль-мажор , от пятой ноты. И в самом конце снова играем первый аккорд, до-мажор .
Вы заметили, что между аккордами существует такое же тяготение, как между нотами в гамме? Если бы выше не прозвучал заключительный аккорд, до-мажор, у вас возникло бы ощущение незавершенности – желание, чтобы он все-таки прозвучал:
На этом принципе тяготения построена вся музыка.
А по какому принципу подбирать аккорды?
Самый простой вариант – брать аккорды, построенные от первой, четвертой и пятой ноты гаммы. Для тональности до-мажор мы уже определили аккорды – до , фа и соль мажор . Теперь попробуем подобрать аккорды к ля-минору:
Получается ля , рэ и ми-минор .
Но постоянно использовать только одни эти аккорды для мажора и минора – неинтересно. Поэтому есть такая полезная штука, как кварто-квинтовый круг :
На нем нарисованы какие-то непонятные буквы – это названия нот:
* C – до
* D – рэ
* E – ми
* F – фа
* G – соль
* A – ля
Сейчас для нас все, что не входит в красное выделение, ненужно, поэтому убираем лишнее:
Совмещаем аккорды с мелодией
Самый простой вариант – на каждый аккорд играть одну и ту же мелодию :
Мы придумали простую мелодию в тональности до-мажор , и играем ее же на аккорды до , фа и соль . На последний же аккорд мы играем просто ноту до, чтобы в нее разрешилась нота си, звучавшая в конце мелодии.
Теперь давайте внесем разнообразие – каждый раз будем немного менять мелодию :
Или можно заморочиться:
Это – кусок из одного моего трека, который у меня лежит в качестве дэмо-записи. Тут на каждый аккорд играется своя мелодия (правда, с неизменным ритмическим рисунком), подчеркивая особенности того лада, которому соответствует звучащий аккорд.
* На аккорде ЛЯ-минор (первый аккорд) мелодия создает грустную, печальную атмосферу, что типично для натурального минора.
* На аккорде ФА-мажор (второй аккорд) , напротив – светлое, слегка мечтательное настроение, поскольку звучат характерные для лидийского лада ноты.
* На аккорде СОЛЬ-мажор (третий аккорд) мелодия навевает некую радость, свойственную миксолидийскому ладу.
* И снова звучит ЛЯ-минор (четвертый аккорд) , возвращая нас в грусть и печаль.
Далее всё повторяется по второму кругу.
Эпилог
Итак, теперь мы умеем сочинять мелодии и придумывать под них аккорды. На этом я закрываю тему о нотах, гаммах, аккордах и всего прочего – в следующих статьях расскажу кое-что об аранжировке.
Постигая гитару, хочется научиться играть песни любимых исполнителей. Это невозможно сделать без исполнения основных видов гитарных приемов. Главный вопрос, который встает перед новичками, — это “Как играть аккорды на гитаре?”. Как только начинающий музыкант освоит разберется с постановкой рук и изучат несколько основных аккордов, можно будет сыграть подавляющее большинство песен популярных исполнителей.
Аккорды представляют собой одновременное звучание трёх или большего количества нот. Для освоения игры на гитаре сначала необходимо изучить восемь основных движений. О них будет рассказано в статье. Лучше начинать обучение игре на акустической гитаре на уроках с педагогами, это поможет избежать ошибок и даст хороший старт в изучении инструмента.
Какие аккорды бывают
Трезвучия различаются настроением, которое создают. Минорные создают печальную, грустную мелодию, а мажорные — бравурную и уверенную.
Аппликатура даёт полную информацию о том, как играть в песне. Изучение цифровок является обязательной темой уроков обучения игры на гитаре с нуля. Для графических записей используются следующие обозначения:
Обычно в цифровках делается обозначение в виде прямоугольника с вертикальными и горизонтальными линиями, на которой показаны детали: номера пальцев. Горизонтальные линии — это струны, вертикальные обозначают лады. Положение пальцев показывают черными кружками с цифрами внутри. Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, нужно уметь читать такие обозначения.
Цифровки популярный гитарных аккордов
Аккорды для начинающих
Знание и использование всего нескольких базовых аккордов позволяют сыграть большинство популярных песен. Они могут выглядеть немного другими из-за несоблюдения тональности. Тем не менее речь идёт о тех же самых мелодиях. Чтобы выучить аккорды на гитаре достаточно отрепетировать их несколько раз, дать возможность сработать механической памяти. Следующим этапом в обучении будет тренировка быстрой смены одного аккорда другим. Рассмотрим несколько наиболее часто используемых и популярных аккордов.
Am – Ля минор
Он включает в себя ноты Ля, До, Ми. Его считают одним из наиболее простых. Ля минор регулярно используется в мелодиях и песнях. Вот как нужно сыграть аккорд на гитаре:
Многие гитаристы начинали изучение построения трезвучий именно с Ля минор.
A – Ля мажор
Он также распространен, но встречается реже, чем предыдущий. Он включает в себя ноты Ля, Ми, До Диез. Чтобы его сыграть, используется только второй лад. Расскажем, как можно взять аккорд на гитаре. Пальцы располагаются следующим образом:
D – Ре Мажор
Здесь используются ноты Ре, Фа Диез, Ля. Чтобы взять D на гитаре, нужно:
Чтобы использование этого трезвучия давало чистый звук, необходимо бить по четвёртой струне, используя ее в качестве тоники.
Dm – Ре Минор
Созвучие Dm включает ноты Ре, Фа, Ля. Рассмотрим, как держат этот аккорд на гитаре:
- Указательным пальцем прижимают первую струну на первом ладу.
- Средний ставят на третью струну на втором ладу.
- Безымянным нажимают на вторую на третьем ладу.
При работе с Ре Минор добиться чистого звучания можно только при игре на первых четырёх струнах.
E – Ми Мажор
Он хорошо звучит и очень популярен при игре на электрогитаре. Состоит из Ми, Си и Соль Диез. Чтобы его взять, пальцы нужно поставить в следующую позицию:
Em – Ми Минор
Em — один из наиболее часто используемых аккордов. Включает ноты Ми, Си, Соль. Для него используют два пальца. Чтобы его взять, пальцы располагают следующим образом:
- Указательный ставят на пятую струну на втором ладу.
- Средний — на четвёртую на этом же.
Безымянный при игре не используется.
C – До Мажор
До Мажор считается более сложным по сравнению с остальными, которые здесь приведены. Чтобы понять и запомнить, как он играется, нужно потратить больше усилий. Состоит из До, Ми, Соль. Его играют таким образом:
- Указательным пальцем прижимают вторую струну на первом ладу.
- Средний используют для четвёртой на втором.
- Безымянным надавливают на пятую на третьем ладу.
Чтобы он хорошо получился, нужно правильно ставить пальцы, не задевая другие струны.
G – Соль Мажор
G использует ноты Си, Соль, Ре.
- Указательный ставят на пятую струну второго лада.
- Для среднего — шестая на третьем.
- Мизинец используют для первой третьего лада.
Это единственный вариант, в котором используется мизинец.
Баррэ-аккорды
При игре на гитаре баррэ отличаются способом исполнения. Когда их играют, указательным пальцем одновременно зажимают несколько струн. Иногда этого бывает достаточно, а в некоторых случаях необходимо прижать струны дополнительно другими пальцами.
Когда берутся баррэ необходимо приложить большее физическое усилие, чем обычно. Поэтому для их освоения придется потренироваться, а возможно и обратиться к преподавателю по гитаре.
5 советов как брать баррэ
Для того, чтобы научиться брать аккорды баррэ, будет полезно ознакомиться с советами:
- Когда гитарист только учится, осваивать движение на первом ладу нельзя. Рекомендуется начать на пятом или седьмом. Это связано с тем, что на различных участках грифа натяжение будет отличаться: в середине оно слабее, а у края сильнее. После освоения можно переходить на четвёртый, третий, второй и первый лады. Если тренироваться каждый день, то можно освоить баррэ на каждом участке грифа.
- При исполнении, например, аккорда Bm на гитаре надо зажимать пальцем рядом с внутренним краем лада. Если так сделать, то звук будет приятным и мелодичным. Если зажать их посередине или с внешнего края лада, то звук будет менее благозвучным.
- При выполнении баррэ исполнители будут зажимать струны немного по-разному. Это связано с тем, что размер и строение ладони у людей отличаются. Поэтому нужно действовать так, как удобнее исполнителю. Эта манера является индивидуальной.
- Во время уроков баррэ нужно перестать концентрировать внимание на правой руке. Ей нужно просто делать взмахи вниз и не стоит перебирать струны. Особое внимание при этом нужно уделять движениям левой руки.
- Обучение выполнения баррэ включает не только репетиции и тренировки, но и отдых. При постоянном выполнении упражнений будут уставать руки и болеть пальцы. Нужно давать себе время для отдыха и восстановления.
Эти советы помогут легче научиться брать баррэ — F, Hm, Cm, Gm, B на гитаре. Однако это не отменяет необходимости постоянно учиться и посещать курсы игры на гитаре для совершенствования своего мастерства.
В заключение
Чтобы освоить исполнение аккордов на гитаре для начинающих, необходимо много времени уделять тренировке. Знание простых аккордов на гитаре позволит исполнять любимые песни под гитару самостоятельно. Зная базовые обозначения и разобравшись с цифровками, вы сможете без посторонней помощи разбирать и играть новые интересные произведения по аккордам.
Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.
VST инструменты
Урок 5. Создаем аккорды. Chords-ритм и арпеджио в FL Studio.
Со школы мы знаем, что в октаве 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Но при этом если мы глянем на клавиши фортепиано, то несомненно озадачимся, ведь там еще есть черные клавиши, и вместе с ними в октаве получается 12 нот (?). Да, именно так, в октаве 12 полутонов, но используют из них только 7. И это зависит от тональности, которую вы выберете. Самая простая тональность Ля-минор. С нее мы и начнем.
Вообще, гармонией называют красивое и благозвучное сплетение нот.
Гармония — это наука, которая учит, как правильно сочетать ноты, чтобы музыка была изумительно приятная и выражала необходимые нам эмоции. Гармония строится на аккордах, тем самым наполняя музыку разнообразием и великим множеством чувств: от сострадания до экстаза.
Тональность ЛЯ-минор.
Выглядит она вот так: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль. И сразу же предлагаю вам запомнить латинское обозанчение этих нот (будет намного удобнее). A=Ля, B=Си, С=До, D=Ре, E=Ми, F=Фа, G=Соль (H=Си-бемоль, но пока не будем ее трогать). Достаточно запомнить то, что написано на картинке (или запишите себе в конспект как памятку). Так вот, мы будем использовать тональность Ля-минор (это только белые клавиши), используя белые клавиши — вы уберегаете себя от создания фальшивой музыки (о черных клавишах поговорим позже).
Но чтобы создать по истине музыкальную гармонию, нужно еще познакомиться с аккордами. Итак, наш Ля-минор основан на ноте Ля. Таким образом Ля — это основная, главная нота нашей будущей композиции (наз. Тоника). (Тоника — это главная нота музыки). Значит Бас надо делать на ноте Ля, а также часто использовать эту ноту в ритмах, пэдах, струнных, chords и т.д.
Гармония аккордов — онлайн урок для FL Studio 11.
Чтобы разобраться с аккордами, сразу же начнем создавать простейшую музычку. Смотрите рисунки ниже.
1. Делаем Бас на ноте Ля.
2. Chords-ритм на нотах Ля-До-Ми.
Обычно аккорд состоит из 3-х нот, хотя можно использовать от двух нот до пяти и более (жестких правил тут нет)… Внимательно посмотрите на ноты Ля-До-Ми (или A-C-E). Смысл в том, что взяты ноты пропуская одну белую клавишу.
Это самое приятное и гармоничное сочетание нот на основе Ля. Мы взяли три ноты Ля-До-Ми и получили аккорд Ля-минор. Если мы возьмем аккорд на основе ноты До (латинская C ). Пропуская по одной белой клавише по музыкальной логике следующими будут ноты Ми, Соль. Т.е. До-Ми-Соль (C-E-G) — это аккорд на ноте До, называется он До-мажор.
Что такое Минор? И что такое Мажор?
Вернемся к нашим 12 нотам в октаве, включая черные клавиши. Если посчитать все клавиши, то аккорд Ля-До-Ми строится через 2 клавиши (между Ля и До) и 3 клавишами (между До и Ми). Грубо говоря, схема 2-3… Это Минор.
В аккорде До-Ми-Соль, между До и Ми 3 клавиши, между Ми и Соль 2 клавиши. Получается наоборот, схема 3-2 — это Мажор. Поэтому сочетание нот До-Ми-Соль — называют аккордом До-мажор.
Давайте посмотрим, что получится, если после аккорда Ля-минор мы наиграем аккорд До-мажор. Открываем flp-трек lesson-5 для FL Studio, смотрим и слушаем как звучат ноты.
Послушать онлайн FL трек, который мы создаем, на двух аккордах Am и С
Потрясающая гармония, не правда ли? Только еще я добавил снисходящие нотки арпеджио на третьем паттерне.
Уроки FL Studio: Что такое арпеджио?
В то время, как в Chords-ритме у нас звучат сразу все ноты аккорда (одновременно, синхронно) Ля-До-Ми, то в Арпеджио ноты звучат последовательно (по очереди), например, Ля-До-Ми-Ля. Или наоборот (вниз) Ля-Ми-До-Ля (как сделано в моем случае). Получается переливающееся звучание нот — это и есть арпеджио. Смотрим 3-й паттерн.
В этой композиции использовано только 2 аккорда, но ее можно слушать, музыка не приедается, переходы аккордов с Ля-минор на До-мажор вызывают восторг. Если бы мы сделали музыку только на одном аккорде, (например) на нотах Ля-До-Ми, то музыка не произвела бы такого впечатления, она была бы скучная, однообразная. Поэтому я призываю учиться писать музыку на несколько аккордов. Это очень важно для создания массовой музыки, например, в стиле eurodance, trance и др.
Какие еще бывают удачные сочетания аккордов для идеальной гармонии музыки? Об этом мы поговорим в следующем уроке. А из этого урока важно понять — какие ноты входят в состав простого аккорда — это 1-я, 3-я и 5-я ноты по счету снизу вверх (из семи нот октавы). Если вы хотя бы поняли половину из того что я написал, то я вас поздравляю — это уже прогресс! Все остальное обязательно придет позже. А сейчас уже можно начинать писать музыку, даже достаточно 2 аккорда — это уже суперское звучание!
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.
Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.
Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).
Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.
Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.
И пример обращения трезвучия:
Секстаккорд (6) – терция+кварта
Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
Логично, что и септаккорды могут обращаться:
Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
Чаще всего используются такие септаккорды:
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.
Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Транспонирование
Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.
Есть три основных способа транспонирования нот:
- Транспонированные на заданный интервал
- Смена ключевых знаков
- Смена ключа
Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.
Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.
Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:
Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).
Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.
Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).
При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.
Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.
Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.
Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.
Читайте также: