Как сделать лодку в компас 3д
Сборочный чертеж – документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки и контроля. Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.
Сборочный чертеж должен содержать:
1) изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу;
2) сведения, обеспечивающие возможность контроля сборки;
3) указания о способе выполнения неразъемных соединений;
4) номера позиций составных частей, входящих в изделие;
5) габаритные размеры, определяющие предельные внешние очертания изделия;
6) установочные размеры, по которым изделие устанавливается на место монтажа;
7) присоединительные размеры, по которым изделие присоединяется к другим изделиям.
На сборочном чертеже все составные части узла нумеруются. Номера позиций наносят на линиях полок-выносок, проводимых от изображений составных частей. Линии-выноски пересекают контур изображения и заканчиваются точкой. Линии-выноски не должны пересекаться между собой, не должны быть параллельны штриховке, не пересекать размерные линии чертежа.
ТВЕРДОТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОМПАС-3 D
Сборка в системе КОМПАС-3 D – это трехмерная модель, объединяющая модели деталей, входящих в узел. Конструктор собирает узел, добавляя в него новые компоненты или удаляя существующие. В качестве примера рассмотрим построение сборки, состоящей из двух деталей: Вала (рис.144) и Гайки (рис.145), трехмерные модели которых были созданы заранее и сохранены в памяти компьютера.
|
Рис.144 Чертеж и модель вала
|
Рис.145 Чертеж и модель гайки
Рис.146 Кнопка Новая сборка
На экране откроется окно нового документа – сборки. В окне сборки находится Дерево построения с системой координат и плоскостями проекций. На инструментальной панели появятся кнопки, управляющие процессом сборки (рис.147).
Рис.147 Окно построения сборки
ДОБАВЛЕНИЕ ДЕТАЛИ ИЗ ФАЙЛА
1. Чтобы вывести на экран первую деталь – вал, созданную заранее и сохраненную в памяти компьютера, нужно нажать кнопку Редактирование сборки, а затем выбрать кнопку Д обавить из файла (рис.147).
2. В диалоге выбора файлов для открытия выберите файл Вал и нажмите кнопку О ткрыть (рис.148).
Рис.148 Открытие файла детали Вал
На экране появится мерцающее, свободно перемещающееся изображение вала – его фантом. Щелчком мыши закрепите вал в точке начала координат.
Рис.149 Контекстное меню детали Вал.
При необходимости вал можно расфиксировать и затем перемещать по экрану. Переключатель , управляющий фиксацией компонента, расположен на панели Свойств компонента (рис.150), которая вызывается из контекстного меню детали Вал. Контекстное меню появляется на экране, если щелкнуть правой кнопкой мыши по имени детали - Вал в дереве построений (рис.149).
Рис.150 Панель свойств детали Вал
Незафиксированную деталь можно поворачивать (кнопка П овернуть) и перемещать (кнопка Переместить).
Затем выведите на экран вторую деталь – Втулка (рис.153). Обе детали можно на экране расположить в соответствии с принятыми видами в инженерной графике (спереди, слева, сверху, в изометрии и т.д.). Для этого нужно использовать кнопку Ориентация (рис.151).
Рис.151 Выбор ориентации деталей
Процессом сборки управляют кнопки, расположенные на Компактной панели Сопряжения (рис.149 и 152). В данной лабораторной работе для осуществления сборки вал нужно вставить в отверстие гайки до соприкосновения торцевыми (боковыми) поверхностями. Вначале вал и гайку следует расположить так, чтобы их оси находились на одной прямой, т.е. детали были соосны .
Для установления соосности вала и втулки необходимо на странице Сопряжения (рис.152) включить кнопку Соосность и последовательно показать цилиндрические поверхности вала и втулки (рис.153). Втулка переместится и расположится на одной оси с валом.
Рис.152 Компактная панель Сопряжения
Рис.153 Установление соосности деталей
Для совпадения торцевой поверхности втулки с боковой плоскостью головки вала используем кнопку Совпадение объектов (рис.152) и, поворачивая деталь, последовательно указываем курсором названные плоскости (рис.154) - детали займут необходимое положение (рис.155).
Рис.155 Твердотельная модель сборки
Сохраним твердотельную модель сборки под именем Вал в сборе. Обратите внимание, что файлы сборок имеют расширение *. a 3 d , которое система автоматически добавляет к имени документа.
Создание ассоциативного чертежа сборки
По сохраненной в памяти компьютера твердотельной модели сборки создадим ассоциативный сборочный чертеж. Ориентацию сборки, в которой она будет изображена на главном виде, можно выбирать из раскрывающегося списка Ориентация главного вида (рис.156) на вкладке Параметры Панели свойств. Список содержит ориентации, соответствующие стандартным видам - спереди, сзади, сверху, снизу, слева, справа, изометрия.
Рис.156 Выбор ориентации сборки на главном виде
Выберем ориентацию главного вида – слева, с помощью кнопки Схема видов оставим только главный вид (рис.157).
Ассоциативный разрез
Чтобы показать внутреннее строение деталей сборки, выполним ассоциативный разрез:
1. Установив привязку Выравнивание, зададим траекторию разреза А-А (рис.157);
2. Включив кнопку Разрез/Сечение на странице Ассоциативный вид, укажем курсором линию разреза А-А. На экране появится перемещающийся фантом разреза в виде прямоугольника, зафиксируйте его в нужном месте (рис.158).
Рис.157 Положение секущей плоскости на виде слева
Рис.158 Построение ассоциативного разреза
В соответствии с ГОСТ 2.307-68 разрез, образованный секущей плоскостью, совпадающей с плоскостью симметрии детали (когда отсекается половина или четверть детали), на чертеже не обозначается. В построенном разрезе на рис.158 обозначение разреза следует удалить.
Удаление обозначения разреза
В ассоциативном чертеже вид и разрез связаны между собой, если стереть обозначение разреза, то сотрется и сам разрез, поэтому нужно разрушить связь между различными элементами в изображении разреза и видом спереди:
1. Выделить построенный разрез, щелкнув по рамке вида левой кнопкой мыши;
2. Правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню, в котором включить пункт Р азрушить вид (рис.97);
3. Стереть обозначение разреза.
Рис. 159 Сборочный чертеж
Построенный ассоциативный сборочный чертеж (рис.159) следует оформить:
· провести необходимые оси симметрии;
· нанести габаритные размеры;
· заполнить основную надпись.
Завершается работа по созданию сборочного чертежа оформлением спецификации (рис.160).
Для начинающих пользователей САПР и для тех, кто решил самостоятельно научиться создавать модели и чертежи с нуля, начало работы в Компас-3D порой может оказаться серьезной задачей.
Видеокурс по этой теме
Видеокурс направлен на освоение основ конструирования в САПР КОМПАС-3D. Обучение проводится на примере создания моделей узлов и сборки из них промышленного прибора, разбор особенностей моделирования и визуализации результатов в…
Поэтому, для того, чтобы этот процесс стартовал быстрее и прошел проще, попробуем разобрать на практическом примере создания модели, которую в последующем можно будет перевести в чертеж.
Начало работы в КОМПАС-3D
Для тех у кого версии КОМПАС-3D ниже v17, интерфейс будет отличаться, так как начиная с этой версии, компании АСКОН решила достаточно кардинально внести изменения во внешний и пользовательский вид инструментов и панелей.
Для тех кто пользовался данной программой включительно по версию v16, будет легко переключиться на новый интерфейс, но тем не менее каждый САПР во всех своих версиях интуитивно и приблизительно похожий и понятный.
Начальный экран КОМПАС-3D условно можно поделить на 5 блоков:
Здесь отображаются все детали которые ранее использовались или открывались в программе.
- Панель выбора типа документа для создания
Начало работы в КОМПАС для конкретного типа документа.
- Панель выбора типа специального документа для создания
Создание специальных документов.
Перед каждым новым открытием программы, здесь можно увидеть разные полезные советы для работы в программе КОМПАС которые обязательно могут пригодиться.
Здесь можно найти различные справочники, контактную информацию и прочее другое от компании АСКОН.
Начальный экран при запуске КОМПАС-3D
Создаем 3D-деталь
Для того чтобы создать 3D-деталь, нажимаем в блоке Создать – Деталь.
Перейдем сразу к практике и построим эскиз на одной из плоскостей. Выберем плоскость ZX. В левой части экрана в дереве построения нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем Создать эскиз. При этом в центре экрана, можно заметить что плоскость ZX выделяется жирным зеленым цветом, а после нажатия кнопки автоматически перестраивается в перпендикулярный вид к экрану, для того чтобы было удобно начинать строить эскиз.
Построим обычный параллелепипед. Выбираем в блоке Геометрия инструмент Прямоугольник.
Начинаем проводить прямоугольник от начальной точки координат и доводим его до определенной ширины и высоты (размеры произвольные).
В левой части экрана задаем нужные размеры фигуры (ширина, высота).
Нажимаем на крестик и эскиз готов.
Перейдем к созданию объемной 3D-фигуры. Переходим во вкладку Элементы и выбираем Элемент выдавливания.
В левой части экрана задаем значение на которое будет “выдавлен” эскиз. Нажимаем ОК.
Создаем чертеж из 3D-детали
Переведем деталь в чертеж. Нажимаем на Управление > Создать чертеж по модели.
В левой части экрана устанавливаем масштаб модели и указываем положение вида детали на листе.
Вид детали на чертеже установлен. Зададим размеры параллелепипеда. Заходим в Оформление > Линейные размеры > Линейный размер.
С помощью данного инструмента задаем начальную и конечную точку для каждого линейного размера и выносим размер на необходимое расстояние.
Сохраним чертеж. Нажимаем Файл > Сохранить как… Выбираем нужную папку для сохранения и нажимаем Сохранить.
Как видим, работа в КОМПАС-3D не является сложной задачей и с помощью продуманных инструментов это делается быстро и удобно.
Для того, чтобы быстро научиться работать в Компасе рекомендуем скачать наше пособие “Основы проектирования в КОМПАС-3D” по данной программе в удобном PDF формате. Либо заказать его печатное издание, например, в этом издательстве.
В данной публикации рассмотрены этапы создания 3D-модели корпуса начиная с указания свойств модели и заканчивая добавлением элементов оформления и технических требований, для последующего создания рабочего чертежа с готовой 3D-модели.
Итак исходные данные: наш чертеж (процесс его создания можно просмотреть в папке C:\Program Files\ASCON\KOMPAS-3D V14\Tutorials предыдущих версиях и в зависимости от разрядности установленного Компас-3D и вашей системы)
Жмем Файл -> Cоздать -> Деталь. Альтернативный способ:
Открывается окно создания новой детали. Выбираем начальную ориентацию модели XYZ.
Выбор начальной ориентации модели не оказывает влияния на ход ее моделирования и на ее свойства. От этого будет зависеть только ее ориентация в пространстве при выборе одной из стандартных ориентаций.
Вводим свойства детали: щелкаем на свободном поле ПКМ(правой кнопки мыши) и в контекстном меню выбираем соответствующий пункт контекстного меню:
В поле Обозначение вводим шифр чертежа, в поле Наименование вводим название детали: Корпус и выбираем цвет.
Переключаемся на вкладку Параметры МЦХ. Двойной клик ЛКМ(левой кнопки мыши) в поле Обозначение и выбираем материал нашей детали из списка -> Сталь 10 ГОСТ 1050-88 -> Ок.
Выбрать из списка (Выбрает материал из справочного файла плотностей, который используется системой КОМПАС-3D по умолчанию. На экране появляется диалог выбора плотности материала);
Выбрать материал из справочника (Запускается процесс выбора материала из Справочника Материалы и Сортаменты);
Удалить (Удаляет обозначение материала, отображающееся в ячейке);
Выбрать из справочника (Работает только если выбран способ Расчет по плотности. Значение плотности материала было взято из справочного файла плотностей или Справочника Материалы и Сортаменты);
Ручной ввод (Работает только если выбран способ Расчет по плотности. Задать значение плотности вручную. Поле Плотность становится доступно для ввода числового значения).
После всего жмем Создать объект (Ctrl+Enter). Затем сохраняем деталь: нажав по соответствующему значку или нажав Ctrl+S.
Так как мы ввели название и обозначение то имя детали создается автоматически.
Заполняем поля автора, организации и вписываем комментарий(не обязательно) -> Ок.
Далее приступаем к непосредственному созданию детали корпуса.
Система КОМПАС-3D располагает разнообразными операциями для построения объемных элементов и поверхностей, четыре из которых считаются базовыми:
Операция выдавливания — Выдавливание эскиза перпендикулярно его плоскости.
Операция вращения — Вращение эскиза вокруг оси, лежащей в его плоскости.
Кинематическая операция — Перемещение эскиза вдоль направляющей.
Операция по сечениям — Построение объемного элемента или плоскости по нескольким эскизам (сечениям).
Создаем эскиз сечения корпуса на плоскости ZY.
Для удобства отображения некоторые панели будут в горизонтальном положении (по умолчанию вертикальны).
Инструментом Непрерывный ввод объектов создаем эскиз с произвольными размерами.
Обратите внимание на то что при такой ориентации ось Y направлена вверх, а в эскизе она направлена вниз Сочетанием клавиш ALT+->(стрелка влево) вращаем эскиз до нужного положения (ось Y направлена вверх).
Переходим на вкладку Параметризация.
Инструментом Коллинеарность выбираем две верхние и 2-е нижние линии (что бы при дальнейших перестроениях они были на одном уровне).
Инструментом Объединить точки выбираем начало координат и середину линии (обведены на эскизе).
Инструментом равенство длин задаем лини которые равны между собой (при перестроении модели сохраняются пропорции).
Для сохранения симметрии и пропорций можно было использовать переменные при образмеривании об этом я расскажу в следующих статьях.
Переходим на вкладку Размеры.
Инструментом Авторазмер задаем необходимые размеры.
Выходим с эскиза: (1 вариант появился в 15-й версии(показывает в каком режиме находится в данный момент, аналог такого в SoliWorks), 2-й ПКМ на свободном поле и 3-й на панели инструментов.
Инструментом Выдавливание (средняя плоскость) создаем первые очертания нашего корпуса.
После жмем Создать объект (Ctrl+Enter) и смотрим на результат:
Инструментом Простое отверстие создаем отверстие через всю деталь. На вкладке параметры задаем необходимые параметры(D=16, через все).
На вкладке Размещение указываем место положение отверстия: Выбираем начало координат.
Завершаем операцию нажатием Создать объект (Ctrl+Enter).
Отверстие диаметром 24 мм и глубиной 12 мм создадим операцией Вырезать выдавливанием.
Создаем эскиз на поверхности и выдавливаем на глубину 12 мм.
Следующим этапом будет создание ребер жесткости.
Создаем эскиз на плоскости ZY согласно чертежа. Инструментом Непрерывный ввод объектов создаем замкнутый профиль 1 -> 2 -> 3 -> 1, Угол между линиями 12 и 23 55 град. Создаем симметрично такой же эскиз.
Операцией Выдавливание с параметром средняя плоскость создаем ребра жесткости толщиной 4 мм.
Предпоследним этапом будет создание 4-ех отверстий с зенковкой.
При помощи одноименной операции создаем отверстие с зенковкой с параметрами D=12, зенковка 1,6х45.
На вкладке размещение указываем точное положение отверстия с зенковкой:
Завершаем создание объекта (Сtrl+Enter).
При помощи инструмента Массив создаем остальные 3 отверстия с зенковкой.
Завершаем создание объекта.
В итоге мы создали деталь корпуса:
Завершающим этапом создания 3D модели корпуса будет задание Технических требований и Элементов оформления.
Добавление Элементов оформления:
Для данной модели нам необходимо указать:
Запускаем инструмент Шероховатость и выбираем плоскость которой задаем это значение -> выбираем плоскость в которой будет отображаться значение шероховатости -> в поле Текст, двойной клик ЛКМ и в открывшемся окне также Двойной клик ЛКМ и выбираем значение из списка.
В качестве базы задана ось отверстия в центре детали.
Создаем ось: Операции -> Ось -> Конической поверхности -> Задаем отверстие ->ОК.
Задаем базу: Элементы оформления -> База.
Указываем на созданную нами ось -> задаем плоскость в которой будет отображаться обозначение (ZY), Завершаем выполнение операции созданием объекта.
Запускаем инструмент Допуск формы, в панели свойств (жмем по значку таблица) и задаем допуск перпендикулярности(из выпадающего списка) 0,1(двойной клик ЛКМ в поле и выбираем из списка).
Базу выбираем ссылкой жмем на значок ссылки и в открывшемся окне выбираем необходимую нам базу. Также выбираем плоскость ZY в которой будет идти отображение допуска.
Выбираем поверхность на которой будем маркировать -> выбираем плоскость в которой будет идти отображение -> завершаем создание объекта.
В итоге у нас получилась такая модель:
Добавляем технические требования: Вид -> Технические требования.
Справа появится панель ввода технических требований. Для ввода технических требований: Вставить -> Текст.
Открывается окно текстовых шаблонов откуда мы выбираем: ПКМ -> выделить.
После того как выбрали необходимые текстовые шаблоны жмем
И в панельке появляются выбранные нами текстовые шаблоны:
Далее можно закрыть панельку, теперь при создании чертежа с данной модели, при добавлении первого вида, автоматически будут добавляться и технические требования.
В данной публикации расписан процесс создания 3D модели корпуса с минимальным количеством операций. Эту 3D модель можно создать с использованием других операций и другой последовательностей. Набор инструментов представленных в Компас 3D позволяет в полной мере проявить свое инженерное творчество.
Сегодня Компас 3D является одной из самых популярных программ, предназначенных для создания 2D чертежей и 3D моделей. Большинство инженеров используют именно ее для того, чтобы разрабатывать планы зданий и целых строительных площадок. Также она широко используется для инженерных расчетов и других подобных целей. В большинстве случаев первой программой для 3D моделирования, которую учит программист, инженер или строитель, является именно Компас 3D. А все потому, что пользоваться ей очень удобно.
Использование Компас 3D начинается с установки. Она не занимает много времени и является вполне стандартной. Одной из основных задач программы Компас 3D является самое обычное черчение в формате 2D – раньше все это делалось на Ватмане, а сейчас для этого есть Компас 3D. Если Вы хотите узнать, как чертить в Компасе 3D, прочитайте эту инструкцию. Там же описан процесс установки программы.
Ну а сегодня мы рассмотрим создание чертежей в Компас 3D.
Создание фрагментов
Кроме полноценных чертежей, в Компасе 3D можно создавать отдельные фрагменты деталей также в формате 2D. От чертежа фрагмент отличается тем, что в нем нет шаблона для Ватмана и вообще он не предназначен для каких-то инженерных задач. Это, можно сказать, полигон или тренировочная площадка для того, чтобы пользователь мог попробовать чертить что-либо в Компасе 3D. Хотя фрагмент потом можно перенести на чертеж и использовать при решении инженерных задач.
Для создания фрагментов, как и для чертежей, есть специальная панель инструментов. Она всегда располагается слева. Там есть следующие разделы:
Чтобы узнать, как работает каждый из этих элементов, нужно просто воспользоваться ним. В этом нет абсолютно ничего сложного, и если Вы учили в школе геометрию, сможете разобраться и с Компасом 3D.
После этого курсор изменится на квадрат, которым нужно указать прямую, касательно к которой будет проводиться окружность. После нажатия на нее пользователь увидит две окружности с двух сторон прямой. Нажав на одну из них, он зафиксирует ее.
Как видим, при вводе текста внизу тоже отображаются его свойства, такие как размер, стиль линии, шрифт и многое другое. После того, как фрагмент создан, его нужно сохранить. Для этого достаточно нажать кнопку сохранения на верхней панели программы.
Создание деталей
Там пункты панели инструментов несколько отличаются от того, что есть при создании фрагмента или чертежа. Здесь мы можем видеть следующее:
Самое главное, что нужно понимать при создании детали – это то, что здесь мы работаем в трехмерном пространстве в трех плоскостях. Для этого нужно мыслить пространственно и сразу наглядно в уме представлять, как будет выглядеть будущая деталь. Кстати, практически такая же панель инструментов используется при создании сборки. Сборка состоит из нескольких деталей. К примеру, если в детали мы можем создать несколько домов, то в сборке мы можем нарисовать целую улицу с домами, созданными ранее. Но сначала лучше научиться делать отдельные детали.
Теперь можно попытаться поставить на получившейся фигуре столб сверху. Для этого откроем ее верхнюю плоскость как эскиз, и нарисуем по центру круг.
После всего этого у нас получилась примерно такая фигура.
Вышеперечисленные задачи является основными в Компас 3D. Научившись выполнять их, Вы научитесь пользоваться этой программой в целом. Конечно, чтобы описать все функциональные особенности и процесс использования Компаса 3D, придется написать несколько томов подробной инструкции. Но и самостоятельно эту программу тоже можно изучить. Поэтому можно сказать, сейчас Вы сделали первый шаг на пути к изучению Компас 3D! Теперь попытайтесь таким же образом нарисовать свой стол, стул, книгу, компьютер или комнату. Все операции для этого уже известны.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Читайте также: