Как сделать летопись
Летопись писалась в Древней Руси по годам. Лето – в смысле год. Летописание затрагивало только существенные события в пределах государства, и в ней упоминались в основном только имена князей или высших церковных служащих. Она должна была быть беспристрастной, сухой. Однако русские летописцы часто критично оценивали неумелую деятельность князей, например, на поле брани. Но видно это в основном из контекста.
Писать летопись сегодня – беспристрастно описывать происходящее, следуя течению времени.
Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.
Код баннера:
Исследовательские работы и проекты
Классная летопись
В процессе исследовательской работы "Классная летопись" ученицей 4 класса начальной школы была поставлена цель создать летопись класса, которая бы продемонстрировала бережное сохранение памяти о жизни класса в начальной школе в творческой форме-фильме.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе "Классная летопись" автор проекта изучает историю летописи и дает справочные сведения о первых летописях и их авторах, которых мы знаем на сегодняшний день, обращается к толковым словарям для раскрытия понятия "летопись".
В предложенном проекте в начальной школе "Классная летопись" автором был собран материал о своем классе, проведено анкетирование одноклассников, собраны фотографии и документы о жизни и деятельности класса за период обучения в начальной школе, освоены основные технологии создания фильма и создан фильм о жизни класса за последние четыре года
Оглавление
Введение
1. Летопись моего класса.
2. Подготовка к защите проекта о летописи.
Заключение
Введение
В 2019 году я заканчиваю 4 класс. Сколько событий произошло за это время! Мне кажется, что наш класс- самый дружный и весёлый на свете. Весной у нас будет выпускной и мы, по традиции, будем прощаться с нашей первой учительницей- Иноземцевой Татьяной Анатольевной. Очень хочется, чтобы о нас осталась добрая память. Я задумалась: как же это сделать?
Цель исследования: бережное сохранение памяти о нашей жизни в начальной школе в творческой форме- фильме.
Задачи исследования:
- Узнать как можно больше о летописи как форме сбора информации
- Собрать информацию, фотодокументы для создания фильма.
- Систематизировать собранный материал.
- Определить, с каким настроением ребята посещали начальную школу. Провести опрос среди учащихся 4 классов.
- Освоить основные технологии создания фильма.
- Создать фильм о жизни нашего класса за последние четыре года.
Гипотеза: Я считаю, что фильм поможет сохранить историю жизни в начальных классах.
Летопись моего классf
I этап: Организационный.
А ведь, когда произносишь слово "летопись" вслух, на ум приходят старые тетради с пожелтевшими страницами, чьи-то судьбы, события, слёзы и радость, волнения и переживания. Почему-то всплывает в памяти семейный фотоальбом с потрескавшимися фотографиями, с пожелтевшими открытками и даже с засушенными листиками (наверно, был повод, чтобы их сохранить. )
На мой взгляд, летопись - это всё-таки запись событий, некий дневник автора, который помогает восстановить самые значительные события. Древние летописи писали на пергаменте, описывали события по годам. А каждый рассказ начинался словами "в лето. года"- отсюда и название самого слова. Сейчас же всё очень просто. На помощь человеку пришла сначала печатная машинка, а теперь и компьютер. В информационном веке и средства передачи- тоже информационные, т.е. достаточно информативные, сжатые.
II этап: Приёмы и методы работы.
Для меня "летопись класса" - некий содержательный материал. Создавая "летопись класса", хотелось бы, чтобы работа понравилась и учителю, и моим одноклассникам, и родителям. Что я могу привнести в создаваемую летопись?
За четыре учебных года у меня накопилось множество фотографий, которых может быть нет у моих одноклассников или учителя. Вспомнить и описать все, что происходило с нами с 1-по 4 класс. А героями моей летописи станут, конечно, одноклассники- как главные участники и свидетели всех событий. На мой взгляд, в летописи должны быть отражены самые яркие и запоминающиеся моменты.
Во-первых, нужно несколько слов в летописи сказать о создании класса, сколько в классе учеников, сколько девочек, сколько мальчиков. Указать общие черты характера или увлечения ребят, чем увлекаются. Далее можно включить материалы с внеклассных мероприятий (участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях), материалы с праздников. Можно рассказать о коллективных делах, чем занимались все вместе. Куда выезжали (на природу, на экскурсию и т.д.), какие выставки посетили.
Мне кажется, следует отметить и достигнутые ребятами результаты. Ещё мне хочется разместить в летописи и самые интересные творческие задания, которые выполняли ребята в течение этого года. Думаю, что в летописи всего класса следует рассказывать обо всех членах коллектива.
III этап: Презентация летописи
IV этап: Моделирование
Каждому культурному человеку хорошо известны исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Это летописи – самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.
Впоследствии летописи не только отражали исторические сведения, но и включали записи о современных летописцу событиях по годам.
В нашем случае летопись – это рукописный текст истории и современной жизни школы в хронологической последовательности.
В летописи регулярно фиксируются сведения о значимых событиях данного образовательного учреждения по учебным годам: с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года.
Летопись школы содержит:
1. Статистические данные об ОУ:
- Количество учащихся на 1 сентября, в целом и по классам.
- Первый класс и их классный руководитель (с приложением фото).
- Выпускной класс и их классный руководитель (с приложением фото).
- Количественный и качественный состав педагогического коллектива (с фиксацией динамики: кто принят на работу, кто уволен, образование, категория, стаж, средний возраст, юбилейные даты …)
- Администрация школы (с фиксацией динамики).
- Итоги учебного года.
2. Сведения об организациях и коллективах, действующих в рамках ОУ, значимые вехи и достижения в их деятельности; ФИО руководителей, начало и конец их деятельности (профсоюз, ученическое самоуправление, дополнительное образование, технический и обслуживающий коллектив).
3. Учебные, трудовые, спортивные, творческие и иные общественно значимые достижения учащихся.
4. Профессиональные достижения педагогов.
5. Решения администрации и органов ученического самоуправления, касающиеся жизнедеятельности школы.
6. Публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением ОУ.
7. Важнейшие события в жизни школы: их описание, фото, видео.
2. Учредитель летописи, его обязанности
Учредителем летописи является администрация образовательного учреждения.
В ее обязанности входит:
• принятие решения о создании летописи и составе авторского коллектива (составителей);
• регистрация данного документа;
• обеспечение составителей информацией, находящейся в компетенции администрации ОУ;
• содействие составителям в сборе информации об учреждении и физических лицах, имеющих отношение к данному ОУ;
• в установленные сроки инвентаризации проверка наличия летописи как документа ОУ.
3. Авторский коллектив (составители), его обязанности и отчетность
Состав авторского коллектива (составителей летописи) утверждается совместным решением педагогического и ученического коллективов.
- Руководитель авторского коллектива.
- Дизайнер – оформитель.
- Редактор Летописи
- Фотограф
- Куратор совета по Печати
- Администратор сайта
- Лидер совета по Печати
- Библиотекарь
- Руководитель краеведческого кружка или школьного музея.
- Заведующий ИРЦ или учитель информатики.
На общественных началах в него могут войти краеведы, представители администрации, совет по печати ученического самоуправления, учителя, школьники, выпускники, учителя-ветераны - все кто заинтересован в написании Летописи школы.
Очень важно, чтобы у авторского коллектива (составителей) летописи имелась возможность работать с современными техническими средствами: компьютером, сканером, принтером. С их помощью любой письменный или печатный документ, а также фотоархив станет доступен каждому, желающему его увидеть.
Составители летописи создают цифровую базу данных по истории школы по каждому году (фотоархив, видеоархив, архив СМИ, портфолио школы (грамоты, дипломы), годовые и промежуточные отчеты и т.д.).
В каждом классе член совета по печати ведет летопись класса, по окончанию школы она сдается в школьный музей.
Летопись школы ведется в бумажном и электронном вариантах. Бумажный вариант в формате книги хранится в школьном музее. Электронный вариант имеет две формы: печатную, которая хранится в библиотеке, и веб-ресурс, расположенный на сайте школы в открытом доступе.
В установленные администрацией ОУ сроки составители готовят отчет о проделанной работе за год и перспективах дальнейшей деятельности по созданию летописи.
4. С чего начать работу над Летописью
Работа над Летописью начинается
1) С подготовки к сбору и систематизации материалов:
предварительное знакомство с историей школы;
составление плана работы;
распределение обязанностей между членами творческого коллектива.
2) Изучение литературы и других информационных источников:
• административные книги, журналы, газеты;
• нормативные акты, отчеты;
• архивы школы и района;
• свидетельства и воспоминания учителей-ветеранов, выпускников школы.
5. Структура летописи, порядок ее ведения
Структуру летописи разрабатывает авторский коллектив (составители) и утверждает педагогический совет и совет ученического самоуправления.
Как правило, летопись состоит из трех основных частей:
- Историческая справка
- История школы.
- Летопись (хроника) современного этапа развития школы.
8В соответствие с российским законодательством, статус документа имеет бумажный вариант летописи, который регистрируется как локальный документ ОУ.
Летопись ведется в следующих формах:
- Летопись школы - тетрадь – черновик (рукописный вариант)
- Летопись школы – книга (рукописный вариант).
- Летопись школы (печатный вариант)
- Электронная Летопись школы (страницы подсайта на сайте школы или самостоятельный сайт).
Все записи в тетради и книге ведутся с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии.
Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видео- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости.
На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии ОУ с указанием района, края и времени начала ведения данного документа. При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием ОУ указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).
В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения: место расположения ОУ, контактную информацию, дату основания ОУ, изменения в названии.
Во второй части летописи на втором листе книги летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение книги – Летописи школы, период, в который он вел записи.
В разделе современная хроника, в центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением учебного года (2007-2008, … 2015-2016 и т. д.).
Дата событий выделяется цветными чернилами, либо в тексте, либо в его начале.
1 января ___________________________________
Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в квартал) в хронологическом порядке.
6. Электронный вариант Летописи школы
Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи. В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.
После окончания и сдачи в музей школы очередной книги Летописи, ее печатная электронная копия записывается на цифровой носитель в двух экземплярах и дальше передается по одному экземпляру в библиотеку и администрацию ОУ. В библиотеке школы также хранится печатный вариант Летописи школы, с которым могут знакомиться учащиеся.
7. Сбор и обработка материалов
Если дается ссылка на рассказ очевидца, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес проживания. Документы хранятся в папках. Фотографии – в конвертах, в вертикальном положении, отдельно каждый снимок. Как самостоятельные единицы хранятся материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи (аудиозаписи, видеоряд, фотографии, отдельные обзорные и тематические материалы).
Существенную помощь в пополнении исторической части летописи может оказать использование Интернета.
8. Значение летописи школы
Представленная в летописи информация относится к материалам повышенного спроса. В целях широкой популяризации собранных в ней сведений и одновременно сохранности подлинников документов составители могут предложить создание на основе этих материалов печатных изданий.
Информация, представленная на страницах газет, в сети Интернет поднимет авторитет, значимость и самой летописи, и ее создателей, привлечет к работе по восстановлению и изучению истории школы всех заинтересованных лиц.
Электронный вариант летописи размещается в Интернете, на сайте школы,
обеспечивая доступ к ней как можно большему количеству людей, интересующихся этой темой.
Созданная Летопись школы – это не просто перечисление исторических событий. Это памятник нашей духовной культуры, историческое наследие для потомков. Летопись школы это уникальное издание и ее написание большая ответственность для авторов.
Прямо скажу, не понравилась мне эта сельская летопись. Интуитивно догадывался, что многое в этой летописи было не так и не то написано и не так расположены материалы. А после того, как мой друг и односельчанин историк-архивист Геннадий Мельничук предложил заняться темой сельских летописей России, пришлось всерьез обратиться к первоисточникам. Их я нашел в Интернете. Летописей было много и разных. Нашлись интересные исследования по церковно-приходским летописям Российской империи. Нашлись материалы по зарубежным летописям сельских населенных пунктов.
Мои представления о сельской Летописи
Раньше летописцев называли хронистами. Они констатировали факты, фиксировали их на бумаге (пергаменте). Самые мудрые летописцы делали из фактов выводы и на этой основе писали Летописи – уже сборники сведений, представлявшие научную (или околонаучную) обработку всей массы сведений из разных источников.
Журналистов, газетчиков тоже иногда называют по старинному, хроникерами. Ну а иногда и журналюгами. Кто что заслужит. И их сведения тоже заслуживают почтения и уважения. Пресса – однодневка, торопыга, может ошибаться, (она делает это постоянно). Но ценность работы корреспондентов местной прессы для целей краеведения я оцениваю по систематичности и регулярности освещения событий на местах. Одна дождинка – еще не дождь. И одна снежинка – еще не снег. Важен сам факт – зафиксировать из публикаций местной прессы очередное событие сельской жизни. Процеживая накопленную массу информации местной прессы сквозь сито времени, получим относительно правдивый результат, который можно использовать в летописных целях.
Нам не дано знать, что будет в будущем главным из всей этой массы собранного материала – это покажет время. Придет это время, все притрется, уйдут боли и радости. А свежий человек один и тот же факт рассмотрит из разных источников: из заметки репортера, сведений председателя сельсовета или иного официального лица, воспоминания старожилов. На этой основе он даст свою оценку этому факту, и из хроники, из множества фактов составит Летопись – уже не хронику, а полновесный труд (научный или популярный – это уж как получится).
Церковно-приходская Летопись в Российской империи.
Епархиальное распоряжение.1868 года о начале церковно-приходского летописания во Владимире, содержало и некоторые общие правила для его составителей, которых обязывали:
Нижегородская духовная консистория в 1893 году предложила приводить следующие сведения в церковно-приходской Летописи:
О храме.
История построения.
Время построения.
Основатель.
Храм каменный или деревянный.
Вместимость его.
"Относительное богатство или скудость".
Число престолов и время их устройства.
Особенно замечательные иконы, кресты и "другие принадлежности местной святыни": часовни, гробницы "уважаемых подвижников, живущих в памяти народа", целебные источники и пр.)
2. О причте церковном.
Состав его.
Средства к содержанию.
Преемственное служение священников, "если возможно, от построения храма, от открытия прихода.
О деятельности причта, ведении внебогослужебных собеседований.
О родах миссионерской деятельности, где таковая признается необходимой….
Русская православная церковь, как государственная в то время организация, нашла возможности, подготовленные кадры и создала всероссийскую сеть для сбора исторической и патриотической по существу информации. Ячейки этой сети были довольно мелкие, информация собиралась конкретная, детальная, коллективно обсуждалась и принималась руководством к записи в Летописи. Это было в царское время.
Естественно, это касалось и вопросов изучения истории России. Родословие и краеведение стало буржуазным явлением, чуждым новой власти, и подвергнуто гонению, отрицанию, и забвению. Дореволюционная история монархий сменилась описанием классовой борьбы на историческом фоне. Массовая летописная работа на уровне населенных пунктов прекратилась, и потихоньку стала возрождаться лишь в 1990-х годах после распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии.
Стали появляться летописи сел и деревень, появилось осознание важности работы по созданию истории своей большой Родины через микро уровень – историю своего села, своего населенного пункта. В некоторых областях России стали приниматься методические документы, рекомендации о порядке ведения Летописей населенных пунктов. По результатам моих поисков из Интернет-источников в методической разработке сельских Летописей лидирует Белгородская область.
Я смог найти эти материалы и ознакомиться с ними совсем недавно, в начале октября 2009 года, и с удивлением и радостью обнаружил, что многое из того, о чем я говорил в своем докладе в июне 2008 года, совпадало с уже готовыми областными руководящими документами по ведению сельских Летописей. Там есть и указания об объединении образования и культуры в летописной работе, и внедрение различных форм приобщения школьников к знаниям о родном крае, и участие местных органов самоуправления в летописной работе, разработаны многие методические обоснования для библиотекарей, ведущих летописную работу. В Белгородской области даже издан областной закон о доплате библиотекарям за ведение летописной работы.
Но, к сожалению, есть и но. Не понравились мне в методических документах по летописной работе Белгородской области прямые указания на цензуру: неприятие в летописной работе неопубликованных документов, запрет использования в летописной работе местной и любой прессы, запрет летописцам личностного, а значит творческого отношения к своему летописному творению. Другими словами, это звучит, как постоянное недоверие к летописцу.
А где же тогда проверка строгого исполнения методических требований летописцами?. Значит, не работают методические требованиям к летописцам, если для проверки текстов требуются такие комиссии.
Посмотрел численность и состав комиссии по проверке летописей Красногвардейского района. Всего 13 человек, из них один библиотекарь-библиограф и один пенсионер-краевед. Остальные – районные чиновники. А где же здесь сами исполнители Летописей? Они что, статисты в своем деле, не творческие личности, а просто мальчики (или девочки) для битья? Скажу так – если надо завалить работу – создайте большую комиссию из чиновников для проверки этой работы. Больше ничего не надо.
Еще один момент. Если сравнить требования белгородских инструктивно-методических краеведческих материалов с указаниями Белгородской областной администрации, то в белгородских методиках не просматривается роль и место органов местного самоуправления и органов образования в летописной работе. Ну ладно, местное самоуправление выполнило разовую функцию – создало историческую справку по своему населенному пункту, и уснуло вековым творческим сном. А где прописана роль органов образования в исторической, краеведческой и летописной работе? Что-то я не нашел этих помощников ни в разделе 10 инструктивно-методических материалов, ни в подразделе 10.3 раздела 10.
Теперь о моем видении решения сельской летописной проблемы.
Все новое – это давно забытое старое, даже если двигаешься не по кругу, а по спирали. Советская власть отринула весь дореволюционный летописный опыт. Теперь мы отрицаем советский опыт отрицания дореволюционного российского опыта. На каждом новом витке истории те же заботы, поиски, находки и решения, только на другом уровне качества.
Раньше церковные структуры занимались созданием летописей, а сейчас – отделы и департаменты культуры. Как церковь во времена Российской империи, так и культурные департаменты при генсеках и президентах – государственные учреждения. Как тогда не надеялись на самодеятельное массовое воспроизводство летописцев Несторов, так и сейчас не надеются.
Как тогда создавали при помощи церкви всеобъемлющую сеть для сбора краеведческой информации, так и сейчас при помощи библиотек начинается сплетаться та же сеть. Плохо то, что современная сеть для сбора информации имеет очень крупные ячейки, практически, сеть дырявая. В эти ячейки попадает официальная информация, записи о крупных мероприятиях. А вот мелкие детали о жизни простых людей начисто пропадают из накопленного знания. А в мелочах и находится (тут разногласия: кто говорит - дьявол, кто говорит – Истина).
Ну что вы хотите от вынужденного летописца-одиночки - простого сельского библиотекаря с его грошовой зарплатой и массой дополнительных нагрузок к основной работе. Естественно, как умеем, так и пишем. Как пишем, так и живем.
Так что же надо делать?
1 - Решить на самом высоком уровне, что же должна представлять из себя российская сельская Летопись. Так, как это сделали когда-то церковные органы в Российской империи. Может быть, и через предварительную дискуссию. Создавать единые организационные и методические основы для создания сельских и иных Летописей России. В XIX веке в Российской империи с этим прекрасно справлялась православная церковь. XX век разрушил российское село. Теперь мы, в XXI веке пытаемся через учреждения культуры сохранить память о том, что мы потеряли. Что имели, не хранили, потерявши – плачем.
В моем случае успешно сработала инициативная попытка создания сельской Летописи под руководством местного органа самоуправления, при методическом контроле со стороны районного департамента культуры.
2 - Объединить усилия двух ведомств – образования и культуры в краеведческой и летописной работе. На этой базе повысить качество работы авторских коллективов (составителей Летописи) за счет использования уроков истории в школе данного населенного пункта для практических целей. Вот вам и будет масса добровольных информаторов и помощников. Знать, например, историю Древней Спарты или чистку Гераклом Авгиевых конюшен нужно. Но патриотом своей Большой Родины станешь лишь тогда, когда будешь гордиться историей своей малой Родины, боевыми и трудовыми делами и наградами своих односельчан. Будет прочная связь между гордостью за свое родное село и гордостью за большую Родину – свою страну – будет у нас и почти готовый патриот нашей Родины - России.
Дело сбора и хранения памяти сельской России в структуре Летописи взяли на себя российские ведомства культуры. Но это государственное дело не есть дело одного ведомства культуры. Тем более, как правило, средств на компьютерную и другую технику для сельских библиотек и потребностей летописной работы у этого ведомства нет. Я уже не говорю о материальных стимулах для летописной работы. Подставить плечо должно и ведомство образования. У него есть страшная сила – школьники конкретных населенных пунктов. Но эта страшная сила под системным руководством своих преподавателей истории, литературы, русского языка может стать великой силой не только в знании своей истории, но и через знание - в любви к своей малой Родине. Отсюда недалеко до любви и патриотизма к России. Через малое – к большому.
3 - Добавить в школьные программы по истории начальный курс генеалогии – прикладной части истории. Цель этого предложения – научить школьника азам составления родословных древ своей семьи. Мы, в большинстве случаев, потомки крепостных крестьян. До освобождения от крепостного права нам не было дано право на родословие и даже на личное отчество. Знание основ генеалогии дает:
а) гордость за свою фамилию, свой род, свое российское гражданство;
б) плавное вхождение школьника в область интереса к практической истории – летописной работе.
Тогда внук не понесет медаль своего деда барыгам на продажу, а будет хранить ее, а фронтовую фотографию деда или почетную грамоту бабушки обязательно внесет в родословную своей семьи. А пока что получается – в школе есть школьный музей и уроки истории. А в сельской библиотеке библиотекарь, как умеет, ведет летопись, как ему указано свыше его начальством. Сельская школа и сельская библиотека на сегодняшний день никак не связаны друг с другом, не скооперированы в летописной работе. И начинать надо не с этих конечных структур, а выше.
4 - Работать над созданием летописи не от (по) должности, а от призвания. Искать людей, способных не писать под диктовку руководства, а имеющих самостоятельность мышления, интерес и стремление к краеведению. При этом использовать широкий круг поиска этих людей в сфере культуры, образования и т.д.
Объединять людей, интересующихся историей своего края в группы, для совместной работы над подготовкой Летописи в соответствии с утвержденными статутами сельской Летописи. Делать это на основе решений местных администраций.
5 - Составить методические пособия для самих методистов и авторских коллективов (составителей Летописи). Учить районных методистов правилам ведения сельских Летописей. После этого методисты не вправе будут давать советы, на которые сами не в состоянии ответить.
6 - Не надо требовать от библиотекарей (или авторских коллективов – составителей Летописи) писать или составлять Летопись, как историю своего села. Сначала их надо научить, как собирать и записывать, в соответствии с принятой методологией, факты для будущей истории своего населенного пункта, своей местности. Поручать библиотекарю или авторскому коллективу Летописи вести обработку полученного материала в соответствии с методическими требованиями по созданию сельской летописи.
7 - Библиотекарь (а может быть, и школьный музей, при его полной организационной и технической готовности к этой работе) должен нести ответственность за целостность и сохранность полученных материалов для летописи.
8 - Настойчиво добиваться, чтобы библиотекарь или авторский коллектив (составители Летописи) имел возможность работать над Летописью с применением современных технических средств: компьютеров, копировальных аппаратов, сканеров. Причем, сканеров – обязательно. Это не блажь. С помощью сканера любой письменный или печатный раритет, любой фотоархив будет в цифровом виде доступен всем, желающим его видеть. Будет возможность максимально приблизить качество копии к оригиналу и повторить в электронном виде оригинал требуемое количество раз, без ущерба самому раритету.
9 - И, наконец, найти материальные стимулы для поощрения библиотекарей или авторских коллективов (составителей Летописи) в их благородном деле. Возможно так, как это сделано в Белгородской области, изданием областного (регионального) закона о доплате лицам, ведущим летописную работу.
Эта методика уже апробирована в двух Летописях сельских населенных пунктов: как опубликованный альтернативный проект Летописи села Кермись Рязанской области, и полностью действующая Летопись поселка Дружный Нижегородской области.
В предлагаемых методических рекомендациях использован и старый дореволюционный опыт церковно-приходских Летописей сельской России, и зарубежный опыт летописной работы (этические требования к летописцам молдавского краеведа и летописца Сильвиу Органа) и собственно авторский опыт методических летописных наработок.
Эти методические предложения должны действовать не вместо уже созданной и действующей в России Летописной сети, а вместе с ней. Поэтому методическое руководство Летописной работой в России должно полностью оставаться за органами культуры России.
Источники и литература
Чурочкин Б.Г. О методике работы над сельской летописью. Под редакцией Молева Е.А., доктора исторических наук, профессора, декана исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Не опубликована.
Глава администрации Белгородской области. Постановление от 8 декабря 1995 г. N 699
Инструктивно-методические материалы в помощь организации краеведческой деятельности муниципальных библиотек Белгородской области. Белгородская государственная универсальная научная библиотека. Отдел краеведческой литературы, Белгород, 2009.
Неопубликованные источники, литература и другие материалы по летописной теме будут отправлены для ознакомления по запросу всех заинтересованных лиц электронной почтой.
Чурочкин Борис Григорьевич, краевед, переплетчик, ветеран военной службы МО РФ
Читайте также: