Как сделать квест в библиотеке
Автор: Хмеляр Татьяна Владимировна
Организация: МБОУ Школа для детей с ОВЗ
Населенный пункт: город Лысьва Пермский край
Цель: ориентирование и самостоятельная работа со справочными изданиями.
Задачи: - познакомить с видами справочной литературы,
- изучить принцип расположения информации в справочных изданиях,
- развить коммуникативные УУД.
Ход квеста.
Реквизит – слова, напечатанные на полосках цветной бумаги)
Целеполагание. Здравствуйте, ребята. Вы уже нашли листочки со словами. Давайте прочитаем их, значения этих слов кто-то может объяснить? Чем будем заниматься сегодня?
Организационный момент. Выбираем лидеров двух команд, они поочередно формируют свою команду, выбирая ребят из 2 классов.
Информационный. В мире существует огромное количество слов, и все их сосчитать просто невозможно. Но словарный запас обычного взрослого человека с образованием составляет порядка – 30 тысяч слов, пользуется при этом он в обычной жизни примерно 10 тысячами слов.
Знать значения всех слов просто невозможно, но узнать - помогают специальные книги – словари, справочники и энциклопедии.
На Руси первые книги объясняющие непонятные слова появились в 18 веке, расположение слов по алфавиту и дало им название – АЗБУКОВНИКИ. (слайд №3)
Принцип расположения слов по алфавиту – применяется во всех энциклопедических изданиях, словарях и справочниках. Как вы думаете почему? И поэтому чтобы быстро найти нужное слово в энциклопедии или словаре что надо? – правильно знать алфавит.
Для соревновательного момента критерии :
- рассказать алфавит с наименьшим количеством ошибок.
- скорость выполнения задания.
(рассказывают алфавит. Реквизит – для проверки алфавит в напечатанном виде и секундомер)
Информационный. В наше время, издают огромное количество всевозможной справочной литературы. Но есть – главные, основополагающие. Среди энциклопедий такой считается – Большая российская энциклопедия, она выходит с 2004 года. У нас в библиотеке есть ее предшественница – БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 30 томов.
Обратите внимание для быстрого поиска в энциклопедиях и словарях есть подсказки. Например, на корешках каждого тома написаны первое и последнее слово в томе. На странице сверху первые слоги….
Правило алфавита распространяется и на расстановку слов внутри издания. Вы же представляете сколько их может быть на одну букву? Тогда вход идут вторые, третьи, четвертые буквы в словах.
(слова, напечатанные на листочках для каждой команды. Например, мама, масло, мысль, мыло. Как они будут расположены в словаре? Коллективная работа)
Познавательный.
Большинство энциклопедий относится к универсальным источникам информации. Там можно найти информация о словах, понятиях, личностях из разных областей знаний. Но есть справочная литература, в которой все слова и понятия определены какой-то темой или отраслью. Обратите внимание – энциклопедический словарь юного зрителя, юного музыканта, спортсмена, техника и др. Эти книги меньше по объему, поэтому когда знаешь к какой теме относится слово – в таких книгах найти информацию быстрее.
Познавательный. Отдельная тема в словарных изданиях – это словари и справочники по русскому языку.
Если слово вам известно, но сомневаетесь в его значении или надо уточнить, как правильно оно пишется. На помощь придут словари русского языка. Их тоже огромное количество.
Как правила над созданием словаря или энциклопедии трудится целая группа ученых, но в нашей стране есть две уникальные личности, которые взяли весь труд по составлению на себя. Поэтому результаты их многолетнего серьезного труда получили имена своих создателей.
Среди толковых словарей, на первом месте стоит словарь Владимира Ивановича Даля. Этот человек один собрал, объяснил и записал значения более 200 тысяч слов.
Другой известный лексикограф - Сергей Иванович Ожегов. Он составил словарь русского языка из 57 тысяч слов. Его работой чаще всего пользуются, когда хотят узнать значение слова. Правописание – проверяем с помощью орфографического словаря.
Познавательный. Так устроен мир, что слова из одного языка заимствуют в других странах. Слово приживается и получает свое распространение. Очень много слов появилось благодаря нашей стране и развитию изучения космоса. А компьютерные технологии и слова, которые с ними связаны, пришли к нам из английского языка.
Разобраться со значением иностранных слов помогают специализированные словари.
В самом начале – вы нашли слова, значение которых было неизвестно. Эти слова к нам пришли из других языков, их значение и происхождение можно найти в словаре иностранных слов.
Рефлексия. Все справились… что узнали, …что нового. Что знали….оцените настроение по театральным маскам
Методическая разработка будет полезна учителям и воспитателям начальных классов при планировании воспитательных мероприятий.
Содержимое разработки
Сценарий воспитательного мероприятия
Цель: привлечение внимание к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки; развитие читательского интереса и мотивации к чтению, читательского кругозора; воспитание уважения к книге, к народным сказкам; повышение духовной культуры детей посредством художественной литературы.
Ход мероприятия.
- Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.
Книги будут сопровождать нас всю жизнь. Они будут нашими постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Главное их предназначение - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
А художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир, где добро побеждает зло, а с вами всегда есть верные друзья.
-Сегодня мы поиграем с вами в квест - игру или игру по станциям. В процессе игры мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки: героев сказок, волшебные предметы и т.д.
Перед тем, как начать нашу игру, проведем небольшую разминку (для всех участников).
(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
6. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (на конце иглы)
7. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
8. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
9. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
10. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя)
-Молодцы! Начнем нашу игру. Для начала нам нужно разделиться на 2 команды. Для этого проведем жеребьёвку.
-А теперь о правилах нашей игры. Каждой команде вручается маршрутный лист с поочерёдным список станций. Только пройдя одну станцию, можно переходить к другой. За прохождение каждой станции команде выдается определенное количество жетонов, а по их количеству в маршрутный лист записываются баллы. После прохождения всех станций подсчитывается общее количество баллов. Та команда, которая набрала наибольшее количество очков, побеждает в нашей игре.
-Сейчас я буду показывать вам иллюстрацию предмета, который потерял какой-то сказочный герой. А вы должны будете назвать героя, автора и название сказки. Только если вы назовете все три составляющие вопроса, вам будет выдан 1 жетон.
Хрустальный башмачок (Золушка, Ш Перро),
-На данной станции я буду давать вам описание волшебного предмета из сказки, а вы должны его отгадать. За каждый правильный ответ – 1 жетон (1 балл).
1. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги). (Клубок)
3. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну - и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику. (Гусли-самогуды)
4. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком, которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке. (Волшебное зеркальце)
5.. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху. (Ковер-самолет)
6. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым. (Шапка-невидимка)
7. Не предназначена для освещения и не боится сырости. Такие предметы используются в арабских сказках как место хранения джиннов. По всей видимости, внутри жить тесно и неудобно, что негативно сказывается на их характере. (Волшебная лампа)
8. Волшебный музыкальный инструмент, употребляемый некоторыми сказочными героями в целях самозащиты. Для игры на ней не требуется специальное музыкальное образование и знание нотной грамоты. Стоит вам только в неё дунуть, как она сама заиграет, и от этих звуков ваши враги цепенеют, а сказочные принцессы в вас влюбляются. (Волшебная дудочка)
9. Как правило, висит на дубе, для удобства учёного кота ходить налево и направо. Выполняя эту полезную задачу, она является и несомненным украшением для всякого дуба. (Златая цепь)
10. Сказочный предмет, выполняющий все желания владельца. С помощью него можно оказаться и в прошлом, и в будущем, можно построить дворец, выйти замуж, жениться и разбогатеть. Для этого всего лишь нужно надеть его на палец, загадать желание и повернуть. (Кольцо)
11. Необходимый предмет обстановки и вид транспорта русских народных сказок и былин. На ней многие годы лежат и дед с бабой, и Илья Муромец, и Баба Яга, и Емеля и многие другие. Выполняя роль транспортного средства, сильно дымит, но развивает приличную скорость. Редкая русская сказка обходится без этого предмета. (Печка)
12. Не просто часть домашнего интерьера в восточных и русских сказках. Это и вместилище несметных сокровищ. (Сундук)
-Перед вами карточка с названиями героев из сказок. Ваша задача восстановить имя сказочного героя, дописав нужные слова вместо пропусков. За каждый верный ответ – 1 жетон (1 балл).
2. Домовенок. Кузя.
3. Доктор. Айболит.
4. Почтальон. Печкин.
5. Синьор. Помидор.
7. Царевна. Лебедь.
8. Железный. Дровосек.
10. Старик. Хоттабыч.
11. Кощей . Бессмертный.
12. Елена . Прекрасная (Премудрая)
13. Василиса . Премудрая.
14. Сестрица . Алёнушка.
15. Братец . Иванушка.
16. Крошечка . Хаврошечка.
17. Змей . Горыныч.
18. Сивка . Бурка.
Станция “Сказочный переполох”
Три чистюли - три поросёнка
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Ржавый замочек – золотой ключик
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Служанка под арбузом - принцесса на горошине
Лиса и 7 колобков - волк и семеро козлят
Синий платочек - Красная Шапочка
Знайка под землёй - Незнайка на Луне
Песочная служанка - Снежная королева
Быль о железной курочке - Сказка о золотом петушке
Великан Рот - Карлик Нос
За каждый верный ответ – 1 балл.
Команды сдают маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Награждение команд.
- Книги! Это действительно надёжные друзья. С любым вопросом можно обратиться к ним. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книг в жизни человека. Без них были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.
К сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции. Однако, несмотря на стремительное развитие современных технологий и появление в обиходе различных электронных устройств, имитирующих печатные издания, полностью книгу не сможет заменить ни одно, самое инновационное изобретение. Те, кто по-настоящему любит книгу, никогда не откажутся от наслаждения, которое доставляет запах недавно напечатанных страниц или шелест переворачиваемых страниц. Книга, несмотря ни на что, останется с нами еще многие века. Именно книги хранят в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книг – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!
-75%
Литературный квест (литературное квест-ориентирование) - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город, взглянуть по-новому на знакомые с детства места.
Цели игры: продвижение книги и чтения в молодежной среде.
- Организация чтения.
- Привлечение к чтению современной русской и зарубежной литературы.
- Привлечение к чтению произведений местных писателей.
- Популяризация деятельности и услуг библиотеки.
- Формирование положительного имиджа библиотеки.
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.
Можно выделить следующие этапы работы по организации квест-ориентирования:
1. Организация рабочей группы.
Организация рабочей группы первый и основной этап по подготовке и проведению любого мероприятия. На данном этапе следует определить круг ответственных лиц и координатора из числа библиотекарей и волонтеров.
2. Разработка положения (определение целей и задач игры).
Приступая к разработке положения, определите цель проведения игры и круг задач, которые вы хотите решить посредством организации данного мероприятия. Скорее всего, вашей главной целью будет продвижение книги и чтения, но если вы решили приурочить проведение игры к какому-либо значимому событию, например ко Дню Победы, то это необходимо учесть при постановке цели. Все последующие действия: постановка задач, определение круга участников, отбор книг, разработка маршрута и дополнительных заданий на маршруте и др., будет зависеть от той цели, которую вы преследуете.
В положении об игре определите правила игры, критерии оценки победителя, определите номинации, по которым вы будете награждать команды.
4. Докомплектование (если необходимо).
В библиотеке, которая организует игру, должно быть несколько комплектов книг, выбранных для проведения игры. В идеале количество комплектов не должно быть меньше предполагаемого количества команд, которые будут участвовать в игре - по комплекту на команду.
5. Определение круга партнеров (спонсоры, преподаватели школ, волонтеры).
Квест-ориентирование – это игра, соревнование, конкурс. Здесь не обойтись без присуждения мест или номинаций, а значит и без награждения победителей. Подумайте, какие организации, предприятия могут стать вашими спонсорами и партнерами.
Подумайте, кто будет стоять на точках маршрута – здесь вам могут помочь волонтеры.
7. Определение круга участников. Распространение информации об игре.
Продумайте круг потенциальных участников игры с учетом цели, которую вы преследуете. Квэст-ориентирование – это игра, ориентированная на молодежную аудиторию. Наиболее удачным является привлечение к участию в игре учащихся старших классов (10-11 классы). Информацию об игре следует распространить заранее, так как для подготовки к ней участникам необходимо прочитать тексты нескольких книг.
Информации об игре включает в себя правила игры и положение об игре, а также контактную информацию для связи с организаторами. В правилах игры должен быть указан срок регистрации команд и телефон, по которому осуществляется регистрация участников.
8. Инструктаж участников, объяснение правил игры.
Первые разъяснения участники игры получают при распространении информации, а также при регистрации команд. Обговариваются условия и правила игры, точная дата проведения мероприятия.
10 Оформление раздаточных материалов.
Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута (в зависимости от количества команд) и формирование маршрутных листов.
Продумайте, будут ли на маршруте стоять волонтеры или сотрудники библиотеки и как их можно будет отличить от других прохожих. Возможно понадобиться оформить опознавательные знаки в виде флажков, бейджей, шарфов и т.п.
11. Проведение игры.
Проведение игры также включает несколько этапов:
I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры.
IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.
11. Распространение информация по итогам игры в СМИ.
Итоги проведения квеста можно осветить в СМИ и на сайте библиотеки, если такой имеется.
В заключение приведу примеры квестов, найденные мною в интернете. Причём одна и та же информация повторяется в нескольких местах. И везде наш хоррор-квест приводят как один из самых интересных и удачных. Приятно))))
Это мероприятие развивает любознательность и интерес к чтению книг; обогащает словарный запас учащихся; воспитывает внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде. Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.
Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.
На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.
Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.
Этап первый.
Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)
Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.
Этап второй.
Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.
Сложи пазлы. (Приложение 1)
(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).
Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.
Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина
Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?( за 3 года)
Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)
Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов
Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.
Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.
А Васька слушает… (да ест)
А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
Ты всё пела? Это дело… ( Так поди же, попляши!)
Ай, Моська, знать она сильна … ( что лает на слона)
Недаром говорится… ( что дело мастера боится)
Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.
Дополнительное задание: Прочитать наизусть любую басню И.А.Крылова – дополнительно 2 балла
БЮРО НАХОДОК.
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.
Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)
Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)
Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)
Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)
Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов
Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)
Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)
ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)
Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.
ЦИФРЫ в литературе.
Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.
Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.
Этап третий.
Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Читайте также: