Как сделать кунг фу
Чэнь Синь - мастер кунфу (XIX в.)
Положение рук в Кунг-фу:
1) Цюань (кулак) - все пять пальцев крепко зажаты, положение кулака ровное, большой палец давит на указательный, кончиком достает средний палец.
2) Чжан (ладонь) - большой палец вытянут наружу или согнут, остальные пальцы руки вытянуты прямо и несколько назад.
3) Гоу (крюк) - -запястье опущено вниз, все пальцы собраны вместе. Возможный вариант: большой, указательный и средний пальцы сомкнуты вместе, формируют устрашающий крюк.
а. КОГТИ ДРАКОНА (Лунчжао) - ладонь смотрит вниз, запястье опущено вниз: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец держатся вместе, вытянуты в сторону тыльной части кисти руки. Большой палец развернут прямо и подан назад в сторону предплечья.
б. КОГТИ ТИГРА (Хучжао) - все пять пальцев растопырены, согнуты во второй и третьей фалангах в сторону ладони.
в. КОГТИ ОРЛА (Инчжао) - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сомкнуты вместе, вторые и третьи фаланги пальцев согнуты. Большой палец согнут, первые и вторые фаланги изогнуты.
2) Туйчжао (толчок) - рука выбрасывается молниеносно вперед от пояса или сбоку. В начале выполняется прием Хучжао. Главное – толчок вперед.
4) Лучжао (выход из захвата) - приемом Инчжао захватывается запястье или предплечье соперника, движениями назад, вверх или вниз совершается обманное заманивание.
5) Дяочжао (хватка) - приемом Инчжао соперник захватывается за руки, запястья, предплечья, плечи, волосы и приподнимается вверх, что создает выгодное положение для заманивания (например, чтобы ударить коленом).
6) Аньчжао (остановка захвата) - движением сверху вниз (приемом Инчжао) останавливается приготовленная для удара рука соперника.
Левый носок развернут наружу, центр тяжести перемещается на левую ногу с чуть согнутым коленом, корпус поворачивается налево. Правая нога находится сзади в состоянии готовности к выпаду. Одновременно правый кулак поворачивается вместе с предплечьем для нанесения прямого удара (в юго-восточном направлении), зев тигра сверху, кулак проходит впереди плеча. Левый кулак при согнутом локте возвращается назад и останавливается перед правым плечом. Туловище естественно наклонено вперед, взгляд направлен прямо вперед
Продолжение упражнения: делается большой шаг вперед согнутой в колене правой ногой в юго-восточном направлении. Колено левой ноги касается пола. Одновременно кулак левой руки вместе с предплечьем поворачивается вовнутрь и наносит прямой удар при прямом предплечье, при этом ладонь находится сверху, кулак проходит впереди плеча. Кулак правой руки вместе с предплечьем поворачивается наружу, при согнутом локте возвращается назад и останавливается у талии с правой стороны, ладонь смотрит вверх. Туловище слегка наклонено вперед, взгляд направлен вперед
Продолжение упражнения: правый кулак с согнутым предплечьем наносит прямой удар, рука чуть согнута в локте, центр приложения силы приходится на ударную поверхность кулака; левое предплечье согнуто в локте, кулак левой руки отводится назад к плечу справа. Туловище естественно наклонено вперед, глаза смотрят вперед
рассмотренные три удара должны производиться непрерывно и мгновенно, удар усиливается за счет поворота в пояснице и приложения усилия плеч.
Левая ступня делает шаг вперед-влево, туловище поворачивается примерно на 45° в юго-западном направлении.
Кунг-фу. Об этом виде китайского боевого искусства знают практически все. В XX веке его прославил легендарный Брюс Ли. Кто-то хочет отдать в секцию своих детей, кто-то сам хочет освоить этот вид спорта. Пришло время узнать о нём больше.
В кунг-фу самое сложное это умение преодолеть себя, свои слабости, свою лень для того, чтобы вырасти и стать сильнее, внутренне сильнее, воспитать свой характер, что поможет в дальнейшем в жизни.
Начнём с приветствия. Правая рука в кулак, левая накрывает ладонью пальцами вверх. Теперь выходим в стойку всадника. Чуть приседаем, укореняясь. Левая нога в сторону по дуге и присели.
Переходим к третьему этапу разминки — акробатике.
Мы ставим акробатику для того, чтобы человек умел владеть своим телом в случае падения смог не травмироваться. В дальнейшем мы культивируем боевую акробатику. Начнём с самых первых элементов — кувырков. Подбородок прижимаем к груди, колени врозь, головой тянемся к стопам и ноги выпрямляем.
Встали. Але-оп. Ну, а теперь давайте посмотрим, какие ещё упражнения делают уже профессионалы. Ну, вот и всё. Конец первой части. Немного отдохнём и будем отрабатывать технику.
Мы показывали вам самые разные варианты разминки, от суставной гимнастики до йогической Сурья намаскар. Сегодня предлагаем освоить комплекс упражнений в стиле кунг-фу, который хорошо подготовит к тренировке и новичка, и опытного спортсмена.
– точка байхуэй — область на макушке в центре черепа;
– точка лаогун — в центре обеих ладоней;
– точка чанцян — область в центре промежности.
Разминка в стиле кунг-фу: как построить занятие
* Обратите внимание на технику дыхания: вдох должен быть плавным, представьте, что направляете струю воздуха в область чуть ниже пупка (точку даньтянь). Затем также неспешно выдохните. Живот на вдохе становится выпуклым, выдох начинается от самого низа легких, потом через их центр идет вверх.
* Занимайтесь ежедневно, если хотите использовать комплекс цигун в качестве утренней зарядки, или несколько раз в неделю перед началом вашей основной тренировки.
Встаньте прямо, стопы на ширине плеч, колени мягкие. Точка байхуэй стремится вверх, точка чанцян стремится вниз, позвоночник выпрямлен, руки вдоль корпуса, таз расслаблен. Чуть согните руки в локтях, поднимите кисти до уровня даньтянь ладонями вверх на небольшом расстоянии друг от друга. С вдохом плавно поднимайте ладони вверх, двигаясь ими вдоль передней поверхности тела и постепенно разгибая ноги в коленях. На уровне лица разверните кисти ладонями от себя и постепенно поднимите руки над головой (ладони смотрят вверх). Поднимите глаза вверх, как будто пытаетесь посмотреть на свои ладони. Задержитесь в этом положении на 3 секунды, затем с выдохом плавно опустите руки через стороны вниз. Колени снова чуть согните, кисти расположите в исходном положении на уровне даньтянь. Выполните 3-6 повторов упражнения.
Из исходного положения предыдущего упражнения слегка скрутитесь корпусом влево, правую руку держите чуть согнутой на уровне левой подвздошной кости, левую — согните и разверните ладонью от себя на уровне левого плеча. Затем приподнимите над полом правую ногу и сделайте ею широкий шаг вправо, смягчив колени. Согните колени сильнее, немного опустите таз вниз (при этом он должен быть выше коленей). На вдохе подведите руки на уровень груди, левую — вытяните влево (ладонь развернута от корпуса), правую — держите согнутой на уровне солнечного сплетения (ладонь направлена вниз). Затем разверните обе ладони к себе и с выдохом плавно сведите руки перед собой так, будто хотите кого-то обнять. Постепенно выпрямляйте ноги и скручивайтесь корпусом вправо. Затем с вдохом снова сильнее согните колени и опустите таз чуть ниже. Разверните корпус по центру, правую руку вытяните вправо (ладонь разверните от себя), левую — согните и прижмите к грудной клетке на уровне солнечного сплетения (ладонь направлена вниз). Вернитесь в исходное положение и повторите движение 3-6 раз. Выполните такое же количество повторов в другую сторону.
Встаньте, поставив стопы на ширине плеч. Чуть согните колени и скрутитесь корпусом вправо, правую руку опустите вдоль корпуса, а левой, чуть согнутой в локте, тянитесь до правой подвздошной кости. Голову тоже поверните вправо. С вдохом левую руку плавно поднимайте вверх, направьте внимание на точку лаогун. Вытяните ее над головой (ладонь направлена вверх), выпрямите ноги и встаньте на носки. Затем вернитесь в исходное положение и повторите движение в другую сторону. Выполните 3-6 повторов упражнения в каждую сторону.
Поставьте стопы чуть шире плеч, согните колени, руки вытяните вперед на уровне плеч (ладони направлены вниз). На вдохе плавно скрутитесь корпусом чуть влево, левую руку опустите до уровня даньтянь и выведите вперед (ладонь смотрит вверх), правое колено согните чуть сильнее. Разверните голову влево так, будто смотрите назад. С выдохом разогните колени, вернитесь в исходное положение корпуса, обе руки вытяните вперед, сближая их так, как будто держите в ладонях мяч. При этом правую кисть (ладонь смотрит вниз) разместите чуть выше левой (ладонь направлена вверх). Зафиксируйте это положение на 3 секунды, на столько же задержите и дыхание. С выдохом смените положение кистей (как будто переворачиваете шар в руках) и повторите упражнение на другую сторону. Выполните 3-6 повторов упражнения в каждую сторону.
Дополните свои тренировки разминкой в стиле кунг-фу: это поможет вам избежать травм, улучшить концентрацию и работу внутренних органов.
Кунг-фу — специфическое искусство, а не просто физические упражнения. Это тонкое искусство выражения деятельности мозга посредством выполнения определенной техники. Сущность кунг-фу — это не предмет, который можно изучать как науку с помощью получения фактов и их анализа. Нет, понимание этого принципа происходит спонтанно, как озарение, возникающее в мозгу, освобожденном от каких-либо эмоций и желаний. Сущностью, главным принципом кунг-фу является Дао-спонтанность всех явлений, происходящих во Вселенной.
Всю следующую неделю я оставался дома. Проведя долгие часы в медитации и тренировках, я в конце концов пошел к морю поплавать в джонке. На море я опять вспомнил свою тренировку в зале. То, как я вел себя на ней, взбесило меня, и тогда я со всей силы ударил рукой по воде. И в тот же миг мой мозг поразила одна мысль. А разве не вода — одно из основных составляющих всего существующего на земле, является сутью кунг-фу? Я нанес еще один удар, вложив в него всю мою силу, и снова никакого урона воде. Я попытался схватить воду пальцами и сжать в кулаке, но это оказалось невыполнимой задачей. Вода — самая мягкая субстанция в мире, может заполнить собой сосуд любой формы. И в то же время она способна пройти сквозь самую твердую субстанцию в мире. Так вот оно что! Я должен стать таким, как вода. Вдруг надо мной пролетела птица, и тень ее упала на воду. И снова мистический скрытый смысл стал понятен мне.
Разве не так же, как отражение птицы на воде должны проноситься в моем сознании эмоции и помыслы моею противника? Это именно то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно, для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе, а не противиться ей. Я лежал на дне лодки и ощутил, как я соединился с Дао; я стал заодно со своей природой. Я лежал без движения, предоставив лодке двигаться свободно туда, куда увлечет ее течение. В тот миг я достиг состояния душевной гармонии — того состояния, в котором все то, что составляло для меня оппозицию, воссоединилось со мной вместо того, чтобы, как раньше, восстать против меня.
В моем сознании больше не было места конфликту. Весь мир стал для меня родным.
Я много сделал за эти годы своего становления. За это время я прошел путь от себя воображаемого до себя реального, от слепого следования пропаганде, от организованной коллективной истины и т. д. до достижения своего естественного предназначения.
Моих знаний техники кунг-фу совершенно недостаточно, чтобы сделать из ученика мастера своего дела, если он не проникся внутренним духом этого искусства. В свою очередь, внутреннее содержание станет доступно ученику в том случае, если его разум будет находиться в полной гармонии с окружающим миром. А это возможно только тогда, когда он достигнет состояния, которое в даосизме реализует невмешательство в ход вещей своим сознанием и основывается на сохранении абсолютной подвижности (восприимчивости) разума, что возможно лишь в том случае, если мозг будет совершенно свободен от интеллектуальных сомнений и волнений.
Я верю в то, что каждый человек способен настроить себя на достижение поставленной цели, если он соединит свои помыслы с определенностью цели, упорством и жгучим желанием реализовать то, что задумал.
Кунг-фу — это, пожалуй, одна из самых древних систем безоружного боя: практикуется для укрепления здоровья, совершенствования разума, а так же для самообороны. В силу того, что оно изучалось в узких кругах и под строжайшим секретом, кунг-фу практически не известно остальному миру.
История его существования насчитывает 5000 лет. Первоначально, в давние, покрытые туманом времена, кунг-фу было простой дракой множества людей, занимающихся им. Эти люди улучшали его, смягчали наиболее жесткие моменты, шлифовали технику до тех пор, пока из всего этого не появилось исключительно эффективное боевое искусство.
В значительной степени кунг-фу обрело связь между физическим и духовным началом благодаря китайским монахам и даосским священникам, практикующим это искусство. Кунг-фу для них, да и для других серьезных учеников, значит много больше, чем только исключительно эффективная система боя; просто убить или искалечить своего противника никогда не являлось для них основной целью. Кунг-фу — это составная часть философии даосизма и буддизма, идеалом которых являются принципы: не сталкиваться лоб в лоб с внешними силами, прогнуться под их давлением с тем, чтобы, разогнувшись, стать еще сильнее чем прежде, проявлять терпимость ко всем невзгодам, выносить пользу из своих ошибок, постигая суровые уроки жизни.
Однако в конечном счете обе эти школы в определенных ситуациях проявляют и твердость, и мягкость, и агрессивность, и непротивление. От этих двух основных школ ответвляются сотни других кланов, каждый из которых отрабатывает свой метод.
Активность является следствием пассивности и наоборот.
Такая система взаимозаменяемости пиков и спадов являемся принципом непрекращающегося изменения. Из этого видно, что эти две основные силы, казалось бы, вступающие друг с другом в конфликт, на самом деле, будучи взаимозависимыми, не противоборствуют, а находятся в союзе друг с другом.
Частой ошибкой при рассмотрении символа Инь-Ян является дуалистический подход, когда Ян противоположен Инь и наооборот. Если мы будем делить это единство противоположностей на две части, то мы не достигнем настоящего знания, так как истина в том, что все вещи имеют часть, которая их дополняет: только человеческий ум и его восприятие разделяет это единство на противоположности.
Единство Инь и Ян является жизненно необходимым.
Когда человек едет на велосипеде чтобы куда-нибудь попасть, у него ничего не получится, если он нажмет на обе педали одновременно или не будет жать на педали вовсе. Чтобы продвигаться вперед, он должен нажимать на одну педаль в то время, когда ослабляет давление на другую. Поэтому продвижение вперед требует единства напряжения и расслабления. Нажатие является результатом ослабления давления и наоборот. Каждое есть причина другого.
В символе Инь-Ян вы видите белую точку в черной капле и черную в белой. Это сделано, чтобы пояснить, что ничто не может существовать долго, если оно состоит только из одной крайности, будь то позитивной или негативной. Поэтому жесткость должна превращаться в мягкость и мягкость в жесткость, и поэтому боец кунг-фу должен быть гибким, как стальная пружина. Быть стойким, устойчивым, но все же не жестким — вот основной принцип. Если вы сильны, вы должны вкладывать силу в мягкость и восприимчивость.
Если в стойкости нет ни капли мягкости, тогда нет силы. Но если кто-то переплетает стойкость с мягкостью, то никому не удастся пробить его защиту.
Вышеназванный принцип находиться в близкой связи со следующим законом — законом невмешательства в явления, происходящие в природе. Этот закон учит человека, занимающегося кунг-фу, забыть о себе и следовать за оппонентом (силой), т. е. не производить какое-либо действие первым, а лишь реагировать в соответствии с ситуацией. Основная идея состоит в том, чтобы победить своего противника и никогда не находиться во фронтальной позиции по отношению к его силе.
Способ выполнения двигательных действий кунг-фу тесно связан с процессами, происходящими в мозгу. Фактически мозг тренируют с тем, чтобы он направлял движения тела.
Мозг повелевает, и тело действует. А раз так, то становится понятным, насколько важно уметь контролировать деятельность мозга. Однако это не простая задача.
Для правильного выполнения техники кунг-фу необходимо, чтобы за физическим расслаблением последовало бы психическое расслабление, иными словами, чтобы ум был не только пластичен, но и свободен.
Похожим образом сосредоточено сознание кунг-фуиста. Оно не задерживается на восприятии какой-то одной части своего оппонента. И это становится особенно показательным, когда кунг-фуист имеет дело с несколькими противниками. Так, например, предположим, что его атаковали десять человек, каждый из которых последовательно пытается уложить его.
Во время спарринга кунг-фуист учится забывать о себе самом, он учится следовать за движением своего оппонента, при этом сохраняя свой ум свободным, с тем чтобы контратаковать своего противника без лишних размышлений. Он освобождает себя от всех интеллектуальных сомнений, от психических напряжений и выбирает для себя пластичную манеру действия. В его действиях полностью отсутствует элемент заданности, он позволяет своему телу действовать спонтанно, раскованно. Но как только течение его мыслей застопорится, мгновенно будет нарушена рациональность его движений. И в ту же секунду удар противника дойдет до цели.
Человеку, практикующему кунг-фу, если он действительно настоящий мастер, вообще не свойственно чувство гордости. Гордость неизбежно обуславливает стремление человека достойно выглядеть в глазах других людей. В самом понятии гордости заложены страх и отсутствие гарантии безопасности. Ведь когда человек страстно желает, чтобы его уважали, он стремится завоевать себе подобающий статус. Но как только это происходит, тут же, совершенно автоматически у него появляется страх потерять этот самый статус. И тогда защита статуса становится для него самой важной необходимостью, что, в свою очередь, порождает постоянное чувство тревоги и озабоченности.
Как мы знаем, кунг-фу ставит перед практикующим это искусство цель самокультивирования себя как личности. А раз так, то его внутренняя самооценка является единственно верной оценкой. Поэтому, находясь в постоянном процессе самосовершенствования, кунг-фуист живет, не ощущая никакой зависимости от мнения других людей. Достигнув высокой степени самореализации и самосовершенствования, он не испытывает страха от мысли, что его не уважают другие люди. Кунг-фуист стремится к самосовершенствованию, но никогда не ставит себя в зависимость от того места, которое ему определяют другие члены общества.
Мастер кунг-фу, в отличие от новичка, сдержан, спокоен и уверен в себе, у него нет ни малейшего стремления к рисовке. Находясь под влиянием кунг-фу, он совершенствует свое мастерство, которое становится все более одухотворенным. Да и сам он в ходе духовной борьбы трансформируется, становясь все более независимым и свободным.
Для него слава и статус — ничего не значащие понятия.
Существует два пути достижения успеха в жизни. Один является результатом упорного труда, другой — результатом работы воображения (он, конечно, тоже требует труда). Бесспорно, что труд и желание добраться до истоков приводят к тому что человек становится компетентным в своем деле, но фортуна (в смысле богатства) будет наградой лишь тому человеку, который сможет додуматься до того, о чем никто и никогда до него не додумался. В любой области, в любой профессии Америка ценит больше всего идеи. Идеи сделали Америку такой, какой она в настоящее время является. Так и одна хорошая идея может сделать человека тем, кем он хочет быть. Одна часть моей жизни — кунг-фу. Это искусство очень сильно повлияло на формирование моего характера и образа мышления. Я практиковал кунг-фу как систему самообороны и как жизненный путь. Кунг-фу — лучшее из воинских искусств, а между тем дзю-до и каратэ, являющиеся производными от кунг-фу, уже распространились по всей Америке. Все это произошло из-за того, что почти никто не слышал об этом уникальном искусстве, к тому же нет компетентных инструкторов. Я верю, годы упорных тренировок дают мне право стать первым инструктором. Еще много лет я буду шлифовать свою технику и характер. Моя главная цель — открыть первый институт кунг-фу, который позже будет иметь филиалы по всей Америке. (Я планирую, что на осуществление этого проекта уйдет от 10 до 15 лет). Причиной, из-за которой я все это затеваю, является не только возможность заработать деньги. Мотивов много и среди них есть следующие: я хочу, чтобы весь мир смог оценить величие этого китайского искусства, мне нравится преподавать его и тем самым помогать людям, я хочу обеспечить своей семье хорошие жизненные условия, мне нравится сама идея организации чего-то нового. А последний и самый важный мотив состоит в том, что кунг-фу — часть меня самого.
Я чувствую в себе эти огромные возможности. Это более, чем вера и надежда, более чем амбиция, более, чем уверенность и решимость, более, чем предвидение. Скорее всего — это все вместе взятое.
Мой разум весь поглощен этой доминирующей силой, которую я держу в своих руках. Когда ты бросаешь в бассейн камень, то в месте его падения образуются круги, которые, все более и более расширяясь, распространяются по всей поверхности. То же самое произойдет, когда все свои идеи я оформлю в единый план. В настоящее время я уже достаточно хорошо представляю свое будущее. Я мечтаю, но не забывай, что деятельные мечтатели никогда не успокаиваются.
Это похоже на острые эмоции, смешанные с сильной верой, но только много сильнее и острее. В конце концов, цель моих планов и действий заключается в том, чтобы обнаружить истинный смысл жизни — покой для духа и разума. Я знаю, что сумма всех качеств, которыми я обладаю и о которых написал выше, не обязательно даст возможность обрести покой и мир моему разуму, однако это будет возможно, если все свои силы я отдам на самоусовершенствование, а не просто на освоение техники боя. Для достижения покоя разума, учения, заложенные в даосизме и чань-буддизме, окажутся исключительно ценными. Возможно, люди скажут, что я излишне верю в успех. Хорошо, пусть это так, но послушай, мое желание исходит из знания того, на что я на самом деле способен. Я только лишь поступаю так, как предписывает мне мое естество, при этом не испытывая ни страха, ни сомнений. О, господи, да ведь успех сопутствует тому, чье сознание настроено на достижение успеха. Да если ты не стремишься обрести то, о чем мечтаешь, какого черта ждать, что оно придет к тебе само!
(Позже Брюс отказался от идеи организации сети школ кунг-фу, т. к. его подход становился все более индивидуальным. — В. К.)
Мы часто слышим, как одни учителя утверждают, что их стили мягкие, а другие утверждают, что они преподают жесткие. Да эти люди просто слепы, они хотят отделить какую-то часть от целого.
Я предполагаю, что тот, кто утверждает, что его стиль действительно отличается от других, должен встать на голову и, прежде чем начать наносить удары, он должен перевернуться вокруг вертикальной и горизонтальной оси три раза.
Каждое движение в кунг-фу обладает текучей непрерывностью. Как только закончилось одно движение, оно переходит в другое. Это является основой тому, что наблюдатель будет воспринимать движения кунг-фу как более быстрые по сравнению с движениями других видов единоборств.
Кунг-фу — это упражнение духа. Связь духа и тела имеет выдающееся значение, особенно на высших стадиях тренировок кунг-фу. Читатель постоянно должен иметь это в виду. Надо пробовать своим воображением (движением духа) влиять на каждое физическое движение. Надо быть убежденным в том, что каждая техника получается, тогда это будет именно тот случай.
Взаимодействуйте со своим противником. Не сопротивляйтесь течению его движений и не прерывайте их. Вместо того, чтобы останавливать его силу, дополняйте ее, постоянно следуя за движениями противника. Другими словами, помогайте ему разрушать самого себя. Помните: то, что вы делаете, зависит от вашего противника, а поэтому ваши действия, дополняющие его силу и не противостоящие ей, действительно имеют смысл.
Всегда думайте о том, что в сомнительной ситуации лучше показать невозмутимость, чем бороться. Если вы все же вынуждены противостоять силе, тогда используйте ее, чтобы защитить себя.
Правда то, что достижение определенного состояния духа — конечная цель кунг-фу. Но эта стадия может быть достигнута только постоянной практикой. Уже три года я живу в США и за это время видел многих беззастенчивых и бессовестных коммерсантов, как американцев, так и китайцев.
99 процентов систем самозащиты, существующих на Востоке, — не что иное, как абсурд. Это разукрашенный джаз.
Он хорошо смотрится, но не срабатывает. Если пятидесятикилограммовая женщина будет атакована девяностокилограммовым мужчиной, то единственное, что она в состоянии сделать так это ударить как можно сильнее в одну из трех следующих точек: глаза, пах, голень. Этого будет достаточно для того, чтобы мужчина на время потерял равновесие, но после этого ей лучше всего будет бежать как сумасшедшей.
Еще одна беда в том, что есть бокс, где бьют руками, есть дзю-до, в котором бросают. Поймите, я ничего не отвергаю, я только говорю, что это плохо, когда стили разделяют людей. Основатели стилей начинали с гипотез. Теперь же эти гипотезы стали непреложными истинами, а люди, следующие им — их продуктами. И теперь уже кто вы, какой вы, как сложены, из какого теста сделаны — все это кажется неважным. Вы идете и практикуете какой-то стиль, постепенно становясь его продуктом. На мой взгляд, это неправильно. В JKD национальности ничего не значат. Мы должны выражать самих себя. Работая в японском стиле, вы выражаете японский стиль, но не выражаете себя.
Следует раз и навсегда усвоить, что я не изобрел новый стиль, комплекс или модификацию. Ни в коей мере JKD не отрицает тех законов, которые образуют тот или иной метод.
Напротив, я надеюсь, что JKD освободит моих друзей от пеленок и стилей, образцов и доктрин.
Мой дорогой друг, друг, которого я обрел в этом скудном на простые человеческие отношения мире, в этой вызывающей отвращение настороженной игре, где главным правилом является наличие выгодной дружбы, друг, я скучаю по тебе, по нашим незатейливым и веселым ужинам в каком-нибудь ресторанчике и другим радостным встречам.
… Береги себя, не унывай, я надеюсь, что ты продолжаешь бегать, для меня это теперь единственная форма отдыха.
В данном разделе использованы материалы книг:
2. Lee Linda. Bruce Lee: The Man Only I Knew, New York: Warner. 1975
3. Dennis Felix & Roger Hutchinson. The Wisdom of Bruce Lee. New York Pinnacke. 1976
А также фрагменты интервью Брюса Ли канадскому и гонконгскому ТВ
В душе, абсолютно свободной
От мыслей и эмоций,
Даже тигр не найдет места,
чтобы вцепиться своими страшными когтями.
Один и тот же ветер пролетает
Над соснами в горах
И дубовыми рощами в долине.
Но почему они издают различный отклик?
Ни мыслей, ни раздумий —
Но все же там внутри что-то движется,
Следуя своим собственным путем.
Но руки не могут взять ее —
Облака и туманы — различные состояния воздуха,
Над ними — вечное сияние Солнца и луны.
И даже перед боем —
Кто, отбросив все мысли о себе,
Погружен в бессознательность.
КУНГ-ФУ
Читайте также: