Как сделать фаберже
Об управлении качеством и производством в Доме Фаберже
Как Карлу Фаберже удалось создать ювелирную империю и выйти на мировой рынок? В чем секрет фирмы и лично ее основателя? И почему столь крупное дело под управлением эффективного менеджера не пережило бури XX века?
2 8 13/02/2019
В конце XIX – начале XX веков Дом Фаберже был непоколебимым лидером на ювелирном рынке Российской империи как по количеству выпущенных изделий, так и по их разнообразию.
За недолгую историю существования, закончившуюся в 1918 году, было создано почти 200 тысяч ювелирных изделий. Пасхальные яйца для царской семьи, портсигары, пепельницы, помадницы, пудреницы, рамки для фотографий, несессеры, термометры и барометры, часы, запонки, шкатулки.
Практически все направления ювелирного искусства были освоены предприятием Фаберже. Удивительно и то, что предметы, создаваемые фирмой, были адресованы разным слоям населения. При всем этом даже доступная по цене продукция отличалась качеством и неповторимым духом Фаберже. Каждый предмет не имел аналогов.
Как Карл Фаберже смог всего этого добиться?
Безупречное качество за приемлемую цену
Отец Карла Фаберже – Густав – отправился учиться ювелирному делу в Санкт-Петербург из Лифляндии в 40-х годах XIX века. Уже в 1842 году в подвальчике на Большой Морской улице Густав открыл мастерскую и торговую лавку. Здесь можно было купить простые ювелирные изделия и очки. Так началась история семьи Фаберже.
Карла, старшего сына Густава, положение мелкого торговца не устраивало. Он решил преобразовать бизнес в крупнейшую ювелирную империю.
Секрет фирмы Фаберже
Ценность любого ювелирного предмета не в материале, а в искусстве его обработки, в неповторимом стиле, в создании адресной вещи, которая рассказывает событие из жизни своего владельца.
Фаберже, будучи превосходным маркетологом, понимал, что на рынке Российской империи конкурентоспособным будет только первоклассно выполненный продукт по приемлемой цене.
Именно поэтому Карл охотно использовал недорогие материалы. Они стали своеобразным фундаментом его империи.
Притом работа всегда была выполнена совершенно, и изделие само по себе было уникальным произведением искусства. Ювелир стремился создать предмет искусства с минимальной себестоимостью.
Это по достоинству было оценено царской семьей, которой ежегодно приходилось вручать тысячи подарков как в рамках российских, так и зарубежных визитов.
Фаберже – поставщик Высочайшего двора и мастер Парижской гильдии ювелиров
Звезда дома Фаберже загорелась в 1882 году, когда Карл возглавил предприятие своего отца. В этом же году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Фаберже получил вторую награду – медаль за превосходное воспроизведение древнегреческих ювелирных изделий, найденных в Керчи. Именно это позволило Карлу Фаберже достичь вершины лестницы успеха.
За несколько месяцев до Пасхи 1885 года император Александр III, прослышав об удивительном таланте Фаберже делать копии, поручил ювелиру создать имитацию костяного яичка с курочкой для супруги Марии Федоровны. Яйцо настолько понравилось императрице, что стало во всех смыслах слова золотым для дома Фаберже.
В 1885 году Фаберже становится поставщиком Императорского двора. А в 1890 году – оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. Это – безоговорочное признание и свидетельство безукоризненного качества. С 1885 года на всех бланках фирмы появился двуглавый орел – знак качества того времени.
В 1887 году на задворках Большого театра Фаберже открывает московский магазин. Здесь представлены необычные предметы, преимущественно серебряные. Этот магазин и его ассортимент рассчитаны на московское купечество.
В 1900 году Карл Фаберже перенес бизнес в более просторное здание на Большой Морской улице. Здесь располагалась его квартира, торговые площади и мастерские. К этому моменту компания производила тысячи изделий ежегодно.
К началу XX века фирма Фаберже – предприятие, объединившее 300 золотых дел мастеров, художников по эмали и резчиков по камню
За этими громкими титулами и наградами скрывались годы труда как самого Фаберже, так и его команды, бесконечное стремление к совершенству, неповторимое качество и уникальность каждого ювелирного предмета.
В некотором смысле Дом Фаберже можно назвать прародителем бережливого производства.
Бережливые принципы Дома Фаберже
Увидь своими глазами
Фирма Фаберже – семейное предприятие. Сыновья и брат Карла Фаберже работали с детьми и родственниками других мастеров. Так формировались производственные династии. Мастеров было немного. И именно они стали первыми учителями Карла – он вырос в мастерской своего отца. Если подумать об этом в терминах бережливого производства – Карл Фаберже, по сути, вырос в гембе.
Мать Карла – Шарлотта – также оказала на становление личности великого ювелира сильное влияние. Она была дочерью скандинавского профессора живописи и постоянно рассказывала Карлу об искусстве.
Учись, совершенствуйся
В 14 лет Карл уехал с семьей в Дрезден. Там он учился в художественно-промышленной школе и затем – с подачи отца – в Коммерческом колледже, где, помимо прочего, посещал уроки Йозефа Фридмана – лучшего ювелира Франкфурта. В Париже Карл Фаберже проводил сутки напролет в Лувре.
Вернувшись в Россию, Фаберже пошел работать к Хискиасу Пендину – видному мастеру золотых и серебряных дел в Российской империи. Он был наставником Карла в течение 10 лет. Тогда Фаберже решил, что соберет команду, в которой будет множество талантливых мастеров, и каждый из них будет известен в своем деле. И ему это удалось.
Воспитывай незаурядных людей и формируй команды
В мастерских кипела работа: ювелиры осваивали новые техники обработки и экспериментировали с нестандартными материалами – пробкой, деревом, кожей и т.п. А глава фирмы продолжал работать и учиться.
Так, Фаберже часами трудился в Отделе древностей Эрмитажа: реставрировал поврежденные детали и воскрешал античные коллекции. Притом он обязательно описывал каждую.
Такой же отдачи он требовал от каждого мастера своей фирмы. И они трудились в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля, кропотливо копируя древние изделия, зарисовывая орнаменты.
Ни Фаберже, ни его мастера не взяли ни копейки за свою работу – они не направили счета на оплату своей деятельности. Карл был крайне требователен к своим сотрудникам, мог прямо сказать о том, что в сделанном предмете ему не понравилось.
Карл подбирал самых талантливых мастеров. Они должны были обладать творческим мышлением, уметь подхватить идею главы фирмы и не только воплотить, но и творчески развить. Поэтому, хотя Фаберже ценил и уважал каждого сотрудника, поблажек не делал.
Создавай стабильную производственную культуру и долговечные ценности
Головное производство фирмы Фаберже находилось в Санкт-Петербурге. Кроме него, было открыто еще 4 филиала – в Москве, Лондоне, Киеве, Одессе.
Предприятие в Петербурге было передовым. Фаберже провел даже электричество. Столовая, ресторан для работников, кабинет врача. Все это было сделано для мастеров фирмы Фаберже.
Притом в какой-то момент сам Карл Фаберже перестал непосредственно изготавливать ювелирные произведения. Но он всегда направлял и наставлял мастеров, которые руководили своими специалистами.
Он хотел, чтобы сотрудники были максимально мотивированы, поэтому строил систему управления производством соответствующим образом. Так, он разрешил каждому мастеру фирмы организовать собственную небольшую компанию. Все они работали под брендом Фаберже.
Притом на ряде работ мастера имели право поставить свои инициалы рядом с клеймом компании. Благодаря этому Генрик Вигстрем, Федор Рюкерт, Михаил Перхин запечатлели свое имя в истории ювелирного дела в России.
В том числе поэтому на фабриках Фаберже никогда не было забастовок. Он не увольнял никого необоснованно, даже стариков. Можно сказать, что Фаберже придерживался идеи пожизненного найма сотрудников.
Однако уволить могли за нарушение правил, принятых на фирме. Их было всего шесть, и они обеспечивали бесперебойную работу производства.
История жизни, успеха и краха империи Карла Фаберже – яркий пример того, как наша родина не дорожит, разбрасывается талантами и как трудолюбие и профессионализм здесь могут в один момент стать качествами неудобными и даже вредными
Петер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье ювелира Густава Фаберже. На самом деле настоящая фамилия семьи гугенотов, которые вынуждены были бежать из Франции после отмены свободы верования для протестантов, была Фаври, но во время скитаний изменялась, пока не приобрела окончательный французский манер – Fabergé, для привлечения клиентов в ювелирный дом, который к тому времени Густав Фаберже открыл на Большой Морской улице.
Одним словом, вернувшись в Россию, чтобы продолжить дело отца, Петер Карл Фабреже был блестящим профессионалом, получившим всестороннее образование – и ювелирное, и искусствоведческое, и менеджерское. Ему тогда было 26 лет.
В Санкт-Петербурге он принял участие в каталогизации и реставрации произведений искусств в Эрмитаже. Работа была волонтёрская, но дала ему возможность изучить изнутри старинные ювелирные техники, которые он потом использовал в своих изделиях.
Работы Ювелирного дома Fabergé получали самые престижные награды: на Всемирной выставке в Париже фирма получила золотую медаль, а Петер Карл был удостоен самой престижной французской награды – ордена Почетного легиона.
Одним словом, кроме бесспорного художественного таланта, Карл Фаберже обладал ярким гением предпринимателя. Дом Fabergé процветал и стал крупнейшей ювелирной фирмой в России: в ней работало около 500 мастеров и художников. Это была огромная ювелирная империя, включающая мастерские, дизайн-студии, магазины и филиалы в Москве, Одессе, в Лондоне, Киеве.
Но потом история успеха стала меняться на другую, трагическую.
С началом Первой мировой войны Дом Fabergé вынужденно перестроил свою работу: вместо драгоценностей начали делать медные графины, тарелки, кружки и табакерки. В мастерских теперь изготавливались шприцы и другое медицинское оборудование, а также гранаты для фронта.
Лондонский магазин пришлось закрыть: российский капитал, вложенный в иностранные компании, необходимо было вернуть в Россию для финансирования военных нужд. После революции всё было национализировано, закрылись и другие филиалы.
Накануне Карл передал свой дом на Морской, где семья Фаберже прожила 18 лет, в бесплатную аренду швейцарской миссии вместе с драгоценностями семьи и клиентов. Опись оценивает их по сегодняшнему курсу в 800 с лишним миллионов рублей. Драгоценности были упакованы в большой саквояж и помещены в бронированную комнату с самым надёжным в мире сейфом. В доме поселился швейцарский посол, что казалось вполне хорошей защитой. После ранения Ленина, объявления красного террора и побега Фаберже его вещи, включая драгоценности, были перенесены в посольство Норвегии и в следующую же ночь украдены. Сокровища из саквояжа Фаберже так и не нашлись, часть из них по сей день нет-нет да и всплывает на антикварном рынке.
Когда экспроприаторы дошли до дома Фаберже на Морской, они дограбили всё остальное. Единственное, что осталось в целости, – самый надёжный на свете сейф: его просто не смогли открыть.
Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.
Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.
Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения. Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.
Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.
Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия
За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.
Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников. Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.
А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.
1900 год. Пасхальные императорские яйца и копии царских регалий, представленные Фаберже в Париже на Всемирной выставке, покорили европейцев. Экспонаты выставлялись вне конкурса, поскольку глава фирмы был членом жюри. От французского правительства российский мастер получил звание Почетного Легиона и мэтра от парижской гильдии ювелиров. Поставщик Высочайшего Двора России, короля Швеции и Норвегии, обладатель нескольких золотых медалей, высочайших наград теперь получил признание Европы.
После этого, имея филиалы в Москве, Одессе, Киеве, он откроет в 1903 г. магазин в Лондоне, где на протяжении десяти лет изделий будет продано более 10 тысяч. Его фирма с 1906 г. станет единственной в Сиаме (Тайланд), а сам мэтр - придворным ювелиром и эмальером короля Сиамского. В 1910 г. маэстро станет придворным ювелиром в России, приняв звание от Николая II.
В том же году будет закончен четырехэтажный особняк на Большой Морской улице. Построенный всего за год он обойдется в полмиллиона рублей золотом. Отцовский дом стал мал для ведения бизнеса. Новое здание превратилось в центр фирмы. Первый этаж занял великолепный магазин. Он стал модным местом Петербурга. С четырех до пяти, после обеда, здесь собиралась питерская знать, чтобы посплетничать и обменяться новостями, сделав новые заказы.
Второй этаж и дворовые корпуса были заняты под мастерские с современнейшим техническим оборудованием. В это время здесь трудилось около 600 работников. Мастерские работали с семи утра и до одиннадцати вечера, даже по воскресеньям. Поток заказов был огромен и не иссякал. По скромным подсчетам, Фаберже, за время своей деятельности, создал около 120 тысяч уникальных ювелирных изделий ручной работы. Такое было под силу только массовым производствам.
Начало
В подвале улицы Большая Морская, на которой обитали питерские золотых и серебряных дел мастера, в 1842 г. открыл свою мастерскую и магазинчик Густав Петрович Фаберже. Он недавно переселился с женой из Перново (Пярну, Эстония), год назад закончив обучение и став ювелирных дел мастером. Спустя четыре года родился старший сын Петр-Карл, который за 45 лет управления фамильным предприятием станет одним из искуснейших мировых ювелиров и непревзойденным русским мастером.
Отцовское дело развивались удачно. Вскоре после открытия магазин занял сначала первый этаж здания, а затем семье стал принадлежать весь дом. Густав Петрович был состоятелен дать сыновьям Карлу и Агафону лучшее европейское ювелирное образование. Карл, как будущий преемник делопроизводства, окончил Дрезденскую торговую школу, Парижский коммерческий колледж и практиковался у лучшего немецкого ювелира Йозефа Фридмана.
Вернувшись домой, 24-летний Карл стал трудиться в семейной мастерской. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий. Основатель фирмы к этому времени удалился от дел, перебравшись в Дрезден, а делами управлял заведующий Зайончковский. С 1872 г. Карл в возрасте 26 лет возглавил дело отца.
Он оставался оценщиком и реставратором Эрмитажа, в хранилищах которого находилась коллекция керченских золотых украшений, найденная на крымских раскопках. Для ювелиров оставалась загадкой техника мастеров четвертого века до н. э. Не удавалось понять, как припаяны тонкая золотая нить и едва заметная мелкая зернь, чтобы при этом припоем не был залит декор. Эту загадку раскрыл Карл с Агафоном. Тайна скифских мастеров стала секретом фирмы Фаберже.
К московской выставке 1882 г. Петром-Карлом, его братом, лучшим мастером Эриком Коллином и несколькими работниками была создана точная копия ювелирных керченских изделий. Над шейным украшением этой коллекции 120 дней работали семь умельцев. Экспозиция копий скифского клада, до этого просто успешному дому Фаберже, принесла восхищение посетителей и жюри, золотую медаль, известность. На выставке присутствовал император с супругой, которых заворожили произведения реставратора Эрмитажа.
Но небывалый успех и внимание царского двора преподнесли предприятию Фаберже подарочные пасхальные яйца, что стали символом и особенностью фирмы.
История пасхальных яиц
Перед Пасхой 1885 г., пребывая с семьей в Гатчине, Александр III получил от своего брата письмо. В нем описывалось драгоценное яичко с сюрпризом, выставленное Фаберже на продажу. Цена была 4151 рубль, что равнялось приблизительно десятой части стоимости целого дома в центре Петербурга. Но богатых людей в России, готовых купить великолепную безделицу в канун Пасхи, хватало. Царь, поощрявший русских зодчих, велел тотчас приобрести искусную поделку для пасхального сувенира императрице Марии Федоровне. C 1885 г. Карл Густавович удостоился звания Поставщика Высочайшего Двора, что дозволяло на изделиях и вывесках магазинов ставить Российский герб. С тех пор Царский дом ежегодно с нетерпением ждал от искусника пасхальный сувенир с сюрпризом. Эту традицию после смерти Александра III продолжил Николай II, заказывая два подарка - для супруги и матери. Подарочные яйца Фаберже и их содержимое с каждым годом становились все изощреннее. А с 1900 г. сюрпризы стали заводными.
Первое яйцо, купленное императором, было исполнено ювелиром высочайшего уровня Михаилом Перхиным. Он имел право рядом с клеймом Фаберже ставить свое. В его мастерской, впоследствии, выполнялись все заказы на императорские пасхальные яйца, вплоть до смерти мастера. С 1903 г. его место занял Генрих Вигстрем, умелец такого же класса.
На протяжении тридцати лет Карл Густавович создал императорской семье свыше 50-ти подарочных яиц. Кроме них известно только о тринадцати изделиях того же уровня, на изготовление которых уходило по несколько месяцев. Десять яиц было изготовлено для богатейшей купчихи Базановой (Кельх в замужестве), которая, выехав из России до революции, вывезла в Париж все свои ювелирные изделия от Фаберже. По одному подобному произведению было изготовлено для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, одно заказал Альфред Нобель для своего племянника.
Мастера и изделия
С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.
Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем
Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.
Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.
По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.
Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.
На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.
Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.
В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.
Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.
Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.
Закат
В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений. Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице. Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.
Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.
Клейма Фаберже
С 1885 г. на изделиях стал появляться государственный герб. Но в петербургских изделиях он в основном ставился на работах для императорского двора, семьи монарха, заказах, поступивших через Кабинет его Величества, для именитых гостей, высоких чиновников, на государственных заказах таких, как ордена и монаршие регалии.
Выдающиеся мастера имели право рядом с фирменным клеймом ставить свой именник. Таких мастеров, в общей сложности, было около двадцати.
Часто на изделии стоял оттиск мастера без клейма фирмы. Пуансоны мастеров приходили в негодность, каждый новый имел мельчайшие, вовсе не заметные отличия от предыдущего. Но именно микроскопические особенности именников мастеров позволяют уточнить, в какой период сделано изделие, а порой и их подлинность.
Читайте также: