Как расширить стереобазу в компьютере
Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.
В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.
Чем стерео отличается от моно
В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.
По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.
Принцип и способы реализации широкого звучания
Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.
Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем
Поговорим о каждом из этих способов подробнее:
Панорамирование и уровни громкости
Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.
Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.
Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.
Задержка звука и эффект Хааса
Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.
То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».
Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay :
Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:
Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):
Послушаем тот же луп теперь:
Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.
Mid/side (M/S) обработка звука
Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).
Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.
Разные параметры обработки или дабл-трек
Ещё один надёжный способ получить широкое звучание — продублировать нужную дорожку, развести их по панораме и применить к ним разные эффекты. Допустим, на одной дорожке повесить едва заметную сатурацию, а на другой ревербератор с низким значением параметра dry/wet .
Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.
Ну и напоследок:
Играем партию разными инструментами
Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.
Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.
Бас и бочку — в mono
Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.
Комментарии:
"В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше." Когда наступит будущее?:)
Иногда, по разным причинам, было бы неплохо изменить ширину «звуковой сцены» при прослушивании стереозаписей. Несмотря на то, что технически это решение далеко от Hi-Fi, оно может быть полезным дополнением к настольным динамикам ПК или даже для музыкального центра в комнате прослушивания. Почему? Потому что многие компакт-диски (в зависимости от жанра музыки) могут быть записаны с расширенной стереобазой, в то время как в другой музыке может отсутствовать ширина. Это также может произойти, если ваши динамики расположены слишком близко друг к другу (или слишком далеко друг от друга).
Регуляторы ширины стереобазы были довольно популярны среди слушателей, носящих наушники, потому что нормальная сцена оказывалась слишком широкой, когда каждый излучатель играет прямо в ухо.
Идея управления шириной стереозвука не нова, и схемы, описанные здесь, являются адаптацией из ряда источников. Они датируются концом 1960-х годов (или около того), и я бы включил ссылки, если бы мог вспомнить, где я впервые их увидел.
В статье приведены две разные версии принципа регулятора ширины. Результаты их действия во многом похожи, но механизмы этих действий различны.
Первый является более простым и показан на рисунке 1. Этот блок можно считать достаточно эффективным, но использование потенциометра не позволяет точно получить исходную нормальную ширину стереобазы. По этой причине важен переключатель - в разомкнутом состоянии схема вообще ничего не делает.
Вторая версия не нуждается в переключателе, потому что, когда потенциометр находится в центральном положении, влияние схемы прекращается, и передается обычное стерео без модификации ширины.
Для большинства эти схемы регулировки стереобазы могут понадобится редко, поэтому также приведена схема байпаса.
Вам решать, какие операционные усилители использовать. Поскольку это не Hi-Fi как таковой, вы можете использовать что-нибудь недорогое, например TL072 или 4558. Наилучшим вариантом будет NE5532 или OPA2134. Показанные распиновки предполагают использование сдвоенных операционных усилителей.
НЕ ЗАБУДЬТЕ установить шунтирующие конденсаторы для операционных усилителей, хотя они (а также блок питания) не показаны. Включите конденсаторы 10 мкФ от каждого плеча питания к земле, а также установите керамические конденсаторы 100 нФ как можно ближе к каждому корпусу операционного усилителя и подключите к контактам питания - контакт 8 положительный, а контакт 4 отрицательный для сдвоенных операционных усилителей.
Контроллер ширины стереобазы - Версия 1
Этот устройство очень просто и дешево в изготовлении. Нет необходимости в двухканальном потенциометре, и все операционные усилители работают с низким коэффициентом усиления, поэтому вносят очень небольшие искажения. Простота этой версии также заключается в использовании всего двух сдвоенных операционных усилителей.
Рисунок 1 - Простой регулятор ширины стереобазы
Диапазон регулировки стереобазы колеблется от моно (когда потенциометр установлен на минимальное сопротивление) через различные стадии уменьшения ширины до положения движка примерно на 1/2 хода. На этом уровне стереобаза нормальная (допускаются некоторые отклонения). При дальнейшем увеличении сопротивления потенциометра стереобаза расширяется за счет появления «отрицательного взаимопроникновения каналов». Оно создается левым и правым микширующими усилителями и присутствует постоянно. Потенциометр в центральном положении нейтрализует отрицательное взаимопроникновение положительным, что приводит к нормальному стерео.
Эффект «отрицательного взаимопроникновения каналов» заключается в том, что динамики звучат так, как будто они находятся дальше друг от друга, чем они есть на самом деле. Это немного похоже на подключения динамиков в противофазе, но без (часто фатальной) потери басов.
Переключатель отключает каскады микшеров L и R, преобразуя их в простые неинвертирующие буферы, а также отключает потенциометр. В противном случае это привело бы к перекрестным помехам, разрушающим нормальный стереоэффект. Выходные буферы предназначены для защиты внешних цепей от влияния микшеров, что приведет к изменению их характеристик.
Резисторы 100 Ом последовательно с каждым выходом предотвращают колебания операционных усилителей при подключении проводов.
Контроллер ширины стереобазы - Версия De-Luxe
Следующее устройство обладает гораздо большей линейностью и дает более широкую звуковую сцену, чем простая версия, показанная выше. С одной стороны (положение движка сдвоенного потенциометра 10k вверху по схеме) получаем сигнал моно. С другой стороны, сигнал подвержен 100% отрицательному взаимопроникновению, поэтому звук «распределяется» на два отдельных источника, без центральной сцены. Когда движок находится в центре, стереоизображение не изменяется, и нет никакого изменения вообще.
Как правило, будет использоваться настройка где-то между «нормальным» и тем или иным крайним значением, в зависимости от предпочтений слушателя и расположения динамиков.
Рисунок 2 - Регулятор ширины стереобазы. Версия 2
На выходные микшеры поступает неинвертированный сигнал из соответствующего канала и переменная (через потенциометр) величина синфазного или противофазного сигнала от другого канала. Когда движок находится полностью вверху, выход каждого микшера представляет собой сумму левого и правого каналов, то есть моно. С другой стороны, когда движок внизу, выход каждого канала лишен всей информации о центральном канале и представляет собой отдельный источник звука.
Отключение регулятора ширины
Хотя обе представленные схемы могут быть настроены на обеспечение обычного стерео, для Hi-Fi лучше сохранить только те схемы, которые действительно необходимы, чтобы избежать ухудшения качества. Устройство переключения, показанное на рисунке 3, делает именно это. В режиме обхода подключенными остаются только входы, и это не вызовет увеличения шума или искажений.
Рисунок 3 - Переключение в обход регуляторов
Эта компоновка будет одинаково хорошо работать с обеими схемами и не требует пояснений. В положении байпаса входной сигнал подается непосредственно на выходы, минуя регулятор ширины полностью.
Есть много методов расширения стереобазы в миксе, все они в совокупности дают отличный результат на выходе. К этому можно отнести панорамирование, реверберацию, различные эффекты, игру с фазой, задержка между правым и левым каналами, Mid/Side-обработка и даже сатурация и компрессия могут дать нам ширину. Есть масса споров о применении данных методов, так, как на выходе можно получить кашу или много антифазы, что может сделать наш микс нечитаемым в определенных источниках. Конечно, при записи живых инструментов таковой проблемы нет, как правило, звук снимается несколькими микрофонами, снимается сам источник звука и его окружение (помещение), при таком методе записи не требуется накладывать каких-то эффектов, достаточно выставить нужные уровни, почистить и поджать для читаемости исходный сигнал. Но при работе с уже записанными фрагментами (сэмплами) совсем иная картина. При использовании сэмплов смешанных с помещением, с хвостами у нас нет возможности контролировать стереокартину нашего микса в полной мере, что дает очень скверный результат.
В книге «Библия Битмейкера» меня привлек метод, которым пользовались звукоинженеры раньше, он заключается в разделении канала на 2, разведенных до упора налево и направо, противоположно-продублированных с инверсией фазы. Данный метод называется «Левый минус правый» и применялся на аналоговых микшерах.
Огромное преимущество данного способа – это сохранение моносовместимости, то есть, при прослушивании в моно, звук не искажается, но дает хороший результат. Вы можете повторить его в вашем виртуальном микшере, но стоит учитывать, что уровни должны изменятся строго параллельно и прямо-пропорционально, на сколько изменили уровни левого канала, на столько же изменяйте уровень правого. (см. выше)
В FL Studio есть плагин, имитирующий эту цепь - Fruity Stereo Shaper. «Fruity Stereo Shaper. Стереоэффект с возможностью раздельного управления громкостью левого, правого канала и их инвертированных копий, а также их задержкой и сдвигом фазы. Появился в FL Studio 9» - Википедия. Схема работы этого плагина точно такая же, как и «Левый минус правый», к тому же, он имеет несколько удобных регуляторов и 2 режима работы – PRE и POST, которые подразумевают место в цепочке обработки, соответственно названию режима.
Данный плагин Я использую на малом барабане, так, как очень сложно добиться его живости и глубины, а это очень важно, важно и по той причине, что в миксе стоит оставлять небольшой запас для вокала по середине, иначе они будут конфликтовать. Я ставлю его после эквалайзера, в режиме PRE, так, как он фактически обрабатывает еще «сухой» звук, выкручиваю ручку PHASE на 90-100% влево, с последующим смещением канала в микшере налево на 5-7%, выкручивая ручку стерео на 100%. Выглядит нелогично, но при суммирование этих смещений совсем не слышно, однако, малый барабан звучит намного шире, при этом без антифазы. Так же, Я направляю малый барабаны на посыл-канал с комнатной реверберацией, что дает еще больше глубины. Еще этот плагин можно использовать на групповом канале всех элементов ритм-секции, после всей обработки, лично у меня это: сатурация, фильтрация, компрессия. После всей обработки ставлю этот плагин уже в режиме POST, ручку PHASE до упора влево или вправо, на слух, и получаю еще более широкое звучание, но уже всей ритм-секции. Важно помнить, что, чем больше смещение фазы, тем меньше его слышно и тем меньше его влияние на стереополе. Пробуйте, экспериментируйте, в современном продакшне нет строгих правил.
Как расширить стереокартину микса за счет панорамирования, реверберации, микрошифтинга и других приемов.
Взглянем правде в глаза: большинству миксов не хватает ширины, пространства и объема. В таких записях наблюдаются проблемы со стереокартиной — элементом, который расширяет звучание треков, делает хорошие миксы великолепными. Правильно построенное акустическое пространство отличает профессионально сведенные миксы от демо- и любительских записей.
Что такое стереокартина?
Примером правильной настройки стереокартины может служить микс, в котором вы четко слышите каждый инструмент и ясно представляете его положение относительно вас. Как и реальный мир, стереокартина имеет три измерения — высоту, ширину и глубину.
Три измерения объемного и широкого звучащего микса: глубина, высота, ширина
Высота
Высота говорит о том, насколько большим является микс и как высоко он может звучать. Высота достигается через правильную настройку уровней и эквализацию.
Ширина
Ширина сообщает нам о том, как движется звук от одной стороны микса к другой и насколько большое расстояние может пройти сигнал от левого канала до правого. Чем шире микс, тем больше в нем места для позиционирования участников аранжировки и тем свободнее расстояние между инструментами.
Несмотря на то, что ширина микса может быть достигнута различными способами, ключевым методом остается правильное панорамирование.
Глубина
Глубина микса зависит от того, как вы используете различные эффекты временной задержки (реверберацию, дилэй) для создания глубокой, объемной картины.
Как расширить звучание своих миксов
Стереорасширение — ключ к профессионально звучащим миксам и возможность удивить слушателей просторными треками. Правильное расположение дорожек в миксе и их свобода относительно друг друга сделают звучание композиций намного лучше.
Большая часть дальнейших советов связана с шириной микса. Тем не менее, во время сведения вы должны разобраться с каждым из трех компонентов-измерений, чтобы получить максимально широкую, живую и объемную картину. Работать с каким-то одним измерением и забывать про другие неправильно — только взаимодействие всех трех компонентов обеспечить качественно выстроенную стереокартину.
Помните: мастеринг выявляет лучшие качества любого микса. Это касается и ширины звуковой картины. Делайте мастеринг только после того, как добьетесь максимально широкого и объемного звучания своих песен.
Вместе с тем стереокартина также зависит от грамотного расположения микрофонов в помещении во время записи, но это тема для отдельной статьи. Сегодня речь пойдет исключительно о методиках расширения стереополя во время сведения музыки.
1 Работа с миксом в моно
Сведение музыки в моно — прекрасная отправная точка для создания широко звучащего микса. Одна из самых больших проблем широкой стереокартины — конфликты между частотами инструментов-участников микса. Чтобы устранить проблемные места, нужно найти баланс между всеми частотами по всему диапазону. В противном случае композиция будет выглядеть плоской, мутной и пустой, а ее воспроизведение быстро утомит слушателя.
Дисбаланс в частотах становится проблемой из-за эффекта маскировки. Маскировка частот — психоакустический феномен, который приводит к эффекту, когда громкие звуки прячут за собой (маскируют) более тихие звуки, находящиеся в том же частотном диапазоне. Знание о существовании этого эффекта очень важно — звукорежиссер не должен дать себя обмануть.
Сведение в монорежиме создает очень узкую версию микса, в которой все инструменты располагаются прямо перед вами. В таком миксе намного проще найти и устранить любые проблемы с балансом частот. Если микс хорошо звучит в моно (без панорамирования, реверберации и дилэя), то сделать его звучание в стерео сочным и ярким будет намного проще.
2 Эквализация «зоны присутствия»
«Зона присутствия» находится в диапазоне от 2,5 до 5 кГц. Этот диапазон — самый чувствительный и легко воспринимаемый для человеческого слуха, именно на звуки внутри этой границы люди обращают внимание в первую очередь.
Любой звук в диапазоне 2,5-5 кГц кажется нам ближе, чем он есть на самом деле.
Звукорежиссеры часто создают в зоне присутствия пространство для основного вокала, выделяя его и подчеркивая в миксе. Прием классический и популярный, но зону присутствия можно отводить не только под вокал — сюда стоит помещать любые инструменты, на которые вы хотите обратить внимание слушателя.
Тем не менее, стоит быть аккуратнее. Когда в зоне присутствия появляется слишком много инструментов, стереокартина сужается, инструментам становится тесно. Широко звучащий микс не должен перегружать зону присутствия.
Чтобы контролировать наполнение диапазона 2,5-5 кГц, поместите на мастер-канале спектральный анализатор (или эквалайзер с таким функционалом). Постоянно проверяйте количество информации в зоне присутствия: если в ней окажется слишком много всего, значит нужно активнее работать эквалайзером, освобождая этот диапазон от нежелательных элементов.
Помните, что широкий микс начинается с чистой зоны присутствия — помещайте туда только самое важное, а все остальное выводите за ее границы. Чтобы узнать подробнее о том, в каких частотах «живут» различные инструменты, стоит обратиться к специальной таблице звуковых частот.
3 Использование реверберации
Реверберация — классический инструмент для добавления ширины и глубины миксам. Использование реверберации расширяет стереокартину в целом, дает каждому звуку больше пространства для жизни в миксе.
Существует множество видов реверберации и техник использования этого эффекта для расширения микса. Каждый из видов и приемов добавит вашей музыке глубины и жизни, но к работе с этим эффектом нужно подходить с умом: правильный подбор эффекта наполнит звук жизнью, неправильный — резко изменит его характер до неузнаваемости.
Так или иначе многое здесь зависит от самого звука, а не эффекта. Поэтому ищите подходящую реверберацию и методику работы с ней, чтобы добавить своим миксам энергетики и мощи.
Хорошим подспорьем для начала станет эффект типа Hall Reverb. Использование этого эффекта с коротким временем спада (затухания) позволит добавить необходимую глубину и ширину без негативного изменения характера звука.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
4 Панорамирование
Панорамирование — один из ключевых элементов достижения широкой стереокартины. С помощью панорамы звукорежиссер может расположить инструменты или отдельные частоты в конкретной точке стереокартины.
Расположение инструментов должно основываться на звучании всего микса в целом. Существует несколько простых советов и правил, помогающих с помощью панорамирования добиться широко звучащего микса.
Низкие звуки — в центре
Так как низкие частоты обычно задают ритмику всему миксу, не панорамируйте их. Пусть они останутся строго по центру, выступая в роли некого стержня микса.
Баланс между левым и правым каналом
Человеческий мозг устроен таким образом, что старается центрировать всю информацию, поступающую с разных сторон. Держите левый и правый канал в балансе между собой, чтобы избежать размытия картины. Особое внимание уделите зоне присутствия, о которой говорилось выше.
Панорамируйте ушами, а не глазами. Не смотрите на ручки и регуляторы! Главное в этом деле — общее звучание. Закройте глаза и панорамируйте инструменты до тех пор, пока не найдете для каждого идеальную точку в пространстве микса.
Баланс громкости между правым и левым каналом не гарантирует общего баланса стереокартины. Если один из каналов более насыщен по информации или имеет больше звуков в зоне присутствия, стереокартина будет страдать от дисбаланса.
Основная вокальная линия — в центре
Держите основной вокал всегда в центре — так он будет находиться прямо перед слушателем и звучать ярко и сочно. Сдвигайте вокал только в случае острой необходимости (например, чтобы подчеркнуть какую-либо концептуальную идею).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 Даблтрекинг
Даблтрекинг — классическая и эффективная методика достижения широты стереокартины. Суть приема проста: возьмите два разных сигнала одного инструмента (дважды запишите одну партию), поместите их на разные каналы, после чего разведите их в разные стороны (один полностью влево, другой — вправо).
По отдельности сигналы будут звучать плоско и пусто, зато вместе — добавят объема и величины вашему миксу.
Не обязательно записывать сигнал для двух дорожек по отдельности. Разного звучания можно добиться с помощью разной эквализации и применения различных эффектов для каждого канала.
6 Микрошифтинг (микросдвиги)
Микрошифтинг представляет собой ловкую технику создания сочных и насыщенных стереокартин. Благодаря этому приему каналы звучат особенно широко и кажутся объемнее и больше, чем есть на самом деле.
Возьмите какую-либо стереодорожку и панорамируйте ее строго в центре микса. Затем создайте две копии этого трека (у вас получится три абсолютно одинаковые дорожки), и активируйте на каждой плагин питч-шифтинга (например, Antares Auto-Tune). С его помощью понизьте звучание одной дорожки на 5-10 центов, а звучание второй — повысьте на то же значение. Следом за этим, панорамируйте одну дорожку строго влево, другую — вправо. Включив одновременное воспроизведение трех дорожек, вы заметите расширившуюся стереокартину звука.
7 Эффект Хааса
Эффект Хааса (Haas Effect) — специальная техника использования дилэя, увеличивающая стереополе. Главный плюс метода заключается в расширении сигнала без изменения его тембральных характеристик.
- Создайте копию стереодорожки, с активированным на ней дилэем в режиме сайдчейн;
- Настройте время задержки эффекта в пределах до 30 мс, но не больше;
- Теперь панорамируйте оригинальную дорожку строго влево, копию — вправо. Активировав воспроизведение обеих дорожек, мозг воспримет информацию так, как будто мы слышим одну, очень широко звучащую дорожку.
Стерео расширители — это устройства служащие для расширения стерео базы звука.
Их можно разделить на два вида, первый те которые отдельно регулируют уровень сигнала моно и стерео составляющей, и те что используют задержку сигнала для расширения стерео базы.
Предлагаем сегодня рассмотреть несколько интересных бесплатных стерео расширителей.
Stereo Tool от Flux
Stereo Tool снабжен очень точными средствами для управления входным усилением и индивидуальной панорамой левого и правого каналов. Также для каждого канала доступен фазо-инвертор. Для полного управления стерео сигналом имеются глобальная стерео панорама и параметры настройки ширины стерео. Stereo Tool также предлагает точный визуальный фидбэк, отражающий наполнение сигнала. Векторный дисплей, PPM метр для обоих входов и выходов, и измеритель корреляции фазы постоянно контролирующих сигнал.
Ozone Imager от iZotope
iZotope Ozone - Imager - это бесплатный плагин для создания стерео расширения, в котором использована технология Imaging от Ozone. Плагин позволит сузить или расширить стереоизображение, что поможет вам добавить резкую или тонкую глубину и ширину вашим миксам или аудио файлам.
Stereo Touch от Voxengo
Stereo Touch способен генерировать стерео из моно, поэтому наиболее эффективен при работе с моно сигналом. Также он способен обработать и стерео сигнал, но при этом оба канала обрабатываются независимо друг от друга, как будто это моно потоки, а потом два получившихся стереосигнала смешиваются в один стерео поток.
Rescue MK2 от Variety Of Sound
Rescue - этот плагин поможет улучшить стереоизображение, не испортив его. Основная задача эффекта, это разложение сигнала на mid/side составляющие. Аналоговый характер плагина позволяет не только получить «3D» детализированный эффект, но и интересные искажения и динамические не ровности, которые могут вдохнуть в сигнал жизнь.
Читайте также: