Как работает многоканальная звуковая карта
Даже в дорогих игровых сборках далеко не всегда звуку уделяют должное внимание и ограничиваются встроенным кодеком от Realtek. И здесь как раз кроется одна из причин низкой популярности дискретных карт — встроенный звук стал более качественным. Особенно если речь идет о топовых материнских платах. Но все ли так гладко?
В этой статье мы не будем рассматривать профессиональное или аудиофильское (есть мнение, что на ПК это и вовсе недостижимо) применение звуковых карт. Остановимся только на повседневном использовании.
Качество звучания
Это, пожалуй, самый неоднозначный момент. Все дело в том, что люди воспринимают звук по-разному. Кто-то слышит разницу между MP3 и FLAC, а кто-то нет. А если нет разницы, то зачем платить больше?
В целом все верно, но не всегда это обусловлено только слухом. Если звук встроенной звуковой карты вас устраивает, возможно, вы просто не сравнивали его с нормальной дискретной. Либо ваша аудиосистема или наушники просто не позволяют услышать разницу. В любом случае задумываться об источниках звука стоит только, если в наличии есть и достойное аудиооборудование.
По сравнению со встроенным звуком разница может быть существенная. На старых или недорогих современных материнских платах звук, как правило, ставят бюджетный. И дело не только в младших версиях кодеков Realtek, но и в других параметрах, например, использовании дешевой элементной базы. Если добротные колонки или наушники не играют: низким частотам не хватает мощности, музыка смазанная и совсем нет детальности, возможно, причина как раз во встройке.
А вот в материнках подороже ставят старшие кодеки, качественные цифро-аналоговые преобразователи Sabre, усилители для наушников и т.п. В этом случае услышать разницу между встройкой и отдельной звуковой картой может быть тяжело, если вообще возможно.
Впрочем, для улучшения качества звучания совершенно необязательно покупать именно звуковую карту. Внешний ЦАП будет гораздо более универсальным устройством.
Многоканальный и пространственный звук
Что касается многоканального звука, то почти все материнские платы поддерживают формат 7.1. При этом если на задней панели выведено только три аудиоконнектора, дополнительно используется разъем на фронтальной панели. Это не очень удобно, но тем не менее работать будет. И, разумеется, это актуально для аналогового подключения многоканальной акустики, а не AV-ресивера по цифре.
С окружающим звуком все еще проще. Такие технологии для наушников, как Dolby Atmos и Windows Sonic работают на любом оборудовании. Так как это программная обработка звука, достаточно установить пространственный звук в настройках Windows (для Atmos нужно скачать приложение из MS Store) и совместимой игры. Например, поддержка окружающего звука есть в Shadow of the Tomb Raider.
Основное преимущество заключается в том, что у дискретной звуковой карты есть свои алгоритмы обработки звука. Это могут быть как относительно простые функции вроде более четкого выделения шагов противника в онлайн-играх, так и более сложное визуальное отображение источника звука. Все это легко настраивается и переключается в фирменном программном обеспечении. Также звуковая карта обычно точнее позиционирует звук даже на обычных стереонаушниках или колонках.
Звуковая карта Creative также необходима, если вы хотите использовать все преимущества EAX в старых играх. Сейчас технология уже не используется, поэтому список игр, которые поддерживают технологию невелик. Тем не менее если вы любите периодически пройти что-то из классики вроде старых частей Grand Theft Auto, то это может послужить дополнительным аргументом в пользу дискретного звука. Впрочем, на современной Windows 10 это работает через костыли в виде Creative Alchemy и не всегда корректно.
Стоит отметить, что в геймерском сегменте звуковым картам приходится конкурировать не только со встройкой, но и с USB-гарнитурами. У такого устройства уже есть встроенный аудиочип, который и отвечает за обработку звука. То есть, по сути, представляет собой внешнюю аудиокарту. В комплекте также, как правило, идет и фирменное программное обеспечение, которое отвечает за многоканальный звук и другие геймерские функции. Причем несмотря на многоканальный звук, чаще всего это простая эмуляция объема на обычных стереодинамиках. Хотя есть и модели, выдающие реальный звук 7.1, благодаря множеству отдельных динамиков.
Дополнительные разъемы
Покупка звуковой карты — неплохой способ оснастить ПК дополнительными аудиоразъемами. Так, на многих материнских платах нет оптического выхода, а это удобный способ подключения домашней акустики или ресивера.
Но вывести цифровой звук можно не только по оптике. Самый простой способ — HDMI, так как он есть почти на каждой видеокарте. Таким способом звук можно передать на ресивер или телевизор, а уже оттуда на акустику. Также можно купить адаптер с HDMI на оптику и подключить комплект акустики с соответствующим входом. Стоит отметить, что если вы выводите звук по цифре (HDMI, оптика, USB и т.п.), то качество звуковой карты значения не имеет. Обработка звука происходит уже на стороне приемника.
Звуковые карты могут иметь и другие дополнительные профессиональные разъемы, но в бытовом применении это нужно далеко не каждому.
Наводки и помехи
Покупка отдельной звуковой карты может помочь, если колонки фонят. Но, разумеется, это не единственная возможная причина и если такая проблема имеет место, то начинать надо с другого. Фон и наводки могут возникать по причине плохого кабеля, например.
Также на встройке могут возникать проблемы и со звукозаписью. Даже за пределами профессионального применения это может доставить немало проблем — хотя бы в сетевых играх.
Если встроенный звук не работает
Звуковая карта, очевидно, будет как нельзя кстати, если встроенный звук не работает. Едва ли это можно назвать частой проблемой, но поломки все же случаются. В таких случаях можно взять даже самую дешевую карту в пределах 500 рублей — с задачей вывода звука справится.
Для многих музыкантов, использующих звуковые студии на базе персонального компьютера, бывает вполне достаточно обычной звуковой карты со стереовходом и стереовыходом. Однако иногда в ряде случаев требуется большее количество физических аудиовходов и выходов, и тогда не обойтись без специальных многоканальных аудиоинтерфейсов.
Прежде всего следует сказать, что на коробках многих современных звуковых карт имеется надпись «многоканальный выход» или что-нибудь в этом роде. Однако, как правило, наличие на мультимедийных звуковых картах четырех, пяти или даже шести выходов означает не что иное, как поддержку режима декодирования окружающего звука. Использовать такие выходы иным образом без внесения изменений в конструкцию звуковой карты, к сожалению, не удастся.
Конечно, можно установить две или даже три звуковые карты в один компьютер, но работать с подобной системой будет не очень удобно, да и системые ресурсы компьютера небезграничны. К тому же стоимость такого решения при использовании более-менее приличных плат будет не намного ниже, чем в случае приобретения одной многоканальной.
Для чего нужны многоканальные аудиоинтерфейсы
Необходимость использования многоканального аудиоинтерфейса может быть вызвана различными причинами. Например, для работы с профессиональными видеомагнитофонами, имеющими четыре дорожки, требуется четыре физических входа и выхода. Многие музыканты используют внешнюю аппаратуру — модули обработки, синтезаторы и т.п., и для того, чтобы с этими устройствами можно было работать в режиме реального времени, также понадобятся дополнительные физические входы и выходы.
Разновидности многоканальных аудиоинтерфейсов
По сложившейся в индустрии звукозаписи традиции количество каналов в профессиональных устройствах кратно четырем. Если говорить о компьютерных аудиоинтерфейсах, то обычно это четырех- или восьмиканальные системы. Встречаются также модели, имеющие разное количество входов и выходов (например, младшие модели звуковых карт Echo имеют два входа и восемь выходов).
Конструктивно многоканальные аудиоинтерфейсы чаще всего выполнены из двух компонентов — платы, устанавливаемой в слот PCI, и внешнего коммутационного блока, подсоединяемого к плате при помощи специального кабеля. Существуют и решения для мобильных компьютеров, в которых вместо карт PCI используются адаптеры формата PC Card, подключаемые к внешнему коммутационному блоку. Однако подобные изделия относятся скорее к разряду экзотических, поскольку стоимость таких адаптеров значительно выше, чем аналогичных решений на базе плат PCI. К тому же характеристики далеко не каждого ноутбука позволят эффективно использовать возможности многоканального аудиоинтерфейса.
На внешнем блоке располагаются разъемы входов и выходов, а в некоторых случаях и дополнительные органы управления (регуляторы и переключатели) и индикации. В таких изделиях вы не встретите разъемов minijack — как правило, коммутация внешних аналоговых приборов производится при помощи RCA («тюльпанов»), полноформатных четвертьдюймовых «джеков» или разъемов XLR. Карты профессионального класса обязательно оснащаются симметричными аналоговыми входами и выходами. Довольно часто наряду с аналоговыми предусмотрены и цифровые входы и выходы электрического коаксиального и/или оптического интерфейса S/PDIF. В устройствах подобного класса стандартом де-факто стала работа с цифровым сигналом формата 96 кГц/24 бита. Существуют также модели, поддерживающие ввод и вывод многоканального цифрового потока (например, в формате ADAT 1 ). В некоторых случаях устанавливается профессиональная версия цифрового интерфейса — AES/EBU (или по крайней мере предусматривается возможность его подключения).
Довольно часто многоканальные звуковые карты оснащаются интерфейсом MIDI. Для применений, требующих при работе синхронизации с внешними устройствами, весьма полезным будет наличие BNC-разъема Word Clock.
Ниже приведены краткие описания бюджетных решений для персональных и домашних студий, предлагаемых на данный момент наиболее известными производителями. Верхняя ценовая планка описываемых устройств составляет 550 долл. (по розничным ценам на российском рынке).
Aardvark
Direct Pro LX6 выполнена в виде платы PCI и внешнего коммутационного блока, которые соединяются между собой двухметровым кабелем. На внешнем блоке расположены четыре симметричных аналоговых входа (на четвертьдюймовых разъемах «джек») и шесть аналоговых выходов, четыре из которых также являются симметричными (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), а еще два — несимметричными (на разъемах RCA). Судя по надписи Monitor, эти два выхода предназначены для подключения к контрольному тракту (мониторам). На передней панели находится разъем для наушников с регулятором громкости, который заодно управляет уровнем сигнала на мониторном выходе. Также предусмотрен интерфейс MIDI, представленный двумя разъемами: входом и выходом. Разъемы RCA входа и выхода цифрового электрического интерфейса S/PDIF находятся на заглушке самой платы.
В Direct Pro LX6 используются АЦП и ЦАП, работающие с частотами дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. Уровень каждого входа можно переключать между значениями +4 dBu и –10 dBV (в последнем случае вход работает в несимметричном режиме). Диапазон настройки чувствительности входов составляет 30 дБ и настраивается из программной панели управления. Обеспечивается одновременная запись с четырех входов (это может быть как четыре аналоговых входа, так и сочетание двух аналоговых и двух цифровых).
Одной из отличительных особенностей Direct Pro LX6 является наличие встроенного процессора эффектов, который позволяет производить обработку звука в режиме реального времени. В частности, имеются компрессор, трехполосный эквалайзер для каждого канала и мастер-ревербератор, общий для всех каналов. Данные эффекты могут применяться как для обработки записываемого сигнала, так и только для мониторов.
Если говорить о бюджетных многоканальных устройствах, то на данный момент они представлены двумя моделями — Darla24 (395 долл.) и Gina24 (450 долл.). Несмотря на то что в июне текущего года было объявлено о прекращении выпуска Darla24, эта модель еще встречается в продаже.
Более дорогая Gina24 помимо работы с аналоговым звуком обеспечивает также ввод и вывод сигналов в цифровом виде. На ее внешнем блоке имеются вход и выход электрического коаксиального интерфейса S/PDIF (на разъемах RCA), а также вход и выход цифрового оптического интерфейса ADAT. Кроме того, в отличие от Darla24, на передней панели коммутационного блока предусмотрен выход на наушники, оснащенный регулятором громкости.
M-Audio
Delta 44 (290 долл.) оснащена четырьмя аналоговыми входами и четырьмя аналоговыми выходами (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), которые могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режиме. Разъемы вынесены на внешний коммутационный блок, соединяемый с платой при помощи специального кабеля. Обеспечивается работа с сигналом формата 96 кГц/24 бита в полнодуплексном режиме.
Delta 66 (390 долл.) имеет схожую конструкцию, но наряду с четырьмя парами аналоговых входов/выходов оснащена и цифровым интерфейсом. Разъемы RCA входа и выхода электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF установлены непосредственно на заглушке платы.
В комплекте поставки плат Delta 44 и Delta 66 имеются драйверы ASIO, ASIO 2.0, GSIF, EASI и MME.
Коммутационные возможности плат серии Delta можно расширить при помощи блока MIDIMan Delta OMNI I/О (259 долл.). Вы получаете два входа с высококачественными микрофонными усилителями, четыре дополнительных стереовхода, линию для подключения внешних эффектов, два выхода для подключения наушников и индикаторы. Приобретение блока Delta OMNI I/О во многих случаях позволит отказаться от использования дополнительного микшерного пульта.
Marian
Плата Marian MARC 4 MIDI оснащена MIDI-интерфейсом с двумя входами и двумя выходами (разъемы MIDI-интерфейса вынесены на гибком кабеле, подсоединяемом к плате).
Marian MARC 4 DIGI помимо аналоговых входов и выходов оснащается входом и выходом цифрового оптического интерфейса S/PDIF, разъемы которого расположены непосредственно на заглушке платы. Для этой модели выпускается плата расширения MARC 4 DIGI Extender (72 долл.), на которой имеются входы и выходы электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF, разъем для подключения входа и выхода цифрового интерфейса AES/EBU, а также вход Word clock (на разъеме BNC).
В комплекте поставки плат Marian MARC 4 имеются драйверы GSIF, DirectSound и ASIO 2.0.
TerraTec
Звуковые карты немецкой компании TerraTec Electronic уже давно пользуются заслуженной популярностью у пользователей благодаря хорошему сочетанию цены и качества.
Аудиоинтерфейс TerraTec EWS88 MT (550 долл.) выполнен в виде PCI-платы и внешнего коммутационного блока, соединяемого с платой при помощи кабеля.
На заглушке платы расположены вход и выход электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF (на разъемах RCA) и разъем аналогового мониторного стереовыхода (minijack), работающего с ЦАП 48 кГц/16 бит. Кроме того, на плате имеются два внутренних аналоговых входа (с разъемами стандарта МРС), оснащенные «облегченными» АЦП (48 кГц/16 бит). Сигналы с этих входов можно коммутировать только на мониторный выход.
В комплекте поставки платы имеются драйверы ASIO2.0, GSIF, MME и DirectSound.
Звуковая карта (звуковая плата, звуковой адаптер) - это компьютерный модуль, предназначенный для ввода/вывода аудио сигнала.
Звуковая карта преобразует аналоговый сигнал звука в цифровой сигнал, который поступает в компьютер, и наоборот.
Виды звуковых карт
Интегрированные – встроенные в системную плату, малопроизводительны, работают за счет ОЗУ и ЦПУ
Внутренние – отдельное устройство, вставленное в слот расширения на системной плате
Внешние – подключаемые извне
Устройство звуковой карты
- Аналого-цифровой преобразователь - это устройство, превращающее входящий в аудиокарту звук (электрические звуковые колебания) в цифровую форму
- Цифроаналоговый преобразователь - это устройство, превращающее звук, существующий внутри компьютера цифровой форме, в электрические звуковые колебания на выходе
- Микшеры - выполняют подключение или отключение источников и приемников звуковых сигналов, регулируют их уровень, смешивают сигналы
- Цифровой эквалайзер – устраняет недостатки преобразования звука, акустики и помещения
- Аудиопроцессор
- Производитель, модель
- Частота ЦАП
- Разрядность ЦАП
- Формат карты
- Интерфейс подключения
- Отношение сигнал/шум
- PCI-E (PCI-Express) — стандартная шина.
- USB — используется для подсоединения внешних звуковых карт, как к ноутбуку, так и к стационарному ПК.
- FireWire — используется для подсоединения внешних звуковых карт и обеспечивает высокую пропускную способность.
- PCMCIA, или PC Card, — чаще всего применяется в ноутбуках для подключения периферийных устройств.
- ExpressCard — это стандарт, пришедший на смену PCMCIA (PC Card) и отличающийся большей скоростью передачи данных.
- Суммарный коэффициент гармонических искажений (THD), выраженный в процентах;
- Соотношение сигнал/шум (SNR), измеренный в децибелах.
Характеристики звуковой карты
Производитель - сегодня на рынке большой перечень производителей, например:
Частота ЦАП - определяет максимальную частоту звукового сигнала, которая примерно равна половине частоты дискретизации.
Для речи может быть достаточно 6-8 кГц, для музыки среднего качества - 20-25 кГц, для высококачественного звучания необходимо 44 кГц и больше.
Разрядность ЦАП – разpядность цифрового представления звука – количество бит информации, с помощью которого кодируется звук (8, 16, 24 бит).
Формат звуковой карты - количество каналов звучания (колонок) необходимое для воспроизведения стереозвука.
Сегодня 2.0, 4.0, 5.1, 7.1
Канал низкочастотных эффектов требует лишь часть от пропускной способности других каналов обозначается как «.1» - реализуется с помощью специального устройства - сабвуфер.
Интерфейс подключения
Отношение сигнал/шум - позволяет понять взаимное отношение мощности сигнала и мощности шума на входе/выходе прибора.
При выборе лучшей звуковой карты значение этого показателя должно быть как можно больше (желательно от 85 до 121 дБ), тогда количество посторонних шумов будет минимальным.
Перед изобретением звуковой карты, персональный компьютер (далее –ПК) мог сделать всего лишь один звук – однотонный звуковой сигнал. Конечно, он мог изменить частоту звукового сигнала и его продолжительность, но он не мог изменить его объем или создать звуки другой тональности.
Изначально звуковой сигнал в ПК действовал, прежде всего, как сигнал различного рода предупреждения. Позже, разработчики пытались создать музыку для самых ранних компьютерных игр, используя звуковые сигналы различных частот и длин. Эта музыка не была особенно реалистична, кто–то возможно вспомнит звуковое сопровождение самых ранних игр для ПК.
Но к нашему счастью, звуковые возможности компьютеров их так сказать их многоголосность значительно увеличилась в 1980-ых, когда несколько производителей представили расширительные платы, предназначенные для управления звуками. Сегодня, компьютер со звуковой картой это норма, он может сделать намного больше, чем однотональный звуковой сигнал (в современных материнских платах также используется небольшой динамик для воспроизведения звуков). ПК может воспроизводить 3-D аудио в играх или объемный звук в DVD. Также предусмотрена возможность записать звук из внешних источников таких как микрофон, плеер и др.
В этой серии статей постараюсь рассказать как звуковая карта позволяет компьютеру создавать и записывать высококачественный звук.
Аналог по сравнению с цифрой.
Звуки, которые мы слышим и компьютерные данные звуков существенно отличаются. Аналоговый звук состоит из волн, которые перемещаются по воздуху. Люди слышат звуки, когда эти волны физически вибрируют и «бьют» по их барабанным перепонкам. Компьютеры, для воспроизведения звука в цифровой форме, генерируют электрические импульсы, которые представляют 0 и 1. Как и видеокарта, звуковая карта выполняет роль преобразователя между цифровой информацией внутреннего компьютерного мира и аналоговой информацией внешнего мира.
Звук сделан из волн, которые перемещаются через носитель, такой как воздух или вода. Звук сделан из волн, которые перемещаются через носитель, такой как воздух или вода.Самая обычная звуковая карта почти всегда изготавливается на печатной плате, использует четыре компонента, чтобы преобразовать аналоговую и цифровую информацию межу собой, это:
Вместо отдельных ADC и DAC, некоторые звуковые карты используют микросхему кодера/декодера, так называемый CODEC, который выполняет обе функции.
Звуковая карта должна преобразовать между звуковыми волнами окружения и битами и байтами компьютера Звуковая карта должна преобразовать между звуковыми волнами окружения и битами и байтами компьютераПредположим, вы хотите использовать свой компьютер, чтобы записать свою речь. Первое что вы делаете, это говорите в микрофон, который в свою очередь подключен к звуковой карте. ADC преобразовывает аналоговые волны вашей речи в цифровые данные, которые может понять компьютер. Чтобы проделать это он выбирает и оцифровывает произносимый вами звук, производя измерения волны через короткие интервалы времени.
Аналого-цифровой преобразователь измеряет звуковые волны через короткие интервалы. Аналого-цифровой преобразователь измеряет звуковые волны через короткие интервалы.Число измерений в секунду, называется частотой дискретизации и измеряется в Гц. Чем выше частота дискретизации карты, тем более точно она записывает звуки.
Далее вы захотели воспроизвести свою запись через динамики, DAC выполнил те же самые шаги, что и ADC только наоборот. С точными измерениями и быстрой частотой дискретизации, в результате восстановленный аналоговый сигнал может быть почти идентичным исходной звуковой волне. Но, даже очень высокие частоты дискретизации все же вызывают некоторое ухудшение качества звука. Физический процесс движущегося звука через провода также может вызвать его искажение.
Производители звуковых карт используют для оценки качества звуковой карты два вида измерений, это:
И для THD и для SNR, меньшие значения указывают на лучшее качество. Некоторые карты также поддерживают цифровой ввод, позволяя сохранять цифровые записи, не преобразовывая их в аналоговый формат.
В следующей статье рассмотрим другие компоненты звуковых карт. А эту статью можете обсудить в комментариях.
С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.
Немного истории.
Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.
Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера
Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.
Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.
Виды звуковых карт
Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.
1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.
Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.
Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.
Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222
2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.
В этой категории довольно популярны Focusrite Scarlett Solo, Behringer UM2/UMC22, Steinberg UR12.
На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона
3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.
M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.
На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи
4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.
В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.
Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08
Дополнительные функции.
После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:
- не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;
- не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;
- некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.
Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.
Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.
Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2
В заключение.
Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:
- Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.
Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.
Читайте также: