Как подготовить файл к офсетной печати
Когда Вам необходимо что-то напечатать, будь то визитка, листовка или увесистый каталог, есть два пути. Обратиться для разработки макета в типографию (к дизайнеру, фрилансеру, другу который умеет и т.д.) или сделать всё самостоятельно. Мы НЕ будем настоятельно рекомендовать Вам использовать первый вариант. Но хотим напомнить, что эта простая на первый взгляд задача требует, как минимум, базовых знаний и навыков работы в графическом редакторе.
На практике, когда заказчики приносят нам свои макеты, мы часто сталкиваемся с одними и теми же распространёнными ошибками. Поэтому, для тех, кто хочет сделать всё своими руками, мы составили небольшой лайфхак, который поможет сэкономить деньги и нервы.
Где и в каком формате верстать макет?
Подготовка макета к печати может осуществляться в разных программах. Это могут быть как векторные редакторы, такие как Adobe Illustrator или Corel Draw, так и растровые, например, Adobe Photoshop. Или любые другие, главное — формат на выходе. Наиболее предпочтительные — PDF, AI, PSD, EPS, CDR, TIFF (без сжатия). Забудьте про JPEG — формат, который существенно ужимает данные, что влечет за собой потерю качества. Напечатать с него, конечно, можно, но, скорее всего, Вы будете разочарованы результатом.
Правило номер раз, два и три — масштаб, вылеты, безопасность
Всегда работайте в масштабе 1:1. Итоговый размер файла состоит из самой печатной области вашего макета + внешние отступы на обрез (обычно это по 3 мм. с каждой стороны). Это буфер, который будет обрезан в типографии. Резка никогда не бывает идеально ровной. Если эту область проигнорировать, по краям могут образоваться белые линии от бумаги. Будет не очень.
Еще один момент — зона безопасности. Это условный отступ от границ печатной области, только вовнутрь документа. Обычно тоже 3 мм. Это некий запас, куда не стоит помещать текст и другое важное содержимое. Например, если вы печатаете брошюру на скрепке, то рекомендуется отступать 10 мм. от края, чтобы скоба не пробила важную информацию. В каждом конкретном случае, отступы и вылеты стоит уточнить в типографии или у дизайнера.
На примере понять проще. Если Вам на выходе нужна визитка размером 90 х 50 мм., то необходимо использовать монтажную область 96 х 56 мм. При этом важную информацию стоит размещать в зоне безопасности размером 84 х 44 мм., т.е. по 3 мм. от края физического размера визитки.
CMYK для типографии, всё остальное — для экрана
Существует множество цветовых моделей, RGB, CMYK, XYZ, Lab, HSB, HSV. Не будем забивать Вашу голову сложной технической информацией, важно запомнить одно — для экрана и интернета RGB, для печати — CMYK. Поэтому, создавайте макет для печати в CMYK изначально. Если вы набросаете все в RGB, а потом просто переведете содержимое в CMYK одной кнопкой, вы потеряете контроль над цветопередачей и получите на выходе цвета, отличные от тех, которые были изначально.
Еще раз про цвет
Вообще, все основные косяки в готовой продукции связаны с тремя распространенными ошибками. Это неправильные размеры макета, плохое качество графики и проблемы с цветом. Клиент в печали, он хотел синий, а не фиолетовый, насыщенный черный, но никак не темно зеленый.
Уточните в Вашей типографии, какой цветовой ICC профиль они используют и выставите его в настройках программы, в которой делаете макет. Если выяснить это возможности нет, можно использовать профиль FOGRA39, по нему обычно калибруют оборудование в Европе и России. Coated или Uncoated — это бумага с покрытием (мелованная) или без.
Сумма красок
Следите за суммой красок. Бумага с разной плотностью и поверхностью по-разному впитывает краску. Чаще всего сумма красок (сумма показателей CMYK) должна быть не больше 280-300% (реже 320). Посчитать сумму красок можно в самой программе, или вручную. Если у вас С60 М93 Y85 С100 = 60+93+85+100=338, то есть вероятность брака на печати. Что чем большим количеством красок вы отобразите цвет в CMYK, тем темнее он получится на выходе.
Правило черного
Про черный цвет стоит сказать отдельно. Большие объекты в макетах нужно делать составным черным, маленькие (например текст и линии) — простым (K:100). При печати часто происходит небольшое несовпадение цветов и если заливать текст составным черным он часто будет размытым.
Шрифт
Все шрифты, которые Вы используете в дизайне, необходимо либо перевести в кривые (если у Вас небольшой макет), либо предоставить в типографию вместе с шаблоном. Имейте ввиду, шрифт, переведенный в кривые невозможно будет отредактировать. Соответственно, если вы печатаете визитку или флаер — смело кривите. Если это большой каталог или книга — прикрепляйте отдельно файл шрифта.
Не рекомендуется использовать очень мелкие (меньше 6 pt) шрифты, так как есть вероятность, что они плохо пропечатаются на бумаге.
Разрешение
По-возможности, старайтесь использовать в макете качественную графику и картинки в высоком разрешении. Сам файл рекомендуется сдавать в типографию в разрешении не меньшее 300 dpi. Для широкоформатной печати этот показатель может быть ниже, нужно уточнять.
Что в итоге?
Если ужать все вышесказанное, то можно вывести некую условную формулу рабочего макета — масштаб 1:1, в формате PDF, + 3 мм. под обрез, CMYK, шрифты в кривых .
Не забывайте, каждый проект индивидуален. К одним применимы описанные выше общие рекомендации, другие необходимо согласовывать с дизайнером и типографией в обязательном порядке.
Если Вы не уверены в собственных силах, всегда можно обратиться в дизайн студию ( например к нам :-) , рассказать, что Вы хотите и получить прогнозируемый результат, без негативных эмоций
От обращения в типографию до получения готовой продукции заказ проходит несколько этапов: расчёт тиража, оформление заказа, разработка дизайна (если нет готового), подготовка к печати и проверка макета, оплата заказа, печать, постпечатная обработка, упаковка, получение заказа или доставка.
Этап подготовки макета к печати вызывает больше всего вопросов. Существует список требований, которым должен соответствовать макет. Даже дизайнеры иногда допускают ошибки при подготовке файлов. Что уж говорить о предпринимателе, который сам сделал макет в Corel Draw, но никогда не сталкивался с требованиями допечатной подготовки.
Проблема: файл не был подготовлен к офсетной печати
В материале речь пойдет о третьем варианте:
PDF/x-1a принят в качестве стандарта в издательском деле.
PDF/x-1a в действии
Этот формат записи файла гарантирует отсутствие следующих ошибок:
- Не встроены шрифты (шрифты слетели).
Т.е. вы отправляете макет на печать в формате графического редактора, в котором работали, а в типографии получают такой макет:
Так происходит, потому что шрифты не были переведены в кривые и в базе типографии нет такого шрифта, который был использован в макете. Обычно программа предлагает заменить шрифт на один из стандартных.
- Цвета не переведены в цветовую модель CMYK
Словарь полиграфиста:
Подготовка PDF/x-1a
Для экспорта файла из Corel Draw переходим во вкладку Файл
и выбираем Опубликовать в PDF.
Кликаем по вкладке Параметры.
Указываем соответствие стандарту PDF/x-1a во вкладке с общими настройками.
Во вкладке Цвет проверяем соответствие цветовой модели CMYK.
Во вкладке Объекты смотрим, что:
Переходим на вкладку Допечатная подготовка и проверяем наличие вылетов.
Если программа сообщает о наличии проблем, то нужно их устранить до экспорта файла.
Затраченное время: 3-4 минуты.
Проверка PDF/x-1a
Проверить файл можно с помощью Acrobat Professiona (инструмент Preflight).
Чтобы проверить PDF документ:
- Выбираем Acrobat >Advanced >Preflight
- Затем профиль Prepress >SheetfedOffset, параметр CMYK или CMYK< and Spot colors (при наличии дополнительных красок).
- Кликаем по кнопке Analyze
Анализ результатов проверки:
- Открываем «название» ошибки, чтобы увидеть ее подробное описание.
- Дважды кликаем по строке с описанием, чтобы увидеть объект PDF документа (будет обведен красным пунктиром), к которому она относится.
- Выделяем строку с описанием ошибки и активируем кнопку Show Selected Element In Snap View. Появится диалоговое окно с изображением изолированного элемента полосы, содержащего ошибку.
Preflight не устраняет ошибки обнаруженные в документе. Необходимо внести исправления в файле исходного приложения и создать PDF/X-1a заново.
Вы решили напечатать листовки, буклеты, брошюры. Что дальше?
Тут встаёт вопрос создания дизайна и подготовки макета. Дизайн — это идея, уникальная концепция.
Макет: заказать дизайнеру или сделать самому
Хороший дизайн — это дорого! Не будем далеко ходить за примерами, помните ажиотаж вокруг красной буквы «П» в Перми.
Логотип Перми. Студия Артемия Лебедева.Он был создан студией Артемия Лебедева. Не так давно эта же студия запустила услугу экспресс-дизайна для «маленького и бедного» бизнеса за 100 000 руб.
Что? Вы серьезно? Стартапу выложить сотку за дизайн?
Слова Photoshop и Corel Draw уже давно не вызывают недоумения представителей малого и среднего бизнеса. Посмотрев несколько уроков и познакомившись с инструментами программ, можно сделать макет самостоятельно.
Этот логотип был сделан девушкой после прослушивания вебинара по дизайнуСделали макет, что дальше?
Обычно нашим заказчикам приходит подобное письмо после проверки макета.
В файле уже исправлены ошибки. Но, что делать если в типографии от вас требуют внести исправления самостоятельно. В этой статье мы расскажем о том, как подготовить макет к офсетной печати. Существуют общие требования подготовки ко всем макетам и особенности для отдельных видов полиграфии.
Общие требования к подготовке макета
Начнем с того, в каких форматах принимаются файлы в типографию:
- Офсетные машины печатают в палитре CMYK поэтому следует перевести все элементы вашего макета в эту цветовую палитру.
- Создавая макет для полиграфии, необходимо к существующему размеру добавить вылеты как минимум 2 мм с каждой стороны на подрезку.
- Все значимые элементы такие как текст, логотип должны отступать от краев не менее чем на 3 мм.
- Шрифты должны быть переведены в кривые.
- Рекомендуемое разрешение растровых файлов (картинки, фотографии) с красочностью CMYK – 260-350 dpi при 100% масштабировании в файле верстки.
- Размер макета должен соответствовать размеру изделия.
Готовим к печати макет евро буклета
Проверяем соответствие размера макета и размера печатного оттиска: 297*210 мм. Всё в норме!
Следующий шаг: проверяем все ли элементы в CMYK
Могут быть указаны модели: CMYK, grayscale, Pantone (только если печатается специальной краской), недопустимы модели RGB и CMYK255.
Если они имеются, их обязательно нужно перевести в CMYK, растровую графику желательно переводить в CMYK в растровых редакторах (таких как Adobe Photoshop)
Перед переводом желательно проверить цветовой профиль программы, чтобы избежать искажение цвета, задуманного дизайнером.
Переводим в CMYK
Важно знать:
1) Осторожно с текстом, если текст раскрашен в разные цвета, то буквы могут поменять цвет на цвет первой буквы блока. Т.е. перед такой заменой лучше перевести разноцветный текст в кривые. И все равно, внимательно проверьте, не изменился ли цвет.
3) Черные объекты при переводе из RGB в CMYK могут стать не 100% black, а составным черным. В этом случае после перевода:
Если Вы помните, какие именно объекты вставлялись из файлов старых версий (до 9 версии включительно) или из 15 версии Corel, можно попробовать удалить эти объекты и еще раз проверить сведения о документе.
Радикальным способом борьбы со CMYK 255 является перевод всего макета в RGB. Закрыть файл, открыть его и перевести в CMYK (способ перевода описан выше).
Недостаток, что цвета после перевода меняют свои числовые значения. Черный становится четырехсоставным, красный, салатовый, желтый тускнеют.
Поэтому лучше найти только объекты CMYK 255, скопировать в новый документ и уже в новом документе переводить в RGB, затем в CMYK, а потом перекрашивать изменившиеся цвета (с помощью поиска и замены цвета).
Проверяем качество фотографий, растровых изображений
Следует позаботиться о качестве растровых элементов. Если у вас нет возможности сделать хорошие фотографии самостоятельно, то лучше использовать изображения с фотостоков, фотобанков.
Если в макете использовать изображение низкого разрешения, то после печати результат может вас разочаровать (размытость, кубики). Особенно, если речь идёт о печати больших форматов.
Не забываем о линии сгиба в буклете
Для удобства фальцевания (сгиба буклета) ширина обложки (1-ой полосы буклета) = 100 мм, следующие соответственно 99 мм и 98 мм (по схеме). Внутренняя сторона буклета выглядит зеркально.
Следует готовить макет таким образом, чтобы изображения не попадали под линию сгиба, т.е чтобы не нарушалась логика пространства каждого поля. Человек видит буклет в сложенном виде.
Как сделать отступы и вылеты в макете в Corel Draw
Буклеты печатают на больших листах. Затем всю пачку отпечатанных листов режут на нужный формат. Если не оставлять на макете никаких зазоров, то на нижних изделиях после резки могут остаться белые полосы по краям листа. Чтобы избежать белых полос в макетах с цветным фоном, следует оставлять вылеты – растягивать фон за пределы формата изделия на 2,5-3 мм, с учетом того, что 2,5-3 мм с каждой стороны отрежутся.
ВАЖНО: белые поля не являются вылетами. Всегда необходимо дотягивать навылет цветной фон, фотографии и графические элементы, составляющие его. Помимо полей навылет в макетах следует учесть «отступы» от краёв изделия 3 мм.
Расстояние от значимых элементов макета (слова, номера телефонов, линии и пр.) до линии реза должно быть не менее 2 мм, иначе элементы могут «зарезаться».
В открывшемся меню выберите раздел «Направляющие» → «Заготовки» и вверху открывшегося раздела отметьте пункт «Пользовательские заготовки».
Установите верхнее и левое поля размером 3 мм, остальные по умолчанию отображаются зеркально.
Таким образом вы ограничите поле для своего макета — 3 мм от края по всей ширине листа. И за эти поля не должна выходить никакая важная информация макета — текст, таблицы, изображения и др.
Если не задумано, что картинка будет уходить в край и обрезаться, то все значимые объекты должны находиться в пределах этих полей.
Создавайте макеты своими руками, учитесь новому, печатайте полезную для заказчиков полиграфию.
Итак, любой заказ полиграфической продукции от заказа простой визитки, но тем не менее крайне важного атрибута любого сотрудника, до ежегодных изданий каталогов, календарей, ПОСМ - начинает свой путь с макета в электронном виде.
Огромное количество дизайн-студий, свободных художников (фрилансеров), специалистов по маркетингу, и просто дизайнеры в компаниях предлагают разные пути создания макета. Мы не будем заострять внимание на программах по верстке или графическому дизайну - все они специфичны и по большому счету "заточены" каждая под свою цель, будь то разработка логотипа, отрисовка "в кривых", работа с изображениями и цветокоррекция, верстка многополосных изданий и периодики, или чертеж и проектировка упаковки, коробок, пакетов, папок, некхенгеров etc .
Для типографии офсетной печати крайне важным являются требования к макетам .
Как спрашивают многие заказчики: "А можно в двух словах?"
Если коротко, то основное это: Cmyk, изображения в 300 точек (dpi), шрифты в кривых.
Но не все понимают даже сокращенный вариант требований, рассмотрим подробнее!
Используйте CMYK или цвета по Pantone (C/U)
Обязательно проверьте цветовую модель всех используемых в макете растровых изображений. Помните что RGB - это только смотровые файлы или макеты для "цифры".
Для офсетной печати, именно по технологии, используется только CMYK или пантоны. Проверить цветовую модель изображения можно в том же Фотошопе, в нем же можно и перевести файлы в CMYK, и сделать цветокоррекцию.
Конечно, присылая файл на печать нам , Вы в короткий срок получаете проверку файла по всем параметрам и советы по корректировке макета.
Крайне важно : Не внедряйте ICC-профили в макеты . Часто они вносят в макет сильные изменения по цвету, тону и другим параметрам, и при цветоделении CMYK файла на растровом процессоре, цветоделенный файл получается отличимым от исходника.
Частая ошибка при переводе из RGB в CMYK: перевал по сумме красок в изображении и цветной текст (к примеру черный), становится полноцветным, то есть состоит из всех 4 цветов, а не из 1, к примеру - черного.
ВАЖНО: Сумма красок
Актуально и критично суммарное содержание красок:
Желательно 300%. Максимум 320%. Для офсетной бумаги 270%.
Наш совет к ак понизить превышение суммы красок в изображении в макете
Профиль необходимо скопировать в папку ( профиль тут ) C:\WINDOWS\system32\spool\drivers\color. В фотошопе открываем каждую фотографию и преобразуем изображение в цветовую модель Lab (Edit - Convert to profile - Lab). Затем опять преобразуем изображение в CMYK используя профиль ISO Coated v2 300% (ECI)(Edit - Convert to profile - CMYK - ISO Coated v2 300% (ECI)).В опции Intent должно быть выбрано Relative Colorimetric. После чего сохраняем изображение и обновляем его в программе верстки.
Шрифты красятся "руками" в верстке после цветокоррекции, или изначально задаются правильным цветом (процент черного).
Качество изображений 300 dpi
Разрешение растровых файлов – не менее 200 dpi, оптимальное значение – 300 dpi.
Но переводя jpg файл в тиф и растягивая его по точкам, посмотрите что получается в результате - сильно размытые картинки остаются в разрешении 300 точек.
Не нужно сканировать иллюстрации и работать с ними в 600dpi (к примеру), оптимально - 300 DPI, файл будет "легче", будет и лучше, и быстрее с ним работать при верстке и при подготовке к печати.
Файлы или в чем сдавать макет?
Принимаем pdf
Лучший вариант файла – pdf (PDF/X-1a) (для многополосных изданий – все страницы в одном файле, не разворотами, в дообрезном формате). Если pdf не получается, мы примем макет в любом графическом формате: tiff, psd, eps, ai, cdr и т.д.
Внедряйте шрифты
Не забывайте внедрять в pdf шрифты, используемые в макете. Ничего страшного, если вы вообще переведете их в кривые (особенно для cdr).
Вылеты на подрезку
Создавая свой макет, помните о полях на подрезку (вылетах):
3-5 мм за внешние границы обрезного формата.
Макеты для: Ув-лака, тиснения, вырубки
Макеты для Ув-лака и тиснения, принимаются в файле верстки с наложением. Поле лака или тиснения должно быть 100% черным. Файлы с контурами штампов необходимы в векторном виде.
Многополосные издания
Уточните у менеджера типографии, толщину корешка для КБС, блокнотов и других тиражей. Мы изначально дадим Вам правильное значение размеров, и толщин.
Учитывайте при верстке брошюр на скобу, набегание страниц при большом количестве полос, чтобы при подрезке не "гуляли" колонцифры.
Читайте также: