Как компьютер влияет на обучение
Читайте отрывки из книги доктора медицины о том, как сделать электронные устройства полезным компонентом детского развития и обучения.
Польза и вред любых технологий зависит от их правильного применения. Доктор медицины, нейропсихиатр и руководитель учебных программ в европейских бизнес-школах Тео Компернолле написал книгу «Мозг освобождённый» , в которой он доказывает, что электронные средства коммуникации становятся помехой для продуктивной мыслительной деятельности, и даёт рекомендации, которые помогут использовать их более эффективно.
Многозадачность и постоянная подключённость к цифровым устройствам приводят к тому, что мы тратим огромное количество энергии на переключение между разными контекстами, вместо того, чтобы сосредоточится на чём-то одном.
Мы пока не умеем использовать новые технологии так, чтобы они не вредили нашей интеллектуальной продуктивности. Для этого необходимо понимание базовых механизмов работы нашего мозга.
Это касается не только старшего поколения, но и «цифровых аборигенов» — детей и подростков, которые родились уже в информационную эпоху. Как показывают многочисленные исследования, они приспособлены к жизни в условиях постоянной подключённости ничуть не лучше. А зачастую дети используют достижеия технологического прогресса вовсе не для того, чтобы узнать больше, а чтобы делать меньше:
Контрольные с распространением гаджетов стало невозможно писать. Решает один, фотографирует и делает рассылку в WhatsApp. Выход один — запрещать и отбирать.
— Юлия Борисовнадиректор одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга
С разрешения издательства «Альпина Паблишер» публикуем отрывки из книги — о том, чего лишает детей постоянное использование электронных устройств, и что нужно знать об их правильном применении. Ссылки на научные публикации опущены для удобства чтения.
↑ Проблема не в том, что дети делают с помощью ИКТ, а в том, чего они не делают
Проблема с гиперподключённостью состоит не в том, что вы делаете, а в том, чего не делаете.
- не осваиваете искусство общения и словесной коммуникации.
- Не учитесь на практике,
- не занимаетесь спортом и другой физической активностью,
- не пробуете концентрировать внимание,
- не практикуете углубленное чтение,
- не учитесь думать.
- И вообще не учитесь.
Я спросил у родителей, есть ли у их мальчика похожая игрушка — знаете, такой большой деревянный или пластмассовый куб с отверстиями разной формы, который учит детей тому, что шарик нужно засовывать в круглое отверстие, кубик в квадратное и т.д. Мама и папа ответили: «Нет. Зачем покупать эту вещь, если малыш может играть в такую же игру, да и во многие другие игры на планшете?»
Эти родители не понимают важного: манипулирование реальными объектами физического мира дает ребенку совершенно иной, гораздо более богатый, мультисенсорный и эффективный опыт обучения.
На той же неделе я встретил пару, которая гордились своим 10-летним ребёнком: он научился строить сложнейшие конструкции из Lego… на экране компьютера. Но собирать виртуальные детали на экране и реальные своими руками — два совершенно разных дела.
Хорошо, что эти дети научились выполнять сложные операции на планшетах. Но проблема в том, что они не освоили эти навыки в реальном мире, ведь они проводили все свое время за экранами гаджетов.
Другой показательный пример — печатание и записывание от руки. Некоторые педагоги считают: сегодня бесполезно тратить время и силы на то, чтобы учить детей писать от руки. Педагоги идут по пути наименьшего сопротивления и учат даже самых маленьких детей печатать на клавиатуре, как будто единственная цель умения писать — выводить буквы на экране компьютера. Не поймите меня превратно, это очень хорошая идея — научить детей печатать вслепую уже в раннем возрасте.
Но учителя забывают, что печатать на клавиатуре и писать от руки — это два очень непохожих навыка, и они требуют различной зрительно-моторной координации .
Короче говоря, когда мы пишем от руки, наше зрительное внимание и двигательная активность сосредоточены на кончике карандаша, мы даже можем чувствовать структуру бумаги — так, будто на этом кончике у нас расположен сенсор. Когда мы печатаем, наша зрительная и двигательная активность разъединены: глаза сосредоточены на экране, а двигательная активность — на клавиатуре.
Разумеется, это не означает, что как вид деятельности печатание на клавиатуре хуже ручного письма. Однако при вводе текста на компьютере мы получаем немедленный результат. А преимущество написания от руки — в том, что это медленный, высокоскоординированный зрительно-моторный процесс. Чтобы получить удобочитаемый результат, требуется полная сосредоточенность и постоянное внимание к тому, что происходит на кончике карандаша.
В процессе этого ребёнок также учится распознавать образы. На клавиатуре буква «А» всегда одинакова. В процессе письма ребёнок узнает, что есть много разных способов написать «А», и учится распознавать эту букву даже в кромешных каракулях.
По сравнению с печатанием обучение письму гораздо лучше развивает навык распознавания букв и позволяет надолго запоминать их. Так закладывается более прочная основа для развития чтения. И не только чтения. Умение распознавать образы и прочно запоминать буквы создают фундамент для развития многих языковых навыков более высокого порядка.
Я считаю, что неспешный процесс ручного письма лучше подготавливает мозг для «медленного мышления» .
Даниэль Канеман использует этот термин для обозначения деятельности рефлексирующего мозга. По собственному опыту я знаю: гораздо проще осмыслить и запомнить что-либо, когда делаешь заметки на бумаге (хотя, разумеется, это может быть связано с тем, что я принадлежу к старшему поколению, выросшему без ИКТ). Я не нашел каких-либо исследований на эту тему. Но я много работал с секретарями-машинистками — ещё до появления персональных компьютеров. Так вот, когда они печатали на машинке под мою диктовку, то совершенно не задействовали свой мыслящий мозг.
Они полагались исключительно на рефлекторный мозг и отточенные навыки машинописи. Они могли напечатать текст без единой ошибки, но при этом совершенно не помнили его содержания. Когда же они вели рукописные протоколы совещаний, то часто могли лучше меня вспомнить, кто и что сказал. Поэтому мне кажется, что ведение заметок на ноутбуке может увеличивать количество текста, но негативно отражаться на его запоминании, осмыслении и, самое главное, на «медленном мышлении». Впрочем, «присяжные» (то есть общество) пока что не вынесли приговор по этому вопросу.
Когда я уже должен был отдавать эту книгу издателю, мне в руки попал еще неопубликованный отчет об одном интересном исследовании. Эта информация подтвердила мои выводы.
Исследователи Пэм Мюллер и Даниэль Оппенгеймер из Принстонского университета провели серию экспериментов и обнаружили, что конспектирование с использованием ручки и бумаги отличается от конспектирования на ноутбуке меньшим количеством текста, лучшим запоминанием фактов и концептуальным осмыслением.
При этом испытуемых, которые конспектировали на компьютере, просили не делать дословных записей. Исследователи пришли к выводу, что ручка и бумага заставляют людей не только записывать, но и обрабатывать информацию.
В общем и целом можно сказать вот что. Прекрасно, если дети научились работать на клавиатуре. Но ошибочно считать этот навык столь же высокого уровня, как ручное письмо. Кроме того, мы должны подумать: каковы могут быть негативные последствия с точки зрения дальнейшего обучения, если вы откажетесь обучать детей ручному письму.
И последнее по очередности, но не по важности замечание касается того, что многие гиперподключённые дети испытывают недостаток полноценных социальных отношений в реальной жизни. Ведь они часто прерывают живой разговор сеансами виртуального общения.
И здесь проблема не столько в том, что делают эти дети — ведь в виртуальном общении нет ничего плохого, — а в том, чего они не делают, когда перестают уделять внимание своему собеседнику и богатой палитре невербальных посланий, сопровождающих живое общение.
Барбара Фредриксон прекрасно резюмирует эту проблему в своей статье: «Именно в такие микромоменты волна теплых чувств охватывает двух людей, их сознания, их тела и их души. Эта волна создает у них способность к сопереживанию и даже улучшает их здоровье».
Но есть и плохая новость: если навык эмоциональных контактов не применяется долгое время, он может деградировать. Утверждение о том, что общение влияет на здоровье, может показаться надуманным. Но [. ] многие исследования доказывают: позитивные социальные взаимодействия могут быть главным фактором, оказывающим положительное влияние на нашу стрессоустойчивость.
↑ Что должны делать родители и учителя?
Любопытно, что настоящие компьютерные спецы и фанаты цифровых технологий — ведущие сотрудники компаний из Кремниевой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard и т.д., — правильно понимают суть проблемы и платят большие деньги за обучение своих детей в частных школах, где вообще нет компьютеров. Более того, они ограничивают своих детей в использовании электронных устройств дома! Ведь есть множество невиртуальных детских игр, с помощью которых можно развить важные навыки. Причем овладеть этими навыками необходимо в раннем возрасте.
Если в детстве вы не играли в кубики, не собирали конструктор, то вряд ли у вас будет возможность научиться этому во взрослой жизни. В развитии ребёнка всему должно быть свое время и место.
Вероятно, это не случайное совпадение — то, что основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, соучредитель Microsoft Билл Гейтс, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс и разработчик игр The Sims Уилл Райт учились в школах Монтессори.
Одна из целей обучения в этих школах — стимулировать самостоятельное, мультисенсорное исследование мира в «правильно подготовленной» среде, где есть ограниченный, но тщательно подобранный набор предметов и материалов, которые способствуют развитию ребёнка. Другая цель — поощрять совместную работу без духа соперничества и даже без оценок.
Компьютерные гении, запрещающие своим детям пользоваться гаджетами, на собственном опыте знают, насколько сильно гиперподключённость и многозадачность могут вредить продуктивности и творчеству. Они достаточно умны и подкованы в ИКТ, чтобы понимать: интенсивное использование Интернета и электронных гаджетов не имеет ничего общего с компьютерной грамотностью.
Не случайно Рэнди Цукерберг, сестра создателя социальной сети Facebook и её директор по маркетингу, написала детскую книжку «Точка», в которой предлагает подросткам отключиться от технологических игрушек и начать жить в удивительном, полном приключений реальном мире.
Рэнди сделала это, когда её собственная дочь не на шутку увлеклась гаджетами.
Задача родителей и учителей — научить детей использовать технологии на пользу себе, а не во вред. Это не значит, что нужно бороться с ИКТ, подобно луддитам. Это значит, что надо приучать детей отключать все гаджеты (за исключением музыки — для некоторых экстравертов), пока не сделано домашнее задание. Это значит, что надо обучать детей компьютерной грамотности: объяснять им, как использовать ИКТ в учёбе и для саморазвития, как устанавливать приоритеты и не позволять ИКТ затмевать другие аспекты жизни.
И самое главное — детей необходимо учить работать и мыслить в последовательном, однозадачном режиме. Родителям, учителям и детям будет гораздо легче сделать это, если они будут иметь хотя бы минимальные знания о специфике работы человеческого мозга.
Чтобы грамотно использовать ИКТ, дети сначала должны узнать, как работает наш фантастический головной мозг. И только потом знакомиться с электронными гаджетами.
Первое и самое важное, чего родителям и учителям надо добиться от детей, — это концентрировать внимание и сосредотачиваться на одной задаче. Фокусировка внимания должна длиться столько времени, сколько требуется для выполнения задачи. Здесь у девочек есть некоторое преимущество перед мальчиками: ведь они обычно больше читают, а чтение развивает концентрацию внимания. И, кроме того, чтение учит думать.
Убедить детей в том, что многозадачность неэффективна, можно в занимательной форме. Есть множество игр, тестов и экспериментов, которые наглядно показывают негативное влияние многозадачности и гиперподключённости.
Вот, например, один из таких экспериментов. Надо разделить учеников на две группы. Одну из них поместить в многозадачную среду: пусть преподаватель объясняет новый материал при телевизоре, включенном на новостном канале — например, на CNN с их интенсивным видеорядом и энергичными комментариями. А другой группе надо обеспечить однозадачную среду, где тот же преподаватель будет читать лекцию без отвлекающих внешних факторов. Очевидно, что учащиеся в первой группе усвоят и запомнят материал гораздо хуже, чем во второй.
К сожалению, многие педагоги не знают о негативном влиянии многозадачности. Они позволяют своим ученикам и студентам пользоваться во время занятий планшетами и смартфонами — якобы для ведения записей и выполнения заданий. Но не проверяют, чем учащиеся занимаются на самом деле. Между тем исследователи обнаружили, что на некоторых занятиях всего 10% учащихся использовали свои гаджеты действительно для учебных целей.
В ходе опросов выяснилось, что студенты даже ведущих вузов, таких как Массачусетский технологический институт, убеждены: посторонняя деятельность, например, общение в соцсетях, не мешает им усваивать важную информацию.
Но, как я уже говорил, многочисленные исследования многозадачности доказывают, что это не так. Когда класс делят на две половины и разрешают одной из них пользоваться на занятиях электронными устройствами, а другой — нет, вторая половина сразу же обгоняет первую по всем показателям усвоения и запоминания материала. Кроме того, студенты не замечают, насколько на самом деле времени экраны их гаджетов заполнены посторонними вещами. И недооценивают негативное влияние многозадачности на эффективность своего обучения.
Возможно, педагоги, которые допускают подобное поведение, считают, что должны идти в ногу со временем и не ограничивать учеников и студентов в использовании ИКТ. Или же они полагают, что задача преподавателя — так заинтересовать учащихся своим предметом, чтобы заставить их забыть про цифровые игрушки.
Это очень наивная точка зрения, потому что даже самый гениальный преподаватель вряд ли может победить эти «липкие» устройства в войне за внимание со стороны учащихся.
Ведь гаджеты созданы специально, чтобы притягивать внимание и развлекать .
Излишний либерализм преподавателей и неверная оценка ими ситуации оборачиваются для учеников упущенными возможностями. Дети должны понять разницу между использованием ИКТ ради развлечения и потребления (что делает их рабами и ведомыми) и контролируемым использованием этих технологий для продуктивных целей. Очень часто родители и учителя не делают различий между этими двумя подходами и ошибочно полагают, что примитивное использование ИКТ для потребления информации и развлечения развивает у детей цифровую грамотность.
Пол Кришнер и его команда описали три популярных в сфере образования мифа, которые имеют отношение к нашему обсуждению.
Все они — вариации на тему о том, что ученик «знает лучше» и должен быть центральной фигурой, определяющей весь процесс обучения. Позвольте мне процитировать отрывок из их статьи:
Первый миф состоит в том, что нынешнее поколение учащихся (то есть поколение цифровых аборигенов) умеет учиться при помощи новых медиа. Поэтому “старые” методы и средства обучения на это поколение больше не действуют.
Второй миф основан на широко распространенном убеждении в том, что каждому человеку присущ свой стиль обучения. Поэтому образование необходимо максимально индивидуализировать: у учащихся должны быть персональные программы обучения, соответствующие их предпочтениям.
Наконец, третий миф гласит: необходимо расширить возможности для самообразования учащихся, позволить им самим решать, чему учиться и в каком режиме.
Однако в наше время стало очевидным, что школьники и студенты не умеют управлять даже своим виртуальным обучением. Что уж говорить о том, чтобы выстраивать эффективные индивидуальные школьные или университетские программы и дисциплинированно их придерживаться! Как показывает практика, молодые люди нередко даже не могут найти полезную информацию в Интернете.
Существует множество других мифов об образовании, и все они опровергаются результатами исследований. На одном конце континуума находятся мифы, пока не опровергнутые окончательно, но явно ложные или, по крайней мере, представляющие собой чрезмерные обобщения. К таким относится, например, такое утверждение: если учащийся будет контролировать процесс своего обучения, то это положительно повлияет на его эффективность.
На другом конце континуума находятся мифы, полную контрпродуктивность которых доказывает сама жизнь. Это, например, утверждение, что дети способны к эффективной многозадачности. Наконец, есть мифы, которые якобы подтверждаются результатами исследований, однако на поверку оказывается, что сами эти исследования были проведены с ошибками».
Да, современные электронные гаджеты обладают повышенной «липкостью» и доступностью — это настоящее искушение для молодежи. Однако сегодняшнее положение вещей мало чем отличается от ситуации, которая сложилась полвека назад.
Тогда умные родители учили своих детей использовать другую замечательную технологию: телевидение.
Они не запрещали детям смотреть телевизор, но ограничивали им время просмотра. Если же отпрыскам позволяли проводить перед экраном неограниченное время, те в конце концов превращались в пассивных скучных домоседов, страдавших ожирением и диабетами. Причем такое с ними случалось уже в пугающе юном возрасте.
Такие дети сталкиваются с серьезным проблемами — с общением и в психологическом плане. Они меньше участвуют в школьных и внешкольных мероприятиях, недостаточно спят и более склонны к агрессивному и деликвентному поведению. У них чаще развиваются проблемы с вниманием и отставание в когнитивном и языковом развитии. Их желания больше завязаны на материальном мире. Они страдают повышенной тревожностью и, что немаловажно, не чувствуют себя счастливыми.
Разумеется, может статься и так, что дети более зависимы от телевизора, потому что они скучные, пассивные и капризные. Но данные четко указывают на обратную причинно-следственную связь.
Появление телевизора в сообществах, где раньше его не было, делает людей менее творческими в решении проблем, менее упорными при выполнении задач и менее толерантными к неструктурированному времени.
Шокирующий факт: у каждого пятого ребёнка в возрасте от 0 до 2 лет и у каждого третьего ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет в спальне уже стоит собственный телевизор! Детские телепрограммы, игры, соцсети или веб-серфинг не требуют устойчивой сознательной концентрации внимания. Наоборот, эти медиа призваны удерживать внимание посредством частого и быстрого переключения — так, чтобы взгляд человека оставался прикованным к экрану даже во время рекламного ролика.
Чтобы помочь детям стать не рабами, а грамотными пользователями ИКТ, нужны целенаправленные и настойчивые усилия со стороны родителей и учителей.
Если вы родились в 1970-х, ваши родители наверняка запрещали вам много смотреть телевизор. Детям 2000-х, в свою очередь, пытались ограничить доступ к компьютеру. Дело в том, что родители практически всех стран опасаются, что просмотр телевизора и увлечение компьютерными играми плохо отражается на учебе своих детей . Но так ли это на самом деле, или опасения взрослого поколение напрасны? Раз и навсегда ответить на этот вопрос попытались испанские ученые и это им, в принципе удалось. Однако соглашаться вам с их вердиктом или нет — личное дело каждого. Так что там выяснили ученые?
Выяснить, как телевизор и компьютер влияют на успеваемость детей в школе, пытались исследователи из самых разных стран. Ученые из Испании решили тщательно изучить результаты чужих работ и на их основе сделать свои выводы. В частности, они объединили результаты 58 исследований, выполненных учеными из 23 стран и выяснили, что длительность сидения перед телевизором и компьютером никак не влияет на успеваемость детей в школе. Однако, на учебу школьников может повлиять кое-что другое.
Вред телевизора и компьютера
Данные о 480 000 детей в возрасте от 4 до 18 лет показали, что на успеваемость ребенка сильно влияет то, что именно он смотрит и чем занимается у компьютера. Если ребенок проводит время за бездумным просмотром телепередач и просто убивает время, это негативно отражается на учебе. Если же он целенаправленно что-то смотрит, то это может и не повлиять на его успеваемость. Просмотр телевизора может даже пойти на пользу, если ребенок интересуется образовательными передачами или документальными фильмами.
То же самое касается и компьютера. В случае, если ребенок просто играет в компьютерные игры и не получает от них никаких знаний — это плохо. Если же он сидит в интернете и читает что-то образовательное, ругать его за это не стоит. Однако, время, проводимое за компьютером, все же стоит контролировать. И речь идет не о вреде его умственным способностям — просто длительное времяпровождение у компьютера может испортить его зрение.
Вот интересно, как вы считаете, что вреднее — телевизор или компьютер? Своим мнением можно смело делиться в комментариях.
научно- исследовательская работа , анкетирование учащихся 5-7 классы.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyutera_na_uspev._uchashchikhsya.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая конференция для учащихся 7-11 классов
Влияние компьютера на успеваемость учащихся среднего звена
М енделеевский муниципальный район, город Менделеевск
МБОУ СОШ № 1, 8 класс
Научный руководитель: Мищихина Л.М.
- Тема исследования
- Цели и задачи
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Методы исследования
II Теоретическая часть:
2.1. Исследование влияния компьютерных игр.
2.2. Компьютерные игры в зеркале общественного мнения.
2.3. Влияние компьютерных игр на подростков.
III Практическая часть:
3.1. Анкетирование учащихся.
3.2. Результаты опроса среди учащихся 5-х и 7-х классов.
3.3. Успеваемость по классам
V Список литературы
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди учащихся 5-х,7-х классов нашей школы.
Изучить вопрос о количестве потребителей компьютера среди учащихся среднего звена, о влияние компьютерных игр на успеваемость и возникновение агрессивности по отношению к другим людям.
- Исследовать проблему увлеченности школьниками компьютером.
- Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиях в играх.
Объект исследования - компьютер и компьютерные игры.
Предмет исследования – учащиеся среднего звена.
- Анализ литературы
- Анкетирование учащихся
Почти каждый ребенок в возрасте от 11 до 14 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.
В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.
Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.
Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.
Некоторые данные наводят на мысль о том, что выбор подростком компьютера в качестве хобби в большой степени обусловлен позицией родителей. Так, оказалось, что родители подростков, которые заняты с компьютером, имеют более высокий образовательный уровень, чем родители подростков, которые увлекаются другими видами хобби. Видимо, высокообразованные родители лучше осознают роль компьютера в интеллектуальном развитии их ребенка и создают благоприятную атмосферу для занятий этим видом хобби.
- Компьютерные игры в зеркале общественного мнения
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
Приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.
Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.
Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 11 до 14 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.
Тот же факт получен при изучении влияния на детей телепрограмм и рекламных роликов с элементами насилия.
Интересы. Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из «компьютерной» группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.
Критика компьютерных игр в средствах массовой информации и в некоторых научных изданиях уже в первом приближении представляется не совсем корректной. Даже простые социологический опросы не подтверждают мнения о том, что занятие компьютерными играми носит повальный характер. Далеким от реальности следует считать также представление о том, что большинство играющих детей — «заядлые» игроки: на поверку они составляют лишь десятую часть «компьютерной» группы.
Разумеется, среди игр, которые популярны у подростков, имеются и игры с элементами войны и насилия. Однако утверждение средств массовой информации о предпочтении подростками игр агрессивного содержания следует считать сильным преувеличением.
Структура использования свободного времени в группе компьютерных «фэнов» практически не отличается и в группе сверстников, которые предпочитают другие виды хобби. Не подтверждается также мнение о том, что занятия с компьютером ведут к обособлению игроков, нарушению их социальных контактов: игра с компьютером практически ничем не отличается от других распространенных занятий с точки зрения негативных воздействий на психику подростков. Разумеется, в «компьютерной» группе можно обнаружить отдельных лиц с признаками зависимости или других психопатологических симптомов.
Видимо, здесь компьютерная игра выступает как средство преодоления конфликтов, вызванных глубинными причинами, которые лежат в области семейных отношений и/или отношений со сверстниками. Так тучные дети посвящают компьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влияет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностного общения.
Под «компьютерными играми» подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные навыки, которых требует игровая деятельность. Даже начинающему пользователю ясно, что простые компьютерные копии традиционных карточных игр или лото имеют совершенно иное психологическое воздействие, чем игры, симулирующие реальную ситуацию (полет на самолете, путешествие по неизвестной стране и т. п.). Создание четкой классификации компьютерных игр по их психологическому содержанию могло бы приблизить нас к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя.
Представление о компьютерных играх как о причинах повышения агрессивности у детей и подростков также кажется во многом спекулятивным. Анализ литературы показал, что большая часть наиболее популярных игр не имеет агрессивного содержания. Таким образом, их возможное влияние на агрессивное поведение подростков следует считать сильно ограниченным. Единственным, достаточно хорошо доказанным фактом остается повышение агрессивности у младших школьников, игравших в компьютерные игры с элементами насилия. Большая же часть авторов сообщает об отсутствии связи агрессивного содержания игр с агрессивностью в поведении пользователей.
Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот, агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием. Сходную логику можно применить к данным о негативном влиянии компьютерных игр на школьную успеваемость , согласно которым азартные игроки с компьютером забывают о домашних заданиях и, как следствие, снижают успеваемость. Однако ситуация здесь может быть прямо противоположной: трудности в освоении материала вызывают "бегство" ученика в мир компьютерной игры. Очевидно, что на вопрос о причинно-следственных связях могут ответить только экспериментальные исследования.
Ученые из Королевского технологического университета Мельбурна (RMIT) провели исследование «Интернет и успеваемость 15-летних учеников австралийских школ». В результате ученые выяснили, что подростки, которые регулярно играют в онлайн-игры, учатся лучше своих сверстников.
В рамках исследования была проанализирована успеваемость более 12 тыс. учеников средней школы в возрасте 15 лет. Профессор RMIT Альберто Поссо сопоставил результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в которой навыки в чтении, познания в математике, естествознании, а также компьютерная грамотность оценивались по 1000-балльной шкале.
Также исследователь собрал информацию о том, чем занимаются ученики в интернете. В результате те учащиеся, которые ежедневно играли в онлайн-игры, оказались намного способнее своих сверстников в ряде дисциплин.
«Те ученики, которые ежедневно играли в онлайн-игры, имели результаты по математике на 15 баллов выше среднего, а по естествознанию — на 17», — отметил ученый.
Профессор считает, что увлечение играми помогает ученикам развивать аналитические способности и навыки принятия решений. Это непосредственно сказывается на успеваемости подростков и помогает им. «Во время игры вы сталкиваетесь с головоломками, при решении которых требуется задействовать эрудицию, естественно-научные знания, навыки чтения и математики. Порой игроку требуется понять некоторые принципы химии, так что он таким образом постигает науку», — добавил Поссо.
О жанрах или же конкретных примерах компьютерных игр исследователи не упомянули.
Кроме этого, ученые проанализировали оценки тех учеников, которые свободное время проводят в социальных сетях. Как выяснилось, трата времени на соцсети приводит к диаметрально противоположному эффекту, и это, наоборот, хуже сказывается на учебе.
Ученики, которые тратили свое время на Facebook, имели оценки по математике в среднем на 20 баллов ниже, чем те, кто предпочитает уделять соцсетям меньше времени.
Стоит отметить, что исследование хоть и демонстрирует некую связь между играми и результатами учебы, но не доказывает существования между ними зависимости. Положительная корреляция между онлайн-играми и успеваемостью — это лишь начало, и в дальнейшем перед учеными стоит задача усложнить и углубить методологию исследований по этой теме.
Тема влияния видеоигр на когнитивные и другие способности человека поднимается далеко не в первый раз. К примеру, научным путем удалось доказать, что 3D-игры способны развивать память: рассмотрев конкретный пример — «объемную» Mario 3D World, ученые Университета Калифорнии в Ирвине выяснили, что игры позволяют улучшить производительность памяти на 12%.
«В играх есть большие пространства для исследований и много информации, которую необходимо запомнить. Таким образом, они стимулируют и развивают память», — рассказал один из ученых.
Кроме того, игры способны помочь людям с повреждениями мозга. Шутеры от первого лица могут положительно повлиять на продолжительность концентрации внимания мозга и его способность обрабатывать информацию.
В исследовании на эту тему принял участие 31 испытуемый с черепно-мозговыми травмами. Им было предложено поиграть в один из шутеров от первого лица. Ученые рассматривали современные консоли как медицинское оборудование, способное помочь пациентам и улучшить работу их мозга.
Кроме того что участники исследования со временем стали лучше играть, в повседневной жизни они намного успешнее выполняли обыденные задачи.
В свою очередь, профессор Поссо уже порекомендовал педагогам использовать видеоигры в образовательном процессе. Так, игра Minecraft адаптирована для школьного образования и годами используется в средних учебных заведениях. По мнению разработчиков, она поможет школьникам изучать геометрию, развивать критическое мышление и умение работать в команде.
Однако не стоит воспринимать данные заявления ученых как призыв к действию. Пусть заболевание «игромания» не числится в международной классификации болезней, случаи самоистязания, самоубийств или совершения преступлений на почве неудач в виртуальном мире случаются.
Так, в июне 2016 года СМИ сообщили о том, что у китайца сгнили ноги после шестидневного видеоигрового марафона.
Гражданин КНР провел в интернет-кафе за игрой шесть дней, три из которых не ел и не пил.
Там он потратил все свои деньги, а когда его обнаружила полиция, у молодого человека были признаки гниения на ногах. При этом отец игромана считал сына без вести пропавшим после того, как у того развилась зависимость.
В России широкую огласку получила история о подростке, который набросился на родителей с ножом после того, как они запретили ему играть в онлайн-игры. Мать 15-летнего школьника скончалась, а отец получил серьезные ранения и выжил.
В этом случае многие специалисты отмечают, что компьютерные игры могут стать лишь одним из элементов, приведших к маниакальной зависимости, но между тем не менее весомым.
По мнению ученых, «оборотная сторона» времяпрепровождения за компьютером также требует подробного изучения.
Читайте также: