Как хранить музыку на компьютере
Хранить фонотеку можно и на обычных облачных дисках, откуда её легко скопировать на любое из подключённых устройств.
Но гораздо удобнее, когда облачный сервис выполняет роль плеера и позволяет слушать музыку даже без необходимости загружать её на устройство. К таковым относятся сервисы вроде Boom («ВКонтакте», «Одноклассники»), «Яндекс.Музыки» и iTunes Match. Вы можете загружать в них свою фонотеку и слушать её на любых компьютерах, планшетах и смартфонах. Но эти возможности доступны только в рамках платной подписки.
10tracks и Google Play Music работают аналогичным образом, но бесплатно, хотя и с ограничениями по суммарному объёму или количеству музыкальных файлов. А вот eMusic предлагает те же функции задаром, не накладывая таких ограничений.
Хранение и прослушивание музыки
Сервис eMusic существует в виде сайта и приложений для мобильных платформ. Добавлять музыку в облако пока можно только с компьютера или Android-устройства.
Файлы, которые вы скопируете на серверы eMusic, будут упорядочены по артистам и альбомам. Они станут доступны для прослушивания и загрузки в локальную память на любом аппарате, подключённом к вашему аккаунту. Но система не разрешает связывать с облаком больше пяти устройств бесплатно.
Просмотр музыкальных рекомендаций
Помимо прочего, eMusic отображает музыкальные рекомендации. В их числе вы увидите новинки разных жанров, тренды и отобранные редакторами хиты. На страницах исполнителей можно просмотреть списки похожих артистов.
Если вы хотите подключить к аккаунту eMusic больше пяти устройств, придётся оформить подписку (от 13 долларов в месяц). Сервис предлагает несколько тарифных планов. Чем больше ежемесячный платёж, тем значительнее будут скидки на песни во встроенном магазине. Но вы можете не платить и слушать только музыку, загруженную вами.
Если вы заинтересованы в облачном хранилище музыки, попробуйте eMusic. Возможно, он покажется вам удобнее 10tracks и более известного Google Play Music.
Данное руководство предназначено для того, чтобы с минимальными затратами привести аудиоколлекцию к максимально упорядоченному виду. В отличие от общедоступной информации, которую можно найти в Интернет, здесь также присутствует мой личный опыт (как положительный, так и отрицательный). В итоге получаем полностью пересортированную коллекцию. Все нижесказанное можно применять для любых коллекций, однако оптимальный вариант — если коллекция по большей части состоит из полных официальных альбомов, с минимальным содержанием разрозненных треков.
Этап 1. Предварительная чистка
Сразу оговорюсь, что описания всех этапов носят по большей части рекомендательный характер, и пользоваться ими шаг за шагом нужно только в том случае, если вы хотите переделать все с нуля и упорядочить по максимуму.
Для начала нам нужно пройтись по всем файлам и папкам и бегло их почистить. Выбросить все лишнее, что вы не слушаете и вряд ли будете. Например, у меня было много переизданий (т.е. фактически дублей), бутлегов, всяких Live-раритетов, которых я даже ни разу не слушал, а просто держал для коллекции… В общем — удаляйте на ваше усмотрение, по возможности оставляйте только полные и официальные альбомы. Это не критичный, но довольно важный этап. Впоследствии благодаря этому вы сможете здорово сэкономить время.
Этап 2. Распознавание альбомов и композиций
Этот этап — самый важный. Здесь выполняется распознавание и сортировка композиций. Для этого нам нужна будет программа MusicBrainz Picard.
Чтобы не делать одну и ту же работу два раза, на этом и всех последующих этапах обязательно внимательно просматривайте настройки всех программ.
Рекомендую начать все переделывать с чистого листа. Для этого в настройках MusicBrainz включаем перенос файлов и указываем папку назначения. Также я бы рекомендовал очистить всю старую информацию в тегах.
Небольшое отступление по поводу тегов ID3. Версия 2.4 является более продвинутой, но не все программы умеют корректно с ней работать. В частности, Windows Explorer и Windows Media Player (до 12-й версии включительно) не понимают кодировку. Так что, если хотите совместимости — включайте 2.3. Если хотите более прогрессивного формата с плюшками типа UTF-8 и расширенным набором тегов — ставьте 2.4. Я во всех программах выставлял версию 2.4 (забегая наперед — foobar2000 и Google Music понимают без проблем; Winamp тоже должен).
Программа распознает два типа альбомов: обычные и сборники (компиляции). Сборники — это когда в альбоме больше одного исполнителя. У меня из сборников обнаружились различные трибьюты и сборник «The Best of Classics». Сборники скидываются в одну папку (обычно она называется Various Artists), которую можно впоследствии рассортировать.
Обратите внимание на пункт настроек «Перенос файлов», в нем настраивается переименование и сортировка по папкам. Там используется небольшой скриптовой язык (такой же, как в foobar2000), с его помощью вы сможете настроить шаблоны, как вам захочется. Установки по умолчанию довольно универсальные, но для себя я их немного подправил:
Первая строка — для альбомов, вторая — для компиляций. Обратите внимание, что здесь переменная %date% обозначает дату издания (или переиздания), а не дату выхода альбома.
Указанные шаблоны генерируют имена, подобные этим:
После того, как мы убедились, что все настройки выставлены правильно, можно скармливать всю свою коллекцию и идти пить кофе. Ну или спать, в зависимости от размера коллекции. Работает программа довольно медленно, в минуту обрабатывается порядка 20 файлов. Чем больше информации можно извлечь из тегов и названия — тем быстрее будет происходить обработка.
Для статьи я проводил тестирование в «экстрим»-режиме: взял несколько десятков треков, поудалял из них все теги, и переименовал случайным образом. Результат виден на скриншоте.
Справа отображаются опознанные треки, сгруппированные в альбомы. Но иногда нужно помогать программе распознавать треки. Файл может не опознаться, или в «кандидаты» на трек альбома может попасть несколько файлов. В этом случае придется выбирать вручную. Уровень совпадения обозначается цветом — от зеленого до красного. При проверке сравниваются некоторые теги и «fingerprint» трека.
Альбом помечается как золотой (в смысле, желтый :)), если в нем присутствуют все треки, и нет никаких множественных интерпретаций. Наша цель — добиться максимального количества золотых альбомов. Также обратите внимание, что содержимое альбома может меняться в зависимости от выпускающей студии, иногда ручное изменение редакции поможет добиться более точного соответствия. Обработанные альбомы периодически сохраняйте в папку назначения.
Этап 3a. Ручная доработка имен
Если бы мир был идеален, то кроме второго этапа нам больше ничего бы не понадобилось. Но увы, MusicBrainz может сделать довольно большую часть работы, но не всю. В его базе могут отсутствовать некоторые ваши альбомы. В этом случае у вас в исходной папке останется часть неотсортированной музыки.
Этапы ручной доработки довольно стандартные, так что воспринимайте написанное не более, чем как рекомендацию. Но я все-таки опишу их поподробнее, для целостности всего комплекса действий. Цель данного этапа — привести структуру файлов и каталогов к виду, который 1) был бы правильный, и 2) удовлетворял бы вашим требованиям.
Запускаем любимый файл-менеджер, идем в папку с оставшейся неотсортированной музыкой, и начинаем. Сначала мы должны привести структуру и названия к единому виду. Если у вас опозналась часть альбомов группы Чёрный кофе — проверьте, везде ли у вас одинаковое название группы. Если у вас в отсортированной музыке шаблон имени NN — Trackname.mp3 — переименуйте все оставшиеся файлы соответствующим образом. Для облегчения группового переименования можете воспользоваться Mp3tag. Как им пользоваться, я объяснять не буду. Мы должны добиться идеального соответствия структуры обеих папок, чтобы после их слияния нельзя было сказать, что откуда было.
После этого можно сливать две папки в одну. В принципе, на этом можно и закончить. Но многие захотят еще чуть-чуть дошлифовать файловую структуру. Например, по умолчанию сборники скидываются в папку Various Artists, но зачастую они в большей мере имеют отношение к какому-то одному исполнителю. Так что все содержимое из Various Artists можно смело раскидывать по другим каталогам. Также бывает, что альбомы слишком детализированы по исполнителям: Чиж, Чиж & Co, Чиж и Разные люди, Чиж и Паша, Чернецкий и Чиж, … Зачастую там находится всего по одному альбому. Меня это не совсем устраивало, поэтому я слил все подобные группы папок в одну.
Этап 3b. Ручная доработка тегов
- Посливал составные альбомы в один, прописав в тегах номер диска
- Конкретизировал всех исполнителей альбомов (там, где было Various Artists)
- Подкорректировал имена файлов, где служебные символы были заменены подчеркиванием
Этап 4. Определение жанра
После обработки тег Genre будет незаполненным. И хотя в MusicBrainz была опция автоматического заполнения жанров, но у меня она, почему-то, не сработала. Так что, придется искать другие средства. Впрочем, этот пункт можно пропустить, если вас не интересует информация о жанрах.
Как оказалось, с автоматическим определением жанра все туговато. А с жанрами для русских песен — еще хуже. Но я постарался выбрать лучшее из худшего, и остановился на комбайне MediaMonkey. Кстати, есть portable-вариант установки. Для поиска жанров к нему есть скрипт, называющийся Genre Finder. Насколько я понимаю, этот скрипт использует Last.fm API, поэтому нужно очень внимательно отнестись к настройкам: их немного, но от них очень сильно зависит конечный результат. Вполне вероятно, что вы захотите сделать несколько пробных проходов с различными вариантами настроек.
Первое, что хочу посоветовать — да, можете делать множественное определение жанров, но всегда ограничивайте сверху их количество. Поверьте, лучше уж пропустить какой-то жанр, чем потом вычищать хардкор типа «THE BEST EVER SONG IN MY LIFE. 11» или «Kill me I cant hear it!». Также обратите внимание на возможность установки whitelists/blacklists. Я этим пренебрег, и потом потерял время при ручной чистке. Готовые белые списки можно найти на форуме по ссылке выше.
Рекомендую сначала определить 2-3 жанра в режиме поиска альбомов. Можете после этого добавить еще пару жанров, но уже в режиме поиска по отдельным трекам. Здесь же, в MediaMonkey можно параллельно смотреть и шлифовать получившийся список жанров.
Стоит сделать небольшое уточнение касательно foobar2000: так получилось, что он не распознает множественные значения в одном теге, разделенные точкой с запятой (как их пишет MediaMonkey). С другими проигрывателями вроде таких проблем нет. Но проблема решается с помощью того же foobar'а. Выделите весь список своих песен, нажмите Alt+Enter (команда Properties), кликните по тегу Genre, и затем выберите Tools — Selection — Split values. . Данная команда разобьет значения из одного тега на «правильные» множественные теги.
Этап 5. Обложки альбомов
Ну и последний этап — cover arts. Здесь все намного лучше, чем с предыдущим пунктом. Есть много программ, умеющих искать обложки. Некоторые из них позволяют заливать миниатюры обложек напрямую в теги файла (правда, я довольно прохладно отношусь к этой «фиче»). Но, по моему скромному мнению, самые широкие возможности у Album Art Downloader.
В настройках я бы порекомендовал поднять минимальный размер обложки (хотя бы до 50 px), и включить опцию «Automatically close after saving».
Нам нужно будет сделать два прохода (установлено экспериментальным путем; никакие другие источники, включая iTunes, не дают лучшего результата). Сначала отключаем все источники (область справа), кроме Last.fm, и сканируем всю нашу музыку. После процесса поиска и анализа у нас появится окно Queue Manager, где будет список всех найденных альбомов. На этом этапе можно спокойно запустить автоматический режим (ссылка в нижней части окна Queue Manager) и ждать завершения.
Если у вас после первого прохода остались нераспознанные альбомы, меняем источник с Last.fm на Google Images, и запускаем обработку оставшихся альбомов. Здесь я бы порекомендовал быть осторожнее и проверять каждый альбом вручную. Лично мне хватило этих двух проходов; остальные источники были для меня совсем неадекватными, но вы можете попробовать — у каждого из них своя специфика.
Ну, вроде бы и все. Но есть еще маленький нюанс. Дело в том, что часть альбомов имеет обложку в формате PNG. Как оказалось, Google Music понимает только JPEG, да и вообще, этот формат как бы более распространен. Так что при желании можно все сконвертировать в JPEG.
Только мне что-то не удалось быстро найти бесплатную утилиту, которая просто бы рекурсивно нашла все PNG-файлы, и переименовала их в JPEG. Если знаете таковую — пользуйте. Можете сделать пакетную обработку в Photoshop'е. Можете призвать на помощь продвинутый файл-менеджер. Я же просто оставлю здесь PowerShell-скрипт, который как раз это и делает — выбирает рекурсивно все PNG, и конвертирует их. Оригинальные файлы при этом остаются, можете потом удалить их вручную.
Вот, собственно, и все. Такой себе коротенький мануал получился :)
В общем, да, процесс нетривиален, и при большой коллекции может быть длительным; кнопки «Сделать все как надо» здесь нет. Но, во-первых, в любом случае, правила, вкусы и предпочтения у каждого разные, соответственно, и настройки тоже у каждого будут разные. Во-вторых, на протяжении всего процесса нам помогали мощные программы, которые в значительной степени автоматизировали работу. Ну, и в-третьих, не обязательно с точностью повторять прохождение всех этапов; думаю, каждый может найти для себя оптимальный путь.
- Единую упорядоченную структуру на уровне файловой системы
- ID3-теги, полностью заполненные (вплоть до композитора) по единым правилам
- Возможность сортировки по жанрам и другим меткам
- Обложки ко всем альбомам
- Эстетическое удовольствие от осознания факта, что у вас практически идеальный порядок :)
Теперь в таком виде коллекцию с радостью скушает любой медиакомбайн или Google Music.
Все указанные выше приложения бесплатны, все совпадения случайны, и конечно же, используйте данную информацию только в благих целях :)
Цифровые технологии, перенесшие музыку с физических носителей в сеть, существенно увеличили её доступность. Даже самые редкие и малотиражные записи перестали быть таковыми, их можно легко скачать из интернета в превосходном качестве. Качество музыкального материала в целом заметно возросло. Однако возникает вопрос: как правильно распорядиться этим богатством? Где хранить большую аудиоколлекцию музыки высокого качества? И как правильно воспроизвести эту музыку так, чтобы услышать все её преимущества?
Один музыкальный альбом среднего размера в CD-качестве, будучи конвертированным в формат FLAC, занимает порядка 300 Мб. Тот же самый среднестатистический альбом сохраненный в том же формате FLAC, но с качеством 24/96 потянет уже на 1 Гб, а качество 24/192 потребует 2-3 Гб дискового пространства. В памяти ноутбука такую коллекцию точно не соберешь, на стационарном ПК, в принципе, возможно поставить дополнительно 1-2 жестких диска на 2-3 Тб каждый, чтобы хранить там свою аудио коллекцию и прочие «тяжелые» файлы. Но, куда удобнее вынести функции хранения, а заодно и скачивания медиафайлов за пределы рабочего компьютера на отдельное устройство. Устройство такое называется NAS (Network Attached Storage) или, говоря по-русски, Сетевое Хранилище.
Простой домашний NAS на два жестких диска Synology DiskStation DS211+
NAS выглядит как миниатюрный системный блок, размер и форма которого определяется количеством встроенных туда жестких дисков размера 3.5". По сути — это полноценный компьютер, по производительности сравнимый с нетбуком, но разработанный специально для роли универсального домашнего сервера. Он способен самостоятельно закачивать файлы и обеспечивать доступ к ним по сети. Также, через сеть или напрямую через USB-подключение на него можно копировать любые имеющиеся в вашем распоряжении файлы. Управление NAS осуществляется посредством веб-браузера с любого ПК, ноутбука или даже планшета, подключенного в домашнюю сеть. Основные преимущества NAS состоят в том, что он заметно компактнее и тише стационарного ПК, занимает мало места и потребляет мало энергии, благодаря чему может работать круглосуточно.
Есть у NAS еще одно крайне важное преимущество: он позволяет существенно повысить надежность хранения файлов. Двух- и более дисковые сетевые хранилища дают возможность создавать отказоустойчивые файловые массивы RAID. Плюс к этому, с любого, в том числе и однодискового NAS крайне удобно делать резервные копии данных, подключая внешний жесткий диск напрямую к сетевому хранилищу. Стоимость NAS конечно выше, чем у обычного внешнего жесткого диска аналогичного объема, но это вполне адекватная плата за то удобство и те возможности, которые он обеспечивает.
Возвращаясь непосредственно к теме высококачественного аудио, нельзя не вспомнить о том, что в аудиофильской среде выше всего ставится качество звучания, а вовсе не удобство использования, в связи с чем вполне уместен вопрос: а может все таки лучше слушать музыку не с сетевого хранилища и не с жесткого диска, а с оптических носителей? Например, скачать образ музыкального диска в сети, записать его на болванку соответствующего формата и вставить её в дорогой, высококачественный дисковый проигрыватель?
Более продвинутая и емкая модель на четыре диска Synology DS412+
Внимательно рассмотрев данный вопрос, можно прийти к единственному и, как может показаться, абсолютно парадоксальному выводу: правильно сделанная цифровая копия будет воспроизводиться с жесткого диска точнее, чем оригинальный оптический диск, воспроизводимый в приводе. Как такое возможно? Все довольно просто. При воспроизведении оптического диска плеер считывает информацию с него однократно, и полученные данные интерпретирует в реальном времени так, как покажется верным встроенной системе коррекции ошибок. Воспроизвести оптический диск идеально, так чтобы коррекции ошибок не потребовалось, можно, но только теоретически. Для этого сам носитель должен быть идеальной формы и идеально сбалансирован, на нем не должно быть ни одной пылинки или царапинки, дисковый привод должен также быть идеально сбалансированным и не должен испытывать на себе воздействия извне (в том числе и со стороны колебаний воздуха, создаваемых работающей акустической системой). На практике такие условия обеспечить, конечно же, невозможно, но так или иначе, к решению этих проблем стремятся разработчики топовых аудиопроигрывателей класса High End (стоимость которых вполне может превышать стоимость хорошего автомобиля). Ну а в обычных проигрывателях аудио дисков, мы имеем неизбежное накопление ошибок, возникающих в процессе чтения, и в результате слушаем не только ту информацию, которая была записана на диск, но еще и то, что «додумала» система коррекции ошибок, которая сама имеет право на ошибку.
Совершенно другую ситуацию мы имеем в случае создания и воспроизведения цифровой копии диска. Критический момент остается тот же — процесс считывания информации с диска. При создании цифровой копии, компьютер также сталкивается с ошибками чтения диска в приводе, но поскольку в данном случае задачей является максимально точное считывание, программа может перечитать сложный участок большое количество раз, сведя таким образом возможность ошибочной интерпретации данных к минимуму.
Пара высококачественных CD-приводов компании TEAC
Вывод из этого прост: цифровой транспорт, воспроизводящий музыку из файла, с точки зрения качества звучания, является более подходящим решением, чем цифровой транспорт, воспроизводящий оптические диски.
Пытливые аудиофилы справедливо заметят: жесткий диск в процессе работы создает немало помех, и если заменить им оптический привод, он может крайне негативно влиять на работу Hi-Fi системы. И действительно, жесткому диску нет места вблизи таких чувствительных компонентов как ЦАП или, скажем, предварительный усилитель. И тут на помощь вновь приходит решение, которое опять же может показаться парадоксальным: самым правильным способом воспроизведения цифровой музыки является воспроизведение её посредством проводной локальной сети. В чем преимущества такого подхода? Во-первых, жесткие диски оказываются настолько далеко от стереосистемы, насколько это необходимо. Длина проводов при таком способе передачи данных не играет ровным счетом никакой роли, поэтому NAS или ПК с музыкой может стоять хоть в соседней комнате, хоть в соседней квартире этажом выше. Во-вторых, сетевое подключение обеспечивает полную гальваническую развязку (каждый порт LAN оборудован развязывающими трансформаторами, которые исключают электрический контакт устройства с Ethernet кабелем). Если же мы подключаем жесткий диск к проигрывателю напрямую, посредством USB или SATA интерфейса, они оказываются связаны электрически, поэтому помехи от работы жесткого диска действительно могут влиять на работу плеера, снижая качество звучания.
SACD/CD транспорт класса High End - TEAC Esoteric P-05
Таким образом, мы приходим к концепции совершенного цифрового источника звука. Он состоит из двух компонентов: сетевого хранилища и сетевого плеера. В роли хранилища может выступать специально разработанное для этого устройство — NAS, а также компьютер или ноутбук, папки которого открыты для сетевого доступа. В роли плеера могут выступать опять же либо специально разработанные для этого устройства, спектр которых сегодня предельно широк, либо это может быть подготовленный для воспроизведения аудио компьютер или ноутбук. А то, как сделать из обычного компьютера машину для аудио мы расскажем в следующей публикации.
Эта статья описывает методы и средства создания каталога оцифрованной музыки и предназначена для коллекционеров и меломанов, кто ее самостоятельно собирает. Иные формы прослушивания, такие как радио, публичные потоковые сервисы и даже социальные сети я не рассматриваю, т.к. считаю неудобными, это просто другой уровень с точки зрения качества. Данное руководство предназначено для того, чтобы с минимальными затратами привести аудиоколлекцию к максимально упорядоченному виду и получить реальную пользу от наведенного порядка.
Я во многих вопросах перфекционист. Свою аудиоколлекцию я всегда хотел видеть идеальной. Но какие-то редкости мне достались в несортированном виде, что-то приходилось оцифровывать с дисков, чем-то менялся. Затем началась эра безлимитного интернета и приток свежей музыки стал больше, а времени больше не становилось. Со временем при пополнении стало накапливаться много мелких неприятностей, например:
- разные шаблоны для имен файлов: 4 — Звезда | 04 — Звезда | 04. Звезда
- не указаны исполнители альбома (что приводит к полному бардаку в альбомах-сборниках)
- некорректная информация об альбомах, состоящих из нескольких дисков
- путаница в годах изданий и переизданий (ремастеринг, и т.д.)
Часто у пользователей коллекции составляют десятки тысяч записей, так что перелопачивать все вручную долго и неэффективно.
Это всего лишь рекомендация для тех, кто начинает с уровня “файлопомойки” и нужна только в том случае, если вы хотите переделать все с нуля и упорядочить по-максимуму. Для начала нам нужно пройтись по всем каталогам и бегло их почистить, выбросить все лишнее, что вы не слушаете и вряд ли будете. Я выкинул полностью или частично:
- сборники - в дискографиях им делать нечего, они просто дублируют уже вышедшие композиции, а для общетематических сборников должен быть отдельный каталог
- переиздания - дублируют целые альбомы, иногда бывают конечно ремастеры, очищенные от шумов, но ими я заменяю оригинальные издания
- бутлеги, синглы и раритетные издания - для коллекционирования они конечно важны, но для прослушивания часто приносят больше неудобств, поэтому я их редко оставляю, но решать вам
- концерты - их я стараюсь собирать на видео, но есть артисты, которые только на концертах исполняют уникальные произведения, а есть такие, которые играют одно и то же раз за разом, так что тут по ситуации
В общем по возможности оставляйте только полные и официальные альбомы. Это не критичный, но довольно важный этап.
Обязательно разделите все на треки и унифицируйте форматы. Большинство плееров не понимают flac+cue, ape+cue, wv+cue. Из lossy форматов оставить только mp3, из lossless желательно flac, можно alac (если у вас преимущественно техника от Apple), а вот ape и wv не советую.
Для нарезки и перекодирования есть масса программ, например Medieval CUE Splitter. Я использую свой скрипт на bash.
2. Распознавание и сопоставление
Рекомендую начать все переделывать с чистого листа. Для этого в настройках Picard включаем перенос файлов и указываем папку назначения. Также я бы рекомендовал очистить всю старую информацию в тегах. По поводу тегов ID3, версия 2.4 является более продвинутой, но не все программы умеют корректно с ней работать. В частности, Windows Explorer и Windows Media Player (до 12-й версии включительно) не понимают кодировку. Если нужна совместимость - включайте 2.3. Если хотите более прогрессивного формата с плюшками типа UTF-8 и расширенным набором тегов — ставьте 2.4.
Программа распознает два типа альбомов: обычные и составные (сборники). Сборники — это когда в альбоме больше одного исполнителя. У меня для сборников отдельный каталог (обычно называется Various Artists), а требования к каталогизации не такие строгие.
$if2(%albumartist%,%artist%)/$if2($left(%originaldate%,4),$left(%date%,4)) - %album%/$if($gt(%totaldiscs%,1),%discnumber%-,)$num(%tracknumber%,2) - %title%
$if2(%albumartist%,%artist%)/$if2($left(%originaldate%,4),$left(%date%,4)) - %album%/$if($gt(%totaldiscs%,1),%discnumber%-,)$num(%tracknumber%,2) - %artist% - %title%
Первая строка — для альбомов, вторая — для сборников. Обратите внимание, что здесь переменная %date% обозначает дату издания (или переиздания), а не дату выхода альбома. Но тут есть нюанс. Большинство программ не умеют читать тег “originaldate”, поэтому в итоговом каталоге будут сортировать альбомы по “date”, что может нарушить хронологию выхода альбомов, которые позднее переиздавались. Указанные шаблоны генерируют имена, подобные этим:
Music\Сплин\2002 - Акустика\2-05 - Моё сердце.mp3
Music\Various Artists\2001 - Fellini Tour\14 - Сплин - Моё сердце.mp3
MusicBrainz содержит достаточно подробные данные о музыке, но к сожалению, данные о жанрах у него или отсутствует или неадекватны. На этом поприще лидером является Last.fm, который как самостоятельный сервис давно стал неинтересен, но накопил много данных об исполнителях, жанрах, стилях и связях на их основе. После смены API многие скрипты перестали работать, а для MusicBrainz Picard остался только Last.fm.ng Для него главное проверить разделитель мульти-тега жанра, у меня так:
[category-grouping]
separator = "; "
Дело в том, что единичных жанров для музыки практически не бывает, всегда есть некоторое смешение жанров и стилей даже в одном произведении. Разные проигрыватели умеют распознавать мульти-теги и осуществлять с ними разные операции. Результатом заполнения тега будет строка типа “Gothic; Darkwave; Industrial; Electronic”, где вместо точки с запятой можно использовать любой другой символ (например запятую или вертикальную черту) в зависимости от ваших предпочтений или используемого ПО. Еще советую добавить нужные вам жанры в список в конфиге, из которого будет осуществляться поиск, т.к. там не все редкие жанры прописаны.
После того, как мы убедились, что все настройки выставлены правильно, можно скармливать всю свою коллекцию и идти пить чай
Альбом помечается как золотой (желтый), если в нем присутствуют все треки, и нет никаких множественных интерпретаций. Наша цель - добиться максимального количества золотых альбомов. Также обратите внимание, что содержимое альбома может меняться в зависимости от выпускающей студии, иногда ручное изменение редакции поможет добиться более точного соответствия. Обработанные альбомы периодически сохраняйте в папку назначения.
Пару слов о теге “albumartist”. Иногда встречаются совместные альбомы, в которых два и более исполнителя, либо включены авторы исходного произведения, как в классической музыке. При переименовании каталоги заполняются с этого тега, а еще его используют для группировки плееры. Если он не заполнен, то используется тег “artist”. А вот в названиях треков всегда будет указан “artist”. Поэтому для таких альбомов (если это не сборники) лучше указать в теге “albumartist” одного из исполнителей по какому-либо признаку: автор оригинала, автор большинства произведений альбома и т.п.
Увы, MusicBrainz может сделать довольно большую часть работы, но не всю. В его базе могут отсутствовать некоторые редкие артисты или последние альбомы. В этом случае у вас в исходной папке останется часть неотсортированной музыки. У меня такой музыки остается около 10%, так что для нее запускаем другой инструмент - Foobar2000 с плагином Discogs Tagger. Он не настолько удобен, но в качестве вспомогательного инструмента более чем подходит. Все это позволяет обойтись без ручной правки тегов, но если уж до этого дойдет, вам помогут эти же программы плюс Mp3tag.
Если по каким-то причинам не удается или не хочется использовать Picard+Last.fm.ng, то есть еще MediaMonkey. Для поиска жанров к нему есть скрипт Genre Finder, он тоже использует Last.fm API, поэтому нужно очень внимательно отнестись к настройкам: их немного, но от них очень сильно зависит конечный результат. Вполне вероятно, что вы захотите сделать несколько пробных проходов с различными вариантами настроек. Рекомендую сначала определить 2-3 жанра в режиме поиска альбомов. Можете после этого добавить еще пару жанров, но уже в режиме поиска по отдельным трекам. Здесь же, в MediaMonkey можно параллельно смотреть и шлифовать получившийся список жанров.
Если у вас после первого прохода остались нераспознанные альбомы, меняем источник с Last.fm на Google Images, и запускаем обработку оставшихся альбомов. Здесь я бы порекомендовал быть осторожнее и проверять каждый альбом вручную. Лично мне хватило этих двух проходов; остальные источники были для меня совсем неадекватными, но вы можете попробовать — у каждого из них своя специфика.
3. Пожинаем плоды
Зато, в итоге мы получили:
- Единую упорядоченную структуру на уровне файловой системы
- ID3-теги, полностью заполненные (вплоть до композитора) по единым правилам
- Возможность сортировки по жанрам и другим тегам
- Обложки ко всем альбомам
- Эстетическое удовольствие от осознания факта, что у вас практически идеальный порядок :)
Теперь в таком виде коллекцию с радостью скушает любой медиаплеер. И в зависимости от его функциональности можно вытворять разные хитрые штуки. Ну сортировка это банально. Поиск по тегам очень удобен. А вот что мне всегда нравилось в iTunes или Clementine, это “умные” плейлисты. Это плейлисты, составленные на основе нескольких критериев фильтрации с использованием логических И/ИЛИ. Например я могу сделать плейлист, в котором будут треки с тегами “folk” и “instrumental” или я могу отобрать всю “Electronic” до 1980 года. Вот тут нам и пригодился мульти-тег жанра с несколькими значениями.
Но в последние годы обычные плееры стали неактуальны для меня по нескольким причинам:
- Коллекция увеличилась в объеме, на смену mp3 пришел flac
- У меня появилась достойная домашняя техника для прослушивания музыки
- У меня появились мобильные устройства, с которых я тоже хочу слушать музыку
Аудиотека перестала помещается даже на основном компьютере. И приходилось на каждом устройстве держать и часть музыки и делать собственные плейлисты, а это очень неудобно.
Закономерным ответом на вызов времени стала клиент-серверная реализация аудиотеки. Я как раз собрал сервер с RAID массивами, где разместил аудиотеку и в числе прочего открыл доступ к ней по SMB и NFS. Этого хватило, чтобы музыка в полном объеме добралась до домашнего кинотеатра и компьютеров, но другие потребности остались актуальными. В конечном итоге я пришел к идее аудиосервера или в общем случае медиасервера, который одновременно является и каталогизатором и проигрывателем с централизованной базой. На эту роль рассматривались:
a) Kodi - хоть и может использоваться с централизованной БД, но интерфейс для музыки абсолютно не приспособлен, не умеет работать с большинством тегов, удаленное воспроизведение с большой аудиотекой не вывозит (падает веб-сервер), нет поиска по тегам, нет мульти-поиска и умных плейлистов, нет перенаправления потока и вишенкой на торте средненькая кроссплатформенность.
b) Subsonic - заявлен как специализированный музыкальный медиасервер и сервис потокового вещания, умеет делать радио, имеет API и как следствие много разных клиентов под веб и мобильные устройства, но не разделяет мульти-тэги, нет поиска по тегам, нет мульти-поиска и умных плейлистов, нет прозрачного переключения потоков между клиентами. особую пикантность придает то, что он написан на java и под linux для работы требует JDK вместо JRE, а по умолчанию сервер запускается от root.
Перечислю преимущества, которые я получил и стал постоянно использовать:
- Поскольку аудиотека систематизирована на уровне файлов и тегов, нет никакой зависимости от разработчиков, сохранности базы данных и прочих неприятных сюрпризов.
- Шикарная кроссплатформенность: windows, macos, linux, android, ios, web, tv, ps4 и т.д. и оптимизированный интерфейс для каждой платформы.
- Удобный доступ к домашней аудиотеке извне, что по сути заменяет потоковые музыкальные сервисы
- Медиасервер корректно поддерживает основные теги, умеет разделять мульти-тэги (жанры), умеет искать по ним, включая множественные условия и создавать из них плейлисты.
- Есть перенаправление потока на другой клиент и управлением им, включая пульт ДУ, например можно с телефона управлять воспроизведением на телевизоре, при этом при переключении клиента, воспроизведение не сбрасывается.
- Оффлайн синхронизация (кеширование) на мобильных устройствах треков, альбомов, плейлистов и целых исполнителей одним кликом, при этом можно выбирать локальный битрейт для экономии места.
- Перекодирование на лету, если клиент не поддерживает проигрываемый формат, это по сути решает вечный спор в каком формате хранить lossless - flac или alac, а также это позволяет всю аудиотеку перевести в lossless, т.к. мобильные клиенты при перекодировании или синхронизации автоматически получают mp3 с заданным битрейтом, что не перегружает интернет канал или внутреннюю память
- Единое пространство, например когда файлы разделены по каталогам или дискам, для медиасервера аудиотека может их объединить в единое целое
- Можно запоминать позицию внутри трека, что важно для аудиокниг (хотя это уже немного другая тема)
На этом мой долгий рассказ подошел к концу. По традиции я призываю слушать только лицензионную музыку или иными способами поддерживать артистов, ибо жизнь коротка, искусство вечно.
Резервное копирование музыкальной коллекции в интернете - это отличная идея, причины тут разные, например, чтобы не потерять музыку из-за сбоя жесткого диска или вирусной инфекции, или получить ещё больше места для растущей коллекции.
Конечно, хранить музыку в интернете не обязательно, так как вы можете беречь музыкальную библиотеку в другом месте, например, на внешнем жестком диске.
Приведенные в обзоре веб-сайты позволяют бесплатно хранить MP3 и музыку в других форматах, а два даже поддерживают другие типы файлов, такие как видео и документы. Тем не менее, все имеют свои уникальные функции, которые делают их идеальными для хранения музыки, они были отобраны исходя из удобства использования и возможностей, только в конкретном плане хранения музыки.
pCloud - одно из лучших мест для загрузки вашей музыкальной коллекции благодаря функциям воспроизведения музыки, возможностям обмена и бесплатному хранилищу объемом до 20 ГБ.
Прежде всего, pCloud превосходит всех по своим возможностям воспроизведения музыки.
Он автоматически найдет и отсортирует ваши музыкальные файлы в разделе «Аудио» и разделит ваши файлы по песням, исполнителям, альбомам и даже любым спискам воспроизведения, которые вы создадите.
Более того, вы можете добавлять музыку в очередь и использовать встроенные элементы управления, чтобы воспроизводить музыку прямо через свою учетную запись, не загружая ее обратно на компьютер.
Вот еще несколько выдающихся особенностей:
Вы можете загружать целые папки с музыкой одновременно, что позволяет легко создавать резервные копии больших фрагментов вашей коллекции в интернете. Параметры совместного доступа позволяют вам обмениваться целыми музыкальными папками, а также отдельными музыкальными файлами, с кем угодно, и они могут слушать и загружать песни, даже не имея учетной записи pCloud.
Если вам когда-нибудь понадобится загрузить всю музыкальную коллекцию, вы можете сделать это через приложение для настольного компьютера или через ZIP- архив из веб-браузера.
Мобильное приложение pCloud позволяет получить доступ к своей музыкальной коллекции из любой точки мира.
Удаленные файлы остаются в вашем аккаунте до 15 дней.
Свободное хранилище: 10-20 ГБ
Когда вы впервые зарегистрируетесь в pCloud, вы получите 10 ГБ свободного места для всех типов файлов, включая музыку. Если вы подтвердите свою электронную почту и выполните некоторые другие задачи, вы можете бесплатно получить до 20 ГБ.
pCloud имеет бесплатные приложения для Windows, macOS, Linux, iOS, Android и других устройств.
У Google есть бесплатный музыкальный сервис с приложением-компаньоном, которое позволяет вам транслировать ваши собственные музыкальные файлы из любого места, и оно работает через вашу учетную запись Google после загрузки музыкальной коллекции.
Мы добавили Google Play Music в этот короткий список, потому что, в отличие от других сервисов, которые ограничивают пространство, которое вы можете использовать для музыки, Google накладывает ограничение на количество песен, которые вы можете загрузить, и оно довольно велико и составляет 50 000 штук.
Ещё одна неприятность: Поскольку для некоторых треков установлены региональные ограничения, необходимо подтвердить страну проживания, указав данные кредитной карты.
Это означает, что вы можете загружать всю свою музыкальную коллекцию онлайн, а затем передавать файлы со своего компьютера или через мобильное приложение и даже транслировать свою музыку в Chromecast дома.
Вот еще некоторые функции, которые нам нравятся:
Ваша музыка автоматически заносится в плейлисты, исполнителей, альбомы и жанры.
Ваши недавно добавленные музыкальные файлы легко доступны, кроме остальной части вашей коллекции.
Можно включить уведомления на рабочем столе, и вы получите предупреждение, когда во время воспроизведения появляется новая песня.
В Chrome можно установить мини-проигрыватель для воспроизведения музыки без необходимости открывать страницу Google Play Music.
Удаленная музыка будет храниться в вашем аккаунте в течение 60 дней, а затем будет автоматически удалена.
Песни, которые вы отметите «большими пальцами», сообщат Google Play Music, чтобы они воспроизводили больше таких песен из вашей библиотеки.
Для подписки в свободном доступе подкасты.
Google иногда раздает бесплатную музыку, которую вы можете добавить в свою коллекцию.
Радиостанции можно транслировать бесплатно в зависимости от вашего настроения или любимой музыки.
Свободное хранилище: 50 000 музыкальных файлов.
Есть программа для Windows / Mac под названием Music Manager, которая позволяет загружать файлы в свою учетную запись, если вы не хотите загружать музыку через браузер.
Бесплатное приложение доступно на устройствах Android и iOS, чтобы вы могли транслировать музыку с телефона.
MEGA не имеет продвинутых функций воспроизведения, доступных в приложении или на веб-сайте, но она позволяет хранить колоссальные 50 ГБ музыки бесплатно.
MEGA также является отличным местом для хранения ваших файлов, если вы обеспокоены тем, что кто-то может взломать вашу учетную запись, весь этот сервис хранения файлов построен на основе максимального соблюдения конфиденциальности и безопасности.
Вот некоторые функции, которые вам могут понравиться: Вы можете поделиться ссылками на целые папки, а также определенные музыкальные файлы. Получателям не нужно иметь учетную запись MEGA для загрузки ваших файлов, но если у них есть такая учетная запись, они могут легко перенести музыку на свою учетную запись, не загружая её.
Одновременно можно загрузить целые папки, и вы даже можете установить ограничение пропускной способности при загрузке (так называемое управление пропускной способностью), чтобы предотвратить проблемы с сетью во время загрузки.
Старые версии файлов хранятся в вашей учетной записи на тот случай, если вам понадобится вернуть любой файл обратно к предыдущей версии.
Вы можете транслировать музыку из своей учетной записи в любое время, используя бесплатное мобильное приложение (но не через веб-сайт).
Вся музыка, которую вы загружаете в MEGA, может быть загружена снова по отдельности или все сразу через архивный файл.
Свободное хранилище: 50 ГБ
Бесплатные мобильные приложения MEGA доступны для мобильных устройств iOS и Android. Компьютеры под управлением Windows, macOS и Linux и другие платформы.
У MEGA есть расширенная возможность поделиться своей музыкой онлайн с ключом дешифрования или без него.
Например, вы можете поделиться музыкальным файлом или папкой с ключом дешифрования, чтобы любой пользователь, имеющий ссылку, мог получить музыку, или вы можете не давать ключ, чтобы общий ресурс действовал как защищенный паролем файл, где получатель должен знать ключ расшифровки для загрузки файла (который вы можете дать им в любое время).
Читайте также: