Графические зарисовки знаков символов в резном убранстве фасада крестьянского дома
Древнерусская символика внешнего убранства деревенского дома. - презентация
Презентация на тему: " Древнерусская символика внешнего убранства деревенского дома." — Транскрипт:
1 Древнерусская символика внешнего убранства деревенского дома.
2 Гипотеза Наши предки хотели жить в гармонии с природой, потому как понимали, что полностью от неё зависят. И чтобы чувствовать себя защищёнными, чтобы силы природы были к ним благосклонны, окружали люди себя древними образами, украшая ими внешнее убранство домов и предметы быта. Древние символы, изображаемые на причелинах крыш, лобовой доске и наличниках деревенских домов, передавались мастерами из поколения в поколение и, хотя они и заросли со временем декоративными элементами, но не утратили своего глубокого подтекста. И сегодня связь времен не утеряна, так как во внешнем убранстве современных деревенских домов можно проследить наличие древнерусских символов.Цель Доказать присутствие древнерусских символов во внешнем убранстве деревенского дома на примере села Хватовка, проследить преемственность символов Древней Руси в деревенских домах современного села (на примере села Хватовка).Задачи Изучить виды древнерусских символов. Подобрать иллюстративный материал по теме. Отразить в фотографиях внешнее убранство домов села Хватовка. Исследуя узоры внешнего убранства домов, доказать наличие в них древнерусских символов.
3 Дом – родной кров Люди строили свой мир, в котором присутствовало неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Для русского человека дом был космосом, который хранил дух и душу многих живших поколений, а спутником человека было дерево. Старики говорили: «В дереве-дому человек живет, из дерева пьет, на дереве ест, дерево в старости третьей подсобной ногой предстает…».
4 Дом - как часть вселенной Дом - как часть вселенной Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов Прежде чем построить дом, хозяин выбирал место для строительства, делил крестообразно на четыре части. В центре каждой клал по камню- зерну. В некоторых местностях в центре постройки вкапывали березу, на неё вешали икону. Под первый венец (в месте красного угла) клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан и воск. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами.
5 Дом - как часть вселенной Дом - как часть вселенной В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, наполнить его образами, привлечь к дому силы добра, а от зла уберечься. Дом языком узоров рассказывает, как устроен мир, в них нашли отражение четыре стихии: солнце, огонь, земля и вода. С помощью нехитрых инструментов украшали резьбой деревянных дел мастера жилища. Резные наличники, столбики крыльца, прикрывающие торцы бревен доски - "причелины" и "полотенца" делали деревенский дом необыкновенно нарядным.
6 Мировое Древо Жизни Общекультурный архетип Мировое Древо - дерево жизни, в представлениях славян прораставшее через три мира - Навь (мир умерших), Правь (горний, т.е. небесный мир) и Явь (земной мир людей), - объединявшее воедино три временных пласта (настоящее, прошлое и будущее), и тем самым обеспечивающее связь времен, нерушимость пространственно-временных связей. Общекультурный архетип Мировое Древо - дерево жизни, в представлениях славян прораставшее через три мира - Навь (мир умерших), Правь (горний, т.е. небесный мир) и Явь (земной мир людей), - объединявшее воедино три временных пласта (настоящее, прошлое и будущее), и тем самым обеспечивающее связь времен, нерушимость пространственно-временных связей.
7 Три яруса в устройстве дома Дом снаружи делился на три части. Третий ярус – снаружи дома. Крыша как небесный свод. Второй ярус – здесь живут люди. Как и полагается, около ствола мирового дерева. Мировое дерево (древо жизни)– объединяет в единое целое весь мир: верх и низ, небо и землю, предков и потомков, все четыре стороны света, четыре стихии. Первый ярус – земля предков. Здесь хранятся плоды – то, что вырастил человек вместе с природой. Каждый ярус украшался по определенным правилам.
9 Крыша, как небесный свод На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне -- круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Изображения коней раньше повсеместно помещали на крышах и наличниках домов в селе Хватовка, но в наши дни сохранились лишь стилизованные изображения коней. Стилизованный конёк (пара коней) Пара морских коньков
10 Элементы украшения крыши Элементы украшения крыши Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда, отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды. Это схема образования и передачи воды на землю. Капли воды Небесные хляби
11 Элементы украшения лобовой доски На лобовой доске стелются ветви растений, обитают фантастические существа. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимает образ змеи. Позже этот образ раздвоился. Это раздвоение объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, а к утру он должен оказаться на востоке, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Иногда змею (ящера) изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела.
12 Окна- глаза дома «Наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье..
13 Общая схема устройства наличника Верхняя часть символизирует небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: верхнее небо называлось «небесной твердью», а нижнее – «небесными хлябями». Небесная твердь часто изображается в виде двускатной крыши. Небесная хлябь символизирует живительную влагу, плодородие, и изображается, как волнистая линия или отчетливые полукружья. Нижняя часть наличника соответственно символизирует твердь земную и часто имеет изображения вспаханного (ромбики с точками внутри) и засеянного (перекрещивающиеся двойные полосы) поля. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Эти четыре части, образующие наличник, соотносятся со временами года и сторонами света.
14 Символы солнца Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца дома от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья. Наиболее распространенный солярный символ, встречающийся практически на всех домах в селе Хватовка - три линии, означающие солнечные лучи, исходящие из одной точки, Символ солнца на наличниках и фронтонах призван «осветить» дом, наполнить его энергетикой света, а символика троичности дополняет идею вселенской гармонии. Даждьбог – Бог солнца Знаки солнца
19 Символы земли Символ Матушки-Земли, поля, плодородия – самые распространенный в нашем селе. Ромб – один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Это ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек. Ромб, поделенный на 4 части – символ плодородия и засеянного поля. Символы земли Земля-Матушка
25 Символы земли переходят с дома на изгородь палисадников. Поэтому получается целая композиция.
27 Берегиня Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место на резных наличниках в селе Хватовка. Одно из ее имен Берегиня. Очень интересно искать фигурки Берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит, как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Берегиня Знак Берегини
31 Знаки воды Без воды нет жизни. Воды бывают небесными и подземными. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды. Этот символ, помимо водяного, еще имеет значение "бесконечника". Бесконечник заворачивает злых духов, закручивает их, и они не могут проникнуть в дом. Бесконечник сохранился на домах в нашем селе лишь на причелинах крыш, еще он встречается в оформлении крыльца. Небесные и подземные воды
35 Знаки воды Бесконечник
36 Знаки воды бесконечник
37 Знаки воды бесконечник
38 Растительный орнамент Также богаты наличники растительным орнаментом. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны - символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы "Ж", аналогичен по смыслу Берегиням.
39 Растительный орнамент Виноградные гроздья
40 Растительный орнамент Виноградные гроздья Сосновые ветви
41 Растительный орнамент Стилизованная буква «Ж»
42 Растительный орнамент Стилизованная буква «Ж»
43 Деревянная резьба на каменных домах В середине прошлого века в деревнях стало модным строить каменные дома. Но строители и хозяева каменных домов не забывали об оберегах. Деревянной резьбой они украшали крышу, крыльцо, входную дверь и даже изгородь палисадника. На некоторых каменных домах даже есть деревянные наличники.
44 Деревянная резьба на каменных домах
46 Современные дома из сайдинга Образцов резных домовых украшений в нашем селе Хватовка с каждым годом становится все меньше и меньше. Ветшают, приходят в негодность украшения, выполненные старыми мастерами, а современные горожане предпочитают теплому одухотворенному дереву бездушный, зато яркий и практичный сайдинг. Современный человек практически утратил целостное восприятие окружающего мира, перестал замечать внутренние связи природы и человеческой души.
47 Деревянная резьба на современных домах Затейливую пышную резьбу можно увидеть на новых домах. Это указывает на то, что бытовая эстетика древних славян нашла место и в сознании современного хватовца.
48 Деревянная резьба на современных домах
49 Заключение Передаваемый из поколения в поколение незыблемый мифологический код, зашифрованный в украшавшей дома узорной резьбе, воплощен в сложном орнаменте, каждый элемент которого несет свою, особенную семантику. Спиралевидные мотивы указывают на место дома в микрокосмосе, солярная символика привносит идею света и добра, а растительный и животный орнамент отражают архетипические представления славян об окружающей флоре и фауне, о непосредственно окружающем мире. Гармонично сплетаясь в резном убранстве дома, все эти образы в символической форме отражают целостное миросознание современного жителя села Хватовка.
50 Список литературы 1. «Века над Окой / книга альбом под ред. Олейникова А.П». – М.: «ОГТРК», Круглова О.В. «Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собраний Загорского художественного музея заповедника». – М.: «Изобразительное искусство», «Язычество Древней Руси». – М.: «Наука», Шепелев М.А. «Декоративная отделка индивидуальных домов». – М.: Колос, «Мифология древнего мира», -М.:Белфакс, Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.: «Русское слово», В.Калашников «Боги древних славян», -М.: «Белый город», Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.: «Рефл-Бук», Олард Диксон «Символы Сибирского Шаманства», - М.: «Велигор», Интернет разделы
Славянская символика в домовой резьбе. Продолжение
Продолжая разговор о славянской символике в домостроении , стоит вспомнить также о традиционных знаках земли. Почти всегда это ромб, вытянутый по вертикали, или квадрат. При этом почти во всех изображениях присутствует деление четырехугольника диагональными линиями. Возможно, так показывалось разделение Земли в целом на отдельные участки по праву собственности, возможно, наши предки так отражали разные виды ландшафта – кто сейчас может утверждать наверняка?
Символы земли, поля встречались чаще не в резьбе, а в традиционной вышивке, поэтому и основные типы рисунка приводятся именно в том виде, в каком они присутствуют на отделке одежды.
Интересно, что просто ромб с делениями диагоналями встречается реже, чем тот же ромб, в каждом делении которого имеется точка или запятая. Точки в данном случае символ семени, запятая – прорастающего семени. В некоторых случаях ромб с точками был также обозначением для беременной женщины. В целом этот символ говорил о плодородии, возрождении жизни, ее развитии в домовой резьбе использовался на наличниках, лобовых и разделяющих досках, в отделке дверей. Однако даже чаще его резали на предметах домашнего обихода и вышивали/ткали на одежде.
Периодически в наиболее старой резьбе встречаются стилизованные изображения женщины – с воздетыми руками, с рогами, на коне. Это символика богини Макоши – матери всего живого, прародительницы, подательницы жизненных благ, покровительницы женщин. На наличниках и дверях это своего рода оберег, на «женской» утвари (прялки, ткацкие станки, посуда) – призвание покровительства богини для хозяйки дома.
Треугольники, концентрические круги, солярные символы - знаки всего "белого света" на старинной прялке Треугольники, концентрические круги, солярные символы - знаки всего "белого света" на старинной прялке Здесь лидируют символы Солнца Здесь лидируют символы СолнцаКони в резьбе – символы солнца, ведь именно они, по легендам, везли Солнце по небу.
Это эскизы 19-20 века, предположительно, основанные на изучении более давней символики Это эскизы 19-20 века, предположительно, основанные на изучении более давней символикиПтицы также относились к «небесной» сфере, но при этом парные изображения говорили о взаимной любви, крепком браке, были пожеланиями лада в семье.
Парные фигуры Рожаниц и коней в старинной вышивк, парные фигуры птиц - это свадебный рушник Парные фигуры Рожаниц и коней в старинной вышивк, парные фигуры птиц - это свадебный рушникЕще одно популярное изображение – Древо Жизни. Оно могло выглядеть действительно как дерево или быть стилизованным почти до неузнаваемости.
Говорить о славянской символике можно долго, но, поскольку доказательств правильности толкования тех или иных знаков найти за давностью лет уже не удастся, подытожим.
Современным людям, желающим отделать свой дом в славянских традициях и осознанно использовать древние знаки в резьбе и росписи, можно рекомендовать:
· для оформления свесов крыши, причелин, подзоров стоит взять волнистые или слабо рельефные контуры, напоминающие волну. Это будут «небесные хляби», символ воды. Если брать именно сакральное значение, символы должны защитить крышу от протечек и при этом уподобить ее небу. С практической стороны волнистая отделка края доски сравнительно проста в работе и хорошо смотрится в сочетании с гладкой дощатой обшивкой, брусом или бревном;
Осовремененный орнамент - волнистые линии, дуги, точки (символы семени, возрождения жизни) Осовремененный орнамент - волнистые линии, дуги, точки (символы семени, возрождения жизни)· в места соединения причелин (под коньком), на концах причелин, на лобовой доске и фронтоне органично вписываются символы солнца и огня. Заключенный в круг крест или многолучевая звезда с прямыми или изогнутыми лучами элементарно вырезаются приемами традиционной глухой резьбы;
· наличники, подоконники, «очелья» окон, дверные проемы можно украсить символами плодородия. Ромб с углубленной серединой или ромбы, образованные пересечением прямых линий, режется легко, позволяет модифицировать орнамент и дополнять его другими элементами;
· на предметах быта, детской мебели (колыбели, кроватке), женской утвари уместен будет знак Макоши и/или Рожаниц, а также символы плодородия и Солнца.
Наличники – это самый яркий и наиболее наглядный символ языческой веры.
Вы замечали, что Наличники напоминают по своему внешнему виду и строению древнегреческие языческие храмы?
Почему? Потому что они имеют одну и ту же символику и несут один и тот же смысл.
Как вы думаете, что появилось раньше, русские деревянные избы с наличниками на окнах или греческие каменные храмы, выстроенные в дорическом ордере? Кто у кого «слизал» этот принцип? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сравните две детали, которые использовались в строительстве русских изб и языческих храмов. Одна деталь называется «курица».
Картинка из интернета. Картинка из интернета.Крыша была устроена так, что эта деталь несла довольно большую нагрузку. Так как избы строились без применения гвоздей, именно она держала на себе всю крышу.
Другая, абсолютно такая же деталь по форме и смыслу, находится под крышами языческих храмов и многих современных домов и называется «модульон». Эта деталь чисто декоративная и по сути, ничего не поддерживает.
Что важнее было для человека в строительстве, функциональность или декоративность? Что появилось раньше, «модульон» или «курица» (с яйцом-то уже всё понятно)? Что явилось примером для подражания?
Когда я описывал строение Парфенона , я использовал музыкальное понятие «Октава», показывая, что в целом, Парфенон состоит, как бы, из семи уровней (ступеней, нот), но в этой "Октаве" содержится ещё два уровня, построенных по этому же принципу. Это также можно назвать и фрактальным принципом, когда целое имеет ту же форму, что и одна или более его частей. Видимо, так люди раньше представляли себе строение человека, Вселенной и, возможно, Бога.
В строении русских изб также заложен этот принцип. Изба - это Фрактал и олицетворяет человека. Она состоит из трёх основных частей и делится на семь уровней. Изба также имеет детали, которые, на первый взгляд, на несут никакой функциональной нагрузки, но без них и изба - не изба. Это Причелины , Полотенце , Конёк, Подзор (Лобовая доска) и Наличники. Это и есть Фракталы избы.
Какой был смысл в изготовлении всех этих элементов? Для чего на них изображали различные символы? Подчинялись ли эти символы каким-то законам, правилам, определённому порядку? Несомненно! И это была их главная функция – олицетворять собой суть народной Веры и Путь человека к Богу (это как крестик на груди у христианина).
О Полотенцах и Причелинах я писал в статье, посвящённой Крыше , а в этой статье будем разбирать Наличники .
Наличники являются самым ярким и выделяющимся элементом в архитектуре русских строений. За ними более тщательно следили, ухаживали, красили, чинили и, видимо, поэтому они лучше всех прочих артефактов сохранили те законы и правила, по которым их изготавливали.
Давайте определим, какие обязательные детали имеют Наличники и насколько это связано с Семиступенчатым принципом и Орнаментом.
Для того, чтобы лучше понять и вникнуть в суть написанного ниже (я буду излагать довольно кратко), советую прочитать предыдущие статьи про Символы , Орнамент , Сказки , Алхимию , Архитектуру , Хоровод , Лабиринт , Курны и прочие артефакты древности, которые также демонстрируют принцип Семи Чар.
Возьмём для наглядности Орнамент из древнего города Урарту, сравним его с русским Орнаментом на тканых изделиях и найдём эти символы на Наличниках .
Орнамент имеет семь уровней, которые интерпретируются очень просто.
Первый уровень - "Человечки" (Тело), второй - "Волны и столбы" (Род, М. и Ж.), третий - "Работа" (сбор Плодов с Древа Жизни), четвёртый - "Центр и Зеркальное отражение", пятый - "Труд" (сбор Плодов с Древа Жизни), шестой - "Пирамида" (Смерть), седьмой - "Человечки с Перьями на голове" (Пальметта).
Русский Орнамент построен таким же образом, но к сожалению, изделий, имеющих настоящий и полный Орнамент, по вполне понятным причинам, практически уже не сохранилось. Остались лишь общие понятия и принципы, а смысл русской вышивки полностью утерян.
Попробуем его восстановить.
Орнамент вышивают полосами или уровнями. Этих уровней должно быть семь. Первый уровень олицетворяет Тело (Сущность) человека и поэтому, в самом низу тканых изделий всегда должна находиться полоса с бахромой или полоска собранной ткани (оборка) или кисточки, так похожие на фигурку человека.
Сущность от слова сущее, существующее, т.е. проявленное в материальном мире, т.е. тело человека.
Далее должна идти полоса с волнистым или зубчатым узором - это второй уровень. Почему узор должен быть волнистый, я много писал об этом в предыдущих статьях и не хочу повторяться. Но он означает Мужчину и Женщину, половую любовь, инстинкт продолжения рода, семью, чувства, желания, . и прочее, прочее, прочее. Это наша Душа.
Если присмотреться, то внутри "волны" вышивали различные узоры, которые заменяли первый уровень, если не было "кисточек" (о совмещении уровней я писал в статьях про Орнамент).
Третий и пятый уровни славянской вышивки находятся по краям от самой широкой и центральной части и часто это свастичные символы.
На древнем Орнаменте из Урарту, третий и пятый уровни представлены изображением сбора Плодов с Древа Жизни. Эти картинки изображают одно и то же действие, но это действие может быть совершенно другим по своему внутреннему содержанию. В одном случае (Третий уровень), работа на себя и для себя, в другом (Пятый уровень) – служение и труд во благо ближнего.
Четвёртый уровень обозначающий "Центр", "Зеркало", "Любовь" имеет несколько символов.
То, что многие называют "солярными знаками", является лишь символом "Центра". Как можно обозначить "центр"? Точкой в круге или пересекающимися линиями - фигурой, похожей на мишень.
Как можно символично изобразить "Зеркало"? Отражёнными фигурами Коней (в южных странах Львы, Быки), а также симметричными геометрическими фигурами типа Ромба с пересекающимися линиями и точками.
Как можно с помощью символа изобразить "Любовь"? Символом "Любви" является Древо Жизни . В русской вышивке "Древо" стали покрывать цветами, так и возникла тенденция вышивать различные пионы, розы и прочие цветы. Также символом "Любви" является Девушка, Женщина, Макошь, Лада, . Кто кого хотел, того и вышивал.
Шестой уровень олицетворяет "Мир предков", "Мудрость", "Смерть". . и "Волнистый" узор второго уровня "зеркально" превращается в "Холмистый".
На местах сожжения и захоронения покойных насыпали Курганы (Кур - Петушок. Гагана - на санскрите "небеса"). Затем появилось название Холм. Если опять воспользоваться древним приёмом переворачивания слов, то получится млоХ или Молох. Молох - языческий бог, имя которого стало нарицательным, что означает кровавый, жестокий и т.д. Противники язычества превратили этого бога в "рогатое чудовище, которому приносили в жертву детей, сжигая их на костре". Молохом также называют рогатую (с Полумесяцем на голове) ящерицу.
Шестой уровень - это "Пирамиды", "Холмы" и "Курганы", а самый распространённый символ седьмого уровня - Кур или Петушок, золотой гребешок.
Правильный Орнамент с чётко выраженными семью уровнями найти (разглядеть) довольно сложно, но проследить и увидеть этот принцип в целом, сопоставляя и сравнивая различные вышивки совсем нетрудно. Попробуйте сами.
А теперь настало время увидеть эти символы в Наличниках.
Что из себя представляет сам Наличник? Это обрамление окна состоящее из разных частей. Названия этих частей также перекликаются с названиями деталей избы и убранством женской головы. У Наличников есть Фриз, Лобовая доска, Картуш, Пилястра, Вазончик, . и есть Кокошник, Диадема, Ушки, Серёжки и Очелье. О чём это говорит? Наличник - это фрактал избы или храма и он олицетворяет человека и Путь.
Названия деталей наличников. Картинки из интернета. Названия деталей наличников. Картинки из интернета.Первый уровень в виде "Кисточек", "Человечков" и "Цветков лотоса" - это неотъемлемая часть Наличников и они всегда находятся в самом низу.
Второй уровень у Наличников - это волнистый или зигзагообразный элемент, который находится между "Кисточками".
Третий уровень - это подоконная доска и он должен находиться над вторым и под самым окном, но существует другой вариант исполнения Наличников , где третий уровень проявляется в виде резных деталей сбоку от окна. Именно они должны называться Серёжки, так как над ними находятся детали, которые называются Ушки. Логика!
Ушки – это противоположные Серёжкам «зеркальные» детали сверху и это пятый уровень.
Про пятый уровень в Архитектуре можно сказать, что он является как бы переходным уровнем, между основным строением (срубом дома) и крышей. Он тоже, как бы «служит» и подпирает крышу. Это такие детали как Волюта, Модульон, а в русской Архитектуре эту роль выполняют Курицы и они действительно поддерживают крышу. На Урнах, Кубках и Кувшинах (эти предметы тоже представляют «образ» человека) – это ручки и загиб на краешке, они тоже «служат» для чего-то и выполняют определённые функции.
На Наличниках пятый уровень чаще всего показан в виде Модульонов. ведь форма Ушек - это и есть Модульон сбоку.
Окно (Око) является Центром русской избы или «зеркалом души». Окно пропускает Свет, который олицетворяли с Любовью, поэтому само окно и резные детали по бокам его - это Четвёртый уровень в Орнаменте Наличников.
По правилу Орнамента, Четвёртый уровень является «Зеркалом», в котором отражаются другие уровни (с более освещённой стороны окно становится зеркальным). Поэтому Седьмой уровень должен быть «отражением» Первого, Шестой уровень должен быть «отражением» Второго, а Пятый – «отражением» Третьего.
И действительно, отражённый «Зигзаг», направленный вниз – это «Пирамида», остриём направленная вверх, отражённая «Волна» - это «Кокошник» или «Луковка», а отражённая "Кисточка" становится "Пальметтой", "Берегиней" или "Петушком".
Знаки и символы Четвёртого уровня – это симметричные фигуры или детали, демонстрирующие «Зеркальное отражение» и «Центр». Часто это ромбовидные фигуры, «солярные символы» с разным количеством лучей (символ Центра) и Древо Жизни в виде античных Колонн.
Довольно часто на этом уровне изготавливали детали напоминавшие по внешнему виду Балясины. Они также являются фракталами и демонстрируют семиступенчатый принцип.
Ставни тоже относятся к Четвёртому уровню. Они являются, как бы Веками, прикрывающими Очи и поэтому на них вырезали такие же симметричные символы Четвёртого уровня. Чаще всего – ромбы, квадраты и круги с точками и без.
Графические зарисовки знаков символов в резном убранстве фасада крестьянского дома
16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире
Новороссийск: мужик летел из окна с 5 этажа, но путь в "долину теней" преградили бельевые верёвки
Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу
Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!
Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП
20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5
Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)
17 собак, которые здорово преобразились после стрижки
Свежая подборка автоприколов
Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)
15 случаев, когда люди стали свидетелями забавных совпадений
Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД
В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича
"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"
30 мастеров, которые творят из дерева искусство
"Не покупайте одежду онлайн": писательница раскритиковала шопинг в сети
Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового
16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали
Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара
Грозный морской лев и рыбаки
Участники свадебного кортежа из Иваново, которых "не заметила" полиция, извинились за стрельбу
16 мужчин, которые исполнили просьбы жен не так, как те хотели
Как Николас Кейдж охотился за Граалем и почему стал сниматься в плохих фильмах
Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку
В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида
Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком
Красный Ferrari это скучно? Дилер из Великобритании продает желтый Enzo и F50
Люди, которых покусал жук-невезук
Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя
Наглая овца помешала перекусу
В КНДР заявили о своей мощи, показав запуск баллистической ракеты, неожиданным способом
Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом
16 кадров из фильмов и сериалов, которые стали мемами
15 вещей, которые нельзя делать в Японии
Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области
Их станет трое: Арнольд Шварценеггер и Дэнни Де Вито сыграют в продолжении фильма «Близнецы»
Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан
Старинный Dodge 1918 года превратили в великолепный хот-род
Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками
Задержанного парня чуть не обокрали прохожие
27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения
Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию
Тема: Внешний мир убранства русской избы
· Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
· Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
1. Организационный момент – 2 минуты;
2. Введение в тему - 6 мин.
3. Изучение нового материала. – 8 минут;
4. Анализ иллюстративного материала – 3 минуты;
5. Практическое задание – 20 минут;
6. Рефлексия – 3 мин
7. Итог урока – 2 мин.
I. Организация урока. (2 мин)
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему. (6 мин.)
(1 слайд) Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.
Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.
Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.
(2 слайд) Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.
Дома строили разнообразные.
Какие же виды домов существовали?
(3 слайд) Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей. Называется он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.
(4 слайд) Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г», поэтому и носит название «глаголь». Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной частью асимметричной. Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.
(5 слайд) Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий.
(6 слайд) Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:
- крыша, фронтон символизирует небо;
- часть сруба ниже фронтона, часть дома, где живут люди символизирует мир людей - землю;
- подклет, или подклеть (подпол) — подземный мир.
Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.
Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.
У: А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.
III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)
( 7 слайд) У: Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
· (8 слайд) У: Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
· Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
· (9 слайд) У: Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов .
(10 слайд) У: Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:
Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.
В названиях декоративных элементов русской избы проявляется «очеловеченность» облика крестьянского дома:
фасад - лицо избы,
фронтон избы - чело, лобовая доска,
окна – око, глаза.
(11 слайд) У: Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).
· Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
· Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
IV. Постановка творческой задачи. (19 мин)
У: Перед вами на доске изображен сруб дома, но на нем не хватает декоративных элементов. Давайте вместе прикрепим элементы на дом и вспомним названия ( дети вешают элементы декора на доску, составляя общий вид русской избы.)
Практическая часть.
V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.
По завершению работы дети вешают свои работы на доску (составляем из работ деревню)
VI. Рефлексия (3 мин.)
У: Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.
- Что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?
Какие же виды домов вы знаете?
- Назовите элементы русской избы.
VI I . Подведение итогов. (2 мин.)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русская изба. Фасад северной избы Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал. - презентация
Презентация на тему: " Русская изба. Фасад северной избы Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал." — Транскрипт:
2 Фасад северной избы
3 Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски- полотенца, доски – причелины – круглые розетки и полурозетки – символы солнца; круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники – символы земли.
4 Фронтон – верхняя часть фасада избы. Фронтон – верхняя часть фасада избы. На лобовой доске идущей по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: На лобовой доске идущей по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Резьбу называют глухой, долбленой, корабельной.
5 Наличник - декоративное обрамление оконного проема. Образы –символы: русалка – берегиня – символ водной стихии, устрашающие гривастые львы – собаки. Образы олицетворяли нижний, подземный мир.
6 В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию.
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище. - презентация
Презентация на тему: " Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище." — Транскрипт:
1 Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
2 Дом – космос Древние славяне представляли мир в виде трех составляющих: Верхний мир- правь (мир добра, богов, неиссякаемый источник воды- «хлябей небесных»), в нём живут птицы Средний мир- явь (живой мир людей и животных) Нижний мир- навь (мир зла, тьмы и мертвых) Дом человека представлялся как защита от навьих душ, нечисти и представлял собой модель мироздания.
3 Тип русской избы Охлупень (конек) Сруб Щипец (чело)
4 Элементы оформления избы 1. Полотенце 2. Причелина 3. Слуховое окно 4. Кисть 5. Подзор (лобовая доска) 6. Очелье наличника 7. Низ наличника 8. Торцовая доска
5 Символика в оформлении избы Солярные знаки- символ света, начала жизни, жизненных сил. Полотенце Окончание причелины Конек
6 Водные знаки- символ текущего времени, долголетия.
7 Земляные знаки- символ богатства, плодородия.
8 Элементы смыслового геометрического орнамента
9 Символика образов в оформлении избы Конь Конь-символ достатка, силы и доброты. Дерево жизни-Дерево жизни- символ растительных сил природы, продолжения рода. Берегиня Берегиня- символ единства сил земли и неба, от которых зависит жизнь человека. Птица Птица- символ света и тепла, радости и счастья, охраняющий покой в доме. Птица сирин-Птица сирин- символ счастья. Русалка Русалка –символ водной стихии. Лев Лев – символ силы и власти.
10 Смысловое оформление окна Фасад- лицо избы, окна- ее глаза. Наличник Наличник- декоративное оформление окна. Очелье Ставни Низ
Читайте также: