Geforce fx 5500 сколько памяти
Рынок компьютерных игр динамично развивается, и производители графических акселераторов с завидным упорством стараются соответствовать всё более возрастающим требованиям к «железу».
На сегодняшний день такие платформы, как AMD Athlon XP и Intel Pentium IV, отнюдь не являются безнадежно устаревшими. А вот графическая подсистема, которая пару лет назад устанавливалась в машины бюджетного класса, похоже, сдаёт позиции. Ей мы сегодня и займёмся.
Делаем апгрейд бюджетной видеокарты
Итак, посмотрим, на что можно заменить послужившую нам верой и правдой ASUS GeForce MX440.
В секторе бюджетных карточек на AGP (мы установили «потолок» в $70) обнаруживаем следующие варианты: на чипе от ATI можно приобрести Radeon 9550 и Radeon 9600, NVIDIA предлагает GeForce FX5200, GeForce FX5500, GeForce 6200 (единственная 64-битная в этом наборе). В более дорогом сегменте (до $130) – Radeon X1300 и Radeon 9800 Pro против NVIDIA GeForce 6600.
Сравнительные характеристики графических акселераторов до $70:
Видеокарта | GeForce 4 MX440 | GeForce FX 5200 | GeForce FX 5500 | GeForce 6200 | Radeon 9550 | Radeon 9600 |
Графич.чип | NV18 | NV34 | NV34 | NV44 | RV350 | RV350 |
Техпроцесс, мкм | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,11 | 0,13 | 0,13 |
Частота чипа, МГц | 275 | 250 | 250 | 300 | 250 | 325 |
Частота памяти, МГц | 400 | 400 | 350 | 500 | 400 | 400 |
Тип памяти | DDR | DDR | DDR | DDR | DDR | DDR |
Объём памяти, Мбайт | 64 | 128 | 128 | 128 | 256 | 128 |
Разрядность, бит | 128 | 128 | 128 | 64 | 128 | 128 |
Пиксельные конвейеры | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Вершинные конвейеры | - | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Пиксельные шейдеры | 0.5 (эмуляция) | 2.0+ | 2.0+ | 3.0 | 2.0 | 2.0 |
Вершинные шейдеры | 1.1 (эмуляция) | 2.0+ | 2.0+ | 3.0 | 2.0+ | 2.0+ |
Текстурные модули | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
DirectX | 7.1 | 9.0 | 9.0 | 9.0c | 9.0c | 9.0 |
OpenGL | 1.3 | 1.4 | 2.0 | 1.5 | 1.5 | 1.5 |
Сравнительные характеристики графических акселераторов до $130:
Видеокарта | GeForce 6600 | RadeonX1300 | Radeon 9800 Pro |
Графич.чип | NV43 | RV151 | R350 |
Техпроцесс, мкм | 0,11 | 0,09 | 0,15 |
Частота чипа, МГц | 300 | 450 | 380 |
Частота памяти, МГц | 550 | 500 | 674 |
Тип памяти | GDDR1 | GDDR3 | DDR2 |
Объем памяти, Мб | 128 | 256 | 256 |
Разрядность, бит | 128 | 128 | 256 |
Пиксельные конвейеры | 8 | 4 | 8 |
Вершинные конвейеры | 3 | 2 | 4 |
Пиксельные шейдеры | 3.0 | 3.0 | 2.0 |
Вершинные шейдеры | 3.0 | 3.0 | 2.0+ |
Текстурные модули | 1 | 1 | 1 |
DirectX | 9.0c | 9.0c | 9.0 |
OpenGL | 1.5 | 2.0 | 1.5 |
Краткое описание чипов
GeForce 4 MX440
Чип характеризуется наличием поддержки AGP 8x. Карта имеет на борту 64 Мбайт оперативной памяти DDR 128 бит, работающей на частоте 400 МГц. Главные недостатки этого графического процессора – несовместимость с новыми версиями DirectX и отсутствие поддержки вершинных конвейеров, а также пиксельных и вершинных шейдеров.
GeForce FX 5200
GeForce FX 5200 на сегодняшний день является устаревшим GPU, позиционируемым в сегменте low-end для рабочих станций. Одним из преимуществ младших моделей видеокарт поколения FX является пассивное (без использования вентиляторов) охлаждение, что позволяет снизить уровень шума от системы в целом. Вообще, FX 5200 можно назвать неудачной моделью. Процессор обладает аппаратной поддержкой DirectX 9.0, однако это не сильно ему помогает, и, как мы увидим из дальнейших тестов, производительность решений на основе FX 5200 приближается к тому же GeForce4 MX 440.
GeForce FX5500
Графический процессор GeForce FX5500 представляет собой удешевлённую версию FX5600, работающую на более низких частотах. Фактически эта модель унаследовала многие недостатки платформы FX5200 и также демонстрирует невысокую производительность.
GeForce 6200
Попавший к нам на тестирование GPU GeForce 6200 (NV44) представляет собой удешевлённую версию графического процессора GeForce 6600 (NV43) и называется GeForce 6200 Turbo Cache. Этот процессор поддерживает не более 64 Мбайт оперативной памяти и использует основную память ПК для работы 3D приложений. Он обладает четырьмя пиксельными конвейерами и тремя вершинными блоками. Мы тестировали версию, оснащённую 64-битной шиной памяти. Основным недостатком этого GPU является крайне низкая скорость обмена данными с памятью. Для шины AGP 8x она теоретически составляет 2 Гбайт/с, но видеокарта вынуждена конкурировать за неё с прочими компонентами компьютера, что отрицательно сказывается на производительности.
ATI Radeon 9550
Фактически он ничем не отличается от более дорогого ATI Radeon 9600, разве что имеет более низкую частоту работы процессора (250 МГц у Radeon 9550 против 325 МГц у Radeon 9600). Таким образом, в сочетании с применёнными в Radeon 9550 технологиями адаптивной фильтрации изображений, данное решение относится скорее к Middle-End сектору рынка, но продаётся по весьма низкой цене.
GeForce 6600
ATI Radeon Х1300
Radeon X1300 является моделью low-end уровня, использующей новейшую архитектуру ATI. К несомненным достоинствам этой модели относятся более производительный тип памяти GDDR3 и высокая частота работы процессора. Решающие отличия X1300 от предыдущих графических процессоров ATI заключаются в существенной доработке деталей архитектуры, суть которых сводится к внедрению многопоточной обработки данных и динамическому ветвлению процессов обработки изображений. По заявлению производителя, это влечёт за собой более быстрое выполнение операций по сравнению с традиционными архитектурами. Также серия X1х00 от ATI позволяет аппаратно обрабатывать пиксельные и вертексные шейдеры третьей версии, чего в предыдущих решениях не было.
Radeon 9800 Pro
Процессор ATI Radeon 9800 Pro, появившийся на рынке в 2003 году, представляет собой Hi-End двухлетней давности. Процессор имеет 8 пиксельных конвейеров и 4 блока вершинных программ. В нём реализованы такие технологии ATI, как SmartShader 2.1, SmoothVision 2.1 и HyperZ III+. Данный вариант очень интересен для модернизации ПК, единственным недостатком решений на основе Radeon 9800 Pro является более высокая по сравнению с другими решениями цена и отсутствие поддержки шейдеров версии 3.0.
Сегодня очередной антиквариат - AGP видеокарта Forsa, модель Nvidia GF FX5500. Видеокарта изготовлена примерно в 2008 году. т.е. на момент производства она была совершенно устаревшая видеокарта. Видимо производитель набрал GPU на каких-то распродажах неликвидов, и пустил в дело.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Итак, перед нами самая стандартная видеокарта, из разряда "No Name" и наклейка на вентиляторе системы охлаждения с логотипом Forsa (кстати, криво наклеенная), ни о чем не говорит. Внешне эта видеокарта напоминает ранее мною описанную карточку A-Trend GeForce FX 5500. Но отличия есть, и достаточно очевидные.
Внешние разъемы: VGA, DVI и между ними S-Video.
Снимаем систему охлаждения, чтобы лучше все рассмотреть. Кстати, СО - это просто кусок алюминия, который крепиться с помощью двух подпружиненных клипс. Вентилятор маленький, 36 мм диаметром, запитывается двумя проводами.
Вот так выглядит видеокарта Forsa Nvidia GeForce FX5500 без системы охлаждения - все обычно. Достаточно много разведенных и не распаянных мест.
GPU - это обычный чип с маркировкой: Nvidia GeForce FX QV3143.00T 0850B1 5500 NPB. кодовое название этого графического процессора - NV34B.
Буквой Г вокруг видеочипа распаяно восемь чипов видеопамяти - общим объемом 256 Мб, с шириной шины 128 бит. Память имеет маркировку Infineon HYB25D256163CE-5.0 DDR CCTD и дата изготовления - 0810.
Микросхема с маркировкой Pm25LV512 - это прошиваемая флэш-память, так сказать БИОС видеокарты.
Еще микросхема PI5C 3257QE - это мультиплексор и демультиплексор, коммутатор одним словом.
В цепях питания три MOSFET транзистора: два STU5025NL2 и один STU3055L2.
Обратная сторона видеокарты - здесь некоторое количество SMD элементов. разведены места под еще восемь чипов памяти, но они пустуют. Была этикетка, но отвалилась.
На этикетке: GF FX5500 VER:1(AGP), 256M 128BIT DDR TV/DVI, затем штрих коды. вероятно серийный номер. Сделано в Китае.
С обратной стороны видеокарты две микросхемы. Одна - сдвоенный контроллер APW7060, в которой совмещен ШИМ-контроллер и линейный понижающий регулятор напряжения. И вторая микросхема 74ACT08 - QUADRUPLE 2-INPUT POSITIVE-AND GATES.
Карта вполне рабочая, поставил в старенькую матплату, на которой есть слот AGP, запускаем утилиту GPU-Z и смотрим информацию на видеокарту.
А программа AIDA64 дает нам такие данные.
Запускаем тестирующую программу FurMark V1.19.1.0 - волосатый бублик. Работает. 1FPS, при разрешении 1024х768.
Ставим и запускаем программу MSI Afterburner и тянем ползунки частоты GPU и памяти на максимум, пока не упрутся. GPU с 270 стало 351 МГц, память с 266 до 340 МГц.
Компьютер работает, снова запускаем "бублик" и. слайд-шоу с артефактами.
Конечно, это не разгон, а просто издевательство - просто посмотреть, что будет. А описание видеокарты Forsa Nvidia GeForce FX5500 закончено. Увы, этой карте место лишь в мусорном ведре. А может того - для майнинга сгодится? )))
Захотелось немного поиграть в более современные игры, поставил Quake 3. И выяснилось, что встроенная видеокарта моего компьютера (ATI 3D Rage Pro Turbo) такие свежие игры тянет с большим трудом. Сперва думал поставить графический ускоритель, но тут довольно своеобразный корпус формата NLX, сильно ограниченный в плане расширения — есть только два PCI-слота, куда встают платы длиной до 18 сантиметров. А имеющийся ускоритель длиной 21 см. Можно было бы немножко подпилить корпус и воткнуться, но вопрос подключения остаётся — всё же VGA уходит, сегодня гораздо приятнее иметь HDMI или хотя бы DVI. Потому начал искать варианты.
Аутентично было бы поставить что-то типа Voodoo3, но цены сегодня относительно высоки, да и не помню, чтобы среди них были платы с цифровыми выходами. Потому, изучив вопрос и перебрав варианты, решил купить на али PCI-версию GeForce FX5500.
Во-первых, это последняя линейка видеокарт, которая без проблем работала под Windows 9x. Шеститысячная серия работала уже с проблемами.
Во-вторых, её производительность с лихвой перекрывает все аутентичные видеокарты, что я мог сюда поставить. И это не только даёт отличную производительность в direct3d, но и позволяет использовать эмулятор glide — некоторые игры гораздо лучше в нём выглядят. Или вообще «выглядят» только в нём.
Ну и в-третьих, DVI-разъём, который беспроблемно конвертируется в HDMI.
Доставка
Дошло недели за три, с треком. Упаковано было в простой пакетик с куском поролона и обёрнуто пупыркой. Во время доставки не повредилось.
Внешний вид
Внешне ничего необычного, видеокарта как видеокарта. Длина платы — 16 сантиметров.
Порты тоже стандартные для этой модели — VGA, DVI и S-Video.
Радиатор простой алюминиевый, над памятью нависает, но не касается её. Термопаста была на ощупь типа КПТ-8, не засохшая. Но выглядела как смесь двух сортов, потому стёр и поменял на свежую.
На чипе написано 5500. Говорят, что бывают варианты с 5200, но, по большому счёту, они идентичны. У 5500 только частоты чуть выше.
Вентилятор довольно шумный, работает сравнимо с интеловским процессорным кулером на 4000rpm.
Установка
Как уже сказал — формфактор тут очень своеобразный, пока этот корпус ко мне в руки не попал, я про NLX вообще не слышал. Очень компактный, особенно учитывая слотовый процессор (хотя я как-то видел и горизонтальное его размещение, параллельно материнке).
Сильно интегрированный, плат расширения можно поставить всего две — в райзер-карту. Два PCI, один совмещённый с ISA. Ставить что-то длинное — упрётся в корзину для дисков.
Diamond Monster 2 уже упирается. Хотя можно попробовать подпилить корпус, но только напротив нижнего слота.
FX5500 поставил в верхний слот. В нижний (ISA) всё же надеюсь как-нибудь найти AWE64.
Потому что AWE32 туда не лезет, как корпус не пили. :)
Использование
ТТХ компьютера, в который покупалась видеокарта:
Процессор: Pentium III EB 1000@750. Даунклок не от хорошей жизни, а от BX-чипсета, который в случае кучи интегрированного железа тяжко гонится, а официально только на 100 MHz по шине работает. В перспективе надо будет сюда воткнуть Celeron Coppermine 1000 или попробовать допилить напильником Celeron Tualatin 1300, после замыкания каких-то ног должен завестись.
Оперативная память: 512 мегабайт SDRAM DIMM, 2*256. Чисто теоретически мать держит гигабайт, но у меня нет диммов на 512, которые тут заведутся. Имеющиеся — не работают.
Видеокарта: встроенная ATI 3D Rage Pro Turbo 8MB, висит на AGP.
Звуковая карта: встроенная ESS Solo-1 1938. Теоретически — одна из самых беспроблемных PCI-звуковушек в плане поддержки DOS. Всерьез не проверял, но настроилась на эмуляцию SB Pro действительно просто и все игры, что пробовал, видели её без проблем. Конечно, нету волновой таблицы, только FM-синтез. Но, насколько знаю, волновую таблицу в чистый дос может только Vortex2 прокинуть, если повесить на него дочернюю плату.
Хранение данных: Жесткий диск 80GB IDE, оптический привод — ноутбучный DVD-RW Phillips какой-то там.
Операционная система: Windows 98SE. XP можно, но зачем?
Из интереса воткнул видеокарту в материнку на VX-чипсете с Pentium 100.
Не завелось. Если с Trio64V+ мать стартует, без видюшки вообще пищит «нет видюшки», то с FX5500 просто молчит.
На форумах пишут:
на ПервоПнёвой маме PCI версии 2.1 а GeForce FX5500 PCI 2.3 которая хоть и имеет универсальный разъём, в 5-вольтовых слотах 2.0 и 2.1 не работает. Ей нужны мамки со слотами PCI версий 2.2 и 2.3 с сигнальным напряжением 3,3ВТак что с совсем старыми компьютерами надо быть осторожней.
5В имеется ввиду сигнальное напряжение, не питание. 5В по питанию сохраняется на всех версиях шины PCI
Тесты производительности
Я не очень хочу сравнивать производительность старой и новой видюшек.
Хотя бы потому, что об Rage Pro даже ровесники ноги вытирали в этом плане. Но пару тестов всё же прогнал.
3D Mark 99 — 800x600, 32bit
3D Rage Pro Turbo — 1079 попугаев.
FX5500 — 5663 попугаев.
3D Mark 99 — 1024x768, 16bit
3D Rage Pro Turbo — 976 попугаев.
FX5500 — 5444 попугаев.
3D Mark 2000 — 800x600, 32bit
3D Rage Pro Turbo — 713 попугаев.
FX5500 — 4879 попугаев.
3D Mark 2000 — 1024x768, 16bit
3D Rage Pro Turbo — 615 попугаев.
FX5500 — 4740 попугаев.
Quake 3
Команда timedemo1 и запуск встроенной демки.
Настройки видео:
На ATI 3D Rage Pro Turbo — 10.5 fps
На FX5500 — 66.9 fps
Скриншот ATI:
Cкриншот Nvidia:
Подключение мониторов
Хотя с производительностью и так всё ясно было Меня больше интересовали возможности подключения, не стал пока что даже эмуляторы Glide пробовать.
Для теста использовались два монитора — Benq 19" 1280x1024 (VGA, DVI) и Phillips 23.6" 1920x1080 (VGA, HDMI)
VGA
1280х1024х32бита (Benq) — картинка чёткая, но волны по экрану идут. Частота обновления стояла «оптимальная». Выставил принудительно 75 герц — та же история. Снизил до 60 — картинка стала нормальная. Атишка на том же разрешении волнами не плывёт, но выглядит несколько размыто.
1920x1080x32бита (Phillips) — картинка чёткая, не плывёт.
DVI
На Benq всё без вопросов, картинка чёткая, в настройки частоты лезть не понадобилось.
HDMI
Тут возникли сложности. Через переходник DVI-HDMI мой Phillips показывал только 800х600, на 1920х1080 был просто черный экран, на других разрешениях монитор начинал возмущаться, что он только на 1920х1080х60Hz согласен. Другие мониторы не пробовал.
Два монитора сразу.
По описанным выше причинам маленький подцепил через DVI, а большой через VGA. Всё завелось без претензий.
Использование в DOS
Ну и для порядку совместимость с некоторыми DOS-играми. Запускал в «чистом DOS», насколько он в 98SE вообще чистый. :) (Не DOS-сессия, а перезагрузка в режиме MS-DOS).
Без бенчмарков, просто запуск и работоспособность.
Doom — Никаких проблем. На встроенной атишке тоже проблем не было.
Star Control 2 — без проблем. А вот атишка поганила цвета.
ATI:
Nvidia:
Blood — без вопросов, как 320х200, так и 800х600 VESA. На атишке игра не запускалась — ругалась на неправильные настройки звука, а правильные не мог сделать — зависал инсталятор после запуска.
320х200:
800х600:
Warcraft 2 — не запустился, ошибка DOS4GW. Впрочем, он и на атишке не запускался.
Зато с FX5500 тут запустился хотя бы инсталятор, который тоже зависал с атишкой.
Приношу извинения за фотки экрана, но разбираться с досовскими скриншотилками было лень.
А вот с их подключением всё уже не так просто, особенно если сам ПК далеко не первой свежести: на встроенных в материнскую плату видеокартах второй выход может отсутствовать, PCI-E разъёмы — оказаться в дефиците, конвертеры USB3.0-VGA или USB3.0-HDMI — неприменимы из-за отсутствия самой USB3.0, а их аналоги для USB2.0 — дороже самой материнской платы.
В этом случае проблему может решить…
… использование видеокарты PCI.
Обычно при этих словах представляется нечто уровня S3 Trio с объёмом памяти в 1-2 мегабайта, практически беспомощное по современным меркам.
На самом деле выбор этим далеко не ограничивается.
Казалось бы, звезда PCI видеокарт закатилась окончательно и бесповоротно в конце 1990-х, но на самом деле это не так. Самая продвинутая из известных мне таких плат — ATI Radeon HD5450 с 2 гигабайтами DDR3.
Вполне пригодится тем, кто хочет выжать из своего компа еще чуть-чуть, а свободных слотов расширения PCI-E не осталось(в том числе и за счёт того, что PCI лучше переносит разгон компьютера). На мой взгляд, чувствуется некоторая ирония в том, что видеокарты, оснащенные медлительным интерфейсом PCI, пережили стандарт AGP, который в свое время был предложен именно для решения проблемы «бутылочного горлышка» графической подсистемы.
Заказанная видеокарта приехала в большом пакете из пупырки голландской почтой всего за 8 дней — почти рекорд.
К сожалению, таможенников возбудил факт наличия в посылке видеокарты как таковой, и они решили её вскрыть. Наверное, наслушались историй про майнинг криптовалют?
Зря старались — майнить на ней нельзя. И очень, судя по всему, от этого расстроились.
Плата была упакована в картонную коробку довольно неинформативного вида.
Из всех надписей на коробке правдой оказалось только то, что это GeForce и что оно совместимо с Windows 7.
Внутри коробки лежат видеокарта, упакованная в антистатический пакет, и компакт-диск с драйверами.
Переходника DVI-VGA нет.
Больше половины передней стороны печатной платы закрыто радиатором. Имеются выходы VGA, S-Video и DVI-I.
Между ним и видеоядром находится термопаста.
А на чипах памяти её нет, да и вообще отводу тепла от них радиатор только мешает.
Оребрение у него по сути чисто декоративное, поэтому его рекомендуется заменить.
Например, на радиатор чипсета от старой материнской платы.
Он даже по креплениям прекрасно совпадает.
Ради интереса я решил отмыть ядро от термопасты, и тут меня ждал сюрприз.
Впрочем, единственная разница между FX5500 и FX5200 — это немного отличающиеся рабочие частоты, что в наше время применительно к DirectX 9 видеокарте может представлять исключительно академический интерес(а для других есть PowerStrip).
На обратной стороне платы деталей почти нет, зато есть наклеечка с датой изготовления. Если верить ей, то плата изготовлена в августе 2016 года. А ещё там есть наклеечка, утверждающая, что плата на самом деле ATI Radeon 9550.
Чувствуется фамильное сходство, не так ли?
При подключении двух мониторов плата предварительно инициализирует тот, который подключен к VGA, но в дальнейшем считает основным подключенный к DVI.
Драйвера устанавливаются нормально, карта появляется в диспетчере устройств, после чего можно использовать расширение рабочего стола.
Параметры через GPU-Z вычитываются.
Пару рабочих столов в разрешении 1600х1200 при 32-битной глубине цвета видеокарта тянет.
По производительности плата 2003 года разработки примерно на уровне MX400, поэтому запускать на ней современные бенчмарки смысла нет — сейчас это просто два дополнительных видеовыхода в ПК.
Вывод: при цене чуть менее 17$ на момент покупки видеокарта вполне может заменить два конвертера USB2.0-VGA или USB2.0-DVI общей стоимостью 80-90$. Так что если нужно добавить пару видеовыходов, а PCI-E в дефиците, но есть свободные PCI — это неплохой вариант решения проблемы.
Читайте также: