Geforce 9800 gtx сколько памяти
В недавнем обзоре мы уделили достаточно внимания одному из самых разогнанных продуктов компании GIGABYTE – графическому ускорителю GV-NX88T512HP. Проявив интерес к видеокартам этого производителя, хотелось бы на этом не останавливаться. Сегодняшний обзор мы решили посвятить топовому решению серии eXtreme, а именно видеоадаптеру GIGABYTE GeForce 9800 GTX («GeForce Technology eXtreme»).
Графический процессор NVIDIA GeForce 9800 GTX спроектирован специально для реализации технологии 3-Way SLI, которая позволяет объединить 3 видеокарты в одной системе.
Чип G92 выдался очень удачным, поэтому стал основой множества моделей видеокарт, таких как NVIDIA GeForce 8800 GT, NVIDIA GeForce 8800 GS, NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 МБ и даже самой быстрой видеокарты на сегодняшний день NVIDIA GeForce 9800 GX2. Калифорнийский чипмейкер нашёл применение чипу, использовав его и в роли NVIDIA GeForce 9800 GTX.
Краткие характеристики графических адаптеров в сравнении с NVIDIA GeForce 9800 GTX приведены в таблице:
GeForce 9800 GX2 2x512 МБ
GeForce 9800 GTX 512 МБ
GeForce 8800 Ultra 768 МБ
GeForce 8800 GTS 512 МБ
Частота ядра, МГц
Частота унифицированных процессоров, МГц
Количество универсальных процессоров
Количество текстурных блоков / блоков блендинга
Объем памяти, МБ
Эффективная частота памяти, МГц
Разрядность шины памяти, бит
В таблице была упомянута и видеокарта NVIDIA GeForce 8800 Ultra, сердцем которой является чип G80, поскольку он являлась топовым решением прошлой серии видеокарт.
Архитектурно чип G92 в основном отличается от G80 тем, что была применена новая 65 нм технология производства, что сделало его холоднее и дешевле, а также использована 256-битная шина данных.
Поддерживаемые чипом технологии:
- совместимость с DirectX 10.0 и OpenGL 2.1;
- NVIDIA Lumenex Engine;
- NVIDIA Quantum Effects;
- NVIDIA nView multi-display.
Подогрев интерес к графическому ускорителю, перейдём непосредственно к его обзору, тестированию, сравнению и, естественно, к разгону.
NVIDIA GeForce 9800 GTX (G92-420-A2)
128 унифицированных потоковых
DirectX 10.0 (Shader Model 4.0)
OpenGL 2.1
Частота ядра, МГц
Объем (тип) памяти, МБ
Частота (эффективная) памяти, МГц
PCI Express 2.0 x16
До 2560 x 1600 в режиме dual-link DVI
До 2048 х 1536 при 85 Гц по аналоговому VGA
До 1080i через HDTV-out
2x DVI-I (2x VGA через переходники)
TV-Out (HDTV, S-Video и Composite)
Поддержка HDCP
Декодирование HD-видео
Есть
H.264, VC-1, MPEG2 и WMV9
Обращаем внимание, что блоки TMU и ROP работают на базовой частоте GPU равной 675 МГц, а унифицированные шейдерные процессоры на частоте 1688 МГц.
Как и ожидалось, коробка оказалась большой, подготавливая нас к тому, что размеры её содержимого также будут внушительными. Традиционное стилистическое оформление, применяемое для всех видеокарт 9-й серии от GIGABYTE, как всегда на высоте. В нижней части упаковки акцентируется внимание на поддержке PCI-E 2.0, Dual-Link DVI, HDCP, HDTV, а также указан объём и тип памяти (512 МБ GDDR3).
Присутствующая на торце наклейка содержит наименование модели GV-NX98X512H-B, а также снова напоминает нам о характеристиках адаптера:
- Чип NVIDIA 9800 GTX;
- PCI-E 2.0;
- 512 MB GDDR3;
- 256 bit;
- DVI-I;
- HDCP;
- HDTV.
Тыльная сторона коробки повторяет уже известную нам информацию об ускорителе, а также содержит краткое описание на русском языке.
Комплект поставки является абсолютно достаточным для полноценного использования ускорителя и помимо видеоадаптера включает в себя:
- CD диск с драйверами и утилитами;
- два переходника с 2-x Molex на 6-pin питание PCI-Express;
- GIGABYTE Video Adapter (переходник на S-Video, AV-Out, покомпонентный HDTV-Out);
- руководство пользователя;
- краткое руководство по установке;
- два переходника с DVI на VGA.
Грамотно составленное руководство пользователя (на английском языке), содержит подробную информацию о системных требованиях, правильности установки и настройки ускорителя, предостережения, а также раздел решения проблем.
Рекомендованный к использованию блок питания для одиночной видеокарты должен иметь мощность не менее 450 Вт, а при соединении двух графических адаптеров в режиме SLI – не менее 750 Вт. При использовании трёх тестируемых видеокарт, требования к мощности блока питания возрастает до 1000 Вт и более. Однако не стоит забывать, что указанные цифры немного завышены. Это делается с целью перестраховки, на случай использования некачественного блока питания с заведомо завышенными показателями мощности или при использовании большого количества жёстких дисков и мощного процессора.
Рассматриваемая видеокарта по габаритам схожа с NVIDIA GeForce 9800 GX2. Графическое решение имеет привычную для NVIDIA конструкцию, а система охлаждения занимает соседний слот расширения, при этом в режиме авторегулирования скорости вращения она не очень шумная, но при плохой вентиляции в корпусе «сможет разбудить даже мертвого».
Система охлаждения почти полностью выполнена из алюминия, за исключением площадки для графического чипа и тепловых трубок, которые изготовлены из меди.
Сняв пластиковый кожух системы охлаждения, нашему взору открывается массивный радиатор с тремя тепловыми трубками, припаянными к медной основе. Алюминиевая пластина с медной контактной площадкой для чипа покрывает практически всю печатную плату. Забор воздуха осуществляется кулером через фигурное отверстие в кожухе. Далее воздух прогоняется через весь радиатор и выводится за пределы корпуса.
Печатная плата выполнена по референс-дизайну на чёрном текстолите. Благодаря усиленной подсистеме питания размер платы увеличился. В центре расположен графический чип G92, окружённый микросхемами памяти.
На тыльной стороне платы имеется множество наклеек, по которым можно определить наименование видеокарты, серийный номер и версию BIOS.
На всех портах, как и прежде, установлены пластиковые предохранительные колпачки.
Подсистема питания графического процессора, в отличие от NVIDIA GeForce 8800 GTS, была расширена до четырехфазной. Данные изменения должны сказаться на стабильной работе ускорителя на повышенных частотах.
В верхней части видеокарты видим двойной разъём MIO, с помощью которого появляется возможность объединить три видеокарты при помощи специального мостика в трио SLI – 3Way-SLI.
Возле разъёмов питания расположен разъём входа SPDIF, с помощью которого, соединив цифровой выход звуковой карты с видеокартой, реализована возможность вывода звука через HDMI, если воспользоваться специальным переходником.
Рядом с разъёмами DVI, возле радиатора и отверстий вывода воздуха, расположен индикатор питания видеокарты, отображающий её статус в данный момент.
Для обеспечения GeForce 9800GTX питанием, необходимо подключить два 6-пиновых коннектора.
Память графического адаптера состоит из восьми микросхем GDDR3 со временем выборки 0,8 нс производства Samsung, общим объемом 512 МБ. В результате частота работы памяти должна соответствовать 1250 МГц. Память же работает на пониженной частоте, равной 1100 МГц, таким образом получая резерв для разгона. Шина памяти составляет 256 бит, и, при номинальных частотах, ее пропускная способность равняется 70,4 ГБ/с.
Графический процессор G92-420-A2 работает на частотах 675 МГц и 1688 МГц для растровых и шейдерных блоков соответственно. Чип имеет 128 унифицированных потоковых процессоров, 64 текстурных блока и 16 блоков растеризации.
При тестировании использовался Стенд для тестирования Видеокарт №1
По результатам тестирования в Futuremark 3DMark’05 и более процессорозависимом Futuremark 3DMark’06 видно, что наш тестовый образец успешно конкурирует с самым быстрым графическим решением NVIDIA GeForce 9800GX2. В игровых тестах, в различных видеорежимах показатели рознятся, но можно смело утверждать, что тестируемый ускоритель в тяжелых режимах при высоких разрешениях продуктивней одиночной NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 МБ, хотя это преимущество не настолько ощутимо, как того хотелось бы. Поэтому основанием для покупки новой видеокарты может быть не только надежда на повышение производительности за счёт выхода нового драйвера, но и организация SLI-системы, о чем мы расскажем далее. Также следует помнить, что для полноценного раскрытия возможностей NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 МБ потребуется мощный процессор.
Для разгона видеокарты мы использовали утилиту RivaTuner.
Частота растрового домена в результате разгона поднялась до отметки в 828 МГц, что на 153 МГц (+22,67%) выше значения по умолчанию. Разгон шейдерного домена оказался еще лучшим и частотные показатели, в отличие от значений частот по умолчанию, возросли на 310 МГц (+18,36%). Разгон памяти немножко превзошёл наши ожидания. Стабильная работа была отмечена на частоте 1260 МГц, что на 160 МГц (+14,55%) выше начальной. Отмечаем отменный разгонный потенциал тестируемого ускорителя.
Теперь посмотрим, как разгон одиночной видеокарты сказывается на производительности:
Call Of Juarez, Maximum Quality, NO AA/AF, fps
Call Of Juarez, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps
Crysis, Maximum Quality, NO AA/AF, fps
Crysis, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps
Средний прирост производительности от разгона в игровых тестах составил 16,13%. Такой показатель можно считать приемлемым.
Для соединения трёх видеокарт между собой, нам понадобится специальный 3-way SLI bridge connector.
Для желающих ощутить мощь трёх ускорителей особо следует подойти к выбору блока питания – мы воспользовались Chieftec CFT-850G-DF мощностью 850 Вт, чего оказалось достаточно.
Однако отметим, что по рекомендациям производителя, важным условием надёжной работы видеокарт будет правильное соединение переходников питания. Для подключения Molex-коннекторов необходимо использовать различные линии питания 12V, иначе блок питания может не выдержать нагрузки, что может привести к постоянным сбоям в работе или даже выходу его из строя.
Соединив три видеоадаптера, был задействован режим 3-Way SLI, что утилита GPU-Z правильно определила.
Настало время провести оценку 3-way SLI в сравнении с одиночной видеокартой, а также дуэтом ускорителей и NVIDIA GeForce 9800 GX2 1 Гб. Для тестирования мы использовали материнскую плату ASUS Striker II Formula и процессор Intel Core 2 Quad Q9450, который был разогнан до частоты 3200 МГц. Результаты тестирования приведены ниже:
Теперь, ознакомившись с показателями игровых тестов, для простоты восприятия представим результаты в виде диаграмм, для всех тестовых пакетов и для наиболее тяжелых из них, на которых будет показан прирост быстродействия, вследствие использования технологий SLI и 3Way-SLI, относительно одного ускорителя.
Спрогнозировать результаты до проведения тестирования довольно сложная задача, но для нас не было секретом, что для полноценной «победы» трёх видеокарт потребуется очень мощный процессор. Кроме того, в наиболее сложных и ресурсоемких задачах начинает сказываться нехватка локальной видеопамяти, которая технологией SLI не суммируется, а составляет всего 512 «эффективных» мегабайт.
В результате сравнения, подытожив все конечные данные, делаем вывод, что для домашних игровых ПК, по конфигурации схожих с нашей тестовой системой, вполне достаточным будет использование NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 МБ в режиме SLI. Поэтому, принимая во внимание предполагаемые денежные вложения для приобретения трёх видеокарт и самого мощного процессора, становится понятным, что позволить себе оценить возможности 3-Way SLI сможет далеко не каждый. Поэтому массовой данная технология вряд ли станет, и, пожалуй, она напоминает больше показной маркетинговый ход компании NVIDIA, целью которого является желание привлечь внимание покупателей и удержать «пальму первенства».
Процессорозависимость GeForce 9800 GTX
Мы уже не первый раз пытаемся оценить процессорозависимость видеокарт, но в предыдущих экспериментах мы этого достигали путем замедления и разгона процессора Intel Core 2 Duo E6300, у которого множитель может принимать всего два значения x6 и x7. Поэтому с изменением частоты процессора изменялась и частота системной шины, а также делители оперативной памяти, а в некоторых случаях RAM немного замедлялась. Все это вносило какую-то погрешность в наши измерения. В этот же раз мы решили свести погрешность к минимуму, для чего «вооружились» процессором Intel Pentium Dual-Core E2220, который позволяет задействовать куда больший диапазон множителей.
Переведя этот CPU на системную шину 1066 МГц и изменяя множитель от x6 до x12, мы смогли посмотреть на производительность в четырех играх при изменении тактовой частоты процессора в диапазоне 1600 - 3200 МГц с шагом 266 МГц. При этом все остальные параметры в системе оставались неизменны.
При увеличении точности измерения итоговый вывод остался прежним – для игровой системы с мощным графическим ускорителем требуется двухъядерный процессор с тактовой частотой от 2,4 ГГц, а лучше еще более быстрый. Именно в диапазоне частот 2,13-2,67 ГГц заканчивается наиболее динамичный рост производительности при использовании тяжелых графических режимов.
Влияние FSB процессора на производительность в играх
Поскольку в предыдущих экспериментах определения процессорозависимости, как было отмечено выше, приходилось вместе с тактовой частотой процессора изменять и частоту системной шины (FSB), то нас всерьез заинтересовало нахождение погрешности при этих экспериментах. Мы попытались оценить влияние на производительность в играх пропускной способности системной шины, которая напрямую зависит от ее тактовой частоты. Поэтому мы воспользовались все тем же Intel Pentium Dual-Core E2220, но на этот раз мы зафиксировали его тактовую частоту на уровне «родных» 2,4 ГГц, а изменяли только множитель и частоту FSB так, чтобы эта итоговая рабочая частота не изменялась. Эксперимент производился на материнской плате ASUS Striker II Formula, т.к. используемый в ней чипсет NVIDIA nForce 780i SLI позволяет производить асинхронный разгон, псевдофиксируя частоту оперативной памяти (благодаря большему набору делителей изменения частоты памяти практически отсутствовали).
Таким образом, при неизменной частоте процессора и минимальных изменениях частоты оперативной памяти, мы смогли определить изменение производительности в случае увеличения частоты FSB на 50%, т.е. с 800 МГц до 1200 МГц.
Интересно отметить – мы зафиксировали очень незначительное влияние пропускной способности системной шины на общую производительность в играх. Хотя именно при использовании процессора со всего 1 Мб кэш-памяти второго уровня ожидалось увидеть большую пользу от разгона системной шины на 50%. В нашем же случае ускорение составило от 0,6% до 5,5%, но в среднем по четырем тестам в двух разрешениях это всего 1,96%, т.е. чуть больше, чем погрешность измерений.
Влияние объема кэш-памяти процессора на производительность в играх
В некотором роде получив «осечку» во время тестирования влияния пропускной способности FSB на производительность, предположив, что именно у процессора с небольшим объемом кэш-памяти она будет наиболее заметна, мы решили выяснить и само влияние объема кэш-памяти процессора на производительность в играх.
- Intel Celeron Dual-Core E1200 – 512 КБ
- Intel Pentium Dual-Core E2220 – 1 МБ
- Intel Core 2 Duo E6300 – 2 МБ
- Intel Core 2 Duo E7200 – 3 МБ
- Intel Core 2 Duo E6550 – 4 МБ
- Intel Core 2 Duo E8500 – 6 МБ
Далее мы их все «пересадили» на системную шину 1333 МГц и зафиксировали их множитель на x7, тем самым получив для всех тактовую частоту 2,33 ГГц.
Конечно, процессоры Intel Core 2 Duo E7200 и E8500 имеют более новое 45 нм ядро, но, как показали тесты, влияние их оптимизации практически нивелируется влиянием объема кэш-памяти на производительность, что особенно хорошо видно по E7200.
А вот эти результаты оказались неожиданность – влияние объема кэш-памяти L2 у процессоров Intel на производительность в играх порою более чем ощутимо. При увеличении кэша с 512 КБ до 6 МБ прирост быстродействия составил от всего 0,6% когда узким местом стала видеокарта до впечатляющих 58%, а по итогам трех тестов в трех разрешениях выигрыш процессора Intel Core 2 Duo E8500 у Celeron E1200 составил 17,2%. Кроме того, наиболее динамичный рост производительности наблюдается при доведении объема кэш-памяти до 2 МБ.
Таким образом, добавив результаты дополнительных тестов к тесту процессорозависимости, можно сформулировать рекомендацию по выбору процессора в игровой ПК: « Для современного игрового компьютера с мощной одночиповой видеокартой мы рекомендуем как минимум двухъядерный процессор с кэш памятью от 2 МБ, который работает с тактовой частотой от 2,4 ГГц при любой частоте системной шины ».
Также отметим реализацию поддержки технологии HybridPower, которая позволит заметно экономить электроэнегрию, хотя не всегда обладатель тестируемой видеокарты будет готов покупать материнскую плату со встроенным графическим процессором.
И заключительные слова о другой технологии. Как уже описано выше, тестируемый графический адаптер GIGABYTE GeForce 9800 GTX сделан специально для 3-Way SLI, которая должна объединить 3 видеокарты в одной, теперь уже очень мощной, системе. Но позволить себе реализовать такую неоправданную роскошь смогут лишь настоящие энтузиасты. Это обусловлено не только затратами на покупку трёх видеокарт, но и необходимостью иметь материнскую плату, на которой возможно реализовать такую систему, а также очень мощный процессор, чтобы он не стал слабым звеном в этой цепочке. При этом нужно не забыть и о соответствующем блоке питания, который обеспечит безукоризненную работу такой системы. В противном случае должного прироста производительности достичь не удастся, и останется довольствоваться лишь моральным удовлетворением от реализации сложной и дорогой схемы.
- поддержка технологии 3-way SLI;
- хорошая производительность в игровых приложениях;
- отличный разгонный потенциал;
- поддержка DirectX 10.0 (Shader Model 4.0) и OpenGL 2.1;
- эффективная система охлаждения.
- система охлаждения занимает 2 слота;
- довольно высокая цена, учитывая производительность.
Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленную для тестирования видеокарту.
Когда-то была маленькая, внешне малоприметная Рива… А именно Riva128. Сколько было связано когда-то с этим именем, споров и битв, где рождались фанатские отряды и поклонники Вуду и Ривы!
Чип рос вместе с его родителем, сменил пол (из Riva превратился в Geforce), и появилось чудовище, в котором «Рив»… — 128. То есть было Riva128, а стало 128Riva. Конечно, это условно. Сейчас невозможно вычислить, сколько старых процессоров может быть в одном современном, ибо понятие конвейер пропало, появились новые. Общий знаменатель почти пропал, за исключением числа транзисторов, но по них нельзя считать, что раз стало в сто раз больше, то и скорость будет в сто раз выше. Нет, увеличилось и число, и размер кэшей, и появились новые аппаратные возможности, на все это тоже идут транзисторы.
Однако подчас интересно сравнить первые процессоры с последними. Кроме всех перечисленных различий есть и еще одно, не менее важное. В те годы не было переименований, легких улучшений с присвоением имени нового поколения. Geforce2 в отличие от Geforce256 обзавелся вдвое большим числом текстурных модулей. Geforce3 привнес первые шейдеры, а также новые виды анизотропии и АА, Geforce4 Ti обзавелся в два раза большим объемом памяти и увеличил версию шейдерных обработок. Geforce FX перешел на следующую версию DX, и т.д. А чем отличается Geforce 9800 GTX от 8800 GTX? DX — тот же, число универсальных процессоров — то же, шина обмена с память — даже уменьшилась, как и объем памяти. Что поменялось? Только частоты? И все? Плюс маркетинговые измышления по 3-Way SLI и прочее, что легко можно было сделать и на 8800 GTX… и все. За что увеличение номера СРАЗУ на 1000? За что переход на следующее поколение? Только потому, что время пришло? Это не аргумент.
Поэтому следует еще раз отметить, что Geforce 9800 GTX основан на том же ядре G92, что и Geforce 8800 GTS 512 и 8800 GT (в последнем случае урезано число процессоров). И отличается от 8800 GTS 512 крайне незначительно, что доказали ранее наши тесты.
Но сегодня мы будем изучать две подобные карты, имеющие повышенные частоты работы, и весьма существенно повышенные. Поэтому, несмотря на то, что оба продукта представляют собой все те же референс-карты, и изменений в конструктиве нет, они очень интересны.
- GPU: Geforce 9800 GTX (G92)
- Интерфейс: PCI-Express x16
- Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 756/1890 МГц (номинал — 675/1688 МГц)
- Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 1152 (2304) МГц (номинал — 1100 (2200) МГц)
- Ширина шины обмена с памятью: 256 бит
- Число вершинных процессоров: -
- Число пиксельных процессоров: -
- Число универсальных процессоров: 128
- Число текстурных процессоров: 64 (BLF/TLF)
- Число ROPs: 16
- Размеры: 270x100x32 мм (последняя величина — максимальная толщина видеокарты).
- Цвет текстолита: черный
- RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU.
- Выходные гнезда: 2xDVI (Dual-Link/HDMI), TV-выход.
- VIVO: нет
- TV-out: интегрирован в GPU.
- Поддержка многопроцессорной работы: SLI (Hardware).
- GPU: Geforce 9800 GTX (G92)
- Интерфейс: PCI-Express x16
- Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 756/1890 МГц (номинал — 675/1688 МГц)
- Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 1152 (2304) MHz (номинал — 1100 (2200) МГц)
- Ширина шины обмена с памятью: 256 бит
- Число вершинных процессоров: -
- Число пиксельных процессоров: -
- Число универсальных процессоров: 128
- Число текстурных процессоров: 64 (BLF/TLF)
- Число ROPs: 16
- Размеры: 270x100x32 мм (последняя величина — максимальная толщина видеокарты).
- Цвет текстолита: черный
- RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU.
- Выходные гнезда: 2xDVI (Dual-Link/HDMI), TV-выход.
- VIVO: нет
- TV-out: интегрирован в GPU.
- Поддержка многопроцессорной работы: SLI (Hardware).
Сравнение с эталонным дизайном, вид спереди | |
---|---|
Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E | Reference card Nvidia Geforce 9800 GTX |
BFG Geforce 9800 GTX OCX 512MB PCI-E | |
Сравнение с эталонным дизайном, вид сзади | |
---|---|
Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E | Reference card Nvidia Geforce 9800 GTX |
BFG Geforce 9800 GTX OCX 512MB PCI-E | |
Нет смысла рассказывать о дизайне, ибо перед нами эталонные карты, о которых ранее мы подробно говорили.
То же касается и систем охлаждения.
У обеих карт имеется гнездо TV-выхода, которое уникально по разъему, и для вывода изображения на ТВ, как через S-Video, так и по RCA, требуются специальные адаптеры-переходники, поставляемые вместе с картой. Более подробно о ТВ-выходе можно почитать здесь.
Что касается возможностей видеокарт по проигрыванию MPEG2 (DVD-Video), то еще в 2002 году мы изучали этот вопрос, с тех пор мало что поменялось. В зависимости от фильма, загрузка CPU при проигрывании на современных видеокартах не поднимается выше 25%.
По поводу HDTV. Одно из исследований также проведено, и с ним можно ознакомиться здесь.
Напомним, что обе карты требуют дополнительное питание, поэтому с каждой платой поставляются переходники с молекс на 6-пиновый разъем, хотя уже все современные БП имеют такие «хвосты».
Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты RivaTuner (автор А.Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты (поскольку обе карты работают на одинаковых частотах и представляют собой просто копии одной и той же платы, то приведем общий результат):
Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E
BFG Geforce 9800 GTX OCX 512MB PCI-E
Как мы видим, обе системы охлаждения еще раз доказали свою эффективность, даже с учетом повышенных частот работы обеих карт. Напомним, что шума почти нет.
Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами, переходник-адаптер DVI-to-VGA, DVI-to-HMDI адаптер, CrossFire-мост и адаптер компонентного вывода (TV-out), а также разветвитель внешнего питания и аудио-шнурок для соединения со звуковой картой (для передачи звука по HDMI). Далее мы покажем, что предлагается к каждой карте дополнительно.
BFG Geforce 9800 GTX OCX 512MB PCI-E | |
---|---|
Имеется в наличии основной комплект, ничего дополнительного нет. | |
Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E | |
Также можем видеть весь базовый комплект, плюс игра LOST. |
Традиция сборки комплекта путем забрасывания в коробку кабелей, чтобы все они выпали при открытии упаковки, продолжается. Вместе с тем сама карта плотно упакована в специальный отсек, поэтому болтанка в пути исключена.
Мы видим традиционные оранжевые тона упаковки от Zotac. Жаль, что перестали делать упаковку с окном, через которое видно карту. Сама коробка из толстого картона, комплект разложен по отсекам, а сама карта в коробочке из пенополиуретана, что очень хорошо для транспортировки.
Установка и драйверы
Результаты тестов: сравнение производительности
Производительность видеокарт
Во-первых, имеет смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.
Справочник по ATI RADEON X1300-1600-1800-1900-х серий
Справочник по Nvidia Geforce 7300-7600-7800-7900-х серий
Во-вторых, в разделе 3D-Video наш читатель, который только-только столкнулся с проблемой выбора видеокарты, и растерян, может ознакомиться как с азами трехмерной графики (все равно они понадобятся, ведь запуская игру, и входя в ее настройки, пользователь столкнется с такими понятиями, как текстуры, освещение и т.д.), так и с базовыми материалами по новым продуктам. Всего компаний, выпускающих ныне популярные графические процессоры, две: AMD (графикой занимается подразделение ATI) и Nvidia (Есть еще Matrox, S3, однако их доля в дискретной графике сегодня меньше 1%, и потому их можно не брать во внимание). Поэтому основная масса информации разбита именно на две части. Ежемесячно выходит также 3DSpeed, где как бы сводятся в одно все сравнения различных карт для разных ценовых секторов.
В-третьих, посмотрим на тесты рассматриваемых сегодня карт. Анализ каждого теста проводить не будем, в конце тестов подведем итоги.
S.T.A.L.K.E.R.
CRYSIS, Rescue, DX9, High
CRYSIS, Harbor, DX9, High
CRYSIS, Rescue, DX10, Very High
CRYSIS, Harbor, DX10, Very High
Call Of Juarez
Company Of Heroes
3DMark05: MARKS
3DMark06: SHADER 2.0 MARKS
3DMark06: SHADER 3.0 MARKS
Как мы видим, разгон принес 9800 GTX очень хорошие дивиденды, хотя это касается, конечно, прежде всего, очень тяжелых игр. Тесты показали, то уровень 8800 Ultra если и не полностью достигнут, то показатели уже рядом, учитывая цену 9800 GTX, это неплохая замена старому продукту (хотя не будем забывать, что остатки 8800 Ultra пока еще можно найти по бросовым ценам, однако если их уже нет, то выбор за 9800 GTX).
Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E — если цена на карту будет адекватной и выражаться в суммах до $400, то ускоритель очень успешен. Жалко тех, кто не так давно купил 8800 GTS 512, а теперь за те же деньги можно купить нечто, на приличный процент более быстрое. Видеокарта 9800 GTX от Zotac примечательна еще и бонусом в поставке в виде игры LOST. В остальном — это разогнанный референс, но гарантированно работающий на высоких частотах, и при этом нагрев не превышает критического уровня, оставляя кулер почти бесшумным. Приятно, что выхлоп теплого воздуха идет за пределы системного блока, что поможет сильно не повышать температуру внутри корпуса.
BFG Geforce 9800 GTX OCX 512MB PCI-E — выводы практически аналогичные предыдущим, ибо перед нам точно такая карта по сути, изготовленная на стороннем заводе по заказу Nvidia, а BFG (как и Zotac) просто покупает у чипмейкера такие карты. Поэтому они все сошли с одной поточной линии. И есть предположение, что и повышенные частоты приобрели там же, ибо они выставлены у обеих карт одинаковыми вплоть до мегагерца.
Что касается самого продукта от BFG, то бонусов в комплекте поставки нет. Но не будем забывать про очень весомый плюс — 10-летняя гарантия, которую дает компания на ВСЕ свои продукты. И обратиться с вопросом об обмене карты в компанию может и конечный потребитель (подробности на сайте компании BFG), только для этого крайне необходимо в течение 30 дней после покупки зарегистрировать видеокарту на сайте BFG.
Отрицательным моментом, касающимся всех 9800GTX карт, может стать длина карты, а также наличие широкого кулера почти по всей длине карты, следует обратить на это внимание перед апгрейдом видеокарты.
9800 GTX — очень хороший продукт, но не нельзя забывать и о 3870 X2, цена на который может сильно упасть, и тогда уже выбор будет не столь очевидным.
Выбор, как обычно, за нашими читателями. Мы лишь даем информацию о том или ином продукте, но не даем прямых указаний по выбору того или иного изделия.
И еще один момент, который мы будем повторять из обзора в обзор. Придя к решению о самостоятельном выборе трехмерного ускорителя, то бишь видеокарты в своем компьютере, пользователь должен осознавать, что он меняет одну из основных составляющих работы его системного блока, которая может потребовать дополнительной настройки для лучшего быстродействия или включения ряда качественных функций. Это не конечный потребительский продукт, а комплектующее звено. И поэтому пользователь должен понимать, что для получения наибольшей отдачи от новой видеокарты ему придется познать некоторые азы трехмерной графики. Да и графики в целом. Если он не хочет этим заниматься, то не стоит приступать к самостоятельному апгрейду в этом плане: лучше приобретать готовые системные блоки с уже настроенным ПО (а также он будет обеспечен технической поддержкой со стороны компании-сборщика такого системника), либо приставки для игр, где не надо ничего настраивать, все, что надо, включено в самой игре.
Более полные сравнительные характеристики видеокарт этого и других классов вы можете увидеть также в наших i3D-Speed и i3D-Quality.
По результатам исследования получают награду в номинации «Отличная поставка» (за май) следующие карты:
- Zotac Geforce 9800 GTX AMP! Edition 512MB PCI-E
Благодарим компании BFG Russia и лично Михаила Прошлецова,
Zotac и лично Robert Wislowski за предоставленные видеокарты
Блок питания для тестового стенда предоставлен компанией TAGAN
Монитор Dell 3007WFP для тестовых стендов предоставлен компанией Nvidia
Ни для кого не секрет, что ценовая война между производителями в любом секторе рынка Hi-Tech всегда способствует снижению цен на компьютерные комплектующие. В последнее время мы с вами стали свидетелями того, как компании NVIDIA пришлось дважды снизить стоимость не только своих новых видеокарт GeForce GTX 260/280, но и опустить в средний ценовой сегмент видеокарту GeForce 9800 GTX, ранее предлагавшуюся по цене в 299 долларов США. "Виной" тому, безусловно, успешный старт продуктов, основанных на графических процессорах ATI, – Radeon HD 4850 и HD 4870.
Тем не менее, NVIDIA не ограничилась только существенным снижением стоимости GeForce 9800 GTX, и в самом конце июля выпустила на рынок видеокарту GeForce 9800 GTX+, основанную на графическом процессоре G92b, выпущенном по новому, более тонкому 55-нм техпроцессу. По-правде сказать, изменения могли бы быть и более значимыми, но в случае с GeForce 9800 GTX+ NVIDIA ограничилась только небольшим повышением частоты графического процессора, что вряд ли сколь-либо весомо скажется на производительности новой видеокарты в номинальном режиме её работы.
реклама
Однако, в отличие от большинства простых пользователей, для оверклокеров перевод кристаллов (не только видеокарт) на более тонкий технологический процесс может означать не что иное, как надежду на рост оверклокерского потенциала. Порой, эти надежды оправдываются сполна, а бывало и так, что переход к более тонкому техпроцессу не приносил ожидаемых результатов. Помимо возможного роста частоты, от графического процессора G92b и видеокарт на его основе логичным было бы ожидать не только уменьшения тепловыделения, но и снижения энергопотребления, что также немаловажно в современных реалиях нашей жизни. Как произошло на этот раз вам и будет рассказано в сегодняшней статье.
GeForce 9800 GTX+ была предоставлена нам на тестирование пока ещё сравнительно малоизвестной в России компанией Point of View . И так как сегодня у нас будет первый обзор и тестирование продукта, поставляемого под данным лейблом, то в начале статьи скажу несколько слов о самой компании.
Основанная в 2000 году, компания Point of View специализируется на выпуске видеокарт на графических процессорах от NVIDIA (что, кстати, видно по логотипу). Продукция компании распространяется по 70 странам мира, а официальные представительства есть во Франции, Италии, Испании, Тайване, Китае и США. Головной офис Point of View располагается в Нидерландах, где находится европейский отдел продаж. Изучив ассортимент выпускаемых компанией видеокарт, оказалось, что Point of View не специализируется на выпуске нестандартных графических решений, хотя видеокарты с заводским разгоном в нём всё же имеются. Кроме видеокарт, под маркой Point of View выпускаются игровые аксессуары, комплектующие, сетевое и мультимедийное оборудование.
MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началосьНа лицевой стороне большой и яркой коробки, оснащённой пластиковой ручкой, изображено выходящее из воды явно неземное существо довольно грозного вида, которое маленькая дочка почему-то сразу же прозвала Шреком и тут же прихватизировала коробку с его изображением:
На лицевой стороне упаковки, которую затем с трудом удалось выморщить у начинающего оверклокера, указана модель видеокарты, объём и тип видеопамяти, поддерживаемые интерфейсы и выходы, а также прочая менее полезная информация. Оборотная сторона упаковки отведена под описание ключевых особенностей продукта и технологий NVIDIA в нём использованных, которое изложено на шести языках (русского в их числе пока нет):
Комплект поставки видеокарты довольно аскетичен и включает в себя только лишь два 15 pin DVI / D-Sub переходника, аудиокабель, кабель для подключения дополнительного питания видеокарты, компакт-диск с драйверами и инструкцию по установке видеокарты и программного обеспечения:
реклама
Жаль, конечно, что в комплект поставки Point of View GeForce 9800 GTX+ 512 Мбайт не включены игры, либо какой-нибудь другой бонус, выгодно выделявший бы этот продукт на фоне конкурирующих изделий.
Теперь посмотрим на видеокарту:
Визуально перед нами сполна референсный GeForce GTX (без плюса), с полностью закрывающей лицевую сторону PCB видеокарты системой охлаждения. Наклейка на кожухе кулера такая же, как и на коробке, а на шпинделе турбины приклеен логотип компании Point of View.
Оборотная сторона видеокарты ничем не закрыта, все микросхемы видеопамяти установлены с лицевой стороны, поэтому охлаждающей пластины, которую мы могли видеть на видеокартах GeForce GTX260/280, здесь не имеется:
Внимательно сравнив оборотные стороны PCB рассматриваемой видеокарты и PCB уже изученной ранее обычной GeForce 9800 GTX от Chaintech, мне не удалось найти каких-либо отличий, за исключением бумажных наклеек.
Point of View GeForce 9800 GTX+ 512 Мбайт оснащена PCI-Express x16 интерфейсом версии 2.0, двумя портами DVI-I (dual link) с поддержкой высоких разрешений, а также S-Video выходом, совмещёнными с решёткой для выброса нагретого воздуха из корпуса системного блока:
Размеры видеокарты составляют 270 х 100 х 32 мм, поэтому GeForce 9800 GTX+ войдёт не во все корпуса системных блоков, да и соседний к видеокарте слот окажется перекрытым. Хотя, на мой взгляд, к обеим этим особенностям нас уже приучили рассмотренные ранее продукты от NVIDIA и ATI, поэтому они вряд ли кого удивляют и уж, тем более, являются критическими.
В верхней части платы разместились аудиоразъём, а также два шестипиновых разъёма для подключения дополнительного питания:
Точные данные об энергопотреблении GeForce 9800 GTX+ мне на официальном сайте найти не удалось, поэтому напомню здесь, что, согласно спецификациям, GeForce 9800 GTX (без плюса) в пике нагрузки не должна потреблять больше 156 Ватт, следовательно для одиночной видеокарты рекомендуется блок питания мощностью 450 Ватт с силой тока не менее 24 А по 12 В каналам. Логично предположить, что GeForce 9800 GTX+ не будет потреблять больше, но мы обязательно проверим это предположение в соответствующем подразделе сегодняшней статьи.
реклама
Там же, в верхней части платы, находятся два разъёма MIO для объединения сразу же двух видеокарт в SLI-связку, либо трёх идентичных видеокарт в режим “тройного” SLI (3-Way SLI):
Без системы охлаждения, которую можно снять отвернув винты с пружинами по её периметру и четыре винта у GPU, видеокарта выглядит следующим образом:
Детальное сравнение PCB GeForce 9800 GTX+ и PCB GeForce 9800 GTX вновь не выявило каких-либо отличий, в том числе и в силовой части видеоплат:
реклама
Все отличия начинаются и заканчиваются графическим процессором, который, как вы уже наверняка знаете, на GeForce 9800 GTX+ выпущен по нормам 55-нм техпроцесса, а на обычной GeForce 9800 GTX по 65-нм техпроцессу. Видно это невооружённым глазом:
GPU GeForce 9800 GTX | GPU GeForce 9800 GTX+ |
Площадь кристалла уменьшена с 330 кв.мм, до
250 кв.мм., а его функциональное наполнение осталось прежним и состоит из 128 унифицированных шейдерных процессоров, 64 текстурных блоков и 16 блоков растеризации. Частота ROP/TMU нового GPU повышена на 63 МГц и составляет 738 МГц, а шейдерного блока на 148 МГц при суммарных 1836 МГц. Прямо сказать, небольшой прирост по частотам получила GeForce 9800 GTX+, но для оверклокеров главное, на сколько лучше будут разгоняться новые видеокарты, поэтому окончательные выводы мы сделаем после изучения оверклокерского потенциала видеокарты. А пока продолжим знакомство с ней.
GeForce 9800 GTX+ оснащена 512 Мбайт видеопамяти, набранными восьмью микросхемами стандарта GDDR3, которые расположены на лицевой стороне платы полукругом у графического процессора видеокарты. На Point of View GeForce 9800 GTX+ установлена память производства компании Samsung с номинальным временем доступа в 0.83 нс и теоретической эффективной частотой работы в
реклама
Эффективная номинальная частота работы чипов памяти, маркированных как K4J52324QE-BJ08, составляет 2200 МГц, что полностью соответствует спецификациям GeForce 9800 GTX+ и равно частоте работы видеопамяти у обычной GeForce 9800 GTX. Ширина шины обмена с памятью видеокарты составляет 256 Бит, а пропускная способность равна
70.4 Гбайт/сек. Как видим, и здесь никаких изменений в сравнении с GeForce 9800 GTX нет.
Утилита GPU-Z отображает о видеокарте Point of View GeForce 9800 GTX+ следующую информацию:
Обратите внимание, что техпроцесс и площадь кристалла указаны неверно, хотя по сравнительным фото GPU видно, что используется новый графический процессор. По всей видимости, на момент подготовки материала последняя доступная версия GPU-Z ещё не умеет корректно определять GeForce 9800 GTX+.
реклама
Система охлаждения новой видеокарты ничуть не изменилась в сравнении с оной у GeForce 9800 GTX:
Ранее мы её уже подробно изучали, поэтому сегодня останавливаться на этом не будем (разве что обращу ваше внимание на чрезмерное количество термоинтерфейса), а сразу же перейдём к проверке эффективности работы референсного кулера на новом "утончённом" GPU. Методика тестирования заключалась в десятикратном прогоне бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Все тесты проводились в закрытом корпусе ASUS Ascot 6AR2-B системного блока (конфигурацию вентиляторов в нём вы можете найти ниже в разделе с методикой тестирования). Комнатная температура во время тестирования была равна 21 градусу Цельсия. Мониторинг частоты и температуры, а также разгон видеокарты осуществлялся с помощью RivaTuner v2.0.9 (автор - Алексей Николайчук AKA Unwinder). В связи с тем, что видеокарта разбиралась до проведения тестов, то стандартный термоинтерфейс был заменён на высокоэффективную термопасту Arctic Silver 5, нанесённую тончайшим слоем.
Сначала посмотрим на температурный режим видеокарты, при автоматической работе турбины системы охлаждения:
реклама
К сожалению, как вы видите, на GeForce 9800 GTX+ от Point of View не считывалась температура окружения платы (возможно сэкономили на сенсоре) и нет мониторинга скорости вращения турбины, хотя регулировать её с помощью RivaTuner можно беспрепятственно. Очевидно, что температура оказалась вовсе невысокой по современным меркам, и при этом турбина системы охлаждения увеличила свои обороты несущественно, так как появился лишь едва различимый на фоне тихого системного блока гул. После завершения теста турбина кулера сбросила свои обороты до практически бесшумного режима, поэтому температура GPU вновь чуть-чуть подросла.
Для того, чтобы с минимальной погрешностью сравнить температурный режим нового 55-нм графического процессора с его прежней версией, выполненной по 65-нм техпроцессу, система охлаждения с видеокарты от Point of View была снята и переставлена на GeForce 9800 GTX от Chaintech. Использовался тот же самый термоинтерфейс, а частота GPU видеокарты от Chaintech была повышена до 738 МГц, как и у GeForce 9800 GTX. В результате оказалось, что температура 65-нм графического процессора в тех же условиях тестирования и при той же методике оказалась на 9 градусов выше, чем у нового 55-нм GPU, и в конечном итоге достигла 80 градусов Цельсия, а турбина системы охлаждения шумела сильнее (+1.9 дБА/1 метр). Ну что же, есть все основания сказать, что GeForce 9800 GTX+ стал и холоднее и тише.
Теперь, возвращаясь к тестам Point of View GeForce 9800 GTX+, выставляем её турбину на 100 % частоты вращения и проводим тесты ещё раз:
При максимальной скорости вращения турбины температура графического процессора видеокарты в пике нагрузки снижается на 9 градусов Цельсия и, пожалуй, становится типичной для видеокарт младшего класса, а вовсе не топ-сегмента прошлого поколения. В связи с этим, будет интересно посмотреть: как охладит GeForce 9800 GTX+ кулер Arctic Cooling Accelero S1 с турбо модулем в комплекте, который без каких-либо проблем с совместимостью устанавливается на референсную видеокарту:
реклама
Температура графического процессора в пике нагрузки не превышала 56 градусов Цельсия! И это в закрытом корпусе системного блока. Замечу при этом, что силовые элементы платы и микросхемы видеопамяти охлаждались только потоком воздуха от вентиляторов турбо-модуля Accelero S1, дополнительные радиаторы на них не устанавливались. Более чем скромная температура GeForce 9800 GTX+, и это вовсе не на низких по современным меркам частотах.
Оверклокерский потенциал Point of View GeForce 9800 GTX+ проверялся как с референсным кулером в автоматическом режиме его работы, так и с альтернативной системой охлаждения от Arctic Cooling. Оказалось, что вне зависимости от используемой системы охлаждения видеокарта способна стабильно функционировать на частотах в 842/1945/2450 МГц:
Потенциал геометрического блока графического процессора оказался неплохим, так как прирост частоты составил +14 % к номиналу 9800 GTX+ и +24.7 % к номиналу обычной 9800 GTX. А вот разгон шейдерного блока, который пришлось десинхронизировать с геометрическим, и видеопамяти карты от Point of View можно назвать довольно скромным, хотя сами по себе итоговые частоты видеокарты не могут не радовать, как и тот факт, что температура ядра разогнанной GeForce 9800 GTX+ не превысила отметку в 60 градусов Цельсия под Accelero S1 с турбо-модулем и 67 градусов под референсным кулером (правда при этом функционировавшим на 100 % своей мощности).
В завершении данного подраздела статьи добавлю, что BIOS видеокарты Point of View GeForce 9800 GTX+ 512 Мбайт вы можете скачать из нашего файлового архива (WinRAR архив, 38.9 Кбайт). Рекомендованная стоимость на новинку составляет 199 долларов США.
Технические характеристики GeForce 9800 GTX+ представлены ниже в таблице в сравнении с GeForce 9800 GTX, прямым конкурентом в лице ATi Radeon HD 4850, а также в сравнении со следующей ступенькой по производительности - видеокартой NVIDIA GeForce GTX 260:
Читайте также: