Fosi audio q5 dac usb обзор
Во-первых, я давно собирался (но не решался) послушать дорогие китайские ЦАП. Проверить восторженные отзывы владельцев и понять – смогли ли китайские друзья приготовить хороший ЦАП, способный конкурировать с лидерами рынка (в портативном аудио у них это получилось).
реклама
Во-вторых, пора бы уже и найти ЦАП, который существенно переиграет мой Audiolab 8200DQ и обеспечит вау-эффект. И, если такой будет найден, решиться на его покупку.
- Обязательно наличие преда;
- Приоритет по USB подключению;
- Желательно умение быть источником (воспроизводить по сети файлы с NAS) с отличным качеством*.
Был отобран следующий список претендентов:
- Mytek Manhattan 2;
- Mytek Brooklyn DAC+;
- DAC iFI Pro iDSD;
- Hegel HD 30;
- Ressonense LabInvicta Mirus (Pro);
- Lampizator Amber 3 Volume;
- Matrix Element-X;
- Holo Audio Spring II level 3;
- Matrix X-Sabre Pro;
- L.K.S Audio MH-DA004.
Подготовка к тестированию
В тесте участвовали следующие треки (обычно тестовый плей-лист у меня в четыре раза больше, но нужно было уложиться в сжатые сроки и избежать переутомления):
- Frank Sinatra – Duets (Bono – I’ve Got You Under My Skin; Aretha Franklin – What Now My Love; Barbra Streisand – I've Got A Crush On You). Самые тяжелые композиции, тут на первый план выходят голоса (от женских высоких, насыщенных большим частотным диапазоном, до мужских низких бархатистых).
- Keri Noble – Last Warning. Тяжелая и требовательная композиция. Самое важное – ее голос, когда она распевается, шепоты и дыхание, смена тональностей и акцент на «стук» клавиш фортепиано и их послезвучие (затухание).
- Elton John – Sorry Seems To Be The Hardest Word. Прослушивается отрезок с 1-00 по 1-30 на предмет «скучно или нет» и разборчивость слов.
- Fitzgerald & Armstrong – Summertime. Слушаю, в основном, как играют ВЧ.
- Toni Braxton – Spanish Guitar. Прослушивается самое начало – струны гитары, голос и бас.
- Styx – Edge Of The Century. Слушаю самое начало (удары сердца и распевку) – заводит или нет.
- Marcus Miller – Lovin' You / Panther / Serious / Juice. Отлично подходит, чтобы послушать удары барабанов и дополнительные источники звука.
- Celine Dion – A New Day Has Come. Внимание на голос, когда переходит на высокие и затянутые.
- Michael Jackson – Thriller / Dangerous (Early Version). Thriller – слушаю самое начало, пинок двери и движение по сцене, Волка. В Dangerous (Early Version) – идет «тест» на разборчивость слов в начале трека.
- Bon Jovi – Runaway. Слушаю вступление на драйв и кашу.
- Marlin Manson – Evidence. Слушаю на разборчивость.
- Alice Cooper – Crying. Слушаю вступление на драйв и панч.
Описание домашней системы:
Условия тестирования
Все тесты проводились с помощью ноутбука Acer Aspire S7, подключенного по USB, плеера AIMP V4.60 Build 2170 версии, ASIO4ALL 2.14. Выравнивание громкости в точке прослушивания проводилось с помощью шумомера Benetech GM1352 до 70-71 дБА.
реклама
Первый тур прослушиваний, домашний
ЦАП распакованы и готовы к старту, первым пошел в бой Questyle CAS192D.
Questyle CAS192D – ЦАП без предусилителя и был добавлен в тест исключительно для опыта, чтобы в очередной раз дать шанс WM8741.
С первых минут замечаешь, что у него напористая динамика, сцена находится немного выше слушателя, но у нее есть серьезный недостаток – она плоская. С перелистыванием тестовых треков понимаешь, что ЦАП звучит слишком глухо и жестковато во всем частотном диапазоне, он не вовлекает и знакомые мелодии просто не звучат и не вызывают никаких эмоций или чувств у слушателя.
Ощущается нехватка низких частот, особенно на джазовых композициях. Вокал звучит слишком упрощенно, не слышно дыхания, причмокиваний и голосового окраса, не хватает тембра. Экспрессия также пропадает, что особенно заметно на женском вокале (Celin, Barbara, Keri).
Matrix X-Sabre Pro был следующим на очереди. С первых минут включения слышишь очень узнаваемый фирменный почерк Sabre. От записи к записи хочется слушать ее до конца, он притягивает и вовлекает в процесс. Начинка на базе ES9038pro реализована хорошо. ЦАП музыкальный, звук четкий, чистый. Сцена объемная, динамика неплохая, но уступает Questyle CAS192D. Голос мягкий, с характером, хорошо воспроизводит хрипоту, шепот, дыхание. Не хватает напора женским голосам (Celin, Barbara).
В первый день услышали, что ЦАП почему-то разделяет женский и мужской вокал. Мужской (Sinatra, Bono) звучал ярко и интересно, а вот женский – проваливался на задний план, уходил в глухоту (в особенности это было заметно в дуэтах). После прогрева в 20 часов все встало на свои места – женский вокал стал доминировать там, где он должен это делать, появилась звонкость. Немного не хватает ему НЧ частот при прямом сравнении с AudioLab 8200DQ, не такой выпуклый. Его легко удалось запустить по DSD DoP через JRiver, но разницу между обычным форматом и DSD не услышали (разве что DSD чуть громче звучит).
Holo Audio Spring II level 3 – очередь дошла и до него. По сути это прокачанный Level 2 «Kitsune Tuned Edition». Интересно было послушать, как звучит матричный ЦАП. Как оказалось, он без предусилителя, хотя на пульте есть кнопки громкости. Дизайн аппарата на любителя, мне кажется немного «цыганским» – золотые кнопки, ножки, вставки, шилдики. При включении в сеть несколько секунд слышен шум от БП (небольшой гул), потом пропадает.
По звуку – необычно и не похоже на ЦАП, которые слышал до этого. Очень мягкая подача, хорошая сцена и объём, динамика чуть хуже, чем у AudioLab 8200DQ. Немного не хватает тембра мужским и женским голосам, женские голоса при этом сильно приукрашивает, что даже немного забавно. Бас очень слабый и его не хватает. Токката и фуга ре минор Баха звучит уныло, ЦАП глотает звуки НЧ и не проигрывает гамму в деталях.
При этом ЦАП интересно рисует сцену по глубине и разделяет слитное звучание инструментов, вокала и прочих звуков – лучше AudioLab 8200DQ справляется с проигрыванием сложного материала, когда на средних частотах много «каши», например, у Бон Джови отлично отыгрывает каждый инструмент – тарелки, гитару, голос, барабаны.
ЦАП своим необычным звуком подкупает и даже хочется послушать любимые композиции в новой обложке, но пару мелодий спустя понимаешь, что звучат они не так, как должны. Для себя я бы не купил его.
Вывод по первому туру прослушиваний
Единственный, кто смог конкурировать с AudioLab 8200DQ, был Matrix X-Sabre Pro. Приходилось не один раз переключаться между ними и прослушивать снова и снова отрезки, чтобы убедиться в нюансах. Остальные ЦАП проиграли сразу с первых нот.
Если же рассматривать стоимость, то все китайцы стоят дороже AudioLab 8200DQ (покупал за $1800), что само по себе уже странно. Второй важный момент: AudioLab 8200DQ построен на старом чипе ES9018, а Matrix X-Sabre Pro – на новом ES9038, потенциал которого значительно выше и, как покажет в продолжении тур второй, китайцы используют его не более, чем на 50%.
Поэтому победителем единогласно признан старичок – AudioLab 8200DQ.
реклама
Второй тур прослушиваний, в салоне
Удалось договориться с салоном AVComfort о прослушивании AudioLab 8200DQ с Mytek Brooklyn DAC+ и Manhattan 2. Приехал со своим ноутбуком, сетевым и межблочными шнурами, подключился. Громкость выравнивал шумомером.
Компоненты, на которых слушался в салоне:
- Усилитель: Naim Audio NAIT XS 3;
- АС: Neat Acoustics Iota Xplorer.
реклама
Mytek Brooklyn DAC+ – очень маленькая коробочка на базе Sabre 9028 Pro, ее включили первой и поначалу было непонятно, новая система играет по-другому или ЦАП.
НЧ не выраженные, их явно не хватает, звук совсем чуть-чуть глуховат, сцена периодически гуляла справа-налево и обратно. Не вовлекает, но играет с лабораторной чистотой, может быть именно это и отвлекало. Ловил себя на мысли – а точно ли это знаменитый Mytek играет? Прослушал все треки и все еще не было понятно, в чем дело – в ЦАП или в системе.
Переключил на AudioLab 8200DQ и сразу стало понятно, что с системой все хорошо – она нейтральная. Все треки зазвучали знакомо, тепло и эмоционально. Значит, дело было не в системе и можно переходит к Manhattan 2.
реклама
Mytek Manhattan 2 – также построен на базе ES9038pro. Первое, что приходит на ум при виде данного ЦАП – где они нашли дизайнера и зачем? Он же в любой системе будет выделяться и привлекать взгляды.
После первых секунд проигрывания знакомых треков появляется идиотская улыбка на лице – сразу понимаешь, что он лучше во всем. А спустя еще 20 секунд забываешь, что нужно переключаться на следующий трек и доигрываешь больше, чем нужно для тестирования.
У него колоссальная сцена и разрешение, отыгрывает больше тембров, частот и нюансов, обалденная динамика, которой не хватает AudioLab 8200DQ. Все это захватывает сразу и нет необходимости заниматься прямым сравнением.
Вывод по второму туру прослушиваний
Mytek Manhattan 2 – переиграл AudioLab 8200DQ в два и более раз. Это слышно с первых нот. И во всех аспектах – не нужно опускаться до сравнения на уровне нюансов. Свое превосходство он отбивает стоимостью – становится понятно, за что такой большой ценник.
реклама
Подведение итогов
Questyle CAS192D – к сожалению, чуда не произошло, и данный ЦАП имеет все отрицательные черты, присущие ЦАП Wolfson, поэтому у него образуются жанровые предпочтения: он может подойти лишь року и электронной музыке, а вот классику, джаз, вокал не играет.
Я не понимаю, почему в зарубежном обзоре его хвалили и писали, что он переигрывает именитые ЦАП из другой ценовой категории?! Мне не удалось запустить его через JRiver по DSD DoP или на экране не отображался вывод DSD DoP.
Matrix X-Sabre Pro – это компактный, стильный и современный ЦАП на топовом чипе ES9038pro. Хорошо реализован, звучит достойно, интересно и вовлекает слушателя. У него есть свой отдельный ASIO драйвер, что упрощает процесс настройки. И если бы я не был обладателем AudioLab 8200DQ, то скорее всего рассмотрел бы его как главного кандидата на покупку.
Если сравнить его с Mytek Manhattan 2, мнение меняется: Matrix X-Sabre Pro – условно удачный ЦАП на базе ES9038pro. Условно, потому что Manhattan 2 удалось реализовать все возможности ES9038pro, а Matrix X-Sabre Pro – нет (и даже не дотянули до уровня старичка AudioLab 8200DQ). Вариант Matrix, возможно, стоит рассмотреть к покупке, если на рынке не найдется AudioLab 8200DQ или кто-то из новой линейки AudioLab, либо другой достойный фирменный ЦАП.
реклама
Holo Audio Spring II level 3 – бесспорно, интересная реализация на матрице R2R, но такая подача и звук явно на любителя. Не уверен, что «Kitsune Tuned Edition» внес что-то кардинально новое. Возможно также, что версии Level 1-2 звучат лучше или примерно также. Не исключаю, что он был недостаточно прогрет (грели 12 часов), но как показала практика – характер заметен сразу и его уже не изменить. На мой взгляд, цена на него слишком завышена и есть более интересные варианты из фирменных ЦАП. У него также есть отдельный ASIO драйвер, упрощающий процесс настройки.
Mytek Brooklyn DAC+. Видимо, примерно о таком характере звука всегда писали, когда «ругали» Sabre за стерильный звук. Но от Mytek не ожидаешь такого подвоха, они же умеют готовить звук. Все обзоры восхищались этим ЦАП, хоть я и не встречал прямые сравнения с Manhattan 2. Вероятно, у данного ЦАП не домашнее предназначение и ему прямая дорога в студии звукозаписи. У него тоже есть отдельный ASIO драйвер, что упрощает процесс настройки.
Mytek Manhattan 2 (далее – в духе рекламного буклета) переносит вас с дивана в концертный зал и делает это абсолютно хладнокровно. Все образы, голоса, звуки и сцена оказываются там, где им и надлежит быть, поразительно широкий эмоциональный диапазон, образы в нем оживают. Разработчики изготовили настоящую симфонию звука, ритма, добившись джазовой сыгранности от любой композиции.
А теперь – по-простому. На его счет обзоры и отзывы не преувеличивали – это действительно стоящий аппарат высокого класса, твердо занимающий место среди лидеров. У него также есть отдельный ASIO драйвер, упрощающий процесс настройки.
AudioLab 8200DQ же рано отправлять на пенсию. Если его и стоит менять, то только на ЦАП более высокого уровня – не ниже Manhattan 2.
реклама
*Ремарка: сравнение ЦАП в одной ценовой категории напоминает мне перебор межблочных и акустических кабелей с целью найти лучший и выявить все нюансы в окрасе звука
Как собрать современный цифровой тракт без больших затрат
Интегральники на марше
На пятки известным производителям Hi-Fi/High End наступают компании из Поднебесной – китайские разработчики используют современные чипы с ошеломляющими ТТХ, неплохую обвязку и продают это великолепие за смешные деньги. Да, по части «бриллианса» и подобных аудиофильских фич тут не всё в порядке – но если вам необходим недорогой и нейтрально звучащий цифро-аналоговый преобразователь, «все дороги ведут в Рим», то есть в Китай и на Aliexpress. В нашем новом обзоре собраны восемь таких аппаратов, каждый из которых по цене кажется исключительно «вкусным», а по качеству звучания, как минимум, удивляет.
1. FX-Audio DAC-SQ3
Чипы – ES9038Q2M/XMOS XU208 | Параметры приема – до 32/384 | Искажения – 0,00026% | Соотношение «сигнал/шум» – 115 дБ | Вес – 278 г.
Малютка FX-Audio DAC-SQ3 имеет массу менее чем 300 грамм – но не спешите сбрасывать модель со счетов. Аппарат питается по USB (5В, 1А) и базируется на современной комбинации чипов (ES9038Q2M и XMOS XU208), а также усилительной сборке LME49720 и паре операционных усилителей OPA1656. Интересно, что устройство может, принимая данные по USB, выдавать саунд по оптике и коаксиалу, служа мостом для более продвинутого преобразователя, или же выводить звук на аналоговый линейный выход на разъемах RCA. Звучит FX-Audio DAC-SQ3 довольно мягко и выразительно – под сложные музыкальные жанры цифро-аналоговый преобразователь вряд ли подойдёт, но на спокойной музыке он просто очарователен.
2. FX-Audio D01
Чипы – ES9038Q2M/XMOS XU208 | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,002% | Соотношение «сигнал/шум» – 115 дБ | Вес – 470 г.
«Продолжение банкета» от FX-Audio – теперь с моделью D01. «На борту» появился чип Bluetooth 5.0 (CSR8675), не забыта и поддержка DSD512, и внешний блок питания на 12В. Усилитель для наушников, опять же, весьма достойный – на чипе TPA6120A2, который справится с головными телефонами от 32 до 600 Ом. Звучит FX-Audio D01 как настоящий наследник FX-Audio DAC-SQ3 – столь же мягко и вовлекающе, но уже куда более достойно управляясь со сложными партиями. Ритмические характеристики модели, опять же, очень привлекательны для данной ценовой группы.
3. Aiyima DAC A6
Чипы – XMOS XU208/ ESS9038Q2M | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,0006% | Соотношение «сигнал/шум» – 117 дБ | Вес – 400 г.
Aiyima DAC A6 использует всё ту же проверенное решение ESS9038Q2M, к которому добавлен операционный усилитель LME49720NA и чип Bluetooth CSR8675. Интересно, что от такой начинки создатели добились впечатляющей АЧХ – от 10 до 40 000 Гц с погрешностью в 3 дБ. Звучание устройства кажется разительной противоположностью описанному выше FX-Audio D01 – Aiyima DAC A6 кажется заметно более детальным, «хирургически» точным. Однако, при этом и лишенным аналоговой теплоты – такой ЦАП отлично подойдет для электроники.
4. Soncoz LA-QXD1
Чипы – XMOS XU208/ ESS9038Q2M | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,0006% | Соотношение «сигнал/шум» – 122 дБ | Вес – 475 г.
Изюминка Soncoz LA-QXD1 (при том, что цифро-аналоговый преобразователь использует всё тот же продвинутый чип ESS9038Q2M и усилители OPA1612A, как в описанных ранее устройствах) – балансный выход на разъемах XLR. Не забыт и цифровой коаксиальный выход – так что, аппарат может функционировать в качестве цифрового моста. Производитель выпускает новые прошивки для Soncoz LA-QXD1, так что звучание ЦАП’а в дальнейшем может ещё улучшиться – впрочем, оно и сегодня неплохое. Темноватый саунд прекрасно подойдет любителям джаза и рока.
5. Topping E50
Чипы – ES9068AS/XMOS XU216 | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,0001% | Соотношение «сигнал/шум» – 124 дБ | Вес – 790 г.
А вот и первая ласточка на чипе ES9068AS, вдобавок ещё и с полной поддержкой не только Hi-Res PCM, DSD512, но и MQA. Усилитель для наушников исключительно серьёзный и оснащенный балансным выходом, а звучание аппарата в ипостаси цифро-аналогового преобразователя приобретает уже настоящие «хай-файные» черты – оно слитное, лишенное цифрового налета и исключительно пластичное.
6. SMSL M300 MKII
Чип – AK4497 | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,00015% | Соотношение «сигнал/шум» – 116 дБ | Вес – 980 г.
Один из самых известных китайских брендов на ниве конструирования ЦАП’ов – конечно, SMSL. Новая версия преобразователя M300 MKII использует современный аудифильский чип AK4497 (плюс аж два тактовых генератора NDK) и выжимает буквально всё из возможностей ценовой группы «до 20 000 рублей в розницу». Искрометное и задорное звучание SMSL M300 MKII заставляет ноги сами пускаться в пляс, но особенно отрадно, что на фоне юношеского максимализма не забыто и внимание к тембрам, и неплохая проработка баса.
7. SMSL SU-8s
Чип – AK4497 | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,00009% | Соотношение «сигнал/шум» – 126 дБ | Вес – 790 г.
«Тяжёлая артиллерия» – SMSL SU-8s использует всё тот же AK4497, оснащается балансным выходом на разъемах XLR и буквально сражает наповал качеством звучания. Этот цифро-аналоговый преобразователь уже умеет строить по-настоящему трехмерную, осязаемую сцену, поддержанную фактурным басом и натуральными ВЧ. Однозначный кандидат на прослушивание в цене «до 30 000 рублей».
8. Sabaj D5
Чип – ESS9038PRO | Параметры приема – до 32/768 | Искажения – 0,0002% | Соотношение «сигнал/шум» – 120 дБ | Вес – 2,5 кг.
Самый тяжёлый компонент в нашем списке – как по физическим характеристикам, так и по весомости и плотности саунда. Sabaj D5 оформлен в достаточно просторном корпусе, который позволил уделить большое внимание организации питания – и результат не подкачал. Вместе с лёгкой, воздушной подачей устройство предлагает и громоподобный бас, который никак не вяжется с ценовым шильдиком Sabaj D5.
Обращаю внимание всех.
В особенности любящих регулярно понижать пользовательскую репутацию по делу и без дела.
Все не так просто и безобидно как вы думаете, так как и на эти кнопочки есть правила - Пользовательская Модерация - внедрение
И злоупотребление данной возможностью будет восприниматься как неуважение к пользователям ресурса в целом! Что повлечет за собой весьма существенные последствия!
Так же напоминаю!
Тут обсуждают исключительно Сравнение внешних ЦАПов !
Все остальные обсуждения таких как "раскачка", "прогрев", качество проводов, материалов, влиянии различных характеристик на звук и т.д. - ФЛУД/ОФФТОП и будут безжалостно удаляться, а авторы будут привлечены согласно правилам.
Тема ищет куратора
Приветствую всех и поздравляю с наступившим Новым 2020 годом. :)
В этой теме предлагается сравнивать USB ЦАПоуси и синергию с наушниками.
Cравнивать цапоуси буду методом перетыка. Как вы понимаете - это будет очень субъективное мнение бас-хэда на 90%.
В качестве транспорта использовал смартфон Meiigoo S9 c Type C, на борту которого стоит батарея в 5К mAh, наушники TFZ T2. Слушал композицию группы Bloodline, которая называется Stone Cold Hearted во flac 44.1/16. Софтовый плеер Hiby в обход Андроида.
Добавил по просьбе Digital Ray про iBasso 03
получил и два дня слушаю новый АйБассо-03
итак -- с чем сравниваю, со свистками от трусаунда и от мейзу
(это из наличия, остальные цапы продал т.к. не зашли)
пробовал разные наушники, и внутриканалки и накладные шинхайзеры,
пробовал на разных андроид-плеерах,
умеющих работать с внешним цапом напрямую
1- Hiby music for Android (free) (имхо лучший)
2- Fiio music for Android (free)
3- Sony music center for Android (free)
4- Uapp (платный + 4пда)
5- Onkyo hf player (платный + 4пда)
6- Neutron Music Player (платный + 4пда)
моё СУБЪЕКТИВНОЕ имхо-мнение об ibasso dc03:
это слишком распиаренный свисток, не стоящий своих денег
теперь в сравнении с указанными цапами у ibasso dc03:
1- каша с песком на высоких
2- сухие скрипящие низкие
3- средние зажаты слишком сильно
мой личный вывод -- буду продавать,
а тем кто задумается -- предлагаю лучше уж взять Хайскрин-Трусаунд (можно и НЕпро)
На закуску/десерт о “прожорливости” этих ЦАПов на средней громкости в наушниках 32 ома. Ни в одном из них нет собственного питания.
Сколько в час они “съедают” новой батареи (5000 махов) в процентах.
Meizu- 3%/час
iBasso DC01- 5%/час
Ztella 3%/час
9038S- 5%/час
Всё вышеизложенное – IMO. ;)
Сравнение Zorloo Ztella (MQA) с недавно полученным цапоусем Hidizs S3 Pro (тоже MQA). Слушал на компе через фубар на IMR Opus Mia (т.е. оба цапоуся должны раскрыться полностью). Подписи вроде похожие, но, если прислушаться, то разница слышна. Во первых, S3 чуть глубже копает по суб-басу. Во-вторых мид-бас более контролируем, и там больше панча. Середина - на пару или 3 децибела погромче. Приблизительно, конечно. Поэтому, возможно кажется, что S3 погромче. Верха вроде звучат паритетно. Воздуха тоже чуть побольше на S3, и соответственно разделение инструментов получше. Гарнитура работает как положено на S3 Pro.
Похоже, самый длинный долгострой FiiO наконец-то увидел свет. Анонсированный ещё несколько лет назад топовый портативный ЦАП и усилитель Q5, претерпев несколько редизайнов и изменений концепции, обрёл реальное воплощение и скоро появится в продаже.
Я, пожалуй, в этом обзоре не буду задаваться вопросом «а зачем вообще в наш век расцвета портативных плееров всех сортов кому-то может понадобиться большой мобильный ЦАП с усилителем для наушников?». Судя по тому, что те же продукты CEntrance пользуются спросом, ценители подобных устройств есть. Плюс предполагаю, что для FiiO выпустить Q5 в некотором роде стало «вопросом чести», ведь именно с портативного ЦАП/усилителя E7 начался взлёт компании к вершине.
Что же представляет собой Q5? В первую очередь — достаточно серьезный мобильный ЦАП с двумя AK4490EN и полностью балансной схемой. За USB отвечает XMOS, обеспечивающий все новомодные плюшки, включая DSD256, попутно получена MFi-сертификация, обеспечивающая беспроблемную работу с iOS-устройствами. Не забыты и оптический/коаксиальный входы, если вдруг у вас завалялся какой-то источник для них. Идею с Wi-Fi пришлось отбросить (по словам FiiO, сильно шумел), но для любителей беспроводности предусмотрели Bluetooth 4.2 с aptX. В теории используемый CSR8670 умеет в Bluetooth 5.0, и FiiO даже предусмотрели возможность обновления прошивки беспроводного модуля, но я бы не стал рассчитывать на то, что подобное обновление обязательно увидит свет. Так что принимаем за данность то, что уже есть сейчас: 4.2 и aptX (ну и AAC для iOS).
С усилительной частью вопрос решили тоже достаточно эффективно — Q5 просто совместим с модулями для X7/X7II и оснащён «из коробки» хорошо зарекомендовавшим себя AM3A ( подробности про этот модуль есть в обзоре FiiO X7II ). При желании подачу Q5 можно менять, используя всю ту прорву модулей, что уже выпустили в FiiO, но с портативным комбайном, на мой взгляд, целесообразность данного сценария остаётся под вопросом.
К этому прилагаются гибридный регулятор громкости, корпус из фрезерованного алюминия, очень неплохой дизайн, ёмкая батарея, сложная система фильтрации питания всех узлов и так далее и тому подобное. В общем, все заявки на серьёзность у Q5 есть, впрочем, и ценник в 350 долларов к тому очень сильно обязывает.
Технические характеристики
ЦАП: 2 × AK4490EN
USB интерфейс: XMOS XU208
ОУ: OPA1642×2, AD8620+OPA926
Максимальное разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD256
Рекомендуемый импеданс нагрузки: обычный выход 16Ω
150Ω, балансный выход 16Ω
Батарея: 3800 мА/ч
Время работы на одном заряде: >25 ч в режиме усилителя, >10 ч в режиме ЦАП
Bluetooth: 4.2 с поддержкой aptX, AAC, SBC
Размеры: 124 мм × 64 мм × 16 мм
Диапазон частот: 5 Гц
Общие гармонические искажения+шум: <0,001% @ 1 кГц
Разделение каналов: ≥97 дБ @ 1 кГц
Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
Напряжение: >1.8 Vrms
Диапазон частот: 5 Гц
Общие гармонические искажения+шум: <0,001% @ 1 кГц
Разделение каналов: ≥73 @ 1 кГц
Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
Выходной импеданс: <1,4Ω
Напряжение: >6 Vp-p
Мощность: ≥160 мВт @ 32Ω, ≥24 мВт @ 300Ω
Диапазон частот: 5 Гц
Общие гармонические искажения+шум: <0,001% @ 1 кГц
Разделение каналов: ≥99 @ 1 кГц
Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
Выходной импеданс: <2Ω
Напряжение: >10.5 Vp-p
Мощность: ≥440 мВт @ 32Ω, ≥93 мВт @ 300Ω
Упаковка и комплект поставки
Тут всё традиционно для FiiO: двухслойная коробка, хорошая полиграфия, наклейка для проверки на оригинальность и всё остальное, что мы уже столько раз видели.
Внутри находится сам Q5 и аксессуары:
два набора резиновых колец разных размеров для крепления комбайна к источнику
силиконовая прокладка для разделения гаджетов в «бутерброде»
сетчатый мешочек на затяжках для хранения Q5
короткий Micro-USB—Lightning-кабель для подключения к iOS
длинный USB—Micro-USB-кабель для зарядки или подключения к ПК
отвертка для замены усилителей и набор запасных винтиков
адаптер оптического входа
короткий аналоговый провод с двумя угловыми 3,5 мм джеками
инструкции и гарантийные талоны
В общем, комплект поставки неплохой, но очень многое в него не вошло, FiiO уже выпустили (или вскоре обещают выпустить) много дополнительных плюшек:
кожаный чехол для совместного использования Q5 и iPhone
кабель WM-Port для подключения к устройствам Sony
кабели Micro-USB—Micro-USB и Micro-USB—USB-C для Android-телефонов
Дизайн и управление
Внешний вид Q5 получился на славу: интересное сочетание матового и полированного (с продольной текстурой) металлов, идеальная подгонка всех швов, пожалуй, по качеству и внешнему виду это если и не лучший мобильный ЦАП, то один из лидеров гонки за этим званием. Собственно, даже вставка из кожзаменителя на задней панели не способна испортить внешний вид. Стоит, правда, отметить, что в FiiO не удержались, и слегка попачкали плеер наклейками (золотая блямба «HighRes» и пара серых стикеров с «дополнительной информацией»), но, думаю, свести их проблемы не составит.
Элементов управления с разных сторон разместили немало. На правой грани находятся регулятор громкости, кнопка включения с вписанным в неё индикатором и отдельный светодиодик с надписью «DSD» (думаю, его функциональность очевидна). Регулятор громкости очень качественный, с приятным тугим ходом, тут используется уже знакомая по другим продуктам гибридная схема, обеспечивающая плавность, бесшумность и отсутствие разбаланса каналов. Выдержан и «фирменный стиль»: красное колечко вокруг кнопки питания, диагональное рифление ручки РГ — всё то, на что последнее время любят обращать внимание дизайнеры компании.
На левой стороне разместили три кнопки управления воспроизведением, к сожалению, работают они только при Bluetooth-подключении, что странно, ведь ещё E18 умел передавать сигналы управления и по USB. Средняя кнопка также служит для включения/выключения Bluetooth и активации режима «спаривания», а нижняя переключает циклически источники сигнала. Тут же находится маленькое отверстие для сброса, но я ни разу не испытал необходимости в его использовании. Также на левой грани находится второй «зарядный» MicroUSB-порт. В отличие от нижнего, служащего для передачи данных, этот предназначен для зарядки. Впрочем, при желании вы можете поменять их функции местами, используя приложение (о нём ниже).
Верхняя панель содержит два переключателя — усиление НЧ и коэффициент усиления, и два гнезда — линейный выход и комбинированный линейный вход/оптика/коаксиал. Как и в предыдущих разработках компании, усиление баса работает достаточно аккуратно и не превращает звук в чемпионат мира по скоростному метеоризму, как это зачастую происходит у других производителей. «Буст» оперирует исключительно с областью мидбаса и ниже, аккуратно добавляя звуку толику массы и телесности.
Нижняя сторона устройства отведена под модуль усиления, Q5 полностью совместим с модулями X7(II), так что при желании будущий владелец может менять мощность и подачу своего устройства в достаточно широких пределах, используя для этого все 6 выпущенных усилителей. «В стоке» Q5 оснащён тем же AM3A, что и X7 второго поколения, но, видимо, в силу иной конструкции предусилителя, способен развивать с этим модулем чуть большую мощность. Как и в старших плеерах компании, на стыке модуля усиления и основной «тушки» размещена полоска-индикатор, светящаяся разными цветами. Тут она сигнализирует о выбранном входе и состоянии питания (возможные цветовые комбинации заботливо перечислены на листике-вкладыше). При желании индикацию также можно отключить, но в этом комбайне она не такая яркая, как в плеерах, поэтому лично меня она не раздражает.
Так как перегружать Q5 кнопками FiiO не хотелось, а дать пользователям флагмана побольше опций было бы неплохо, в компании решили перенести часть настроек в приложение. Приложением этим стал FiiO Music, выпущенный вместе с анонсом Q5 прошлой осенью . При подключении Q5 в меню плеера появляется отдельный пункт, открывающий настройки. Что самое интересное, подключить для этого плеер надо исключительно по Bluetooth, проводное подключение не работает. Также оставлены «за бортом» и пользователи Android, про них в FiiO обещают подумать где-то «в первой половине 2018». Какие же настройки можно тут изменить?
поменять местами функции USB-портов
выбрать цифровой фильтр (доступны 5 штук)
таймер выключения при простое
Тут же можно посмотреть уровень заряда батареи, к сожалению, FiiO не реализовали протокол, позволяющий iPhone показывать уровень заряда подключенного устройства, поэтому данный экран — единственное место, где этот самый заряд можно оценить до того, как красный цвет индикатора оповестит вас о том, что пора заряжаться.
К счастью, батарея тут довольно ёмкая, несмотря на высокую мощность, в режиме ЦАП через любой из входов Q5 работает где-то 10 часов 15 минут, а в режиме усилителя — больше 24 часов, хотя не думаю, что кто-то будет его использовать именно так. Полная зарядка требует 3 часа 20 минут.
Если же говорить о беспроводном интерфейсе (его устойчивости, про звук — ниже), то положенные 10 метров он выдерживает с запасом, равно как и сценарии вроде «телефон в одном кармане, ЦАП — в другом». Связь поддерживается стабильно, помех я ни разу не слышал. В инструкции есть предупреждение о возможном ухудшении приёма, если закрыть рукой верхнюю часть устройства, но мне для появления проблем понадобилось закрывать верхнюю часть Q5, где расположена антенна, двумя руками. В общем, проблема «вы не так его держите», вряд ли будет тут актуальна.
Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT03 , Meze 99 Classics , Audio Zenith PMx2 , Noble Kaiser Encore , Campfire Audio Andromeda , 64 Audio U12 , HUM Pristine и другие. В качестве транспорта использовались iPhone 6 Plus с FiiO Music и MacBook Pro 2016 с Audirvana по Bluetooth и по проводу.
Для начала немного о Bluetooth, я уже касался этой темы пару раз в предыдущих обзорах, но, думаю, в этом тоже надо повториться. Используемый тут aptX является кодеком с потерями, и на этом моменте большинство взыскательных аудиофилов, презрительно морща нос забывают об устройстве. На практике же хорошо реализованные aptX-приёмники, вкупе с качественным ЦАП и усилителем, обеспечивают совсем небольшую «просадку» качества. Она, безусловно, слышна, но в подавляющем большинстве случаев я готов с ней мириться, приобретая взамен портативность и мобильность. В Q5 реализована грамотная схема, в которой цифровой сигнал с Bluetooth чипа подаётся сразу на AK-шки, минуя встроенный в CSR8670 декодер. Естественно, для описания звука я всё-таки использовал вариант с подключением по проводу (оценивать надо максимум), но беспроводное подключение ухудшает картину весьма не сильно.
На этот раз в FiiO решили сделать (ну или само так получилось) действительно нейтральный звук с уклоном в почти мониторную подачу. Естественно, я сейчас говорю именно о «стоковом» варианте — смена модуля усиления или даже банальное включение bass boost меняет ситуацию если и не в корне, то весьма заметно.
НЧ у Q5 быстрые, обладают хорошей хлёсткостью и глубиной. Если вы привыкли к добавке массы или каким-то акцентам на нижней части диапазона, по умолчанию данный комбайн этого не даст, но так как вариантов менять звук тут даже не один, думаю, любой желающий сможет подобрать подходящий для себя вариант подачи баса. «Низ» тут обладает прекрасной текстурностью и очень приличным для этой ценовой категории разделением инструментов.
СЧ-диапазон также подаётся в неприукрашенной манере, что обуславливает основную особенность звука Q5 — высокую чувствительность к качеству материалов. Причём качество тут касается не столько высоких разрешений и прочих шаманизмов, а мастеринга и сведения: запись должна обладать правильной воображаемой сценой, сохранять все эмоции и не быть закомпрессированной до состояния кирпича. В этом случае данный комбайн порадует слушателя идеальной передачей всех нюансов трека, отличной трёхмерной воображаемой сценой заметно больше средней и в глубину, и в ширину, эмоциональностью — всем тем, за что мы любим прекрасную музыку.
Сравнивать Q5 с плеерами я не буду, условный ориентир — это FiiO X7-II, топовый ЦАПоусь от FiiO примерно равен ему «по уровню», хотя и предлагает другую подачу, думаю, это всё-таки запланированное действие — оценить реакцию покупателей на по-настоящему мониторный звук. Но сравнения с парочкой ЦАПов тут, конечно, не избежать.
CEntrance BlueDAC. Ближайший конкурент и по цене, и по возможностям, и по звуку. Если убрать из рассмотрения дизайн и некоторые незвуковые возможности, а говорить именно о звуке, можно сказать, что эти два устройства на самом деле в чём-то похожи. Оба предлагают нейтральный, детальный и мониторный звук. Но BlueDAC слегка глубже на НЧ и обладает ещё чуть большим разрешением практически по всему диапазону. На стороне FiiO — цена и масса дополнительных возможностей.
Cozoy Takt Pro. Относительно новинка от Cozoy уже удивила многих очень естественным звуком в весьма компактном корпусе. Опять же, отбросив ценовую и функциональную разницу, а заодно и не учитывая мощность, получается, что продукт Cozoy предлагает менее аналитичную подачу с чуть большим акцентом на НЧ и немного меньшим разрешением. В целом из этого сравнения несложно экстраполировать и разницу с Cozoy Rei.
Совместимость
Запаса по мощности Q5 без проблем хватит практически для любых наушников, причём для большинства — даже не придётся включать высокий Gain. Даже с достаточно тугими изодинамическими моделями Q5 показывает себя на очень приличном уровне (особенно с балансного выхода). «Обратная сторона медали» — практически полное отсутствие шума при проводном подключении даже с чувствительными IEM. При подключении по Bluetooth с «Андромедами» мне всё-таки удалось услышать тихий фоновый шум, но только в паузах между треками, поэтому я склонен считать это очень неплохим результатом.
Стилистически Q5 полностью универсален, тут главное — чтобы потенциальный владелец тяготел именно к мониторной, нейтральной подаче. Критичность к уровню материала высокая, где-то 8 по 10-балльной шкале.
Разумеется, обзор был бы неполным без треков-примеров
Tune-Yards — ABC123. Решил я, стало быть, расширять свой диапазон интересов, а то всё больше джаз в подборках, с редкими вкраплениями рока и классики, поэтому пришлось двинуться в сторону странных жанров, обозванных «инди». И вот сразу — прекрасный трек для демонстрации нейтральности Q5: собранные тугие ударные, объёмная запись, насыщенная разными «фишками» мелодия, словом — есть где разгуляться приличному ЦАПу.
Marvin Gaye — Distant Lover. Побродив по инди-разделу, я заскучал и решил вернуться к чему-то более привычному, но при этом не набившему ещё оскомину. Поэтому следующим был извлечён трек исполнителя, который в одиночку может выступать идеальным тестом для СЧ. Но и тут мониторная и техничная подача Q5 показывает себя во всей красе: мельчайшие нюансы голоса, эмоций, мелодии — всё отыграно как следует и без огрехов.
Steven Wilson — Refuge. Ну и закончить подборку захотелось чем-то всё-таки знакомым и давно родным, тут на помощь пришёл раздел «Лучшие рок-релизы 2017», я долго колебался между Вилсоном и Плантом, но выбор вы видите сами. Сложная из-за внешней сдержанности мелодия не составляет проблемы для Q5, прекрасно отыгрывающего и вступление, и более динамичную основную часть.
Выводы
Я не совсем улавливаю, кто составляет целевую аудиторию портативных ЦАПов, хотя их продажи показывают, что это — исключительно моё непонимание, и спрос на них есть. Так что не знаю, кто вы, таинственные пользователи топовых мобильных «комбайнов», но на рынке появилась ещё одна очень интересная модель, которая явно составит конкуренцию признанным «столпам» этого сегмента.
P. S. Если вы любите музыку и/или активно интересуетесь темой портативного аудио — подписывайтесь на мой канал @PortaFi в Telegram, я там анонсирую обзоры, иногда делюсь новостями, мыслями и хорошей музыкой.
Читайте также: