Дома в древней греции строили из
Дома в древней греции строили из
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом д ревнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью), ухаживали за бородой.
Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно.
В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.
Архитектура Древней Греции
Cамыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.
Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.
В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).
Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.
Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.
Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.
Типы храмов Типы храмовЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)
Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.
В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».
Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах. Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик.
Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. Греция Храм в антах. Сокровищница афинян возведено 490-489 до н.э. Дельфы. ГрецияВ этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.
Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.
Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. Греция Периптеральный тип храма Гефеста. Сооружён в период 449—415 годов до н. э. Афины. ГрецияАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)
Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма. Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.
Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.
Типы греческих ордеров Типы греческих ордеровГреческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)
Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.
Дорический храм Посейдона в Пестуме Дорический храм Посейдона в Пестуме Дорический храм Зевса в Олимпии Дорический храм Зевса в ОлимпииВ построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)
Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.
В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.
Схема афинского Акрополя Схема афинского АкрополяПрямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона . Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.
firefly_patrick
Я работаю в проектном институте. Поэтому перемещаясь по Греции я рассматривала древние памятники архитектуры и строительства не только как турист. Очень интересно было видеть как перекликаются древние технологии строительства с современными. И те технологии которые применялись тогда, применяются и сейчас.
1.
2.Критское и микенское строительное искусство. Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы. Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры. Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости. При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической..
3.Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.
4.Гробницы , представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим.
5.Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея!
(недалеко от Микен). Ее диаметр — 14 м, высота купола — 13 м.
6.В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны.
7.Последние имели деление на базу, ствол и капитель.
8. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним .
9.
Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом.
10. В Сокровищнице Атрея тонкой плиты нет. В ней эти треугольные отверстия используются ещё и как вентиляционные продухи.
11.Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя .
Древнегреческая архитектура. В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.
12.театр Ирода Аттики.Акрополь. Афины.
13.Стадион в Дельфах.
Храм. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.
14.Сокровищница в Дельфах.
С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов.
15. Пропилеи. Акрополь. Афины.
Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.
16.Дельфы. Руины храма Аполлона.
Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны.
17. Эрехтейон. Кариатиды один из видов колонн-скульптур.Акрополь. Афины.
В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.
С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении многих столетий в разных архитектурных стилях. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита - абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена - аттик.
18. Парфенон. Акрополь. Афины.
Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.
19. Эрехтейон. Акрополь. Афины.
Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
20.Амфитеатр в Дельфах.
Основная форма древнегреческого жилого дома- тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение. С передней стороны дома располагался атриум - прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом пространства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.К сожалению, мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.
21.Каменная мозаика пола жилого дома. Вергина.
22.Часть фундамента с полом. Вергина.
23.Часть фундамента с полом. Вергина.
24.плитка для пола. Вергина.
25.украшения для стен. Вергина.
26.Мозаичное панно из дома богатого Вергинца. Хозяин дома изображен в виде какого-то бога. Тогда это было модно.
27. Фрагмент мозаичного пола одного из богатых домов. Вергина.
Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке).
28.
Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции — мрамор.
29. Парфенон. Акрополь. Афины.
30.Мраморные элементы найденные на холме Акрополя.
Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного.К стати, вот такой способ кладки возник из-за сейсмики. При землетрясениях такие стены пружинят а не трескаются и разваливаются.
31.
Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.
32. Подпорная стенка построена подгонкой камня к камню, без какого либо ратвора. Стоит несколько тысяч лет. Много что пережила и выдержала.
Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
33. Углубление, с боку шип.
34. Отверстия в которые вставлялись деревянные клинья
35.
36. капитель с какими-то техническими вырезами на верху.
40.А это пример средневекового строительства. Стена монастыря в Метиорах. В стене виден деревянный брус, который использовался как амортизатор при землетрясениях.
firefly_patrick
Начало:Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть I, прошлогодняя.
Недалеко от входа в Национальный сад в Афинах (греч. Εθνικός Κήπος), прежнее название Королевский сад располагается навес. Из далека я приняла за навес летнего кафе. Пока не подошла ближе и не заглянула в низ. Под навесом оказались раскопки римских бань.
1.
2. Плакат около раскопок. Вот что на нём написано. : Министерство культуры, управление древностей Афины. Археологические раскопки Римской бани.
3.Судя по этой картинке настоящий помывочно-оздоровительный комплекс.
Пока не прочитала плакат, а это я смогла сделать только дома, английским я не владею, пришлось задействовать сына, не поняла, что это бани. Но то, что это строение связано с большим потреблением воды поняла сразу.
4. Несколько лет назад смотрела по телеку передачу про римские общественные туалеты. Там были вот такие столбики и стоки.
5. Между таких столбчатых фундаментов вода свободно попадала к стокам и удалялась из здания.
6. Где-то на возвышении была печь для нагревания воды.
7.Кувшины, найденные на раскопках.
8. Что за предмет на заднем плане я так и не поняла. Какая-то плоская каменная доска. Вырез на ней неглубоки. Для чего её использовали остаётся только догадываться.
Водосток. Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть III.
Города и жилища древних греков
Благодаря археологическим раскопкам мы можем достаточно отчетливо представить себе и то, как выглядели древнегреческие города, и то, как они менялись с течением времени. Примером раннего (X - VII вв. до Р.Х.) ионийского города может служить Смирна, остатки которой открыты на побережье Малой Азии. Город окружала стена, сложенная из кирпича-сырца. Дома Смирны представляли собой в высшей степени примитивные постройки. Стены их также строили из кирпича-сырца, крыши крыли соломой или тростником. Строения были очень небольшие по размерам (как правило, однокомнатные). Судя по сохранившимся фундаментам и остаткам стен, расположение их до кардинальной перестройке города во второй половине VII в. до Р.Х. не подчинялось никакому определенному плану и представляло из себя совершенно беспорядочную картину. Дома лепились вплотную друг к другу, образуя подобие пчелиных сот. Здесь не было места ни для приусадебного участка, ни даже для порядочного двора. Улицы представляли собой узкие проходы между блоками домов, рассчитанные от силы на одного человека. В целом городские постройки Смирны отличались поразительным однообразием и свидетельствовали о довольно низком жизненном уровне массы горожан. Никаких сооружений общественного характера, ничего похожего на царский дворец или Пританей здесь пока не обнаружено.
Примерно в тоже время существовал город на острове Андрос, где археологи открыли фундамент храма. Напротив раскопан небольшой комплекс, похожий на царский дворец. В центре его располагалось просторное квадратное помещение с каменными скамьями вдоль стен. На них во время пиров могли восседать царские сотрапезники. Жилые дома в Андросе построены также без всякой системы, вплотную друг к другу, как и в Смирне.
Первые из пока открытых общественных зданий, которые можно уверенно определять как Пританей, появляются в VIII в. до Р.Х. С этого времени возникает и другое новшество: города начинают четко делиться на две части: незаселенный акрополь - место расположения всякого рода общественных зданий, - и располагавшийся около его подножья собственно жилой массив. Другой обязательной принадлежностью любого греческого города делается агора – городская площадь. Здесь находился городской рынок и протекала в основном общественная жизнь полиса. Так в Афинах на эту площадь выходили все важнейшие здания: высшие правительственные учреждения, суды и храмы. Тут же возвышались статуи героев-эпонимов, на пьедесталах которых вывешивались официальные объявления, и трибуна, откуда глашатай объявлял о различных распоряжениях и судебных приговорах. Среди всех этих зданий и вокруг них теснились торговцы. Для каждого отдельного вида продуктов было отведено особое место, которое и носило наименование продукта, продававшегося здесь. Так существовали части «сырная», «рыбная», «горшечная», «винная» и т.п. Продавцы размещались: одни – на открытом воздухе, другие – в палатках, третьи – в небольших переносных лавочках, сделанных из сплетенных ветвей или из камыша. Крестьяне-торговцы из окрестных сел устраивались в большой крытой палатке посреди агоры и предлагали покупателям фрукты, овощи, молоко, стоя за высокими прилавками. Продавцы мяса и рыбы раскладывали свой товар на мраморных плитах, чтобы тот оставался прохладным в течение дня. Вокруг площади располагались лавочки парфюмеров, менял, цирюльников. Там шли шумные обсуждения политических вопросов, анекдотических семейных происшествий. В известные часы, когда прекращалась рыночная толкотня, площадь представляла удобное место для тех, кто хотел полюбоваться зрелищем толпы или стремился показать себя другим. Ненасытная жадность греков к новостям, как следствие живости их ума и праздной жизни, заставляла их искать общения друг с другом. Иногда под разными портиками, разбросанными по городу, встречались группы избранных людей, ведущих поучительные разговоры.
Отличительной особенностью любого раннего греческого города была теснота. На главных улицах происходила постоянная толкотня и давка. Узкие и кривые переулки, суженные к тому же выступами и балконами первых этажей, едва давали доступ свету. Это доставляло большие неудобства, и в V в. до Р.Х. архитектор Гипподам из Милета произвел настоящий переворот в методике городской застройки: при своих работах в афинском Пирее, а также на острове Родос он стал располагать улицы сообразно правильному плану, а дома выстраивать по прямой линии. С тех пор облик греческих городов стал постепенно меняется. Они делаются более просторными и красивыми. На смену жалким лачугам приходят настоящие дома. А поскольку в густо застроенных кварталах города трудно было найти место для возведения просторного дома, жизнь выплескивается за городские стены. Старинные города обрастают предместьями, где роскошь имела для своего развития гораздо более свободы.
2. Планировка и устройство домов
В течение долгого времени в греческих городах понятие о роскоши было применимо только по отношению к общественным зданиям. Частные жилища поражали своей убогостью. Это были маленькие одноэтажные, выбеленные известкой домики. Их обстановку составляли постель с покрывалами, сундук, несколько красивых разрисованных ваз, развешанное по стенам оружие, лампа совершенно первобытного устройства. Всего перечисленного бывало достаточно даже для знатных людей. Греки того времени, очевидно, редко бывали дома, а все свое время проводили на свежем воздухе, под портиками, на агоре и в гимнасиях.
Из сеней попадали во двор, окруженный с трех, а иногда и с четырех сторон галереей с колоннами. Этот двор был центром дома; он часто служил дневным местопребыванием хозяина. Здесь принимали гостей, а в хорошую погоду тут устраивалась даже столовая. Посреди двора устанавливался жертвенник Зевсу Гераклейскому. В глубине, направо и налево, в углах двора или в боковых комнатах располагались жертвенники богам собственности или богам-покровителям семьи. По обеим сторонам под портиками шли различные помещения, спальни, кладовые, службы. Тут же находилась комната для гостей.
Греческие дома, в особенности в Афинах, почти всегда строились в два этажа. Когда для семьи владельца было достаточно комнат нижнего этажа, комнаты верхнего охотно сдавались в наем посторонним. В этом случае лестницы из верхних комнат выходили прямо на улицу. В небогатых домах второй этаж соединялся с нижним внутренней лестницей; в этом случае в нем помещались кладовые, чердак, а часто также женские комнаты и помещение для служанок. Крыша у всех домов была черепичная.
В стенах со стороны улицы прорезывались небольшие окна, у которых любили проводить время женщины. Закрывались они только ставнями, так как оконные стекла появились в значительно более позднюю эпоху.
Дом земледельца был устроен проще. Стены каменные, потолка не было, крыша крылась черепицей. Вместо окон в стенах проделывались отверстия, которые на ночь запирались досками, полом служила утоптанная и выравненная земля. Огонь разводидся в очаге, который был сложен из нескольких больших камней. На стенах устраивали полки для посуды и крючки для одежды. Дом делился на две половины. В одной половине жили люди, а другая служила кладовой. Здесь хранили провизию, сосуды, земледельческие орудия; сюда же на ночь загоняли домашнюю птицу. Перед домом устраивалась небольшая загородка из кустарника, за которой складывали навоз. Во дворе росли деревья, в тени которых обычно располагали ткацкий станок. В отдалении помещалось отхожее место.
Особо следует сказать об устройстве дверей. В отличие от наших двери в античном доме не навешивались на петлях, а вставлялись: дверные половинки вверху и внизу были снабжены шипами, которые входили в соответствующие гнезда – отверстия, сделанные в притолоке и потолке. Из описания Феофраста ясно, что гнездо вытачивали из вяза, придавая ему форму, соответствующую шипу (по всей вероятности, коническую); затем гнезда вставляли в отверстие, проделанное в притолоке и пороге; причем, разумеется, гнездо следовало пригнать вплотную. Сами двери чаще всего делали из пихты и устанавливали на место на второй или на третий год после изготовления, когда древесина достаточно высыхала. Дорогие двери изготавливали из вяза, имевшего гладкую желтую древесину.
К концу описываемой эпохи неотъемлемой частью жизни греков становятся бани. Они разделялись на общественные и частные. Частные были доступны только состоятельным людям, но любой гражданин за небольшую плату мог помыться в бане общественной, многие посещали их просто ради удовольствия. Банщики снабжали купающихся по мере надобности маслом, жирной глиной и содой (они использовались вместо мыла), а также различными снадобьями, которые употреблялись при мытье.
На одной расписной вазе можно видеть изображение древней бани, располагавшейся прямо под открытым портиком. Внутри из пасти двух пантер течет вода, которая падает в виде душа на двух стоящих мужчин. Они трут себе при этом грудь, шею и плечи, выполняя те обязанности, которые позже несли на себе прислужники. Одежда моющихся развешана прямо на деревьях. Позже бани помещались в закрытых помещениях. В них появились специальные комнаты для умащений и хранения одежды, а также ванны, в которых можно было лежать (первыми их ввели в употребление сибариты). В некоторых банях устраивались даже водоемы, снабженные проточной водой. Но чаще на рисунках встречается изображение больших круглых сосудов; около них стоят купающиеся мужчины или женщины, которые обливаются водой или занимаются своим туалетом.
Дома в древней греции строили из
Архитектура древней Греции не так величественна как египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные.
Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм - легкий, воздушный, пронизанный светом портик - великое изобретение греков, живущее и по сей день.
С легкостью морского ветра, подобно мыслям древнегреческих философов, облаченные в стройную логическую цепочку, здесь выстраиваются конструктивные элементы и пропорции, которые стали основой многих архитектурных стилей для будущих поколений.
Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания - ордер. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.
Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней - египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.
Дорический ордер. Парфенон
Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами - каннелюрами - единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита - абака, на которой покоилось перекрытие. Примеры храмов, выполненные в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афеи на острове Эгина, Парфенон
Дома в древней греции строили из
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом д ревнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью), ухаживали за бородой.
Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно.
В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.
Дома в древней греции строили из
Города в Древней Греции были окружены каменными стенами. Внутри стен стояли частны е дома, храм ы, мастерски е ремесленников. В центре каждого города находился рынок с различными магазинами и большой закрытой галереей.
Агора ( так назывался рынок) была также центром общения, где обсуждали сь повседневные проблемы. Это было большое открытое пространство, которое греки использовали в качестве рынка и места встречи.
Во многих греческих городах был и акрополи, стадионы, где проходили спортивные состязания и театр под открытым небом. Театр был одним из главных развлечений древних греков, иногда спектакль мог длиться целый день (во время состязаний драматургов). Поэтому греки старались в эти дни как можно раньше выйти из дома, чтобы занять лучшие места.
Дома в Древней Греции были простыми и строились из глиняных кирпичей, покрытых штукатуркой. Потолки были выложены плиткой. В окнах не было стёкол, они были простыми дырами в стене. Обычно жилые комнаты располагались вокруг центрального двора. В комнатах было мало мебели, только само е необходимо е .
В каждом греческом городе был высший класс благородного происхождения, средний класс и класс рабов, не имевших политических или юридических прав.
Когда ребенок ро ждался , его не признавали, пока ему не исполнилось пять дней, затем проводилась специальная церемония. Родители имели законное право отказаться от своего новорожденного, его мог ли усыновить другие пары у которых не было детей.
До семи лет мальчики были с родителями дома, затем их отдавали в школу. Там они учились считать, писать, читать, играть на гитаре и лире. После школы их забирали в армию.
Девочки не учились в школе. Мама учила их вести домашнее хозяйство. Молодые девушки выхоли замуж в пятнадцатилетнем возрасте обычно за своего сосед а.
Женщины несли ответственность за финансовое управление домом и за домашние дела. Женщины из высшего сословия редко покидали дом и отправляли рабов по всем нуждам дом а . Но всем женщинам, независимо от их сословия, приходилось шить семейную одежду. Однако это не означает, что они не интересовались собой. Многие красиво одевались, красились, меняли прически. У некоторых было много горничных, которые выполняли свои обязанности.
В Спарте девочки учились в школе, женщины Спарты принимали участие во многих городских мероприятиях и вели себя более свободно.
О снову рациона древних греков составляли хлеб и сыр из козьего молока. Мясо считалось роскошью, но рыбы и овощей было много. Основными элементами древнегреческого рациона были оливки, лук-порей, лук, чеснок и гусиные яйца, а также изюм, абрикосы, яблоки, инжир, гранаты и груши.
Древние греки пили в основном воду, которую часто подслащ али медом. Вино также было широко распространено в Древней Греции, оно разбавлялось водой, так как считалось слишком крепким, чтобы употреблять его в чистом виде .
Читайте также: